Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2021788578
Заявка: |
2021788578 |
Название: |
LOVE ME BEAUTY SPACE ESTD 2022 |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
03.07.2023 |
Дата коллегии: |
17.08.2023 |
Дата утверждения: |
26.09.2023 |
Заявитель: |
Бахтина Мария Николаевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 03.07.2023 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Бахтиной М.Н., Омская область, г. Омск (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021788578, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021788578 с приоритетом от 29.12.2021 подано на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 41, 44 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
В дальнейшем в материалы заявки были внесены изменения от 15.02.2023, после чего к регистрации испрашивалось следующее обозначение "".
Роспатентом 30.03.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021788578 в отношении всех заявленных услуг. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с:
- комбинированным товарным знаком, включающим словесный элемент "BEAUTYSPACE", зарегистрированным под N 870891 с приоритетом от 25.12.2020 на имя Слуяновой Л.З., 624300, Свердловская область, г. Кушва, ул. Луначарского, 14, в отношении однородных услуг 35, 41 классов МКТУ;
- товарным знаком, включающим словесный элемент "BEAUTY SPACE", зарегистрированным под N 728322 с приоритетом от 11.09.2018, на имя Есиповой П.С., 600020, Владимирская область, г. Владимир, ул. Луначарского, 35, кв. 7, в отношении однородных услуг 44 класса МКТУ.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель выражает просьбу об исключении из правовой охраны словосочетания "BEAUTY SPACE";
- словосочетание "BEAUTY SPACE" переводится с английского языка на русский язык как "пространство красоты" и по семантическому значению его можно считать синонимом к словосочетанию "салон красоты";
- в таком семантическом понимании словосочетание "BEAUTY SPACE" становится обозначением, характеризующим услуги заявителя - услуги парикмахерских на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- признание словесного элемента "BEAUTY SPACE" неохраняемым элементом в заявленном обозначении снимает выводы экспертизы относительно сходства до степени смешения с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 870891, 728322, поскольку права правообладателей этих знаков не будут нарушены;
- экспертизой не были проанализированы элементы, играющие существенное значение для его общего восприятия потребителями, а именно изобразительный элемент в виде стилизованного изображения воздушного шара и словесного элемента "LOVE ME";
- словосочетание "LOVE ME" выполнено более крупным шрифтом, является основным, значимым элементом обозначения, при этом изобразительный элемент обозначения играет определенную роль при общем восприятии всей композиции;
- сравниваемые обозначения, противопоставленные между собой, не ассоциируются друг с другом, поскольку непроанализированные экспертизой отличия в их звуковом и визуальном восприятии играют решающую роль для оценки их сходства в целом, следовательно, отсутствуют абсолютные основания для отказа в регистрации с точки зрения действующего законодательства.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2021788578 в отношении заявленных услуг 35, 41, 44 классов МКТУ с исключением из правовой охраны словесного элемента "BEAUTY SPACE".
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты приоритета (29.12.2021) заявки N 2021788578 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Исходя из положений пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение. Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание. Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Испрашиваемая регистрация комбинированного обозначения "" по заявке N 2021788578 включает в свой состав изобразительный элемент в виде стилизованного изображения воздушного шара, сверху и снизу от которого расположены словесные элементы "LOVE ME", "BEAUTY SPACE", выполненные заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. При этом словесный элемент "LOVE ME" выполнен более жирным шрифтом по сравнению с остальными словесными элементами обозначения.
Анализ заявленного комбинированного обозначения показал, что в его состав входят словесные элементы "BEAUTY SPACE", которые в переводе с английского языка на русский язык означают "пространство красоты" (https://translate.yandex.ru/).
Изложенное семантическое значение может быть связано в сознании потребителем с неким промежутком времени, связанным с красотой, то есть с абстрактным понятием красоты. Таким образом, довод заявителя о том, что словесные элементы "BEAUTY SPACE" будут восприниматься в глазах потребителей в значении "салон красоты", в связи с чем будут являться неохраняемыми элементами обозначения, является неубедительным. Следовательно, мнение заявителя о том, что словесные элементы "BEAUTY SPACE" не соответствуют пункту 1 статьи 1483 Кодекса, поэтому не будут нарушать права третьих лиц, не подлежит удовлетворению.
С учетом вышеуказанного охраноспособный элемент "BEAUTY SPACE" оценивается с точки зрения соответствия его требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Так, при проведении экспертизы заявленного обозначения были выявлены сходные до степени смешения следующие товарные знаки.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 870891 представляет собой комбинированное обозначение "", содержащее словесные элементы "beautyspace", выполненные строчными буквами латинского алфавита. Над словесным элементом "space" расположен изобразительный элемент в виде нескольких дуг. Под словесными элементами "beautyspace" размещены словесные элементы "центр профессиональной косметики", выполненные мелким шрифтом буквами русского алфавита и являющиеся неохраноспособными элементами обозначения. Правовая охрана товарному знаку предоставлена, в том числе в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 728322 представляет собой обозначение "", в состав одно под другим расположены словесные элементы "POLLI CLUB", "BEAUTY SPACE", выполненные заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Словесные элементы "POLLI CLUB" выполнены более жирным шрифтом и между ними расположен символ "нижнее подчеркивание". Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN870891, 728322 показал, что они являются сходными за счет фонетического и семантического тождества словесных элементов "BEAUTY SPACE", входящих в состав сравниваемых обозначений. Несмотря на то, что в сравниваемых обозначениях находятся иные элементы, их наличие не приводит к отсутствию сходства, поскольку словесные элементы "BEAUTY SPACE", имеющие семантическое и фонетическое тождество, занимают существенную площадь в сравниваемых обозначениях и в значительной степени обращают на себя внимание потребителей.
С точки зрения графического признака сходства сопоставляемые словесные элементы следует признать сходными, так как они выполнены буквами одного алфавита (латинского).
Резюмируя вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о сходстве сопоставляемых знаков и ассоциировании их друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров и услуг (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Сравнительный анализ однородности заявленных услуг 35, 41, 44 классов МКТУ и услуг 35, 41, 44 классов МКТУ, в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 870891, 728322 показал следующее.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "розничная продажа, включая онлайн продажа косметики; продвижение, презентация услуг парикмахерской/салона красоты; управление парикмахерской/салоном красоты" являются однородными услугам 35 класса МКТУ "агентства по импорту-эксперту, демонстрация товаров, маркетинг, маркетинг в части публикаций программного обеспечения, маркетинг целевой, предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг, презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи, продажа аукционная, продвижение продаж для третьих лиц, продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий, услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж, управление внешнее административное для компаний" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 870891, поскольку они относятся к услугам, связанным с продвижением товаров и услуг, административной деятельностью организации, следовательно, соотносятся друг с другом как род-вид, имеют одно назначение, круг потребителей.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "организация и проведение мастер классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных и развлекательных]; развлечение гостей; фотографирование; шоу-программы. Все услуги 41 класса заявляются в сфере оказания парикмахерских услуг, услуг салонов красоты" относятся к услугам в области обучения и развлечений, к услугам в области организации учебных мероприятий. В этой связи их следует признать однородными услугам 41 класса МКТУ "обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация досуга; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений; проведение экзаменов; развлечение гостей; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги по раскрашиванию лица" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 870891, поскольку они соотносятся друг с другом как род-вид, имеют одно назначение, оказываются одними и теми же организациями и предприятиями, имеют один круг потребителей.
Заявленные услуги 44 класса МКТУ "ваксинг/восковая депиляция; маникюр; массаж; парикмахерские; педикюр; пирсинг; салоны красоты; татуирование; услуги визажистов; услуги соляриев" являются однородными услугам 44 класса МКТУ "ваксинг; восковая депиляция; имплантация волос; маникюр; массаж; парикмахерские; салоны красоты; услуги визажистов; услуги соляриев" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 728322, поскольку они соотносятся друг с другом как род-вид, имеют одно назначение (предназначены для красоты и ухода за собой), оказываются одними и теми же организациями и предприятиями, имеют один круг потребителей.
Однородность сопоставляемых услуг заявителем в возражении не оспаривается.
С учетом вышеизложенного, коллегия пришла к выводу о сходстве сравниваемых обозначений, которые могут быть перепутаны на российском рынке среди их потребителей, следовательно, при восприятии сопоставляемых обозначений у потребителя могут возникнуть ассоциации об их принадлежности одному и тому же производителю, что приведет к дезориентации потребителей на рынке товаров.
Таким образом, ввиду сходства сопоставляемых обозначений до степени смешения в отношении однородных услуг 35, 41, 44 классов МКТУ, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 03.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 30.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 сентября 2023 г. по заявке N 2021788578
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 20 марта 2024 г. по делу N СИП-1375/2023 настоящее решение отменено