Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 ноября 2023 г. по заявке N 2022716055
Заявка: |
2022716055 |
Название: |
GOSTI |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
14.08.2023 |
Дата коллегии: |
28.09.2023 |
Дата утверждения: |
17.11.2023 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Флеганов Олег Владимирович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 14.08.2023 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Флегановым Олегом Владимировичем, г. Екатеринбург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022716055, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022716055, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 16.03.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 43 класса МКТУ, приведенных в перечне.
Роспатентом 13.05.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022716055 для всех испрашиваемых услуг 43 класса МКТУ.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения со следующими товарными знаками:
- "" по свидетельству N 920081 с приоритетом от 07.02.2022, зарегистрированным на имя ООО "Капитал Групп", Москва, в отношении однородных услуг 43 класса МКТУ;
- "" по свидетельству N 589276 с приоритетом от 15.05.2015 и "
" по свидетельству N 298901 с приоритетом от 17.11.2004 (срок действия исключительного права продлен до 17.11.2024), зарегистрированными на имя Индивидуального предпринимателя Ибатуллина Азамата Валерьянович, Республика Башкортостан, г. Уфа, в отношении однородных услуг 43 класса МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 14.08.2023, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 13.05.2023.
Доводы возражения сводятся к тому, что заявленное обозначение по заявке N 2022716055 и противопоставленные товарные знаки не являются сходными, поскольку имеют существенные различия.
По мнению заявителя, заявленное обозначение "" указывает на мероприятия для посетителей ресторана/кафе со специфическим составом участников (известные и популярные приглашенные лица), которые будут посещать заведение для участия в проводимых там мероприятиях.
Товарный знак "" по свидетельству N 920081 имеет иную семантику, а именно, указывает на совершение определенных действий - направиться куда-либо в качестве гостя.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности правообладателя указанного товарного знака - ООО "Капитал групп" (ОГРН 1217700132319), является "покупка и продажа собственного недвижимого имущества", а в качестве дополнительных видов деятельности в ЕГРЮЛ указаны "деятельность по управлению недвижимым имуществом, подрядные работы с указанными имуществом и деятельность рекламных агентств".
Противопоставленные товарные знаки "" по свидетельству N 589276 и "
" по свидетельству N 298901, в отличие от заявленного обозначения, выполнены буквами русского алфавита, в связи с чем сравниваемые обозначения существенно отличаются по визуальному критерию.
Согласно сведениям из сети Интернет, в Республике Башкортостан, где зарегистрирован Ибатуллин А.В. как индивидуальный предприниматель, ресторана с наименованием "ГОСТИ" более не существует, данное заведение общественного питания закрыто и не функционирует.
На основании изложенных доводов заявитель просит удовлетворить возражение, отменить решение Роспатента от 13.05.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022716055 для испрашиваемых услуг 43 класса МКТУ.
С учетом даты подачи (16.03.2022) заявки N 2022716055 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022716055 заявлено словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом строчными буквами латинского алфавита.
В рамках требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении испрашиваемых услуг 43 класса МКТУ заявленному обозначению противопоставлены словесные товарные знаки "" по свидетельству N 920081, "
" по свидетельству N 589276, "
" по свидетельству N 298901, выполненные стандартным шрифтом буквами латинского и русского алфавитов, соответственно.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков показал следующее.
Анализ по звуковому критерию сходства показал, что заявленное обозначение "" и товарные знаки "
" по свидетельству N 589276 и "
" по свидетельству N 298901 являются фонетически тождественными, поскольку полностью совпадает состав и порядок расположения букв/звуков, составляющих сравниваемые словесные элементы.
Заявленное обозначение "" полностью входит в звуковом отношении в состав товарного знака "
" по свидетельству N 920081 (буквенный/звуковой состав заявленного обозначения воспроизведён в противопоставленном товарном знаке в количестве 5 букв/звуков из 6), в связи с чем обозначения обладают высокой степенью фонетического сходства.
Словесные элементы "" заявленного обозначения и "
" товарного знака по свидетельству N 920081 наиболее вероятно будут восприняты российскими потребителями как слова "ГОСТИ" и "Вгости", выполненные буквами латинского алфавита. Необходимо отметить, что заявитель в возражении таким же образом интерпретирует указанные обозначения.
Товарные знаки "" по свидетельству N 589276 и "
" по свидетельству N 298901 представляют собой лексическую единицу русского языка, которая представляет собой форму множественного числа существительного "ГОСТЬ".
Слово "ГОСТЬ" согласно Толковому словарю Ожегова (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/41654?ysclid=lovnlznlr0544302895) имеет следующие значения: 1. Тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. Идти в гости (к кому-нибудь в качестве гостя). Вернуться из гостей (побыв гостем у кого-либо). Быть в гостях (гостем у кого-нибудь); 2. перен. О неожиданном пришельце, о том, кто (что) появился (появилось) неожиданно. В поселок забежал таежный гость (зверь). 3. Постороннее лицо, приглашенное присутствовать на собрании, заседании, празднестве. Места для гостей. Почетные гости фестиваля. 4. Купец, ведущий заморскую торговлю (стар.) Таким образом, сравниваемые словесные элементы способны порождать сходные смысловые ассоциации, связанные со значением существительного "гость".
По мнению заявителя, заявленное обозначение "" воспринимается посетителями ресторана/кафе как указание на то, что в заведении общественного питания проводятся мероприятия со специфическим составом участников (известных и популярных приглашенных лиц). Вместе с тем, восприятие заявленного обозначения российскими потребителями именно в таком качестве материалами возражения не доказано.
Таким образом, довод заявителя о значении слова "" без привязки к словарному определению слова "ГОСТЬ", является необоснованным.
Кроме того, стандартный шрифт и общий алфавит заявленного обозначения и товарного знака по свидетельству N 920081 определяют общее визуальное сходство знаков.
Высокая степень сходства единственных индивидуализирующих элементов, обусловленная наличием фонетического, семантического и графического сходства, приводит к ассоциированию заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам N 920081, N 589276, N 298901 являются сходными, несмотря на их отдельные отличия, поскольку ассоциируются в целом.
Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 43 класса МКТУ "закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом".
Товарный знак по свидетельству N 920081 зарегистрирован, в частности, для услуг 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; украшение еды; украшение тортов; услуги баров; услуги личного повара; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; услуги ресторанов вашоку; услуги ресторанов лапши "удон" и "соба"; услуги ресторанов с едой на вынос; услуги столовых".
Правовая охрана товарного знака по свидетельствам N 589276 распространяется, в том числе, на услуги 43 класса МКТУ "закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом".
Товарный знак по свидетельству N 298901 зарегистрирован для услуг 43 класса МКТУ "обеспечение пищевыми продуктами и напитками".
Заявитель не оспаривает установленную Роспатентом однородность услуг 43 класса МКТУ, представленных в перечнях заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков.
Сопоставляемые услуги 43 класса МКТУ однородны, так как представляют собой различные виды услуг в области общественного питания, имеют общий круг потребителей, назначение (направлены на обеспечение потребителей едой, напитками), условия оказания (предоставляются в кафе, ресторанах, барах и прочих заведениях общественного питания).
Заявитель привел довод о том, что противопоставленные товарные знаки не используются их правообладателями для маркировки заведений общественного питания. Вместе с тем данный довод не подтвержден вступившими в силу решениями уполномоченного органа о прекращении правовой охраны товарных знаков вследствие их неиспользования для указанных заявителем услуг (пункт 1 статьи 1486 Кодекса).
Установленное сходство заявленного обозначения и товарных знаков по свидетельствам N 920081, N 589276, N 298901, с учетом однородности услуг 43 класса МКТУ, свидетельствует о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении испрашиваемого перечня услуг 43 класса МКТУ, поскольку оно не соответствует для этих услуг пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 14.08.2023, оставить в силе решение Роспатента от 13.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 ноября 2023 г. по заявке N 2022716055
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru