Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 июля 2023 г. по заявке N 2022724389
Заявка: |
2022724389 |
Название: |
BOSSA NOVA |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
23.03.2023 |
Дата коллегии: |
17.05.2023 |
Дата утверждения: |
17.07.2023 |
Заявитель: |
ХУГО БОСС Трейд Менеджмент ГмбХ унд Ко. КГ |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 23.03.2023, поданное компанией "HUGO BOSS Trade Mark Management GmbH & Co. KG", Германия (далее - лицо, подавшее возражение, "HUGO BOSS"), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 922992, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2022724389 с приоритетом от 15.04.2022 зарегистрирован 09.02.2023 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 922992 в отношении товаров 25 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства. Правообладателем товарного знака является ООО "Машук", г. Пятигорск (далее - правообладатель).
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 23.03.2023 поступило возражение, в котором оспаривается правомерность предоставления правовой охраны указанному товарному знаку ввиду того, что, по мнению лица, его подавшего, указанная регистрация была произведена в нарушение требований пунктов 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, является одним из самых знаменитых домов моды, производителем классических линий одежды, аксессуаров и парфюмерии;
- в возражении представлена информация о широкой известности товарного знака "Boss" компании "Hugo Boss" как в России, так и за рубежом, выпуске одежды, производственных мощностях, о поставке продукции и выручке с продаж, о сотрудничестве с интернет-магазинами и официальными дилерами продукции, о наличии ряда национальных и международных регистраций товарных знаков, содержащих словесный элемент "Boss", сведения о рекламе товаров и экспонировании их на выставках;
- таким образом, представленная информация позволяет утверждать, что продукция высокого качества под обозначением "Boss" приобрела известность и ассоциируется с компанией "Hugo Boss", которая в течение длительного периода завоевала деловую репутацию;
- с учетом изложенного, лицо, подавшее возражение, показало свою заинтересованность в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 922992;
- регистрация оспариваемого товарного знака противоречит положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса ввиду способности ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, поскольку он является сходным до степени смешения с товарными знаками NN 483341, 456092, 773035, 913052, 912351, 912209, 606620, включающими словесный элемент "Boss", применяемыми в течение долгого времени для маркировки однородных товаров (одежды и аксессуаров) компанией "Hugo Boss", в том числе, на товарах, поставляемых в Российскую Федерацию, до даты приоритета оспариваемого товарного знака N 922992;
- серия противопоставленных товарных знаков со словесным элементом "BOSS" близка к тождеству с элементом "BOSSA", занимающим доминирующее начальное положение "Bossa Nova" в оспариваемом товарном знаке;
- визуальное сходство оспариваемого и противопоставленных товарных знаков обусловлено присутствием в них доминирующего тождественного элемента "BOSS";
- на фонетическое восприятие обозначения влияет количество и последовательность его слогов, общий ритм и интонация. Фонетическое сходство заявленного обозначения BOSSA NOVA [босса нова] с обозначением BOSS [босс], входящим в товарные знаки вышеуказанной серии, обусловлено присутствием звуковой последовательности [босс] в доминирующей позиции;
- семантика оспариваемого товарного знака направлена на однозначную ассоциацию его с товарными знаками серии "BOSS" и линейкой одежды компании "HUGO BOSS", так как российские потребители будут воспринимать значение словосочетания "BOSSA NOVA" как "новый босс, новый руководитель";
- регистрация товарного знака "BOSSA NOVA" по свидетельству N 922992 в отношении товаров 25 класса МКТУ будет вводить потребителя в заблуждение относительно их производителя, так как потребитель будет ассоциировать этот товарный знак с товарами бренда "BOSS/HUGO BOSS", производимыми группой компаний "HUGO BOSS";
- товары 25 класса МКТУ, указанные в перечне регистрации N 922992, являются однородными товарам 25 класса МКТУ противопоставленной серии товарных знаков, так как соотносятся между собой как род-вид, имеют одинаковые условия реализации и круг потребителей.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит удовлетворить возражение и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 922992 недействительным полностью.
К возражению приложены следующие материалы: - сведения из Википедии [1];
- свидетельство из ЕГРЮЛ ООО "ХЬЮГО БОСС Рус" [2];
- интернет-распечатки, демонстрирующие продукцию "BOSS" [3];
- товарные накладные и счета-фактуры [4];
- сведения о продажах товаров [5];
- информация о товарных знаках лица, подавшего возражение [6];
- данные о выставках [7];
- сведения из Мультитран о значении слова "BOSS" [8];
- отзывы потребителей [9];
- продажи брендов в России [10].
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, представил отзыв по мотивам возражения, в котором было указано следующее:
- правообладатель оспариваемой регистрации не отрицает, что лицо, подавшее возражение, может быть признано заинтересованным лицом, так как является производителем товаров, относящихся к 25 классу МКТУ, а также согласен с тем, что товары 25 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован товарный знак N 922992, однородны с товарами того же класса, в отношении которых охраняются товарные знаки компании "HUGO BOSS";
- по отношению к товарам 25 класса МКТУ обозначение "Bossa Nova" является семантически нейтральным, не содержит каких - либо сведений о товарах 25 класса МКТУ и/или изготовителях этих товаров, а потому не может порождать в сознании потребителей представлений об определенном виде товаров и/или услуг, их свойствах и качестве, не соответствующих действительности;
- рассматриваемое словосочетание не содержит каких-либо элементов, прямо указывающих на компанию "HUGO BOSS" или ассоциирующихся с ней;
- в возражении полностью отсутствуют какие-либо конкретные доводы и доказательства, подтверждающие возможность введения потребителя в заблуждение относительно товара и/или его изготовителя;
- словосочетание"Bossa Nova" является устойчивым, не может быть разделено на составные части, представляет собой название жанра бразильской популярной музыки, в 60-х годах под этим же названием был известен латиноамериканский бальный танец;
- словосочетание "bossa nova" произошло от жаргонного выражения в португальском языке, имеющим значение "новый стиль, новая особенность";
- слово "boss" в переводе с английского языка означает "шеф, руководитель, хозяин" и помимо указанного значения данного слова, применительно к товарным знакам, принадлежащим компании "HUGO BOSS", слово "босс/boss" представляет собой фамилию основателя этой компании, а в сочетании со словом "Хьюго" - его же имя и фамилию;
- с учетом приведенных значений в сравниваемые обозначения не заложены ни подобные, ни противоположные идеи, также они не содержат совпадающих элементов, имеющих самостоятельное значение, в силу чего не могут быть признаны сходными по смысловому критерию;
- в русский язык выражение "Bossa Nova" вошло в тождественном звучании и как единое слово: "боссанова"или "боса-нова", что дополнительно подчеркивает его цельность и неделимость;
- сопоставляемые обозначения имеют разное количество слогов, слов, отличие в продолжительности звучания обозначений за счет различия в звуковом ряде гласных и согласных;
- словесный элемент оспариваемого товарного знака "bossa nova" не содержит самостоятельного тождественного элемента "BOSS", это слово является частью слова "bossa", которое, в свою очередь, является частью словосочетания "bossa nova", при этом оба словесных элемента выполнены в идентичной графической манере, без выделения какого-либо слова и в манере, отличной от выполнения товарных знаков, принадлежащих компании "HUGO BOSS";
- сравниваемые знаки различаются композиционным построением, количеством графических элементов, их взаимным расположением и цветовым решением, что исключает возможность ассоциирования сравниваемых товарных знаков друг с другом, в силу чего они не могут быть признаны сходными по визуальному критерию;
- таким образом, сопоставляемые обозначения не являются сходными по всем признакам сходства обозначений;
- правообладателю товарного знака принадлежат исключительные права на ранее зарегистрированный в отношении товаров 25 класса МКТУ и сходный до степени их смешения товарный знак "" по свидетельству N 561971;
- следует отметить, что при рассмотрении заявки, поданной на регистрацию товарного знака N 561971, товарные знаки компании "HUGO BOSS" не противопоставлялись, на этапе рассмотрения заявки, поданной на регистрацию товарного знака N 922992, компания "HUGO BOSS" подавала обращение, в котором содержались аргументы относительно несоответствия заявленного обозначения пунктам 3 и 6 статьи 1483 Кодекса, однако доводы обращения были отклонены и товарный знак был зарегистрирован в отношении всех товаров, указанных в заявке;
- правообладатель оспариваемого товарного знака является изготовителем качественной и недорогой одежды для детей и подростков, продукция компании, маркированная обозначением "Bossa Nova", производится с 2014 года, о чем свидетельствуют представленные с отзывом материалы;
- товары, выпускаемые лицом, подавшим возражение, доступны узкому кругу потребителей в силу их высокой цены, предлагаются, как правило, в бутиках, расположенных в самых крупных торговых центрах или в центральной части крупных городов;
- в этой связи сравниваемые товары, несмотря на их однородность, имеют разный круг потребителей, разные условия сбыта, не пересекаются в гражданском обороте, что создает дополнительные предпосылки для невозможности их смешения потребителем;
- довод о том, что регистрация оспариваемого товарного знака противоречит честным обычаям в промышленности и торговых делах, является голословным;
- материалы возражения не содержат данных, которые могли бы подтверждать возможность введения потребителя в заблуждение относительно товаров и их изготовителя или о возникновении у потребителей ложных ассоциаций, а также не имеют отношения к вопросу о наличии или отсутствию между товарными знаками сходства до степени их смешения.
На основании изложенного, правообладатель товарного знака просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 922992.
Правообладателем товарного знака представлены следующие материалы:
- сведения из Википедии о семантике слова "Bossa Nova" [11];
- информация из словарных источников о значении слова "Boss" [12];
- сведения о товарном знаке по свидетельству N 561971 [13];
- информация о выпуске товаров под обозначением "Bossa Nova" [14].
В дополнение к ранее поданному возражению лицом, его подавшим, были представлены следующие аргументы, в том числе, отсутствующие в первоначально поданном возражении:
- потребители, владеющие португальским языком или имеющие знания в области музыки и фольклора, будут воспринимать оспариваемый товарный знак "Bossa Nova" и маркированные им товары как произведенные в Бразилии или имеющие отношение к компании, находящейся в Бразилии, что не соответствует действительности;
- доказательств производства товаров или их компонентов ООО "Машук" на территории Бразилии в отзыве на возражение или в открытых источниках информации не представлено;
- на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обозначение "Bossa Nova" вводит потребителя в заблуждение относительно источника происхождения и производителя заявленных товаров;
- правообладатель товарного знака приводит информацию, свидетельствующую о том, что обозначение "Bossa Nova" произошло от жаргонного выражения в португальском языке, имеющего значение "новый стиль, новая особенность". Очевидно, что обозначение с таким семантическим значением является описательным, широко употребляемым различными производителями и характеризующим товары 25 класса МКТУ "одежда, обувь, головные уборы" и, соответственно, неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- продукция правообладателя товарного знака, также как и продукция компании "HUGO BOSS" реализуется, в том числе, через агрегатор Wildberries, в связи с чем доводы о разных каналах реализации товаров, маркированных обозначениями "BOSS" и "BOSSA NOVA", и разном круге потребителей этих товаров являются несостоятельными.
С учетом, в том числе, новых оснований, выдвинутых в дополнении к возражению, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны недействительным полностью.
В ответ на дополнения лица, подавшего возражение, правообладатель товарного знака привел следующие доводы:
- потребитель, не владеющий иностранными языками, не может оценить семантику товарного знака "Bossa Nova", так как это словосочетание выполнено латиницей;
- обозначение "Bossa Nova" само по себе не содержит каких-либо элементов, которые могут указывать на вид товаров, относящихся к одежде, на свойства и характеристики этих товаров, на место изготовления или изготовителя, соответственно, по отношению к товарам 25 класса МКТУ оно является фантазийным;
- тот факт, что босса-нова является названием музыкального жанра, зародившегося много лет назад в Бразилии, не создает предпосылок для возникновения ассоциаций в отношении товаров 25 класса МКТУ, что они должны обязательно быть произведены там же или бразильским изготовителем, такие ассоциации неправдоподобны, поскольку название этого музыкального жанра никак не связано с производством одежды;
- названия музыкальных, танцевальных стилей широко применяются в качестве средств индивидуализации различных товаров, например, товарный знак N 419058 "Jazz" зарегистрирован для товаров 09 класса МКТУ на имя ООО "Перспектива", г. Санкт - Петербург, хотя джазовый стиль зародился в Америке, в южных штатах, или, например, товарный знак "Вальс", N 417061, который охраняется в отношении товаров 30 класса МКТУ, при том, что вальс, как танец, зародился в Германии, а популярен стал в Вене, в Австрии;
- поэтому вывод компании "HUGO BOSS" о том, что оспариваемый товарный знак вводит потребителя в заблуждение относительно источника происхождения товаров или их изготовителя неправомерен и не соответствует действительности;
- название музыкального жанра "Bossa Nova" в 50 - х годах прошлого столетия, в основе которого лежит жаргонное выражение, не является характеристикой товаров 25 класса МКТУ, как того требует критерий описательности, и переводится с португальского языка на русский язык как "босса-нова", то есть, вошло в словарь русского языка в том же звучании.
На основании вышеизложенного, правообладатель товарного знака просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 922992.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (15.04.2022) приоритета товарного знака по свидетельству N 922992 правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Исходя из положений пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение. Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание. Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Согласно положению пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку могут быть поданы заинтересованным лицом.
По мнению лица, подавшего возражение, принадлежащая ему серия товарных знаков со словесными элементами "BOSS" и "BOSS HUGO BOSS" в отношении однородных товаров 25 класса МКТУ, является сходной до степени смешения с оспариваемым товарным знаком по свидетельству N 922992.
Кроме того, представленные с возражением материалы позволяют утверждать, что товары 25 класса МКТУ, маркированные словесными элементами "BOSS" и "BOSSHUGO BOSS", за продолжительное время существования на рынке приобрели известность и узнаваемость среди потребителей и ассоциируются только с компанией "Hugo Boss". В этой связи оспариваемая регистрация N 922992 способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров.
Учитывая семантические значения, заложенные в обозначение "Bossa Nova", оно будет являться описательным в отношении товаров 25 класса МКТУ и способным ввести потребителя в заблуждение относительно производителя этих товаров.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, следует признать заинтересованным в подаче настоящего возражения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 922992 представляет собой словесное обозначение "", выполненное заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом в красно-оранжевом цвете. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 25 класса МКТУ.
Анализ оспариваемого товарного знака показал следующее.
Словесный элемент "Bossa Nova" оспариваемого товарного знака, согласно общедоступным сведениям, в том числе, представленным правообладателем товарного знака [11] имеет несколько значений. Так, словосочетание "Bossa Nova" представляет собой название жанра бразильской популярной музыки, представляющего собой синтез местного фольклора и джаза, пик популярности которого пришелся на 60-е годы прошлого столетия. Словарные источники информации также поясняют, что выражение"bossa nova" произошло от жаргонного выражения в португальском языке, имеющее значение "новый стиль, новая особенность". Также следует указать, что в русский язык выражение "Bossa Nova" вошло в тождественном звучании и как единое слово: "боссанова" или "боса - нова".
Приведенные выше значения позволяют коллегии утверждать, что словесный элемент "BossaNova" оспариваемого товарного знака является многозначным, в силу чего определить с каким конкретно значением будет ассоциировать средний российский потребитель данное словосочетание, является затруднительным. В этой связи многозначность словесного элемента "Bossa Nova" препятствует однозначному определению его смыслового значения. В силу сказанного, является очевидным, что потребителю, для того, чтобы понять семантику словесного элемента "Bossa Nova" потребуются дополнительные рассуждения, домысливания и ассоциации, которые, в свою очередь, могут быть разными.
Следует также принять во внимание, что оспариваемый товарный знак выполнен буквами латинского алфавита и потребитель, не знающий какой-либо иностранного языка, будет воспринимать словосочетание "Bossa Nova" как фантазийное, то есть не имеющее определенного семантического значения.
Таким образом, учитывая вышесказанное, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 922992 нельзя признать описательным по отношению к товарам 25 класса МКТУ, поскольку он не порождает в сознании потребителей представлений об определенном виде товаров, их характеристиках, в том числе, указывающих на их свойства, назначение, качестве товаров и т.д.
Изложенное позволяет коллегии прийти к выводу о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 922992 соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса и возражение в этой части не подлежит удовлетворению.
Относительно довода лица, подавшего возражение, о том, что спорный товарный знак будет вводить потребителей в заблуждение относительно производителя и места производства товаров в виду того, что продукция под обозначением "Bossa Nova" ассоциируется у потребителей как произведенные в Бразилии или имеющие отношение к компании, находящейся в Бразилии, коллегия указывает следующее.
Документальных доказательств того, что средний российский потребитель будет рассматривать спорное обозначение "Bossa Nova" как вводящее потребителя в заблуждение относительно места производства товаров и его изготовителя, лицом, подавшим возражение, не представлено. Возражение не содержит сведений о том, что товары, маркированные обозначением "BossaNova", будут ассоциироваться с каким-либо изготовителем из Бразилии или как непосредственно произведены в Бразилии. Обозначение "Bossa Nova" может быть связано только с названием жанра бразильской популярной музыки, но никак не с производством товаров из Бразилии и местом нахождения изготовителя из Бразилии. В этой связи довод лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса способен ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров из Бразилии или относительно места производства товаров из Бразилии, является неубедительным, следовательно, возражение в этой части не может быть удовлетворено.
Анализ оспариваемого товарного знака на соответствие требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Противопоставленные словесные товарные знаки "BOSS" по международным регистрациям NN 483341 (1), 456092 (2), 773035 (3), по свидетельству N 913052 (4), словесный товарный знак "" по международной регистрации N 606620 (5), комбинированные товарные знаки "", "" по свидетельствам NN 912351 (6), 912209 (7), образуют серию товарных знаков одного правообладателя (компании "HUGO BOSS"), объединенных общим словесным элементом "BOSS", выполненным заглавными буквами латинского алфавита, который несет основную индивидуализирующую нагрузку в данной серии. Правовая охрана товарным знакам на территории Российской Федерации предоставлена, в том числе, в отношении товаров 25 класса МКТУ.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал следующее.
Оспариваемые товары 25 класса МКТУ "апостольники; банданы [платки]; белье нижнее; белье нижнее, абсорбирующее пот; береты; блузы; боа [горжетки]; боди [женское белье]; боксеры [шорты]; ботильоны; ботинки лыжные; ботинки спортивные; бриджи; брюки; бутсы; бюстгальтеры; бюстгальтеры самоклеящиеся; валенки [сапоги фетровые]; варежки; воротники [одежда]; воротники съемные; вставки для рубашек; вуали [одежда]; габардины [одежда]; галоши; галстуки; галстуки-банты с широкими концами; гамаши; гамаши короткие; гетры [теплые носочно-чулочные изделия]; голенища сапог; грации; джерси [одежда]; жилеты; изделия спортивные трикотажные; изделия трикотажные; каблуки; каблуки для обуви; капюшоны [одежда]; каркасы для шляп [остовы]; карманы для одежды; кашне; кепки [головные уборы]; кимоно; козырьки для фуражек; козырьки, являющиеся головными уборами; колготки; комбинации [белье нижнее]; комбинезоны[одежда];комбинезоны для водных лыж; корсажи [женское белье]; корсеты [белье нижнее]; костюмы; костюмы купальные; костюмы маскарадные; костюмы пляжные; косынки; купальники гимнастические; куртки [одежда]; куртки из шерстяной материи [одежда]; куртки рыбацкие; легинсы [штаны]; ливреи; лифы; майки спортивные; манжеты; манишки; мантильи; манто; маски для лица [одежда], не предназначенные для медицинских или санитарных целей; маски для сна; меха [одежда]; митенки; митры [церковный головной убор]; муфты [одежда]; муфты для ног неэлектрические; нагрудники детские, за исключением бумажных; нагрудники с рукавами, за исключением бумажных; накидки меховые; накидки парикмахерские; насадки защитные на каблуки; наушники [одежда]; носки; носки, абсорбирующие пот; обувь; обувь гимнастическая; обувь пляжная; обувь спортивная; одежда; одежда бумажная; одежда верхняя; одежда вышитая; одежда готовая; одежда для автомобилистов; одежда для велосипедистов; одежда для гимнастов; одежда из искусственной кожи; одежда из латекса; одежда кожаная; одежда непромокаемая; одежда светодиодная; одежда спортивная с цифровыми датчиками; одежда форменная; одежда, содержащая вещества для похудения; окантовка металлическая для обуви; орари [церковная одежда]; пальто; панталоны [нижнее белье]; парки; пелерины; перчатки [одежда]; перчатки без пальцев; перчатки велосипедные; перчатки водительские; перчатки для лыжников; перчатки теплые для устройств с сенсорным экраном; пижамы; плавки; пластроны; платки головные; платки шейные; платочки для нагрудных карманов; платья; повязки для головы [одежда]; подвязки; подвязки для носков; подвязки для чулок; подкладки готовые [элементы одежды]; подмышники; подошвы для обуви; подтяжки; полуботинки; полуботинки на шнурках; пончо; пояса[белье нижнее]; пояса [одежда]; пояса церемониальные; пояса-кошельки [одежда]; пояса-шарфы; приданое для новорожденного [одежда]; приспособления, препятствующие скольжению обуви; пуловеры; пятки для чулок двойные; ранты для обуви; ризы [церковное облачение]; рубашки; сабо [обувь]; сандалии; сандалии банные; сапоги; сарафаны; сари; саронги; свитера; союзки для обуви; стельки; стихари; тапочки банные; тоги; трикотаж [одежда]; трусы; туфли; туфли комнатные; тюбетейки; тюрбаны; уборы головные; фартуки [одежда]; форма для дзюдо; форма для карате; футболки; футболки компрессионные [рашгарды]; халаты; халаты купальные; цилиндры; части обуви носочные; чулки; чулки, абсорбирующие пот; шали; шапки бумажные [одежда]; шапочки для душа; шапочки купальные; шарфы; шарфы-трубы; шипы для бутс; шляпы; штанишки детские [белье нижнее]; штрипки; шубы; эспадрильи; юбки; юбки нижние; юбки-шорты" являются однородными товарам 25 класса МКТУ "одежда женская, мужская и детская, в частности фраки, пальто, куртки, брюки, рубашки, купальные халаты, непромокаемые пальто, нижнее и верхнее белье, носки, чулки, трикотаж, пуловеры, трикотажные рубашки, обувь и головные уборы, галстуки, перчатки, ремни (текстильные или пластиковые), подтяжки" противопоставленного знака (1), товарам 25 класса МКТУ"одежда (включая трикотажные изделия и изделия из трикотажа) для женщин, мужчин и детей; шланги; принадлежности к одежде, в частности шали, банданы, платки, повязки, палантины и носовые платки в качестве принадлежностей к одежде; галстуки, ремни, головные уборы; обувь" противопоставленного товарного знака (2), товарам 25 класса МКТУ "предметы одежды для дам, мужчин и детей, особенно костюмы, пальто, куртки, брюки, рубашки, плащи, верхняя одежда и нижнее белье, носки, чулки, трикотажные изделия, пуловеры, трикотажные рубашки; обувь и головные уборы, галстуки, перчатки, ремни, подтяжки, халаты" противопоставленного знака (3), товарам 25 класса МКТУ "одежда для мужчин, женщин и детей; чулки; уборы головные; белье нижнее; рубашки ночные, одежда для сна; костюмы купальные; халаты купальные; ремни, пояса [одежда]; шали; аксессуары, в частности платки [головные уборы], шейные платки, накидки, косынки, платки [предметы одежды]; галстуки; перчатки; туфли, ботинки; ремни и пояса кожаные" противопоставленного знака (4, 5, 6), товарам 25 класса МКТУ "одежда для женщин, мужчин и детей; вниз; головной убор; кожаные ремни и ремни; аксессуары, а именно шарфы, шейные платки, шали, мешочки; галстуки; перчатки (одежда); обувь" противопоставленного знака (7), поскольку они объединены родовыми позициями "одежда, обувь, головные уборы", соотносятся друг с другом как род-вид, имеют одно назначение, круг потребителей и условия сбыта.
Правообладателем товарного знака в отзыве однородность товаров не оспаривалась.
Сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака "Bossa Nova" и противопоставленных товарных знаков со словесными элементами "Boss"/"Boss HUGO BOSS" показал, что сравниваемые знаки не совпадают по большинству признаков фонетического сходства: имеют разное количество слов, слогов, разное количество букв, звуков и звукосочетаний. Наличие в оспариваемом товарном знаке двух словесных элементов значительно увеличивает длину словесной части анализируемого товарного знака и обусловливает существенную роль в восприятии обозначений в целом, заостряя внимание потребителя на ином фонетическом звучании анализируемого обозначения по сравнению со словом "Boss" или тремя словами "Boss HUGO BOSS". Следовательно, сходство сравниваемых товарных знаков по фонетическому критерию сходства отсутствует.
С точки зрения семантического критерия сходства сопоставляемые обозначения следует признать несходными. Как было указано выше, оспариваемый товарный знак является многозначным и может восприниматься потребителем как фантазийный элемент. Словесный элемент "BOSS" противопоставленных товарных знаков является лексической единицей английского языка и в переводе на русский язык означает "начальник, руководитель, шеф" (https://translate.google.com/). При этом противопоставленный товарный знак (5), включающий в себя словесные элементы "Boss HUGO BOSS", могут ассоциироваться у потребителей с именем и фамилией основателя модной одежды Хуго Босс или названием одноименной немецкой компании.
С учетом различных семантических значений, заложенных в сопоставляемых обозначениях, можно констатировать отсутствие семантического признака сходства сопоставляемых обозначений.
Сопоставляемые словесные элементы выполнены буквами одного (латинского) алфавита, в силу чего сравниваемые обозначения сближаются по графическому признаку сходства. Вместе с тем, сравниваемые товарные знаки различаются визуально за счет разного количества входящих в них элементов, присутствия изобразительных элементов в противопоставленных знаках (6, 7).
На основании вышеизложенного, сопоставляемые обозначения не ассоциируются друг с другом в целом и не могут быть смешаны в гражданском обороте.
Таким образом, проведенный анализ показал, что оспариваемый товарный знак не является сходным до степени смешения с серией противопоставленных товарных знаков (1-7), следовательно, регистрация товарного знака по свидетельству N 922992 соответствует положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Коллегией было принято во внимание, что правообладатель товарного знака обладает исключительными правами на товарный знак "" по свидетельству N 561971 с приоритетом от 24.11.2014 в отношении товаров 25 класса МКТУ [13].
Что касается несоответствия оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, коллегией установлено следующее.
Сам по себе оспариваемый товарный знак "Bossa Nova" не содержит сведений, которые бы являлись ложными или вводящими потребителя в заблуждение относительно товаров или лица, его производящего, то есть применительно к товарам 25 класса МКТУ он признается фантазийным.
Вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара может быть сделан в том случае, если данное обозначение ассоциируется у потребителя с иным производителем товаров на основании имеющегося опыта.
Для такого вывода необходимо наличие доказательств, подтверждающих, что оспариваемый товарный знак, используемый при маркировке товаров 25 класса МКТУ, ассоциировался у потребителей с лицом, подавшим возражение.
Указанные в возражении затраты компании "Hugo Boss" на маркетинговые мероприятия в Российской Федерации за 2018-2021 годы, не подтверждены документальными доказательствами, в связи с чем не могут рассматриваться как достоверные.
Представленные лицом, подавшим возражение, сведения о росте финансовых показателей компании и продаже товаров на рынке [5, 10] нельзя сопоставить с территорией Российской Федерации.
Приложенные к возражению товарные накладные и счета-фактуры [4] не содержат указание на обозначение "BOSS", поэтому указанные в них товары невозможно соотнести с продукцией, маркированной знаком "BOSS".
Ссылка в возражении на интернет-сайт [7], в которой говориться о том, что компания "Hugo Boss" является организатором международных выставок, не состоятельна, поскольку сам сайт и вся информация являются англоязычными, выставка организовывалась в Шанхае, упоминаний об участии России в выставке нет. Следовательно, маловероятным является знакомство российских потребителей с данной информацией.
Из интернет-распечаток [3], рекламирующих продукцию, и предлагающих ее к продаже, сопровождаемую обозначением "Boss", не следует, что она приобреталась российскими потребителями. Также невозможно установить в каком количестве данная продукция была куплена российскими потребителями, и в какое время.
Сведения о зарегистрированных товарных знаках [6] сами по себе не являются подтверждением наличия товаров под обозначением "Boss" на российском рынке, также не доказываются взаимосвязь между предполагаемыми к выпуску товарами с их правообладателем.
С учетом изложенного, коллегия не располагает материалами, свидетельствующими о фактическом введении потребителя в заблуждение относительно товаров и его производителя при восприятии оспариваемого товарного знака. К возражению не было представлено, например, данных социологического опроса, который бы подтверждал соответствующие доводы лица, подавшего возражение.
Таким образом, возражение не содержит документальных данных о том, что при восприятии оспариваемого товарного знака у российского потребителя возникает устойчивая ассоциативная связь между обозначением "Bossa Nova" и лицом, подавшим возражение.
Вместе с тем, правообладатель оспариваемого товарного знака является изготовителем качественной и недорогой одежды в основном для детей и подростков, продукция компании, маркированная обозначением "Bossa Nova", производится с 2014 года.
Согласно представленным документам [14] с 2014 года по состоянию на дату подачи возражения произведено и продано около 8 млн. единиц продукции (7684515 ед.) на общую сумму 2 млрд 306 млн. руб. (2306550 тыс. руб.); затраты на рекламное продвижение продукции за этот период составили более 34 млн. рублей.
Компания реализует продукцию в основном через сеть Интернет и во всех регионах Российской Федерации, также через различные маркетплейсы (например, Озон, Вайлдберриз и т.д.), Реализация продукции осуществляется как оптом, так и в розницу, число оптовых покупателей за последние 3 года (2019 - 2022) составило 1258 юридических лиц; номенклатура продукции включает более 5000 артикулов.
ООО "Машук" является Лауреатом и Дипломантом конкурса 100 лучших товаров России 2019 и 2021 гг., что отражено на этикетках продукции и подтверждается дипломами конкурса. ООО "Машук" является активным участником специализированных выставок, включая международные, в сентябре 2021 г. компания участвовала в международной выставке в Экспоцентре "CJF - Детская мода - 2021. Осень", где была награждена дипломами выставки.
Информация о товарах правообладателя представлена в красочных каталогах, в различных средствах массовой информации (издание PROfashion: N 2, 2020 г.; N 8, 2021 г.; N 2, 2022 г.; публикации в каталоге PROfashion kids: 2018, 2020, 2021, 2022 - обложка; осень 2021), в электронных изданиях (сайт www.triko.ru). на рекламных баннерах, размещенных, в том числе, на транспортных средствах.
Представленная информация свидетельствует о том, что правообладатель оспариваемого товарного знака на протяжении длительного времени осуществляет деятельность по производству и продаже одежды для детей и подростков, его продукция известна среднему российскому потребителю, в связи с чем в действиях правообладателя товарного знака не усматривается недобросовестность.
Поскольку лицо, подавшее возражение, не представило документов, подтверждающих, что действия правообладателя товарного знака N 922992 признаны в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, данный довод является голословным и не может быть принят во внимание.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, коллегия не усматривает какие-либо основания для признания оспариваемого товарного знака способным ввести в заблуждение потребителя относительно товаров или лица, производящего эти товары, то есть не соответствующим требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 23.03.2023, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 922992.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 июля 2023 г. по заявке N 2022724389
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru