Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2022724435
Заявка: |
2022724435 |
Название: |
НА НОЧЬ ЖРАТЬ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
21.07.2023 |
Дата коллегии: |
04.09.2023 |
Дата утверждения: |
26.09.2023 |
Заявитель: |
Ерофеев Дмитрий Олегович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 21.07.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Ерофеевым Д.О., Московская обл., г. Химки (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022724435, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022724435 с приоритетом от 15.04.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 43 класса МКТУ.
Роспатентом 29.05.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022724435 в отношении всех заявленных услуг.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что в состав заявленного обозначения включен словесный элемент "ЖРАТЬ", имеющий вульгарно-просторечный характер, и означает "ЕСТЬ" в значении принимать пищу с жадностью, неаккуратно, поглощая ее в больших количествах (см., например, Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003., https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1258/жрать), в силу своего семантического значения оно квалифицировано экспертизой как противоречащее общественным интересам, принципам морали, в связи с чем не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявленных услуг 43 класса МКТУ на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В возражении заявителем было указано следующее:
- слово "ЖРАТЬ" не является обсценной лексикой, а является простонародным выражением (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/57214, толковый словарь Ожегова);
- слово "ЖРАТЬ" не направлено на конкретную категорию людей, способное оскорбить чьи либо чувства, не порочит честь и достоинство ни государства, ни кого-то либо еще;
- слово "ЖРАТЬ" означает "ЕСТЬ" и воспринимается в значении принимать пищу с жадностью, неаккуратно, поглощая ее в больших количествах;
- эксперт разделил словосочетание и не принял во внимание позицию Суда по интеллектуальным правам, согласно которой оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса производится в отношении конкретного обозначения в том виде, в котором это обозначение заявлено на государственную регистрацию;
- если оценивать заявляемое обозначение в целом, а не разделять на отдельные элементы, то оно воспринимается в шуточной форме (объедаться на ночь);
- более того, данное выражение широко используется в Библии, что само по себе исключает противоречие принципам гуманности и морали;
- все эти доводы усугубляются уже зарегистрированными товарными знаками, которые имеют гораздо более вульгарный окрас, например: "ЖИРОБАСЫ И ДРЫЩИ" св-во N 666613, "ХАЛЯВА" св-во N 337819, "ЗАМАНУХА" св-во N 884545, которые также могут противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг.
Изучив материалы дела, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты (15.04.2022) поступления заявки N 2022724435 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, в частности, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение "", содержащее квадрат оранжевого цвета, на фоне которого расположен круг, внутри которого на двух строках расположены словесные элементы "На ночь жрать". В слове "ночь" вместо буквы "о" стилизовано изображена свисающая на проводе лампочка. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 43 классов МКТУ.
Анализ заявленного комбинированного обозначения показал, что в его состав входят словесные элементы "На ночь жрать", на которые в силу своего пространственного положения в первую очередь обращает внимание потребитель. Следует отметить, что словесный элемент "Жрать" выделен в заявленном обозначении за счет его выполнения более жирным шрифтом и крупными буквами. Кроме того, именно данный элемент "Жрать" в обозначении несет в себе основную смысловую нагрузку, направленную на призыв есть на ночь.
Так, согласно общедоступным словарно-справочным источникам информации (https://kartaslov.ru/значение-слова/жрать) словесный элемент "Жрать" означает "1. разг. есть с жадностью (о животных), Ах, ma chere, я должна тебе сказать, что я вовсе не вижу удовольствия в больших обглоданных костях, которые жрёт на кухне наш Полкан. Н.В. Гоголь, "Записки сумасшедшего", 1835 г., Маленький, как бы гневаясь, рыча, ухватил конину под себя и стал жрать. Бунин, "Освобождение Толстого", 1937 г. (цитата из НКРЯ); 2. разг. - сниж. есть; поедать (реже пить), в т.ч. много, неопрятно и с жадностью (о человеке), Завтра греки нас турнут с квартиры, жрать абсолютно нечего, всё продано. Булгаков, "Бег", 1937 г. (цитата из НКРЯ), Потом Ванька стал жрать - жадно, много, безобразно... Василий Шукшин, "Танцующий Шива", 1969-1972 г. (цитата из НКРЯ), Его, как и его шефа, по всему миру ищут, а он с идиотом Пальто ситро жрёт на Арбате! Владимир Черкасов, "Чёрный ящик", 2000 г. (цитата из НКРЯ)".
Вышеприведенные примеры применения словесного элемента "Жрать" позволяют коллегии прийти к выводу о том, что оно интерпретируется в отношении человека или животного, которые неопрятно, безобразно, с жадностью, очень много способны употребить что-то в пищу.
На основании изложенной информации, коллегия указывает, что заявленное обозначение "На ночь жрать" не воспринимается в шуточной форме, о чем указывает заявитель в возражении, а в глазах потребителей может вызывать отрицательные, неприятные ассоциации, связанные с неуважительным потреблением пищи.
С учетом изложенного, коллегия полагает, что заявленное обозначение обладает признаками, противоречащими общественным интересам, принципам морали, в связи с чем регистрация его в качестве товарного знака будет противоречить требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Оценка охраноспобосности иных товарных знаков, приведенных в возражении, не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 21.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 29.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2022724435
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru