Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2023 г. по заявке N 2021757190/33
Заявка: |
2021757190/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
26.02.2023 |
Дата коллегии: |
14.04.2023 |
Дата утверждения: |
31.05.2023 |
Заявитель: |
ООО "Доктор Бауэр" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 26.02.2023, поданное ООО "Доктор Бауэр", Ярославская обл., г. Ярославль (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021757190, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021757190 с приоритетом от 08.09.2021 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Роспатентом 28.10.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021757190 в отношении всех заявленных услуг. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается следующим.
Заявленное обозначение является сходным до степени с товарными знаками "Bayer", "Байер" по международным регистрациям N 1463876 (с приоритетом от 26.11.2018), N 1419536 (с приоритетом от 21.12.2017), N 1316418 (с приоритетом от 04.04.2016), образующими серию на имя одноименной компании "Bayer Aktiengesellschaft", Kaiser-Wilhelm-Allee 51373 Leverkusen, в отношении услуг 44 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 44 класса МКТУ.
В связи с изложенным заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг 44 класса МКТУ на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, учитывая, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с фирменным наименованием (его частью) всемирно известной химико-фармацевтической компании Bayer AG (см. например: http://www.bayer.com/en/russia_ru.aspxhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Bayer и др.) регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя другого лица, в данном случае на имя Общество с ограниченной ответственностью "Доктор Бауэр" (150064, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Бабича, 4, корп. 2, кв. 64), способна ввести потребителя в заблуждение относительно организации, оказывающей услуги на основании положения, предусмотренного пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 26.02.2023 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- по данным сети Интернет обозначение "" является символом концерна Bayer, основанного более 150 лет назад, является одним из самых известных товарных знаков в мире (https://www.bayer.ru/ru/history/bayer-cross);
- таким образом, узнаваемость товарного знака идет преимущественно от графического изображения, которое абсолютно не совпадает с заявленным обозначением;
- всемирно-известная компания Bayer AG имеет звучание "Байер" или "Байер АГ", которое не тождественно по звуковому признаку с заявленным обозначением, поскольку по-разному произносятся;
- в заявленном обозначении словесные элементы образуют словосочетание "Доктор Бауер", противопоставленные товарные знаки "Байер" всегда используется либо отдельно, либо в словосочетании "Байер АГ";
- словосочетание "Доктор Байер" отсутствует в противопоставленных товарных знаках, исходя из этого и фонетическое восприятие по словам, общему ритму и интонации совершенно различны;
- графически рассматриваемые обозначения не являются сходными, поскольку словесный элемент "BAYER" выполнен в виде двух слов, расположенных крест-накрест с центральной буквой "Y" в окружности, а заявленное обозначение состоит из сочетания слов "Dr." и "Bauer", выполненных в одну строку с использованием черного и красного цветов;
- таким образом, сравниваемые обозначения не имеют сходства до степени смешения, так как выполнены различными шрифтами с использованием различных слов, не имеют сходных цветов и не могут вызвать ассоциацию товарных знаков между собой;
- смысловое сходство обозначений различно, что необходимо рассматривать в качестве самостоятельного признака, на основании которого может быть сделан вывод о несходстве словесных обозначений в целом;
- химико-фармацевтическая компания "Байер" широко известна и популярна на рынке медикаментов различной направленности;
- заявитель осуществляет предоставление стоматологических услуг, в связи с чем не может вызывать у потребителя ассоциации с известным фармацевтическим производителем и вводить потребителя в заблуждение относительно организации, оказывающей соответствующие услуги;
- заявитель обращает внимание, что при существующих противопоставленных регистрациях, включающих словесный элемент "BAYER", в 2010 году и 2021 году были зарегистрированы товарные знаки со словесным элементом "BAUER" по свидетельствам NN 808214, 425101 в отношении товаров 07, 09, 10 классов МКТУ.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (08.09.2021) поступления заявки N 2021757190 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
Согласно положению пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "", включающее в свой состав оригинально выполненные красным цветом буквы латинского алфавита "Dr.", являющиеся сокращением английского слова "doctor" в переводе на русский язык означающего "доктор" (https://cambridge.ua/), и словесный элемент "Bauer", выполненный оригинальным шрифтом черным цветом буквами латинского алфавита. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Относительно несоответствия заявленного обозначения положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, коллегия указывает следующее.
Противопоставленные товарные знаки по международным регистрациям NN 1463876, 1419536 представляют собой комбинированные обозначения "", "
", содержащие окружность, внутри которой крест-накрест расположен словесный элемент "BAYER", выполненный буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Окружность в товарном знаке по международной регистрации N 1463876 выполнена в черном цвете, в товарном знаке по международной регистрации N 1419536 выполнена в синем и зеленом цветовых сочетаниях. Правовая охрана данным знакам предоставлена на территории Российской Федерации, в том числе, в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по международной регистрации N 1316418 представляет собой словесное обозначение "Байер", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена на территории Российской Федерации, в том числе, в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Сопоставительный анализ сравниваемых обозначений показал, что словесный элемент "Bauer" заявленного обозначения и словесные элементы "BAYER"/"Байер" противопоставленных товарных знаков являются фонетически сходными, поскольку имеет место совпадение слогов и их расположение в обозначениях, совпадение звукосочетаний в составе обозначений, тождество звучания начальных и конечных частей обозначений и сходство звучания средних частей обозначений.
Семантически сравниваемые словесные элементы "Bauer" и "BAYER"/"Байер" следует признать сходными в силу того, что они представляют собой фамилии иностранного происхождения (см. https://www.google.com/). В этой связи по семантическому признаку сходства прослеживается подобие заложенных в обозначениях понятий и идей.
Графически заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по международным регистрациям NN 1463876, 1419536 являются сходными, так как сравниваемые словесные элементы выполнены буквами латинского алфавита. При сходстве заявленного обозначения и противопоставленного знака по международной регистрации N 1316418 графический критерий не является определяющим, поскольку противопоставленный знак выполнен стандартным шрифтом без какого-либо графического исполнения.
Вышеизложенное позволяет коллегии прийти к выводу о сходстве сопоставляемых обозначений в целом, несмотря на некоторые отличия.
В отношении однородности заявленных услуг 44 класса МКТУ и услуг 44 класса МКТУ, содержащихся в перечне противопоставленных товарных знаков, коллегией было установлено следующее.
Заявленные услуги 44 класса МКТУ "больницы; консультации медицинские для людей с ограниченными возможностями; консультации по вопросам фармацевтики; обследование медицинское; помощь зубоврачебная; помощь медицинская; прокат медицинского оборудования; служба санитарная; советы по вопросам здоровья; стоматология; услуги медицинских клиник; услуги медицинского анализа для диагностических и лечебных целей, предоставляемые медицинскими лабораториями; услуги ортодонтические; услуги терапевтические; центры здоровья" являются однородными услугам 44 класса МКТУ "медицинские услуги; гигиенический и косметический уход за людьми; услуги по охране здоровья человека", приведенным в перечнях противопоставленных товарных знаков по международным регистрациям NN 1463876, 1419536, услугам 44 класса МКТУ "медицинские услуги; гигиенический и косметический уход за людьми" противопоставленного товарного знака по международной регистрации N 1316418, поскольку они относятся к услугам общемедицинского и лечебно-профилактического назначения, оказываемым в специализированных медицинских учреждениях специалистами в данной области, следовательно, сопоставляемые услуги соотносятся между собой как род-вид, имеют одинаковое назначение, оказываются одними и теми предприятиями, затрагивают широкий круг потребителей.
Довод заявителя о том, что правообладатель противопоставленных знаков и заявитель осуществляют деятельность в различных областях, в силу чего не будут смешиваться, является неубедительным, поскольку анализу однородности подвергаются услуги, указанные в перечнях сопоставляемых обозначений.
Вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров/услуг (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае коллегией установлена высокая степень сходства сопоставляемых обозначений и однородность услуг, для маркировки которых они предназначены, что является основанием для вывода о наличии вероятности смешения сравниваемых обозначений.
Вместе с тем для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения сравниваемых обозначений обычными потребителями соответствующих товаров/услуг, в связи с чем вывод о сходстве заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака и об однородности услуг 44 класса МКТУ, является достаточным основанием для вывода о несоответствии заявленного обозначения для услуг 44 класса МКТУ пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
Относительно несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, коллегия отмечает следующее.
Семантика заявленного обозначения "Dr.Bauer" носит фантазийный характер по отношению к заявленным услугам и само по себе обозначение не несет в себе никакой информации об услугах или лице, их оказывающем, которые могли бы дезориентировать потребителя.
Что касается доводов экспертизы о том, что заявленное обозначение сходно с частью фирменного наименования всемирно известной химико-фармацевтической компании Bayer AG (см. например: http://www.bayer.com/en/russia_ru.aspxhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Bayer и др.), в связи с чем регистрация заявленного обозначения на имя заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, коллегия отмечает следующее.
Анализ вышеуказанных ссылок в сети Интернет показал, что компания Байер АГ, Bayer AG является немецкой химико-фармацевтической транснациональной корпорацией, основанной в 1863 году. Штаб-квартира располагается в Леверкузене, Северный Рейн - Вестфалия (Германия). Компания является одной из крупнейших фармацевтических компаний мира и специализируется на производстве различных лекарственных средств.
Информации о том, что данная компания осуществляет деятельность на территории Российской Федерации в отношении оказания услуг в области медицины, коллегией не выявлено. В связи с чем не представляется возможным соотнести деятельность компании Bayer AG с заявленными услугами, приведенными в перечне заявки N 2021757190.
В рамках рассмотрения настоящего возражения необходимо отметить следующее. Вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара может быть сделан в том случае, если данное обозначение ассоциируется у потребителя с иным производителем товаров на основании имеющегося предшествующего опыта.
Сам по себе факт использования обозначения до приоритета обозначения, сходного с оспариваемым товарным знаком иным лицом не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров. Норма пункта 3 статьи 1483 Кодекса подлежит применению в том случае, когда установлено, что средний российский потребитель услуг 44 класса МКТУ, проживающий в различных регионах Российской Федерации, осведомлен о ранее существовавшем обозначении и ассоциирует его с иным конкретным лицом, не являющимся заявителем по рассматриваемой заявке. Таким образом, для вывода о возможности введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров в связи с тем, что конкретное обозначение ранее использовалось иным лицом, необходимо наличие доказательств, подтверждающих возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между конкретным обозначением, использовавшимся при производстве товаров, и иным лицом, производящим эти товары.
Вместе с тем, в распоряжении коллегии отсутствует информация как об объемах выпускаемой продукции компанией Bayer AG под обозначением "Bayer", территории распространения продукции и длительности ее реализации, так и об оказании услуг в области медицины, что позволило бы сделать вывод об осведомленности среднего российского потребителя о товаре и оказании услуг данным лицом.
Отсутствие вышеизложенной информации не позволяют коллегии прийти к выводу о возникновении (и сохранении) у потребителей стойкой ассоциативной связи между рассматриваемым обозначением и обозначением "Bayer" компании Bayer AG при оказании услуг 44 класса МКТУ.
Резюмируя изложенное, вывод экспертизы, положенный в основу решения Роспатента от 28.10.2022, о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, следует признать недоказанными.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 26.02.2023, оставить в силе решение Роспатента от 28.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2023 г. по заявке N 2021757190/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru