Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 6 сентября 2023 г. по заявке N 2022725152/33
Заявка: |
2022725152/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.07.2023 |
Дата коллегии: |
29.08.2023 |
Дата утверждения: |
06.09.2023 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Верещагина Елена Сергеевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 28.07.2023 возражение, поданное ИП Верещагиной Е.С., Республика Удмуртская, г. Ижевск (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2022725152, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022725152, поданной 19.04.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 43 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Роспатентом принято решение от 30.05.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2022725152 в отношении всех заявленных услуг по мотивам, изложенным в заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения, являющемся неотъемлемой частью решения Роспатента (далее - заключение экспертизы).
Согласно заключению экспертизы, заявленное обозначение не соответствует пункту 6 (1) статьи 1483 Кодекса, поскольку сходно до степени смешения с обозначением " " по заявке N 2022713354, поданной 03.03.2022 на регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) на имя Общества с ограниченной ответственностью "Медиа Эдженси", Москва, для однородных услуг 41 класса МКТУ.
Кроме того, входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "STUDIO" (в переводе с английского языка - мастерская; студия; ателье, см. https://eng_rus_building.academic.ru/4978/studio) не обладает различительной способностью и является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на видовое наименование учреждения.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 28.07.2023 поступило возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 30.05.2023. Доводы возражения сводятся к следующему:
- в отношении противопоставленной заявки Роспатентом 29.09.2022 было принято решение о регистрации, однако пошлина за регистрацию не была оплачена;
- как следует из информации с сайта заявителя противопоставленной заявки https://kinza360.com/, товарный знак требовался ему для проведения маркетингового форума в Москве, который прошёл в Москве 26.04.2022, иных анонсов и свидетельств работы этого лица в России сайт не содержит;
- заинтересованность заявителя противопоставленной заявки в регистрации обозначения низка, и с высокой вероятностью товарный знак зарегистрирован не будет.
На основании изложенного заявитель просил отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака (знака обслуживания) в отношении всех услуг, указанных в заявке.
Изучив материалы дела и рассмотрев возражение в отсутствие заявителя, уведомленного в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (19.04.2022) подачи заявки N 2022725152 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил, к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно пункту 41 Правил, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил, комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Согласно пункту 45 Правил, при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2022725152 является комбинированным, включает доминирующий словесный элемент "KINZA", выполненный по дуге буквами латинского алфавита, а также слово "STUDIO", выполненное буквами латинского алфавита небольшим шрифтом и размещенное на фоне стилизованного изображения скалки. Обозначение выполнено в следующем цветовом сочетании: коричнево-зеленый, белый. Правовая охрана испрашивается в отношении следующих услуг 41 класса МКТУ: "академии [обучение]; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; шоу-программ".
Анализ соответствия заявленного обозначения пункту 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "STUDIO" является лексической единицей английского языка и в переводе на русский язык имеет следующие значения: "студия, ателье, мастерская; радиостудия, киностудия; киносъемочный павильон, телестудия; квартира-студия" (https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/studio/).
Следует отметить, что слово "STUDIO" является распространенным и часто употребляется в русском языке, например, в составе слов "телестудия", "радиостудия" или просто "студия". Слово "студия" в обычном его понятии трактуется, согласно словарю Ожегова (https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/), следующим образом:
1. Мастерская живописца или скульптора.
2. Школа, готовящая художников или актеров (цирковая студия).
3. Название некоторых театральных коллективов молодых актеров (театр-студия).
4. Предприятие по производству кино- или телефильмов, киностудия или телестудия.
5. Специальное помещение, откуда производятся радио- или телевизионные передачи (работать в студии).
Согласно положениям пункта 3.7 Национального стандарта Российской Федерации "Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования" ГОСТ Р 55594-2013, введенного в действие 01.01.2015, под студией понимается также коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи.
Одно и то же обозначение способно в глазах потребителей вызывать различные ассоциации в отношении разных товаров / услуг. Обозначение может в отношении одних товаров/услуг быть признано описательным, в отношении других - ложным, в отношении третьих - фантазийным.
Анализ приведенных выше словарных значений позволяет заключить, что слово "STUDIO" хорошо известно российскому потребителю в различных значениях, связанных с деятельностью лиц по оказанию развлекательных услуг, услуг с обучением какому-либо мастерству.
В связи с этим при анализе охраноспособности заявленного обозначения учитывается, является ли обозначение "STUDIO" прямым указанием на организацию или помещение, связанные с услугами в области искусств, а также по производству продуктов, связанных с творческой и образовательной деятельностью.
Применительно к заявленным услугам 41 класса МКТУ "организация костюмированных представлений для развлечений; шоу-программ", непосредственно связанным с театральным, актерским или танцевальным мастерством, слово "STUDIO" является указанием на видовое наименование предприятия. При этом для иных развлекательных услуг "информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; организация досуга; организация конкурсов [развлекательных]; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги клубов [развлечение]", предназначенных для организации досуга, слово "STUDIO" также воспринимается в значении вида помещения (видового наименования организации), где оказываются такие услуги.
Аналогично, слово "STUDIO" характеризует место оказания образовательных услуг "академии [обучение]; информация по вопросам воспитания и образования; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных]; услуги клубов [просвещение]; услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]"
Что касается услуги "клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]", то они относятся к оздоровительным и фитнес-услугам, оказание которых, в частности, осуществляется специализированными фитнес-студиями - фитнес-объектами, оказывающими отдельные виды фитнес-услуг по таким программам, как: пилатес, йога, велопрограммы (сайкл/спиннинг), единоборства и боевые искусства, танцы, функциональный тренинг, а также специализированными студиями с наличием только одной функциональной фитнес-зоны формата "тренажерный зал" (см. п. 4.1 Национального стандарта Российской Федерации "Фитнес-услуги. Требования к специализированным фитнес-студиям" ГОСТ Р 57579-2017, введенный в действие 01.05.2018). Следовательно, для данного вида услуг, наименование "STUDIO" также следует признать характеризующим.
Доводов, касающихся несогласия заявителя с выводом о неохраноспособности элемента "STUDIO" возражение не содержит. Более того, в своем ответе на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, заявитель сообщил о согласии с тем, что элемент "STUDIO" является неохраняемым.
С учетом вышеизложенного вывод оспариваемого решения о том, что словесный элемент "STUDIO" не соответствует пункту 1 статьи 1483 Кодекса, следует признать правомерным. Поскольку в композиции заявленного обозначения элемент "STUDIO" не доминирует, то возможным является его указание в качестве неохраняемого элемента товарного знака (знака обслуживания).
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
В рамках указанной нормы препятствием для регистрации заявленного обозначения послужил вывод о его сходстве до степени смешения c заявленным на регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) обозначением "" по заявке N 2022713354.
Заявитель в возражении указал на следующее обстоятельство, которое не могло быть известно ранее при принятии Роспатентом оспариваемого решения.
В отношении заявки N 2022713354 Роспатентом 29.09.2022 было принято решении о регистрации товарного знака "" для услуг 42 класса МКТУ - "дизайн графический рекламных материалов; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; консультации в области дизайна веб-сайтов" с указанием слов "AFFILIATE", "ADTECH", "FORUM" и числа "360" в качестве неохраняемых элементов. Для первоначально заявленных услуг 41 класса МКТУ в регистрации указанного товарного знака было отказано. Заявителем противопоставленной заявки не оспаривалось указанное решение в установленные статьями 1500 и 1501 Кодекса сроки.
Впоследствии в связи с тем, что заявителем противопоставленной заявки не была уплачена пошлина за государственную регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него, на основании пункта 2 статьи 1503 Кодекса Роспатентом 13.07.2023 принято решение о признании отозванной заявки N 2022713354 на государственную регистрацию товарного знака "".
Принимая во внимание признание заявки N 2022713354 отозванной, оснований для противопоставления обозначения "" на основании пункта 6 (1) статьи 1483 Кодекса более не имеется.
При таких обстоятельствах на имя заявителя может быть произведена регистрация обозначения "" с указанием элемента "STUDIO" в качестве неохраняемого элемента для всех услуг заявленного перечня.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 28.07.2023, отменить решение Роспатента от 30.05.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022725152.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 6 сентября 2023 г. по заявке N 2022725152/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru