Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 декабря 2023 г. по заявке N 2021767522/33
Заявка: |
2021767522/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.09.2023 |
Дата коллегии: |
13.11.2023 |
Дата утверждения: |
30.12.2023 |
Заявитель: |
Групо Пенафлор С.А. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, рассмотрела поступившее 28.09.2023 возражение Групо Пенафлор С.А., Аргентина (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021767522, при этом установила следующее.
Регистрация обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021767522 с датой поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от 15.10.2021 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Решение Роспатента от 30.11.2022 об отказе в государственной регистрации товарного знака принято на основании его несоответствия требованиям пунктов 1, 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное несоответствие обосновывается в заключении по результатам экспертизы следующим.
Входящие в состав заявленного обозначения слово и цифры "since 1883" не обладают различительной способностью, являются неохраняемыми элементами обозначения. Вместе с тем, включенный в состав заявленного обозначения элемент "since 1883" может быть воспринят как указание на дату основания предприятия, в связи с чем заявленное обозначение может быть признано способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его производителя.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками "TESORO" (свидетельство N 483646 [1] с приоритетом от 24.01.2012, срок действия продлен до 24.01.2032, свидетельство N 249951 [2] с приоритетом от 22.03.2002, срок действия продлен до 22.03.2032), зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Александровы погреба", 127410, Москва, Алтуфьевское ш., 79А, стр. 25, в отношении товаров 32, 33 классов, однородных заявленным товарам 33 класса МКТУ.
Также экспертиза обращает внимание заявителя, что в результате проведения экспертизы заявленного обозначения были выявлены товарные знаки "TRAPICHE", в которых имеются разночтения в адресе заявителя (свидетельство N 309993, зарегистрированный на имя ГРУПО ПЕНАФЛОР С.А., Майпу 1210, 5-й этаж, Буэнос-Айрес, Аргентина, свидетельство N 263436, зарегистрированный на имя Групо Пенафлор С.А., Ольга Коссеттини 363, Буэнос-Айрес, Аргентина).
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением в поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражении, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель принимает мнение экспертизы в части отнесения элемента "since 1883" к способным ввести потребителей в заблуждение, в связи с чем предоставляет документы, подтверждающие дату основания. Из приложенного к настоящему возражению аффидевита (Приложение 1) следует, что "Винный завод "Трапиче", в настоящее время принадлежащий заявителю, действительно был основан в 1883 году господином Тибурсио Бенегас. В дополнение к этому, в сети Интернет присутствует большое количество справочных источников, подтверждающих дату основания винодельни, включенную в заявленное обозначение. Так, на веб-сайтах наиболее крупных интернет-магазинов, осуществляющих розничную продажу алкогольных напитков, в том числе и вин, таких как "Winestyle", "Simple Wine", "Винная Грамота", "Wine-Shopper", присутствуют исторические очерки о винодельне "Трапиче" (Приложение 2). Кроме того, аналогичная информация содержится и на странице в онлайн-энциклопедии "Википедия", посвященной винодельне "Трапиче" (Приложение 3). Благодаря указаниям на дату основания винодельни "Трапиче", размещенным интернет-магазинами, потребители могут ознакомиться с историей производителя и, тем самым, быть осведомленными о дате основания данной винодельни. Таким образом, включение словесного элемента "since 1883" в заявленное обозначение не способно ввести потребителей в заблуждение, поскольку указанный элемент содержит достоверную информацию о дате основания винодельни "Трапиче";
- заявитель не возражает против указания словесного элемента "since 1883" в качестве неохраняемого элемента при государственной регистрации заявленного обозначения;
- несмотря на то, что словесный элемент заявленного обозначения "SINCE 1883 TRAPICHE TESORO" (транслитерация "СИНС 1883 ТРАПИЧЕ ТЕСОРО") включает в себя элемент "TESORO", отсутствие сходства до степени смешения обусловлено наличием иных элементов заявленного обозначения. Так, заявленное обозначение (не включая цифры) состоит из 19 букв и 17 звуков. В свою очередь, противопоставленное обозначение [1] состоит из 12 букв и 12 звуков, а противопоставленное обозначение [2] из 6 букв и 6 звуков. Соответственно, обозначения различаются по фонетической длине, количеству букв и звуков, что приводит к различному фонетическому восприятию обозначений. Исходя из изложенного, можно прийти к выводу об отсутствии сходства по фонетическому критерию;
- фонетическое сходство отсутствует, так как совпадают только четыре буквы и четыре звука;
- графическое сходство также отсутствует, поскольку заявленное обозначение является комбинированным, а противопоставленные товарные знаки являются словесными. Кроме того, словесный элемент "TRAPICHE", включенный в заявленное обозначение, зарегистрирован в качестве самостоятельного товарного знака по свидетельствам NN 263436, 309993. Данный элемент, выполненный более крупным шрифтом черного, контрастного цвета, оттягивает на себя внимание потребителя. Более того, потребитель знаком с брендом "TRAPICHE" и в первую очередь будет ассоциировать товары, маркированные заявленным обозначением, именно с заявителем, а не с правообладателем противопоставленных обозначений. Таким образом, обозначения производят различное зрительное впечатление на потребителя. Так, за счет доминирования иных графических элементов, в частности, словесного элемента "TRAPICHE", внимание потребителя при восприятии заявленного обозначения смещается на другие элементы, которые вызывают у потребителя иные ассоциации, нежели противопоставленные обозначения;
- семантическое сходство также отсутствует, так как несмотря на то, что и в заявленном обозначении, и в противопоставленных обозначениях используется словесный элемент "TESORO", означающий в переводе с испанского языка "сокровище", за счет наличия в заявленном обозначении иных элементов, в частности, словесного элемента "TRAPICHE", у заявленного обозначения возникает иное семантическое значение. Так, слово "TESORO" в испанском языке, как и слово "сокровище" в русском языке, является зависимым словом. Слово "сокровище" обозначает ценные материальные или духовные объекты, которые хранятся с особой осторожностью и считаются ценными или уникальными. В таком значении оно обладает зависимым характером, так как его смысл и значение определяются в контексте других слов или понятий. Примером этого может служить практика Роспатента по регистрации обозначений, включающих в себя словесный элемент "Сокровище", в отношении однородных товаров 32 и 33 классов МКТУ;
- таким образом, в восприятии потребителя сочетание слов "TRAPICHE" и "TESORO" может вызывать дополнительные семантические значения, в том числе путем домысливания. При этом, исходя из значения слова испанского языка "TRAPICHE" - "мельница", буквальное значение сочетания слов "TRAPICHE" и "TESORO" может быть истолковано как "сокровища мельницы;
- несмотря на регистрацию лицензионного договора в отношении противопоставленного товарного знака N 249951, отсутствуют сведения о наличии в гражданском обороте товаров, маркированных противопоставленными товарными знаками. Таким образом, поскольку правообладателем не используются противопоставленные знаки, утверждение о возможном смешении товаров в глазах потребителя не имеет никакого основания;
- заявитель является крупнейшим производителем вин в Аргентине и управляет винодельней "Трапиче", заслужившей мировое признание производителя вин из сорта винограда Мальбек. Вино "TRAPICHE TESORO" не раз удостаивалось высоких наград, в том числе International Wine Challenge 2023 (Международное соревнование вин) (Приложение 4), International Wine & Spirit Competition 2023 (Международный конкурс вин и спиртных напитков) (Приложение 5), Global Malbec Masters 2021 (Всемирные мастера Мальбека) (Приложение 6). Известность и репутация заявителя, как и винодельни "Трапиче", гарантирует широкое использование заявленного обозначения в качестве товарного знака для маркировки вин на территории Российской Федерации. Вина, маркированные заявленным обозначением, относятся к средне-высокому ценовому сегменту вин (от 800 рублей за бутылку), в котором потребители часто имеют больше знаний и опыта в области выбора вина, что позволяет им быть более разборчивыми. Так, потребители могут иметь представления о различных регионах и производителях, сортах винограда. Это позволяет сделать более информированный выбор вина, соответствующего их вкусовым предпочтениям. Таким образом, возможность смешения заявленного обозначения и противопоставленных обозначений еще более снижена, так как осведомленный потребитель будет в большей степени обращать внимание на информацию о производственных качествах вина, нежели на этикетки, которыми оно маркировано, или элементы этих этикеток.
На основании изложенного в возражении выражена просьба о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021767522 в отношении всех заявленных товаров.
Приложения:
- аффидевит компании Групо Пенафлор С.А. с переводом на русский язык - на 8 листах в 1 экз.;
- исторические очерки о винодельне "Трапиче" с сайтов интернет-магазинов вин "Winestyle", "Simple Wine", "Винная Грамота", "Wine-Shopper" - на 4 листах в 1 экз.;
- сведения о винодельне "Трапиче" из онлайн-энциклопедии "Википедия" с переводом на русский язык - на 2 листах в 1 экз.;
- сведения о награждении вина "TRAPICHE TESORO" с сайта International Wine Challenge с переводом на русский язык - на 3 листах в 1 экз.;
- сведения о награждении вина "TRAPICHE TESORO" с сайта International Wine & Spirit Competition с переводом на русский язык - на 5 листах в 1 экз.;
- информационное сообщение о результатах международного конкурса Global Malbec Masters 2021 с переводом на русский язык - на 10 листах в 1 экз.;
- сведения о товарном знаке по международной регистрации N 879872 на 3 листах в 1 экз.;
- сведения о товарном знаке Европейского Союза N 018589355 на 7 листах в 1 экз.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия сочла изложенные в нем доводы неубедительными.
С учетом даты (15.10.2021) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.08.2015, регистрационный N 38572, с датой начала действия 31 августа 2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса (пункт 34 Правил).
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, материал, сырье, из которого изготовлен товар, а также относятся обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пункте 34 настоящих Правил элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 42, 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) признакам, изложенным в подпунктах (1), (2), (3) пункта 42 Правил.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение "" представляет собой вертикально ориентированный прямоугольник, внутри которого сверху вниз расположены стилизованное изображение здания, под ним размещен элемент "since 1883", еще ниже расположен словесный элемент "TRAPICHE" (в переводе с испанского - сахарный завод, мельница для оливок и сахарного тростника, см., например, Словари и энциклопедии на Академике, http://dic.academic.ru), под которым размещен словесный элемент "TESORO" (в переводе с испанского языка означает "сокровище", см., например, Яндекс. Переводчик https://translate.yandex.ru), выполненные стандартным шрифтом буквами латинского алфавита, в нижней части обозначения представлено стилизованное изображение виноградника.
Государственная регистрация товарного знака испрашивается для товаров 33 класса МКТУ - вина; вина игристые.
Анализ заявленного обозначения на соответствие его требованиям законодательства показал следующее.
Входящий в состав заявленного обозначения словесно-цифровой элемент "since 1883" является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку представляет собой указание на дату основания предприятия -"Винный завод "Трапиче", в настоящее время принадлежащий заявителю, что подтверждается приложенными к возражению документами. Следовательно, указание "since 1883" соответствует действительности и не способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его производителя, что снимает основание для отказа по пункту 3 статьи 1483 Кодекса.
Также в качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021767522 в заключении по результатам экспертизы указано на его несоответствие требованиям, изложенным в пункте 6 статьи 1483 Кодекса, ввиду сходства до степени смешения заявленного обозначения с товарными знаками [1-2] в отношении однородных товаров.
Товарный знак [1] представляет собой словесное обозначение , выполненное оригинальным шрифтом. Знак зарегистрирован для следующих товаров: 32 - пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков. 33 - алкогольные напитки (за исключением пива).
Знак [2] представляет собой словесное обозначение "TESORO/ТЕСОРО" выполненное стандартным шрифтом, зарегистрирован для товаров 33 класса МКТУ - алкогольные напитки, за исключением пива.
Сравнительный анализ заявленного обозначения на тождество и сходство с товарными знаками [1-2] показал, что они могут ассоциироваться между собой в целом, несмотря на отдельные отличия, что обусловлено их фонетическим и семантическим сходством.
Фонетическое сходство сравниваемых обозначений установлено на основании полного фонетического вхождения противопоставленных товарных знаков в заявленное обозначение.
Семантическое сходство сопоставляемых обозначений обусловлено совпадением смыслового значения словесного элемента "TESORO", входящего в заявленное обозначение и являющее единственным словесным элементом знаков [1-2]. При этом следует отметить, что указанный словесный элемент не образует устойчивого словосочетания с элементом "TRAPICHE", также входящим в состав заявленного обозначения, так как воспринимаются в качестве двух не связанных между собой словесных элементов ни грамматически, ни визуально. В частности, довод возражения о том, что слова "TRAPICHE" и "TESORO" с учетом их смысловых значений в испанском языке могут быть переведены как словосочетание "Сокровище мельницы", не подтверждается словарными источниками. Более того, сокровище мельницы на испанском языке звучит как "TESORO DEL MOLINO" (см. Яндекс. Словари, например, https://www.translate.ru). Кроме того, в заявленном обозначении эти словесные элементы выполнены буквами разного размера и цвета и расположены на разных строках. Вместе с тем, даже, если предположить, что кто-то из потребителей сможет связать два рассматриваемых испанских слова между собой и перевести их подобным образом, то в любом случае логическое ударение в сочетании слов падает на слово "TESORO" - сокровище, клад, а не на "TRAPICHE".
Таким образом, у коллегии не имеется оснований для признания сравниваемых обозначений не сходными по семантическому признаку сходства знаков.
Что касается графического сходства заявленного комбинированного и противопоставленных словесных обозначений, то следует отметить, что действительно имеются визуальные различия сравниваемых обозначений, обусловленные наличием дополнительных элементов, отсутствующих в товарных знаках [1-2]. Однако, в комбинированных обозначениях, подобных заявленному, и представляющих собой этикетки для вина, основное внимание потребителя, как правило, акцентируется на словесных элементах, которые выполняют в них главную индивидуализирующую функцию товарного знака, в то время как изобразительные элементы служат всего лишь фоном для словесных, то есть имеют второстепенное значение и не оказывают существенного влияния на восприятие обозначений. Как было указано выше, словесно-цифровой элемент "since 1883" заявленного обозначения является неохраняемым элементом, следовательно, относится к слабым элементам знака, не способным выполнять в нем индивидуализирующую функцию.
Вместе с тем, следует отметить, что выполнение обозначений буквами одного алфавита с использованием при выполнении словесных элементов "TESORO" одинакового шрифта в некоторой степени усиливает сходство обозначений в целом.
Таким образом, с учетом изложенного коллегия пришла к выводу о сходстве сравниваемых обозначений в целом, поскольку они ассоциируются друг с другом, несмотря на некоторые отличия.
Товары 33 класса МКТУ (вина, игристые вина), в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, очевидно, являются однородными вышеуказанным товарам 33 класса МКТУ, поскольку сравниваемые товары соотносятся между собой как категории вид-род, имеют одинаковое назначение (в качестве дополнения к пище, а также для приготовления коктейлей, некоторых блюд и кондитерских изделий), один круг потребителей и одинаковые условия их реализации (например, посредством торговых сетей, ярмарок и магазинов). При этом следует отметить, что однородность товаров в возражении не оспаривается.
В связи с признанием сравниваемых товарных знаков сходными между собой в целом, а также высокой степени однородности товаров существует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности вышеуказанных товаров одному изготовителю, что способно привести к их смешению в гражданском обороте на российском потребительском рынке товаров.
В отношении довода возражения о невозможности смешения сравниваемых знаков в связи с отсутствием сведений о наличии в гражданском обороте товаров, маркированных противопоставленными товарными знаками [1-2], так как они не используются, следует отметить, что установление факта неиспользования товарных знаков их правообладателем относится к компетенции Суда по интеллектуальным правам (далее - суд), который рассматривает вопрос использования/неиспользования товарного знака на основании заявления, поданного заинтересованным лицом. Сведений о подаче такого заявления и его удовлетворения судом заявителем не представлено. Товарные знаки [1-2] согласно сведениям из Открытых реестров Роспатента являются действующими на дату принятия и рассмотрения возражения.
Что касается довода возражения об известности заявителя в Аргентине и в мире в качестве производителя вин из сорта винограда Мальбек, то данный факт не исключает вероятности смешения товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями.
Таким образом, вывод экспертизы о несоответствии обозначения по заявке N 2021767522 требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным, в связи с чем заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 28.09.2023, оставить в силе решение Роспатента от 30.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 декабря 2023 г. по заявке N 2021767522/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru