Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 19 сентября 2023 г. по заявке N 2022711577/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2022711577/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
31.05.2023 |
Дата коллегии: |
04.08.2023 |
Дата утверждения: |
19.09.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Суперфуд Фарм" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 за N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 31.05.2023 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Суперфуд Фарм", Московская обл., г.о. Дмитровский, д. Подмошье, д. 1г. (далее - заявитель), на решение Роспатента о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022711577, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022711577, поданной 22.02.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 31 и услуг 35 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 28.03.2023 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022711577 в отношении части товаров 31 класса МКТУ, а именно "зерно; ароматические травы" и всех заявленных услуг 35 класса МКТУ.
Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении другой части заявленных товаров 31 класса МКТУ, а именно "сельскохозяйственные продукты, не относящиеся к другим классам; свежие овощи, в том числе необработанные; овощи необработанные; сельскохозяйственные, аквакультуры, садово-огородные, в сыром виде и необработанные; семена необработанные и непереработанные; саженцы и семена; овощи; перец, свежий; перец стручковый [растение]" заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку состоит только из элемента, указывающего на вид и свойства данных товаров.
Так, согласно сведениям, полученным из сети Интернет, заявленное обозначение "ПАДРОН" представляет собой название перца (Pimento de Padron), происходящего из провинции Галисия в северо-западном муниципалитете Падрон, Испания, см. например, https://chilivesti.ru/sort-chili-padron-pimento-de-padron/ - (1), https://xn--80aecefa1ddrd2o.xn--p1ai/catalog/ovoshchi/percy/perec-chili-padron - (2), https://sady-msk.ru/catalog/perets-ostryiy-hot-pepper-padron-f1.html - (3), https://sortseeds.ru/catalog/item/перец-пикантный-падрон-padron) - (4).
В Роспатент 31.05.2023 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- по мнению заявителя, сведения из сети Интернет, указанные в решении Роспатента, являются недостоверными и не подтверждены официальными источниками или документами, кроме того ссылка на сайт (3) является не рабочей;
- заявленное обозначение "ПАДРОН" является фантазийным, поскольку слово отсутствует в толковых словарях, а также не является общеупотребимым термином в отношении испрашиваемых товаров;
- указанное подтверждается выводами, изложенными в аналитической записке "Восприятие респондентами обозначения ПАДРОН", подготовленной АО ВЦИОМ, согласно которым по результатам опроса 1000 респондентов для 61% опрошенных слово "ПАДРОН" ничего не означает.
С учетом изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 28.03.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022711577 в отношении всех заявленных товаров 31 и услуг 35 классов МКТУ.
В подтверждение изложенных доводов, заявителем были представлены следующие материалы:
1. Сведения по рассматриваемой заявке;
2. Аналитическая записка по результатам опроса 1000 респондентов "Восприятие респондентами обозначения ПАДРОН", подготовленная АО ВЦИОМ.
При подготовке к заседанию коллегии согласно пункту 45 Правил ППС коллегией были выявлены дополнительные основания, не указанные в заключении по результатам экспертизы, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, а именно заявленное обозначение представляет собой название географического объекта: Падрон - город и муниципалитет в провинции Ла-Корунья в Галисии (Испания). Экономика города основана в основном на рыболовстве и сельском хозяйстве, особенно на знаменитом зеленом перце "падрон", см. сведения на сайте https://ru.wikipedia.org/ - (5), https://all-andorra.com/ru/padron/?ysclid=lm6gcc4zup47393753 - (6)), в связи с чем для всех заявленных товаров и услуг оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса, поскольку регистрация товарного знака "ПАДРОН" на имя российской компании способна ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров и места нахождения изготовителя (данное основание было отражено в протоколе заседания коллегии, состоявшегося 04.07.2023).
В поступивших 27.07.2023 пояснениях, заявитель представил свои доводы, относительно дополнительных оснований, указанных коллегией, которые сводятся к следующему:
- потребитель может воспринимать географическое название в качестве места производства или реализации товара только в том случае, если такое географическое название обладает определенной известностью, в силу чего может вызвать у него соответствующие ассоциативные связи;
- географический объект "Падрон", расположенный на территории иностранного государства, малоизвестно среднему российскому потребителю, что подтверждается выводами, изложенными в аналитической записке [2]. На территории города Падрон отсутствуют производственные предприятия;
- поскольку название "Падрон" не известно большинству потребителей, то отсутствует устойчивая связь между товаром/услугами и обозначением;
- таким образом, информация о слове "Падрон", размещенная в общедоступных источниках информации, не является основанием для применения пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса, следовательно, не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара/услуг.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (22.02.2022) поступления заявки N 2022711577 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (пункт 35 Правил).
В соответствии с требованиями пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно подпункту 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложными или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022711577 заявлено словесное обозначение "", выполненное буквами русского алфавита стандартным шрифтом.
Согласно заключению по результатам экспертизы основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака по рассматриваемой заявке для части товаров 31 класса МКТУ, а именно "сельскохозяйственные продукты, не относящиеся к другим классам; свежие овощи, в том числе необработанные; овощи необработанные; сельскохозяйственные, аквакультуры, садово-огородные, в сыром виде и необработанные; семена необработанные и непереработанные; саженцы и семена; овощи; перец, свежий; перец стручковый [растение]" послужило то, что заявленное обозначение состоит только из словесного элемента "ПАДРОН", который указывает на их вид и свойства данных товаров.
Данный довод основан на сведениях из сети Интернет (сайты https://chilivesti.ru/sort-chili-padron-pimento-de-padron/ - (1), https://xn--80aecefa1ddrd2o.xn--p1ai/catalog/ovoshchi/percy/perec-chili-padron - (2), https://sady-msk.ru/catalog/perets-ostryiy-hot-pepper-padron-f1.html - (3), https://sortseeds.ru/catalog/item/перец-пикантный-падрон-padron) - (4)).
Анализ информации, размещенной на указанных выше сайтах, показал следующее.
На сайте (1), который представляет собой информационный сайт, размещена классификация разных видов перца, включающая сведения о перце "падрон", его свойствах (размеры, форма, окрас плода, вегетационный период) и происхождение (произрастает в г. Падрон провинции Галисия, Испания).
На сайте (2), который является официальным сайтом компании "АгроДеревня", известной среди профессионалов плодоовощного рынка, осуществляющей деятельность в области оптовой торговли фруктами и овощами и производством сельскохозяйственной продукции, содержится описание перца "падрон" его свойствах (размер, форма, вкус) и происхождении, (г. Падрон, Галиссия, регион Испании), а также предложение к его покупке.
Сайт (4) представляет собой Интернет-магазин "Сортовые семена", на котором размещена информация о знаменитом испанском перце "падрон".
Указанные выше сайты являются русскоязычными, а расположенная на них информация доступна как профессионалам плодоовощного рынка, так и рядовому российскому потребителю, то есть широкому кругу потребителей.
Что касается ссылки (3), то в настоящее время ссылка не активна.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что информация о перце "падрон" содержатся не только на указанных в решении Роспатента сайтах (1, 2, 3), но также широко представлена и на других сайтах, что подтверждается результатами, полученными при поиске по слову "падрон" в поисковой сети Яндекс.
Кроме того, на общедоступном и известном сайте Википедия (https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d760183f-64f89a1c-9e3e0eac-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Padr%C3%B3n_pepper) опубликована информация о перце "падрон", при этом данная информация подтверждена ссылками на литературные источники: Эстрада Б.; Помар Ф.; Диас Дж.; Мерино Ф.; Берналь А. (1997). "Эволюция капсаициноидов в Capsicum annuum L. var. annuum cv. Плоды Падрон на разных стадиях роста после цветения"; Информационный бюллетень по стручковому перцу и баклажанам. 16: 60-63; Издательство "Рокридж Пресс" (2014). Кулинарная книга по острым соусам: Книга рецептов огненной сальсы и острых соусов. Callisto Media. ISBN 978-1-62315-366-3 и др.).
В этой связи довод заявителя о том, что сведения из сети Интернет являются недостоверными и не подтверждены официальными источниками или документами, не может быть признан убедительным.
С учетом вышеизложенного заявленное обозначение в отношении указанных выше товаров 31 класса МКТУ относится к обозначению, которое прямо без домысливания указывают на вид и свойства товаров, а поскольку состоит только из словесного элемента "ПАДРОН", то оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 1 (3)статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение "Падрон" воспроизводит название географического объекта Падрон - город и муниципалитет в провинции Ла-Корунья в Галисии (Испания).
Что подтверждается информации, расположенной на сайтах (1,2,4), указанных в заключении по результатам экспертизы, где в качестве места происхождения перца указан город Падрод, Испания, а также на сайтах, указанных коллегией https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4) - (5), https://all-andorra.com/ru/padron/?ysclid=lm6gcc4zup47393753 - (6)).
При этом коллегия отмечает, что на сайтах (5, 6) также содержится следующая информация.
Экономика города Падрон основана в основном на рыболовстве и сельском хозяйстве, особенно на знаменитом зеленом перце. Ежегодно с июня по сентябрь в Падроне выращивают около 15 000 кг перца.
В 1979 году был организован первый фестиваль Festa do Pemento de Padron - популярное гастрономическое мероприятие, которое проводится ежегодно.
Город Падрон подарил испанской и мировой литературе таких персонажей, как поэтесса и писательница Росалия де Кастро (1837-1885) и Нобелевский лауреат Камило Хосе Села (1916-2002).
С учетом изложенного коллегия полагает, что обозначение "Падрон", как название географического объекта, достаточно известно российскому потребителю, в связи с чем будет воспринимается потребителем в качестве указания на место производства товаров или место нахождения производителя.
Принимая во внимание, что местом нахождения заявителя является Московская обл., то регистрация товарного знака "ПАДРОН" на имя заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров и места нахождения их производителя, следовательно, заявленное обозначение не соответствует пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Что касается представленной заявителем аналитической записки "Восприятие респондентами обозначения "ПАДРОН", подготовленной АО ВЦИОМ, согласно которой для 61% опрошенных респондентов слово "ПАДРОН" ничего не означает, то коллегия отмечает следующее.
Согласно методологии данного исследования целевая группа включала совершеннолетних пользователей Интернета, проживающих в городах РФ с населением 100 тыс. и более.
География исследования включала следующие округа: Центральный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский Южный, Уральский, Дальневосточный, Северо-Кавказский.
Вместе с тем, методика данного исследования не содержит указания на наименование населенного пункта, в связи с чем не представляется возможным оценить в каких густонаселенных и малонаселенным объектах проводился опрос.
Кроме того, методика исследования также не содержит указания и на необходимый и достаточный объем выборки респондентов по отношению к густонаселенным и малонаселенным пунктам для признания результатов данного исследования объективными и обоснованными.
В этой связи у коллегии имеются основания полагать, что указанные выводы не отражают реальные обстоятельства и согласиться с доводом заявителя в данной части.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 31.05.2023, изменить решение Роспатента от 28.03.2023 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022711577 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 19 сентября 2023 г. по заявке N 2022711577/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru