Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 октября 2023 г. по заявке N 2022721303
Заявка: |
2022721303 |
Название: |
ТУРАГЕНТСТВО СОЛНЦЕ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
31.07.2023 |
Дата коллегии: |
26.09.2023 |
Дата утверждения: |
31.10.2023 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Уварова Ольга Геннадьевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 31.07.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Уваровой Ольгой Геннадьевной (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022721303, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022721303, поданной 04.04.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 39 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Роспатентом было принято решение от 17.05.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг 39 класса МКТУ (далее - решение Роспатента), основанное на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "Турагентство", является неохраняемым, на основании положений, предусмотренных пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью, характеризует заявленные услуги, указывая на их назначение.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками "СОЛНЦЕТУР", "СОЛНЦЕТУР SOLNCETUR" зарегистрированными под N 567153 с приоритетом от 07.11.2014; N 470998 с приоритетом от 16.08.2011 (срок действия регистрации продлен до 16.08.2031), на имя ООО "Р-Холдинг", 153000, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Багаева, д. 39, кв. 5, в отношении однородных услуг 39 класса МКТУ.
В связи с изложенным, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении всех заявленных услуг 39 классов МКТУ на основании положений пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении 31.07.2023 заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- словесные обозначения "Солнце" и "СОЛНЦЕТУР" (свидетельства N 567153 и N 470998) совпадают в определенной степени, однако словосочетание "СОЛНЦЕТУР" является индивидуально отличимым словосочетанием. В состав данного словосочетания входят два слова "СОЛНЦЕ" и "ТУР", а словесный элемент "Солнце" звучит как другое слово, отличающееся по полноте общего восприятия;
- при сопоставлении слов "Солнце" и "СОЛНЦЕТУР" семантическое сходство отсутствует;
- слово "Солнце" заявленного обозначения не сходно до степени смешения с товарными знаками "СОЛНЦЕТУР" и "СОЛНЦЕТУР SOLNCETUR", зарегистрированными под N 567153 и N 470998, так как это совершенно разные слова для общего восприятия потребителя.
На основании вышеизложенного, заявитель просит отменить решение Роспатента от 17.05.2023 и зарегистрировать обозначение по заявке N 2022721303 в качестве товарного знака в отношении заявленного перечня услуг 39 класса МКТУ.
В подтверждение изложенных доводов заявителем были представлены на заседании коллегии следующие дополнительные материалы:
1. Скриншоты из поисковой системы Яндекс с запросом по словесным элементам "Солнце турагентство донской", "что лучше солнце или солнцетур".
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (04.04.2023) поступления заявки N 2022721303 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар. Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022721303 заявлено словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом буквами кириллического алфавита. Предоставление правовой охраны испрашивается в отношении услуг 39 класса МКТУ.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "Турагентство" ("Турагентство" - сокр. туристическое агентство, https://abbr_rus.academic.ru/21926/%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE, туристическое агентство - розничная туристская фирма, занимающаяся реализацией туров населению, организуемых оптовыми туристическими фирмами, а также продажей потребителям отдельных туристических услуг (транспортных билетов, экскурсий и т.п.), https://touristas.academic.ru/891/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2% D0%BE) является неохраняемым, на основании положений, предусмотренных пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью, характеризует заявленные услуги, указывая на их назначение.
В качестве сходных до степени смешения с заявленным обозначением в заключении по результатам экспертизы указаны словесный товарный знак [1] "" по свидетельству N 470998, выполненный стандартным шрифтом буквами кириллического и латинского алфавита, и комбинированный товарный знак [2] "
" по свидетельству N 567153, включающий словесный элемент "СОЛНЦЕТУР", выполненный оригинальным шрифтом буквами кириллического алфавита, и изобразительные элементы в виде стилизованных шариков, в одном из которых изображён стилизованный огонь, правовая охрана предоставлена в отношении услуг 39 класса МКТУ.
Заявленное обозначение "" состоит из двух словесных элементов "Турагентство" и "Солнце". Именно на словесном элементе "Солнце" акцентируется внимание при восприятии обозначения и именно словесный элемент "Солнце"несет основную индивидуализирующую нагрузку в знаке, словесный же элемент "Турагентство" с учетом его семантического значения не обладает различительной способностью, является слабым элементом в знаке и не придает слову "Солнце" качественно иного смыслового восприятия.
Словесные элементы противопоставленных товарных знаков [1-2] образованы из двух слов: "СОЛНЦЕ" и "ТУР" (транслитерация буквами латинского алфавита "SOLNCE" и "TUR" ) в слитном написании. С учетом области деятельности правообладателя противопоставленных товарных знаков (туризм, организация путешествий) словесные элементы "ТУР", "TUR" также являются слабыми элементами в знаках и не придают словам "СОЛНЦЕ", "SOLNCE" качественно иное смысловое восприятие. Именно на словесных элементах "СОЛНЦЕ", "SOLNCE" акцентируется внимание при восприятии товарных знаков.
Анализ заявленного обозначения "" и противопоставленных товарных знаков [1-2] показал, что все обозначения включают в себя фонетически и семантически тождественный словесный элемент "СОЛНЦЕ" (SOLNCE транслитерация латинскими буквами).
Сравниваемые обозначения сходны по фонетическому признаку ввиду совпадения звуков и звукосочетаний, их места в составе обозначений, то есть на основании фонетического тождества словесных элементов "Солнце" и "СОЛНЦЕ", "SOLNCE".
С точки зрения семантического сходства необходимо отметить, что словесные элементы "Солнце" и "СОЛНЦЕ" являются лексическими единицами русского языка и имеют общее смысловое значение (Солнце - солнце, солнышко ср. наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, Толковый словарь Даля, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/356818).
Словесные элементы "Турагентство" ("Турагентство" - сокр. туристическое агентство, https://abbr_rus.academic.ru/21926/%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE, туристическое агентство - розничная туристская фирма, занимающаяся реализацией туров населению, организуемых оптовыми туристическими фирмами, а также продажей потребителям отдельных туристических услуг (транспортных билетов, экскурсий и т.п.), https://touristas.academic.ru/891/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2% D0%BE) и "ТУР", "TUR" (Тур (турне) - посещение различных мест с какой-либо целью в рамках одной спланированной поездки с возвращением в исходный пункт, https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%83%D1%80) порождают в сознании потребителя сходный ассоциативный ряд, связанный с приобретением туров, поездок, их организацией, виду чего наличие в заявленном и противопоставленных товарных знаках [1-2] указанных словесных элементов лишь усиливает значение семантического критерия.
При сопоставлении заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] на предмет графического сходства можно говорить о совпадении кириллического алфавита, а также шрифтовом совпадении (стандартный шрифт черного цвета) в сравниваемых знаках.
Заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [2] отличаются графически, поскольку заявленное обозначение является словесным в отличие от противопоставленного комбинированного товарного знака [2]. При сопоставлении словесного обозначения с комбинированным на предмет графического сходства анализу подлежит алфавит, которым выполнены буквы словесных элементов, шрифт этих элементов. Иные отличия могут быть учтены в рамках общего зрительного впечатления, однако не исследуются при анализе графического сходства. В данном случае заявленное обозначение и противопоставление [2] выполнены буквами кириллического алфавита.
Наличие графического элемента в противопоставленном товарном знаке [2] не может быть признано определяющим в анализе сходства знаков, поскольку превалирует, в данном случае, фонетическое и семантическое тождество словесных элементов "Солнце" и "СОЛНЦЕ", "SOLNCE", которое обеспечивает ассоциирование друг с другом сравниваемых обозначений.
В соответствии с изложенным, коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ услуг, представленных в перечнях сравниваемых обозначений, показал следующее.
При определении вероятности смешения сравниваемых обозначений коллегии надлежит руководствоваться требованиями пункта 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее Постановление Пленума ВС РФ), согласно которому вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Испрашиваемые услуги 39 класса МКТУ заявленного обозначения и услуги 39 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-2] в большей части являются тесно связанными друг с другом, имеют общее назначение, область применения, круг потребителей, используются в одном сегменте рынка, соотносятся как род/вид (деятельность туристических агентств/бронирование билетов для путешествий; бронирование маршрутов путешествий; бронирование транспортных средств; информация по вопросам перевозок; организация круизов; организация путешествий; перевозка путешественников и т.д.).
В поступившем возражении вывод об однородности услуг 39 класса МКТУ в отношении противопоставленных товарных знаков заявителем не оспаривается.
Учитывая установленное сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-2], а также высокую степень однородности испрашиваемых услуг 39 класса МКТУ соответствующим услугам противопоставленных товарных знаков [1-2], их следует признать сходными до степени смешения.
Представленные заявителем материалы из сети Интернет (Приложение N 1) не свидетельствуют о широкой известности заявленного обозначения как названия туристической фирмы и ее ассоциации с заявителем, следовательно, данные сведения не образуют тех обстоятельств, которые необходимо учитывать в контексте п. 162 Постановления Пленума ВС РФ.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-2] в отношении однородных услуг 39 класса МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 31.07.2023, оставить в силе решение Роспатента от 17.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 октября 2023 г. по заявке N 2022721303
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru