Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 ноября 2023 г. по заявке N 840240
Заявка: |
840240 |
Название: |
G-DRIVE (ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ - "ДЖИ-ДРАЙВ") |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.12.2022 |
Дата коллегии: |
05.09.2023 |
Дата утверждения: |
03.11.2023 |
Заявитель: |
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" |
Вид обращения: |
возражение о признании товарного знака G-DRIVE (ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ - "ДЖИ-ДРАЙВ") общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент ОИ) рассмотрела заявление, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 29.12.2022 г., о признании комбинированного товарного знака N 840240 "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 28.12.2022 г. на имя Публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - Заявитель), в отношении товаров 04 класса МКТУ "бензин; топливо моторное".
Товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 01.12.2021 г. с приоритетом от 28.05.2021 г. по заявке N 2021732929 в отношении товаров и услуг 01, 04, 09, 12, 16, 20, 24, 25, 34, 35, 37, 38, 41, 42 классов МКТУ.
Товарный знак N 840240 "", в отношении которого испрашивается признание его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, является комбинированным обозначением, которое состоит из словесного элемента "G-Drive", выполненного оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита белого цвета, расположенного на оранжевом фоне.
Для подтверждения общеизвестности комбинированного товарного знака N 840240 "" Заявителем были представлены следующие материалы:
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ПАО Газпром нефть [1];
- Перечень зарегистрированных товарных знаков на имя Заявителя в формате Excel [2];
- Книги фирменного стиля премиальных брендов Компании ОАО "Газпром нефть" за 2014 г. и 2018 г. [3];
- Выписка из Реестра общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков в отношении Общеизвестного товарного знака N 230 [4];
- Фотографии АЗС ПАО "Газпром нефть" с указанием адреса их расположения [5];
- Годовые отчеты ПАО "Газпром нефть" за 2018 г., 2019 г., 2020 г. [6];
- Справка ПАО "Газпром нефть" N НК-1 от 23.12.2022 г. о количестве АЗС "G-Drive" в Российской Федерации и странах СНГ за период с 2018 г. по 2021 г. [7];
- Справки ПАО "Газпром нефть" N НК-2, N НК-3 от 23.12.2022 г. об объемах продаж в тоннах и в рублях топлива "G-Drive" в Российской Федерации и странах СНГ [8];
- Справка ПАО "Газпром нефть" N НК-4 от 23.12.2022 г. о количестве транзакций на АЗС при покупке топлива "G-Drive" [9];
- Справка ПАО "Газпром нефть" N НК-5 от 23.12.2022 г. о затратах на продвижение [10];
- Заключение Палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения N 2021В00509 [11];
- Пресс-клиппинг по СМИ с упоминанием "G-Drive" за период с 2018 г. по 2022 г. в формате Excel [12];
- Свод по рекламным акциям "G-Drive" за период с 2014 г. по 2022 г. в формате Excel [13];
- Подбор публикаций о топливе "G-Drive" в сети Интернет за период с 2010 г. по 2022 г. в формате Excel [14];
- Отчеты Информационно-аналитической системы "Медиалогия" за период с 2010 г. по 2017 г. [15];
- Рекламные видеоролики на электронном носителе [16];
- Исследование сети АЗС "Газпром нефть" (Общий отчет), подготовленное в октябре 2013 г. [17];
- Исследования удовлетворенности и лояльности потребителей розничных брендов компании "Газпром нефть", подготовленные TNS Россия для ОАО "Газпром нефть" за 2015 г., 2016 г., 2017 г. [18];
- Исследования удовлетворенности и лояльности потребителей розничных брендов компании "Газпром нефть", подготовленные Ipsos за декабрь 2018 г., декабрь, 2020 г. [19];
- Результаты Социологического опроса, проведенного АО "Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)", от 19.10.2022 г. [20];
- Презентация "G-Drive Экосистема бренда от топлива к образу жизни" [21];
- Презентация программы интеграций бренда "G-Drive", подготовленная к ПМЭФ 2022 г. [22];
- Флэш-накопитель USB с приложениями [23].
12.01.2022 г. Заявителем дополнительно представлены подлинники Приложений [7], [8], [9], [10].
На заседании коллегии, состоявшемся 20.02.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 20.04.2023 г., а также Заявителем дополнительно представлены:
- Справка ПАО "Газпром нефть" от 20.02.2023 г. о количестве АЗС "G-Drive" в Российской Федерации и странах СНГ в 2022 г. [24];
- Справки ПАО "Газпром нефть" от 20.02.2023 г. об объемах продаж в тоннахи в рублях топлива "G-Drive"в Российской Федерации и в странах СНГ в 2022 г. [25];
- Справка ПАО "Газпром нефть" от 20.02.2023 г. о затратах на продвижение в 2022 г. [26];
- Образцы буклетов и брошюр [27];
- Образец радио рекламы на электронном носителе [28];
- График рекламной компании на радио в формате Excel [29];
- Документы, подтверждающие размещение рекламы на радио [30];
- Договор ООО "БВ Коммуникейшн Партнерз Групп" с ООО "Тим Тутберидзе" [31];
- Флэш-накопитель USB с приложениями [32].
12.04.2023 г. Заявителем дополнительно представлены:
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении АО "Газпром нефть-Московский НПЗ" [33];
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении АО "Газпром нефть-Омский НПЗ" [34];
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Газпром нефть-Центр" [35];
- Образцы товарных чеков за 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г., подтверждающих покупку бензина "G-Drive" в регионах Российской Федерации [36];
- Презентация "Путь Клиента на АЗС" [37];
- Договоры на осуществление рекламной деятельности за 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г., дополнительные соглашения к договорам, акты об оказанных услугах, результаты выполненных работ в виде образцов рекламной продукции с: ООО "АртПРО", ООО "БВ Коммуникейшн Партнерз Групп", ООО "Мульти Технологии", ООО "ЭМГ", ООО "Ягуар Ленд Ровер", ООО "Би-Си-Эй", ООО "Бель Виль Студио", ООО "Ипсос Комкон", ООО "Оксиджн", ООО "Развитие инновационных бизнес продуктов", ООО OOO "Флейшман-Хиллард Вэнгард", АО "Медиа Инстинкт", ООО "Комьюнити", ООО "О плюс К-Маркетинг плюс консалтинг", ООО "Прогрешен", ИП Аветисян Ишхан Ашотович, ИП Днепровский Артур Вячеславович, ИП Матвеева Дарья Сергеевна, ИП Панкова Анна Валериевна, ООО "ГРЕЙП", ООО "Капитал-Медиа", ООО "Лайон Коммьуникейшенз", ООО "Мануфактура", ООО "Нева Тревел Компани", ООО "Редарт", ООО "УК Севкабель Порт", ООО "Хангри Бойс", ООО "ЦУНАМИ ФЭКТОРИ", ООО "Яндекс Медиасервисы" [38];
- Комментарии и дополнения АО "Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)" к социологическому опросу, проведенному 19.10.2022 г. [39];
- Договоры на осуществление спонсорской деятельности за 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г., дополнительные соглашения к договорам, акты и отчеты об оказанных услугах, платежные документы с: Ассоциацией "Хоккейный клуб "Авангард", АО "Футбольный клуб "Зенит", ООО "Хоккейный клуб СКА" [40];
- Флэш-накопитель USB с приложениями [41].
На заседании коллегии, состоявшемся 20.04.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 16.05.2023 г.
02.05.2023 г. Заявителем дополнительно представлены:
- Информация из реестра АО Специализированного регистратора - Держателя реестров акционеров газовой промышленности" (АО "ДРАГА") в отношении ПАО "Газпром нефть" [42];
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефть - Региональные продажи" [43];
- Список АЗС ПАО "Газпромнефть"по регионами населенным пунктам Российской Федерации [44];
- Сведения и документы о реализации сопутствующих товаров, маркированных обозначением "G-Drive" [45];
- Флэш-накопитель USB с приложениями [46].
На заседании коллегии, состоявшемся 16.05.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 05.07.2023 г.
21.06.2023 г. Заявителем дополнительно представлены:
- Результаты Социологического опроса, проведенного АО "Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)", от 20.06.2023 г. [47].
На заседании коллегии, состоявшемся 05.07.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 09.08.2023 г.
24.07.2023 г. Заявителем дополнительно представлены:
- Ходатайство о сокращении перечня товаров 04 класса МКТУ, именно: "бензин" [48].
На заседании коллегии, состоявшемся 09.08.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 29.08.2023 г., а также Заявителем дополнительно представлены:
- Справка ПАО "Газпром нефть" от 08.08.2023 г. об объемах продаж в тоннах и в рублях бензина "G-Drive" в Российской Федерации [49];
- Справка ПАО "Газпром нефть" от 08.08.2023 г. о количестве транзакций на АЗС при покупке бензина "G-Drive" [50];
- Справка ПАО "Газпром нефть" от 08.08.2023 г., содержащая сведения в отношении дизельного топлива "G-Drive" [51].
На заседании коллегии, состоявшемся 29.08.2023 г., рассмотрение заявления было перенесено на 05.09.2023 г., а также Заявителем дополнительно представлены:
- Документы на осуществление спонсорства спортивных мероприятий по футболу: Договоры, дополнительные соглашения к договорам, отчеты о размещении рекламных материалов с: Общероссийской Общественной организацией "Российский Футбольный Союз", АО "Футбольный клуб "Зенит"; Информационное письмо Общероссийской Общественной Организации Спортивная Федерация по Футболу "Российский Футбольный Союз" от 23.08.2023 г.; Информационная справка, содержащая сведения об охватах трансляций футбольных матчей [52];
- Документы на осуществление спонсорства спортивных мероприятий по хоккею: Договоры, дополнительные соглашения к договорам, отчеты о размещении рекламных материалов, акты сдачи-приемки оказанных услуг к договорам, платежные документы с: Ассоциацией "Хоккейный клуб "Авангард"; ООО "Хоккейный клуб СКА", ООО "БВ Коммуникейшн Партнерз Групп"; Официальное письмо ООО Хоккейный клуб "Авангард" от 22.08.2023 г.; Отчет, отображающий статистику посещения мероприятий, проводимых на "G-Drive Арена"; Отчет об интеграции розничных брендов ПАО "Газпром нефть" в спортивные мероприятия спонсируемых команд от 30.12.2019 г. [53];
- Документы на осуществление спонсорства спортивных мероприятий по фигурному катанию: Фото и видеоотчеты об интеграции "G-Drive" в рамках мероприятий, относящихся к фигурному катанию; Презентация об интеграции "G-Drive" в рамках проведения Чемпионата России по фигурному катанию 2022 г.; Документы на осуществление рекламных услуг бренд-амбассадром "G-Drive" Елизаветой Туктамышевой [54];
- Договоры с ООО "БВ Коммуникейшн Партнерз Групп", дополнительные соглашения к договорам, акты сдачи-приемки оказанных услуг по дополнительным соглашениям к договорам [55];
- Медиа-клиппинг "Российской серии гонок на выносливость2022" [56];
- Отчет о проведенной федеральной рекламной акции "Рвани в Ле Ман" [57];
- Документы, подтверждающие интеграцию бренда "G-Drive" в серию концертов Live&Drive [58];
- Документы об участии бренда "G-Drive" в Форуме Sky Service 2019: Договор, акты об оказании услуг по договору, отчеты об исполнении договора с ООО "СкайКоннект" [59];
- Документы о проведении акции "ЦУНАМИ ПИКНИК" [60];
- Документы об участии бренда "G-Drive" в "VK FEST 2022" [61];
- Документы на осуществление рекламной деятельности в СМИ на радио и телевидении: Договоры на осуществление рекламной деятельности; образы рекламных роликов; фотоотчеты, эфирные справки [62];
- Справка "ООО Кваттуор" от 23.08.2023 г. о количестве упоминаний бренда "G-Drive" в СМИ [63];
- Флэш-накопитель USB с приложениями [64].
На заседании коллегии, состоявшемся 05.09.2023 г., изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегия установила следующее.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегия установила следующее.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты (29.12.2022 г.) его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. (далее - Парижская конвенция), Кодекс, Административный регламент ОИ.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем первым и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента ОИ исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
3) подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы (далее - материалы), в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Анализ фактических данных, содержащихся в поступившем заявлении и документах, приложенных к нему, свидетельствует о следующем.
В 1995 г. в соответствии с Указом Президента РФ N 872 создано ОАО "Сибирская нефтяная компания", учредителем которого выступило государство, передав в уставной капитал холдинга государственные пакеты акций крупнейших нефтяных предприятий страны: ОАО "Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Ноябрьскнефтегазгеофизика", ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "Омскнефтепродукт".
29 сентября 1995 г. в соответствии с Уставом, утверждённым в развитие положений Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ N 972, компания приобрела наименование - АО "Сибнефть".
В 1996 г. - 1997 г., в целях развития рыночной экономики Правительством РФ реализован план приватизации АО "Сибнефть", вследствие которого в 1996 г. частными инвесторами было приобретено 49% акционерного капитала "Сибнефти", а в 1997 г. в рамках правительственной программы "Акции за кредиты", на аукционе по продаже государственной доли "АО "Сибнефть" победила "Финансовая нефтяная компания".
В 2005 г. контрольный пакет акций ОАО "Сибнефть" (75,68%) приобрела Группа "Газпром", в результате чего 13.05.2006 г. компания была переименована в ОАО "Газпром нефть", а 01.06.2006 в соответствии с Приложением [1] - в ПАО "Газпром нефть".
В деятельности ПАО "Газпром нефть" выделяют основные операционные сегменты: производство и продажа нефти; производство и продажа нефтепродуктов, при этом приоритетными видами деятельности ПАО "Газпром нефть", является реализация (включая продажу на внутреннем рынке и на экспорт) нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, история Заявителя насчитывает более 20 лет деятельности.
"G-drive" - это флагманский бренд сети АЗС "Газпром нефть", на базе платформы которого существует целая экосистема продуктов, объединенных под одним обозначением. К данным продуктам относятся: топливо, кафе, собственная торговая марка (СТМ), спортивные активы (Приложение [21]).
Согласно Приложению [2], на момент подачи заявления на имя Заявителя зарегистрировано 382 товарных знака со словесным элементом "G-drive", которым предоставлена правовая охрана как в Российской Федерации, так и в таких странах, как: Республика Беларусь, Болгария, Румыния, Сербия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Босния и Герцеговина, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Северная Македония, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария. При этом, приоритет первого товарного знака со словесным элементом "G-Drive" N 429877 на территории Российской Федерации относится к 01.09.2010 г.
Кроме того, на имя Заявителя зарегистрирован товарный знак N 230, которому с 31.12.2018 г. предоставлена правовая охрана в качестве общеизвестного товарного знака (Приложение [4]).
Признание товарного знака N 840240 "" общеизвестным товарным знаком испрашивается Заявителем в отношении товаров 04 класса МКТУ "бензин", в соответствии с ходатайством о сокращении перечня товаров (Приложение [48]).
Основным местом реализации товара "бензин" являются автомобильные заправочные станции (АЗС), концепция оформления которых продемонстрирована Заявителем в книгах фирменного стиля премиальных брендов Компании ОАО "Газпром нефть" (Приложение [3]), а также в Презентации "Путь Клиента на АЗС" (Приложение [37]). Согласно данным, содержащимся в указанных материалах, при реализации бензина, обозначение "" размещается на: ценовой стеле; наклейках топливораздаточных колонок; насадках на топливных пистолетах; межколонных коробах; пилонах и указателях; брендированных флагах, расположенных на территории АЗС.
В подтверждение использования товарного знака N 840240 "" при реализации товара "бензин" на АЗС ПАО "Газпром нефть", Заявителем представлены фотографии АЗС с указанием адреса расположения, находящиеся в следующих населенных пунктах Российской Федерации: г. Барнаул, г. Владимир, г. Вологда, г. Воронеж, г. Екатеринбург, г. Иваново, г. Калининград, г. Кемерово, г. Краснодар, г. Красноярск, г. Крымск, г. Химки, г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск, г. Ноябрьск, г. Омск, г. Орел, г. Пермь, г. Псков, г. Ростов-на-Дону, г. Самара, г. Саранск, г. Сочи, г. Санкт-Петербург, г. Старый Оскол, г. Томск, г. Тюмень, г. Чебоксары, г. Ярославль (Приложение [5]).
Так, согласно представленным Заявителем справкам о количестве АЗС ПАО "Газпром нефть" в Российской Федерации и странах СНГ за период с 2018 г. по 20.02.2022 г. (Приложения [7], [24]), общее количество АЗС "Газпром нефть" в Российской Федерации составило в 2018 г. - 1260 шт.; в 2019 г. - 1321 шт.; в 2020 г. - 1365 шт.; в 2021 г. - 1432 шт.; в 2022 г. - 1725 шт. Общее количество АЗС в странах СНГ (а именно: Республика Беларусь, Киргизия, Таджикистан, Казахстан) представлено следующими данными: 2018 г. - 169 шт.; 2019 г. - 188 шт.; в 2020 г. - 191 шт.; в 2021 г. - 197 шт.; в 2022 г. - 207 шт.
При этом в представленных заявителем справках (Приложения [7], [24]), отдельно продемонстрировано количество АЗС, на которых осуществляется отпуск топлива, маркируемого обозначением "", в соответствии с которыми, количество АЗС в Российской Федерации в2018 г. составило 1057 шт., в 2019 г. - 1103 шт., в 2020 г. - 1114 шт., в 2021 г. - 1150 шт., в 2022 г. (до 20.02.2023 г.) - 1346 шт. В странах СНГ (а именно: Республика Беларусь, Киргизия, Таджикистан, Казахстан) в 2018 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составило 119 шт., 2019 г. - 132 шт., 2020 г. - 135 шт., 2021 г. - 141 шт., 2022 г. (до 20.02.2023 г.) - 153 шт.
Как видно из представленных материалов (Приложение [44]), география присутствия АЗС ПАО "Газпром нефть" по регионам и населенным пунктах Российской Федерации по состоянию на 28.12.2022 г. представлена следующим образом: Алтайский край - 32 шт.; Белгородская область - 2 шт.; Владимирская область - 13 шт.; Вологодская область - 7 шт.; Воронежская область - 11 шт.; Ивановская область - 24 шт.; Иркутская область - 1 шт.; Калининградская область - 2 шт.; Калужская область - 14 шт.; Кемеровская область - 71 шт.; Костромская область - 3 шт.; Краснодарский край - 49 шт.; Красноярский край - 39 шт.; Курганская область - 6 шт.; Курская область - 3 шт.; Ленинградская область - 34 шт.; Липецкая область - 2 шт.; г. Москва - 105 шт.; Московская область - 161 шт.; Мурманская область - 12 шт.; Нижегородская область - 48 шт.; Новгородская область - 13 шт.; Новосибирская область - 99 шт.; Омская область - 70 шт.; Орловская область - 3 шт.; Пензенская область - 2 шт.; Пермский край - 18 шт.; Псковская область - 6 шт.; Республика Адыгея - 8 шт.; Республика Алтай - 2 шт.; Республика Карелия - 2 шт.; Республика Мордовия - 8 шт.; Республика Татарстан - 4 шт.; Республика Хакасия - 3 шт.; Ростовская область - 2 шт.; Рязанская область - 13 шт.; Самарская область - 18 шт.; Свердловская область - 125 шт.; Смоленская область - 4 шт.; г. Санкт-Петербург - 76 шт.; Тверская область - 10 шт.; Томская область - 19 шт.; Тульская область - 6 шт.; Тюменская область - 70 шт.; Ханты-Мансийский автономный округ - 16 шт.; Челябинская область - 61 шт.; Чувашская республика - 4 шт.; Ямало-Ненецкий автономный округ - 13 шт.; Ярославская область - 32 шт.
Вместе с тем, анализ представленных в Приложениях [8], [25] сведений показал, что объем продаж топлива "G-Drive" в Российской Федерации в 2018 г. составил 612 861 т, объем выручки от продажи которого - 30 804 496 000 руб.; в 2019 г. объем продаж топлива - 641 771 т, объем выручки от продажи которого - 34 787 034 000 руб.; в 2020 г. - 650 115 т, объем выручки от продажи которого - 35 577 478 000; в 2021 г. 747 344 т, объем выручки от продажи которого - 44 057 008 000 руб.; в 2022 г. - 711 212 т, объем выручки от продажи которого - 39 821 963 000 руб.
Как следует из представленных в Приложениях [8], [25] сведениях, Заявителем продемонстрированы объемы продаж топлива "G-Drive" и в странах СНГ. В соответствии с указанными в справках данными, в Республике Беларусь по состоянию на 2018 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 20 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 35 889 т, с объемом выручки 66 578 000 (в национальной валюте); в 2019 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 29 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 34 716 т, с объемом выручки 75 739 000 (в национальной валюте); в 2020 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 29 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 30 370 т, с объемом выручки 74 422 000 (в национальной валюте); в 2021 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 29 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 35 379 т, с объемом выручки 93 621 000 (в национальной валюте); в 2022 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 29 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 32 873 т, с объемом выручки 103 187 434 (в национальной валюте).
В Киргизии по состоянию на 2018 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 30 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 21 312 т, с объемом выручки 1 160 744 000 (в национальной валюте); в 2019 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 30 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 22 668 т, с объемом выручки 1 199 079 000 (в национальной валюте); в 2020 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 30 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 18 891 т, с объемом выручки 877 249 000 (в национальной валюте); в 2021 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 30 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 21 941 т, с объемом выручки 1 349 327 000 (в национальной валюте); 2022 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 37 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 24 127 т, с объемом выручки 2 044 105 448 (в национальной валюте).
В Таджикистане по состоянию на 2018 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 36 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 14 338 т, с объемом выручки 149 359 000 (в национальной валюте); в 2019 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 38 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 14 891 т, с объемом выручки 150 997 000 (в национальной валюте); в 2020 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 39 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 14 348 т, с объемом выручки 127 426 000 (в национальной валюте); в 2021 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 42 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 16 822 т, с объемом выручки 219 220 000 (в национальной валюте); в 2022 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 45 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 15 136 т, с объемом выручки 209 118 302 (в национальной валюте).
В Казахстане по состоянию на 2018 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 33 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 19 163 т, с объемом выручки 4 703 912 000 (в национальной валюте); в 2019 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 35 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 21 525 т, с объемом выручки 5 119 969 000 (в национальной валюте); в 2020 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 37 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 28 217 т, с объемом выручки 6 931 149 000 (в национальной валюте); в 2021 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 40 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 38 480 т, с объемом выручки 10 481 286 000 (в национальной валюте); в 2022 г. количество АЗС, осуществляющих отпуск топлива "G-Drive", составляло 42 шт., объем продаж топлива на которых представлен показателем в 44 421 т, с объемом выручки 12 803 983 000 (в национальной валюте).
В качестве подтверждения реализации на АЗС ПАО "Газпром нефть" товара "бензин", маркируемого обозначением "G-Drive", Заявителем представлены образцы товарных чеков за 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г. (Приложение [36]), фиксирующих факт покупки бензина на АЗС Заявителя в регионах Российской Федерации. Статистика совершенных покупок отражена в Справке ПАО "Газпром нефть" N НК-4 от 23.12.2022 г. о количестве транзакций на АЗС при покупке топлива "G-Drive", свидетельствующей о том, что количество транзакций составило: в 2018 г. - 27 529 678; в 2019 г. - 27 604 006; в 2020 г. - 27 944 307; в 2021 г. - 31 826 424; в 2022 г. - 30 694 180 (Приложение [9]).
Из представленных в Приложении [45] материалов усматривается, что обозначение "" помимо средства индивидуализации товара "бензин", используется для маркировки товаров, которые также предлагаются к продаже на АЗС ПАО "Газпром нефть". Ассортимент таких товаров представлен продуктами питания, напитками, авто-товарами, аксессуарами, одеждой, товарами для отдыха, сувенирной продукцией.
Таким образом, коллегией установлено, что Заявителем широко используется товарный знак N 840240 "" для маркировки товара "бензин", в течение длительного времени. При этом круг потребителей данных товаров очень широкий и не ограничивается определенной категорией лиц.
Как следует из материалов дела, продвижение товаров Заявителя осуществляется в рамках спонсорства спортивных мероприятий, транслирования рекламных роликов на телевидении и радио, распространения информации о товарах в сети Интернет, участия в форумах, музыкальных мероприятиях.
В соответствии с представленными в Приложениях [40], [52], [53] сведениями Заявитель является спонсором спортивных мероприятий по футболу и хоккею. На основании заключенных договоров с футбольным клубом "Зенит", хоккейными клубами "Авангард" и "СКА" товарный знак N 840240 "" размещается на форме игроков, в оформлении ледовых площадок, стадионов, баннерах, пресс зонах спортивных арен, билетах на матчи и игры, абонементах, программах матчей и игр, сувенирной продукции, автотранспорте клубов и команд, на официальных Интернет-сайтах клубов и команд, что подтверждается представленными фотоотчетами и актами об оказанных рекламных услугах.
Согласно фактическим данным, указанным в Приложении [52], ПАО "Газпром нефть" является официальным топливным партнером Общероссийской общественной организации "Российский Футбольный Союз", в связи с чем товарный знак N 840240 "" размещается при проведении Союзом футбольных матчей и иных мероприятий. В соответствии с представленным Информационным письмом "Российского Футбольного Союза", в период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г. Союз размещал рекламные материалы Заявителя во время трансляций футбольных матчей, суммарный охват которых составил 195 485 000 зрителей.
Как установлено из представленных документов (Приложение [54]), реклама товаров Заявителя осуществляется в рамках проведения мероприятий по фигурному катанию. В соответствии с договором, заключенным ООО "БВ Коммуникейшн Партнерз Групп" с ООО "Тим Тутберидзе" (Приложение [31]), команда TeamTutberidze осуществляет комплекс рекламных услуг, при которых товарный знак N 840240 "" размещается на экипировке спортсменов и тренеров, участвующих в соревнованиях по фигурному катанию, как национального, так и международного уровня; в публикациях в социальных сетях. Вместе с тем, продвижение товаров ПАО "Газпромнефть" осуществляется в рамках рекламной детальности, осуществляемой бренд-амбассадором, что подтверждается представленными документами на осуществление рекламных услуг лицом бренда "G-Drive" - фигуристкой Елизаветой Туктамышевой.
Из представленных дополнительных материалов установлено, что Заявителем осуществляется рекламная кампания на телевидении, которая подтверждается договорами на создание рекламных роликов, образцами роликов, договорами на размещение роликов в эфире телевизионных каналов, эфирными справками о прохождении рекламного материала компании "ПАО "Газпром нефть", в соответствии с которыми рекламные ролики транслировалась в эфире таких телевизионных каналов, как: "Первый", "Россия 1", "Россия 24", "Телекомпания НТВ", "Матч ТВ", "Пятый канал", "Телеканал REN-TV", "МИР", "ТНТ", "Че", "Мужской Рекламный Канал", "СТС", "Че", "ЕРК" (Приложения [16], [38], [62]).
Вместе с тем, согласно представленным в Приложениях [28], [29], [30], [62] сведениям, ПАО "Газпром нефть" осуществляет продвижение товаров на радио. В соответствии с графиком рекламной компании на радио и эфирными справками, подготовленными ООО "Нью Эйдж Медиа Экспертс", реклама Заявителя размещается на следующих радиостанциях: "DFM", "Like FM", "Максимум", "Монте Карло", "Авторадио", "Comedy радио", "Русское радио", "Хит FM", "NRJ", "Юмор FM".
Анализ указанных в Справке "ООО Кваттуор" от 23.08.2023 г. фактических данных показал, что количество упоминаний бренда "G-Drive" в СМИ в 2020 г. составило 3 428; в 2021 г. - 3 717; в 2022 г. - 11 730 (Приложение [63]).
В соответствии с представленными в Приложении [26] сведениями, затраты на продвижение топлива, маркированного обозначением "" в 2022 г. составили: 388 231 584 руб.
Таким образом, коллегией было установлено, что Заявитель проводит активную и интенсивную рекламную кампанию, которая охватывает значительный период времени и рассчитана на неограниченный круг лиц. Данный установленный факт способствует признанию заявленного комбинированного товарного знака N 840240 "" общеизвестным товарным знаком в отношении товаров Заявителя.
В целях определения уровня известности обозначения "" АО "Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)" в период с 27.09.2022 г. по 03.10.2022 г. проведен социологический опрос, результаты которого представлены Заявителем в Приложении [20]. В ходе исследования, которое было проведено в виде Интернет-опроса, опрошено 1500 человек из 6 городов Российской Федерации: г. Москва - 500 человек, г. Санкт-Петербург - 500 человек, г. Новосибирск - 125 человек, Екатеринбург - 125 человек, Нижний Новгород - 125 человек, Омск - 125 человек.
В соответствии с результатами исследования, 81%опрошенных знакомы с обозначением "". Отвечая на открытый вопрос о сфере использования обозначения "
" 73% респондентов заявили, что оно используется для бензина, топлива; 96% отметили топливо, бензин при выборе из предложенных вариантов ответа. При исследовании уровня знания компании, использующей обозначение "
", 41% потребителей выбрали компанию "Газпром нефть" из предложенных вариантов; 74% опрошенных указали "Газпром нефть", отвечая на закрытый вопрос исследования.
Вместе с тем, 21.06.2023 г. Заявителем были представлены результаты социологического опроса, проведенного АО "Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)" в период с 30.05.2023 г. по 15.07.2023 г. (Приложение [47]). Социологическое исследование проведено в виде Интернет-опроса среди 1625 респондентов из 7 городов Российской Федерации: г. Москва - 500 человек, г. Санкт-Петербург - 500 человек, г. Новосибирск - 125 человек, Екатеринбург - 125 человек, Нижний Новгород - 125 человек, Омск - 125 человек, Краснодар - 125 человек.
Согласно результатам исследования, 80% опрошенных знакомы с обозначением "". 70% респондентов на открытый вопрос без предложенных вариантов ответа заявили, что обозначение "
" используется для бензина, топлива. При ответе на открытый вопрос 40% потребителей назвали "Газпром нефть" в качестве компании, использующей тестируемое обозначение для своих товаров; 26% опрошенных указали компанию "Газпром", при этом на уточняющий вопрос: "какую именно компанию они имели в виду ПАО "Газпром" или ПАО "Газпром нефть", 17% респондентов указали, что подразумевали ПАО "Газпром нефть". Таким образом, показатель знания компании, использующей тестируемое обозначение, полученный по результатам открытого и уточняющего вопросов, составил 57%. Выбирая из предложенных вариантов ответа, среди которых присутствовали ответы ПАО "Газпром" или ПАО "Газпром нефть", 60% участников опроса отметили, что обозначение "
" использует компания "Газпром нефть". Среди опрошенных, знакомых с компанией ПАО "Газпром нефть", 76% респондентов указали, что используют в отношении нее сокращение "Газпром".
Из представленных доказательств коллегия пришла к выводу, что комбинированный товарный знак N 840240 "" испрашиваемый в качестве общеизвестного в результате длительного и интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известен в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении производимых Заявителем товаров 04 класса МКТУ, а именно: "бензин".
Учитывая вышеизложенное, на основании абзаца второго пункта 77 Административного регламента коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление, поступившее 29.12.2022 г., и признать комбинированный товарный знак N 840240 ""
общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации, на имя Публичное акционерное общество "Газпром нефть", в отношении товаров 04 класса МКТУ "бензин" с 28.12.2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 ноября 2023 г. по заявке N 840240
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru