Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 октября 2023 г. по заявке N 2021750722/33
Заявка: |
2021750722/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
24.05.2023 |
Дата коллегии: |
25.08.2023 |
Дата утверждения: |
17.10.2023 |
Заявитель: |
Акционерное общество Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 24.05.2023, поданное Акционерным обществом Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы", Оренбургская область, город Ясный (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021750722, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021750722 подано 12.08.2021 на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 25.01.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ (далее - решение Роспатента), основанное на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1, 3 (1) и 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается тем, что включенный в его состав словесный элемент "StartUp": (англ.) - недавно созданная компания; молодая быстроразвивающаяся компания./см. https://www.multitran.com/m.exe?l1=1&l2=2&s=startup&langlist=2, Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20355), не обладает различительной способностью и является неохраняемым на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, "Startup.Степь" - это первый в Оренбурге стартап-акселератор IT-проектов, организатором которого является Олег Вальтер - ИТ-предприниматель, основатель нескольких ИТ-компаний, при поддержке Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области (см. информацию в сети Интернет, например, https://investinorenburg.ru/news/master-klass-po-provedeniyu-vystuplenij-proektov-v-ramkah-orenburgskogo-startap-akseleratora-startup-step/). Поскольку заявителем является АО Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" (Оренбургская область, г. Ясный), то заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, то есть не соответствует требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Также, заявленное обозначение, включающее словесный элемент "СТЕПЬ", сходно до степени смешения:
[1-3] - с комбинированными товарными знаками "", "
", "
" зарегистрированными на имя Акционерного общества Агрохолдинг "СТЕПЬ", 344002, Ростовская обл. г. Ростов-на-Дону, Соборный пер., д. 19, оф. 201-212 (св-ва N 741680, 740133, приоритет 04.06.2019, N 653466, приоритет 11.07.2017) для однородных услуг 35, 37 классов и однородных им заявленных услуг 42 класса ("разработка планов в области строительства");
[4-5] - с товарными знаками "" и "
", зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Север", 461040, Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Комсомольская, зд. N 81 (в связи с отчуждением исключительного права на товарный знак) (св-ва N 181679, приоритет 25.06.1999, срок действия регистрации продлен до 25.06.2029, N 178557, приоритет 02.04.1999, срок действия регистрации продлен до 02.04.2029) для услуг 42 класса "реализация товаров, водки" (7-ая редакция МКТУ), однородных заявленным услугам 35 класса.
В связи с изложенным, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявленных услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ на основании положений, предусмотренных пунктами 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 24.05.2023 поступило возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 25.01.2023, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель согласен с указанием словесного элемента "StartUp" неохраняемым элементом товарного знака;
- заявитель просит исключить из перечня испрашиваемых услуг все услуги 35 класса МКТУ, однородные услугам 42 класса МКТУ "реализация товаров, водки" в целях снятия противопоставлений по свидетельствам NN 181679, 178557;
- заявитель не согласен со сходством до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных знаков по свидетельствам NN 741680, 740133, 653466, так как сопоставляемые обозначения производят разное общее зрительное впечатление;
- сообщается о получении письменного согласия от лица, с именем которого связано использование словесных элементов "SC STARTUP СТЕПЬ", - Индивидуального предпринимателя Вальтера О.А.;
На основании изложенного в возражении содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации обозначения по заявке N 2021750722 в качестве товарного знака в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты (12.08.2021) поступления заявки N 2021750722 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" является комбинированным, состоит из букв "SC", выполненных в оригинальной графической манере, а также слов "STARTUP" и "СТЕПЬ", выполненных стандартным шрифтом буквами латинского и русского алфавитов. Правовая охрана испрашивается в отношении услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки [1, 2, 3] "", "
", "
" по свидетельствам NN 741680, 740133 с приоритетом 04.06.2019, N 653466 с приоритетом 11.07.2017 включают в себя словесные элементы "СТЕПЬ", "АГРОХОЛДИНГ", выполненные буквами русского алфавита, а также из изобразительных элементов в виде окружности и буквы "С" внутри нее. Правовая охрана товарным знакам предоставлена в отношении услуг 35, 37 классов МКТУ, которым однородны заявленные услуги 42 класса МКТУ ("разработка планов в области строительства").
Противопоставленный комбинированный товарный знак [4] "" по свидетельству N 181679 с приоритетом 25.06.1999, срок действия регистрации продлен до 25.06.2029, состоит из словесного элемента "СТЕПЬ", выполненного буквами русского алфавита, "водка", указанного в качестве неохраняемого элемента товарного знака, а также из изображения колосьев пшеницы на фоне окружности и силуэта орла. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 33, 43 классов МКТУ.
Противопоставленный словесный товарный знак [5] "" по свидетельству N 178557 с приоритетом 02.04.1999, срок действия регистрации продлен до 02.04.2029 выполнен стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана товарного знака действует для товаров и услуг 01, 32, 33, 42 классов МКТУ.
Ввиду согласия заявителя с указанием словесного элемента "STARTUP" в качестве неохраняемого, как не соответствующего требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, коллегия повторно не устанавливает правомерность применения данной нормы права.
Анализ обозначения по заявке N 2021750722 на соответствие требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В отношении словесного обозначения "Startup.Степь" установлено, что это первый в Оренбурге стартап-акселератор IT-проектов, организатором которого является Олег Вальтер - ИТ-предприниматель, основатель нескольких ИТ-компаний, при поддержке Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области (см. информацию в сети Интернет, например, https://investinorenburg.ru/news/master-klass-po-provedeniyu-vystuplenij-proektov-v-ramkah-orenburgskogo-startap-akseleratora-startup-step/). В этой связи регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров и оказываемых услуг на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Согласно приведенной в оспариваемом решений интернет-ссылке в тексте сообщения указаны сразу несколько лиц, связанных с использованием словесных элементов "Startup.Степь", как ИП Вальтер О., Агентство инвестиционного развития Оренбургской области, Центр предпринимательства Оренбургской области.
Индивидуальный предприниматель Вальтер Олег Александрович одновременно является руководителем Оренбургского СТАРТАП-АКСЕЛЕРАТОРА "Startup.Степь", при этом он предоставил свое согласие на регистрацию обозначения по заявке N 2021750722 в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ, присутствующих в перечне заявки.
При рассмотрении возражения на заседании у коллегии возник вопрос относительно роли каждого из участников при организации проекта, а также отношении иных участников программы в регистрации товарного знака на имя заявителя.
Заявитель в корреспонденции от 24.07.2023 пояснил, что АО "Оренбургские минералы" является организатором, спонсором и грантодателем Инженерно-технологического интенсива "Startup.Степь". Дополнительно заявитель сообщил, что Акселератор ИТ-Проектов (организатор ИП Вальтер О.А.) и проведенное в г. Ясном мероприятие не связаны между собой организационно. Использование АО "Оренбургские минералы" сходного наименования было согласовано с Вальтером О.А.
Анализ иных представленных с дополнительными пояснениями документов показал следующее.
Представленный экземпляр газеты "ГОРНЫЙ ЛЕН" за 13.08.2021 N 33 (950) содержит статью "В Ясном стартует интенсив для изобретателей "Startup.Степь", а под заголовком присутствует изображение заявленного комбинированного обозначения. В тексте статьи упоминается организатор интенсива - АО "Оренбургские минералы".
Выпуск газеты "Горный лен" N 34 за 20.08.2021 содержит статью "Инженерно-технологический интенсив "Startup.Степь" собрал стартапы", а также рубрику "Спикеры - о прошедшем интенсиве", "Кратко о представленных проектах", где также присутствует упоминание о заявителе как об организаторе проекта.
Представленные договоры между АО "Оренбургские минералы" и ИП Рудаковой А.А.; от 30.07.2021 с ИП Савенковым Александром Юрьевичем; от 29.07.2021 с ИП Худолеевой О.Н.; от 30.07.2021 с ООО "ИТ-Контакт"; от 30.07.2021 с ООО "Центр трансфера технологий" свидетельствуют о привлечении заявителем специалистов для прочтения лекций во время интенсива, проведения образовательных программ.
Информация о программе проведения интенсива была также опубликована на сайте https://orennti.ru/, saratov.bezformata.com, bizgaz.ru, rg.ru, hronika.org, то есть множество информационных ресурсов содержали сведения о проведении заявителем интенсива "Startup.Степь".
Кроме того, заявителем представлены соглашения о предоставлении гранта победителям по различным номинациям, согласно которым грант предоставляется АО "Оренбургские минералы" в рамках реализации Национальной технологической инициативы в Оренбургской области.
Также заявителем представлено письмо от заместителя министра Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области (далее - Министерство) от 27.07.2023 за N 11/1368 о том, что Министерство не возражает по вопросу регистрации товарного знака по заявке N 2021750722 на имя заявителя АО "Оренбургские минералы". Также в указанном документе отмечено, что в августе 2021 года на территории муниципального образования Ясненский городской округ (ТОСЭР г. Ясный) проводился конкурс научно-технологических проектов и стартапов "Техновызов" по кейсу "Хризотиловая долина" в рамках организованного Акционерным обществом Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" инженерно-технологического интенсива "Startup Степь" при активном участии Министерства. АО "Оренбургские минералы" выступило организатором, грантодателем, спонсором мероприятия "Startup Степь".
Оценив все представленные материалы в совокупности, насыщенность информационного поля об использовании заявленного обозначения непосредственно заявителем, а также представленные согласия, коллегия рассматривает их в качестве убедительных доказательств для снятия основания для отказа по пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Анализ обозначения по заявке N 2021750722 требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Сходство заявленного обозначения "" и противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3] "
", "
", "
", [4] "
" , [5] "
" основывается на совпадении во всех обозначения семантически, фонетически и графически тождественных словесных элементов "СТЕПЬ".
Дополнительные словесные элементы в виде слова "STARTUP" заявленного обозначения, "Агрохолдинг" знаков [1-3] и "водка" - знака [4] не образуют со словом "СТЕПЬ" словосочетания, поэтому качественно не изменяют смысловое восприятие данного словесного элемента.
Несмотря на то, что в сопоставляемых комбинированных обозначениях действительно присутствуют отличающиеся композиционные и цветовые решения, присутствуют разные изобразительные элементы, следует отметить, что основная индивидуализирующая функция лежит на словесном элементе, который совпадает в сопоставляемых знаках.
Данный факт обуславливает вывод о высокой степени сходства заявленного обозначения и противопоставленного словесного товарного знака [5], а также вывод о сходстве с товарными знаками [1, 2, 3, 4].
Анализ однородности испрашиваемых услуг 35, 36, 37, 41, 42 классов МКТУ услугам противопоставленных товарных знаков [1-5] показал следующее.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; прокат фотокопировального оборудования; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; продвижение продаж для третьих лиц; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; реклама телевизионная; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; экспертиза деловая" являются тождественными услугам противопоставленных товарных знаков [1-3].
Остальные испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; разработка рекламных концепций; редактирование рекламных текстов; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по исследованию рынка; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров" однородны услугам "маркетинг; реклама; продажа розничная или оптовая лекарственных средств, ветеринарных и гигиенических препаратов и материалов медицинского назначения" противопоставленных товарных знаков [1-3], а также услугам 42 класса МКТУ "реализация товаров, относящихся к вышеперечисленным классам/реализация водки" знаков [4-5], испрашиваемые услуги "пресс-службы; услуги в области общественных отношений; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой;" однородны услугам "консультации по связям с общественностью в рамках коммуникационной стратегии; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса;" противопоставленных товарных знаков [1-3], так как одновременно представляют собой услуги консультационные, а также услуги по связям с общественностью.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "помощь административная в вопросах тендера; услуги административные по переезду предприятий; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по планированию встреч [офисные функции]; аренда офисного оборудования в коворкинге; услуги по составлению перечня подарков; услуги по подаче налоговых деклараций; аудит финансовый;" однородны услугам "услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по программированию встреч (офисные функции); ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; прокат офисного оборудования и аппаратов;" противопоставленных товарных знаков [1-3].
Все сопоставляемые услуги являются в высокой степени однородными друг другу, так как соотносятся по виду (офисные функции/бухгалтерские услуги/консультативные/услуги реализации и продажи товаров), кругу потребителей и способам оказания.
Испрашиваемые услуги 37 класса МКТУ "асфальтирование; бурение глубоких нефтяных и газовых скважин; бурение скважин; восстановление двигателей полностью или частично изношенных; восстановление машин полностью или частично изношенных; восстановление одежды; восстановление протектора на шинах; вулканизация покрышек [ремонт]; герметизация сооружений [строительство]; глажение белья; дезинфекция; добыча горнорудных полезных ископаемых; заряд аккумуляторов транспортных средств; кладка кирпича; клепка; консультации по вопросам строительства; лакирование; лужение повторное; монтаж инженерных коммуникаций на строительных площадках; монтаж строительных лесов; мощение дорог; мытье окон; мытье транспортных средств; надзор [контрольно-управляющий] за строительными работами; настройка музыкальных инструментов; обивка мебели; обновление одежды; обработка антикоррозионная; обработка антикоррозионная транспортных средств; обработка наждачной бумагой; обработка пемзой или песком; обслуживание техническое и ремонт комнат-сейфов; обслуживание техническое транспортных средств; оклеивание обоями; окраска и обновление вывесок; очистка зданий [наружной поверхности]; полирование транспортных средств; помощь при поломке, повреждении транспортных средств; прокат бульдозеров; прокат дренажных насосов; прокат машин для сушки посуды; прокат машин для уборки улиц; прокат машин для чистки; прокат подъемных кранов [строительное оборудование]; прокат посудомоечных машин; прокат стиральных машин; прокат строительной техники; прокат экскаваторов; прокладка кабеля; работы газослесарно-технические и водопроводные; работы каменно-строительные; работы кровельные; работы плотницкие; работы подводные ремонтные; работы штукатурные; разработка карьеров; ремонт замков с секретом; ремонт зонтов от дождя; ремонт зонтов от солнца; ремонт и техническое обслуживание автомобилей; ремонт и техническое обслуживание горелок; ремонт и техническое обслуживание кинопроекторов; ремонт и техническое обслуживание самолетов; ремонт и техническое обслуживание сейфов; ремонт и уход за часами; ремонт линий электропередачи; ремонт насосов; ремонт обивки; ремонт обуви; ремонт одежды; ремонт фотоаппаратов; реставрация мебели; реставрация музыкальных инструментов; реставрация произведений искусства; смазка транспортных средств; снос строительных сооружений; сооружение и ремонт складов; станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; стерилизация медицинских инструментов; стирка; стирка белья; строительство; строительство дамб; строительство и техническое обслуживание трубопроводов; строительство молов; строительство подводное; строительство портов; строительство промышленных предприятий; строительство ярмарочных киосков и павильонов; судостроение; уборка зданий [внутренняя]; уборка снега; уборка улиц; уничтожение вредителей, за исключением сельского хозяйства, аквакультуры, садоводства и лесного хозяйства; услуги по балансировке колес; услуги по борьбе с вредителями, за исключением сельского хозяйства, аквакультуры, садоводства и лесного хозяйства; услуги по гидроразрыву пласта; услуги по заправке порошковых картриджей; услуги по заправке чернильных картриджей; услуги по созданию искусственного снежного покрова; услуги прачечных; услуги электриков; установка дверей и окон; установка и ремонт ирригационных устройств; установка и ремонт лифтов; установка и ремонт оборудования для защиты от наводнений; установка и ремонт отопительного оборудования; установка и ремонт охранной сигнализации; установка и ремонт печей; установка и ремонт телефонов; установка и ремонт устройств для кондиционирования воздуха; установка и ремонт устройств пожарной сигнализации; установка и ремонт холодильного оборудования; установка и ремонт электроприборов; установка кухонного оборудования; установка, обслуживание и ремонт компьютеров; установка, ремонт и техническое обслуживание машинного оборудования; установка, ремонт и техническое обслуживание офисной техники и оборудования; устранение помех в работе электрических установок; уход за бассейнами; уход за мебелью; чистка дымоходов; чистка и ремонт паровых котлов; чистка одежды; чистка сухая; чистка транспортных средств; чистка фасонного белья; чистка, ремонт и уход за кожаными изделиями; чистка, ремонт и уход за меховыми изделиями" идентичны соответствующим услугам в перечне противопоставленных товарных знаков [1-3].
Остальные услуги 37 класса МКТУ "глажение одежды; зарядка электрических транспортных средств; заточка ножей; услуги бытовые [услуги по уборке]; услуги по зарядке сотовых телефонов" однородны услугам "ремонт насосов; ремонт обивки; ремонт обуви; ремонт одежды; ремонт фотоаппаратов; стирка белья; уборка зданий [внутренняя]" противопоставленных товарных знаков [1-3], так как сопоставляемые услуги представляют собой услуги бытовые по уходу за одеждой, домашними приборами и устройствами.
Испрашиваемые услуги 37 класса МКТУ "изоляция сооружений; предоставление информации по вопросам ремонта; предоставление информации по вопросам строительства; работы малярные внутренние и наружные" однородны услугам "строительство; оклеивание обоями; окраска и обновление вывесок; очистка зданий [наружной поверхности]" противопоставленных товарных знаков [1-3], так как сопоставляемые услуги относятся к родовой группе строительства и ремонта, относятся к одному источнику оказания (строительные компании) и условия оказания.
Таким образом, сопоставляемые услуги 35 и 37 классов МКТУ в большей части являются тождественными, а в остальной части являются в высокой степени однородными услугам противопоставленных товарных знаков [1-3].
Следует отметить, что в соответствии с требованиями пункта 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 10), вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
В рассматриваемом случае установлена высокая степень сходства близкая к тождеству заявленного обозначения и противопоставленного знака [5], сходство с противопоставленными знаками [1-4], а также высокая степень однородности испрашиваемы услуг 35, 37 классов МКТУ услугам противопоставленных товарных знаков [1-5].
Данные степени сходства и однородности позволяют прийти к выводу о сходстве до степени смешения обозначения по заявке N 2021750722 и противопоставленных товарных знаков [1-5] в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 37 классов МКТУ.
Таким образом, регистрация обозначения по заявке N 2021750722 не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, как нарушающая исключительные права владельцев противопоставленных знаков [1-5].
Заявитель в возражении приводил аргументы о согласии с исключением части услуг 35 класса МКТУ для снятия противопоставления с товарными знаками [4-5], однако изложенный выше вывод свидетельствует о том, что такое исключение не снимает остальных противопоставлений с товарными знаками [1-3], следовательно, не устраняет причины для отказа в регистрации заявленного обозначения в отношении услуг 35, 37 классов МКТУ.
Что же касается испрашиваемых услуг 36, 41, 42 классов МКТУ, то ввиду преодоления заявителем основания для отказа, предусмотренного требованиями пункта 3 статьи 1483 Кодекса, в данной части обозначению по заявке N 2021750722 может быть предоставлена правовая охрана.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 24.05.2023, отменить решение Роспатента от 25.01.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021750722.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 октября 2023 г. по заявке N 2021750722/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru