Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 июня 2023 г. по заявке N 2021777937
Заявка: |
2021777937 |
Название: |
ФАК МОЙ МОЗГ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
18.04.2023 |
Дата коллегии: |
24.05.2023 |
Дата утверждения: |
29.06.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Магеллан Производство" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 18.04.2023 возражение, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Магеллан Производство", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021777937, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021777937 с приоритетом от 26.11.2021 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 28 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 19.12.2022 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров по причине его несоответствия требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы отмечается, что поскольку в состав заявленного обозначения словесного обозначения "ФАК МОЙ МОЗГ" (сильное удивление, граничащее с помешательством, безумие, нечто невероятное, см. "Словарь современной лексики, жаргона и сленга", 2014, https://argo.academic.ru/5483/фак_мой_мозг) входит словесный элемент "ФАК", представляющий собой транслитерацию слова "FUCK", являющегося элементом ненормативной лексики (в переводе с английского языка во всех значениях означает грубое ругательство, см. "Англо-русский современный словарь", https://translate.yandex.ru/?lang=en-ru&text=FUCK), оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака как противоречащее общественным интересам, нормам морали и нравственности.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, основные доводы при этом сводятся к следующему:
- обозначение "ФАК МОЙ МОЗГ" представляет собой название известной настольной игры заявителя (https://www.mosigra.ru/fak-moj-mozg/), которая появилась на рынке в октябре 2021 года, и в течение 2021-2022 годов было реализовано свыше 26,5 тысяч ее экземпляров, что свидетельствует об известности обозначения потребителю;
- при этом игра, в основу которой положен эффект Струпа, использующийся в психологических тестах для проверки гибкости когнитивного мышления, не предназначена для детей, имеет положительную оценку взрослой группы покупателей;
- российский потребитель, который по данным ВЦИОМ в большинстве своем не обладает свободным знанием английского языка, не воспримет слово "ФАК" в качестве транслитерации английского слова "FUCK";
- словесный элемент "ФАК" представляет собой транслитерацию аббревиатуры "FAQ" (англ. Frequently Asked Questions - "Часто Задаваемые Вопросы, ЧЗВ"), что означает собрание часто задаваемых вопросов по какой-либо теме и ответов на них;
- при реальном использовании на обложке игры слово "ФАК" выделено крупным шрифтом, под ним располагается словосочетание "МОЙ МОЗГ", что позволяет потребителю воспринимать это название игры в контексте "часто задаваемые вопросы о моем мозге".
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021777937 в отношении всех заявленных товаров.
В качестве материалов, подтверждающих доводы возражения, заявителем представлены следующие документы:
(1) справка об объемах продаж игры "ФАК МОЙ МОЗГ";
(2) изображение коробки игры "ФАК МОЙ МОЗГ";
(3) правила игры "ФАК МОЙ МОЗГ";
(4) скриншоты с отзывом покупателей "ФАК МОЙ МОЗГ".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия считает доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (26.11.2021) поступления заявки N 2021777937 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Как следует из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушают правила орфографии.
Перечень обозначений, приведенный в пункте 37 Правил, не является исчерпывающим.
Заявленное обозначение "" по заявке N 2021777937 с приоритетом от 26.11.2021 включает в свой состав словесные элементы, выполненные стандартным шрифтом буквами кириллического алфавита.
Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; безделушки для вечеринок [знаки внимания]; головоломки из набора элементов для составления картины/пазлы; дроны [игрушки]; емкости для игральных костей/стаканы для игральных костей; игрушки; игрушки-антистресс; игрушки для домашних животных; игрушки мягкие; игрушки надувные для бассейнов; игрушки плюшевые; игрушки с подвижными частями/мобайлы [игрушки]; игрушки с сюрпризом для розыгрыша; игры; игры-конструкторы; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; игры комнатные; игры настольные; игры портативные с жидкокристаллическими дисплеями; игры с кольцами; изделия игрушечные, имитирующие косметику; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; контроллеры для игрушек; кости игральные; макеты [игрушки]/модели [игрушки]; маски [игрушки]; устройства для игр; фигурки [игрушки]; фишки [жетоны] для игр; фишки для азартных игр; шарики для игр; шары для игр; велотренажеры".
Анализ заявленного обозначения показал, что оно включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами кириллического алфавита, при этом имеющие разное языковое происхождение.
Так, словесные элементы "МОЙ" и "МОЗГ" представляют собой лексические единицы русского языка, где "МОЙ 1" - это местоимение со значением "принадлежащий мне, имеющий отношение ко мне", и "МОЗГ 2" - существительное со значением "1. центральный отдел нервной системы человека и животных нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Спинной мозг; 2. основное ядро, руководящий центр чего-нибудь Лаборатория мозга завода. 3. мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный мозг; 4. (переносное значение) ум, умственные способности. Раскинь (или пошевели) мозгами! (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень у кого-нибудь (о неумном, со странностями человеке). Вправить мозги кому-нибудь (заставить одуматься, образумиться)".
В свою очередь слово "ФАК" фонетически воспроизводит англоязычное слово "FUCK", которое представляет собой относящееся к обсценной 3 лексике и означающее табуированное, ругательное название действий сексуального характера (см. например, Современный словарь английского языка, https://translate.academic.ru/fuck/en/ru/).
Коллегия приняла во внимание довод возражения о том, что заявленное обозначение предназначено для индивидуализации настольной игры, потребителями которой являются совершеннолетние граждане Российской Федерации, которые, как полагает заявитель, в большинстве своем в силу незнания английского языка не способны воспринимать слово "ФАК" в качестве лексической единицы английского языка "FUCK", а ассоциируют его с транслитерацией англоязычной аббревиатуры "FAQ" - Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы).
По мнению коллегии, вышеуказанная логика заявителя о возможном восприятии слова "ФАК" российским потребителем, плохо владеющим нюансами английского языка, носит взаимоисключающий характер. Кроме того, как указано в самом возражении, в русском языке имеется аналог английской аббревиатуры "FAQ", а именно "ЧЗВ".
Необходимо отметить, что в соответствии с методологическими подходами для осуществления правильной оценки "скандальных" обозначений необходимо учитывать факторы их восприятия потребителем.
Так, если на регистрацию заявлено "скандальное" обозначение, которое обладает различительной способностью и не является ложным или способным ввести в заблуждение, то ему может быть предоставлена правовая охрана только в том случае, если заявитель представит убедительное подтверждение того, что значительная часть общества не воспринимает его как противоречащее общественным интересам, принципам гуманности и морали. Следует констатировать, что мнения потребителей относительно восприятия слова "ФАК" в материалах возражения не содержится.
Вместе с тем коллегия изучила представленную в возражении информацию о том, что заявленное обозначение предназначено для индивидуализации настольной игры, т.е. соотносится с приведенным в перечне 28 класса МКТУ товаром "игры настольные".
Обратившись как материалам самого возражения, так и к общедоступным сведениям из сети Интернет, коллегия установила, что игра под обозначением "ФАК МОЙ МОЗГ" основана на использовании эффекта Струпа (задержка реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово "красный" написано синим) и связана с процессом обработки информации сознанием человека.
При этом в представленных материалах (5), (6) указывается на то, что материалы игры "содержат нецензурную брань", "игра взорвет вам мозг_нужно будет_ иногда материться".
Также в открытом доступе на сайтах, осуществляющих реализацию игры под спорным обозначением, в описании игры приводится завуалированная расшифровка слова "ФАК". Так, например, на сайте https://tesera.ru/game/fak-moy-mozg?ysclid=lj74toepv335165784 игра позиционируется как "ФАК МОЙ МОЗГ"/"F**k The Game", что однозначно позволяет ассоциировать обозначение "ФАК" с английским нецензурным словом "FUCK".
Что же касается приведенных в материалах возражения (7) положительных отзывов игроков о самой игре, то в этой связи коллегия обращает внимание на то, что любое слово и выражение нецензурного характера, в зависимости от контекста может восприниматься взрослыми людьми как нейтрально, так и с проявлением широкого спектра эмоций (от легкого раздражения до кипящего гнева) в зависимости от степени их культуры. Однако указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что подобные слова и выражения могут иметь свободное обращение и использоваться в качестве средства индивидуализации товаров. Употребление нецензурной лексики в Российской Федерации носит табуированный характер и порицается при использовании в общественных местах.
Коллегия также считает необходимым обратить внимание на то, что регистрация товарного знака по заявке N 2021777937 испрашивается не только для настольных игр исключительно для взрослой аудитории, а также для различных игр и игрушек, потребителями которых могут быть, в том числе, и дети.
В силу всех указанных выше обстоятельств не представляется возможным сделать вывод о том, что спорное обозначение "ФАК МОЙ МОЗГ" не ассоциируется с выражением, содержащим ненормативную лексику, т.е. не относится к обозначениям, способным затронуть нравственные интересы определенной группы лиц, и, как следствие, не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. В этой связи оснований для вывода о соответствии заявленного обозначения по заявке N 2021777937 требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не имеется.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 18.04.2023, оставить в силе решение Роспатента от 19.12.2022.
------------------------------
1 Толковый словарь Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/108906;
2 Толковый словарь Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/108842.
3 Обсценная лексика (англ. obscene, от лат. obscenus - отвратительный, неприличный) - непристойная, нецензурная лексика (в том числе мат). В этот разряд слов и выражений входят лексико-фразеологические единицы из "внелитературной" сферы языка: из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов, см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84217/ОБСЦЕННАЯ, Энциклопедический словарь, 2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 июня 2023 г. по заявке N 2021777937
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru