Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 октября 2023 г. по заявке N 2022746632/33
Заявка: |
2022746632/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
07.08.2023 |
Дата коллегии: |
21.09.2023 |
Дата утверждения: |
27.10.2023 |
Заявитель: |
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Школа фигурного катания "СТАРТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 07.08.2023, поданное Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования "Школа фигурного катания "СТАРТ", г. Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022746632 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022746632, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 12.07.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 25, 35 и 41 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 30.05.2023 об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 25, 35, 41 класса МКТУ (далее - решение Роспатента). Указанное решение Роспатента было основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Так, согласно решению Роспатента, заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку является сходным до степени смешения:
- с заявленным на регистрацию обозначением "START/СТАРТ" по заявке N 2021722061 (1) с приоритетом от 13.04.2021; с серией товарных знаков "START", зарегистрированных по свидетельству N 777051 (2) с приоритетом от 27.12.2017; N 777049 (3) с приоритетом от 25.12.2017; по свидетельству N 722236 (4) с приоритетом от 22.12.2017; по свидетельству N 777048 (5) с приоритетом от 22.12.2017; по свидетельству N 722235 (6) с приоритетом от 22.12.2017; по свидетельству N 674734 (7) с приоритетом от 19.12.2016, заявителем и правообладателем которых является ООО "Диджитал Медиа Холдинг", г. Москва, в отношении однородных услуг 35 и 41 классов МКТУ;
- с заявленным на регистрацию обозначением "START" по заявке N 2022719270 (8) с конвенционным приоритетом от 29.09.2021, правовая охрана которому испрашивается на имя компании "Майкрософт Корпорейшн", Соединенные Штаты Америки, в отношении однородных услуг 41 класса МКТУ;
- с товарным знаком "START", зарегистрированным по свидетельству N 829318 (9) с приоритетом от 24.04.2020, на имя Старцева Н.К., Москва, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с товарными знаками "СТАРТ/START", зарегистрированными по свидетельству N 556939 (10) с приоритетом от 25.08.2014; по свидетельству N 556938 (11) с приоритетом от 25.08.2014, на имя ООО "А Зет", г. Домодедово, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с товарным знаком "СТАРТ", зарегистрированным по свидетельству N 683966 (12) с приоритетом от 22.02.2017, на имя ООО "Учебный Центр "СТАРТ", Москва, в отношении однородных услуг 41 класса МКТУ;
- с товарными знаками "СТАРТ/START", зарегистрированными по свидетельству N 682910 (13) с приоритетом от 31.01.2017; по свидетельству N 682909 (14) с приоритетом от 31.01.2017, на имя Фонда поддержки современного искусства "ВИНЗАВОД", Москва, в отношении однородных услуг 41 класса МКТУ;
- с серией товарных знаков "START/СТАРТ", зарегистрированных по свидетельству N 540765 (15) с приоритетом от 18.02.2014; свидетельству N 517724 (16) с приоритетом от 06.02.2013; свидетельству N 517723 (17) с приоритетом от 06.02.2013, на имя ООО "Старт", Москва, в отношении однородных товаров 25 класса МКТУ;
- с товарным знаком "START", зарегистрированным по свидетельству N 280909 (18) с приоритетом от 28.12.2001, на Белавину Р.В., г. Казань, в отношении однородных услуг 41 класса МКТУ;
- со знаком "START" по международной регистрации N 1438579 (19) с конвенционным приоритетом от 24.10.2017, правовая охрана которому предоставлена на имя компании "GIORGIO ARMANI S.P.A.", в отношении однородных товаров 25 класса МКТУ.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы сводятся к следующему:
- в отношении противопоставленной заявки N 2022719270 Роспатентом принято решение об отказе в государственной регистрации в качестве товарного знака, в связи с чем данное противопоставление должно быть снято;
- пошлина за регистрацию противопоставленной заявки N 2021722061 не была оплачена, она должна быть отозвана и не должна препятствовать регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- заявленное обозначение не является сходным с противопоставленными ему знаками (2-7, 9-16);
- сравниваемые обозначения имеют фонетические отличия: они отличаются по составу букв, звуков, слогов. Произношение сравниваемых обозначений требует различной артикуляции (работы отдельных произносительных органов при образовании звуков речи). В том числе, фонетические отличия сравниваемых обозначений связаны с присутствием в составе противопоставленных обозначений дополнительных элементов;
- заявленное обозначение имеет оригинальное графическое исполнение и своеобразное композиционное решение, отличное от всех имеющихся противопоставлений. Сравниваемые обозначения производят кардинально разное общее впечатление в силу различного композиционного и цветографического решения. Отсутствует сходство графических элементов обозначений, так как отличается их форма, вид и характер, цветовое оформление, смысловое значение. Словесные элементы обозначений визуально отличаются за счет: различного оригинального шрифтового исполнения, графического оформления с учетом характера, регистра и кегля букв, использования букв различных алфавитов (латиница, кириллица), использования разных языков (английский, русский);
- смысловое значение заявленного обозначения многозначно и требует додумывания, что само по себе существенно увеличивает различительную способность обозначения и исключает его сходство с противопоставленными знаками;
- экспертная практика свидетельствует о наличии большого числа товарных знаков с элементами "Старт" и об их бесконфликтном существовании;
- заявитель и правообладатели знаков (1-7, 10-14, 18) осуществляют свою деятельность в различных сферах, в связи с чем не могут быть смешаны потребителями.
На основании вышеизложенного заявитель просит изменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 25, 35 и 41 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (12.07.2022) поступления заявки N 2022746632 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является комбинированным и состоит из словесного элемента "start", выполненного стандартным шрифтом буквами латинского алфавита, буква "А" выполнена в увеличенном размере. Слово "start" вписано в изобразительный элемент в виде звезды. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 25, 35, 41 классов МКТУ
Заявленному обозначению было отказано в государственной регистрации в отношении всех заявленных товаров и услуг 25, 35 и 41 классов МКТУ ввиду его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, в рамках чего ему были противопоставлены обозначения "" (1), "
" (8) и знаки "
" (2), "
" (3), "
" (4), "
" (5), "
" (6), "
" (7), "
" (9), "
" (10), "
" (11), "
" (12), "
" (13), "
" (14), "
" (15), "
" (16), "
" (17), "
" (18), "
" (19). Словесные элементы "площадка молодого искусства", "platform of young art", "автошкола", "food", "RU", "РУ", элементы "50", "#" не являются предметом самостоятельной правовой охраны товарных знаков (2-5, 9, 12-14, 18, 19). Роспатентом принято решение от 25.08.2023 о государственной регистрации заявленного обозначения (1) в отношении, в том числе, услуг 35 и 41 классов МКТУ. Знаки (2-6) зарегистрированы, в том числе, для услуг 35 и 41 классов МКТУ. Правовая охрана знаку (8) испрашивалась в отношении услуг 41 класса МКТУ. Знаки (9-11) зарегистрированы в отношении, в том числе, услуг 35 класса МКТУ. Правовая охрана знакам (12-14, 18) предоставлена в отношении услуг 41 класса МКТУ. Знаки (15-17, 19) зарегистрированы для товаров 25 класса МКТУ.
При рассмотрении настоящего возражения коллегия учитывала, что Роспатентом в отношении заявки (8) было принято решение от 02.08.2023 об отказе в ее регистрации в качестве товарного знака, что позволяет снять данное противопоставление.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и знаков (1-7, 9-17) на предмет их сходства показал следующее.
Как отмечалось выше, заявленное обозначение является комбинированным и состоит из изобразительного и словесных элементов. Вместе с тем, основную индивидуализирующую функцию в заявленном обозначении несет именно словесный элемент "start". Прочтение заявленного обозначения и его запоминание происходит именно по данному словесному элементу.
Противопоставленные словесные и комбинированные знаки характеризуются включением в их состав словесных элементов "START", "СТАРТ" являющихся единственным элементом знака (15) или элементами, на которых акцентируется внимание потребителей в первую очередь в знаках (1-7, 9-14, 16-19). Так, восприятие элементов "площадка молодого искусства", "platform of young art", "автошкола", "food", "50", "#" в составе знаков (9, 12-14, 18, 19) снижено в силу их композиционного расположения, а также неохраноспособного характера.
Что касается изобразительных элементов заявленного обозначения и знаков/обозначения (1-7, 9-14, 16-19), то влияние графических элементов на запоминание знаков вторично, поскольку образ знаков и их запоминание определяется, главным образом, словесными элементами. Таким образом, элементами, несущими основную индивидуализирующую нагрузку в заявленном обозначении и знаках и обозначении (1-7, 9-14, 16-19) являются словесные элементы "START"/"СТАРТ".
Словесный элемент "START" заявленного обозначения, а также элементы "START"/"СТАРТ" знаков и обозначения (1-7, 9-19) фонетически тождественны. Кроме того, данные словесные элементы способны вызывать одинаковые ассоциации при их восприятии, связанные со словарным значением слова "START" ("Start" в переводе с английского языка - "Старт" - начало, начальный момент спортивного состязания (в беге, плавании и т.п.) (см. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003; Интернет-словарь: https://translate.google.com/). Наличие иных семантических значений у слова "start" не опровергает вывода о возможности восприятии противопоставленных знаков и обозначения (1-7, 8-19) в вышеприведенном семантическом значении.
Следует согласиться с заявителем в том, что заявленное обозначение и противопоставленные ему знаки и обозначение (1-7, 9-19) имеют графические отличия. Так, в состав заявленного обозначения и знаков (1-7, 9-14, 16-19) входят дополнительные изобразительные элементы, в состав заявленного обозначения и знаков (2-5, 9, 12, 13, 14) включены дополнительные словесные элементы, а также элементы "#" и "50", шрифтовое исполнение словесных элементов заявленного обозначения и знаков (1-6) отличается, различно колористическое решение сравниваемых обозначений и т.д. Вместе с тем, следует отметить и графическое сходство заявленного обозначения и знаков и обозначения (1-4, 6-7, 9, 13-15, 18-19), заключающееся в исполнении их словесных элементов буквами латинского алфавита.
С учетом вышеизложенного, коллегия пришла к выводу о наличии сходства заявленного обозначения и знаков и обозначения (1-7, 9-19), установленное на основе фонетического и семантического тождества их словесных элементов "START", а также несмотря на их отдельные графические отличия.
Анализ товаров и услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению и зарегистрированы знаки (1-7, 9-19), показал следующее. Товары 25 класса МКТУ "одежда, обувь, головные уборы" знаков (15-17), товары 25 класса МКТУ "coats; jackets; trousers; skirts; tops; raincoats; overcoats; belts; braces for clothing; suits; stuff jackets; jumpers; jeans; dresses; cloaks; parkas; shirts; T-shirts; sweaters; underwear; baby-dolls being nightwear; bathrobes; bathing costumes; negligee; swim suits; dressing gowns; shawls; neckerchiefs; scarves; ties; neckties; sweat shirts; under shirts; polo shirts; body suits; shorts; combinations [clothing]; wedding dresses; stockings; socks; shoes; slippers; overshoes; galoshes; wooden clog; soles for footwear; footwear upper; boots; ski boots; snow boots; half boots; esparto shoes or sandals; sandals; bath sandals; gloves; mittens; hats and caps; visors (headwear)" ("пальто; куртки; брюки; юбки; топы; плащи; пальто; ремни; подтяжки для одежды; костюмы; вещи для курток; джемперы; джинсы; платья; плащи; парки; рубашки; футболки; свитера; нижнее белье; куклы-младенцы в пижаме; халаты; купальники; пренебрегаемый; купальники; халаты; шали; шейные платки; шарфы; галстуки; галстуки; толстовки; под рубашками; футболки поло; боди; шорты; комбинации [одежда]; свадебные платья; женские чулки; носки; обувь; домашние тапочки; галоши; галоши; деревянный сабо; подошвы для обуви; верх обуви; ботинки; лыжные ботинки; зимние сапоги; полусапожки; туфли или сандалии эспарто; сандалии; банные сандалии; перчатки; рукавицы; шапки и кепки; козырьки (головные уборы)") знака (19), а также заявленные товары 25 класса МКТУ "банданы [платки]; белье нижнее; белье нижнее, абсорбирующее пот; береты; блузы; боа [горжетки]; боди [женское белье]; боксеры [шорты]; ботильоны; ботинки лыжные; ботинки спортивные; бриджи; брюки; бутсы; бюстгальтеры; бюстгальтеры самоклеящиеся; валенки [сапоги фетровые]; варежки; воротники [одежда]; воротники съемные; вставки для рубашек; вуали [одежда]; габардины [одежда]; галоши; галстуки; галстуки-банты с широкими концами; гамаши; гамаши короткие; гетры [теплые носочно-чулочные изделия]; голенища сапог; грации; джерси [одежда]; жилеты; изделия спортивные трикотажные; изделия трикотажные; каблуки; каблуки для обуви; капюшоны [одежда]; каркасы для шляп [остовы]; карманы для одежды; кашне; платки шейные; шарфы; кепки [головные уборы]; кимоно; козырьки, являющиеся головными уборами; козырьки для фуражек; колготки; комбинации [белье нижнее]; комбинезоны [одежда]; комбинезоны для водных лыж; корсажи [женское белье]; корсеты [белье нижнее]; костюмы; костюмы купальные; костюмы маскарадные; костюмы пляжные; косынки; платки головные; купальники гимнастические; куртки [одежда]; куртки из шерстяной материи [одежда]; куртки рыбацкие; легинсы [штаны]; ливреи; лифы; майки спортивные; манжеты; манишки; мантильи; манто; маски для сна; меха [одежда]; митенки; перчатки без пальцев; муфты [одежда]; муфты для ног неэлектрические; нагрудники детские, за исключением бумажных; нагрудники с рукавами, за исключением бумажных; накидки меховые; накидки парикмахерские; насадки защитные на каблуки; наушники [одежда]; носки; носки, абсорбирующие пот; обувь; обувь гимнастическая; обувь пляжная; обувь спортивная; одежда; одежда, содержащая вещества для похудения; одежда бумажная; одежда верхняя; одежда вышитая; одежда готовая; одежда для автомобилистов; одежда для велосипедистов; одежда для гимнастов; одежда из искусственной кожи; одежда из латекса; одежда кожаная; одежда непромокаемая; одежда светодиодная; одежда форменная; окантовка металлическая для обуви; пальто; панталоны [нижнее белье]; парки; пелерины; перчатки [одежда]; перчатки для лыжников; пижамы; плавки; пластроны; платочки для нагрудных карманов; платья; повязки для головы [одежда]; подвязки; подвязки для носков; подвязки для чулок; подкладки готовые [элементы одежды]; подмышники; подошвы для обуви; подтяжки; полуботинки; полуботинки на шнурках; пончо; пояса-кошельки [одежда]; пояса [белье нижнее]; пояса [одежда]; пояса церемониальные; пояса-шарфы; приданое для новорожденного [одежда]; приспособления, препятствующие скольжению обуви; пуловеры; свитера; пятки для чулок двойные; ранты для обуви; рубашки; сабо [обувь]; сандалии; сандалии банные; сапоги; сарафаны; сари; саронги; союзки для обуви; стельки; стихари; тапочки банные; тоги; трикотаж [одежда]; трусы; туфли; туфли комнатные; тюбетейки; тюрбаны; уборы головные; фартуки [одежда]; форма для дзюдо; форма для карате; футболки; футболки компрессионные [рашгарды]; халаты; халаты купальные; цилиндры; части обуви носочные; чулки; чулки, абсорбирующие пот; шали; шапки бумажные [одежда]; шапочки для душа; шапочки купальные; шарфы-трубы; шипы для бутс; шляпы; штанишки детские [белье нижнее]; штрипки; шубы; эспадриллы; юбки; юбки-шорты; юбки нижние" идентичны или обладают высокой степенью однородности ввиду отнесения их к одним родовым группам - одежда (и ее части), обувь (и ее части), головные уборы. Сравниваемые виды товаров могут быть произведены одним лицом и реализовываться совместно.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ "менеджмент спортивный; продвижение продаж через третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; деятельность интернет-магазинов по продаже товаров". Данные виды услуг относятся к услугам по продвижению товаров, включая менеджмент и продажу товаров. Знаки (3-6, 10-11) также зарегистрированы для услуг по продвижению и продаже товаров - услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; реклама товаров, продвижение товаров для третьих лиц, услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами], услуги магазинов по оптовой и розничной продаже 09 класса, а именно: обеспечение программное для компьютеров; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; фильмы мультипликационные" знаков (2-6), услуги 35 класса МКТУ "реклама; агентства по импорту-экспорту; продвижение товаров для третьих лиц, в том числе, включенных в 09 и 11 классы МКТУ" знаков (10-11). Сравниваемые виды услуг относятся к одним родовым группам - услуги по продвижению товаров, включая их рекламирование и сбыт, в связи с чем они могут быть оказаны одним лицом в отношении одного и того же круга потребителей.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "продвижение продаж через третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; деятельность интернет-магазинов по продаже товаров" однородны и по отношению к услугам 35 класса МКТУ "услуги оптовой и розничной продажи продуктов питания и напитков" знака (9). Сравниваемые услуги однородны по роду (услуги по продвижению продаж), они могут исходить из единого источника происхождения, быть оказаны совместно в отношении одного круга потребителей.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "продвижение продаж через третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий" однородны и услугам 35 класса МКТУ "реклама при оказании услуг 41 класса, а именно: предоставление видео файлов онлайн незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление назагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу" обозначения (1) ввиду отнесения их к одной родовой группе - услуги по продвижению товаров и услуг. По мнению коллегии, у потребителя могут создаться правдоподобные представления с единым источником происхождения данных видов услуг.
Ограничение части услуг 35 класса МКТУ знаков (2-6, 9-11), а также всех услуг 35 класса МКТУ обозначения (1) направленностью их на конкретные товары ни снимает наличие однородности с заявленными услугами 35 класса МКТУ "продвижение продаж через третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; деятельность интернет-магазинов по продаже товаров", которые представлены в общем виде.
Услуги 41 класса МКТУ "издание книг" заявленного обозначения и знаков (13-14) идентичны.
Услуги 41 класса МКТУ "аренда спортивных площадок; клубы здоровья (оздоровительные и фитнес-тренировки); организация спортивных состязаний; проведение фитнес-классов; прокат оборудования стадионов; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; услуги индивидуальных тренеров (фитнес); услуги спортивных лагерей; хронометраж спортивных состязаний; воспитание физическое; обучение гимнастике; обучение фигурному катанию на коньках; предоставление спортивного оборудования" заявленного обозначения идентичны или в высокой степени однородны услугам 41 класса МКТУ "аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес тренировки]; организация спортивных состязаний; предоставление полей для гольфа; услуги спортивных лагерей" знаков (13-14). Данные виды услуг относятся к услугам по организации спортивных мероприятий, услугам в области физического воспитания и спорта, то есть относятся к одной родовой группе, а также характеризуются возможностью их совместного оказания в отношении одного и того же круга потребителей.
Кроме того, как в перечне заявленного обозначения, так и в перечне противопоставленных знаков (13-14) содержатся услуги в сфере развлечений, которые могут исходить от одного и того же лица, занимающегося организацией данного вида деятельности, кроме того, существуют предпосылки для оказания данных видов услуг в отношении одних и тех же потребителей. Более того, данные виды услуг могут быть взаимозаменяемыми. Изложенное свидетельствует об их однородности.
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "информация по вопросам отдыха" заявленного обозначения и знака (7) совпадают.
Услуги 41 класса МКТУ "киностудии" заявленного обозначения и услуги 41 класса МКТУ "видеосъемка; киностудии; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; передачи развлекательные телевизионные; производство видеофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат кинофильмов" знака (7), услуги 41 класса МКТУ "кинопрокат; микрофильмирование; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; прокат кинофильмов; создание кинофильмов, за исключением рекламных; субтитрование" обозначения (1), услуги 41 класса МКТУ "видеосъемка; киностудии; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; передачи развлекательные телевизионные; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат звукозаписей; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; прокат видеофильмов; прокат кинофильмов; создание фильмов, за исключением рекламных; субтитрование" знаков (2-3, 5), услуги 41 класса МКТУ "видеосъемка; киностудии; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; передачи развлекательные телевизионные; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат видеофильмов; прокат звукозаписей; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные" знака (4,6) совпадают или относятся к услугам в области производства кино, аудио- и видеозаписей. По мнению коллегии, сравниваемые услуги 41 класса МКТУ могут исходить от одного лица, могут быть взаимодополняемыми и оказываться совместно.
Услуги 41 класса МКТУ "академии [обучение]; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация конкурсов учебных; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; переподготовка профессиональная; проведение экзаменов; услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги школ [образование]" знака (12), услуги 41 класса МКТУ "образование (преподавание технических наук)" знака (18) в высокой степени однородны заявленным услугам 41 класса МКТУ "информация по вопросам воспитания и образования; обучение заочное; обучение практическим навыкам (демонстрация); переподготовка профессиональная; услуги образовательно-воспитательные; организация и проведение мастер-классов; организация и проведение семинаров; организация и проведение мастер-классов (обучение); организация конкурсов (учебных)". По мнению коллегии, упомянутые виды услуг могут быть оказаны одним лицом (например, образовательной организацией), в отношении одного круга потребителей.
Услуги 41 класса МКТУ "организация конкурсов (развлекательных)" знака (12) идентичны или однородны услугам 41 класса МКТУ "информация по вопросам развлечений; клубы-кафе ночные (развлечение); организация досуга; организация конкурсов (развлекательных); организация конкурсов развлекательных; развлечения; услуги баз отдыха (развлечения); услуги клубов (развлечение)" заявленного обозначения. Однородность данных видов услуг обусловлена совпадением их родовой группы (услуги в сфере развлечений), возможностью оказания их одним лицом, взаимодополняемостью, взаимозаменяемостью.
Услуги 41 класса МКТУ "передвижные библиотеки" знаков (2, 4) и заявленные услуги 41 класса МКТУ "организация выставок с культурно-просветительной целью" относятся к услугам услуги культурно-просветительских учреждений, следовательно, являются однородными ввиду совпадения их рода, лица, предоставляющего данные услуги и круга потребителей.
Однородность сравниваемых видов товаров и услуг в возражении не оспаривается.
В отношении анализа однородности товаров и услуг, для которых испрашивается предоставление правовой охраны знаку заявленному обозначению и в отношении которых предоставлена правовая охрана противопоставленным знакам и обозначению (1-7, 9-19), коллегия учитывала, что вероятность смешения сравниваемых обозначений определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров и услуг. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства сравниваемых обозначений, а также высокая степень однородности сравниваемых товаров и услуг, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров и услуг, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте.
При этом для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и заявленного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров, в связи с чем вывод о сходстве сравниваемых обозначений и об однородности вышеуказанных услуг, является достаточным основанием для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В возражении указывается на различные сферы деятельности заявителя и правообладателей противопоставленных знаков и обозначения (1-7, 10-14, 18), в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует вероятность смешения сравниваемых видов товаров в гражданском обороте Российской Федерации. Однако, данный довод не может быть принят во внимание коллегией, поскольку в рамках рассмотрения настоящего возражения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, устанавливает тождество или сходство сравниваемых обозначений, а также анализируются перечни товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и зарегистрированы противопоставленные знаки, а не фактически осуществляемая деятельность.
Регистрация противопоставленных знаков между собой не является предметом рассмотрения настоящего возражения.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 07.08.2023, оставить в силе решение Роспатента от 30.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 октября 2023 г. по заявке N 2022746632/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru