Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2021789074/33
Заявка: |
2021789074/33 |
Название: |
OTZOVIK |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
03.07.2023 |
Дата коллегии: |
09.08.2023 |
Дата утверждения: |
26.09.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБСАЙТСОФТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 03.07.2023, поданное ООО "ВЕБСАЙТСОФТ", Саратовская обл., г. Энгельс (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021789074 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2021789074, поданной 30.12.2021, испрашивалось на имя компании "Отзовик Лимитед", Кипр в отношении товаров 09 и услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, указанных в перечне.
Согласно уведомлению от 12.01.2023 сведения о заявителе по результатам рассмотрения заявления, в связи с передачей права на регистрацию товарного знака, были изменены: ООО "ВЕБСАЙТСОФТ", Саратовская обл., г. Энгельс (как указывалось выше - заявитель).
Согласно материалам заявки заявлено словесное обозначение: "".
Роспатентом 28.02.2023 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021789074 в отношении части товаров 09 класса МКТУ в связи с его несоответствием требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено следующее:
- заявленное обозначение сходно до степени смешения со словесным товарным знаком "" по свидетельству N 829094, приоритет от 08.09.2020, правовая охрана которому предоставлена ранее на имя ООО "ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ДВИЖЕНИЕ", 119034, Москва, Померанцев пер., 10-12, помещение V, для услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 и услугам 35, 38, 41, 45 классов МКТУ (см. открытые реестры, http://www1.fips.ru/registers-web/);
- при определении однородности сравниваемых товаров и услуг экспертиза принимала такие обстоятельства, в частности, как род (вид) товаров и услуг, их потребительские свойства и функциональное назначение, взаимодополняемость, либо взаимозаменяемость товаров и услуг, условия их реализации, круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и услуг и другие признаки.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 03.07.2023 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 28.02.2023.
Доводы возражения, поступившего 03.07.2023, сводятся к следующему:
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, а также выдержки из пункта 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. Так, Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга. Разъяснения, изложенные в настоящем пункте, применяются, в том числе в отношении пункта 6 статьи 1483 Кодекса;
- заявитель осуществляет функции "Администратора сайта" https://otzovik.com. Сайт https://otzovik.com позиционируется как информационный ресурс, содержащий каталог отзывов. Сайт https://otzovik.com функционирует на территории Российской Федерации непрерывно с 30 марта 2010 г., что подтверждается общедоступными данными о регистрации домена otzovik.com: https://www.whois.com/whois/otzovik.com. Само название сайта "ОТЗОВИК" отражает суть деятельности сайта;
- указанный портал приобрел широкую известность на территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют сведения о портале, размещенные в сети Интернет (в возражении приведены ссылки на сайты сети Интернет);
- для доказывания, в том числе органам власти и судам, общеизвестности торговых марок и товарных обозначений, заявители в Российской Федерации почти всегда используют именно сайт заявителя в числе прочих доказательств. Указанное является следствием того, что сайт является самым популярным в российском сегменте сети Интернет среди сайтов отзывов на товары и услуги. Более 17% населения Российской Федерации ежемесячно пользуется данным сервисом, а общее ежемесячное количество уникальных посетителей сайта достигает 27 миллионов;
- социальная сеть отзывов "Отзовик" (otzovik.com) внесена в Перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" под пунктом 14 (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73755606/), тем самым признана социально значимой на территории Российской Федерации;
- основным видом деятельности заявителя является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (ОКВЭД 63.11.1);
- основной вид деятельности правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 - это деятельность в области права. Общество оказывает услуги по консультированию в различных областях права, данная информация содержится на сайте https://pcdvizhenie.ru/. При вынесении решения Роспатентом не дана оценка степени однородности товаров и услуг заявителя и правообладателя товарного знака "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" по свидетельству N 829094;
- присвоение номера класса МКТУ является формальным, в связи с чем, необходим анализ каждого товара и услуги вне зависимости от его класса на предмет однородности. Сравниваемые услуги 35, 38, 41, 45 классов МКТУ не однородны;
- заявитель ставит под сомнение фактическое использование противопоставленного товарного знака "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" по свидетельству N 829094 его правообладателем ООО "ПЦ" Движение" в отношении каждого товара, для которого зарегистрирован товарный знак. Информация о деятельности ООО "ПЦ" Движение" размещена на сайте https://pcdvizhenie.ru/. Согласно информации с сайта ООО "ПЦ" Движение" оказывает услуги по консультированию в различных областях права, упоминание товарного знака "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" отсутствует;
- сравниваемые обозначения различаются по фонетическому критерию, поскольку имеют разное количество слогов букв и звуков. "OTZOVIS" является более длинным словом и звучание с "OTZOVIK", несмотря на сходные части слова, разное. Слово "ОТЗОВИСЬ" является глаголом и означает действие, в то время как "OTZOVIK" не является словом, относящимся к русской речи, но воспринимающееся потребителем как существительное, поскольку ассоциируется с сайтом, где пользователи размещают отзывы о товарах, услугах и продуктах;
- сайт https://otzovik.com/ является общеизвестным сайтом;
- представленные в возражении доводы свидетельствуют об исключительном праве заявителя на коммерческое обозначение "OTZOVIK";
- заявитель использует коммерческое обозначение "OTZOVIK" на территории Российской Федерации непрерывно с 30 марта 2010 г., что подтверждается общедоступными данными о регистрации домена otzovik.com: https://www.whois.com/whois/otzovik.com. Как следует из содержания сайта otzovik.com, первый отзыв на сайте размещен 22.04.2010 г. (https://otzovik.com/review_3.html);
- коммерческое обозначение "OTZOVIK" на территории Российской Федерации используется заявителем непрерывно с 30.03.2010 г., в то время как противопоставленный товарный знак "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" по свидетельству N 829094 был зарегистрирован лишь 16.09.2021 г. (дата подачи заявки: 08.09.2020 г.). Таким образом, заявитель имеет очевидное преимущество по заявке N 2021789074, поскольку имеет более ранний приоритет на средство индивидуализации (пункт 6 статьи 1252 Кодекса).
На основании изложенного в возражении, поступившем 03.07.2023, содержится просьба об изменении решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг, указанных в перечне.
В подтверждение своих доводов заявителем с возражением представлены следующие материалы:
- выписка из ЕГРЮЛ на заявителя - [1];
- информация по заявке N 2021760118 - [2];
- информация по свидетельству N 829094 - [3];
- выписка из ЕГРЮЛ на ООО "ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ДВИЖЕНИЕ" - [4].
Изучив материалы дела, и заслушав присутствующих участников рассмотрения возражения, поступившего 03.07.2023, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (30.12.2021) заявки N 2021789074 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость, либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита.
Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 09 и услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, указанных в перечне.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 829094, приоритет от 08.09.2020 является словесным. Правообладатель: ООО "ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ДВИЖЕНИЕ", Москва. Правовая охрана товарного знака по свидетельству N 829094 действует на территории Российской Федерации в отношении услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, указанных в свидетельстве.
Сравниваемые словесные элементы "OTZOVIK" и "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" содержат фонетически тождественные слоги "OT-ZO-VI-", расположенные в одинаковом порядке и с которых начинается воспроизведение сравниваемых слов. Разница в произношении окончаний не приводит к отсутствию фонетического сходства ввиду доминирования частей "OT-ZO-VI-". В общедоступных словарях и справочниках не выявлено лексическое значение заявленного обозначения "OTZOVIK" и элемента "OTZOVIS". Вместе с тем, словесный элемент "ОТЗОВИСЬ" представляет собой глагол со значением "то же, что откликнуться; высказать свое мнение, оценку" (см. электронный словарь "Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/146018). В силу чего, семантический критерий сходства не может быть положен в основу выводов о сходстве/несходстве сравниваемых обозначений. Визуально сравниваемые обозначения близки ввиду использования при их написании букв латинского алфавита. Кроме того, признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N 829094 ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Следует отметить, что вероятность смешения сравниваемых обозначений определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) обозначений. См. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как было установлено выше, сравниваемые словесные обозначения обладают высокой степенью фонетического сходства, а также визуальным сходством, что определяет вероятность их смешения. С учетом высокой степени сходства сравниваемых обозначений риск их смешения в гражданском обороте увеличивается, и однородность анализируемых товаров и услуг должна оцениваться широко.
Анализ однородности сравниваемых товаров 09 и услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ показал следующее.
Заявленные товары 09 класса МКТУ "доски объявлений электронные; платформы программные компьютерные для социальных сетей; обеспечение программное прикладное для социальных сетей через Интернет" являются однородными по отношению к услугам 38 класса МКТУ "доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]", 45 класса МКТУ "услуги социальных сетей онлайн" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094. Указанные товары 09 класса МКТУ и услуги 38, 45 классов МКТУ являются сопутствующими в гражданском обороте, имеют общее назначение (предназначены для социальных сетей и их функционирования, а также для размещения информации и объявлений на сайтах сети Интернет), то есть предназначены для достижения одних и тех же целей, что обуславливает совместную встречаемость в гражданском обороте.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; агентства по коммерческой информации; обновление и поддержание информации в регистрах; предоставление деловой информации; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; обновление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; продвижение продаж для третьих лиц; публикация рекламных текстов; распространение рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; сбор и предоставление статистических данных; управление потребительской лояльностью; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования" идентичны соответствующим услугам 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "подготовка рекламных объявлений для третьих лиц; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; аренда рекламных площадей на веб-сайтах; предоставление пространства на веб-сайтах для рекламы товаров и услуг" и услуги 35 класса МКТУ "агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; макетирование рекламы; обновление рекламных материалов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; услуги рекламные "оплата за клик"" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги в области рекламы", имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "информация о продажах товаров; информация о рейтинге продаж продукта; предоставление информации о потребительских товарах; предоставление потребителям информации о товарах; сбор деловой информации; сбор информации для изучения рынка; предоставление информации, относящейся к исследованиям рынка; предоставление потребителям информации о товарах или услугах; предоставление потребителям информации и консультаций относительно выбора продуктов и объектов покупки; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; информация коммерческая и советы для потребителей" и услуги 35 класса МКТУ "обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги информационно-справочные", имеют общее назначение (с целью информирования), круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен" и услуги 35 класса МКТУ "изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; менеджмент в области творческого бизнеса; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги коммерческого лоббирования; экспертиза деловая" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги в сфере бизнеса", имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "управление деятельностью внештатных сотрудников" и услуги 35 класса МКТУ "бюро по найму" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги кадровые", имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 38 класса МКТУ "доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; предоставление информации в области телекоммуникаций; агентства печати новостей; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в интернете; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; предоставление онлайн форумов; услуги по передаче потока данных" идентичны соответствующим услугам 38 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 38 класса МКТУ "обеспечение доступа к онлайн чатам и электронным доскам объявлений для передачи сообщений между пользователями; предоставление доступа к доскам объявлений; предоставление доступа к блогу, чату, доске объявлений или сервису для дискуссий; предоставление в реальном времени электронных досок объявлений для передачи сообщений между пользователями компьютеров; предоставление чатов для социальных сетей; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в социальных сетях; обеспечение доступа к платформам в сети интернет; отправка сообщений через веб-сайт; обеспечение доступа к дискуссионным веб-сайтам в интернете; отправка электронных сообщений через веб-сайты; предоставление доступа к контенту, веб-сайтам и интернет-порталам; предоставление доступа к веб-сайтам через интернет или любым другим коммуникационным сетям" и услуги 38 класса МКТУ "вещание беспроводное; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат времени доступа к Интернету; рассылка электронных писем; связь с использованием компьютерных терминалов; телеконференции; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по передаче потока данных; услуги по предоставлению телеграфной связи; услуги по предоставлению телефонной связи" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 относятся к услугам служб связи, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение (передача данных, для связи), общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; служба новостей" идентичны соответствующим услугам 41 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "предоставление информации, объявлений и новостей о телевизионных программах и развлечениях через веб-сайты; публикация отзывов, предоставляемые онлайн в сфере развлечений; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление информации по вопросам развлечения через веб-сайт" и услуги 41 класса МКТУ "организация конкурсов [учебных или развлекательных]; передачи развлекательные телевизионные; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; радиопередачи развлекательные; создание фильмов, за исключением рекламных; составление программ встреч [развлечение]" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 относятся к услугам развлечений и отдыха, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение (для отдыха, развлечений), общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "предоставление информации по вопросам воспитания и образования" и услуги 41 класса МКТУ "организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 относятся к воспитательно-образовательным услугам, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение (с целью обучения, образования), общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; редактирование текстов" и услуги 41 класса МКТУ "макетирование публикаций, за исключением рекламных; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги редакционно-издательские [за исключением рекламных]", имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 45 класса МКТУ "услуги социальных сетей онлайн" идентичны соответствующим услугам 45 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 45 класса МКТУ "интернет-услуги социальных сетей, вступления в сообщества и знакомств; онлайн-сервисы социальных сетей, доступные с помощью загружаемых мобильных приложений" и услуги 45 класса МКТУ "аренда доменных имен в сети Интернет; услуги социальных сетей онлайн" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 представляют собой персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей физических лиц с использованием сети Интернет, в связи с чем, они имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 45 класса МКТУ "сбор информации о физических лицах" и услуги 45 класса МКТУ "агентства детективные; услуги юридического наблюдения" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 соотносятся как род (вид) "услуги по расследованию", имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, относятся к одному сегменту рынка и обладают совместной встречаемостью в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N 829094 являются сходными до степени смешения в отношении однородных товаров 09 и услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ.
Следовательно, вывод, сделанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения в отношении части товаров 09 и всех услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Доводы о фактической деятельности заявителя и широкой известности его портала "ОТЗОВИК", а также сведения о деятельности правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094 [1,4] не опровергают вывод коллегии о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. При оценке соответствия/несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса анализу подлежат те товары и услуги, которые приведены в сравниваемых перечнях заявленного обозначения и имеющегося противопоставления, которые, как было установлено выше, являются однородными.
Вопрос неиспользования противопоставленного товарного знака "ОТЗОВИСЬ OTZOVIS" его правообладателем в отношении части товаров/услуг к компетенции Роспатента не относится. Согласно Государственному реестру товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации правовая охрана указанного товарного знака по свидетельству N 829094 является действующей.
Доводы о наличии у заявителя исключительного права на коммерческое обозначение не подтверждены документально. Оснований для применения к заявленному обозначению требований пункта 6 статьи 1252 Кодекса о преимуществе средства индивидуализации у коллегии не имеется.
В материалах дела также имеется обращение от правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 829094, который усматривает риск смешения сравниваемых обозначений по настоящей заявке. Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 1499 Кодекса "Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака" в случае поступления обращения в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1493 настоящего Кодекса содержащиеся в обращении доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 03.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 28.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2021789074/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru