Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 октября 2023 г. по заявке N 2022726450
Заявка: |
2022726450 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
12.07.2023 |
Дата коллегии: |
25.08.2023 |
Дата утверждения: |
17.10.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 12.07.2023, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022726450 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2022726450, поданной 22.04.2022, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 09, услуг 35, 36, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки заявлено комбинированное обозначение: "" в цветовом сочетании: "красный, белый, черный".
Роспатентом 28.02.2023 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022726450 в отношении товаров 09, услуг 35, 36, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне, с исключением из правовой охраны элемента "360". Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено следующее:
- цифровой элемент "360" представляет собой простые и лишенные характерной графики цифры. Таким образом, элемент "360" не обладает различительной способностью, является неохраняемым элементом заявленного обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для заявленных услуг 35 (части), 38, 41 классов МКТУ на основании пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, так как оно сходно до степени смешения с товарными знаками, включающими элемент "360": "" по свидетельству N 885449, "
" по свидетельству N 885450 с приоритетом от 26.07.2021 г., "
" по свидетельству N 874147 с приоритетом от 26.07.2021 г. ("новости" - неохраняемый элемент), "
" по свидетельству N 874148 с приоритетом от 26.07.2021 г. ("новости" - неохраняемый элемент), "
" по свидетельству N 699664 с приоритетом от 04.06.2018 г., зарегистрированными ранее на имя Акционерного общества "Телеканал 360", 143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Заводская, 4, пом. I V, в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным услугам 35, 38, 41 классов МКТУ.
- сравниваемые обозначения являются сходными до степени смешения, за счёт совпадения одного из элементов обозначений, то есть на основании тождества, входящих в их состав, элементов "360";
- представленные примеры регистраций не могут выступать в качестве убедительного довода в пользу регистрации обозначения в целом, поскольку делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 12.07.2023 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 28.02.2023. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель оспаривает решение Роспатента от 28.02.2023 в связи с отказом в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для части услуг 35 и всех услуг 38 и 41 классов МКТУ. В части признания цифр "360" неохраняемым элементом обозначения для всех заявленных товаров и услуг решение Роспатента от 28.02.2023 заявителем не оспаривается;
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, рекомендаций и судебной практики;
- обозначения, принадлежащие разным правообладателям (заявителям), не признаются сходными до степени смешения даже при наличии сходных элементов, если потребитель не воспринимает их как принадлежащие одному и тому же лицу;
- вывод о наличии или отсутствии сходства рассматриваемых обозначений делается на основании общего впечатления от обозначения, а не на основе восприятия его отдельных элементов;
- при сравнении обозначений необходимо принимать во внимание общее впечатление потребителей от обозначений в целом и исследовать, воспринимается ли рассматриваемое и противопоставленные обозначения как принадлежащие одному лицу (компании). Заявленное обозначение представляет собой оригинальную комбинацию из двух связанных между собой элементов;
- при сравнении сопоставляемых обозначений очевидны отличия в комбинации входящих в их состав элементов, которые влияют как на первое впечатление потребителей от обозначений, так и на общее впечатление в целом;
- противопоставленные товарные знаки АО "Телеканал 360" представляют собой комбинацию изобразительных, словесных и числовых элементов. При этом, поскольку доминирующим является слабый по своей природе и восприятию числовой элемент, основную индивидуализирующую функцию играет непосредственно графика и взаимное расположение элементов;
- заявителем приведены описания противопоставленных экспертизой товарных знаков;
- заявленное обозначение характеризуется наличием доминирующего изобразительного элемента, расположенного в составе обозначения первым, отличного от противопоставленных обозначений АО "Телеканал 360" по форме, визуальному и цветовому исполнению и ассоциирующегося в глазах потребителей именно с компанией "Яндекс". Красный круг с вписанной в него буквой "Я" белого цвета явным образом отличается от изобразительных элементов противопоставленных товарных знаков;
- изобразительный элемент акцентирует на себе внимание, занимая начальное положение (первое слева), с которого, прежде всего, начинается восприятие заявленного обозначения. Выполненный оригинальным шрифтом цифровой элемент "360" находится во второстепенной позиции справа и служит композиционным продолжением изобразительного элемента, в связи с чем, их комбинация формирует качественно новый уровень восприятия обозначения в целом;
- поскольку числовой элемент "360" в заявленном обозначении признан экспертизой неохраняемым (с чем заявитель согласен), что дополнительно подтверждает его слабую индивидуализирующую функцию в составе обозначения. Таким образом, основную индивидуализирующую функцию в заявленном обозначении по заявке N 2022726450 несет изобразительный элемент "", который является зарегистрированным товарным знаком ООО "Яндекс";
- изобразительный элемент заявке N 2022726450 выполнен в оригинальной форме и сочетании цветов, расположен в составе обозначения первым и акцентирует на себе внимание потребителя. Само по себе расположение влияет на общее восприятие обозначения в целом и формирует принципиально иное общее впечатление от обозначения;
- изобразительный элемент "" заявленного обозначения широко и в течение долгого времени используется для индивидуализации товаров, услуг различных сервисов ООО "Яндекс", то есть запоминается и известен потребителю во взаимосвязи с заявителем по заявке N 2022726450;
- изобразительный элемент "" заявленного обозначения является зарегистрированным товарным знаком ООО "Яндекс" и входит в серию иных товарных знаков заявителя;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки отличаются друг от друга по форме, цвету и стилизации входящих в их состав доминирующих и изобразительных элементов;
- цифры не выполняют главную функцию товарного знака - индивидуализирующую, а, значит, не ассоциируются в глазах потребителей с конкретным правообладателем или заявителем по заявке;
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, судебной практики, руководства;
- заявленное обозначение по заявке N 2022726450 ассоциируется в глазах потребителей именно с компанией "Яндекс" и не может быть воспринято как принадлежащее другому лицу;
- доминирующий изобразительный элемент не только отличается от изобразительных элементов, входящих в состав противопоставлений АО "Телеканал 360", но и характеризуется высоким уровнем известности потребителю во взаимосвязи с заявителем;
- при экспертизе заявленного обозначения не была учтена серия товарных знаков заявителя по свидетельствам N 757943 "", N 768295 "
", N 815530 "
", N 769090 "
", N 791175 "
", N 793887 "
", N 812882 "
", один из которых является частью заявленного обозначения.
Изобразительный элемент в виде красного круга с вписанной в него буквой "Я" белого цвета, представляющей собой первую букву фирменного наименования заявителя, зарегистрирован на имя компании "Яндекс" в различных вариантах для широкого перечня товаров и услуг с 01 по 45 классы МКТУ;
- при восприятии заявленного обозначения потребитель сделает вывод о том, что заявленное обозначение, имеющее в своем составе элемент "Я" в круге, будет ассоциироваться исключительно с компанией "Яндекс";
- заявитель активно и на протяжении длительного времени использует обозначение "Я" для индивидуализации своих многочисленных сервисов, название каждого из которых строится по одинаковому принципу "Я + слово, идентифицирующее сервис". Например, товарные знаки: "" по свидетельству N 922572, приоритет от 22.04.2022, "
" по свидетельству N 879071, приоритет от 19.08.2021, "
" по свидетельству N 886128, приоритет от 22.04.2022, "
" по свидетельству N 888020, приоритет от 29.10.2020 и т.д. Указанные товарные знаки зарегистрированы без выведения из правовой охраны словесных элементов для товаров и услуг, в отношении которых слово, идентифицирующее сервис, является фантазийным. Заявленное обозначение будет воспринято как продолжение этой серии;
- дополнительно важно отметить факт принятия Роспатентом решений о регистрации в отношении сходных товарных знаков заявителя, являющихся вариантами заявленного обозначения: "" (неохраняемые элементы товарного знака: цифры "360") по свидетельству N 941068, приоритет от 30.03.2023, "
" по свидетельству N 953873, приоритет от 30.05.2023, "
" по свидетельству N 953874, приоритет от 05.06.2023, "
" по свидетельству N 955738, приоритет от 05.06.2023 (неохраняемые элементы товарного знака: цифры "360"). Факт регистрации данных товарных знаков свидетельствует о соответствии обозначений требованиям законодательства и отсутствия смешения с товарными знаками третьих лиц. Указанное должно подтверждать справедливость ожиданий заявителя о предоставлении правовой охраны заявленному обозначению для всех заявленных товаров 09 и услуг 35, 36, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ;
- правообладатель противопоставленных товарных знаков не является конкурентом заявителя и специализируется в другой области деятельности. АО "Телеканал 360" - владелец спутникового телеканала, осуществляет вещание с 01.09.2003 г., при этом также является учредителем средства массовой информации (ЭЛ N ФС 77-70721 от 15.08.2017 г.);
- сервис заявителя, для индивидуализации которого используется заявленное обозначение, представляет собой виртуальное рабочее пространство для решения повседневных задач пользователей в любое время и на любом устройстве - от хранения личных воспоминаний до деловой переписки. Для достижения этой цели сервис объединяет в себе известные пользователю сервисы: Яндекс Почту, Яндекс Диск, Яндекс Телемост, Яндекс Документы, Яндекс Календарь, Яндекс Заметки и Яндекс Мессенджер. При этом ООО "Яндекс" не является средством массовой информации, не оказывает услуги телевизионного вещания и спутникового телевидения ни в одном из своих сервисов и в целом при осуществлении деятельности;
- заявитель является мультипорталом и в настоящее время активно развивается в самых разных областях деятельности, предоставляя пользователям разнообразные сервисы и веб-службы;
- поисковая система заявителя - четвёртая среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов (свыше 6,3 млрд в месяц на начало 2014 г.);
- по состоянию на август 2022 г. по данным сервиса Similarweb (www.similarweb.com) сайт yandex.ru занимает 3-е место в мире и 1-е место в России по популярности поисковых систем. В России его поисковая доля составляет 57,27%. Сервисами и мобильными приложениями Яндекса пользуются 90,4% аудитории интернета в российских городах с населением от 100 тысяч человек (Mediascope Web Index, ноябрь 2017 г., пользователи от 12 до 64 лет, с учётом мобильных устройств). Яндекс также активно работает в Беларуси, Казахстане и Турции;
- совокупное количество посетителей сервисов Яндекса составляет более 290 миллионов человек в месяц, что указывает на известность потребителю как самой компании-заявителя по заявке N 2022726450, так и узнаваемых элементов его фирменного стиля;
- представляется очевидным, что в реальности заявитель и правообладатель противопоставленных товарных знаков не пересекаются, их товарные знаки, а также маркируемые товарными знаками услуги, не смешиваются в глазах потребителей;
- изобразительный элемент заявленного обозначения расположен первым, имеет сильный, "доминирующий" и запоминающийся характер, а также является зарегистрированным товарным знаком заявителя. Само по себе заявленное обозначение является вариантом зарегистрированных товарных знаков ООО "Яндекс";
- заявленное обозначение по заявке N 2022726450 не может вызвать смешения в глазах потребителей и не является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками и заявками АО "Телеканал 360";
- возможность регистрации обозначений, включающих в себя совокупность цифр "360" в качестве охраняемого и неохраняемого элемента, подтверждается мирным и длительным сосуществованием всех противопоставленных товарных знаков, а также других товарных знаков, зарегистрированных на имя различных правообладателей: "" по свидетельству N 733293, приоритет от 28.05.2018, правообладатель: ООО "ГК СофтБаланс", Санкт-Петербург; "
" по свидетельству N 800415, приоритет от 11.09.2019, правообладатель: АО "МВС Телеком", Москва; "
" по свидетельству N 718429, приоритет от 28.11.2018, правообладатель: ООО Консультационно-финансовый центр "Актион", Москва и т.д.;
- различное толкование правовой ситуации недопустимо и противоречит принципу защиты законных ожиданий (см., например, дело N СИП-140/2021).
На основании изложенного в возражении, поступившем 12.07.2023, содержится просьба об изменении решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2022726450 для всех заявленных услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, указанных в перечне.
В подтверждение своих доводов заявителем с возражением были представлены следующие материалы:
- информация о деятельности АО "Телеканал 360" - с сайта https://m.wikipeoea.org/wiki/360° и https://360tv.ru/ - [1];
- информация о деятельности ООО "Яндекс" - с сайта https://360.yandex.ru/ и https://vandex.ru/support/yandex-360/index.html - [2].
Изучив материалы дела, и заслушав присутствующих участников рассмотрения возражения, поступившего 12.07.2023, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (22.04.2022) заявки N 2022726450 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации. При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах. Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пункте 34 настоящих Правил элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно требованиям пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 43 Правил изобразительные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы. Сходство изобразительных обозначений определяется на основании следующих признаков:
1) внешняя форма;
2) наличие или отсутствие симметрии;
3) смысловое значение;
4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное);
5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость, либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" представляет собой комбинированное обозначение, содержащее элемент "Я" в круге и цифровой элемент "360", выполненный оригинальным шрифтом на одной строке. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 09, услуг 35, 36, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне, в цветовом сочетании: "красный, белый, черный".
Заявитель в возражении выразил согласие с несоответствием элемента "360" требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, как не обладающего различительной способностью. Вместе с тем, экспертиза при правовой оценке заявленного обозначения требованиям законодательства оценивает все основания, в связи с чем, применила требования пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В качестве противопоставлений в заключении по результатам экспертизы приведены следующие товарные знаки: "" по свидетельству N 885449, "
" по свидетельству N 885450 с приоритетом от 26.07.2021 г., "
" по свидетельству N 874147 с приоритетом от 26.07.2021 г. ("новости" - неохраняемый элемент), "
" по свидетельству N 874148 с приоритетом от 26.07.2021 г. ("новости" - неохраняемый элемент), "
" по свидетельству N 699664 с приоритетом от 04.06.2018 г. Правообладатель: Акционерное общество "Телеканал 360", Московская область, г. Красногорск. Правовая охрана данных товарных знаков действует на территории Российской Федерации, в том числе в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, указанных в перечнях свидетельств.
Сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков обусловлено совпадением одного из элементов обозначений, а именно, цифрового элемента "360", выполненного в черно-белых цветовых сочетаниях и занимающего значимое положение в обозначениях, что акцентирует восприятие потребителей на элементе "360". При этом элементы "360" сравниваемых обозначений имеют общее зрительное впечатление, сходный вид и характер изображений. Восприятие сравниваемых обозначений в целом приводит к возникновению одних и тех же образов у потребителя. Присутствие иных изобразительных и словесных элементов в сравниваемых обозначениях не приводят к качественно иному их восприятию. Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Анализ однородности сравниваемых услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, указанных в перечнях, показал следующее.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги РРС; почтовые каталоги продаж; почтовая рассылка рекламных материалов [проспектов, брошюр]; оптовая и розничная продажа товаров, в том числе через сеть Интернет; продвижение товаров через лидеров мнений; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц" и услуги 35 класса МКТУ "реклама; маркетинг; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 либо идентичны, либо относятся к общему роду "продвижение товаров и услуг", при этом сравниваемые услуги имеют общее назначение, общий круг потребителей, встречаются в одном сегменте рынка, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "изучение общественного мнения; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования маркетинговые; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; сведения о деловых операциях" и услуги 35 класса МКТУ "менеджмент в области творческого бизнеса; предоставление деловой информации; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 либо идентичны, либо представляют собой бизнес-услуги, имеют общее назначение, общий круг потребителей, встречаются в одном сегменте рынка, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "обзоры печати" идентичны соответствующим услугам 35 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги секретарей; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования" и услуги 35 класса МКТУ "обработка текста; регистрация данных и письменных сообщений; офисная служба" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 относятся к офисной службе, соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, совместно встречаются в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 38 класса МКТУ "вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; передача видео по запросу; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; радиовещание; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги баз данных, а именно сбор и предоставление новостей и информации; услуги по предоставлению электронной почты; аренда электронных почтовых ящиков; коммуникационные услуги; передача, запись, воспроизведение, демонстрация, организация, управление, обработка и просмотр сообщений, текста, изображений, файлов, "живого" и предварительно записанного аудио-, видео- и аудиовизуального контента и других данных для содействия в коммуникации между двумя или более пользователями посредством коммуникационной сети; коммуникации посредством или при помощи компьютеров; передача и предоставление загружаемого программного обеспечения для коммуникаций, передачи данных и файлов посредством компьютерной сети; услуги конференций и телефонных конференций посредством компьютерной сети; предоставление телефонных конференций, включая хостинг, присоединение, управление, планирование и потоковую передачу голоса, видео- и аудиовизуального контента между двумя или более пользователями посредством коммуникационной сети; предоставление и управление электронными конференциями, форумов группового обсуждения и тематических чатов; услуги для предоставления сетевых журналов, форумов, дневников и клиентских групп, отражающих разработанный пользователем или иной контент; предоставление служб голосовых конференций, видео конференций, сетевых конференций; электронная передача сообщений, текста, изображений, файлов, "живого" и предварительно записанного аудио-, видео- и аудиовизуального контента и других данных через компьютерные терминалы; служба отправки, получения и пересылка сообщений в форме текста, аудио, изображения или видео посредством компьютерной сети; служба поиска, просмотра и сортировки сообщений, текста, изображений, файлов, "живого" и предварительно записанного аудио-, видео- и аудиовизуального контента и других данных предоставленных коммуникационной сетью; предоставление высокоскоростного доступа к локальным и глобальным компьютерным сетям и глобальным компьютерным информационным сетям; служба раздачи файлов через компьютерную сеть; предоставление услуг беспроводных прикладных протоколов, включая такие, которые используют засекреченный канал связи; электронная, электрическая и цифровая передача голоса, видеоданных, текста, изображений, сигналов, документов и сообщений; коммуникационные услуги голосовой связи по IP-протоколу (VOIP), протокола установления сессии (SIP), частной телефонной сети (PBX) и унифицированных коммуникаций (UC); служба обмена простыми сообщениями (SMS) и служба обмена мультимедийными сообщениями (MMS) посредством компьютерной сети; служба обмена простыми сообщениями (SMS) и служба обмена мультимедийными сообщениями (MMS) посредством телекоммуникационной сети; коммуникационные услуги через использование карты модуля определения абонента (SIM); услуги интернет-коммуникаций и компьютерных коммуникаций; услуги Интернета, Интернет телефонии и видеоконференций; потоковая передача аудио-, видео- и аудиовизуальных данных через Интернет; телекоммуникационные услуги, включая телекоммуникационные услуги, относящиеся к сети Интернет; предоставление голосовой связи по IP-протоколу (VOIP), интернет-коммуникаций и коммуникаций "точка-точка"; поддержка и контроль качества голосовой связи по IP-протоколу (VOIP), интернет-коммуникаций и коммуникаций "точка-точка"; услуги геолокации [телекоммуникационные услуги]; услуги информационных агентств; заказ вышеперечисленных услуг, в том числе через мобильное или онлайн приложение; организация или предоставление вышеперечисленных услуг, в том числе через мобильное или онлайн приложение" и услуги 38 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449 ("вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат аппаратуры для передачи сообщений; рассылка электронных писем; телеконференции"), 885450 ("вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные"), 874147 ("вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат аппаратуры для передачи сообщений; рассылка электронных писем; телеконференции"), 874148 ("вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат аппаратуры для передачи сообщений; рассылка электронных писем; телеконференции"), 699664 ("телекоммуникации") либо идентичны, либо относятся к телекоммуникационной деятельности, предоставлению услуг связи, соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, совместно встречаются в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "издание книг; макетирование публикаций, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; редактирование текстов" и услуги 41 класса МКТУ "написание теле- и киносценариев; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; редактирование текстов" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 относятся к издательской деятельности, имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, совместно встречаются в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "организация и проведение концертов; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги по распространению билетов [развлечение]; квест комнаты [развлечения]; организация развлекательных мероприятий; услуги фотографирования с помощью дронов; создание фильмов, за исключением рекламных" и услуги 41 класса МКТУ "выпуск музыкальной продукции; кинопрокат; киностудии; организация досуга; организация и проведение концертов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление услуг кинозалов; представления театрализованные; радиопередачи развлекательные; развлечения; услуги артистов; шоу-программы" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 либо идентичны, либо относятся к сфере развлечений, имеют общее назначение (для развлечений, организации досуга), круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, совместно встречаются в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленная услуга 41 класса МКТУ "служба новостей" и услуги 41 класса МКТУ "предоставление информации по вопросам воспитания и образования; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 885449, 874147, 874148 относятся к информационным услугам, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение (предоставление информации в различных отраслях), общий круг потребителей, имеют совместную встречаемость в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "академии [обучение]; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; проведение экзаменов; услуги образовательно-воспитательные; услуги медиатек; заказ вышеперечисленных услуг, в том числе через мобильное или онлайн приложение; организация или предоставление вышеперечисленных услуг, в том числе через мобильное или онлайн приложение" и услуги 41 класса МКТУ "воспитание физическое; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; переподготовка профессиональная; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; воспитание; образование; организация культурно-просветительных мероприятий" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 699664, 87417, 874148, 885449 либо идентичны, либо относятся к области образования и воспитания, имеют общее назначение (для получения знаний, образования), общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, совместно встречаются в гражданском обороте, что свидетельствует об их однородности.
Однородность сравниваемых услуг 35, 38, 41 классов МКТУ заявителем в материалах возражения не оспаривается.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 885449, 885450, 874147, 874148, 699664 являются сходными до степени смешения в отношении однородных услуг 35, 38, 41 классов МКТУ.
Следовательно, вывод, сделанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения в отношении услуг 35 (части), 38, 41 классов МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Доводы и документы о фактической деятельности заявителя и правообладателя вышеуказанных противопоставленных товарных знаков не опровергают вывод коллегии о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. При оценке соответствия/несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса анализу подлежат те услуги, которые приведены в сравниваемых перечнях заявленного обозначения и имеющихся противопоставлений, которые, как было установлено выше, являются однородными. В отношении приведенной практики регистраций товарных знаков, произведенных как на имя заявителя, так и на имя разных правообладателей, коллегия отмечает независимость делопроизводства с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и индивидуальности заявленного знака.
В отношении приведенных заявителем регистраций товарных знаков ("" (неохраняемые элементы товарного знака: цифры "360") по свидетельству N 941068, приоритет от 30.03.2023, "
" по свидетельству N 953873, приоритет от 30.05.2023, "
" по свидетельству N 953874, приоритет от 05.06.2023, "
" по свидетельству N 955738, приоритет от 05.06.2023 (неохраняемые элементы товарного знака: цифры "360")) на его имя, коллегия также отмечает индивидуальность подходов экспертизы при правовой оценке этих обозначений требованиям законодательства. Так, цифровой элемент "360" в ряде регистраций подлежит правовой охране, а в других товарных знаках (например, свидетельства NN 955738, 941068) признан неохраняемым элементом.
Вхождение изобразительного элемента "" в ранее зарегистрированные товарные знаки заявителя не приводит к преодолению требований пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса на основании вышеизложенных доводов коллегии.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 12.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 28.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 октября 2023 г. по заявке N 2022726450
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru