Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 июня 2023 г. по заявке N 2021742893/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2021742893/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
03.03.2023 |
Дата коллегии: |
14.04.2023 |
Дата утверждения: |
14.06.2023 |
Заявитель: |
ООО "Эдисонэнерго" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 03.03.2023 возражение, поданное ООО "Эдисонэнерго", Москва (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021742893, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2021742893, поданной 08.07.2021, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 36, 41 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 03.11.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021742893. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1 (3), 3 (1), 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "БАКУ" (столица Азербайджана, крупнейший город Кавказа, самый большой порт Каспийского моря и крупнейший экономический, научный и промышленный центр региона (https://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/425-Baku.htm)) является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью, характеризует заявленные услуги, указывая на их место оказания, а также место нахождения лица, оказывающего услуги.
Вместе с тем, поскольку заявителем является юридическое лицо из Российской Федерации (город Москва), регистрация заявленного обозначения, содержащего в своем составе словесный элемент "БАКУ", будет вводить потребителя в заблуждение относительно места оказания услуг, местонахождения заявителя на основании пункта 3 (1)статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 697436 с приоритетом от 06.09.2017) в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35, 41 классов МКТУ [1];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 398082 с приоритетом от 30.06.2006) в отношении услуг 41 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам41 класса МКТУ [2];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 213511 с приоритетом от 25.04.2000) в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ [3].
В Роспатент 03.03.2023 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение не воспринимается потребителями как указание на место нахождения/место оказания услуг и не вводит потребителя в заблуждение относительно места нахождения заявителя, оказывающего услуги 35, 36, 41 классов МКТУ, а также приобрело различительную способность в результате использования обозначения;
- обозначение заявлено на регистрацию с целью его использования для индивидуализации районного центра "БАКУ место встречи" на базе кинотеатра советского времени в городе Москве и, соответственно, услуг 35 класса МКТУ, оказываемых с использованием здания вышеуказанного районного центра;
- название районного центра "БАКУ место встречи" не вызывает ассоциации со столицей Азербайджана, так как находится в Москве и будет оказывать досугово-развлекательные услуги для жителей города Москвы;
- согласно сведениям, размещенным на сайте электронной энциклопедии "Википедия", Баку - бывший кинотеатр в Москве в районе Аэропорт (https://ru.wikipedia.org/wiki/Баку_(кинотеатр));
- данная информация подтверждает широкую осведомленность населения и отсутствие у потребителей заблуждения относительно лица, оказывающего услуги, и места его нахождения в соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса;
- на регистрацию заявлено обозначение "БАКУ место встречи", а не отдельно слово "БАКУ". Очевидно, что словосочетание "БАКУ место встречи" порождает в сознании потребителя ассоциативные представления, отличные от ассоциативных представлений со словом "БАКУ";
- заявитель в рамках делопроизводства по заявке представил материалы, подтверждающие, что в средствах массовой информации и на Интернет-ресурсах имеется упоминание наименования заявителя и его связи с реконструкцией кинотеатра "Баку". Скриншоты с информационных ресурсов содержат даты публикации представленных сведений (приложение N 1);
- заявитель является реализатором проекта по созданию сети районных центров на базе кинотеатров советского времени в городе Москве, объединяющих культурную и образовательную функцию с востребованными в масштабах района товарами и услугами. Концепция районного центра "БАКУ место встречи" ориентирована на регулярные посещения и адаптирована под потребности местных сообществ и москвичей, живущих в пешей доступности, а потенциал районного центра увеличивается за счет развития онлайн-инфраструктуры, что позволяет охватывать все каналы продаж и коммуникаций. Данный проект призван изменить жизнь 2,5 миллионов жителей города (официальный сайт: https://www.adggroup.ru/baku);
- в 2015 году заявитель заключил договор N 5-08/15-ЭЭ об оказании услуг от 25.08.2015 с Государственным автономным учреждением города Москвы "Московский институт социально-культурных программ", предметом которого являлось проведение анализа районов (муниципальных округов) с последующей оценкой их культурной среды, оценкой потенциальных проблем, связанных с реконструкцией бывшего кинотеатра "Баку" и других кинотеатров, а также с целью получить информацию по ключевым социальным и культурным запросам, информацию по запросам на досуг и дополнительное образование, проблемам и преимуществам района;
- заявитель является правообладателем товарного знака "" по свидетельству N 720981 в отношении услуг 36 класса МКТУ, дата приоритета 22.02.2019, который используется в качестве зонтичного бренда для районных центров;
- на сегодняшний день в Москве открыты 15 районных центров сети "Место встречи". По сведениям, представленным на интернет-портале Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, ожидается, что один районный центр сети "место встречи", а именно районный центр "Волгоград место встречи" будут посещать 20 тысяч человек в день (https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos);
- в сети Интернет, на телевидении и в других средствах массовой информации было размещено значительное количество репортажей и статей, посвященных бывшему кинотеатру "Баку" в связи с его реконструкцией заявителем. Также по запросу в сети Интернет при поиске по ключевым словам "районные центры", "реконструкция кинотеатров в Москве", "кинотеатр Баку", "Баку Эдисонэнерго" популярные поисковые системы, такие как Google и Яндекс, направляют потребителей на информационно-справочные ресурсы, связанные с деятельностью заявителя по реализации проекта реконструкции советских кинотеатров, в том числе кинотеатра "Баку". Результаты поискового запроса по ключевым словам "кинотеатр Баку" подтверждают высокую степень вовлеченности, заинтересованности и информированности потребителей о процессе реконструкции кинотеатра "Баку": поисковая система "Google" предоставляет связанные запросы, к которым потребители чаще всего обращаются при поиске информации о реконструкции кинотеатра, в том числе такие запросы, как: "кинотеатр баку афиша", "кинотеатр баку реконструкция", "открытие кинотеатра баку", "районный центр баку";
- заявитель является правообладателем товарных знаков "", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 821694, 831666, 840267, 847963, 856873, 879745, 883210, правовая охрана которым предоставлена в отношении услуг 35, 36, 41 классов МКТУ;
- заявленное обозначение визуально не сходно с противопоставленными товарными знаками [1-3], так как заявленное обозначение содержит в себе изобразительный элемент в виде логотипа "", в то время как противопоставленные товарные знаки [1-3] либо являются словесными, либо содержат в себе иные словесные элементы;
- заявленное обозначение фонетически не сходно с противопоставленными товарными знаками [1-3], так как заявленное обозначение прочитывается как [БАКУ МЕСТО ВСТРЕЧИ], в то время как противопоставленные товарные знаки [1-3] имеют следующие звучания [МЕСТО ВСТРЕЧИ], [МЕСТО ВСТРЕЧИ РОССИЯ], то есть сравниваемые товарные знаки имеют разное количество слогов, состав гласных и согласных звуков, что определяет их фонетическое различие;
- заявленное обозначение вызывает у потребителей ассоциации с городом Баку, что отличает его от противопоставленных товарных знаков [1-3] по семантическому критерию сходства;
- противопоставленные товарные знаки [1-3] зарегистрированы в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ и не препятствуют регистрации заявленного обозначения в отношении услуг 36 класса МКТУ.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 03.11.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021742893 в отношении всего заявленного перечня услуг 35, 36, 41классовМКТУ.
К возражению заявителем были приложены скриншоты из сети Интернет (приложение N 1).
Изучив материалы дела и заслушав участников возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (08.07.2021) подачи заявки N 2021742893 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента в виде стилизованного логотипа, и из словесных элементов "БАКУ", "МЕСТО ВСТРЕЧИ", выполненных стандартными шрифтами заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана испрашивается в отношении услуг 35, 36, 41 классов МКТУ.
Как было указано выше, решение Роспатента об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в отношении всех заявленных услуг 35, 36, 41 классов МКТУ основано на противоречии пунктам 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пунктов 1, 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Коллегия отмечает, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "БАКУ" представляет собой географическое наименование - столица Азербайджана, крупнейший город Кавказа, самый большой порт Каспийского моря и крупнейший экономический, научный и промышленный центр региона (https://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/425-Baku.htm)).
Данный географический объект (город Баку) известен российскому потребителю, поскольку имеются многочисленные русифицированные ссылки в сети Интернет с информацией о данном географическом объекте (см. https://tonkosti.ru/Баку, https://www.advantour.com/rus/azerbaijan/baku.htm, https://ru.unesco.org/silkroad/content/baku-baki, https://www.hilton.ru/inspiration/baku/).
Коллегия сообщает, что город Баку известен как крупнейший промышленный и экономический центр Закавказья. Основными отраслями, обеспечивающими экономическое развитие города, являются нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, пищевая, текстильная промышленность. В последние годы сильно развиваются военная промышленность, высокотехнологичные отрасли и информационные технологии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Баку#Экономика, https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/091/166.htm).
Коллегия указывает, что способность названия географического объекта рядовым, средним потребителем как место оказания конкретной услуги зависит от того, возникают ли какие-либо ассоциативные связи у потребителей между конкретной услугой и конкретным обозначением. При отсутствии сведений о восприятии спорного обозначения потребителями услуг, для которых испрашивается правовая охрана, как топонима, указывающего именно на место происхождения услуги или место нахождения лица, его оказывающего, обозначение может восприниматься потребителем как имеющее фантазийное происхождение, что не препятствует его охране (решение Суда по интеллектуальным правам от 02.11.2022 по делу N СИП-822/2021).
Коллегия отмечает, что регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 35, 36, 41 классов МКТУ, которые относятся к следующим родовым группам услуг:
35 класс МКТУ - услуги по продвижению товаров; услуги по изучению рынка; услуги в области аудита; услуги посреднические; услуги информационно-справочные;
36 класс МКТУ - услуги по операциям с недвижимостью;
41 класс - услуги образовательно-воспитательные; услуги по организации деловых мероприятий; услуги культурно-просветительских и зрелищных учреждений; услуги в сфере развлечений; услуги по организации спортивных мероприятий; услуги по прокату различной продукции и оборудования; услуги в области производства кино, аудио- и видеозаписей; услуги в области фотографии; услуги информационные.
Коллегия указывает, что город Баку известен российскому потребителю, поскольку является популярным туристическим местом. Однако, представляется сомнительным, что при заказе услуг 35, 36, 41 классов МКТУ потребители будут полагать, что данные услуги будут оказываться именно на территории города Баку.
В силу указанного данный географический объект не воспринимается как указание на место нахождения лица, оказывающего услуги 35, 36, 41 классов МКТУ, следовательно, не нарушает положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, вышеизложенное не позволяет также отнести заявленное обозначение к категории способных ввести в заблуждение относительно места нахождения лица, оказывающего услуги.
Вывод экспертизы о способности исследуемого обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения услуги является необоснованным, поскольку не подтвержден фактическими данными, свидетельствующими о том, что при маркировке услуг словесным элементом "БАКУ" российский потребитель будет воспринимать эти услуги как оказываемые на территории города Баку в Азербайджане.
Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для признания заявленного обозначения несоответствующим требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса и, как следствие, для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 35, 36, 41 классов МКТУ.
Кроме того, коллегией было принято во внимание то обстоятельство, что заявитель является правообладателем товарных знаков "", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 821694, 831666, 840267, 847963, 856873, 879745, 883210, правовая охрана которым предоставлена в отношении услуг 35, 36, 41 классов МКТУ. В отношении данного обстоятельства существует судебная практика в которой отмечалось, что "органы государственной власти обязаны осуществлять возложенные на них функции с учетом принципа защиты законных ожиданий. Предсказуемость поведения государственного органа, обладающего властными полномочиями, является одним из факторов, сдерживающих произвол власти, создающих условия для реализации принципа правовой определенности и способствующих формированию у участников правоотношений доверия к закону и действиям государства" (решение Суда по интеллектуальным правам от 29.09.2021 по делу N СИП-762/2021).
По поводу того, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками [1-3], коллегия нашла целесообразным сообщить следующее.
Противопоставленный товарный знак "" [1] является комбинированным, состоящим из геометрической фигуры в виде прямоугольника с зеленым фоном, и из словесного элемента "МЕСТО ВСТРЕЧИ", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [2] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительных элементов, образующих пейзаж, и из словесного элемента "МЕСТО ВСТРЕЧИ", выполненного оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 41 класса МКТУ.
Наиболее значимыми элементами вышеуказанных противопоставленных товарных знаков [1, 2] являются элементы "МЕСТО ВСТРЕЧИ", которые выполнены крупным шрифтом в центре знаков и акцентируют на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по нему происходит запоминание знаков в целом.
Противопоставленный товарный знак "" [3] является словесным, выполненным стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Словесный элемент "РОССИЯ" указан в качестве неохраняемого. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Коллегия указывает, что, так как словесный элемент "РОССИЯ" выведен из самостоятельной правовой охраны в составе противопоставленного товарного знака [3], он не будет учитываться при анализе заявленного обозначения на предмет его соответствия положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Коллегия отмечает, что заявленное обозначение включает в себя словесные элементы "БАКУ", "МЕСТО ВСТРЕЧИ", которые выполнены на разных строках, не согласуются между собой, являются независимыми словесными элементами, ввиду чего анализ по каждому из этих элементов должен проводиться отдельно.
Вместе с тем, коллегия указывает, что словесный элемент "МЕСТО ВСТРЕЧИ" заявленного обозначения является значимым, так как выполнен крупным шрифтом, занимает его существенную часть, в связи с чем данный элемент должен учитываться при анализе сходства заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками [1-3].
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-3] показал, что основные индивидуализирующие элементы "МЕСТО ВСТРЕЧИ" указанных противопоставлений [1-3] фонетически и семантически входят в состав заявленного обозначения, что приводит к ассоциированию сравниваемых обозначений друг с другом.
Визуально сравниваемые обозначения следует признать сходными в силу того, что их словесные элементы выполнены стандартными шрифтами буквами русского алфавита.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу, что, сравниваемые обозначения производят сходное общее впечатление и, несмотря на отдельные отличия, ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение о высокой степени их сходства.
Как было отмечено решением Суда по интеллектуальным правам от 09.11.2022 по делу N СИП-658/2021 "наличие совпадающего слова означает, что определенная степень сходства между сравниваемыми обозначениями имеется. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака. Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.05.2018 и от 03.12.2018 по делу N СИП-210/2017, от 31.05.2018 по делу N СИП-450/2017 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2018 No 300-КГ18-13820 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 19.10.2018 по делу N СИП-137/2018 и многих других".
Следует отметить, что согласно правоприменительной практике относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Кодекса", вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что услуги 35 класса МКТУ "агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; выписка счетов; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования маркетинговые; макетирование рекламы; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; обновление рекламных материалов; оформление витрин; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор информации в компьютерных базах данных; сбор и предоставление статистических данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по розничной, оптовой продаже товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги рекламные "оплата за клик"/услуги РРС; услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или интернет-сайтов; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" заявленного обозначения являются однородными услугам 35 класса МКТУ "реклама; менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность в сфере бизнеса; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; запись сообщений; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области бизнеса; исследования маркетинговые; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продвижение товаров для третьих лиц; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикации рекламных текстов; распространение образцов; распространение рекламных материалов; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление рекламных рубрик в газете; управление гостиничным бизнесом; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); услуги фотокопирования; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; телемаркетинг; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги PPC; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; сбор информации в машинные базы данных; систематизация информации в машинных базах данных; менеджмент в области творческого бизнеса; распространение рекламных объявлений; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка объявлений, афиш; реклама; реклама в газете; рекламная хроника [составление рекламных полос в печатных изданиях]; выпуск рекламных материалов; рассылка почтовых рекламных материалов [проспектов, брошюр и т.п.]; организация торговых ярмарок для коммерческих или рекламных целей" противопоставленных товарных знаков [1, 3], так как сравниваемые услуги относятся к услугам по продвижению товаров, к услугам по изучению рынка, к услугам в области аудита, к услугам посредническим, а также к услугам информационно-справочным, имеют одно назначение, область применения и круг потребителей.
Отнесение сопоставляемых услуг к одним родовым группам (услуги по продвижению товаров; услуги по изучению рынка; услуги в области аудита; услуги посреднические; услуги информационно-справочные), их одинаковое назначение (продажа и реализация товаров среди потребителей; изучение рынка; аудит; посредничество; информация), круг потребителей (лица старше 18 лет) и условия реализации (могут оказываться в магазинах, офисах, в сети Интернет) предопределяет вывод о высокой степени однородности услуг 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1, 3].
Услуги 41 класса МКТУ "академии [обучение]; аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; библиотеки передвижные; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; издание книг; кинопрокат; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; образование религиозное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; парки аттракционов; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых предоставление телевизионных незагружаемых программ через фильмов через сервисы "видео по сервисы "видео по запросу"; запросу"; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; предоставление электронных публикаций онлайн незагружаемых; представление цирковых спектаклей; представления варьете/представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; проведение фитнес-классов; производство фильмов, за исключением рекламных; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат игрушек; прокат кинематографического оборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат театральных декораций; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечения; редактирование текстов; служба новостей; создание фильмов, за исключением рекламных; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; субтитрование; тьюторинг; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги композиторов; услуги образовательно-воспитательные; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги светотехников для мероприятий; услуги студий записи; фотографирование; фоторепортажи; шоу-программы" заявленного обозначения являются однородными услугам 41 класса МКТУ "воспитание, обеспечение учебного процесса, развлечения, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; академии [обучение]; видеосъемка; дублирование; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха и развлечений; киностудии; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; подготовка и монтирование теле- и радиопрограмм; обеспечение интерактивное игрой через компьютерную сеть; обеспечение интерактивными электронными публикациями, незагружаемыми; обучение заочное; обучение практическим навыкам (демонстрация); организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов (обучение); организация конкурсов красоты; организация конкурсов учебных или развлекательных; организация лотерей; организация спектаклей (услуги импресарио); организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное (советы по вопросам образования или обучения); производство передач телевизионных, включая передачи развлекательные телевизионные; предоставление услуг кинозалов; преставление театрализованные; производство видеофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; производство телевизионных фильмов; прокат аудиооборудования; прокат видеофильмов; прокат видеокамер; прокат декораций для шоу-программ; прокат кинофильмов; прокат телевизионных фильмов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов (за исключением рекламных); производство радиопередач, включая радиопередачи развлекательные; служба новостей; составление программ встреч (развлечения); сочинение музыки; субтитрование; услуги образовательно-воспитательные; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев; услуги студий записи; фоторепортажи; фотографирование; шоу-программы; информация по вопросам отдыха, информация по вопросам развлечений, клубы здоровья, обучение практическим навыкам [демонстрация], организация досугов, организация развлечений на базах отдыха, организация спортивных состязаний, организация рыбной ловли, предоставление спортивного оборудования, предоставление оборудования для рыбной ловли, прокат снаряжения для подводного погружения, прокат спортивного оборудования [за исключением транспортных средств], прокат оборудования для рыбной ловли, развлечения" противопоставленных товарных знаков [1, 2], так как сравниваемые услуги относятся к услугам образовательно-воспитательным, к услугам по организации деловых мероприятий, к услугам культурно-просветительских и зрелищных учреждений, к услугам в сфере развлечений, к услугам по организации спортивных мероприятий, к услугам по прокату различной продукции и оборудования, к услугам в области производства кино, аудио- и видеозаписей, к услугам в области фотографии, а также к услугам информационным, имеют одно назначение, область применения и круг потребителей.
Отнесение сопоставляемых услуг к одним родовым группам (услуги образовательно-воспитательные; услуги по организации деловых мероприятий; услуги культурно-просветительских и зрелищных учреждений; услуги в сфере развлечений; услуги по организации спортивных мероприятий; услуги по прокату различной продукции и оборудования; услуги в области производства кино, аудио- и видеозаписей; услуги в области фотографии; услуги информационные), их одинаковое назначение (образование; развлечения; прокат), круг потребителей (лица любого возраста) и условия реализации (могут оказываться в учебных учреждениях; в спортивных учреждениях; в концеренц-залах) предопределяет вывод о высокой степени однородности услуг 41 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1, 2].
Заявитель в возражении не оспаривал однородность услуг 35, 41 классов МКТУ.
Таким образом, высокая степень сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], а также высокая степень однородности сопоставляемых услуг 35, 41 классов МКТУ, обуславливает основания для вывода о вероятности смешения потребителями сравниваемых обозначений в гражданском обороте, относящих их либо к одному и тому же источнику происхождения, либо к связанным друг с другом хозяйствующим субъектам.
Указанные обстоятельства обуславливают вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 41 классов МКТУ.
Вместе с тем, коллегия обращает внимание на то, что регистрация заявленного обозначения также испрашивалась в отношении услуг 36 класса МКТУ, в отношении которых товарные знаки [1, 2, 3] не были противопоставлены.
Таким образом, с учётом всего вышеизложенного, коллегия приходит к выводу о том, что заявленное обозначение может быть зарегистрировано в отношении услуг 36 класса МКТУ.
При этом, следует особо обратить внимание на то, что заявителю уже принадлежат исключительные права на товарные знаки "", "
" по свидетельствам NN 879745, 883210 в отношении услуг 36 класса МКТУ. Данные товарные знаки имеют сходное построение с заявленным обозначением, включают в себя географическое наименование, логотип в виде звезды, словесный элемент "МЕСТО ВСТРЕЧИ". Таким образом, заявленное обозначение будет восприниматься в качестве продолжения серии товарных знаков заявителя в отношении услуг 36 класса МКТУ.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 03.03.2023, отменить решение Роспатента от 03.11.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021742893.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 июня 2023 г. по заявке N 2021742893/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru