Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 декабря 2023 г. по заявке N 2022751699/33
Заявка: |
2022751699/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.08.2023 |
Дата коллегии: |
03.11.2023 |
Дата утверждения: |
27.12.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "АТК" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "АТК", Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022751699 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022751699, поступившей 29.07.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 32 класса МКТУ, перечисленных в заявке.
Решением Роспатента от 24.08.2023 отказано в регистрации указанного обозначения в качестве товарного знака по основаниям, приведенным в заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения, согласно которому установлено, что:
- входящие в состав заявленного обозначения словесные элементы "water From Alania" ("water From Alania" - с английского языка на русский язык - "вода из Алании", где Алания - часть официального названия Республики Северная Осетия Алания/см. https://dic.academic.r6u/dic.nsf/es/49989/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F; https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/WATER и др.) являются неохраноспособными на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладают различительной способностью, указывают на вид и состав заявленных товаров, а также на место производства заявленных товаров и место нахождения производителя товаров;
- заявленное обозначение для всех товаров 32 класса МКТУ, указанных в заявке N 2022751699, не соответствует пункту 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку сходно до степени смешения:
- с серией (блоком) товарных знаков "", "
", "
", "
", "
", "
", зарегистрированных под N 595000 с приоритетом от 25.11.2014, под N 617674 с приоритетом от 23.06.2016, под N 624497 с приоритетом от 23.06.2016, под N 333648 с приоритетом от 29.08.2006 (срок действия исключительного права продлен до 29.08.2026), под N 188708 с приоритетом от 24.06.1998 (срок действия исключительного права продлен до 24.06.2028), под N 167715 с приоритетом от 19.01.1998 (срок действия исключительного права продлен до 19.01.2028) на имя ООО "Ариана", Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, в отношении товаров 05, 32, 33 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 32 класса МКТУ;
- с товарными знаками "", "
", зарегистрированными под N 178688, N 178687 с приоритетом от 11.06.1997 (срок действия исключительного права продлен до 11.06.2027) на имя ООО "Центр пищевой индустрии - Ариант", г. Челябинск, в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 32 класса МКТУ.
В возражении, поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 28.08.2023, заявителем представлены следующие доводы:
- оспариваемое решение противоречит законодательству в части оценки охраноспособности заявленного обозначения и сложившейся правоприменительной практике о регистрации комбинированных товарных знаков;
- словесные элементы "water From Alania" (с английского языка - "вода из Алании") занимают второстепенное положение в заявленном обозначении, не обладают различительной способностью, состоят только из элементов, характеризующие товары, в том числе указывают на их вид, место производства или сбыта, при этом выполнены мелким шрифтом, декларируются заявителем как неохраняемые словесные элементы, подлежащие дискламации;
- в отношении сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков неверно оценены факторы, влияющие на формирование их различного впечатления.
На основании изложенных доводов заявитель просил отменить решение Роспатента от 24.08.2023 и вынести решение о регистрации обозначения по заявке N 2022751699 в качестве товарного знака в отношении всех товаров 32 класса МКТУ, указанных в заявке.
К возражению приложены следующие материалы:
(1) ответ заявителя на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства;
(2) копия оспариваемого решения.
Корреспонденцией, поступившей 23.10.2023, заявителем представлены следующие дополнительные доводы:
- ни один из противопоставленных товарных знаков не относится к категории общеизвестных или коллективных товарных знаков;
- между заявленным обозначением и противопоставленными товарными знаками отсутствует тождество;
- обстоятельства, усугубляющие вероятность смешения с ними заявленного обозначения, отсутствуют;
- фонетический признак сравнения играет второстепенную роль, в то время как важными являются иные признаки: смысловой, графический, опытный (предыдущий опыт от восприятия ранних товарных знаков);
- ни один из правообладателей противопоставленных товарных знаков не представил своих возражений относительно поданной заявки N 2022751699;
- ООО "Ариант" не использует противопоставленные товарные знаки в отношении однородной продукции, в то время как заявитель является изготовителем воды, что было проиллюстрировано материалами, представленными в период экспертизы заявленного обозначения;
- возможность смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков отсутствует, поскольку противопоставленные товарные знаки не известны потребителям как средства маркировки товаров, однородных заявленным;
- продукция ООО "Ариана" реализуется с использованием наименований мест происхождения товаров "Кармадон" (N 87) и "Нижний "Кармадон" (N 172), следовательно, узнаваемость среди потребителей питьевой воды "АРИАНА" без слов "Кармадон" и "Нижний "Кармадон" отсутствует;
- декларация в отношении воды "АРИАНА" получена недавно, уже после того, как заявитель обратился к правообладателю за предоставлением согласия, известность такой продукции потребителям отсутствует;
- обозначение заявителя уже приобрело узнаваемость среди потребителей, которые могут безошибочно распознать источник происхождения товаров;
- заявитель представляет фотоснимки, отражающие его производственную деятельность.
В дополнениях, поступивших 24.10.2023, заявителем представлены следующие материалы:
(3) копия свидетельства от 28.04.2023 о депонировании файла "Бутылка для напитков "ARIAN Living water From Alania".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (29.07.2022) подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572 (далее - Правила).
В соответствии c абзацем первым пункта 1 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, общепринятые наименования, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 Правил.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим, графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть, круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В качестве товарного знака по заявке N 2022751699 заявлено комбинированное обозначение "", представленное повернутым на 90 градусов относительно горизонта, состоящее из слов "ARIAN" и "Living water From Alania", выполненных буквами латинского алфавита в две строки таким образом, что слово "ARIAN" значительно крупнее и размещено на отдельной строке. Надпись "Living water From Alania" означает, согласно описанию, представленному в заявке, "живительная вода из Алании". Обозначение выполнено в следующем цветовом сочетании: черный, белый. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 32 класса МКТУ.
В рамках применения положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса оспариваемым решением было установлено, что слова "water From Alania" не обладают различительной способностью и является неохраняемыми элементами на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, с чем заявитель не спорит, отметил в возражении необходимость дискламации этих слов.
Действительно, слова "water From Alania" являются характеристикой заявленных товаров "вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; составы для приготовления безалкогольных напитков; составы для производства газированной воды; шенди; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; эссенции безалкогольные для приготовления напитков", поскольку указывают на вид и состав заявленных товаров, а также на место производства заявленных товаров и место нахождения производителя товаров. Следовательно, признание слов "water From Alania" неохраняемыми следует признать правомерным.
Вместе с тем основанием для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака послужил вывод о его несоответствии требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса по причине сходства с серией (блоком) товарных знаков "", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 595000, 617674, 624497, 333648, 188708, 167715, а также с товарными знаками "
", "
", зарегистрированными под N 178688, N 178687.
Анализ сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков показал следующее.
В заявленном обозначении "" основным является словесный элемент "ARIAN", поскольку именно он способствует осуществлению обозначением индивидуализирующей функции.
Индивидуализирующая способность товарных знаков "", "
" по свидетельствам NN 624497, 167715 определяется их единственным элементом, при этом слово "ARYANA" воспринимается как выполненное буквами латинского языка слово "АРИАНА".
В противопоставленных товарных знаках "", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708 основными следует признать словесные элементы "ARYANA" и "АРИАНА", поскольку изобразительные элементы не несут ясного и однозначного смыслового содержания, либо составляют фон для доминирующего элемента. Дополнительный словесный элемент "Минеральная питьевая лечебная вода" товарного знака по свидетельству N 333648 признан неохраняемым элементом, вследствие чего не оказывает влияния на индивидуализирующую способность товарного знака.
Следует отметить, что при оценке сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака или обозначения (см. пункт 162 Постановления Верховного суда Российской Федерации N 10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае основной/"сильный" словесный элемент заявленного обозначения "ARIAN" произносится как [А-РИ-АН], состоит из 5 букв и 5 звуков. Основной, "сильный" элемент противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715 "ARYANA"/"АРИАНА" произносится как [А-РИ-А-НА], состоит из 6 букв и 6 звуков. Фонетическое сходство указанных словесных элементов обусловлено совпадением большинства букв и звуков их составляющих, расположенных в одинаковой последовательности. Различие состоит только в последнем звуке, следовательно, сравниваемые обозначения являются созвучными. Указанное приводит к выводу о высокой степени звукового сходства основных элементов заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715.
С точки зрения визуального признака сходства, сравниваемые обозначения также имеют признаки сходства, поскольку их основные элементы выполнены с использованием одинаковых или близких по исполнению букв "А", "R"/"Р", "N"/"Н". Использование поворота слов в заявленном обозначении не приводит к качественно разному визуальному восприятию основных элементов сравниваемых обозначений, не обуславливает утрату доминирующего характера такого элемента. Одновременно в противопоставленных товарных знаках изобразительные элементы не меняют восприятия слов "ARYANA"/"АРИАНА" в соответствующем качестве.
Коллегия отмечает, что критерий общего зрительного впечатления в данном случае не может являться определяющим, поскольку заявленное обозначение лишено значимых графических особенностей, влияющих на восприятие обозначения в целом - такое восприятие формируется исключительно за счет доминирующего словесного элемента "ARIAN".
Анализ словарно-справочной литературы показал, что слово "ARIAN" означает "ариец; арийка" (https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/374949), в то время как слово "Aryana" (https://translate.academic.ru/Aryana/xx/ru/) не имеет какого-либо значения, в связи с чем смысловой критерий в данном случае не является определяющим. При этом сопоставляемые словесные элементы могут быть восприняты как имена собственные (https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0&from=ru&to=xx&did=&stype=), что также не приводит к выводу об отсутствии смыслового ассоциирования сопоставляемых обозначений, поскольку в соответствии с пунктом 42 Правил оценивается подобие заложенных в обозначения идей.
Таким образом, следует констатировать сходство слов "ARIAN" и "ARYANA"/"АРИАНА" по фонетическому и визуальному признакам при невозможности признания несходства по смысловому критерию. В соответствующей ситуации именно фонетический критерий превалирует и обуславливает вывод о сходстве сравниваемых обозначений в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Высокая степень сходства доминирующих элементов приводит к ассоциированию заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715.
Таким образом, заявленное обозначение и товарные знаки по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715 являются сходными, поскольку ассоциируются в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Анализ однородности товаров 32 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация заявленного обозначения, и товаров, в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715 показал следующее.
Заявленные товары "вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; составы для приготовления безалкогольных напитков; составы для производства газированной воды; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; эссенции безалкогольные для приготовления напитков" представляют собой воды и напитки безалкогольные. Данные товары однородны по роду, виду, назначению, условиям реализации и кругу потребителей таким товарам как "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков" (указаны в свидетельстве N 188708), товарам "минеральные воды; составы для изготовления минеральной воды" (указаны в свидетельстве N 333648), товарам "воды [напитки]; воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки фруктовые безалкогольные; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; соки овощные [напитки]; соки фруктовые" (указаны в свидетельстве N 617674), товарам "воды [напитки]; воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки фруктовые безалкогольные; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; соки овощные [напитки]; соки фруктовые" (указаны в свидетельстве N 624497), товарам "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки, фруктовые напитки и фруктовые соки, сиропы и прочие составы для изготовления напитков" (указаны в свидетельстве N 167715.
Кроме того, заявленные товары "вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; напитки безалкогольные" однородны также по роду, виду, кругу потребителей, условиям реализации, признаку взаимозаменяемости таким товарам противопоставленных регистраций NN 617674, 624497, как "воды минеральные для медицинских целей; лечебные напитки на основе минеральных вод; воды термальные", "воды минеральные для медицинских целей; воды термальные" 05 класса МКТУ.
Заявленный товар "шенди" представляет собой пиво, смешанное с лимоном или напитком со вкусом лимона и лайма (https://alphapedia.ru/w/Shandy, https://akademiakhv.ru/teaching/chto-takoe-shandi-napitok.html, https://vk.com/wall-78500724_9184#:~:text=%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%20(Shandy)%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9,%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%2C%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83%D1%8E%D1%82%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%83%2050%2F50). Характеристики данного товара позволяют отнести его к алкогольной продукции (см. ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
С учетом сказанного заявленный товар "шенди" является однородным товару "пиво" 32 класса МКТУ и товарам "алкогольные напитки [за исключением пива]" 33 класса МКТУ, указанным в перечнях регистраций NN 595000, 188708, 167715, поскольку они относятся к одной родовой группе, совпадают по виду, назначению, условиям реализации, кругу потребителей.
Следовательно, все заявленные товары однородны товарам, имеющимся в перечнях противопоставленных регистраций, при этом степень однородности является высокой, поскольку установлено большинство признаков однородности, включая основные.
Вероятность смешения спорного обозначения и противопоставленного товарных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Вывод о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 595000, 617674, 333648, 188708, 624497, 167715 наряду с выводом об однородности товаров, указанных в сопоставляемых перечнях, приводит к заключению о несоответствии заявленного обозначения для испрашиваемых товаров требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В противопоставленных товарных знаках "", "
" по свидетельствам N 178688, N 178687 основными (и единственными) элементами, обуславливающими индивидуализирующую способность товарных знаков, являются слова "АРИАНТ"/"ARIANT", где одно является транслитерацией другого.
С точки зрения фонетического признака слова "ARIAN" и "АРИАНТ"/"ARIANT" характеризуются совпадением большинства звуков, образующих слова при одинаковых взаимном расположении звуков и количестве слогов в словах. Отличие сравниваемых слов составляет один звук, расположенный в конце слов, что не обеспечивает качественно разного их звучания.
Слова "АРИАНТ" (https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82&from=ru&to=xx&did=&stype=) и "ARIANT" (https://translate.academic.ru/Ariant/xx/ru/) не обнаруживаются в словарных источниках в качестве значимых лексических единиц, но могут быть восприняты в качестве имени собственного. Аналогично в таком качестве может быть воспринят и основной элемент заявленного обозначения "ARIAN" (https://vplate.ru/imena/arian/), что сближает сравниваемые слова по смысловому признаку. Для российского потребителя высока вероятность восприятия сравниваемых слов в качестве фантазийных. Изложенное свидетельствует о том, что смысловой признак сравнения не может выступать в качестве определяющего вывод о несходстве сравниваемых обозначений, поскольку невозможно прийти к выводу о качественно разных понятиях и идеях, заложенных в сравниваемые обозначения.
С точки зрения визуального признака сравнения, заявленное обозначение выполнено близким к стандартному шрифтом, при этом противопоставленные товарные знаки отличаются незначительными шрифтовыми особенностями. Вместе с тем они имеют второстепенное значение, поскольку данные слова запоминаются, прежде всего, при их произношении.
Дополнительные словесные элементы, присутствующие в составе заявленного обозначения, не оказывают существенного влияния не приведенный анализ, поскольку учитывается сходство именно сильных элементов, к которым в заявленном обозначении относится слово "ARIAN", не имеющее грамматической и/или смысловой связи с иными элементами обозначения.
Таким образом, заявленное обозначение является сходным в целом, несмотря на отдельные отличия, с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 178688, 178687.
Заявленные товары "шенди" являются однородными по роду, виду, назначению, условиям реализации и кругу потребителей товарам "пиво", "алкогольные напитки (за исключением пива)", имеющимся в перечнях противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 178688, 178687.
Остальные заявленные товары (вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; составы для приготовления безалкогольных напитков; составы для производства газированной воды; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; эссенции безалкогольные для приготовления напитков) однородны по роду, виду, назначению, условиям реализации и кругу потребителей таким товарам противопоставленных регистраций NN 178688, 178687, как "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков".
Сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, наряду с выводом об однородности товаров, представленных в сопоставляемых перечнях, приводит к заключению о сходстве до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 178688, 178687 в отношении однородных товаров.
Коллегия также отмечает, что довод заявителя об отсутствии обстоятельств, усугубляющих вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, не влияет на представленный анализ, поскольку основные критерии, которые требуется установить, предусмотрены положениями пунктов 41-45 Правил.
Относительно доводов заявителя, касающихся реальной ситуации на рынке, сложившейся в связи с использованием и неиспользованием заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков в отношении товаров 32 класса МКТУ, необходимо отметить, что для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения заявленного обозначения и товарного знака обычными потребителями соответствующих товаров. Изложенный анализ приводит к выводу о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении всех заявленных товаров 32 класса МКТУ, для которых испрашивается регистрация. При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 28.08.2023, оставить в силе решение Роспатента от 24.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 декабря 2023 г. по заявке N 2022751699/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru