Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 ноября 2023 г. по заявке N 2022757140/33
Заявка: |
2022757140/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
04.09.2023 |
Дата коллегии: |
16.10.2023 |
Дата утверждения: |
30.11.2023 |
Заявитель: |
Марков Алексей Викторович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 04.09.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Марковым Алексеем Викторовичем, Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022757140, при этом установила следующее.
Обозначение "ХУЛИНОМИКА" по заявке N 2022757140 подано на регистрацию 18.08.2022 на имя заявителя в отношении товаров 09, 16, 25, 28 и услуг 35, 36, 41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне.
Роспатентом 17.08.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022757140 в отношении всех заявленных товаров и услуг.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, фонетическое воспроизведение заявленного обозначения "ХУЛИНОМИКА" носит негативный характер и воспринимается как слово, относящееся к нецензурной лексике (см., Интернет-Источники https://mat2.slovaronline.com/5050-HULI, https://argo.academic.ru/5771/хули, http://argon.pro/humor/dict#21, https://sanstv.ru/dict/хули и др.), в связи с чем, заявленное обозначение в целом не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Таким образом, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку такая регистрация может быть признана противоречащей общественным интересам на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 04.09.2023 поступило возражение, в котором заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- использование названия "ХУЛИНОМИКА" для идентификации товаров и услуг не может быть расценено как противоречащее общественным интересам, поскольку не вызывает у потребителей каких-либо стойких антиобщественных негативных ассоциаций;
- обозначение "ХУЛИНОМИКА" воспроизводит название собственной книги заявителя;
- заявленное обозначение не может быть отнесено к обозначениям, представляющим или включающим слова, выражения, изображения, объемные и другие обозначения или их комбинации, которые как сами по себе, так и в случае их использования в качестве товарных знаков противоречат правовым основам общественного порядка и/или могут вызвать возмущение членов общества на основе общепринятых норм морали;
- по мнению заявителя, заявленное обозначение является фантазийным в отношении заявленных товаров и услуг, не противоречит нормам морали;
- предположение о значении слова "ХУЛИНОМИКА" сделано экспертом на основании собственных домыслов. В частности, стоит отметить, что ни один словарь не содержит определения слова "ХУЛИНОМИКА", в связи с чем не представляется возможным сделать обоснованный вывод о наличии безусловно негативной коннотации понятия "ХУЛИНОМИКА";
- не существует определения или конкретного значения заявленного обозначения "ХУЛИНОМИКА", а также, ни в каких словарях не существует информации о подобном виде товаров или услуг;
- экспертиза необоснованно использует лишь одно из многих значений слова "ХУЛИ", что, как кажется заявителю, не является объективным подходом. Так, слово "Хули" может означать название папуасского народа, проживающего в провинции Саутерн-Хайлендс, или является названием определённого блюда из курицы;
- тем не менее, заявитель убежден, что заявленное обозначение "ХУЛИНОМИКА" является единой композицией и деление её на какие-либо элементы является не верным трактованием;
- заявитель расшифровывает слово как "ХУЛИГАНСКАЯ ЭКОНОМИКА". Ассоциация "ХУЛИНОМИКА" с "ХУЛИГАНСКАЯ ЭКОНОМИКА" очевидна и создает для потребителя образ современного и креативного бренда;
- заявленное обозначение интенсивно используется заявителем и широко известно на рынке в сфере аналитики экономических и финансовых явлений, а также в направлении финансовых рынков;
- книги "ХУЛИНОМИКА" под авторством заявителя реализуются через крупные торговые площадки (Лабиринт, Читай-город, Буквоед и др.), а также различные маркетплейсы (OZON, Wildberries и др.);
- обширность продаж товара под обозначением "ХУЛИНОМИКА", известность среди потребителей, доступность каналов продаж производимых товаров позволяет сделать вывод о том, что обозначение "ХУЛИНОМИКА" уже "закрепилось" за конкретным производителем, а популярность обозначения свидетельствует о том, что потребитель знаком с тематикой и сферой, в которой работает производитель, значит, отсутствует привязка к негативной семантике, которую усмотрел эксперт в обозначении, а наоборот, есть четкие положительные образы, создаваемые данным обозначением;
- заявитель обращает внимание на то, что практика регистрации товарных знаков, содержащих часть "ХУЛИ", широко распространена, и заявитель не видит объективных причин, препятствующих предоставлению правовой охраны обозначению "ХУЛИНОМИКА";
- продукция, производимая заявителем, вызывает соответствующие ассоциации и создает определенные привязки и образы в сознании потребителя. Маловероятно, что потребитель сочтет продукцию известного экономиста и финансиста аморальной и не связанной с финансами и экономикой.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022757140 в отношении товаров 09, 16, 25, 28 и услуг 35, 36, 41, 42 классов МКТУ.
К возражению приложены следующие материалы:
1. Письмо из издательства АСТ;
2. Рецензии.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (18.08.2022) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Перечень обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, и не подлежащих регистрации в качестве товарных знаков, не является исчерпывающим и носит исключительно обобщающий характер.
Заявленное обозначение "ХУЛИНОМИКА" является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 09, 16, 25, 28 и услуг 35, 36, 41, 42 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение "ХУЛИНОМИКА" состоит из двух словесных частей "ХУЛИ", "НОМИКА", при этом, первая часть "ХУЛИ" (хули - ругань (сквернословие, перебранка, бранные слова), см. https://dic.academic.ru, Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. - М.: Русский язык. З.Е. Александрова. 2011) воспринимается как нецензурное, непристойное слово, употребляемое в ненормативной лексике.
Коллегия отмечает, что, несмотря на то, что оспариваемое обозначение содержит в себе словесную часть "НОМИКА", данное обстоятельство не придает обозначению иного восприятия в целом, поскольку данная часть означает "правило, закон" ("ном", территория под управлением; правило, закон", см. https://kartaslov.ru/).
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что словесный элемент "ХУЛИНОМИКА" заявленного обозначения может относиться к жаргонным словам и, следовательно, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Таким образом, в силу того, что, слово "ХУЛИНОМИКА" может восприниматься для обозначения искажённой, неправильной речи, предоставление правовой охраны товарному знаку с указанным словесным элементом нарушает положения, установленные подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, товары 09, 16, 25, 28 классов МКТУ, для которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению "ХУЛИНОМИКА" имеют разновозрастные группы потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения "ХУЛИНОМИКА" потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам гуманности и морали очевидна.
Довод заявителя о том, что слово "ХУЛИНОМИКА" воспринимается как название книг по аналитике экономических и финансовых явлений, является неубедительным, поскольку указанная информация не является широко известной среди российских потребителей, не интересующихся сферой экономики и финансов, и, следовательно, слово "ХУЛИНОМИКА" будет восприниматься как слово, относящееся к нецензурной лексике.
Ссылка заявителя на регистрации товарных знаков, содержащих часть "ХУЛИ", не может служить основанием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, так как не имеет отношения к рассматриваемому возражению, поскольку указанные регистрации не являются в соответствии с Кодексом основанием для регистрации заявленного обозначения и не устраняют препятствий в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса, послуживших основанием для отказа в регистрации заявленного обозначения "ХУЛИНОМИКА".
С учетом изложенного, коллегия полагает, что заявленное обозначение обладает признаками, противоречащими общественным интересам, принципам морали, в связи с чем регистрация его в качестве товарного знака будет противоречить требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 04.09.2023, оставить в силе решение Роспатента от 17.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 ноября 2023 г. по заявке N 2022757140/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru