Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2020750896
Заявка: |
2020750896 |
Название: |
MALINA CLINIC ЛАБОРАТОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
01.02.2023 |
Дата коллегии: |
07.04.2023 |
Дата утверждения: |
18.05.2023 |
Заявитель: |
ООО "ОРИГАМИ" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 за N 644/261 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 01.02.2023, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ОРИГАМИ", г. Уфа, Республика Башкортостан (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823252, при этом установлено следующее.
Товарный знак по заявке N 2020750896 с приоритетом от 16.09.2020 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 05.08.2021 за N 823252 на имя Ковалева Константина Владимировича, г. Брянск (далее - правообладатель) в отношении услуг 35, 41, 42 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 01.02.2023 поступило возражение против предоставления правовой охраны указанному товарному знаку, мотивированное несоответствием оспариваемого товарного знака требованиям, установленным пунктами 6 и 10 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак (1) сходен до степени смешения с принадлежащим лицу, подавшему возражение, товарным знаком "" по свидетельству N 917934 с приоритетом от 05.03.2019 - (2);
- сравниваемые обозначения являются сходными, поскольку словесный элемент "MALINA" оспариваемого товарного знака является тождественным с единственным словесным элементом принадлежащего подателю возражения товарного знака по свидетельству N 917934;
- услуги, в отношении которых действуют сравниваемые знаки, являются однородными;
С учетом изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823252 недействительным полностью.
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о заседании коллегии, о чем свидетельствует корреспонденция от 30.03.2023 вернувшаяся в ведомство, на самом заседании коллегии, состоявшемся 07.04.2023, отсутствовал, свой отзыв не представил.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (16.09.2020) товарного знака по свидетельству N 823252 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении. В соответствии с пунктом 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения.
Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Поступившее возражение подано Обществом с ограниченной ответственностью "ОРИГАМИ", заинтересованность которого обусловлена тем, что данное лицо является правообладателем товарного знака по свидетельству N 917934 - (2) с приоритетом от 05.03.2019, с которым оспариваемый товарный знак (1) является сходным до степени смешения.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 823252 - (1) представляет собой комбинированное обозначение, включающее словесные элементы "MALINA CLINIC" и "ЛАБОРАТОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА" (неохраняемые элементы), выполненные стандартным шрифтом заглавными буквами русского и латинского алфавитов. Знак охраняется в отношении 35,41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 917934 - (2) представляет собой слово "МАЛИНА" выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Знак действует в отношении услуг 35, 36,41, 43 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
При анализе на тождество или сходство коллегия учитывала, что в комбинированном обозначении основным элементом является словесный элемент, поскольку он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Кроме того, если обозначение состоит их охраноспособных или неохраноспособных элементов учитывается сходство и тождество именно охраноспособных элементов. Что также подтверждается судебной практикой, например, решением Суда по интеллектуальным правам по делу СИП-259/2020. При этом следует отметить, что в охраноспособном обозначении "MALINA CLINIC", слово "MALINA", является транслитерацией слова "МАЛИНА", которое расположено в самом начале, что обуславливает его основную индивидуализирующую функцию, потому что именно с него начинается прочтение знака в целом, больше запоминается потребителем.
В противопоставленном товарном знаке словесный элемент "МАЛИНА" является единственным индивидуализирующим элементом.
Сравнительный анализ знаков (1) и (2) показал, что они содержат тождественный фонетически и семантически (где: слово "малина" имеет значение - полукустарниковое растение сем. розоцветных со сладкими, обычно красными, ягодами, а также сами ягоды его (см. Интернет-словарь: https://academic.ru/, Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)) словесный элемент "MALINA"/"МАЛИНА".
Графическое исполнение сопоставляемых обозначений, безусловно, отличается друг от друга, однако данный факт не оказывает существенного влияния на вывод о сходстве. Изобразительные элементы имеют второстепенную роль в индивидуализации товаров/услуг и не способны привести к выводу о несходстве знаков, поскольку, запоминание знаков, происходит, прежде всего, по словесным элементам, которые в данном случае признаны сходными по фонетическому и семантическому критерию сходства словесных обозначений, что также не позволяет признать степень сходства как низкую.
Анализ однородности перечней услуг сравниваемых знаков (1) и (2) показал следующее.
Часть услуг 35 класса МКТУ "организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью" представляет собой услуги по демонстрации товаров в рекламных целях. Данные услуги следует признать однородными противопоставленным услугам 35 класса МКТУ "демонстрация товаров, организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; услуги по сбору и группированию (за исключением транспортировки) в торговых залах товаров для удобства приобретения и изучения потребителям", которые являются либо тождественными, либо относятся к услугам рекламы, следовательно, сравниваемые услуги соотносятся по роду и виду услуг, имеют одно и то же назначения и условия оказания, могут иметь один источник происхождения.
Вместе с тем, остальная часть оспариваемых услуг 35 класса МКТУ "агентства по коммерческой информации; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; услуги по оптимизации трафика веб-сайта", которая относится к услугам информационно-справочным, "исследования в области бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; службы консультативные по управлению бизнесом; оценка коммерческой деятельности", которая относится к услугам по исследованию бизнеса и его оценке, "изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по связям с общественностью в рамках коммуникационной стратегии; прогнозирование экономическое; услуги в области общественных отношений; экспертиза деловая; услуги по сравнению цен", которая относится к услугам исследования рынка и общественного мнения, "обработка текста; репродуцирование документов; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по программированию встреч (офисные функции)", которая относится к офисным услугам, "согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц", которая относится к услугам посредническим, не является однородной противопоставленным вышеуказанным услугам рекламы 35 класса МКТУ, а также их остальной части, а именно "реализация товаров, розничная продажа непродовольственных товаров, розничная продажа продовольственных товаров, неспециализированная розничная продажа, оптовая продажа непродовольственных товаров, оптовая продажа продовольственных товаров, неспециализированная оптовая продажа, снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами), распространение образцов, продажа аукционная; сбыт товаров через посредников; коммерческие операции, связанные с оптовой и розничной торговлей; услуги оптовой и розничной торговли; услуги магазинов по оптовой и розничной продаже; оптовая и розничная продажа; дистанционная продажа товаров потребителям", которые представляют собой снабженческие услуги, а также услуги реализации товаров. Сравниваемые услуги отличаются по виду и назначению, имеют разные цели и круг потребителей, в связи с чем не могут иметь один источник происхождения, не будут смешаны в гражданском обороте. Указанная часть оспариваемых услуг также не является однородной остальным противопоставленным услугам 36, 41, 43 классов МКТУ.
Оспариваемые услуги 41 класса МКТУ "академии [обучение]; обеспечение интерактивными электронными публикациями незагружаемыми; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; проведение экзаменов; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; услуги образовательно-воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; учреждения дошкольные [воспитание]" относятся к услугам по организации учебно-просветительского процесса, цель которого получение образования и новых навыков. Данные услуги не являются однородными противопоставленным услугам 41 класса МКТУ "развлечения, организация досугов, шоу-программы, услуги оркестров, развлечение гостей, мюзик-холлы, азартные игры, предоставление услуг игровых залов, обеспечение интерактивное игрой [через компьютерную сеть], предоставление услуг кинозалов, услуги казино, клубы культурно-просветительные и развлекательные, клубы-кафе ночные, составление программ встреч [развлечения], организация спектаклей (услуги импресарио), представления театральные, бронирование билетов на спектакли, услуги по написанию сценариев, сочинение музыки, монтаж видеозаписей, услуги музеев [презентации, выставки], агентства по предоставлению моделей для художников, услуги студий записи, производство кинофильмов и видеофильмов, формирование цифрового изображения, монтирование теле- и радиопрограмм, развлекательные радио- и телевизионные передачи, прокат видеофильмов, аудио- и звукозаписей, аудиооборудования, видеокамер, прокат спортивного оборудования [за исключением транспортных средств], организация развлекательных конкурсов, в том числе конкурсов красоты, представления театрализованные, дискотеки, организация выставок с культурно-просветительной программирование целью, спортивных организация состязаний, спортивных предоставление состязаний, спортивного оборудования, спортивные лагеря [стажировка], клубы здоровья, видеосъемка, фотографирование, организация лотерей, информация по вопросам отдыха и развлечений", которые относятся к культурно-просветительским услугам и услугам развлечений, целью которых является отдых. Сравниваемые услуги отличаются по виду и назначению, имеют разные цели и круг потребителей, в связи с чем не могут иметь один источник происхождения, не будут смешаны в гражданском обороте. Оспариваемые услуги 41 класса МКТУ также не являются однородной остальным противопоставленным услугам 35, 36, 43 классов МКТУ.
Оспариваемые услуги 42 класса МКТУ "дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; исследования технические; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации в области информационной безопасности; консультации в области информационных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по вопросам информационной безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; консультации по технологическим вопросам; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; составление программ для компьютеров; услуги внешние в области информационных технологий; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги консультационные в области информационных технологий; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий" относятся к услугам по разработке и развитию компьютерной техники и информационной безопасности, услугам дизайна, не являются однородными вышеуказанным противопоставленным услугам 35, 41 классов МКТУ, а также противопоставленным услугам 36 класса МКТУ "сдача недвижимого имущества в аренду" и услугам 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом". Сравниваемые услуги отличаются по виду и назначению, имеют разные цели и круг потребителей, в связи с чем не могут иметь один источник происхождения, не будут смешаны в гражданском обороте.
Вероятность смешения оспариваемого и противопоставленного товарных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности услуг (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае коллегией установлена высокая степень сходства сравниваемых знаков и однородность части услуг 35 класса МКТУ, для маркировки которых они предназначены, что является основанием для вывода о наличии вероятности смешения сопоставляемых обозначений.
Таким образом, утверждение лица, подавшего возражение, о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 823252 положениям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса, может быть признано правомерным только в отношении части услуг 35 класса МКТУ "организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью".
Что касается доводов, содержащихся в возражении, о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что данная норма права подлежит применению, в частности, когда сравниваемые средства индивидуализации не являются сходными друг с другом в целом с учетом несходства доминирующих в них элементов, но при этом один знак включает в свой состав не доминирующий элемент, который является тождественным или сходным с противопоставленным средством индивидуализации другого лица.
Однако в рамках рассмотрения настоящего возражения коллегией было установлено, что оспариваемый товарный знак (1) и противопоставленный товарный знак (2) напротив, являются сходными друг с другом в целом. Исходя из данного обстоятельства, вышеуказанная норма права не подлежит применению.
Таким образом, отсутствуют какие-либо основания для признания оспариваемого товарного знака не соответствующим требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 01.02.2023, признать предоставление правовой охраны товарного знака по свидетельству N 823252 недействительным в отношении части услуг 35 класса МКТУ "организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2020750896
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru