Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20 октября 2023 г. по заявке N 2022700711/33
Заявка: |
2022700711/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
07.07.2023 |
Дата коллегии: |
06.09.2023 |
Дата утверждения: |
20.10.2023 |
Заявитель: |
Акционерное общество "ТОЧКА" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454) [далее - Правила ППС], рассмотрела возражение, поступившее 07.07.2023, поданное Акционерным обществом "ТОЧКА", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022700711 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2022700711, поданной 12.01.2022, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 09, 16, услуг 35, 36 классов МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки заявлено комбинированное обозначение: "".
Роспатентом 21.04.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022700711 в отношении всех товаров и услуг, указанных в перечне. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении всех товаров и услуг, указанных в перечне, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании положений пунктов 1, 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим:
- входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "инвестиции" ("инвестиции" - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, или иные права, имеющие финансовую оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения полезного эффекта. См. ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения), относится к неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как указывает на назначение заявленных товаров и на вид, назначение заявленных услуг;
- заявленное обозначение [1] не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявленных товаров 09, 16 и услуг 35, 36 классов МКТУ на основании пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, поскольку оно сходно до степени смешения со следующими товарными знаками:
- "" [2], зарегистрированным ранее по свидетельству N 630017 с приоритетом от 15.02.2016 г. на имя ООО "Магазин ЛУК", 400050, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62, оф. 24-24, в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ;
- "" [3] по свидетельству N 377216, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [4] по свидетельству N 373523, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [5] по свидетельству N 379923, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [6] по свидетельству N 373517, приоритет от 05.10.2007 г., "
" [7] по свидетельству N 373516, приоритет от 05.10.2007 г., "
" [8] по свидетельству N 379956, приоритет от 05.10.2007 г., зарегистрированными ранее на имя Акционерного общества "Русская Телефонная Компания", 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 5, стр. 2, в отношении товаров 09, 16 и услуг 36 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09, 16 и услугам 36 классов МКТУ;
- "" [9] по свидетельству N 292014 с приоритетом от 25.08.2003 г., зарегистрированным ранее на имя ООО "ТОЧКА ТЮНИНГА", 190013, Санкт-Петербург, Малодетскосельский пр., д. 38, в отношении товаров 16 и услуг 35 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 16 и услугам 35 классов МКТУ;
- сходство заявленного обозначения [1] с противопоставленными товарными знаками [2-9] обусловлено фонетическим сходством словесных элементов "ТОЧКА" и "ТОЧКА", "ТОCHKA", "ТО4KA". Таким образом, сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 630017, 377216, 373523, 379923, 373517, 373516, 379956, 292014 показал наличие высокой степени сходства сравниваемых обозначений;
- заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 630017, 377216, 373523, 379923, 373517, 373516, 379956, 292014 [2-9] могут быть восприняты как знаки, принадлежащие одному производителю, используемые в результате ребрендинга, направленного на изменение обозначений используемых для маркировки товаров, услуг. В связи с чем, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя может вызвать у потребителя представление о принадлежности этих товаров, услуг одному производителю, что приведет к его дезориентации.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 07.07.2023 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 21.04.2023.
Доводы возражения, поступившего 07.07.2023, сводятся к следующему:
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утв. приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 г. N 12 и т.п.;
- заявленное обозначение не является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 630017. Правообладателем товарного знака по свидетельству N 630017 является ООО "Магазин ЛУК" (ИНН 3444202156). Из интервью генерального директора указанного предприятия изданию "Ведомости" следует, что в связи с расширением бизнеса и выходом на новые торговые рынки правообладатель товарного знака по свидетельству N 630017 утратил заинтересованность в использовании обозначения "Точка" в своей деятельности. Указанное подтверждается отсутствием более 5 лет какой-либо информации об использовании обозначения "Точка" ООО "Магазин Лук" и аффилированным с ним лицом ООО "Модная розница";
- заявителем была проведена проверка деятельности правообладателя и его статуса, в результате которой было установлено, что ООО "Магазин Лук" было ликвидировано 01 апреля 2020 г., что исключает передачу исключительного права на товарный знак в рамках универсального правопреемства. Ликвидация единственного правообладателя исключает фактическую возможность возникновения ситуации, при которой потребители могут спутать правообладателей и ввестись в заблуждение;
- заявитель осуществляет свою деятельность в рамках банка для предпринимателей "Точка", чья история и репутация берет свое начало с 2015 г., когда банк "Точка" развивался в рамках группы компаний "Открытие". После 2018 г. проект "Точка" начал развиваться под руководством заявителя (представлены сведения из СМИ, договоры). Потребители "Точки" являются активными подписчиками группы "Точка" в социальной сети "ВКонтакте", а также YouTube-канала заявителя. Росту известности обозначения "Точка" также способствует и благотворительная активность заявителя;
- заявитель уже начал использовать обозначение "Точка Инвестиции" в своей деятельности в рамках своей инвестиционной платформы, действующей с 2021 г. Представленные сведения демонстрируют знание потребителей, СМИ и членов профессионального сообщества о деятельности заявителя с использованием обозначения "Точка" для индивидуализации товаров и услуг;
- заявителем указано на несоблюдение "принципа защиты законных ожиданий";
- заявитель является правообладателем товарного знака "" по свидетельству N 930068 с приоритетом от 12.01.2022 в отношении услуг 35 класса МКТУ, зарегистрированный после даты приоритета товарного знака по свидетельству N 630017;
- заявителем указана судебная практика по делам N СИП-296/2022, N СИП-432/2020, N СИП-645/2019 и т.д.;
- серия товарных знаков АО "РТС" не может препятствовать регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- заявитель является правообладателем серии товарных знаков, объединенных словесным элементом "Точка": "" по свидетельству N 570067, "
" по свидетельству N 570068, "
" по свидетельству N 667690, "
" по свидетельству N 669213, "
" по свидетельству N 824579, "
" по свидетельству N 864029, "
" по свидетельству N 848162 и т.д.;
- возникновение серии товарных знаков "Точка" стало возможным в связи с утверждением Судом по интеллектуальным правам мирового соглашения между АО "Русская Телефонная Компания" и ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" в деле N СИП-124/2015;
- в соответствии с п. VI мирового соглашения, АО "Русская Телефонная Компания" и ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие", а также их правопреемники, обязались в будущем не возражать, не оспаривать предоставление правовой охраны товарных знаков друг друга и не препятствовать деятельности друг друга в использовании обозначений, основным элементом которых являются словесные элементы "ТОЧКА"/"TOCHKA";
- одним из лиц, участвующих в создании проекта "Точка", было ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие". В целях защиты нового бренда в период с 2015 по 2018 гг. была зарегистрирована серия знаков "Точка";
- в 2018 г. была учреждена компания заявителя, учредителем и мажоритарным акционером которой являлось ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие", к которому было присоединено ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие";
- в ноябре-декабре 2019 г. серия знаков "Точка" была передана заявителю как компании, которая будет использовать и развивать бренд;
- заявитель является правопреемником ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие". Это означает, что к отношениям заявителя и АО "Русская Телефонная Компания" в полной мере применяются положения мирового соглашения, в частности, о согласии в регистрации обозначений с доминирующим элементом "ТОЧКА"/"TOCHKA";
- заявленное обозначение является продолжением деятельности правообладателя по аккумулированию исключительных прав и укреплению бренда "ТОЧКА"/"TOCHKA", что не противоречит предыдущим договоренностям с правообладателем противопоставленной серии товарных знаков АО "РТС";
- заявленное обозначение не является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 292014;
- звуковое различие сравниваемых обозначений следует из их неохраняемых элементов "ИНВЕСТИЦИИ" и "ТЮНИНГА". Слова "ИНВЕСТИЦИИ" и "ТЮНИНГА" имеют абсолютно различные звуки и состоят из разного количества букв. Разница в написании слов в сравниваемых обозначениях исключает возможность отнесения их к одному производителю, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод о сходстве до степени смешения сравниваемых обозначений. При графическом сравнении обозначений ключевую роль играет наличие у заявленного обозначения особой композиции и отсутствие таковой у противопоставленного товарного знака по свидетельству N 292014. Сравниваемые обозначения обладают совершенно разной семантикой и не являются сходными до степени смешения;
- большинство услуг 35 класса МКТУ товарного знака по свидетельству N 292014 имеют указание на свое назначение - в области тюнинга автомобилей. Заявленное обозначение было подано в отношении услуг 35 класса МКТУ без указания на определенную область оказания услуг;
- при оценке однородности сравниваемых услуг следует также принять во внимание реальную сферу использования сравниваемых обозначений, которая непосредственно следует из неохраняемых элементов сравниваемых обозначений: финансовая сфера - заявленное обозначение; деятельность по модификации автомобилей - противопоставленный товарный знак по свидетельству N 292014. Заявитель ведет деятельность в рамках банка "Точка" и обладает широкой известностью среди потребителей в отношении такой деятельности. Товарный знак по свидетельству N 292014 не обладает широкой известностью среди потребителей и используется исключительно для индивидуализации магазина тюнинга для европейских автомобилей;
- группа в социальной сети ВКонтакте "ТОЧКА ТЮНИНГА" имеет лишь 2 тыс. подписчиков и не является известной по сравнению с предприятием заявителя. Существенную разницу в известности сравниваемых обозначений демонстрируют данные о количестве запросов пользователей в поисковике "Яндекс": для "банк Точка" - 386 360, для "ТОЧКА ИНВЕСТИЦИИ" - 1 186, для "ТОЧКА ТЮНИНГА" - 294;
- в возражении приведены обстоятельства использования сравниваемых обозначений.
На основании изложенного в возражении, поступившем 07.07.2023, содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всего заявленного перечня товаров и услуг, указанных в заявке.
В подтверждение своих доводов заявителем с материалами возражения представлены следующие материалы:
- выписка из ЕГРЮЛ ООО "Магазин Лук" за 2017 г. - [10];
- статья "Как экономист из Волжского освоил fast fashion" - Ведомости - [11];
- сведения об использовании обозначения "Точка" ООО "Магазин Лук" и ООО "Модная розница" - [12];
- выписка из ЕГРЮЛ ООО "Модная розница" - [13];
- история банка "Точка" с сайта заявителя - [14];
- договоры, соглашения с различными предприятиями, индивидуальными предпринимателями - [15];
- сведения о рекламных кампаниях заявителя из СМИ - [16];
- СМИ о проекте "Точка" - [17];
- сведения о наградах банка "Точка" - [18];
- сведения о группе "Точка" в ВК на 20.10.2021 г. - [19];
- сведения о YouTube-канале "Точка" - [20];
- сведения о благотворительных кампаниях "Точки" - [21];
- сведения об инвестиционном проекте "Точка Инвестиции" с сайта заявителя - [22];
- выписка из ЕГРЮЛ - ООО "Точка Инвестиции" - [23];
- статья "Точка Сбора инвестиций" - Коммерсантъ - [24];
- выписка из ЕГРЮЛ - АО "РТС" - [25];
- сведения с сайта "Точка" на 2015 г. - [26];
- протокол учредительного собрания АО "Точка" от 07.06.2018 г. - [27];
- отчет собрания "Открытие" о присоединении к нему ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" 2016 г. - [28];
- выписка из реестра акционеров АО "Точка" на 31.12.2021 г. - [29];
- значение слова "ТОЧКА" - [30];
- значение слова "ИНВЕСТИЦИИ" - [31];
- сведения о деятельности ООО "ТОЧКА ТЮНИНГА" - [32];
- группа в ВК "ТОЧКА ТЮНИНГА" - [33];
- сведения о количестве запросов "банк Точка" в Яндекс - [34];
- сведения о количестве запросов "ТОЧКА ИНВЕСТИЦИИ" в Яндекс - [35];
- сведения о количестве запросов "ТОЧКА ТЮНИНГА" в Яндекс - [36].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, поступившего 07.07.2023, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (12.01.2022) заявки N 2022700711 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах. Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно требованиям пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" является комбинированным, выполнено оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита в одну строку. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 09, 16, услуг 35, 36 классов МКТУ, указанных в перечне.
Неохраноспособность словесного элемента "ИНВЕСТИЦИИ" (инвестиции - (англ. Investment) - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. См. электронный словарь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инвестиции) в связи с его несоответствием пункту 1 статьи 1483 Кодекса заявителем не оспаривается.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В качестве противопоставлений в заключении по результатам экспертизы заявленному обозначению [1] противопоставлены следующие товарные знаки:
- " " [2] по свидетельству N 630017 с приоритетом от 15.02.2016 г. Правообладатель: ООО "Магазин ЛУК", г. Волгоград. Правовая охрана товарного знака [2] действует, в том числе в отношении услуг 35 класса МКТУ;
- "" [3] по свидетельству N 377216, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [4] по свидетельству N 373523, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [5] по свидетельству N 379923, приоритет от 18.10.2007 г., "
" [6] по свидетельству N 373517, приоритет от 05.10.2007 г., "
" [7] по свидетельству N 373516, приоритет от 05.10.2007 г., "
" [8] по свидетельству N 379956, приоритет от 05.10.2007 г.
Правообладатель: Акционерное общество "Русская Телефонная Компания", Москва. Правовая охрана данных товарных знаков действует на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров 09, 16 и услуг 36 классов МКТУ;
- "" [9] по свидетельству N 292014 с приоритетом от 25.08.2003 г. Правообладатель: ООО "ТОЧКА ТЮНИНГА", Санкт-Петербург. Правовая охрана данного товарного знака действовала на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров 16 и услуг 35 классов МКТУ. В настоящее время действует шестимесячный срок для продления срока действия регистрации товарного знака (см. статью 1491 "Срок действия исключительного права на товарный знак" Кодекса).
В комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом является словесный элемент, так как он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Таким образом, наиболее значимыми элементами заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков являются элементы "ТОЧКА"/"TOCHKA"/"ТО4КА", поскольку именно они обуславливают индивидуализирующую способность обозначений в целом. Словесный характер элементов "TOCHKA"/"ТО4КА" не утрачивается, обозначения однозначно прочитываются как "ТОЧКА".
При оценке сходства заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [9] учтено, что в состав сравниваемых обозначений включены слабые элементы "Инвестиции" и "Тюнинга", в связи с чем, наибольшую индивидуализирующую нагрузку несут словесные элементы "ТОЧКА", с которых и начинается их восприятие и произношение.
Сходство сравниваемых обозначений [1] и [2-9] обусловлено фонетическим и семантическим тождеством словесных элементов "ТОЧКА"/"TOCHKA"/"ТО4КА". Элементы "TOCHKA"/"ТО4КА" представляют собой транслитерацию буквами латинского алфавита слова "ТОЧКА". В связи с чем, каких-либо иных семантических образов словесные элементы "TOCHKA"/"ТО4КА" не вызывают. Визуально сравниваемые обозначения [1] и [2, 9] близки ввиду использования при их написании заглавных букв русского алфавита, что обуславливает их общее зрительное впечатление. Визуально сравниваемые обозначения [1] и [3-8] имеют графические различия, обусловленные использованием в сравниваемых обозначениях разных шрифтов, алфавитов, наличием дополнительных изобразительных элементов и цветового сочетания. Вместе с тем, данные различия носят второстепенный характер с точки зрения их индивидуализирующей способности. Кроме того, признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Таким образом, заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки [2-9] ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Анализ однородности сравниваемых товаров и услуг показал следующее.
Заявленные товары 09 класса МКТУ "карточки идентификационные магнитные; карты дебетовые с магнитным кодом; карты идентификационные электронные; карты кредитные с магнитным кодом; карты магнитные предоплаченные кодированные; карты с магнитным кодом; карты с микропроцессором; оборудование для считывания карт; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программное обеспечение компьютерной связи, позволяющее клиентам получать информацию о банковском счете и совершать банковские операции; программы для компьютеров; программы для планшетных компьютерных устройств [загружаемое программное обеспечение]; программы для портативных компьютерных устройств [загружаемое программное обеспечение]; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; устройства для считывания кредитных карт; устройства считывающие для карт памяти; электронные чип-карты, чистые [смарт-карты, чистые]" представляют собой магнитные носители информации и программное обеспечение, а также считывающие устройства, которые являются однородными товарам 09 класса МКТУ "аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, оборудование для обработки информации и компьютеры" противопоставленных товарных знаков [3-8], поскольку они соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, имеют общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные товары 16 класса МКТУ "издания печатные; издания печатные периодические; продукция печатная; импринтеры неэлектрические" и товары 16 класса МКТУ "печатная продукция; учебные материалы и наглядные пособия (за исключением аппаратуры)" противопоставленных товарных знаков [3-8], товары 16 класса МКТУ "печатные издания" противопоставленного товарного знака [9] либо идентичные, либо соотносятся как род (вид) "изделия печатные", имеют общее назначение, имеют общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "ведение автоматизированных баз данных; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных" и услуги 35 класса МКТУ "сбор информации по компьютерным базам данных, а именно, в области тюнинга автомобилей; систематизация информации в компьютерных базах данных, а именно, в области тюнинга автомобилей" противопоставленного товарного знака [9] относятся к одному роду (виду) "услуги информационные на базе компьютерных технологий", имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "регистрация данных и письменных сообщений; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов" и услуги 35 класса МКТУ "обзоры печати, а именно, в области тюнинга автомобилей" противопоставленного товарного знака [9], услуги 35 класса МКТУ "офисная служба" противопоставленных товарных знаков [2-8] относятся к одному роду (виду) "услуги конторские", имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; подготовка платежных документов; прогнозирование экономическое; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; услуги по подаче налоговых деклараций; аудит коммерческий; аудит финансовый" и услуги 35 класса МКТУ "прогнозирование экономическое, а именно, в области тюнинга автомобилей" противопоставленного товарного знака [9] имеют общее финансовое назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; обновление рекламных материалов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; распространение рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; услуги по услуги оптовой и розничной продажи" и услуги 35 класса МКТУ "реклама; представление товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение товаров [для третьих лиц]; услуги оптовой и розничной торговли" противопоставленных товарных знаков [3-8], услуги 35 класса МКТУ "реклама; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение товаров для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" противопоставленного товарного знака [2], услуги 35 класса МКТУ"продвижение товаров [для третьих лиц], в том числе услуги оптовой и розничной продаж; публикация рекламных текстов, а именно, в области тюнинга автомобилей; радиореклама, а именно, в области тюнинга автомобилей; распространение образцов; распространение рекламных материалов, а именно, в области тюнинга автомобилей; реклама интерактивная в компьютерной сети, а именно, в области тюнинга автомобилей; реклама телевизионная, а именно, в области тюнинга автомобилей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; реклама, а именно, в области тюнинга автомобилей; агентства по импорту-экспорту, а именно, товаров для тюнинга автомобилей; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; продажа аукционная" противопоставленного товарного знака [9] либо идентичны, либо относятся к общему роду "продвижение товаров и услуг", имеют общее назначение (для сбыта, рекламы), общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; оценка коммерческой деятельности; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; сбор и предоставление статистических данных; бюро по найму; сведения о деловых операциях; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров; экспертиза деловая" и услуги 35 класса МКТУ "менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса" противопоставленных товарных знаков [3-8], услуги 35 класса МКТУ "менеджмент в сфере бизнеса" противопоставленного товарного знака [2], услуги 35 класса МКТУ "менеджмент в сфере бизнеса, а именно, в области тюнинга автомобилей; административная деятельность в сфере бизнеса, а именно, в области тюнинга автомобилей; агентства по коммерческой информации, а именно, в области тюнинга автомобилей; деловая экспертиза, а именно, в области тюнинга автомобилей; изучение общественного мнения, а именно, в области тюнинга автомобилей; изучение рынка, а именно, в области тюнинга автомобилей; информация деловая, а именно, в области тюнинга автомобилей; информация статистическая, а именно, в области тюнинга автомобилей; исследования в области бизнеса, а именно, в области тюнинга автомобилей; исследования в области маркетинга, а именно, в области тюнинга автомобилей; консультации по вопросам организации и управления бизнесом, а именно, в области тюнинга автомобилей; консультации по организации бизнеса, а именно, в области тюнинга автомобилей; консультации по управлению бизнесом, а именно, в области тюнинга автомобилей; консультации профессиональные в области бизнеса, а именно, в области тюнинга автомобилей; оценка коммерческой деятельности, а именно, в области тюнинга автомобилей; помощь в управлении бизнесом, а именно, в области тюнинга автомобилей; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями, а именно, в области тюнинга автомобилей" противопоставленного товарного знака [9] представляют собой бизнес-услуги, при этом они имеют общее назначение, общий круг потребителей, являются взаимодополняемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 36 класса МКТУ "агентства по операциям с недвижимым имуществом; аренда недвижимого имущества; аренда офисов [недвижимое имущество]; оценка недвижимого имущества; посредничество при операциях с недвижимостью; управление жилым фондом; управление недвижимостью" и услуги 36 класса МКТУ "операции с недвижимостью" противопоставленных товарных знаков [3-8] относятся к недвижимому имуществу, соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 36 класса МКТУ "информация по вопросам страхования; консультации по вопросам страхования; посредничество при страховании; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров" и услуга 36 класса МКТУ "страхование" противопоставленных товарных знаков [3-8] либо идентичны, либо относятся к области страхования, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 36 класса МКТУ "агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; анализ финансовый; аренда автоматических банковских касс; аренда банкоматов; банки сберегательные; банковское обслуживание физических лиц кредитными организациями; взыскание арендной платы; выпуск банковских чеков; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование; информация финансовая; клиринг; консультации банковские; консультации по вопросам инвестиционно-банковских услуг; консультации по вопросам финансов; консультирование по вопросам задолженности; котировки биржевые; кредитно-денежные операции; кредитование под залог; ликвидация торгово-промышленной деятельности [финансовые услуги]; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обработка банковских переводов; обслуживание банковское дистанционное; обслуживание банковское удаленное; обслуживание банковское через Интернет; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции факторные; организация сбора денег и подписей; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество биржевое; посредничество при реализации углеродных кредитов; предоставление банковских услуг по телефону; предоставление банковских услуг посредством глобальной компьютерной сети [банковские услуги через интернет]; предоставление в режиме онлайн информации по вопросам оказания услуг в области финансирования, банковской деятельности и инвестирования; предоставление информации и консультирование в области инвестиционно-банковской деятельности; предоставление по телефону информации о банковских счетах; предоставление ссуд [финансирование]; предоставление ссуд под залог; проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; торговля банковскими векселями; торговые банковские инвестиционно-банковские услуги; услуги актуариев; услуги банковские; услуги банковские автоматизированные; услуги банковские в режиме онлайн; услуги банковские и услуги по финансированию; услуги банковские и финансовые; услуги банковские компьютеризированные; услуги банковские по денежным вкладам; услуги банковские по обслуживанию коммерческих организаций; услуги банковские по обслуживанию торговых предприятий; услуги банковские по принятию платежей в рассрочку; услуги банковские с использованием банкомата; услуги банковские, оказываемые частным клиентам; услуги банковские, предоставляемые через мобильные телефоны; услуги брокерские; услуги инвестиционно-банковские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; услуги резервных фондов; услуги сберегательных фондов; услуги таможенных брокеров; учреждение взаимофондов; финансирование; финансовая деятельность; экспертиза налоговая" и услуги 36 класса МКТУ "финансовая деятельность; кредитно-денежные операции" противопоставленных товарных знаков [3-8] и сопутствующие им в гражданском обороте заявленные услуги 36 класса МКТУ "хранение в сейфах; хранение ценностей", либо идентичны, либо относятся к финансовой области деятельности, то есть соотносятся как род (вид), имеют общее назначение, круг потребителей, являются взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми, что свидетельствует об их однородности.
Изложенные обстоятельства обуславливают принципиальную возможность возникновения у потребителей представления о принадлежности сравниваемых товаров 09, 16, услуг 35, 36 классов МКТУ одному лицу.
Довод заявителя, что большинство услуг 35 класса МКТУ товарного знака [9] имеют указание на свое назначение - в области тюнинга автомобилей, не приводит к иным выводам коллегии в части установления однородности сравниваемых услуг. Заявленное обозначение [1] заявлено в отношении широкого перечня товаров и услуг, в том числе и в отношении услуг 35 класса МКТУ без указания на определенную область оказания, что позволяет их оценивать широко и применительно к любой области деятельности, в том числе касательно и тюнинга автомобилей.
На основании проведенного анализа коллегия пришла к заключению о том, что заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки [2-9] являются сходными до степени смешения в отношении однородных товаров и услуг.
Следовательно, вывод, сделанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения [1] в отношении товаров 09, 16, услуг 35, 36 классов МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Довод о неиспользовании товарного знака [2] и ликвидации его правообладателя к иным выводам коллегии не приводят. Согласно данным Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации правовая охрана данного противопоставления является действующей. Доводы о разной деятельности правообладателей, заявителя и использовании им обозначения "Точка Инвестиции" в своей деятельности в рамках инвестиционной платформы, действующей с 2021 г., не опровергают требования пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Следует пояснить, что пункт 6 (2) статьи 1483 Кодекса направлен на защиту исключительных прав правообладателей сходных, либо тождественных товарных знаков, правовая охрана которым была предоставлена ранее в отношении однородных товаров и услуг. Кроме того, при оценке соответствия/несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса анализу подлежат те товары и услуги, которые приведены в сравниваемых перечнях заявленного обозначения и имеющихся противопоставленных товарных знаков, которые, как было установлено выше, являются однородными.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на серию товарных знаков, объединенных словесным элементом "Точка": "" по свидетельству N 570067, "
" по свидетельству N 570068, "
" по свидетельству N 667690, "
" по свидетельству N 669213, "
" по свидетельству N 824579, "
" по свидетельству N 864029, "
" по свидетельству N 848162 и т.д. При этом заявитель отмечает, что возникновение серии товарных знаков "Точка" стало возможным в связи с утверждением Судом по интеллектуальным правам мирового соглашения между АО "Русская Телефонная Компания" и ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" в деле N СИП-124/2015. В возражении также указано, что в 2018 г. была учреждена компания заявителя, учредителем и мажоритарным акционером которой являлось ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие", к которому было присоединено ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
Вместе с тем, данные обстоятельства не приводят к иным выводам коллегии, поскольку в рамках настоящего административного делопроизводства письма-согласия от правообладателя АО "Русская Телефонная Компания" товарных знаков [3-8], предусмотренного абзацем 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, представлено не было. Какие-либо иные обстоятельства (например, учет мирового соглашения, заключенного между правопредшественником заявителя и правообладателем АО "Русская Телефонная Компания" товарных знаков [3-8]), без предоставления письма-согласия в отношении конкретной заявки и заявленного по ней обозначения, с целью преодоления пункта 6 статьи 1483 Кодекса, законодательство не предусматривает.
В отношении приведенного заявителем товарного знака "" по свидетельству N 930068 с приоритетом от 12.01.2022 в отношении услуг 35 класса МКТУ, зарегистрированного на его имя после даты приоритета товарного знака по свидетельству N 630017 [2], коллегия отмечает независимость и индивидуальность делопроизводства по каждому товарному знаку. Кроме того, при делопроизводстве по данной заявке (свидетельство N 930068) экспертизой были учтены противопоставленные товарные знаки [3-8], как сходные до степени смешения.
Представленное заявителем 11.09.2023 особое мнение повторяет по своей сути доводы возражения, оценка которым дана выше. Кроме того, действующими Правилами ППС направление особого мнения процессуально не предусмотрено.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 07.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 21.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20 октября 2023 г. по заявке N 2022700711/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru