Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 августа 2023 г. по заявке N 2022727520
Заявка: |
2022727520 |
Название: |
VERDE |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
05.05.2023 |
Дата коллегии: |
02.08.2023 |
Дата утверждения: |
25.08.2023 |
Заявитель: |
ИП Маркелова А.П., Калининградская обл. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 05.05.2023 возражение, поданное Маркеловой Анастасией Павловной, Калининградская обл. (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022727520, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022727520 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 27.04.2022 на имя заявителя в отношении товаров и услуг 03, 44 классов Международной классификации товаров и услуг МКТУ (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
Роспатентом 03.02.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг по причине его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Согласно доводам, изложенным в заключении по результатам экспертизы, представляющим собой неотъемлемую часть решения Роспатента от 03.02.2023, заявленное обозначение является сходным до степени смешения в отношении однородных услуг с ранее зарегистрированными на имя иных лиц товарными знаками с более ранним приоритетом, а именно:
- с обозначением "" [1] (заявка N 2022721147 с приоритетом от 05.04.2022, по заявке вынесено решение о регистрации от 23.01.2023 и выдано свидетельство N 921625), заявленным на имя Общества с ограниченной ответственностью "Вердэ", 197348, Санкт-Петербург, пр-кт. Богатырский, д. 7, корп. 8, литер А, пом.1Н, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- с товарным знаком "" [2] (свидетельство N 856867 с приоритетом от 20.05.2020), зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МАРКЕТИНГА", 195273, Санкт-Петербург, пр-кт Науки, 44, кв. 615, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- с товарным знаком "" [3] (свидетельство N 901310 с приоритетом от 16.02.2022), зарегистрированным на имя Витковской Антонины Петровны, 119034, Москва, Курсовой пер., 8/2, кв. 24, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ.
В поступившем возражении заявитель, не опровергая однородность товаров 03 класса МКТУ, приведенных в перечнях заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаках [1]-[3], привел свои аргументы в защиту регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для заявленных услуг 44 класса МКТУ. Так, по мнению заявителя, не являются однородными товары 03 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки [1]-[3], и услуги 44 класса МКТУ заявленного обозначения. Как отмечает заявитель, сопоставляемые товары и услуги относятся к разным сферам деятельности - производственная деятельность (производственно-технологический комплекс мероприятий по серийному выпуску определенных изделий), с одной стороны, а с другой стороны - предоставление третьим лицам определенных услуг, относящихся к иным рынкам экономики, имеют разный круг потребителей, различны по своей природе и назначению. Также заявитель отмечает, что заявленное обозначение и противопоставления [1]-[3] производят разное общее зрительное впечатление.
В силу изложенного в возражении содержится просьба отменить решение Роспатента от 03.02.2023 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг 44 класса МКТУ.
Следует отметить, что коллегией были выявлены дополнительные обстоятельства в рамках требований подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для заявленных услуг 44 класса МКТУ, в связи с наличием противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 921625, зарегистрированного для однородных услуг 35 класса МКТУ, что не было указано в заключении по результатам экспертизы оспариваемого решения Роспатента.
Заявитель, надлежащим образом ознакомленный с дополнительными обстоятельствами непосредственно в ходе рассмотрения возражения на заседании коллегии, состоявшемся 21.06.2023, ходатайствовал о переносе рассмотрения поступившего возражения с целью представления своих аргументов по дополнительным обстоятельствам. В дальнейшем на заседании коллегии 02.08.2023 в устной форме оспаривал наличие однородности сопоставляемых услуг 35, 44 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия считает изложенные в возражении доводы неубедительными.
С учетом даты (27.04.2022) поступления заявки N 2022727520 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Обозначение "" по заявке N 2022727520 с приоритетом от 27.04.2022 является комбинированным, включает в свой состав словесный элемент "VERDE", выполненный буквами латинского алфавита в оригинальном графическом исполнении, где буква "V" стилизована под ветку дерева с листиками. Заявленное обозначение заявлено на регистрацию в качестве товарного знака для индивидуализации товаров и услуг 03, 44 классов МКТУ, а именно:
03 класс МКТУ - "продукты косметические и туалетные немедицинские; гель-лаки для ногтей; средства косметические";
44 класс МКТУ - "маникюр; массаж; парикмахерские; салоны красоты; услуги косметологов".
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака "" для всех заявленных товаров и услуг основано на выводе о наличии сходства до степени смешения между этим обозначением и противопоставленными товарными знаками "" [1] по свидетельству N 921625 с приоритетом от 05.04.2022, "" [2] по свидетельству N 856867 с приоритетом от 20.05.2020, "" [3] по свидетельству N 901310 с приоритетом от 16.02.2022, принадлежащими иным лицам.
Противопоставленный товарный знак [1] зарегистрирован для товаров 03 класса МКТУ "амбра [парфюмерия]; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; аэрозоль для освежения полости рта; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; вазелин косметический; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для удаления волос; воски для кожи; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; глиттеры для ногтей; грим; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жиры для косметических целей; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; карандаши для бровей; карандаши косметические; клеи для прикрепления искусственных ресниц; кондиционеры для волос; красители для бороды и усов; красители косметические; краски для тела косметические; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла, используемые как очищающие средства; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мята для парфюмерии; наборы косметические; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; ногти искусственные; одеколон; основы для цветочных духов; палочки фимиамные; патчи для глаз гелевые косметические; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для осветления кожи; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудания косметические; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для удаления макияжа; препараты для ухода за ногтями; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; пудра для макияжа; растворители лаков для ногтей; ресницы искусственные; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; свечи массажные для косметических целей; смеси ароматические из цветов и трав; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для ресниц косметические; средства для ухода за кожей косметические; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства фитокосметические; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; хна [краситель косметический]; шампуни; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные", а также услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; прокат торговых стендов; управление процессами обработки заказов товаров; услуги по розничной и оптовой продаже косметических, гигиенических, парфюмерных товаров; услуги по розничной и оптовой продаже товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
Противопоставленный товарный знак [2] зарегистрирован для товаров 03 класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; аэрозоль для освежения полости рта; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей/глиттеры для ногтей; вазелин косметический; вата для косметических целей; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода лавандовая; вода туалетная; воск для удаления волос; воск для усов; воски для кожи/кремы для кожи; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; грим; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; карандаши для бровей; карандаши косметические; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; красители косметические; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; масла, используемые как очищающие средства; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; накладки для глаз гелевые косметические/патчи для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; ногти искусственные; одеколон; основы для цветочных духов; палочки фимиамные; пасты зубные/порошки зубные; пемза; пероксид водорода для косметических целей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; препараты для бритья; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для ванн косметические; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для полирования; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудания косметические; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; пудра для макияжа; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; сафрол; свечи массажные для косметических целей; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода для стирки/сода для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для ресниц косметические; средства для ухода за кожей косметические; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]".
Противопоставленный товарный знак [3] зарегистрирован для товаров 03 класса МКТУ "вещества ароматические для отдушивания белья; вода ароматическая; вода туалетная; воски для кожи; гели для ванн и душа, не для медицинских целей; дезодоранты; дезодоранты и антиперспиранты для личного пользования; духи; духи, одеколоны и средства после бритья; изделия парфюмерные; кондиционеры для волос; красители косметические; кремы косметические; лаки для волос; лаки для ногтей; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; масла для парфюмерии; масла косметические; молочко для снятия макияжа; молочко туалетное; мыла; наборы косметические; одеколон; пасты зубные; помада губная; препараты для ванн косметические; препараты для гигиенических целей, относящиеся к категории парфюмерно-косметических, туалетные принадлежности; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; смеси ароматические из цветов и трав; средства для ресниц косметические; средства для ухода за кожей косметические; шампуни; шампуни для мытья комнатных животных; экстракты цветочные [парфюмерия]".
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[3] коллегия руководствуется сложившейся правоприменительной судебной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Для определения сходства сопоставляемые обозначения должны рассматриваться в целом. Различие в деталях не должно играть определяющей роли, так как следует учитывать, что потребитель, как правило, не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется общими впечатлениями, часто нечеткими, о знаке, виденном ранее. При этом в памяти остаются, как правило, отличительные элементы знака.
Анализ комбинированного заявленного обозначения "" показал, что оно включает в свой состав лексическую единицу испанского языка "VERDE" (см., например, онлайн переводчики https://www.lingvolive.com, https://www.translate.ru, https://translate.academic.ru), которое в переводе с испанского языка означает "зеленый". При этом, несмотря на наличие изобразительного элемента в составе заявленного обозначения, слово "VERDE" доминирует визуально, воспринимается в качестве основного индивидуализирующего элемента.
Противопоставленный комбинированный товарный знак "" [1] включает в свой состав как изобразительный, так и словесные индивидуализирующие элементы. При этом словесные элементы представляют собой лексические единицы испанского и английского языков, где испанское слово "VERDE" означает "зеленый", а слово "COSMETIC" употребляется в английском языке в значении "косметический".
Следует констатировать, что словесные элементы "VERDE" ("зеленый") и "COSMETIC" ("косметический") происходят из разных языков, характеризуются разным шрифтовым исполнением и размером графем, воспринимаются по смыслу и визуально как независимые друг от друга обозначения, что исключает их восприятие в качестве словосочетания и обуславливает необходимость проведения анализа каждого из них по отдельности. При этом слово "COSMETIC", несмотря на отсутствие дискламации этого элемента в составе противопоставленного товарного знака [1], является слабым, поскольку воспринимается в качестве описательного элемента по отношению к товарам и услугам, в отношении которых зарегистрирован товарный знак [1]. Таким образом, основным индивидуализирующим словесным элементом в составе противопоставленного товарного знака [1] является слово "VERDE".
Противопоставленный комбинированный товарный знак "" [2] включает в свой состав визуально доминирующий словесный элемент "VERDA" с оригинально выполненной буквой "V", который отсутствует в наиболее распространенных языках, использующих при написании буквы латинского алфавита, т.е. воспринимается в качестве фантазийного. Также в состав противопоставленного товарного знака [2] входят исключенные из правовой охраны словесные элементы "PROFESSIONAL HEALTH CARE" (в переводе с английского языка - "профессиональная забота о здоровье"), которые выполнены мелким шрифтом и, исходя из их семантики, не обладают индивидуализирующей функцией. Тем самым, роль основного индивидуализирующего элемента в составе противопоставления [2] выполняет фантазийное слово "VERDA".
Противопоставленный комбинированный товарный знак "" [3] включает в свой состав как изобразительный элемент в виде стилизованной веточки растения с листиками, так и словесные элементы "The" и "Vert", которые являются лексическими единицами французского языка, в переводе соответственно означающие "чай" и "зеленый". Следует констатировать, что указанные словесные элементы образуют устойчивое словосочетание "зеленый чай", под которым понимается чай, подвергнутый минимальной ферментации (окислению).
Коллегия приняла во внимание довод заявителя о визуальных отличиях заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[3], вместе с тем считает необходимым указать на наличие фонетического и семантического тождества индивидуализирующих словесных элементов "VERDE"/"VERDE" в составе заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1], что предопределяет возможность возникновения представления о том, что сопоставляемые средства индивидуализации принадлежат одному и тому же предприятию или исходят из одного и того же коммерческого источника. При этом индивидуализирующие словесные элементы "VERDE" выполнены в сходной графической манере, которая заключается в наличии оригинальной графической проработки буквы "V", стилизованной под веточку растения - "" и "".
Данные обстоятельства приводят к выводу о высокой степени сходства заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1].
В свою очередь сходство заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [2] обусловлено фонетическим сходством сопоставляемых индивидуализирующих словесных элементом "VERDE" и "VERDA", характеризующимся совпадением большинства букв и звуков, входящих в их состав. Сопоставляемые словесные элементы не могут быть исследованы на предмет семантического критерия сходства в силу фантазийности словесного элемента "VERDA", что, тем самым, нивелирует значение этого признака сходства. Вместе с тем наличие высокой степени фонетического сходства сопоставляемых индивидуализирующих элементов, которые доминируют в составе сравниваемых обозначений и на которых акцентируется внимание потребителей в первую очередь, а также исполнение сравниваемых словесных элементов буквами одного алфавита - латинского, графемы которых имеют сходное начертание, предопределяет вывод о сходстве сравниваемых обозначений в целом, несмотря на отдельные отличия, в том числе касающиеся изобразительных элементов.
Что касается сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [3], то они, хоть и включают в свой состав сходные по звучанию и одинаковые по смыслу словесные элементы "VERDE" и "Vert", тем не менее, воспринимаются в разном смысловом ключе, поскольку слово "VERDE" вызывает представление о какой-то свежей зелени, зеленом цвете, в то время как единое и неделимое словосочетание "The Vert" в составе противопоставленного товарного знака [3] ассоциируется с конкретным напитком - зеленым чаем, которому приписывают определенные тонизирующие свойства применительно к воздействию на здоровье человека. Указанная разница в смысловом восприятии сравниваемых словесных элементов заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [3] обуславливает вывод об отсутствии их сходства.
В свою очередь анализ перечней товаров и услуг 03, 35, 44 классов МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[3] показал следующее.
Заявитель не оспаривает наличия однородности товаров 03 класса МКТУ, указанных в перечне заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[3], которые представляют собой различные косметические средства.
Вместе с тем, услуги 44 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака, относятся к услугам в области косметологии, оказываются салонами красоты. При оказании данных услуг салоны красоты могут использовать как косметические средства сторонних производителей, так и свои собственные произведенные для целей оказания этих услуг косметические средства 1. Кроме того, на базе салонов красоты также оказываются услуги по продаже косметических средств 2 с целью закрепления результата от профессионального воздействия и персонального ухода.
------------------------------
1 https://www.kp.ru/russia/moskva/luchshie-salony-krasoty-v-moskve/?ysclid=ll28rvjpjp961084574; https://www.dirsalona.ru/article/916-obstvennaya-torgovaya-marka-kosmetiki-v-salone-krasoty?ysclid=ll28oufeio819283915.
2 https://www.beautysystems.ru/blog/gde-prodaetsya-kosmetika-dlya-salonov/?ysclid=ll2953nfxq945188159.
------------------------------
В этой связи следует констатировать однородность заявленных услуг 44 класса МКТУ как с товарами 03 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1]-[3], так и с услугами 35 класса МКТУ "услуги по розничной и оптовой продаже косметических товаров", приведенными в перечне противопоставленного товарного знака [1].
Исследовав сходство сравниваемых обозначений и однородность товаров (услуг), для сопровождения которых они предназначены, коллегия пришла к выводу о вероятности смешения при одновременном присутствии в гражданском обороте заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1], [2], характеризующихся сходством индивидуализирующих словесных элементов и однородностью сопоставляемых товаров и услуг 03, 44 классов МКТУ. Кроме того, следует отметить, что заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [1] имеют высокую степень сходства, что предопределяет отнесение сравниваемых обозначений в отношении товаров и услуг 03, 35, 44 классов МКТУ к одному источнику происхождения.
Что касается противопоставленного товарного знака [3], то отсутствие сходства между ним и заявленным обозначением не позволяет говорить о вероятности смешения сопоставляемых обозначений в гражданском обороте в однородной сфере деятельности, связанной со сферой косметологии.
Таким образом, резюмируя все обстоятельства дела в совокупности, коллегия полагает, что препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для всех заявленных товаров и услуг 03, 44 классов МКТУ является его несоответствие требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса ввиду сходства до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1] по свидетельству N 921625, [2] по свидетельству N 856867. Тем самым, оснований для удовлетворения поступившего возражения в данном деле не имеется.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 05.05.2023, изменить решение Роспатента от 03.02.2023 и отказать в регистрации товарного знака по заявке N 2022727520 с учетом дополнительных обстоятельств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 августа 2023 г. по заявке N 2022727520
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru