Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 декабря 2023 г. по заявке N 2021710867/33
Заявка: |
2021710867/33 |
Название: |
ХОТТУР |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
11.08.2023 |
Дата коллегии: |
08.12.2023 |
Дата утверждения: |
28.12.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Хот Тоур" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 11.08.2023 возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 863956, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Хот Тоур", г. Москва (далее - лицо, подавшее возражение; ООО "Хот Тоур"), при этом установила следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2021710867 с приоритетом от 01.03.2021 зарегистрирован 14.04.2022 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 863956 в отношении услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства, на имя Кирилловой Евгении Никитичны, 199397, Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, 46-1-28 (далее - правообладатель), информация о чем была опубликована 14.04.2022 в официальном бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров" N 8 за 2022 год.
В поступившем возражении от 11.08.2023 и дополнении к нему от 01.11.2023 выражено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 863956 предоставлена в нарушение требований, установленных положениями пунктов 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Приведенные в возражении доводы сводятся к следующему:
- входящий в состав оспариваемого товарного знака словесный элемент "ХОТТУР" представляет собой транслитерацию английских слов "HOT" и "TOUR": ("hot" - горячий, горящий, "tour" - тур, поездка, турне), является общепринятым термином для обозначением тура по сниженной цене ("туры горящих путевок"), указывает на область деятельности, используется различными лицами в туристической индустрии;
- неохраняемый словесный элемент "ХОТТУР" в составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956 доминирует над изобразительным элементом в виде солнца и попугая, заменяющими букву "О", которые не являются оригинальными в товарных знаках, предназначенных для индивидуализации туристических услуг;
- о доминирующем положении неохраняемого элемента указывалось административным органом при экспертизе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956, а последующее внесение изменений в размер изобразительного элемента не повлекло разницы восприятия словесного элемента в плане его доминирования;
- доминирующее положение неохраняемого словесного элемента влечет вывод о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 863956 зарегистрирован с нарушением положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- для услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, не относящихся к туристической деятельности, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 863956 не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, поскольку способен ввести потребителя в заблуждение;
- ООО "Хот Тоур" является заинтересованным лицом при подаче настоящего возражения, поскольку зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет коммерческую деятельность в области туризма под своим фирменным наименованием и с использованием доменных имен hottour.ru, hottour.com, совпадающих со словесным элементом оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956;
- ранее лицом, подавшим возражение, оспаривалась правомерность предоставления правовой охраны товарному знаку "" по свидетельству N 659107, зарегистрированного на имя ООО "Томское туристическое агентство" для товаров и услуг 16, 35, 39, 43 классов МКТУ, в результате чего при наличии позиции Суда по интеллектуальным правам, изложенной в судебных актах по делу N СИП-432/2020, N 713/2021, ООО "Хот Тоур" было признано заинтересованным лицом в данном деле, а правовая охрана указанного товарного знака была прекращена на основании решения Роспатента от 17.06.2022 в отношении части товаров 16 класса МКТУ, а также всех услуг 35, 39, 43 классов МКТУ как не соответствующая требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса, при этом спорный словесный элемент "ХОТТУР", доминирующий в составе указанного товарного знака, был признан неохраняемым для деятельности, связанной с туризмом, а, для части услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, не имеющих отношения к туризму, товарный знак признан вводящим потребителя в заблуждение относительно вида услуг;
- законность и обоснованность решения Роспатента от 17.06.2022 была подтверждена решением Суда по интеллектуальным правам от 03.05.2023 по делу N СИП-943/2022.
Учитывая изложенное, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 863956 недействительным полностью.
В качестве материалов, иллюстрирующих доводы возражения, представлены следующие документы (копии):
(1) Примеры использования изображений солнца и попугая для индивидуализации деятельности в области туризма;
(2) Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Хот Тоур";
(3) Копия заключения специалиста от 31.07.2023 N 07/06;
(4) Копия субагентского договора N 10/004 от 24.10.2007;
(5) Копия субагентского договора N 01/2019 от 10.01.2019;
(6) Копия отчета агента от 31.12.2019 к субагентскому договору N 01/2019 от 10.01.2019;
(7) Копия отчета агента от 31.12.2022 к субагентскому договору N 01/2019 от 10.01.2019;
(8) Сведения о заявках, поступивших через сайт hootour.ru за период с 01.01.2019 по 31.12.2019;
(9) Сведения о заявках, поступивших через сайт hottour.ru за период с 01.01.2020 по 31.12.2022;
(10) Сведения о заявках, поступивших через сайт hootour.com за период с 01.01.2019 по 31.12.2019;
(11) Сведения о заявках, поступивших через сайт hottour.com за период с 01.01.2020 по 31.12.2022;
(12) Туристический пакет клиента Иляшевой (заявка от 28.02.2019, договор от 02.05.2019, ваучер, авиабилет);
(13) Туристический пакет клиента Кузнецовой (заявка от 23.07.2019, договор от 24.07.2019, ваучер, авиабилет);
(14) Туристический пакет клиента Журавлевой (заявка от 24.08.2021, договор от 25.08.2021, ваучер, авиабилет);
(15) Туристический пакет клиента Заваруев (заявка от 18.09.2022, договор от 18.09.2022, ваучер, авиабилет);
(16) Снимок экрана интернет-страница https://hottour.ru.
(17) Снимок экрана интернет-страница https://hottour.ru/o-nas/dokumenty/rekvizity;
(18) Снимок экрана интернет-страница https://hottour.com;
(19) Снимок экрана интернет-страница https://hottour.com/o-nas/dokumenty/rekvizity;
(20) Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Хот Тур";
(21) Копия справки о государственной регистрации TOO "Hot Tour" от 28.07.2023;
(22) Копия решения Роспатента от 27.01.2020 N 2017713937;
(23) Копия решения Роспатента от 13.05.2021 N 2017713937;
(24) Копия решения Роспатента от 17.06.2022 N 2017713937.
(25) Копия решения Суда по интеллектуальным правам 01.10.2020 по делу N СИП-432/2020;
(26) Копия постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2021 по делу N СИП-432/2020;
(27) Копия решения Суда по интеллектуальным правам от 17.01.2022 по делу N СИП-713/2021;
(28) Копия постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.04.2022 по делу N СИП-713/2021;
(29) Копия постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 03.05.2023 по делу N СИП-943/2022.
Правообладатель оспариваемого товарного знака был надлежащим образом извещен о поступившем возражении по адресам, приведенным в Госреестре. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений (идентификаторы 801036871597450, 80103687159699, 80105689493849, 80105689493863) правообладатель получал уведомления от 24.08.2023 и от 25.10.2023 о дате, месте и времени рассмотрения поступившего возражения, при этом отзыв по мотивам возражения не представил и на заседании коллегии отсутствовал.
Между тем, в соответствии с пунктом 41 Правил ППС неявка стороны спора, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте проведения заседания коллегии, не является препятствием для проведения заседания. В этой связи заседание коллегии было проведено в отсутствие правообладателя.
С учетом даты приоритета оспариваемого товарного знака (01.03.2021) правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
Согласно пункту 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Согласно представленным материалам возражения (приложения (2)-(21)) ООО "Хот Тоур" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.01.2018 и осуществляет деятельность в области туризма под своим фирменным наименованием и с использованием доменных имен сайтов в сети Интернет hottour.ru, hottour.com, совпадающими со словесным элементом товарного знака N 863956. Деятельность ООО "Хот Тоур" состоит в оказании агентских услуг по реализации туристического продукта, обработке заявок клиентов, поступающих с сайты hottour.ru, hottour.com и предоставлении информации о клиентах в соответствии с субагентским договором N 01/2019 от 10.01.2019, заключенным с ООО "Хот Тур", то есть данная деятельность охватывает круг услуг, предусмотренных 35, 39, 43 классами МКТУ. ООО "Хот Тур", в свою очередь, осуществляет агентскую деятельность в области туризма на основании прямых договоров с туроператорами и на основании субагентского договора N 10/004 от 24.10.2007, заключенного с TOO "HOT TOUR" (Республика Казахстан). Компании TOO "HOT TOUR" (Республика Казахстан), ООО "Хот Тур" и ООО "Хот Тоур" входят в одну группу (имеют одного бенефициара).
Осуществление лицом, подавшим возражение, деятельности на рынке туристических услуг с использованием обозначений "Хот Тоур", hottour, которые фонетически и семантически воспроизведены в составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956 со словесным элементом "ХОТТУР", свидетельствуют о наличии заинтересованности ООО "Хот Тоур" при подаче настоящего возражения.
Что касается мотивов для оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 863956, то необходимо отметить следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по свидетельству N 863956 с приоритетом от 01.03.2021 представляет собой комбинированное обозначение, включает словесный элемент "ХОТТУР", выполненный буквами кириллицы, при этом буква "О" имеет оригинальное графическое исполнение, представлена в виде стилизованного солнца с сидящим попугаем. Словесный элемент расположен на оранжевом фоне.
Товарный знак по свидетельству N 863956 зарегистрирован для индивидуализации следующих услуг:
35 класс МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; аренда площадей для размещения рекламы; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; демонстрация товаров; изучение рынка; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; маркетинг; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; подготовка платежных документов; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; реклама; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление отчетов о счетах; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; экспертиза деловая";
39 класс МКТУ - "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; аренда мест для стоянки автотранспорта; бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; бронирование транспортных средств; доставка корреспонденции; доставка товаров; доставка товаров, заказанных по почте; доставка цветов; логистика транспортная; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация перевозок по туристическим маршрутам; оформление туристических виз и проездных документов для лиц, выезжающих за границу; перевозка в бронированном транспорте; перевозка грузовым автотранспортом; перевозка гужевым транспортом; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; предоставление информации о движении транспорта; предоставление информации об услугах хранения; предоставление информации по вопросам перевозок; прокат автомобилей; прокат навигационных систем; прокат транспортных средств; сопровождение путешественников; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги транспортные; хранение товаров; экспедирование грузов";
43 класс МКТУ - "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; пансионы; прокат передвижных строений; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов".
Анализ оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956 показал, что входящий в его состав словесный элемент "ХОТТУР" указан в качестве неохраняемого элемента для всех услуг 35, 39, 43 классов МКТУ.
В этой связи следует указать, что, исходя из общедоступных словарно-справочных источников информации 1, словесный элемент "ХОТТУР" соответствует транслитерации с английского языка словосочетания "hot tour" (где слово "hot" - горячий, горящий; "tour" - тур, турне, путешествие, поездка), означающего в переводе "горящий тур".
------------------------------
1 https://translate.academic.ru/горящий тур/ru/en/.
------------------------------
Понятие "горящий тур" является общепринятым обозначением тура по сниженной цене и используется различными хозяйствующими субъектами, указывает на свойство услуг, относящихся к туристической деятельности.
Представляя собой термин в области туристической деятельности, обозначение "ХОТТУР" не подлежат правовой охране на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на назначение части услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, а именно:
35 класс МКТУ - "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; реклама; управление гостиничным бизнесом; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих;";
39 класс МКТУ - "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; аренда мест для стоянки автотранспорта; бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; бронирование транспортных средств; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация перевозок по туристическим маршрутам; оформление туристических виз и проездных документов для лиц, выезжающих за границу; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; предоставление информации о движении транспорта; предоставление информации по вопросам перевозок; прокат автомобилей; прокат навигационных систем; прокат транспортных средств; сопровождение путешественников; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги транспортные";
43 класс МКТУ - "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; пансионы; прокат передвижных строений; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов".
При этом необходимо констатировать, что, несмотря на присутствие в оспариваемом товарном знаке по свидетельству N 863956 изобразительного элемента, стилизованного под букву "О" в единственном словесном элементе "ХОТТУР", тем не менее, именно слово акцентирует на себе внимание потребителя в первую очередь и определяет восприятие товарного знака в целом. Имеющая стилизация буквы "О" не придает словесному элементу какого-то иного восприятия и не лишает его возможности прочтения. При этом изображение горящего солнца дополняет семантику, заложенную в слово "ХОТ". Приведенные в возражении примеры использования изображений солнца и попугая для индивидуализации деятельности в области туризма (приложение (1)) приняты коллегией к сведению.
Все вышеприведенные обстоятельства дела в совокупности обуславливают вывод о доминирующем положении неохраняемого словесного элемента "ХОТТУР" в составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956, следовательно, регистрация этого товарного знака для вышеупомянутого перечня услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, относящегося к области в сфере туризма, произведена в нарушение требований пункта 1 статьи 1483 Кодекса, которым установлен запрет на предоставление правовой охраны товарному знаку с доминирующим неохраняемым элементом в составе.
Также необходимо указать, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 863956 зарегистрирован в отношении таких услуг 35, 39 классов МКТУ как:
35 класс МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; изучение рынка; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; маркетинг; подготовка платежных документов; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление отчетов о счетах; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; экспертиза деловая";
39 класс МКТУ - "доставка корреспонденции; доставка товаров; доставка товаров, заказанных по почте; доставка цветов; логистика транспортная; перевозка грузовым автотранспортом; перевозка гужевым транспортом; предоставление информации об услугах хранения; хранение товаров; экспедирование грузов".
Указанные услуги не связаны с туристической деятельностью, в связи с чем в этой части оспариваемый товарный знак по свидетельству N 863956 со словесным элементом "ХОТТУР", вызывающим вышеназванные смысловые ассоциации, вводит потребителей в заблуждение относительно оказываемых услуг. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что для части услуг 35, 39 классов МКТУ правовая охрана товарного знака по свидетельству N 863956 противоречит положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Необходимо указать, что при рассмотрении поступившего возражения коллегия приняла во внимание сложившуюся правоприменительную практику относительно охраноспособности словесного элемента "ХОТТУР" в отношении услуг 35, 39, 43 классов МКТУ.
Так, лицом, подавшим возражение, ранее была инициирована подача возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку "" по свидетельству N 659107, зарегистрированному, в частности, в отношении услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, аналогичных указанным в перечне оспариваемого товарного знака по свидетельству N 863956.
С учетом позиции Суда по интеллектуальным правам, сформулированной в рамках дел N СИП-432/2020, N СИП-713/2021 (приложения (25)-(28)), Роспатент своим решением от 17.06.2022 признал правовую охрану товарного знака по свидетельству N 659107 недействительной, в частности, для всех услуг 35, 39, 43 классов МКТУ, отметив описательный характер словесного элемента "ХОТТУР" и его доминирующее положение в составе этого товарного знака, а также установил вероятность введения потребителя в заблуждение в отношении части перечня упомянутых услуг.
Решение Роспатента от 17.06.2022 было признано Судом по интеллектуальным правам соответствующим требованиям закона судебным актом от 03.05.2023 по делу N СИП-943/2022 (приложение (29)).
Таким образом, принимая во внимание все обстоятельства дела в совокупности, усматривается вывод о том, что правовая охрана оспариваемого товарного знака "" по свидетельству N 863956 произведена с нарушением требований пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса, в связи с чем подлежит признанию недействительной в полном объеме.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 11.08.2023, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 863956 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 декабря 2023 г. по заявке N 2021710867/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru