Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2023 г. по заявке N 2022723709/33
Заявка: |
2022723709/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.02.2023 |
Дата коллегии: |
19.04.2023 |
Дата утверждения: |
31.05.2023 |
Заявитель: |
ООО "Тэйсти кофе" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 16.02.2023 возражение, поданное ООО "Тэйсти кофе", г. Ижевск (далее - заявитель), на решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022723709, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022723709, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 13.04.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 30, 35, 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 10.11.2022 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022723709 в отношении всех услуг 41 класса МКТУ, при этом в отношении всех заявленных товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТУ правовая охрана не была предоставлена. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому знак не соответствует требованиям пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
Указанное решение обосновано тем, что заявленное обозначение "tasty coffee" в совокупности своих элементов ("Tasty" - вкусный, "Coffee" - кофе, https://dic.academic.ru/dic.nsf/muller/1042974) имеет определенное семантическое значение "вкусный кофе" и указывает на вид, свойства и назначение заявленных товаров и услуг классов МКТУ, ввиду чего не обладает различительной способностью и не подлежит правовой охране на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Так как заявленное обозначение состоит только из неохраноспособных элементов, оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его несоответствия положениям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявителем не были представлены документы, свидетельствующие о том, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в отношении заявленных товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТУ.
Вместе с тем, экспертизой было принято во внимание то обстоятельство, что заявитель является правообладателем товарного знака "" по свидетельству N 746348, зарегистрированного в отношении услуг 41 класса МКТУ "академии [обучение]; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; переподготовка профессиональная; проведение экзаменов; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечение гостей; составление программ встреч [развлечение]" без выведения из правовой охраны словесных элементов "TASTY COFFEE", ввиду чего заявленное обозначение было зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении услуг 41 класса МКТУ "академии [обучение]; издание книг; исследования в области образования; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация развлекательных мероприятий; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; передача знаний и ноу-хау в сфере бизнеса [обучение]; передача ноу-хау [обучение]; переподготовка профессиональная; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; проведение развлекательных мероприятий; проведение экзаменов; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]".
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 16.02.2023 заявитель выражает несогласие с решением Роспатента от 10.11.2022, при этом его основные доводы сводятся к следующему:
- заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его интенсивного использования заявителем;
- заявленное обозначение неоднократно упоминалось в социальных сетях и видеороликах таких известных блогеров как Юрий Дудь, Илья Варламов, Алексей Пивоваров и других. Общее количество подписчиков данных блогеров составляет 7 миллионов человек;
- заявителем приводятся ссылки на упоминание заявленного обозначения в видеороликах и интернет-источниках в период с 30.03.2017 по 15.08.2022;
- также заявитель прикладывает договоры на оказание услуг по рекламе, акты/счета (приложения NN 1-17);
- заявителем по тексту возражения приводятся ссылки на интервью сотрудников ООО "Тэйсти кофе";
- сотрудники компании ежегодно принимают участие в федеральных и региональных конкурсах, занимают призовые места;
- ООО "Тэйсти кофе" имеет огромные обороты, закупает сырьё для производства различных видов кофе в промышленных масштабах для реализации как на территории Российской Федерации, так и в странах Таможенного союза (приложения NN 18-30);
- продукция заявителя не продается напрямую в ритейле, только через посредников (например, на торговой площадке Ozon);
- в настоящее время заявитель ежемесячно отгружает кофе более 2000 оптовым клиентам по всей территории Российской Федерации и в страны Таможенного союза (Казахстан, Армения, Туркменистан, Беларусь) (приложения NN 31-45);
- у заявителя есть собственная кофейня, о которой подробно можно прочитать на сайте https://t.me/tastycoffeeplace;
- ежегодный доход компании от реализации товаров под брендом TASTY COFFEE составляет более 1 миллиарда рублей (приложение N 46 - налоговая декларация за 2021 год);
- таким образом, заявитель полагает, что заявленное обозначение приобрело различительную способность и может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
На основании вышеизложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 10.11.2022 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 30, 35, 41, 43 классов МКТУ.
К возражению заявителем были приложены следующие материалы:
1. Договор на рекламу от 03.08.2022;
2. Договор на рекламу от 15.03.2021;
3. Договор N 2020-0306 от 06.03.2020;
4. Договор N 2020-1208_2 от 12.08.2020;
5. Договор N ПС2022-КСД от 08.08.2022;
6. Договор N 26082020 от 26.08.2020;
7. Договор N 202205-06 от 06.05.2022;
8. Акт N 4 от 25.08.2022;
9. Акт N 57 от 14.05.2020;
10. Акт N 514 от 15.05.2021;
11. Акт N 220519001 от 19.05.2022;
12. Акт об оказании услуг N 36 от 15.06.2022;
13. УПД N 433Б-1 от 31.03.2021;
14. Счет N 3 от 08.08.2022;
15. Счет N 37 от 06.03.2020;
16. Счет-договор Лядов_Tasty Coffee;
17. Счет-фактура N 220519001 от 19.05.2022;
18. Договор поставки N ДП-11-07-2018 от 11.07.2018;
19. УПД по договору поставки N ДП-11-07-2018;
20. Договор поставки N 97 от 02.06.2014;
21. УПД по договору поставки N 97;
22. Договор поставки N CR-00-18-066 от 26.10.2018;
23. УПД_1 по договору N CR-00-18-066;
24. УПД_2 по договору N CR-00-18-066;
25. Договор КП от 04.10.11 N 039290-5-11-76;
26. УПД_1 по договору N 039290-5-11-76;
27. УПД_2 по договору N 039290-5-11-76;
28. УПД_3 по договору N 039290-5-11-76;
29. УПД_4 по договору N 039290-5-11-76;
30. УПД_5 по договору N 039290-5-11-76;
31. Договор поставки (Киргизия) N ТК-013470 от 14.12.2021;
32. УПД по договору NТК-013470;
33. Договор поставки (Россия) N ТК-014720 от 25.04.2022;
34. УПД_1 по договору N ТК-014720 от 25.04.2022;
35. УПД_2 по договору N ТК-014720 от 25.04.2022;
36. УПД_3 по договору N ТК-014720 от 25.04.2022;
37. Договор поставки (Армения) N ТК-012125 от 18.06.2021;
38. УПД по договору поставки N ТК-012125 от 18.06.2021;
39. Договор поставки (Казахстан) N ТК-013334 от 25.11.2021;
40. УПД_1 по договору поставки N ТК-013334 от 25.11.2021;
41. УПД_2 по договору поставки N ТК-013334 от 25.11.2021;
42. Договор поставки (Туркменистан) N ТК-014869 от 11.05.2022;
43. УПД по договору поставки N ТК-014869 от 11.05.2022;
44. Договор поставки (Беларусь) N ТК-009440 от 22.06.2020;
45. УПД по договору поставки N ТК-009440 от 22.06.2020;
46. Налоговая декларация за 2021 год;
47. Решение Роспатента от 10.11.2022.
При подготовке к рассмотрению возражения были выявлены дополнительные обстоятельства, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
К указанным обстоятельствам относится то, что заявленное обозначение "tasty coffee" в силу своего семантического значения (вкусный кофе) способно ввести потребителя в заблуждение в отношении вида и свойств части товаров 30 класса МКТУ "ароматизаторы ванили для кулинарных целей; ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы для напитков, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; ванилин [заменитель ванили]; заменители какао; заменители кофе; заменители кофе растительные; заменители чая; какао; напитки какао-молочные; напитки на базе какао; напитки чайные; чаи травяные", не относящихся к кофе, то есть заявленное обозначение не соответствует положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров 30 класса МКТУ.
Коллегия отмечает, что выявление новых обстоятельств, препятствующих регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, предусмотрено пунктом 45 Правил ППС. Возможность выдвижения новых обстоятельств, препятствующих регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, также была подтверждена судебной практикой (решение Суда по интеллектуальным правам от 29.11.2021 по делу N СИП-668/2021).
Указанные выше дополнительные обстоятельства были оглашены на заседании коллегии 19.04.2023 и занесены в соответствующую графу протокола членами коллегии. Заявителю была предложена возможность предоставить свои письменные пояснения по поводу дополнительных обстоятельств, выявленных коллегией при подготовке к рассмотрению возражения, однако, он отказался от такой возможности и оставил этот вопрос на усмотрение коллегии, что было отражено в соответствующей графе протокола заседания от 19.04.2023.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (13.04.2022) поступления заявки N 2022723709 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное обозначение по заявке N 2022723709 представляет собой словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом заглавной и строчными буквами латинского алфавита. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 30, 35, 41, 43 классов.
Как было указано выше, решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022723709 в отношении всех заявленных товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТУ основано на несоответствии заявленного обозначения положениям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, при подготовке к рассмотрению возражения коллегией были выявлены дополнительные обстоятельства, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В частности, коллегией было установлено, что заявленное обозначение "tasty coffee" в силу своего семантического значения (вкусный кофе) способно ввести потребителя в заблуждение в отношении вида и свойств части товаров 30 класса МКТУ "ароматизаторы ванили для кулинарных целей; ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы для напитков, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; ванилин [заменитель ванили]; заменители какао; заменители кофе; заменители кофе растительные; заменители чая; какао; напитки какао-молочные; напитки на базе какао; напитки чайные; чаи травяные", не относящихся к кофе, то есть заявленное обозначение не соответствует положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров 30 класса МКТУ.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В состав заявленного обозначения входит словесный элемент "tasty", который является лексической единицей английского языка и переводится на русский язык как "вкусный" (https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/tasty). Кроме того, в состав заявленного обозначения входит словесный элемент "coffee", который также является лексической единицей английского языка и в переводе на русский язык обозначает "кофе" (https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/coffee). Таким образом, заявленное обозначение, в совокупности своих словесных элементов, может быть переведено на русский язык как "вкусный кофе". С учётом своего семантического значения заявленное обозначение будет указывать на вид части товаров 30 класса МКТУ "ароматизаторы кофейные; капсулы кофейные, заполненные; кофе; кофе-сырец; напитки кофейно-молочные; напитки кофейные", а именно на то, что данные товары относятся к кофе.
Вместе с тем, заявленное обозначение будет указывать на назначение части услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; написание рекламных текстов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат торговых автоматов; публикация рекламных текстов; распространение образцов; распространение рекламных материалов; реклама; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]", направленных на продвижение товаров, а именно на продажу кофе (то есть товары и услуги 30, 35 классов МКТУ являются сопутствующими и однородными друг другу). Под продвижением товаров следует понимать совокупность мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличение их сбыта, расширения рыночного поля товаров.
Вместе с тем необходимо констатировать, что к вышеуказанному роду услуг можно отнести также информационные услуги в сфере бизнеса, приведенные в перечне 35 класса МКТУ, поскольку деловая информация - это сведения о финансовой стороне деятельности предприятия, планы деятельности и развития предприятия, то есть широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса, в частности, представляемой производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств, а, следовательно, продвижение товаров и создание их широкой известности являются назначением услуг, связанных с предоставлением деловой информации. Размещение информации о товарах также имеет своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования и может рассматриваться как реклама этого товара.
Маркетинговые исследования, услуги по изучению рынка и т.п. услуги представляют собой анализ данных, позволяющих получить информацию, необходимую для успешной разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, предоставляющих для него ценность (http://www.glossary.ru).
Целью маркетинговых исследований является помощь предприятию по определению возможности массового производства товаров или услуг, по установлению иерархии характеристик товаров или услуг, способных обеспечить успех на рынке, по проведению анализа типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры, по определению цены и оптимальных условий продажи товаров и услуг.
Данная правовая позиция отражена, в частности, в решении Суда по интеллектуальным правам от 16.07.2018 по делу N СИП-469/2017.
Посредническая деятельность реализуется по договорам поручения, комиссии, агентским. Целью таких услуг является выполнение определенных действий по поручению и за счет другой стороны. Чаще всего поручение касается купли-продажи товаров, что позволяет отнести посредническую деятельность также и к деятельности по продвижению товаров третьих лиц.
Таким образом, услуги 35 класса МКТУ "анализ себестоимости; изучение рынка; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; маркетинг; маркетинг влияния; маркетинг целевой; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; оценка коммерческой деятельности; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; пресс-службы; проведение коммерческих мероприятий; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление потребительской лояльностью; услуги в области общественных отношений; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги субподрядные [коммерческая помощь]" также могут соотноситься с услугами по продвижению товаров, следовательно, заявленное обозначение будет указывать и на их назначение (в целях реализации кофейной продукции).
Что касается заявленных услуг 43 класса МКТУ "закусочные; информация и консультации по вопросам приготовления пищи; кафе; кафетерии; прокат кухонного оборудования; прокат мебели, столового белья и посуды; прокат осветительной аппаратуры; прокат передвижных строений; рестораны; рестораны самообслуживания; украшение еды; украшение тортов; услуги баров; услуги личного повара; услуги по обзору продуктов питания [предоставление информации о пищевых продуктах и напитках]; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; услуги ресторанов с едой на вынос; услуги столовых", то данные услуги относятся к услугам по обеспечению питанием и напитками, ввиду чего заявленное обозначение "tasty coffee" будет указывать, собственно, на их определенные свойства, а именно на приготовление в соответствующих заведениях общественного питания (ресторанах и т.п.) различных напитков на основе кофе (экспрессо, раф, американо, кортадо, капучино и т.д.).
Таким образом, для части заявленных товаров и услуг 30, 35 классов МКТУ (перечни приведены по тексту решения выше) и для всех испрашиваемых услуг 43 класса МКТУ заявленное обозначение "tasty coffee" не обладает различительной способностью и должно оставаться свободным для использования иными лицами в гражданском обороте.
Так как заявленное обозначение состоит только из неохраноспособных элементов, оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его несоответствия положениям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Что касается материалов, представленных заявителем в качестве подтверждения приобретения заявленным обозначением различительной способности, то они не позволяют прийти к выводу, что до даты приоритета заявки N 2022723709 заявленное обозначение воспринималось как знак маркировки товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТУ, оказываемых заявителем.
В отношении доводов заявителя о том, что им приводятся ссылки на упоминания заявленного обозначения в видеороликах и интернет-источниках в период с 30.03.2017 по 15.08.2022, коллегия отмечает, что из приведенных заявителем источников невозможно прийти к выводу о том, какое количество потребителей их просмотрело на дату приоритета заявленного обозначения (13.04.2022). Это же замечание касается и иных сведений о рекламе, представленных заявителем (приложения NN 1-17): нет сведений о том, какой процент потребителей знаком с заявленным обозначением и на какой территории данная реклама распространялась).
Коллегия отмечает, что ряд представленных документов (приложения NN 31, 32, 37-45) касается распространения товаров на территории иных государств (Киргизия, Беларусь, Туркменистан, Казахстан), в то время как охрана заявленному обозначению испрашивается на территории Российской Федерации, то есть данные документы не могут быть приняты в качестве доказательства приобретения различительной способности заявленного обозначения на территории Российской Федерации.
В отношении представленных заявителем договоров поставок на территории Российской Федерации (приложения NN 18, 20, 22, 25, 33) и универсально-передаточных актов к данным договорам (приложения NN 19, 21, 23, 24, 26-30, 34-36) коллегия отмечает, что исходя из текста данных документов ООО "Тейсти кофе" выступало в качестве покупателя, а не в качестве продавца продукции. Таким образом, данные материалы также не могут свидетельствовать о том, что заявленное обозначение приобрело различительную способность.
Представленная заявителем налоговая декларация за 2021 год (приложение N 46) не содержит в себе изображение заявленного обозначения, в связи с чем не может рассматриваться коллегией в качестве доказательства приобретения различительной способности заявленным обозначением.
Каких-либо социологических исследований, в том числе опроса общественного мнения, позволяющего оценить известность российскому потребителю заявленного обозначения как средства индивидуализации товаров и услуг заявителя представлено не было.
На основании вышеизложенных фактов, нельзя сделать вывод о том, что обозначение "" широко известно среднему российскому потребителю и длительно используется заявителем на территории всей Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у коллегии отсутствуют основания считать неправомерным вывод Роспатента о том, что заявленное обозначение противоречит требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров и услуг 30, 35 классов МКТУ, а также всех услуг 43 класса МКТУ.
Коллегией также было принято во внимание то обстоятельство, что заявителю принадлежат исключительные права на товарный знак "" по свидетельству N 746348, правовая охрана которому предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТУ с выведением из самостоятельной правовой охраны словесных элементов "TASTY COFFEE". Таким образом, отказ в регистрации заявленного обозначения в отношении части товаров и услуг 30, 35 классов МКТУ, а также в отношении всех услуг 43 класса МКТУ не будет нарушать принцип законных ожиданий заявителя о регистрации его товарного знака в заявленном объеме требований.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение "tasty coffee" в силу своего семантического значения (вкусный кофе) способно ввести потребителя в заблуждение в отношении вида и свойств части товаров 30 класса МКТУ "ароматизаторы ванили для кулинарных целей; ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы для напитков, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; ванилин [заменитель ванили]; заменители какао; заменители кофе; заменители кофе растительные; заменители чая; какао; напитки какао-молочные; напитки на базе какао; напитки чайные; чаи травяные", не относящихся к кофе, то есть заявленное обозначение не соответствует положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров 30 класса МКТУ.
Согласно информационной справке, подготовленной по результатам анализа и обобщения судебной практики Суда по интеллектуальным правам в качестве Суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим при применении положений пунктов 1 и 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, одно и то же обозначение может в отношении одних товаров/услуг быть признано описательным, в отношении других - ложным, в отношении третьих - фантазийным, при этом предполагаемая ложная ассоциация обозначения относительно конкретных товаров и услуг, не обладающая признаками правдоподобности, сама по себе придает обозначению фантазийный характер. Регистрация таких обозначений возможна (аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 30.03.2015 по делу N СИП-837/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 N 300-ЭС15-7749 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано) и от 28.03.2016 по делу N СИП-339/2015).
Коллегия отмечает, что регистрация заявленного обозначения также испрашивалась в отношении услуг 35 класса МКТУ "бюро по найму; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; тестирование психологическое при подборе персонала; управление деятельностью внештатных сотрудников", которые, по общему правилу, не относятся к услугам по продвижению товаров, а представляют собой услуги по подбору персонала (специализированная деятельность, функция HR, направленная на поиск и подбор кандидатов на вакантные позиции в организации - на современном рынке труда существует инфраструктура рекрутмента, которая включает специализированные агентства по поиску и подбору кандидатов - рекрутинговые агентства, предоставляющие платные услуги работодателю, и агентства по трудоустройству, предоставляющие платные услуги для кандидатов. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Подбор_персонала). Коллегия полагает, что в отношении данных услуг заявленное обозначение "tasty coffee" будет являться фантазийным (например, кадровое агентство "tasty coffee" звучит несколько иронично, однако, может только обращать внимание заявителей на своё название), не будет указывать на назначение услуг, либо вводить потребителя в заблуждение по поводу их назначения. Следовательно, заявленное обозначение может быть зарегистрировано для узкого перечня услуг 35 класса МКТУ "бюро по найму; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; тестирование психологическое при подборе персонала; управление деятельностью внештатных сотрудников".
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 16.02.2023, изменить решение Роспатента от 10.11.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022723709.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2023 г. по заявке N 2022723709/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru