Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 августа 2023 г. по заявке N 2021774279
Заявка: |
2021774279 |
Название: |
BITNALOG |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
19.04.2023 |
Дата коллегии: |
27.06.2023 |
Дата утверждения: |
04.08.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Битналог" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 13.03.2023, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Битналог", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021774279, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021774279 подано 12.11.2021 на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 45 классов МКТУ.
Роспатентом 27.03.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021774279.
Заключение по результатам экспертизы, являющееся неотъемлемой частью решения Роспатента, содержит следующие основания для отказа в государственной регистрации обозначения по заявке N 2021774279.
Как было указано в уведомлении, Центральный банк России отмечает, что деятельность, связанная с покупкой и продажей криптовалюты во многом носит спекулятивный характер. При этом широкое использование криптовалют, проведение операций с криптовалютами для широкого круга российских граждан и предприятий не поддерживается политикой Центрального Банка России (см. Интернет-сайт https://www.cbr.ru/press/event/?id=14437#highlight=биткоине; Публичный отчет "Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем", https://www.cbr.ru/content/document/file/143918/national_legalization_risk_assessment_report.pdf, стр. 42; http://www.cbr.ru, информация пресс-центра Банка России "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн"; доклад для общественных консультаций "КРИПТОВАЛЮТЫ: ТРЕНДЫ, РИСКИ, МЕРЫ", http://www.cbr.ru/content/document/file/132241/consultation_paper_20012022.pdf).
Таким образом, обозначение по заявке N 2021774279 не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, так как противоречащие общественным интересам.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 19.04.2023 поступило возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 27.03.2023. Доводы возражения сводятся к следующему.
Заявитель поясняет, что под общественными интересами понимаются прежде всего основы правопорядка, для установления факта противоречия Заявленного обозначения общественным интересам необходим анализ нормативно-правовой базы. Правовой статус криптовалюты в России урегулирован нормами: 1) Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА); 2) Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; 3) Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; 4) Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; 5) Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; и др.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА цифровой валютой признается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, и в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных.
Таким образом, в российском законодательстве урегулирован правовой статус криптовалюты, закреплена ее оборотоспособность.
Кроме того, в приведенных в Уведомлении и Решении об отказе источниках отражена позиция Банка России на 27 января 2014 года и 20 января 2022 года. На сегодняшний день политика Центрального Банка в отношении криптовалют отличается: Банк России принял участие в разработке проекта федерального закона N 237585-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также заявителем приведены примеры регистрационной практики Роспатента в отношении обозначений, являющихся названиями криптовалют - то товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 557391 (для товаров 03 класса МКТУ), 669360 (для товаров 32 класса МКТУ), 659313, 563383, 543730, 782573, 776705, 770277.
На основании изложенного в возражении содержится просьба об отмене решения Роспатента от 27.03.2023 и о регистрации товарного знака по заявке N 2021774279.
На заседании, состоявшемся 05.06.2023, в соответствии с пунктом 45 Правил ППС коллегией выдвинуты дополнительные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака "обозначение по заявке N 2021774279 "не соответствует требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, так как способен ввести в заблуждение потребителей относительно производителя товаров и лица, оказывающего услуги".
В ответ на дополнительные основания для отказа заявителем представлены пояснения, доводы которых сводятся к следующему.
Заявитель обращает внимание на факт того, что доподлинно неизвестно, является ли Сатоси Накамото реально существующим физическим лицом, группой физических лиц, разработавших сеть биткоин и одноименную расчетную единицу, является ли это настоящим именем или псевдонимом. На сегодняшний день настоящая личность разработчика остается неизвестной.
Заявитель обращает внимание на факт того, что в силу децентрализованности технологии сделок с криптовалютой, в сети Интернет отсутствует возможность осуществления обмена, купли-продажи криптовалюты биткоин у единого лица, в частности, официальный сайт доступный по адресу в сети Интернет https://bitcoin.org/ указывает на необходимость самостоятельного поиска площадки для осуществления деятельности с криптовалютой биткоин.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (11.07.2021) поступления заявки N 2021774279 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака комбинированное обозначение "" состоит из слова BITNALOG, выполненного буквами латинского алфавита, где буква "B" выполнена в виде буквы с полосками сверху и снизу. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 45 классов МКТУ.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение "" включает в свой состав элемент "
", представляющий собой условное обозначение криптовалюты биткоина, согласно типографским символам валют ЮНИКОД - стандарт кодирования символов, включающий в себя знаки почти всех письменных языков мира (http://www.unicode.org/charts/PDF/U20A0.pdf).
Таким образом, первая буква заявленного обозначения напрямую воспроизводит символ криптовалюты "БИТКОИН". При этом криптовалюта биткоин используется в платежной системе с одноименным названием. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы, но при этом вся информация о транзакциях между адресами системы доступна в открытом виде (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%BD ).
Несоответствие заявленного обозначения, включающего в свой состав изобразительный элемент "", копирующий символ криптовалюты, способен ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров, так как заявителем не подтверждено его причастность к майнингу криптовалют.
Доводы заявителя о том, что биткоин не может ассоциироваться с одним конкретным производителем ввиду того, что сама система образования данной валюты характеризуется обезличенными участниками транзакций, опровергается расположенной в общем доступе информации из сети Интернет о том, что первоначально валюта была разработана неким Сатоси Накамото, личность которого достоверно не установлена, однако, на данный момент имеются сведения, что контроль над репозиторием исходного кода и алерт-ключом принадлежит Гэвину Андерсону.
Гэвин Андерсон главный научный сотрудник Bitcoin Foundation. Он имеет доступ к алерт-ключу, который позволяет ему рассылать широковещательные сообщения о критических проблемах сети всем клиентам (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%93%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%BD).
Заявитель не доказал никаким образом свою связь с указанным лицом, информация о котором находится в свободном доступе и личность которого соотносится с лицом, управляющим кодами пиринговой системы для обращения и транзакции валютой биткоинов компании Bitcoin Foundation, а также с самой этой компанией.
В данной связи обозначение по заявке N 2021774279 не соответствует требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса так как способно неверно восприниматься потребителями как происходящее из источника, подконтрольного разработчику пиринговой системы и криптовалюты биткоин, в то время как материалами возражения таких фактов не доказано.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Как уже было установлено выше заявленное обозначение включает общепринятый символ криптовалюты биткоина, что свидетельствует об отнесении данного обозначения к криптовалюте. Источники, указывающие на распространенность криптовалюты биткоин были приведены в уведомлении об экспертизе (https://mining-bitcoin.ru/bitcoin/bitcoin-valyuta-chtoeto#__What_is_Bitcoin; https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-isbitcoin; https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-bitkoin-obyasnyaem-prostymislovami.htm; https://pravo.ru/story/236686/ и др.)
Отказ по пункту 3 (2) статьи 1483 Кодекса мотивирован позициями Центрального Банка России, отраженными в материалах из следующих источников:
[1] Интервью заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина изданию РБК https://www.cbr.ru/press/event/?id=14437#highlight=биткоине;
[2] Доклад для общественных консультаций "Криптовалюты: тренды, риски, меры" Банка России 2022 года http://www.cbr.ru/content/document/file/132241/consultation_paper_2001202 2.pdf;
[3] Публичный отчет Российской Федерации "Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем", подготовленный в 2022 Федеральной службой по финансовому мониторингу https://www.cbr.ru/content/document/file/143918/national_legalization_risk_assessment_report.pdf, стр. 42; http://www.cbr.ru.
Анализ приведенных в оспариваемом решении источников показал следующее.
Согласно источнику [2] Центробанком в разделе 3 доклада указаны риски распространения криптовалют в виде угроз для благосостояния граждан, финансовой стабильности, связанные с нелегальной деятельностью и иные риски криптовалют. В разделе 4 того же документа "регулирование криптовалют" перечислены общие тенденции регулирования криптовалют за рубежом, а также предложения Банка России по ограничению операций с криптовалютами в России.
В источнике [3] на страницах 41-45 идет речь о неурегулированности системы расчетов виртуальными валютами, а также о рисках, связанных с использованием криптовалют.
Из интервью [1] также следует, что операций с криптовалютами используются исключительно в целях поддержки внешнеэкономической деятельности в рамках такого экспериментального режима. При этом широкое использование криптовалют, проведение операций с криптовалютами для широкого круга российских граждан и предприятий по-прежнему не допускается со слов интервьюера.
Таким образом, все указанные источники свидетельствуют об угрозе общественным интересам признанием криптовалют и легализацией операций с криптовалютами, ввиду чего обозначение по заявке N 2021774279 не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, так как противоречит общественным интересам.
В отношении приведенных примеров регистраций, коллегия указывает на то, что в них не был доказан факт признания обозначений криптовалютами, ввиду чего такая регистрация была произведена. Перечисленные обозначения не релевантны заявленному обозначению, так как представляют собой отличные изобразительные и словесные элементы, а также части из них охрана предоставлена в отношении товаров, не связанных с криптовалютами.
В то же время заявленному обозначению охрана испрашивается в отношении товаров и услуг, относящихся к компьютерным услугам, финансовым услугам, программам для компьютера, то есть всем тем позициям, которые напрямую связаны с созданием и обращением виртуальной валюты, вследствие чего изложенные выше выводы являются обоснованными.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 19.04.2023, изменить решение Роспатента от 27.03.2023 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021774279 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 августа 2023 г. по заявке N 2021774279
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 26 февраля 2024 г. по делу N СИП-1127/2023, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 24 июня 2024 г. N С01-944/2024 по делу N СИП-1127/2023, настоящее решение признано недействительным