Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июля 2023 г. по заявке N 2019730487/33
Заявка: |
2019730487/33 |
Название: |
KOKO LOFT |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
12.01.2023 |
Дата коллегии: |
08.06.2023 |
Дата утверждения: |
24.07.2023 |
Заявитель: |
Сенкевич Елена Викторовна |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, рассмотрела поступившее 29.12.2020 возражение, поданное ИП Сенкевич Е.В.(далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019730487, при этом установила следующее.
Регистрация обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2019730487 с датой поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от 25.06.2019 испрашивается на имя заявителя в отношении услуг 35, 36, 41, 43 и 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно описанию, приведенному в заявке, заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из одного изобразительного элемента, выполненного в желтом цвете и расположенного под ним одного словесного элемента, выполненного в черном цвете. Изобразительный элемент выполнен в желтом цвете и представляет собой два расположенных друг над другом ряда знаков, по два знака в каждом. В верхнем ряду изображены поочередно (слева-направо) стилизованное изображение заглавной буквы "К" латинского алфавита и знак "ноль" ("0"), выполненный в форме окружности. В нижнем ряду изображены идентичный расположенному в верхнем ряду знак "ноль" в форме окружности (расположен под изображением заглавной буквы "К" верхнего ряда), а затем зеркальное ("перевернутое" справа-налево на 180 градусов) изображение заглавной буквы "К" (расположено под изображением знак "ноль" верхнего ряда). В целом весь изобразительный элемент отдаленно напоминает четыре заполненные клеточки из игры "Крестики-нолики", в котором знак "X" заменен на букву "К" латинского алфавита, все знаки одинаковой высоты и ширины. Изобразительный элемент расположен в центральной части заявленного комбинированного обозначения, над словесным элементом. Словесный элемент "LOFT" выполнен в латинице стандартным шрифтом черного цвета, где все буквы заглавные, в переводе с английского языка слово переводится как "чердак", "сарай", "голубятня". При этом словесный элемент расположен под изобразительным элементом (в нижней части) и размещен по ширине изобразительного элемента.
Решение Роспатента от 31.08.2020 о государственной регистрации товарного знака было принято в отношении части услуг 36 и 45 классов МКТУ с указанием словесного элемента "LOFT", входящего в состав заявленного обозначения, для части услуг 36 класса МКТУ как неохраняемого элемента на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Для другой части услуг заявленному обозначению было отказано на основании его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное несоответствие обосновывается в заключении по результатам экспертизы тем, что включенный в состав заявленного комбинированного обозначения словесный элемент "LOFT" ("loft" в переводе с английского языка означает - чердак, лофт, верхний этаж (см. Интернет, https://translate.google.ru)), "лофт" - это архитектурный стиль в дизайне интерьеров. Здания промышленного назначения (заброшенные заводы, фабрики, складские помещения), переоборудованные под жильё, офисы, арт-кафе, рестораны, площадки для различных мероприятий, помещения для сдачи в аренду и т.д. (см. Интернет, например: https://8loft.ru/chto-takoe-stil-loft/; https://realty.yandex.ru/spravochnik/stil-loft-v-interere-chto-eto-i-kak-eto-sdelat-u-sebya-doma) не обладает различительной способностью, характеризует заявленные услуги, указывая на назначение части услуг 36 класса (таких как "операции с недвижимостью, включая аренду недвижимости; аренда коворкинг-офисов; аренда офисов для совместной работы различных специалистов; аренда офисов [недвижимое имущество]; аренда квартир; управление недвижимостью; посредничество при операциях с недвижимостью"), в связи с чем, в отношении указанных услуг является неохраняемым.
Кроме того, установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения:
- с товарным знаком "ЛОФТ LOFT", зарегистрированным под N 685717 [1] с приоритетом от 22.05.2017 г. на имя "Общества с ограниченной ответственностью "Лофтскул", 192029, Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, 86, литер К, оф. 120, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с товарным знаком "LOFT", зарегистрированным под N 625525 [2] с приоритетом от 06.11.2015 г. на имя Вартановой Юлии Германовны, 460001, г. Оренбург, ул. Красная площадь, 1Д, кв. 7 в отношении услуг 35 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 35 класса МКТУ;
- с товарным знаком "ЛОФТ LOFT", зарегистрированным под N 494792 [3] с приоритет от 10.10.2011 г. на имя Автономной некоммерческой организации услуг в области культуры и просвещения "Лофт Проект ЭТАЖИ", 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., 74, литер А, пом. 1 в отношении услуг 35, 36, 41, 45 классов МКТУ, однородных заявленным услугам 35, 36, 41, 45 классов МКТУ;
- с товарным знаком "LOFT", зарегистрированным под N 478450 [4] с приоритетом от 10.10.2011 г. на имя Тарасова Сергея Алексеевича, 115563, Москва, ул. Шипиловская, д.25, корп.1, кв.542, в отношении услуг 41, 43 классов МКТУ, однородных заявленным услугам 41, 43 классов МКТУ;
- со знаком "LOFT" по международной регистрации под N 1197466 [5] с приоритетом от 18.09.2013 г. на имя Annco, Inc., 7 Times Square New York NY 10036, в отношении услуг 35 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 35 класса МКТУ.
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением в части несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражении, доводы которого сводятся к следующему.
- регистрация включенного в заявленное обозначение элемента "LOFT" автоматически не влечет сходства до степени смещения заявленного обозначения со всеми зарегистрированными в заявленных классах товарными знаками, состоящими полностью и/или преимущественно из элемента "LOFT";
- полный сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков позволяет утверждать о том, что обозначение не является сходным до степени смешения с противопоставленными по 35, 41 и 43 классам МКТУ товарными знаками;
- не все заявленные на регистрацию услуги 35, 41 и 43 классов МКТУ являются однородными по отношению к услугам, для которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки;
- как показал детальный сравнительный анализ, составляющие элементы заявленного обозначения значительно отличаются от противопоставленных товарных знаков, в том числе в связи с тем, что совпадающий (в первую очередь, по фонетике) словесный элемент, в некоторых случаях занимающий доминирующее положение в противопоставленных товарных знаках, не играет такой роли в заявленном обозначении, в котором центральное место отведено яркому, оригинальному и необычно исполненному словесно-изобразительному элементу;
- заявленное обозначение и противопоставления не ассоциируются друг с другом в целом, а общее зрительное впечатление, возникающее у потребителя при восприятии таких обозначений, очевидно не совпадает;
- возможность регистрации заявленного обозначения и его сосуществования с противопоставленными товарными знаками в 35, 41, 43 классах МКТУ также подтверждаются обширной практикой регистраций Роспатента.
На основании изложенного заявителем выражена просьба о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2019730487 для услуг 35 класса МКТУ - аренда офисного оборудования в коворкинге; прокат торговых стендов, прокат торговых стоек; организация показов мод в рекламных целях, презентация товаров на всех медиа-средствах с целью розничной продажи, прокат фотокопировального оборудования; организация выставок в коммерческих или рекламных целях, распространение образцов, демонстрация товаров, прокат офисного оборудования и аппаратов, услуги фотокопирования; реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц, 41 класса МКТУ - организация спортивных, воспитательных, образовательных и культурно-просветительных мероприятий, создание фильмов, за исключением рекламных, услуги светотехников для мероприятий, услуги видеомонтажа мероприятий, услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям, кинопрокат, услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями, организация костюмированных представлений для развлечений, предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу", написание теле- и киносценариев, тьюторинг, прокат оборудования для игр, прокат игрушек, проведение фитнес-классов, услуги индивидуальных тренеров [фитнес], услуги диск-жокеев, услуги репетиторов, инструкторов [обучение], организация показов мод в развлекательных целях, организация и проведение концертов, видеосъемка, клубы-кафе ночные [развлечение], услуги караоке, прокат аудиооборудования, организация балов, организация и проведение мастер-классов [обучение], организация и проведение семинаров, услуги музеев [презентация, выставки], предоставление услуг кинозалов, клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки], организация выставок с культурно-просветительной целью, информация по вопросам развлечений, информация по вопросам воспитания и образования, дискотеки, услуги клубов [развлечение или просвещение], представления театральные, прокат кинофильмов, услуги образовательно-воспитательные, организация досуга, прокат декораций для шоу-программ, организация конкурсов [учебных или развлекательных], развлечение гостей, развлечения и услуг 43 класса МКТУ - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, информация и консультации по вопросам приготовления пищи, прокат кухонного оборудования, услуги баров, рестораны, кафе, кафетерии.
Данное возражение не было принято к рассмотрению в Палате по патентным спорам, заявителю было отказано в совершении юридически значимых действий, на основании того, что на дату подачи возражения по оспариванию принятого Роспатентом решения от 31.08.2020 делопроизводство по заявке N 2019730487 было завершено, а статус заявленного обозначения изменился на зарегистрированный товарный знак, о чем было указано в соответствующем уведомлении от 14.01.2021. Указанный вывод был сделан на основании того, что 27.10.2020 заявителем была произведена уплата пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него. С учетом этой пошлины в соответствии со статьей 1503 Гражданского кодекса Российской Федерации 10.11.2020 произведена регистрация товарного знака за N 782652 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Не согласившись с отказом в совершении юридических действий по рассмотрению поданного 29.12.2020 возражения, заявитель обратился с исковым заявлением в Суд по интеллектуальным правам (далее - Суд). Решением Суда от 11 ноября 2021 года по делу N СИП-348/2021 были признаны незаконными действия Роспатента по отказу в принятии возражения на решение Роспатента от 31 августа 2020 года о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019730487. Также указанным решением Суд обязал Роспатент рассмотреть возражение ИП Сенкевич Е.В. от 29 декабря 2020 года на решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019730487.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительным решения Роспатента влечет за собой восстановление положения, существовавшего до нарушения права, ввиду чего возражение от 20.11.2020 подлежит рассмотрению с учетом выводов, приведенных в вышеуказанном судебном акте.
В связи с указанным возражение ИП Сенкевич Е.В. на решение Роспатента от 31 августа 2020 года о государственной регистрации в качестве товарного знака обозначения по заявке N 2019730487 было рассмотрено повторно с учетом вынесенного решения Суда, по результатам рассмотрения которого принято решение от 22.04.2022 отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.12.2020, оставить в силе решение Роспатента от 31.08.2020.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с исковым заявлением в Суд. Решением Суда от 12 января 2023 года по делу N СИП-632/2022 было отменено решение Роспатента от 21 апреля 2022 года, которым оставлено в силе решение Роспатента от 31 августа 2020 года в части отказа в государственной регистрации в качестве товарного знака обозначения по заявке N 2019730487 в отношении услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ. Также указанным решением Суд обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение ИП Сенкевич Е.В. от 29 декабря 2020 года.
В связи с указанным и на основании требований, установленных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, возражение ИП Сенкевич Е.В. на решение Роспатента от 31 августа 2020 года о государственной регистрации в качестве товарного знака обозначения по заявке N 2019730487 было рассмотрено повторно с учетом вынесенного решения Суда от 12 января 2023, а именно в отношении услуг 35 класса МКТУ "организация показов мод в рекламных целях; организация выставок в коммерческих или рекламных целях, реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц", а также всех услуг 41 и 43 классов МКТУ.
Заявителем было представлено дополнение к ранее поданному возражению, в котором приведены следующие аргументы:
- решением Суда по интеллектуальным правам от 12.01.2023 г. по делу N СИП-632/2022 на Роспатент возложена обязанность повторного рассмотрения указанного возражения в отношении услуг 35-го класса "организация показов мод в рекламных целях; организация выставок в коммерческих или рекламных целях, реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц", а также всех услуг 41 и 43 классов МКТУ. В связи с повторным рассмотрением возражения в указанной части заявитель обращает внимание членов коллегии на ряд следующих ключевых обстоятельств, которые не были отражены в тексте возражения от 29.12.2020 г.;
- 17 марта 2021 года, то есть вскоре после подачи возражения, заявителем было получено письмо-согласие от правообладателя товарного знака по свидетельству N 494792 Автономной некоммерческой организации услуг в области культуры и просвещения "Лофт Проект ЭТАЖИ" на регистрацию товарного знака по заявке N 2019730487 для всех заявленных услуг 35 и 41 классов МКТУ. Данное письмо-согласие в оригинале было представлено в заседаниях Суда по интеллектуальным правам в деле N СИП-632/2022, а также представлено в Палату по патентным спорам в рамках делопроизводства по возражению заявителя по заявке не товарный знак N 2021702569. В то же время заявитель при подготовке к заседанию коллегии. назначенному на 28.02.2023 г. обнаружил, что, согласно Государственному реестру товарных знаков Российской Федерации правообладателем товарного знака по свидетельству N 494792 [3] с 16 апреля 2021 года является другая компания, а именно - Общество с ограниченной ответственностью "Лофт Проект ЭТАЖИ". В связи с указанным заявитель представляет коллегии обновленный вариант согласия на регистрацию товарного знака по заявке N 2019730487, который был подписан актуальным правообладателем товарного знака [3] Обществом с ограниченной ответственностью "Лофт Проект ЭТАЖИ" 09 февраля 2023 года, и просит членов коллегии учитывать данный обновленный документ при рассмотрении возражения заявителя;
- Роспатент ни в одном документе подробно не проанализировал и не прокомментировал значимость положения, занимаемого вторым - словесно-изобразительным элементом заявленного обозначения, а также не отметил его роль при оценке звукового (фонетического), графического (визуального) и смыслового (семантического) признаков всего заявленного обозначения, а также степень его влияния на впечатление от обозначения в целом;
- заявленное обозначение не сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками NN 685717, 625525, 494792 478450 [1-4], а также с международной регистрацией N 1197466 [5] за счет отсутствия графического, семантического и фонетического сходства обозначений;
- заявленное обозначение не является сходным графически с указанными выше противопоставленными товарными знаками, учитывая, в том числе пространственное значение, которое в заявленном обозначении занимает элемент "LOFT", а также доминирующее положение словесно-изобразительного элемента "КО КО";
- в рассматриваемом случае с учетом присутствия оригинально выполненного яркого доминирующего словесно-изобразительного элемента "КО КО" в заявленном обозначении и совпадении одного словесного элемента такого обозначения только в части - со словесной частью противопоставленных товарных знаков - следует признать, что сравниваемые обозначения не создают общего зрительного впечатления и, тем самым, графически не ассоциируются друг с другом в целом, а значит, могут рассматриваться только как графически близкие, но не как сходные. Кроме того, присутствие в товарном знаке N 478450 дополнительных словесных элементов, выполненных в трех разных стилях (графических манерах) их написания (для каждого из трех "уровней" такого обозначения) значительно ослабляет визуальное сходство такого знака с заявленным обозначением и приводит к тому, что общее зрительное впечатление от таких обозначений является различным;
- семантика противопоставленных товарных знаков и заявленного обозначения совпадает лишь в части. Так, противопоставленные товарные знаки содержат словесный элемент "LOFT". Слово "LOFT" является многозначным и в переводе с английского языка означает "чердак", "лофт", "верхний этаж", "голубятня", являясь по сути фантазийными по отношению к заявленным услугам. Заявленное обозначение содержит два элемента: доминирующий оригинальный словесно-изобразительный элемент "КО КО", который носит фантазийный характер и не обладает какой-либо четкой семантикой, плюс словесный элемент "LOFT". Таким образом, в целом семантика заявленного обозначения в переводе с английского - "чердак коко" или "голубятня коко", обладает оригинальностью в семантической плоскости, имеет более конкретный (ограниченный) характер по сравнению с общей семантикой противопоставленных товарных знаков. Эта семантическая конкретика в фантазийной манере в заявленном обозначении и отличает его от семантически линейных (простых, прямых) противопоставленных товарных знаков. И хотя дополнительный элемент "КО КО" является фантазийным и не несет какой-либо смысловой нагрузки, благодаря его наличию значительно смещается логическое ударение в семантике обозначения в целом, что делает его оригинальным и отличающимся по смыслу от противопоставленных товарных знаков. Таким образом, следует признать, что по своему смыслу сравниваемые обозначения являются близкими, но не сходными до степени смешения с учетом оригинальной фантазийной части "КО КО" в заявленном обозначении;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки значительно различаются по фонетике. Во-первых, у сравниваемых обозначений различное количество слогов, во-вторых, 2 из 3-х слогов заявленного обозначения отличны от слогов противопоставленных товарных знаков и, в-третьих, фонетически сравниваемые обозначения совпадают только в одном слоге ("лофт"), то есть количество совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях минимально. Таким образом, принимая во внимание разное количество букв, звуков, слогов, можно сделать вывод лишь о частичном фонетическом сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, но никак не о сходстве до степени смешения;
- даже если допустить мысль о сходстве до степени смешения заявленного обозначения с противопоставленными в 35 классе МКТУ товарными знаками, с учетом изложенного выше необходимо признать, что рассматриваемые в настоящее время виды услуг, заявленные на регистрацию в 35-м классе МКТУ "организация показов мод в рекламных целях; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; реклама; продвижение товаров для третьих лиц; продвижение продаж для третьих лиц" допускаются к регистрации в 35 классе МКТУ на основании полученного заявителем письма-согласия от правообладателя товарного знака N 494792 [3], поскольку однородность таких услуг выявлена только для данного товарного знака из всех противопоставленных;
- даже в случае признания коллегией такого сходства часть заявленных услуг может быть зарегистрирована для 41 класса МКТУ как неоднородная услугам, зарегистрированным для обоих противопоставленных товарных знаков "услуги светотехников для мероприятий; клубы здоровья (оздоровительные и фитнес-тренировки); прокат оборудования для игр; прокат игрушек; проведение фитнес-классов; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; 2) часть заявленных услуг, однородных только услугам, для которых по 41 классу МКТУ зарегистрирован товарный знак по свидетельству N 494792 [3], может быть зарегистрирована на основании письма-согласия от правообладателя указанного товарного знака "услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям; тьюторинг; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; услуги музеев /презентация, выставки/; организация выставок с культурно-просветительной целью; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; услуги образовательно-воспитательные";
- позиция об отсутствии сходства до степени смешения, изложенная заявителем выше, подтверждается и практикой Роспатента, согласно которой присутствие дополнительного оригинального элемента (словесного или изобразительного) в обозначении, в котором один из элементов (слово "LOFT") приводит к возможности сосуществования такого обозначения с товарными знаками, полностью или преимущественно состоящих из слова "LOFT", даже когда они зарегистрированы для однородных услуг.
На основании изложенного в дополнении к возражению заявитель просит зарегистрировать товарный знак по заявке N 2019730487 в отношении услуг 35 класса МКТУ - организация показов мод в рекламных целях, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц; 41 класса МКТУ - организация спортивных, воспитательных, образовательных и культурно-просветительных мероприятий, создание фильмов, за исключением рекламных, услуги светотехников для мероприятий, услуги видеомонтажа мероприятий, услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям, кинопрокат, услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями, организация костюмированных представлений для развлечений, предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу", написание теле- и киносценариев, тьюторинг, прокат оборудования для игр, прокат игрушек, проведение фитнес-классов, услуги индивидуальных тренеров [фитнес], услуги диск-жокеев, услуги репетиторов, инструкторов [обучение], организация показов мод в развлекательных целях, организация и проведение концертов, видеосъемка, клубы-кафе ночные [развлечение], услуги караоке, прокат аудиооборудования, организация балов, организация и проведение мастер-классов [обучение], организация и проведение семинаров, услуги музеев [презентация, выставки], предоставление услуг кинозалов, клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки], организация выставок с культурно-просветительной целью, информация по вопросам развлечений, информация по вопросам воспитания и образования, дискотеки, услуги клубов [развлечение или просвещение], представления театральные, прокат кинофильмов, услуги образовательно-воспитательные, организация досуга, прокат декораций для шоу-программ, организация конкурсов [учебных или развлекательных], развлечение гостей, развлечения, а также услуг 43 класса МКТУ - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, информация и консультации по вопросам приготовления пищи, прокат кухонного оборудования, услуги баров, рестораны, кафе, кафетерии.
Приложение: оригинал письма-согласия на регистрацию товарного знака от правообладателя товарного знака [3].
Представитель заявителя был уведомлен о дате и времени заседания коллегии посредством направления уведомлений на адреса электронных почт представителя, а также в указанный адрес для переписки.
Изучив материалы дела, коллегия сочла изложенные в возражении доводы убедительными в части.
С учетом даты (25.06.2019) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.08.2015, регистрационный N 38572, с датой начала действия 31 августа 2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с абзацем 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 42, 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) признакам, изложенным в подпунктах (1), (2), (3) пункта 42 Правил.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений; 5) сочетание цветов и тонов.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированный товарный знак .
Согласно дополнению к возражению регистрация товарного знака испрашивается для следующих услуг 35 класса МКТУ - организация показов мод в рекламных целях, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц; 41 класса МКТУ - организация спортивных, воспитательных, образовательных и культурно-просветительных мероприятий, создание фильмов, за исключением рекламных, услуги светотехников для мероприятий, услуги видеомонтажа мероприятий, услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям, кинопрокат, услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями, организация костюмированных представлений для развлечений, предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу", написание теле- и киносценариев, тьюторинг, прокат оборудования для игр, прокат игрушек, проведение фитнес-классов, услуги индивидуальных тренеров [фитнес], услуги диск-жокеев, услуги репетиторов, инструкторов [обучение], организация показов мод в развлекательных целях, организация и проведение концертов, видеосъемка, клубы-кафе ночные [развлечение], услуги караоке, прокат аудиооборудования, организация балов, организация и проведение мастер-классов [обучение], организация и проведение семинаров, услуги музеев [презентация, выставки], предоставление услуг кинозалов, клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки], организация выставок с культурно-просветительной целью, информация по вопросам развлечений, информация по вопросам воспитания и образования, дискотеки, услуги клубов [развлечение или просвещение], представления театральные, прокат кинофильмов, услуги образовательно-воспитательные, организация досуга, прокат декораций для шоу-программ, организация конкурсов [учебных или развлекательных], развлечение гостей, развлечения, а также услуг 43 класса МКТУ - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, информация и консультации по вопросам приготовления пищи, прокат кухонного оборудования, услуги баров, рестораны, кафе, кафетерии.
В соответствии с решением Роспатента от 31.08.2020 отказ в государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ мотивирован несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса ввиду сходства до степени смешения с товарными знаками [1-5], которые зарегистрированы на имя иных лиц в отношении однородных услуг.
Товарный знак [1] зарегистрирован, в частности, для услуг 35 класса МКТУ - анализ себестоимости; аудит коммерческий; бюро по найму; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; подготовка платежных документов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат фотокопировального оборудования; сбор и предоставление статистических данных; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; управление гостиничным бизнесом; услуги машинописные; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги секретарей; услуги стенографистов; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования.
Товарный знак [2] зарегистрирован, в частности, для услуг 35 класса МКТУ - услуги розничной и оптовой продажи цветов; услуги розничной продажи вечерней и свадебной одежды.
Товарный знак [3] зарегистрирован, в частности, для услуг 35 класса МКТУ - агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; изучение общественного мнения; менеджмент в области творческого бизнеса; обновление рекламных материалов; организация выставок и торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; представление товаров на всех медиа средствах с целью розничной продажи; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; продвижение товаров [для третьих лиц]; публикация рекламных текстов; рекламные агентства; распространение рекламных материалов; распространение рекламных объявлений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; распространение образцов и рекламных материалов; составление рекламных рубрик в газете; услуги в области общественных отношений. 36 класса МКТУ - организация денежных сборов; оценка антиквариата, драгоценностей, произведений искусства, марок и предметов нумизматики; сбор благотворительных средств; услуги попечительские.
41 класса МКТУ - служба новостей; субтитрование; дублирование; издание книг; монтирование радиопрограмм; обеспечение интерактивное электронными публикациями; организация и проведение конференций; организация выставок с культурно-просветительной целью; организации конкурсов учебных; услуги музеев [презентация, выставки]; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов (за исключением рекламных); услуги образовательно-воспитательные; передачи информационные телевизионные; радиопередачи информационные.
Товарный знак [4] зарегистрирован, в частности, для услуг 41 класса МКТУ - развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; аренда теннисных кортов; бронирование билетов на спектакли; видеосъемка; дискотеки; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; мюзик-холлы; организация балов; организация досугов; организация и проведение концертов; организация конкурсов развлекательных; организация развлечений на базах отдыха; организация спектаклей [услуги импресарио]; парки аттракционов; передачи развлекательные телевизионные; предоставление оборудования для караоке; предоставление полей для гольфа; предоставление услуг кинозалов; представления театрализованные; представления театральные; производство видеофильмов; производство кинофильмов; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат кинофильмов; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги студий записи; фотографирование; фоторепортажи; цирки; шоу-программы.
43 - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания; агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; закусочные; кафе; кафетерии; мотели; пансионы; прокат мебели, столового белья и посуды; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги баров; услуги кемпингов; услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом.
Знаку LOFT [5] предоставлена правовая охрана, в частности, для услуг 35 класса МКТУ - оnline and in-store retail store services for sunglasses and eyeglasses, optical articles/услуги онлайн-магазина и розничной торговли в магазинах солнцезащитных очков и оправ для очков, оптических изделий.
Вместе с тем, анализ дополнительных материалов, представленных заявителем, показал, что правообладателем товарного знака [3] было выражено согласие с регистрацией на территории Российской Федерации обозначения по заявке N 2019730487 на имя заявителя в отношении испрашиваемого перечня услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ, что подтверждается письмом-согласием (оригиналом) правообладателя указанного товарного знака, приложенным в дополнении к возражению.
Представленный документ свидетельствует об отсутствии столкновения интересов заявителя и правообладателя противопоставленного товарного знака [3] в гражданском обороте на российском потребительском рынке товаров.
Исходя из приведенных в абзаце 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса положений, регистрация товарного знака, сходного до степени смешения с противопоставленными товарными знаками, допускается при наличии согласия их правообладателя в том случае, если не способна ввести потребителя в заблуждение.
Поскольку сравниваемые обозначения не являются тождественными, имеются фонетические и графические отличия, обусловленные наличием в заявленном обозначении изобразительного элемента, разным количеством входящих в них букв и звуков, а также их составом и используемой цветовой гаммой, исключается возможность введения потребителя в заблуждение, в связи с чем у коллегии имеются основания для снятия указанного противопоставления.
С учетом данного обстоятельства анализу на тождество и сходство с заявленным обозначением подлежат знаки [1, 2, 4, 5]. Сравнительный анализ заявленного обозначения с указанными знаками показал следующее.
Заявленное обозначение может ассоциироваться с противопоставленными знаками
LOFT в целом, несмотря на отдельные отличия, что свидетельствует об их сходстве до степени смешения. Указанные ассоциации возникают за счет их фонетического и семантического сходства, обусловленного тождеством входящего в них словесного элемента "LOFT", выполняющего в противопоставленных знаках основную индивидуализирующую функцию товарного знака и являющегося сильным элементом обозначений. Что касается заявленного обозначения, то индивидуализирующую функцию в нем выполняют словесный и изобразительный элементы, которые являются равнозначными.
Фонетическое сходство сравниваемых обозначение обусловлено полным фонетическим вхождением словесного элемента "LOFT" противопоставленных знаков в заявленное обозначение.
При этом следует отметить, что словесный элемент "LOFT/ЛОФТ" доминирует в сопоставляемых обозначениях, как в пространственном, так и в смысловом отношении, либо является единственным словесным элементом знаков. В связи с указанным семантическое сходство сопоставляемых обозначений определяется с учетом смыслового значения именно элемента "LOFT/ЛОФТ", поскольку других значимых словесных элементов сравниваемые обозначения (за исключением товарного знака [4]) не содержат. Что касается товарного знака [4], то в его состав также входит словесный элемент "The Men's club", который занимает периферийное положение в знаке и является неохраняемым элементом, в силу чего именно элемент "LOFT" определяет семантику товарного знака.
В отношении изобразительного элемента заявленного обозначения, который, как указано заявителем при описании его в заявке, отдаленно напоминает четыре заполненные клеточки из игры "Крестики-нолики", в котором знак "X" заменен на букву "К" латинского алфавита, коллегия отмечает, что его наличие в обозначении не оказывает существенного влияния на восприятие этого обозначения потребителем, поскольку в комбинированных обозначениях, как правило, именно словесный элемент акцентирует на себе основное внимание потребителя в силу того, что он легче запоминается, особенно, если этот элемент представляет собой слово, имеющее смысловое значение и являющееся известным среднему российскому потребителю, как в рассматриваемом случае. Loft в переводе с английского языка означает "чердак, лофт, верхний этаж, мансарда". Лофт - тип жилища, переоборудованное под жильё строение промышленного назначения (см. Интернет. Словари). Кроме того, в заявленном обозначении изобразительный элемент никак не связан композиционно со словесным элементом Loft, более того, эти элементы выполнены с использованием совершенно разных цветов. Словесный элемент "The Men's club", входящий в состав товарного знака [4], выполнен буквами значительно меньшего размера без нажима и занимает периферийное положение в знаке, что не оказывает существенного влияния на восприятие знака потребителем. Наличие в товарном знаке [1] русского варианта написания слова ЛОФТ также не приводит к существенно различным ассоциациям с заявленным обозначением.
Относительно возможного восприятия изобразительного элемента заявленного обозначения в качестве словесного элемента "КО", под которым размещена буква "О" и перевернутая буква "К", следует отметить, что и в данном случае будет иметь место фонетическое и семантическое сходство сравниваемых обозначений за счет содержащегося в них тождественного слова "LOFT".
Таким образом, имеет место фонетическое и семантическое сходство сопоставляемых обозначений.
В отношении графического сходства обозначений следует отметить, что в целом сравниваемые знаки имеют ряд визуальных отличий, обусловленных наличием в них разных по форме изобразительных элементов, дополнительных словесных элементов, разной цветовой гаммы. Вместе с тем, использование в заявленном обозначении и знаках [2, 4, 5] стандартного шрифта и букв одного алфавита сближает их в визуальном плане.
Анализ однородности услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и для которых охраняются противопоставленные знаки [1, 2, 4, 5], показал следующее.
Услуги 35 класса МКТУ "организация показов мод в рекламных целях, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, реклама, продвижение товаров для третьих лиц, продвижение продаж для третьих лиц" заявленного обозначения однородны услугам "услуги оптовой и розничной продажи цветов, вечерней и свадебной одежды; услуги интернет-магазинов и розничных магазинов солнцезащитных очков и очков, оптических изделий", в отношении которых действуют знаки [2, 5], поскольку они относятся к одной и той же родовой группе услуг по продвижению различных товаров, имеют одинаковое назначение (привлечение покупателей с целью сбыта товара и получение прибыли от его реализации) и один круг потребителей.
Такие услуги 41 класса МКТУ заявленного перечня как "организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий, создание фильмов, за исключением рекламных, услуги светотехников для мероприятий, услуги видеомонтажа мероприятий, кинопрокат, услуги культурные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями, организация костюмированных представлений для развлечений, предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу", написание теле- и киносценариев, прокат оборудования для игр, прокат игрушек, услуги диск-жокеев, организация показов мод в развлекательных целях, организация и проведение концертов, видеосъемка, клубы-кафе ночные [развлечение], услуги караоке, прокат аудиооборудования, организация балов, услуги музеев [презентация, выставки], предоставление услуг кинозалов, организация выставок с культурно-просветительной целью, информация по вопросам развлечений, дискотеки, услуги клубов [развлечение или просвещение], представления театральные, прокат кинофильмов, организация досуга, прокат декораций для шоу-программ, организация конкурсов [развлекательных], развлечение гостей, развлечения" являются однородными услугам 41 класса МКТУ, приведенным в перечне товарного знака [4], поскольку они либо совпадают по виду (видеосъемка; дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; организация балов; организация досугов; организация и проведение концертов; организация конкурсов развлекательных; развлечения, развлечения гостей; услуги по написанию сценариев; прокат аудиооборудования; прокат кинофильмов), либо относятся к одним родовым группам услуг по организации спортивных и культурно-просветительных мероприятий, по организации досуга и развлечений, услуг театров, музеев и кино, услуг по производству фильмов и услуг проката, имеют одинаковое назначение (развлечения, просвещение, досуг), один круг потребителей и одинаковые условия их оказания. Услуги светотехников для мероприятий, услуги видеомонтажа мероприятий являются взаимодополняемыми услугам по организации спортивных и культурно-просветительных мероприятий; по организации и проведению концертов.
Услуги 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, информация и консультации по вопросам приготовления пищи, прокат кухонного оборудования, услуги баров, рестораны, кафе, кафетерии" однородны услугам "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; кафе; кафетерии; прокат мебели, столового белья и посуды; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом", в отношении которых действует товарный знак [4], поскольку они либо совпадают по виду - услуги баров, рестораны, кафе, кафетерии, либо относятся к одной родовой группе услуг - обеспечению пищевыми продуктами и напитками и услугами по приготовлению пищи.
Принимая во внимание установленное сходство сравниваемых знаков и однородность услуг, для маркировки которых они предназначены, коллегия сочла правомерным вывод экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 43, а также вышеуказанной части услуг 41 классов МКТУ.
Что же касается остальной части испрашиваемых услуг 41 класса МКТУ, а именно "организация воспитательных, образовательных мероприятий, услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям, услуги образовательные, предоставляемые художественными галереями, тьюторинг, проведение фитнес-классов, услуги индивидуальных тренеров [фитнес], услуги репетиторов, инструкторов [обучение], организация и проведение мастер-классов [обучение], организация и проведение семинаров, клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки], информация по вопросам воспитания и образования, услуги образовательно-воспитательные, организация конкурсов [учебных]", то указанные услуги не являются однородными услугам 41 класса МКТУ товарного знака [4], так как они имеют разный вид, относятся к разным родовым группам услуг (в одном случае это услуги воспитания и обучения, в другом - развлечения, организация досуга, организация культурно-просветительных и спортивных мероприятий), имеют разное назначение, разный круг потребителей и разные условия их предоставления.
Таким образом, следует отметить, что с учетом рассмотренных выше дополнительных обстоятельств (представленного письма-согласия) у коллегии не имеется оснований для признания заявленного обозначения не соответствующим требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении указанной части услуг 41 класса МКТУ.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 29.12.2020, изменить решение Роспатента от 31.08.2020 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2019730487.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июля 2023 г. по заявке N 2019730487/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru