Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 мая 2023 г. по заявке N 2022714157
Заявка: |
2022714157 |
Название: |
ТЕНДЕРВСЕМ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
27.12.2022 |
Дата коллегии: |
15.03.2023 |
Дата утверждения: |
05.05.2023 |
Заявитель: |
Глазова Ирина Григорьевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.12.2022, поданное Индивидуальным предпринимателем Глазовой Ириной Григорьевной, г. Владимир (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022714157, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022714157, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 06.03.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 36, 41, 42 и 45 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 20.09.2022 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022714157 ввиду несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указано, что словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" (сложносоставное слово, состоящие из двух словесных элементов: "ТЕНДЕР" - вид торгов (обычно международных), конкурсная форма размещения заказа на рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплексных объектов и выполнения других работ, представляющая собой соревнование оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации; "ВСЕМ" - от слова "весь" - указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, лиц, явлений/См. Интернет: https://gufo.me/dict/law/тендер; https://kartaslov.ru/значение слова/весь), указывает на вид и назначение оказываемых услуг 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Слитное написание слов "ТЕНДЕРВСЕМ" не придает обозначению дополнительную различительную способность, отличную от восприятия отдельных входящих в него элементов.
Так как в заявленном обозначении неохраняемый элемент занимает доминирующее положение, то оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знак обслуживания) для всех заявленных услуг 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.12.2022, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 20.09.2022.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение не является описательным, поскольку не указывает на вид и назначение заявленных услуг без дополнительных рассуждений, домысливания или ассоциаций;
- словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" не подлежит разделению на два отдельных слова "ТЕНДЕР" и "ВСЕМ", является фантазийным в отношении заявленных товаров и услуг;
- если рассматривать словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" как сочетание слов "ТЕНДЕР" и "ВСЕМ", то смысловое значение комбинации данных слов в целом отличается от смысла отдельных входящих в нее слов, вызывая в сознании потребителей различные ассоциации;
- словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" прямо не характеризует заявленные услуги без дополнительных рассуждений, домысливания и ассоциаций, что свидетельствует о наличии у этого обозначения различительной способности и об отсутствии у него какой-либо описательности;
- в оспариваемом решении не содержится обоснования вывода о том, что словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" является указывающим на вид и назначение оказываемых услуг;
- словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" (вне зависимости от слитного или раздельного его прочтения) никак не может характеризовать те или иные услуги 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ, указывая на их вид, назначение, свойства и иные характеристики, поскольку не существует такого вида услуг как "ТЕНДЕРВСЕМ"/"ТЕНДЕР" или назначения, свойств и прочих характеристик услуг, обозначаемых как "ТЕНДЕРВСЕМ"/"ТЕНДЕР";
- невозможно объяснить, каким образом было установлено, что словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" указывает на вид и назначение, например, таких услуг как "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; аренда офисного оборудования в коворгинге; бюро по найму; консультации по управлению персоналом; менеджмент в области творческого бизнеса; прокат фотокопировального оборудования; взыскание арендной платы; обмен денег; оценка произведений искусств; услуги по выплате пенсий; хранение в сейфах; академии (обучение); аренда комнатных аквариумов; парки аттракционов; прокат звукозаписей; шоу-программы; анализ воды; аренда счетчиков для учета потребления энергии; калибровка (измерения); размещение компьютерных веб-сайтов; агентства брачные; выпуск голубей на особых событиях; помощь в надевании кимоно; проведение религиозных церемоний";
- заявленные услуги никаким образом не могут быть охарактеризованы (описаны) словесным элементом "ТЕНДЕРВСЕМ" или "ТЕНДЕР";
- в сфере деятельности подавляющего большинства заявленных услуг слово "ТЕНДЕР" вовсе не употребляется и не применимо к ним в каком бы то ни было значении;
- обжалуемое решение Роспатента нарушает принципы единообразного подхода экспертизы к охраноспособности обозначений, поскольку на имя иных лиц зарегистрированы товарные знаки со словесным элементом "ТЕНДЕР": товарный знак "" по свидетельству N 697416, товарный знак "" по свидетельству N 715604, товарный знак "" по свидетельству N 737624, товарный знак "" по свидетельству N 724910, товарный знак "" по свидетельству N 591775, товарный знак "" по свидетельству N 568011, товарный знак "" по свидетельству N 512893, товарный знак "" по свидетельству N 604951, товарный знак "" по свидетельству N 859209, товарный знак "" по свидетельству N 636923, товарный знак "" по свидетельству N 744958, товарный знак "" по свидетельству N 747309, товарный знак "" по свидетельству N 844079;
- аналогичную положительную практику регистрацию товарных знаков можно привести и в отношении обозначений, содержащих в себе словесный элемент "ВСЕМ" (или "ВЕСЬ") и иной словесный элемент, также прямо не характеризующий вид и назначение оказываемых услуг, а именно: товарный знак "" по свидетельству N 645186, товарный знак "" по свидетельству N 846125, товарный знак "" по свидетельству N 785736, товарный знак "" по свидетельству N 571288, товарный знак "" по свидетельству N 716605, товарный знак "" по свидетельству N 452931, товарный знак "" по свидетельству N 633742, товарный знак "" по свидетельству N 498530, товарный знак "" по свидетельству N 834925;
- заявленное на регистрацию обозначение приобрело различительную способность в результате его использования заявителем;
- заявитель имеет сайт https://tendervsem.ru (домен зарегистрирован 13.02.2019), на котором размещено заявленное обозначение;
- заявитель имеет страницы в социальных сетях, где размещено заявленное обозначение, а именно: https://vk.com/tendervsem; https://ok.ru/tendervsem; https://dzen.ru/tendervsem; https://t.me/tendervsem и др.;
- заявитель длительное время на регулярной основе оказывает услуги с использованием заявленного обозначения субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Владимирской, Ярославской и Новосибирской областях, в том числе, в сотрудничестве с Государственными центрами поддержки предпринимательства: Государственное унитарное предприятие Новосибирской области "Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства"; Государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)"; Государственное автономное учреждение Владимирской области.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) от 20.09.2022 и принять решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022714157.
К возражению приложены следующие документы (в копиях):
(1) решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания, коллективного знака) от 20.09.2022;
(2) выписка из ЕГРИП в отношении ИП Глазовой И.Г.;
(3) скриншоты https://tendervsem.ru; https://vk.com/tendervsem; https://ok.ru/tendervsem; https://dzen.ru/tendervsem; https://t.me/tendervsem_official; flle:///C:/Users/User/Downloads/Яндeкc.Уcлyги%20-%20поиск%20услуг%20и%20специалистов.html;
(4) акты приемки оказанных услуг от 20.03.2020, 13.07.2020, 12.11.2019, 24.06.2022, 01.11.2021, 13.05.2022, 14.07.2022, 29.08.2022, 31.08.2021, 10.09.2021, 20.09.2021, 12.05.2022, 16.05.2022, 24.05.2022, 01.08.2022, 26.11.2019, 01.07.2020, 02.07.2020, 14.08.2020, 03.09.2020, 21.11.2021, 31.10.2021;
(5) договоры от 05.05.2022, 09.07.2021, 24.09.2021, 22.03.2022, 18.05.2022, 28.06.2022, 26.07.2021, 06.08.2021, 06.08.2021, 06.04.2022, 11.04.2022, 20.04.2022, 09.06.2022, 22.06.2022, 07.11.2019, 20.05.2020, 14.07.2020, 21.10.2021;
(6) договор аренды доменного имени от 13.02.2019; (7) скриншот личного кабинета.
На заседании коллегии по рассмотрению возражения, состоявшемся 15.02.2023, а также в уведомлении от 21.02.2023, на основании пунктов 29 и 45 Правил ППС приведены дополнительные мотивы для отказа в регистрации заявленного обозначения, а именно: заявленное обозначение для части заявленных услуг не соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса; заявленное обозначение для части заявленных услуг не соответствует подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В корреспонденции, поступившей 13.03.2023, заявитель представил свои возражения относительно дополнительных мотивов для отказа в регистрации заявленного обозначения, существо которых сводится к следующему:
- не присущее товару/услуге свойство не может быть воспринято как правдоподобное указание;
- коллегия не представила заявителю анализ наличия/отсутствия ложности спорного обозначения для услуг, перечисленных в уведомлении от 21.02.2023;
- указание на несоответствие заявленного обозначения подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса нарушает права заявителя на объективное и всестороннее рассмотрение возражения.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (06.03.2022) заявки N 2022714157 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Согласно подпункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное обозначение по заявке N 2022714157 представляет собой комбинированное обозначение "", доминирующее положение в котором занимает словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита таким образом, что часть "ТЕНДЕР" выполнена буквами темно-синего цвета, а часть "ВСЕМ" - буквами голубого цвета. Слева от словесного элемента "ТЕНДЕРВСЕМ" размещено изображение диаграммы и стрелки, выполненных в той же цветовой гамме. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении услуг 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в заявке.
Для оценки того, соответствует ли обозначение (элементы обозначения) требованиям пунктов 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса необходимо учитывать его (их) смысловое содержание, а также те виды товаров/услуг, в отношении которых испрашивается предоставление ему правовой охраны.
В заявленном обозначении слитное выполнение слов "ТЕНДЕР" и "ВСЕМ" не приводит к появлению нового слова, обладающего самостоятельным лексическим значением.
Очевидно, что словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" заявленного обозначения образован путем слитного написания слов русского языка "ТЕНДЕР" и "ВСЕМ", которые имеют следующие значения:
"ВСЕМ" - от местоимения "все" (целый, полный, без изъятия), то есть предназначенный для всеобщего внимания/сведения/пользования и т.п. в зависимости от контекста;
"ТЕНДЕР" - конкурсная форма проведения подрядных торгов; соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации. Тендерная документация - комплект документов, содержащих информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения торгов. Тендерная документация разрабатывается тендерным комитетом и распространяется среди возможных участников торгов.
Слово "ВСЕМ" в силу своего значения не привносит качественно новый смысл, обуславливаемый понятием "ТЕНДЕР", связанный с определенной формой обеспечения торгово-закупочной деятельности, так как означает исчерпывающий охват явлений, товаров / услуг, связанных со словом "ТЕНДЕР".
С учетом приведенных значений спорного элемента коллегия оценила вероятные ассоциативные связи потребителей в отношении указанных в перечне заявки услуг.
Открытые торги - торги, к участию в которых приглашаются все желающие фирмы и организации. О проведении открытых торгов публикуются объявления в периодической печати. Большое число участников обостряет конкуренцию, что позволяет разместить заказы на более выгодных условиях. Закрытые торги - торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов. Объявления о проведении закрытых торгов не публикуются, приглашения принять в них участие направляются в индивидуальном порядке. Обычно в закрытых торгах участвуют наиболее крупные фирмы или их консорциумы (http://www.glossary.ru).
При этом в соответствии со статьями 97, 98 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в сфере закупок осуществляется мониторинг и аудит (мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков; аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований).
Сочетание в заявленном обозначении слов "ТЕНДЕР" и "ВСЕМ" порождает единственно возможное представление о характеристиках оказываемых услуг, как направленных на реализацию различными субъектами права на участие в торгово-закупочной деятельности (как заказчикам, так и исполнителям) - предоставление услуг по организации тендеров и тендерному сопровождению (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тендерное_сопровождение).
Регистрация заявленного обозначения испрашивается, в частности, для услуг, представляющих собой услуги в сфере бизнеса, в том числе, связанные с обслуживанием, помощью, консультированием по различным аспектам участия в/проведения торгово-закупочной деятельности, услуги информационного характера, то есть услуг, сопровождающих торгово-закупочную деятельность, соответственно, характеризуемых словом "ТЕНДЕРВСЕМ".
Таким образом, в отношении услуг:
- "консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; консультации профессиональные в области бизнеса; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; исследования в области бизнеса; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации", являющихся бизнес-услугами,
- "услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; продвижение продаж для третьих лиц; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; макетирование рекламы; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; проведение аукционов; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; организация показов мод в рекламных целях; оформление витрин; проведение коммерческих мероприятий; публикация рекламных текстов; радиореклама; услуги по исследованию рынка; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; управление процессами обработки заказов товаров; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги PPC; телемаркетинг; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц", представляющих собой услуги, направленные на продвижение товаров/услуг третьих лиц,
- "агентства по коммерческой информации; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; ведение автоматизированных баз данных; обновление и поддержание информации в регистрах; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление деловой информации; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; пресс-службы; регистрация данных и письменных сообщений; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных", представляющих услуги информационного обеспечения, - "анализ себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; подготовка платежных документов; прогнозирование экономическое; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по сравнению цен; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги в области общественных отношений; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по составлению перечня подарков; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги секретарские; услуги стенографистов; услуги фотокопирования; обработка текста; услуги машинописные", относящихся к бухгалтерским и секретарским услугам, сопровождающим участие в торгах, заявленное обозначение со словесным элементом "ТЕНДЕРВСЕМ" является характеризующим эти услуги как предназначенные для помощи в проведении/организации/мониторинга/сопровождении участия в конкурсной форме проведения подрядных торгов.
Также по отношению к услугам:
- "анализ финансовый; исследования финансовые; инвестирование; менеджмент финансовый; оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка леса на корню финансовая; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; оценка стоимости разработок в нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; оценка финансовая активов интеллектуальной собственности; оценка шерсти финансовая; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; оценки финансовые по запросу при заключении договора о поставках; проверка подлинности чеков; оценки финансовые стоимости ремонта; услуги по составлению смет для оценки затрат; организация финансирования строительных проектов; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; перевод денежных средств в системе электронных расчетов с использованием технологии блокчейн; перевод криптоактивов электронный; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей; экспертиза налоговая; поручительство; посредничество при реализации углеродных кредитов; посредничество при страховании", являющимся финансовыми услугами,
- "консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; консультирование по вопросам задолженности; предоставление информации по вопросам страхования; предоставление финансовой информации; предоставление финансовой информации через веб-сайты", представляющим собой консалтинговые и информационные услуги,
- "исследования юридические; аудит на соответствие законодательству; консультации юридические по запросу при заключении договора о поставках; аудит на соответствие нормативным требованиям; услуги по подготовке юридических документов; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения", являющихся юридическими услугами, связанными с тендерным сопровождением, словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" ориентирует относительно назначения услуг, как связанных с конкурсной формой проведения торгов.
В то же время коллегия обращает внимание на то, что согласно статье 3 (ч. 1) Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах", по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Оплата услуг не осуществляется в случаях, установленных федеральными законами. Указанный закон содержит запрет на проведение организованных торгов лицам, не имеющим соответствующей лицензии (лицензии биржи или лицензии торговой системы), а также запрет организатору торговли заниматься определенными видами деятельности, в частности: производственной; торговой; страховой; деятельностью кредитных организаций; деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельностью акционерных инвестиционных фондов; деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
В связи с этим указание слова "ТЕНДЕРВСЕМ" по отношению к некоторым услугам заявленного перечня является ложным или способным вводить потребителя в заблуждение, а именно, по отношению к услугам 35 класса МКТУ "организация торговых ярмарок; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями", услуг 36 класса МКТУ "агентства кредитные; аренда финансовая; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; услуги брокерские; краудфандинг; клиринг; котировки биржевые; маклерство; кредитование под залог; ликвидация торгово-промышленной деятельности [финансовые услуги]; обмен денег; обмен криптоактивами финансовый; агентства по взысканию долгов; обслуживание банковское дистанционное; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции факторные; организация денежных сборов; предоставление ссуд [финансирование]; предоставление ссуд под залог; размещение фондов; сбор благотворительных средств; спонсорство финансовое; посредничество биржевое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров; управление финансовое выплатами возмещений для третьих лиц; услуги актуариев; услуги банковские; услуги мобильного банкинга; услуги платежные через электронный кошелек; услуги резервных фондов; услуги сберегательных банков; услуги сберегательных фондов; услуги финансовые таможенных брокеров; сделки посреднические с акциями и облигациями".
Возникновение неверного представления относительно оказываемых услуг по отношению к перечисленным в предыдущем абзаце услугам основано на смысловом содержании словесного элемента заявленного обозначения, связанным с оказанием услуг тендерного сопровождения, к которому относят: мониторинг предложений о заключении договоров в рамках конкурсных заявок, юридическое, бухгалтерское, организационное и консалтинговое сопровождение при подаче конкурсных заявок на заключение договоров, оказание бизнес-услуг и услуг в области информационных технологий, связанных с заключением договоров по конкурсным заявкам, оказание посреднических услуг, направленных на обеспечение участия в торгах.
Элементы обозначений, указывающие на вид товара и (или) его характеристики и (или) содержащие сведения об изготовителе через ассоциации, которые они вызывают у потребителя, относят к способным ввести в заблуждение.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов (пункт 37 Правил).
При этом коллегия усматривает наличие правдоподобности неверного восприятия потребителями, поскольку названные услуги близки по назначению, но не связаны с услугами тендерного сопровождения.
Коллегия отмечает, что заключение договоров на конкурсной основе может иметь место практически в любой сфере деятельности, однако восприятие обозначения "ТЕНДЕРВСЕМ" как ориентирующего о том, что маркируемые им услуги оказываются по договорам, заключаемым на торгах, основано на рассуждениях, что позволяет сделать вывод о фантазийном характере иных услуг рассматриваемого перечня.
Таким образом, заявленное словесный элемент "ТЕНДЕРВСЕМ" заявленного обозначения и, как следствие, все обозначение в целом не соответствует требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса для части услуг 35, 36 и 45 классов МКТУ.
Что касается доводов возражения о том, что Роспатентом зарегистрированы иные товарные знаки, словесные элементы которых включают часть "ТЕНДЕР", либо часть "ВСЕМ", коллегия отмечает, что в данном случае слово "ТЕНДЕР" выполнено слитно со словом "ВСЕМ", которое означает исчерпывающий охват чего-либо, определяемого другим словом (в данном случае "ТЕНДЕР"), что не относится к приведенным заявителем примерам. В рассматриваемом случае слово "ТЕНДЕР" связано со словом, не порождающим в совокупности новый неопределенный образ, не способный оцениваться как прямое указание характеристик услуг. Детальный анализ соответствия указанных в возражении товарных знаков требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса не может быть осуществлен в рамках настоящего возражения, поскольку относится к самостоятельному спору, предусмотренному статьями 1512, 1513 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются, в частности, в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Анализ представленных заявителем материалов показал, что акты выполненных работ и договоры не содержат упоминания обозначения "ТЕНДЕРВСЕМ", оно содержится исключительно на скриншотах с сайтов в сети Интернет. Вместе с тем отсутствуют основания для вывода о том, что услуги заявителя оказывались им непосредственно через указанный сайт. Аналогично, отсутствуют сведения о том, что договор и акты, касающиеся оказанию заявителю рекламных услуг по продвижению, относятся к обозначению "ТЕНДЕРВСЕМ".
С учетом изложенного скриншоты сайтов/страниц в социальной сети и представленные документы об оказании услуг не соотносятся друг с другом, как следствие, не подтверждают факт использования заявителем обозначения "" при оказании услуг заявленного перечня ранее 06.03.2022.
Таким образом, коллегия не имеет оснований для вывода о приобретении заявленным обозначением различительной способности в отношении услуг, для которых спорное обозначение признано не соответствующим пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 27.12.2022, отменить решение Роспатента от 20.09.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022714157.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 мая 2023 г. по заявке N 2022714157
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru