Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 июля 2023 г. по заявке N 2021771496/33
Заявка: |
2021771496/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
08.06.2023 |
Дата коллегии: |
11.07.2023 |
Дата утверждения: |
27.07.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченно ответственностью "АЛЬПИКА ИНВЕСТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 08.06.2023 возражение Общества с ограниченной ответственностью "АЛЬПИКА ИНВЕСТ", Москва, г. Троицк (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2021771496, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2021771496 заявлено 29.10.2021 на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 36, 37, 42 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 10.02.2023 было принято решение о предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации товарному знаку по заявке N 2021771496 в отношении части услуг 42 класса МКТУ. В отношении заявленных услуг 35, 36, 37 классов и следующей части услуг 42 класса МКТУ, а именно: "дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; инжиниринг; исследования в области строительства зданий; консультации по вопросам архитектуры; моделирование одежды; оформление интерьера; планирование городское; разработка планов в области строительства; услуги архитектурные; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]", Роспатентом было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021771496. Основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака для заявленных услуг 35, 36, 37 и части услуг 42 классов МКТУ послужил вывод о его несоответствии требованиям подпункта 1 пункта 3 и подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, сводятся к тому, что заявленное обозначение воспроизводит обозначение (в том числе и графически), индивидуализирующее услуги, однородные заявленным, компании ООО Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД", 108814, город Москва, поселение Сосенское, Николо-Хованская улица, дом 28, строение 5, этаж 5, комната 189-1 (см.: https://sz-fullhouse.ru, https://erzrf.ru/novostroyki/9721379001regionKey=143443001&gkId=9721379001&costType=1&sortType=qrooms), вследствие чего, заявленное обозначение квалифицировано экспертизой как способное ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса, поскольку заявителем является ООО "АЛЬПИКА ИНВЕСТ".
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с:
- товарным знаком "FULLHOUSE" (номер регистрации 836641 с приоритетом от 17.02.2021), зарегистрированным на имя Реброва Александра Михайловича, 249217, Калужская область, Бабынинский р-н, с. Муромцево, д. 19, кв. 16, в отношении однородных услуг 36, 37 классов МКТУ;
- товарным знаком "FULL HOUSE" (номер регистрации 607557 с приоритетом от 27.10.2015), зарегистрированным на имя Прутского Артема Владимировича, 620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Учителей, 8, кв. 67, в отношении однородных услуг 35, 42 классов МКТУ;
- товарным знаком "ФУЛ ХАУС" (номер регистрации 691695 с приоритетом от 05.07.2017), зарегистрированным на имя Тарханяна Армена Рафиковича, 121353, Москва, Можайское шоссе, д. 45, корп. 1, кв. 197, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на основании положений пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении заявителем не оспаривается наличие сходства до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N 607557, N 691695 и N 836641, а указывается на наличие письменного согласия (далее - письмо-согласие) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021771496 от правообладателя противопоставленного товарного знака N 836641. Кроме того, заявитель сообщает, что "АЛЬПИКА ИНВЕСТ" и ООО "Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД" ведут совместную деятельность по оказанию услуг под обозначением "FULL HOUSE". В подтверждение заявителем представлено письмо-согласие от ООО "Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД", в котором подтверждается согласие на регистрацию заявленного обозначения на имя заявителя.
Оригиналы писем-согласий от ИП Реброва Александра Михайловича и ООО "Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД" представлены в корреспонденции от 03.07.2023.
В силу изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021771496 в отношении всех заявленных услуг 36, 37 и части 42 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия полагает, что доводы, изложенные в возражении, являются убедительными.
С учетом даты (29.10.2021) поступления заявки N 2021771496 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Исходя из требований абзаца 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком другого лица, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Комбинированное обозначение " " по заявке N 2021771496 с приоритетом от 29.10.2021 включает в свой состав словесный элемент "FULL HOUSE", выполненный оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита светло-коричневого цвета, и графического элемента в виде стилизованных букв "FH" в окружности. Регистрация товарного знака испрашивается в отношении услуг 35, 36, 37, 42 классов МКТУ.
Противопоставленные комбинированные товарные знаки [1] "" по свидетельству N 836641, [2] "
" по свидетельству N 607557, [3] "
" по свидетельству N 691695 включают словесные элементы "FULL HOUSE", "ФУЛ ХАУС", выполненные буквами латинского и русского алфавитов. Правовая охрана предоставлена, в том числе в отношении услуг 35, 36, 37, 42 классов МКТУ.
Заявителем не оспаривается сходство заявленного обозначения "" и противопоставленных товарных знаков [1-3], а также однородность услуг 35, 36, 37, 42 классов МКТУ, для индивидуализации которых предназначены сравниваемые обозначения.
Вместе с тем при сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака коллегией были выявлены обстоятельства, которые не могли быть учтены при подготовке заключения экспертизы, а именно: ИП Ребров Александр Михайлович - правообладатель товарного знака по свидетельству N 836641 предоставил письмо-согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021771496 на имя Общества с ограниченной ответственностью "АЛЬПИКА ИНВЕСТ" для всех заявленных услуг 36, 37 классов МКТУ.
Исходя из приведенных в абзаце 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса положений, регистрация товарного знака, сходного до степени смешения с противопоставленными товарными знаками, допускается при наличии согласия их правообладателя в том случае, если не способна ввести потребителя в заблуждение. В этой связи необходимо отметить следующее.
Согласно требованиям законодательства, при рассмотрении вопроса регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака с согласия правообладателя противопоставленного товарного знака следует учитывать, что вероятность возникновения смешения заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака существенно возрастает, в частности, в случае, если:
1. заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак имеют степень сходства, приближенную к тождеству;
2. противопоставленный товарный знак широко известен среди потенциальных потребителей товара и ассоциируется с конкретным производителем;
3. противопоставленный товарный знак является коллективным товарным знаком.
Так, сравниваемые обозначения "" и "
" не тождественны. Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 836641 не является коллективным или общеизвестным товарным знаком.
Наличие письма-согласия от правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 836641 для всех услуг 36, 37 классов МКТУ, указанных в перечне заявки N 2021771496, возможность предоставления которого предусмотрена положениями абзаца 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, при отсутствии сведений о введении потребителя в заблуждение, позволяет снять указанное противопоставление.
Таким образом, наличие письма-согласия устраняет причину для отказа в государственной регистрации товарного знака "" для услуг 36, 37 классов МКТУ, основанную на ранее сделанном выводе о несоответствии заявленного обозначения по заявке N 2021771496 требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, основания отказа по пункту 6 статьи 1483 Кодекса в отношении противопоставленных товарных знаков [2-3] сохраняются, ввиду чего заявитель, соглашаясь с выводом экспертизы о наличии сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2-3], а также однородности услуг, указанных в перечнях сравниваемых товарных знаков, не претендует на регистрацию заявленного обозначения в отношении услуг 35 класса и части услуг 42 класса, о чем указывает в просительной части возражения.
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2-3] показал, что все обозначения включают в себя фонетически и семантически тождественный словесный элемент "FULL HOUSE", "ФУЛ ХАУС", занимающий доминирующее положение в знаках. Фонетическое сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2-3] обусловлено полным вхождением противопоставленных товарных знаков в состав заявленного обозначения. Семантическое сходство обусловлено совпадением в заявленном и противопоставленных товарных знаках [2-3] словесного элемента "FULL HOUSE" ("ФУЛ ХАУС" русская транслитерация "full house") ("full" - полный, целый, https://translate.academic.ru/full/en/ru/, "house" - жилой дом, жилое здание, https://translate.academic.ru/house/en/ru/).
Сопоставляемые услуги 35, 42 классов МКТУ либо полностью совпадают, то есть являются идентичными, либо тесно связаны друг с другом, имеют одно назначение и круг потребителей, соотносятся как род/вид.
Принимая во внимание установленное сходство обозначения по заявке N 2021771496 и противопоставленных товарных знаков [2-3], а также высокую степень однородности услуг 35, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, коллегия подтверждает вывод экспертизы, что заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении услуг 35 класса и следующей части услуг 42 класса МКТУ, а именно: "дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; инжиниринг; исследования в области строительства зданий; консультации по вопросам архитектуры; моделирование одежды; оформление интерьера; планирование городское; разработка планов в области строительства; услуги архитектурные; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]".
Для преодоления мотивов отказа по пункту 3 статьи 1483 Кодекса, касающееся воспроизведения заявленным обозначением "" обозначения (в том числе и графически) компании ООО "Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД" (см.: https://sz-fullhouse.ru, https://erzrf.ru/novostroyki/9721379001regionKey=143443001&gkId=9721379001&costType=1&sortType=qrooms) и, как следствие, введения потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, поскольку заявителем является ООО "АЛЬПИКА ИНВЕСТ", заявителем было предоставлено письмо-согласие от ООО "Фирмы "ИЛИОН-ТРЕЙД", в котором Исаков Владлен Урилович, являющийся генеральным директором Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД", выразил свое согласие на регистрацию заявленного обозначения по заявке N 2021771496 на имя Общества с ограниченной ответственностью "АЛЬПИКА ИНВЕСТ" в отношении заявленных услуг 35, 36, 37, 42 классов МКТУ. В соответствии с данным письмом-согласием ООО "Фирма "ИЛИОН-ТРЕЙД" и ООО "АЛЬПИКА ИНВЕСТ" ведут совместную коммерческую деятельность, соответственно, коллегия делает вывод, что введение потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, исключено. Таким образом, основание для отказа в государственной регистрации товарного знака, предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, подлежит снятию.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 08.06.2023, изменить решение Роспатента от 10.02.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021771496.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 июля 2023 г. по заявке N 2021771496/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru