Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2019739585/33
Заявка: |
2019739585/33 |
Название: |
CULTU |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
23.11.2022 |
Дата коллегии: |
10.04.2023 |
Дата утверждения: |
18.05.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУДИНГ-ТРЕЙД" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 23.11.2022, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ЛУДИНГ-ТРЕЙД", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 757445, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак по заявке N 2019739585 с приоритетом от 09.08.2019 зарегистрирован 19.05.2020 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N 757445 в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства, на имя ООО "Юта", г. Нижний Новгород (далее - правообладатель).
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение "Cultus", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 23.11.2022 поступило возражение, в котором изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 757445 предоставлена в нарушение требований пункта 1, пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения, а также дополнений к возражению, сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак "Cultus" имеет семантическое значение "возделанный, обработанный", а также является созвучным имеющему сходное значение русскому слову "культивированный";
- обозначение "Cultus" указывает на органическое происхождение растительного сырья, используемого в производстве продукции. В отношении вина данное обозначение указывает, что оно произведено из культивированного винограда, выращенного по принципам органического земледелия;
- обозначение "Cultus" указывает на то, что маркированная им продукция представляет собой органические многосортовые вина из традиционных сортов винограда;
- обозначение "Cultus", являясь словом, указывающим на культурное возделывание винограда, используется многими производителями в различных странах мира для указания на то, что маркированное им вино являются органическим и произведено из традиционных сортов винограда по классической технологии;
- в силу своего семантического значения, оспариваемый товарный знак "Cultus" указывает на вид продукции, способ производства и вид сырья (органическое вино, произведенное по классической технологии из традиционного сорта винограда, выращенного по принципу органического земледелия) и при этом использовался многими производителями в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ задолго до даты приоритета оспариваемого товарного знака;
- поскольку оспариваемое обозначение "Cultus" указывает на то, что маркированные им товары (вино) произведены по классической технологии из традиционных сортов винограда, то у любого европейского производителя вина, осуществляющего производство органического вина по классической технологии, а также поставщиков указанной винной продукции на территории России может возникнуть необходимость в использовании данного обозначения на винной этикетке;
- лицо, подавшее возражение, отмечает, что правообладатель оспариваемого товарного знака предъявил иск к ООО "ЛУДИНГ-ТРЕЙД" как поставщику вин "CULTUS ORGANIC WINE TEMPRANILLO" и "CULTUS ORGANIC WINE AIREN" о взыскании компенсации в размере 14975785 рублей, в настоящий момент иск рассматривается в Арбитражном суде города Москвы, то есть, он создает препятствия для других производителей и поставщиков на территорию России органических вин из культивированного винограда;
- таким образом, применительно к товарам 33 класса МКТУ обозначение "Cultus" может восприниматься потребителями как характеристика товаров, способа их производства и вида сырья, ввиду чего не обладает различительной способностью и не соответствует пункту 1 статьи 1483 Кодекса;
- оспариваемый товарный знак "Cultus" имеет, среди прочих, семантическое значение "почитание, поклонение, культ; почёт, уважение; вероисповедание", и также созвучен имеющему сходное значение русскому слову "культ";
- в силу наличия указанного семантического значения потребитель может воспринимать оспариваемый товарный знак "Cultus" как имеющий религиозную семантику, связанный с религиозным культом, вероисповеданием либо что маркированные товарным знаком товары предназначены для совершения религиозных обрядов, отправления религиозного культа;
- предоставление исключительного права использования указанного словесного элемента в отношении любых товаров и услуг на имя одного лица, наделение его правом запрещать использование спорного обозначения "Cultus" неограниченному кругу лиц, в том числе религиозным организациям, явным образом противоречит публичному порядку, так как наделяет одно лицо монопольным правом запрещать его использование неограниченному кругу лиц, в том числе религиозным организациям, объединяющим приверженцев различных вероисповеданий, религиозных культов;
- следует учитывать, что использование слов и выражений, имеющих религиозную семантику, применительно к ряду товаров может быть расценено как оскорбление чувств верующих и будет противоречить принципам морали;
- регистрация обозначения "Cultus", имеющего семантическое значение "Вероисповедание", в отношении алкогольных напитков может быть также негативно воспринята верующими потребителями, как оскорбляющее чувства верующих, нарушающая морально-этические нормы;
- заинтересованность ООО "ЛУДИНГ-ТРЕЙД" в подаче настоящего возражения заключается в том, что лицо, подавшее возражение, является поставщиком алкогольных напитков, однородных товарам 33 класса МКТУ оспариваемого товарного знака;
- лицо, подавшее возражение, является дистрибьютором на российском рынке испанского вина "CULTUS ORGANIC WINE TEMPRANILLO";
- лицом, подавшим возражение, получено Заключение Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН N 118-2022 от 01.12.2022 г., подготовленного по итогам социологического опроса, проведенного с 11.11.2022 г. по 28.11.2022 г. среди совершеннолетних жителей Российской Федерации - потребителей вина (33 класс МКТУ), которое подтверждает доводы лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак "Cultus" представляет собой обозначение, характеризующее товары 33 класса МКТУ.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать правовую охрану товарного знака по свидетельству N 757445 недействительной в отношении всех товаров 33 класса МКТУ.
К возражению были приложены следующие материалы:
1. Сведения словарей в сети Интернет - 3 л.;
2. Копия заключения ВНИИПБиВП от 29.09.2022 г. N 955/1-12Д - 7 л.;
3. Копии сведений из официального сайта ВНИИПБиВП - 6 л.;
4. Выгрузка сведений из официального сайта Росалкогольрегулирования - 14 л.;
5. Копия этикетки вина "CULTUS ORGANIC TEMPRANILLO" (с официального сайта РАР) - 2 л.;
6. Копия этикетки вина "CULTUS ORGANIC AIREN" (с официального сайта РАР) - 2 л.;
7. Копия этикетки вина "Cultus Boni CHIANTI CLASSICO" (с официального сайта РАР) - 2 л.;
8. Копии сведений с сайта винодельни "Cultus" (Випава, Словения) - 3 л.;
9. Копии сведений из общедоступных источников в сети Интернет в отношении винограда сорта Темпранильо - 15 л.;
10. Копии сведений из общедоступных источников в сети Интернет в отношении винограда сорта Айрен - 2 л.;
11. Копии сведений сайта zdegustowany.com (вино Bock Cultus Cuvee Villanyi 2016) - 4 л.;
12. Копия письма МДА РПЦ от 28.01.2021 г. N 75 - 3 л.;
13. Копия письма Управления делами Московской Патриархии от 20.11.2000 г. N 5946 - 1 л.;
14. Копия контракта N 773/010/0997 от 25.02.2019 г. - 7 л.;
15. Копия декларации соответствия ЕАЭС вино "КУЛЬТУС ОРГАНИК ТЕМПАРИЛЬО" и "КУЛЬТУС ОРГАНИК АЙРОН" - 1 л.;
16. Копии ГТД - 5 л.;
17. Копии сведений сайта web.archive.org - 10 л.;
18. Копия определения Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2022 г. по делу N А40-222640/22-12-1697 - 2 л.;
19. Заключение Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН N 118-2022 от 01.12.2022 г.;
20. Копии сведений сайта https://web.archive.org - 15 л.;
21. Информационный буклет кооператива Bodegas Yuntero (Испания) - 2 л.;
22. Буклет вина "CULTUS ORGANIC WINR AIREN 2015" - 1 л.;
23. Буклет вина "CULTUS ORGANIC WINR TEMPRANILLO 2015 " - 1 л.; - фото бутылок вина "CULTUS ORGANIC WINR" - 1 л.;
24. Копия прайс-листа кооператива Bodegas Yuntero (Испания) - 2 л.;
25. Копии счетов-фактур за 2017-2018 гг. - 3 л.;
26. Заключение Института социологии РАН N 36-2023 от 28.03.2023 г., - 63 л.;
27. Заключение ВНИИ ПИЩЕВОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ от 17.03.2023 г. N 410/1-ЛТЛВП-20/2023 - 2 л.;
28. Заключение специалиста Р.Ф. Баликоевой (с приложением) от 21.03.2023 г. - 8 л.;
29. Копия Рецензии на Заключение N СО-0802-06 от 10.02.2023 г. - 11 л.
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, представил отзыв на возражение, а также дополнения к отзыву, доводы которых сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак "Cultus" является фантазийным и семантически нейтральным по отношению к товарам 33 класса МКТУ;
- слово "Cultus" имеет множество значений, из которых не следует, что данный словесный элемент связан с виноградом и/или виноградарством;
- представленный с возражением ответ Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (далее по тексту ВНИИПБиВП) N 955/1-12Д от 29.09.2022 г. не является официальным заключением по результатам исследования, не содержит ссылки на те или иные основания, нормы, в силу которых сделан вывод об органическом происхождении растительного сырья, используемого в производстве продукции;
- дополнительно необходимо отметить, что в российских школах не преподается латинский язык, а среднестатистичекий потребитель не понимает вариативность значений латинского слова "Cultus";
- важно подчеркнуть, что товарный знак "Cultus" фонетически не созвучен ни с одним русским словом, имеющим религиозную направленность. Кроме того, графически оспариваемый товарный знак не включает ни религиозных символов, ни чтимых верующими изображений;
- ООО "Юта" обратилось в ООО "Научно-исследовательский институт защиты интеллектуальной собственности" для проведения социологического исследования, а также психологической экспертизы потребительского поведения;
- доводы возражения опровергаются выводами заключения Научно-исследовательского института защиты интеллектуальной собственности (далее по тексту НИИЗИС) N СО-0820-06 от 10 февраля 2023 года по результатам проведенного с 20 декабря 2022 года по 20 января 2023 года социологического опроса среди жителей Российской Федерации в возрасте 21 год и старше - потребителей вина (33 класс МКТУ) (далее по тексту Заключение НИИЗИС);
- результаты опроса говорят о том, что товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445 не может считаться вошедшим во всеобщее употребление на сегодняшний день, кроме того, результаты опроса свидетельствуют об отсутствии на сегодняшний день восприятия потребителями тестируемого знака как указывающего на определенные характеристики вина, также, проставленный на вине знак "Cultus", не противоречит принципам гуманности и морали, а также не является оскорбительным для верующих потребителей;
- из представленного лицом, подавшим возражение, письма ВНИИ Пищевой биотехнологии от 17.03.2023 года исх. N 410/1-ЛТЛВП-20/2023, следует что обозначение "Cultus" используется не только для маркировки вина, но и для маркировки пива в том числе, следовательно, слово "Cultus" используется для маркировки продукции, произведенной не только из винограда;
- правообладатель отмечает, что поскольку существует множество значений латинского слова "Cultus", не понятно почему в возражении делается вывод о том, что на этикетках виной продукции данное слово употребляется в значении "культурный". С такой же долей вероятности можно утверждать, учитывая отсутствие определяемого слова, что "Cultus" - существительное, означающее "культура". Как обозначено в заключении лингвиста N 531 от 24.03.2023 г., вне контекста определить семантику исследуемого обозначения невозможно.
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения, поступившего 23.11.2022 и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 757445.
30. Сведения о языках России в порядке численности владеющих;
31. Копия договора возмездного оказания услуг N КУ-15/12-22 от 15.12.2022;
32. Копия письма исх. ИФ 63-2022 от 22.12.2022 г.;
33. Копия заключения N СО-0802-06 от 10.02.2023 г.;
34. Копия отзыва N 44 от 29 декабря 2022 года на социологический опрос, проведенный с 11 ноября 2022 года по 28 ноября 2022 года, результаты которого используется в рамках Заключения N 118-2022 от 01 декабря 2022 года;
35. Копия сведений с официального сайта ВНИИПБиВП;
36. Копия сведений с официального сайта АНО "Левада Центр";
37. Заключение лингвиста N 531 от 24.03.2023 г.;
38. Сведения с сайта Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Виноград культурный;
39. Копия заключения лингвиста N 531 от 24.03.2023 г.;
40. Ответ на критические замечания к Заключению ООО "НИИ ЗИС" N СО-0802-06 от 10 февраля 2023 г., в котором приведены комментарии к выводам рецензии Компании "Аналитическая социология";
41. Техническая справка к Заключению ООО "НИИ ЗИС" N СО-0802-06 от 10 февраля 2023 г.;
42. Заключение N ПС-04 от "07" апреля 2023 года по результатам проверки достоверности и надежности заключения N СО-0802-05 от 10 февраля 2023 г. и N СО-0802-06 от 10 февраля 2023 г., подготовленных Научно-исследовательским институтом защиты интеллектуальной собственности, согласно которому исследования, в рамках которых были подготовлены обозначенные заключения, являются объективными, достоверными и могут использоваться для принятия решений;
43. Исследование специалиста-товароведа N ТЭ-0404-14 от 07 апреля 2023 г.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета товарного знака (09.08.2019) правовая база для рассмотрения возражения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, общепринятые наименования.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Согласно пункту 35 Правил вышеуказанные элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Для доказательства приобретения различительной способности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение "Cultus", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
При подаче возражения лицом, его подавшим, были представлены сведения о том, что между ним и правообладателем оспариваемого товарного знака ведутся судебные споры, касающиеся использования обозначения "Cultus".
Кроме того, лицо, подавшее возражение, ведет хозяйственную деятельность по продвижению алкогольных напитков с использованием обозначения "Cultus".
Изложенное позволяет коллегии усмотреть заинтересованность ООО "ЛУДИНГ-ТРЕЙД" в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 757445 в отношении товаров 33 класса МКТУ по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
Относительно доводов лица, подавшего возражение, о том, что регистрация оспариваемого товарного знака по свидетельству N 757445 произведена с нарушением положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса, коллегия отмечает следующее.
Словесный элемент "Cultus" оспариваемого товарного знака представляет собой слово, которое является лексической единицей латинского языка и согласно справочной литературе переводится на русский язык как:
- cultus, a, um 1) возделанный, обработанный, культивированный; 2) украшенный, нарядный, изящный; 2) образованный, утонченный, облагороженный.
- cultus, us m 1) возделывание, обработка поля, уход за растениями; 2) разведение; 3) уход, попечение, питание; 4) украшение, наряд; 5) образ жизни; 6) воспитание; 7) роскошный образ жизни, роскошь; 8) обстановка, убранство, одежда, гардероб, туалет; 9) образование, развитие, воспитание; 10) почитание, поклонение; 11) почитание, угождение, см. https://la-rus-dict.slovaronline.com/18954-cultus; https://classes.ru/all-latin/dictionary-latin-russian1-term-6365.htm.
Исходя из приведенных толкований, и с учетом того, что обозначение предназначено для сопровождения алкогольной продукции в хозяйственном обороте, слово "Cultus" будет восприниматься именно как вид товара, а именно будет указывать на то, что данная продукция состоит из культивированного сырья, то есть специально созданного (выращенного) человеком.
При этом, слово "Cultus" и русское слово "культивированный" (Культивировать, -рую, -руешь; несовершенный вид, переходный глагол. 1. (совершенный вид прокультивировать). С.-х. Подвергать культивации. 2. Разводить, выращивать (растения, злаки). 3. Развивать, совершенствовать что-либо какими-либо способами, приемами; содействовать развитию чего-либо; насаждать, см. https://sinonim.org) являются созвучными и воспринимаются российским потребителем как имеющие отношение к чему-то более лучшему, специально созданному.
Таким образом, использование данного слова при сопровождении алкогольной продукции, будет прямо характеризовать саму продукцию, позволяет прийти к выводу о том, что использование обозначения "Cultus" на упаковке товаров не способно выполнять индивидуализирующую функцию товарного знака.
Кроме того, лицом, подавшим возражение, были представлены материалы [26, 27, 28].
Так, в заключении Института социологии РАН N 36-2023 от 28.03.2023 [26], подготовленное по результатам социологического анализа документов (научной и учебной литературы, а также общедоступных сведений из сети Интернет), сделаны выводы о том, что употребление слова "Cultus" в отношении вина указывает на свойства этого вина как изготовленного из культивированного винограда, при этом обозначение "Cultus" на протяжении длительного времени до 2019 года и непосредственно перед ним в отношении вина использовалось различными производителями.
Из заключения ВНИИ ПИЩЕВОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ [27], следует, что обозначение "Cultus" характеризует свойства товаров и является описательным в отношении вина и винных напитков, а также используется различными производителями в разных странах мира при маркировке спиртных напитков. В указанном заключении сделан вывод о том, что слово "Cultus" в переводе с латинского языка имеет несколько значений, но для спиртных напитков, в том числе для вина, подходит только понятия "возделанный, обработанный", что соответствует русскому понятию "культивируемый". В отношении вина это означает, что оно произведено из культивированного винограда по традиционной технологии без применения химикатов.
Из представленного заключения специалиста, кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры "Технологии бродильных производств и виноделия" РОСБИОТЕХ Р.Ф. Баликоевой [28] также следует, что обозначение "CULTUS" является описательным в отношении вина и винных напитков, указывающим на их свойства и характеристики.
Также коллегией было принято во внимание заключение Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ВНИИПБиВП) [2], в котором сделан вывод о том, что обозначение "Cultus" указывает на органическое происхождение растительного сырья, используемого в производстве продукции. В отношении вина данное обозначение указывает, что оно произведено из культивированного винограда, выращенного по принципам органического земледелия.
Кроме того коллегией принято во внимание представленное лицом, подавшим возражение, заключение Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН N 118-2022 от 01.12.2022, подготовленного по итогам социологического опроса, проведенного с 11.11.2022 по 28.11.2022 [19], который был проведен среди потребителей товаров 33 класса МКТУ.
В указанном социологическом опросе проводилось исследование, в котором ставился вопрос о наличии или отсутствии факта использования на этикетке вина "CULTUS ORGANIC WINE TEMPRANILLO" товарного знака "Cultus" по свидетельству N 757445 или обозначения, сходного с ним до степени смешения или создающего вероятность смешения, с точки зрения потребителей вина (33 класс МКТУ).
Так, подавляющее большинство опрошенных полагают, что этикетка вина "CULTUS ORGANIC WINE TEMPRANILLO" и этикетка вина "CULTUS ORGANIC WINE AIREN"
не ассоциируется ни с каким другим товарным знаком или обозначением, включая товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445.
Одной из задач проведенного исследования было установление у товарного знака "Cultus" по свидетельству N 757445 наличия или отсутствия различительной способности.
Значительной доле опрошенных потребителей (41%) в настоящее время был известен товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445. Когда респондентам был задан вопрос, относящийся к ретроспективной дате 09.08.2019, большинство из них посчитали, что они уже тогда знали тестируемое обозначение.
Из опроса следует, что в настоящее время большинство потребителей (63%) считают, что товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445 проставляется на таких товарах, как вино. Аналогичный результат был получен и в том случае, когда респондентам задавался ретроспективный вопрос, относящийся к дате 09.08.2019.
Кроме того, большинство опрошенных (68%, 66%, 67%) полагают, что товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445 указывает на вид, назначение и свойства товара. Аналогичный результат был получен и в том случае, когда респондентам задавался ретроспективный вопрос, относящийся к дате приоритета 09.08.2019 оспариваемого товарного знака.
Также по результатам опроса можно сделать выводы о том, что подавляющее большинство опрошенных (81%) на дату проведения опроса и 80 на дату приоритета оспариваемого товарного знака считают, что товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445, проставленный на этикетках бутылок вина, означает культивируемый культурный виноград и не является оригинальным названием товара (товарным знаком).
Помимо этого, подавляющее большинство потребителей (90% на дату проведения опроса и 89% на дату приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 757445) считают, что обозначение "Cultus" может использоваться для реализации продукции любыми не связанными друг с другом компаниями.
На вопрос о возможности определить компанию, использующую товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445 для маркировки вин, большинство опрошенных (92%) ответили, что не могут.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения потребителей алкогольных напитков оспариваемый товарный знак "Cultus" не обладает различительной способностью.
При этом, коллегией принято во внимание широкое использование данного обозначения различными хозяйствующими субъектами в различных странах мира для указания на то, что маркированное им вино являются органическим и произведено из традиционных сортов винограда по классической технологии.
Так, например, вино Chianti Classico Badia a Coltibuono Cultus Boni Riserva DOCG red dry, вино Cultus Boni Chianti Classico, вино Cultusboni RS Chianti Classico, производителем которых является компания Тенута ди Кольтибуоно С.а.р.л., Кьянти, Италия; вино Cultus Great Green Gruner Veltliner, вино Cultus Blauer Zweigelt, производителем которых является компания Cultus, Австрия; вино Bock Cultus Cuvee, вино Bock Cultus Rose, производителем которых является компания Bock, Венгрия; вино TopWines Cultus Sui Generis, вино TopWines Cultus, производителем которых является компания TopWines, Алентежу, Португалия; вино Cultus Zelen Vipavska Dolina, вино Cultus Red, производителем которых является компания Cultus, Випава, Словения; вино Strohm Cultus Trocken, производитель Strohm, Рейнгессен, Германия; вино Cultus Riesling (2008), производитель Weinhaus Eifel-Pfeiffer, Мозель, Германия; вино Cultus Bay Vineyard Pinot Noir (2017), производитель Whidbey Island, Долина Коламбия, США.
Коллегия отмечает, что многие из перечисленных вин предлагаются к продаже на территории Российской Федерации (https://www.moscowine.ru; https://lf-wines.ru/catalog; https://www.perekrestok.ru).
Таким образом, использование словесного элемента "Cultus" различными хозяйствующими субъектами для характеристики товаров, позволяет прийти к выводу о том, что оспариваемый товарный знак указывает на вид и свойства товаров 33 класса МКТУ, в связи с чем, применительно к данным товарам, не обладает различительной способностью и не способен отличать товары одного производителя от товаров других производителей, ведущих хозяйственную деятельность в области производства алкогольных напитков, в связи с чем, противоречит пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, лицо, подавшее возражение, ведет хозяйственную деятельность, связанную с поставками на территорию Российской Федерации итальянских и испанских вин, содержащих на этикетках наименование "Cultus", которое используется на данных товарах в качестве обозначения вида продукции [15].
В свою очередь, правообладателем было представлено заключение по результатам проведенного с 20.12.2022 по 20.01.2023 социологического опроса среди потребителей вина (33 класс), подготовленного аналитическим центром АНО "Левада Центр" [33] и отзыв на данный социологический опрос [34].
В соответствии с выводами заключения [33] которого в настоящее время обозначение "Cultus", проставленное на вине, известно всего 22% потребителей. Подавляющее большинство потребителей (85%) не знают, как переводится это слово. Подавляющее большинство опрошенных считают, что товарный знак "Cultus" по свидетельству N 757445, проставленный на вине - это марка товара (73%), а не указание на вид товара (16%).
Вместе с тем коллегия отмечает, что указанный социологический опрос проводился с помощью интернет-панели, в связи с чем, не представляется возможным сделать вывод о том, сколько опрошенных являются потребителями алкогольных напитков, невозможно определить действительный возраст респондентов, а также нет подтверждения тому, сколько было опрошено человек.
Коллегия отмечает, что вопрос "мнение потребителей о том, на каком языке написано слово "Cultus"" является некорректным, поскольку неизвестно сколько из опрошенных людей владеет иностранными языками и какими конкретно.
Кроме того, в данном социологическом исследовании были использованы наводящие вопросы, где каждый последующий вопрос был связан с предыдущим, в связи с чем, опрошенные были связаны своими ответами с прошлыми ответами.
Вопрос "чем является товарный знак по свидетельству N 757445 указанием на вид товара или маркой товара" также является некорректным, так как вряд ли все опрошенные могут знать перевод слова "Cultus", в связи с чем, без определенных вариантов ответа невозможно оценить реальное мнение респондентов.
При этом, из указанного опроса все-таки следует, что 16% опрошенных считают, что обозначение "Cultus" указывает на вид и способ производства товаров.
Помимо этого, лицом, подавшим возражение, была представлена рецензия [29] на социологический опрос, проведенный центром АНО "Левада Центр", в свою очередь, правообладателем был представлен ответ на критические замечания к Заключению ООО "НИИ ЗИС" N СО-0802-06 от 10 февраля 2023 г., в котором приведены комментарии к выводам рецензии Компании "Аналитическая социология" [40].
В то же время, коллегия отмечает, что указанные документы порочат соответствующие опросы, в связи с чем, не могут быть положены в основу правильности или нет выводов о сходстве сравниваемых знаков.
Также правообладателем было представлено заключение лингвиста N 531 от 24.03.2023 [39], в котором сделан вывод о том, что обозначение "Cultus" является многозначным и вне контекста установить его семантику невозможно.
Вместе с тем, указанный вывод не противоречит выводу о том, что при использовании данного обозначения для товаров, представляющих собой алкогольную продукцию, слово "Cultus" будет восприниматься в качестве характеристики алкогольной продукции.
Представленное правообладателем исследование специалиста-товароведа [43] не может быть положено в основу о выводе обладает ли оспариваемый товарный знак различительной способностью или нет, поскольку товаровед - это торговый специалист, ответственный за наличие, цену, ассортимент, а также за оптимальный заказ различных товаров, он не владеет терминологией и нюансами технологий производства алкогольных напитков, следовательно, не может давать оценку понятиям, которые характеризуют товары.
Таким образом, анализ представленных материалов в совокупности показал, что оспариваемый товарный знак не обладает различительной способностью и является описательным в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Относительно доводов лица, подавшего возражение, о том, что регистрация оспариваемого товарного знака по свидетельству N 757445 произведена с нарушением положений пункта 3 подпункта 2 статьи 1483 Кодекса, коллегия отмечает следующее.
Лицом, подавшим возражение, указывается на то, что оспариваемый товарный знак "Cultus" имеет, среди прочих, семантическое значение "почитание, поклонение, культ; почёт, уважение; вероисповедание", и также созвучен имеющему сходное значение русскому слову "культ".
В силу наличия указанного семантического значения потребитель может воспринимать оспариваемый товарный знак "Cultus" как имеющий религиозную семантику, связанный с религиозным культом, вероисповеданием, либо, что товары, маркированные оспариваемым товарным знаком, предназначены для совершения религиозных обрядов, отправления религиозного культа.
Вместе с тем, как указано выше, восприятие обозначения связано с товарами, в отношении которых оно зарегистрировано. При этом, коллегия отмечает, что лицом, подавшим возражение, не представлено документов, доказывающих то, что оспариваемый товарный знак в отношении алкогольных напитков может восприниматься как что-либо относящиеся к религии. Более того, само лицо, подавшее возражение, указывает на то, что словесный элемент "Cultus" воспринимается как продукт, изготовленный классическим способом из культивируемого винограда, в доказательство чего были представлены материалы, проанализированные выше.
Таким образом, анализируемое обозначение не может быть воспринято как относящееся к религиозному значению.
В связи с чем, нет оснований для вывода о том, что оспариваемый товарный знак не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о том, что в отношении товаров 33 класса МКТУ оспариваемый товарный знак по свидетельству N 757445 противоречит требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, следует признать убедительным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 23.11.2022 и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 757445 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2019739585/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru