Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 января 2024 г. по заявке N 2022712039/33
Заявка: |
2022712039/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
22.09.2023 |
Дата коллегии: |
14.12.2023 |
Дата утверждения: |
11.01.2024 |
Заявитель: |
АО "ГСЛ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила), рассмотрела возражение, поступившее 22.09.2023, поданное АО "ГСЛ", г. Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022712039, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022712039 с приоритетом от 25.02.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 25.05.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022712039 в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ (далее - решение Роспатента). Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное решение обосновано тем, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- товарным знаком "ДЖЕКПОТ" (свидетельство N 204219 (1) - приоритет от 10.06.1999) на имя ООО "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", Москва, в отношении товаров и услуг 09, 28, 35 , 41, 42 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 28, 35, 41 классов МКТУ;
- товарным знаком "JACKPOT" (свидетельство N 734313 (2) - приоритет от 05.02.2019) на имя АО "Астрата", Швейцария, в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 16, 28, 35 классов МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 22.09.2023, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение является комбинированным. Доминирующее положение занимает элемент "", который тождественен изображению общеизвестного товарного знака заявителя N 241, охраняемого в отношении товаров 28 класса МКТУ "лотереи; лотерейные билеты". Элемент, который помещен под словосочетанием "РУССКОЕ ЛОТО" включает буквы "
", "
", выполненные оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Между вышеупомянутыми буквами помещен изобразительный элемент "
";
- элементы, расположенные под словосочетанием "РУССКОЕ ЛОТО" за счет изобразительного элемента "" могут восприниматься потребителем по-разному. Одним из таких восприятий может быть слово "ДЖЕКПОТ", выполненное оригинальным шрифтом, таким образом, элемент "
" заявленного обозначения имеет некоторую степень сходства с противопоставленными знаками "
" (1) и "
" (2). Однако, экспертиза не учла среди словесных элементов в заявленном обозначении доминирующее положение занимают слова "РУССКОЕ ЛОТО" в силу их цветового решения и значительного пространственного доминирования. Основное внимание в заявленном обозначении концентрируется на общеизвестном товарном знаке и на его словесных элементах. Элемент "
" в заявленном обозначении расположен в нижней части и занимает в нем незначительное место;
- таким образом, заявленное обозначение в целом не ассоциируется с противопоставленными знаками (1-2);
- товары и услуги, в отношении которых заявлено обозначение по заявке N 2022712039 и охраняются знаки (1-2) однородны, потому что соотносятся как род - вид. Однако, заявленные товары и услуги сформулированы с конкретизацией сферы их использования, а именно организация и проведение лотерей. Такая конкретизация соответствует товарам и услугам, для которых признан общеизвестный товарный знак по свидетельству N 241, являющийся доминирующим элементом заявленного обозначения. Регистрация обозначения "" в качестве общеизвестного товарного знака подтверждает факт его широкой известности среди соответствующих потребителей в отношении соответствующих товаров заявителя. Следовательно, потребитель воспринимает и заявленное обозначение, включающее общеизвестный товарный знак, в отношении товаров и услуг, связанных с лотереями, исключительно как товарный знак заявителя - правообладателя соответствующего общеизвестного товарного знака. Потребитель не воспринимает заявленное обозначение и противопоставленные знаки как принадлежащие одному и тому же лицу, несмотря на сходные элементы и однородные товары и услуги;
- противопоставленные знаки (1-2) фактически не использовались их правообладателями для товаров и услуг, связанных с лотереями. Таким образом, у потребителей не могло и не возникло никаких ассоциативных связей между противопоставленными знаками (1-2) и товарами и услугами в области организации и проведения лотерей, в отличие от подтвержденной Роспатентом широкой известности среди потребителей доминирующего элемента заявленного обозначения в отношении товаров и услуг, связанных с лотереями;
- заявителю принадлежит серия товарных знаков, объединенная словесными элементами "РУССКОЕ ЛОТО" (свидетельства N 122498, N 174541, N 603230, N 707700, N 744568, N 756343, N 758008, N 935280, N 953724, N 953745). Также АО "ГСЛ" принадлежит исключительное право на международную регистрацию N 1340139, охраняемую в более, чем 10 странах;
- серия товарных знаков заявителя со словесным элементом "РУССКОЕ ЛОТО" используется при организации и проведении лотерей с октября 1994 года;
- с учетом всего вышеизложенного, отсутствует вероятность смешения заявленного обозначения знаков (1-2).
На основании вышеизложенного, заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав участвующих в заседании, коллегия установила следующее.
С учетом даты (25.02.2022) поступления заявки N 2022712039 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения.
Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 49 Правил на основании пункта 10 статьи 1483 Кодекса устанавливается, не содержит ли заявленное обозначение элементы, являющиеся охраняемыми в соответствии с Кодексом товарными знаками других лиц и наименованиями мест происхождения товаров, сходными с ними до степени смешения обозначениями, а также промышленные образцы, указанные в пункте 9 статьи 1483 Кодекса.
При проверке сходства заявленного обозначения используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил.
Регистрация в качестве товарных знаков обозначений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается при наличии согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 Кодекса.
Заявленное обозначение "" является комбинированным. В верхней части знака на фоне квадрата желтого цвета на двух строках помещены словесные "РУССКОЕ ЛОТО", выполненные стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. В нижней части знака помещен словесный элемент "ДЖЕКПОТ", выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в белом, черном, красном, светло-красном, темно-красном, светло-желтом, желтом, темно-желтом, светло-оранжевом, оранжевом, темно-оранжевом цветовом сочетании в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака основано на его несоответствии норме пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Противопоставленный знак "" [1] состоит из словесного элемента "Джекпот", выполненного оригинальным шрифтом буквами русского алфавита с частичным наложением букв друг на друга. Знак [1] зарегистрирован, в том числе, для товаров и услуг 09, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Противопоставленный знак "" [2] представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35, 36 классов МКТУ.
В отношении соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса коллегия нашла целесообразным сообщить следующее.
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков коллегия руководствуется сложившейся правоприменительной судебной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
В части сопоставительного анализа перечней товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и зарегистрированы противопоставленные товарные знаки [1-2], необходимо указать следующее.
Товары 09 класса МКТУ "автоматы для продажи билетов, а именно лотерейных; доски объявлений электронные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; механизмы для автоматов с предварительной оплатой, а именно используемые при организации и проведении лотерей; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами, а именно используемые при организации и проведении лотерей; носители информации магнитные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; носители информации оптические, а именно используемые при организации и проведении лотерей; обеспечение программное для компьютеров, а именно используемое при организации и проведении лотерей; платформы программные, записанные или загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы для компьютеров, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы игровые для компьютеров, загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы игровые для компьютеров, записанные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы компьютерные, загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы операционные для компьютеров, а именно используемые при организации и проведении лотерей; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; публикации электронные загружаемые, а именно об организации и проведении лотерей; терминалы интерактивные сенсорные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации], а именно используемые при организации и проведении лотерей; файлы изображений загружаемые, а именно используемые при организации и проведении лотерей" заявленного обозначения идентичны или в высокой степени однородны с товарами 09 класса МКТУ "детекторы фальшивых монет и банкнот, музыкальные и игровые автоматы с предварительной оплатой и устройства для их функционирования, монетные и жетонные механизмы для игровых автоматов, устройства для игр и развлечений с обязательным использованием телевизионных приемников, картриджи для видеоигр" знака [1], широкому перечню товаров 09 класса МКТУ знака [2], которые относятся к автоматам и вычислительному оборудованию, носителям информации, программным продуктам, компьютерному оборудованию. Сравниваемые товары могут быть произведены одним лицом, характеризуются одинаковым назначением, что в свою очередь предопределяет вероятность их совместной встречаемости в одном и том же сегменте рынка при сопровождении заявленным обозначением и противопоставленными товарными знаками [1]-[2].
Товары 16 класса МКТУ "авторучки, а именно используемые при организации и проведении лотерей; альбомы, а именно используемые при организации и проведении лотерей; афиши, а именно используемые при организации и проведении лотерей; баннеры бумажные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; бейджи именные [офисные принадлежности], а именно используемые при организации и проведении лотерей; билеты, а именно лотерейные; бланки уведомлений [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; блокноты, а именно используемые при организации и проведении лотерей; блокноты [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; брошюры, а именно используемые при организации и проведении лотерей; буклеты, а именно используемые при организации и проведении лотерей; бумага в листах [канцелярские товары], а именно используемая при организации и проведении лотерей; бумага для регистрирующих устройств, а именно используемая при организации и проведении лотерей; бумага офисная, а именно используемая при организации и проведении лотерей; бюллетени информационные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; вывески бумажные или картонные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; вымпелы бумажные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; газеты, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; журналы [издания периодические], а именно связанные с организацией и проведением лотерей; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности], а именно используемые при организации и проведении лотерей; издания периодические, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; издания печатные, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; изображения графические, а именно используемые при организации и проведении лотерей; календари, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карандаши, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карандаши автоматические, а именно используемые при организации и проведении лотерей; картинки, а именно используемые при организации и проведении лотерей; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карточки, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карточки каталожные [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; каталоги, а именно используемые при организации и проведении лотерей; книги, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; книжки квитанционные [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; конверты [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; коробки бумажные или картонные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; купоны печатные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; листовки; лотки для корреспонденции, а именно используемые при организации и проведении лотерей; материалы графические печатные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; материалы для обучения [за исключением приборов], а именно используемые при организации и проведении лотерей; материалы канцелярские для запечатывания, а именно используемые при организации и проведении лотерей; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона, а именно используемые при организации и проведении лотерей; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; пакетики бумажные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; папки-обложки для документов, а именно используемые при организации и проведении лотерей; плакаты, а именно используемые при организации и проведении лотерей; принадлежности конторские, за исключением мебели, а именно используемые при организации и проведении лотерей; принадлежности письменные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; принадлежности пишущие, а именно используемые при организации и проведении лотерей; продукция печатная, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; проспекты, а именно используемые при организации и проведении лотерей; расписания печатные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; реестры, а именно используемые при организации и проведении лотерей; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности], а именно используемые при организации и проведении лотерей; табло из бумаги или картона для объявлений, а именно используемые при организации и проведении лотерей; товары писчебумажные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; транспаранты [канцелярские товары], а именно используемые при организации и проведении лотерей; флаги бумажные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; флаеры, а именно используемые при организации и проведении лотерей; фотографии [отпечатанные], а именно используемые при организации и проведении лотерей; эмблемы [клейма бумажные], а именно используемые при организации и проведении лотерей; этикетки из бумаги или картона, а именно используемые при организации и проведении лотерей" заявленного обозначения являются однородными товарам 16 класса МКТУ "авторучки; альбомы; афиши, плакаты; банты бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений; баннеры из бумаги; блокнот на спирали; блокноты; блокноты бумажные; блокноты для конференций; блокноты [канцелярские товары]; блокноты небольшие; блокноты для рисования, черчения; блокноты с отрывными листами; брошюры; бювары; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; газеты; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; дупликаторы; емкости для сливок бумажные; журналы; буклеты; бумага гофрированная [гофрированный материал]; бумага для завертывания и упаковки; бумага для публикаций; бумага для сертификатов; бумага для этикеток; бумага упаковочная; ежедневники; журналы профессиональные торговые; закладки для книг; издания периодические; издания периодические, распространяемые компаниями среди своих сотрудников, торгового персонала или клиентов; издания печатные; издания печатные периодические; изделия картонные; изображения графические; импринтеры неэлектрические; инструкции; инструкции по эксплуатации; календари; календари для повседневного планирования; календари настенные; календари настольные; календари отрывные; календари карманные; калька бумажная; калька тканевая; кальки; камедь [клеи] для канцелярских или бытовых целей; камни литографские; камни чернильные [тушечницы]; карандаши; карандаши автоматические; картинки; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон из древесной массы [канцелярские товары]; картон; картотеки [конторские принадлежности]; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; карты или ленты бумажные для записи программ для вычислительных машин; карты коллекционные, за исключением используемых для игр; картон гофрированный; картон упаковочный; каталоги; книги поваренные; книжки квитанционные [канцелярские товары]; книжки-комиксы; конверты [канцелярские товары]; коробки картонные или бумажные; ленты бумажные; ленты клейкие [канцелярские товары]; ленты клейкие для канцелярских или бытовых целей; ленты липкие для канцелярских или бытовых целей; ленты самоклеящиеся канцелярские или бытовые; листы вискозные для упаковки; листы из восстановленной целлюлозы для упаковки; коробки картонные для промышленной упаковки; коробки картонные для упаковки складные; коробки картонные для упаковки собранные; листовки информационные; листы бумаги для заметок; листы пузырчатые пластмассовые для упаковки или расфасовки; материалы упаковочные из переработанной бумаги; материалы графические печатные; материалы канцелярские для запечатывания; материалы переплетные; материалы упаковочные подкрахмаленные; материалы фильтровальные [бумажные]; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки бумажные для упаковки; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; мешки пластиковые для упаковки; мешки для мусора бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; обертки для бутылок картонные или бумажные; облатки для запечатывания; обложки [канцелярские товары]; открытки поздравительные; пакетики бумажные, пластиковые для упаковки; пакеты для приготовления пищи в микроволновой печи; пленки пластмассовые для упаковки; полотенца для рук бумажные; полотно клейкое для канцелярских целей; полотно офсетное нетекстильное; приборы письменные; принадлежности письменные; принадлежности пишущие, принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная; проспекты; репродукции графические; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; салфетки столовые бумажные; скатерти бумажные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; товары писчебумажные; транспаранты [канцелярские товары]; упаковки для бутылок картонные или бумажные; учебники [пособия]; фигурки [статуэтки] из папье-маше; флаги бумажные; флаеры; листовки; фольга; фотографии; пакеты пластиковые для упаковки; письма информационные; руководства печатные; сертификаты отпечатанные; справочники; каталоги [печатные издания]; упаковка картонная; упаковка пластиковая; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки бумажные; этикетки, за исключением текстильных; этикетки, напечатанные на бумаге; этикетки самоклеящиеся бумажные; этикетки самоклеящиеся [не из текстиля]; этикетки со штрих-кодом напечатанные" знака [2]. Упомянутые виды товаров относятся к одним родовым группам (принадлежности для письма, рисования и черчения, продукция полиграфическая, офисные принадлежности, бумага, изделия бумажные и картонные для записи информации, принадлежности для рисования, материалы и изделия упаковочные, учебные пособия, принадлежности канцелярские), могут исходить из единого источника происхождения, реализоваться в отношении одного круга потребителей.
Коллегия приходит к выводу о наличии однородности между товарами 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр, а именно используемые при организации и проведении лотерей; автоматы для видеоигр, а именно используемые при организации и проведении лотерей; автоматы игровые с предварительной оплатой, а именно используемые при организации и проведении лотерей; билеты лотерейные со стираемым слоем; игры, а именно лотереи; игры портативные электронные с телекоммуникационными функциями, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карточки для игр, а именно используемые при организации и проведении лотерей; карты для бинго, а именно используемые при организации и проведении лотерей; портативные игры с жидкокристаллическими дисплеями, а именно используемые при организации и проведении лотерей; приставки игровые, а именно используемые при организации и проведении лотерей; приставки игровые портативные, а именно используемые при организации и проведении лотерей; скретч-карты для лотерей; устройства для игр, а именно используемые при организации и проведении лотерей; фишки [жетоны] для игр, а именно используемые при организации и проведении лотерей" заявленного обозначения и товарами 28 класса МКТУ "игры, устройства для электронных игр, за исключением устройств с обязательным использованием телевизионных приемников, автоматические игры, за исключением устройств с обязательным использованием телевизионных приемников" знака [1], товарами 28 класса МКТУ "билеты лотерейные со стираемым слоем/скретч-карты для лотерей; емкости для игральных костей/стаканы для игральных костей; игрушки электрические, игрушки электронные; игры комнатные; игры настольные; игры с кольцами; карты для бинго; карты игральные; кости игральные; круги для рулетки вращающиеся; шарики для игр; шары для игр; шары надувные для игр" знака [2]. Являясь товарами одних видовых групп, сравниваемые виды товаров могут быть отнесены к единому источнику происхождения, а также могут реализовываться совместно. Следует отметить и однородность услуг 42 класса МКТУ "реализация игровых автоматов и комплектующих к ним" знака [1] по отношению к заявленным товарам 28 класса МКТУ, относящимся к игровым автоматам. Указанный подход согласуется с практикой Суда по интеллектуальным правам, согласно которой услуги, направленные на реализацию конкретных товаров, однородны этим видам товаров.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается и в отношении услуг 35 класса МКТУ "ведение автоматизированных баз данных, а именно используемых при организации и проведении лотерей; демонстрация товаров, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; изучение общественного мнения, а именно связанного с организацией и проведением лотерей; изучение рынка, а именно связанного с организацией и проведением лотерей; исследования в области бизнеса, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; исследования конъюнктурные, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; исследования маркетинговые, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; консультации по вопросам организации и управления бизнесом, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; консультации по организации бизнеса, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; консультации профессиональные в области бизнеса, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью, а именно связанные с организацией и проведением лотерей; макетирование рекламы, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; маркетинг, а именно связанный с организацией и проведением лотерей; маркетинг в части публикаций программного обеспечения, а именно связанный с организацией и проведением лотерей; маркетинг целевой, а именно связанный с организацией и проведением лотерей; написание текстов рекламных сценариев, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; обновление и поддержание информации в регистрах, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; обновление и поддержка информации в электронных базах данных, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; обновление рекламных материалов, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; организация выставок в коммерческих или рекламных целях, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; организация торговых ярмарок, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; оформление витрин, а именно связанное с организацией и проведением лотерей; оценка коммерческой деятельности, а именно в области организации и проведения лотерей; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; предоставление деловой информации, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; предоставление деловой информации через веб-сайты, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов, а именно в области организации и проведения лотерей; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; продвижение продаж для третьих лиц, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; прокат торговых стендов, а именно используемых при организации и проведении лотерей; прокат торговых стоек, а именно используемых при организации и проведении лотерей; публикация рекламных текстов, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; радиореклама, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; расклейка афиш, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; распространение образцов, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; распространение рекламных материалов, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; рассылка рекламных материалов, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; реклама, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; реклама интерактивная в компьютерной сети, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; реклама наружная, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; реклама телевизионная, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; сбор и предоставление статистических данных, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; сбор информации в компьютерных базах данных, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; сведения о деловых операциях, а именно связанных с организацией и проведением лотерей; систематизация информации в компьютерных базах данных, а именно связанной с организацией и проведением лотерей; управление потребительской лояльностью, а именно при организации и проведении лотерей; услуги по исследованию рынка, а именно связанного с организацией и проведением лотерей; экспертиза деловая, а именно связанная с организацией и проведением лотерей; услуги оптовой и розничной продажи товаров, а именно связанных с организацией и проведением лотерей, в том числе через Интернет-магазины". Данные виды услуг в высокой степени однородны услугам 35 класса МКТУ "изучение рынка, исследования в области деловых операций, экспертиза и оценка деловых операций, справки о деловых операциях, консультации профессиональные в области бизнеса, агентства по импорту-экспорту, по коммерческой информации; сбыт товара через посредников, помощь по управлению коммерческими или промышленными операциями" знака [1], услугам 35 класса МКТУ "агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; аренда площадей для размещения рекламы и рекламного материала; аренда рекламных площадей в Интернете; аренда рекламных площадей на веб-сайтах; аренда рекламных площадей онлайн; ведение автоматизированных баз данных; Интернет-реклама; макетирование рекламы; обновление рекламного материала; организация подписки на информационные пакеты; организация рекламных мероприятий; ответы на телефонные звонки; ответы на телефонные звонки и обработка сообщений; оформление рекламных материалов; оформление витрин; оценка воздействия рекламы на аудиторию; планирование и проведение ярмарок, выставок и презентаций для рекламных целей; проведение виртуальных выставок-ярмарок онлайн, производство рекламных фильмов; публикация печатного материала для рекламных целей в электронной форме; радиореклама; расклейка афиш; реклама наружная; распространение бесплатных образцов в рекламных целях; распространение листовок, брошюр, печатного материала и образцов для рекламных целей; распространение рекламных проспектов; распространение рекламы и рекламных материалов; распространение рекламы по сетям связи онлайн, распространение рекламы через Интернет; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети, реклама онлайн; реклама почтой; реклама телевизионная; составление рекламных рубрик в газете" знака [2]. Сравниваемые виды услуг однородны по роду, виду, назначению, кругу потребителей.
Перечень услуг 41 класса МКТУ включает услуги по организации досуга и обеспечению условий для досуга и развлечений, услуги, связанные с игорным бизнесом, услуги развлекательные, предоставление видео файлов, электронных публикаций онлайн, прокат оборудования для игр, услуги редакционно-издательские, причем все испрашиваемые услуги связаны с лотереями. Противопоставленный знак [1] включает позиции, которые относятся к тем же категориям, что и вышеупомянутые заявленные услуги, а именно относятся к услугам в сфере организации лотерей, развлечениям развлекательным услугам.
Однородность сравниваемых товаров и услуг в возражении не оспаривается.
В свою очередь сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[2] на предмет их сходства показал следующее.
Поскольку заявленное обозначение является комбинированным, важно установить, какова роль того или иного элемента в его составе.
Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента, а также степень связанности его с композицией всего обозначения. Перечисленные факторы могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Значимость элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции: отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг других производителей.
Заявленное комбинированное обозначение "" включает в свой состав как изобразительный, так и словесные элементы, однако, изобразительный элемент в виде прямоугольника желтого цвета воспринимается лишь в качестве фона для словесных элементов "РУССКОЕ ЛОТО".
Кроме того, как известно, основную индивидуализирующую функцию в комбинированных обозначениях выполняют словесные элементы, которые могут быть восприняты не только визуально, но и на слух (например, посредством звуковой рекламы), вследствие чего легче запоминаются потребителем.
В качестве индивидуализирующих словесных элементов в состав заявленного обозначения входят лексические единицы русского языка с определенным смысловым значением.
"РУССКОЕ 1" - то, что происходит, имеет место в России;
"ЛОТО 2" - русская игра, заключающаяся в том, что играющие на особых картах закрывают называемые цифры или картинки, причем выигрывает тот, кто раньше закроет полный ряд цифр или картинок;
"ДЖЕКПОТ 3" - призовой фонд в лотереях.
------------------------------
1 Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003,
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4712/русский?ysclid=lq0sn5vs4r381075022.
2 Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф. Ефремова. 2000, https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/182471/Лото.
3 Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф. Ефремова, 2000, https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/274554/джекпот.
------------------------------
Следует констатировать, что словесные элементы "РУССКОЕ" и "ЛОТО" образуют устойчивое словосочетание "РУССКОЕ ЛОТО", которое выполнено в рамке желтого цвета, в свою очередь, словесный элемент "" выполнен за пределами желтого прямоугольника, отличается от вышестоящих словесных элементов шрифтом, размером и не образует с ними единого словосочетания. Таким образом, указанные словесные элементы "РУССКОЕ ЛОТО" и "
" занимают разное пространственное положение в составе заявленного обозначения, характеризуются разным размером графем и шрифтовым исполнением. Отсутствие семантической связи между словесными элементами "РУССКОЕ ЛОТО" и "
" препятствует восприятию заявленного обозначения в качестве единой и неделимой фразы в целом, что обуславливает необходимость проведения анализа каждого из этих обозначений в отдельности.
Коллегия приняла во внимание довод возражения о том, что входящий в состав заявленного обозначения элемент "" зарегистрирован в качестве общеизвестного товарного знака N 232 в отношении для товаров 28 класса МКТУ "лотереи, лотерейные билеты" и услуг 41 класса МКТУ "организация лотерей" и образует серию принадлежащих заявителю товарных знаков.
Вместе с тем, словесный элемент "", который воспринимается ни иначе, чем слово "ДЖЕКПОТ", и его эквивалент на английском языке "JACKPOT 4" не положен в основу каких-либо товарных знаков заявителя, а является основным индивидуализирующим словесным элементом противопоставленных товарных знаков "
" [1], "
" [2].
------------------------------
4 https:/ru.wikipedia.org/wiki/Джекпот/.
------------------------------
Фонетическое и семантическое тождество словесных элементов "ДЖЕКПОТ"/"JACKPOT" в составе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[2] приводит к выводу о наличии определенной степени сходства сравниваемых обозначений в целом, несмотря на отдельные отличия.
Также необходимо указать, что для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не их реального смешения в глазах потребителя, а добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего его слова не делает новое обозначение не сходным до степени смешения с данным товарным знаком. Указанный довод согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам по ряду дел (см. например, постановление от 22.12.2016 по делу N А32-33266/2014).
Также согласно позиции Суда по интеллектуальным правам, сформулированной по ряду дел (например, N СИП-658/2021, N СИП-210/2017, N СИП-450/2017), наличие совпадающего слова означает, что определенная степень сходства между сравниваемыми обозначениями имеется. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака.
В части аргумента возражения об использовании заявителем заявленного обозначения в течение длительного времени при осуществлении деятельности в области организации и проведения лотерей, необходимо указать, что указанная информация не является основанием для снятия приведенных в оспариваемом решении Роспатента противопоставлений в связи с наличием старшего права на эти сходные товарные знаки у иных лиц.
Не имеют значения для рассмотрения настоящего спора и представленные заявителем сведения о том, что правообладатели противопоставленных товарных знаков не используют их в той области деятельности, в отношении которой претендует на регистрацию товарного знака Акционерное общество "ГСЛ". В этой связи коллегия обращает внимание на то, что противопоставленные товарные знаки [1]-[2] являются действующими, а при их сопоставительном анализе с заявленным обозначением во внимание принимается не фактическое использование товарного знака в той или иной области деятельности, а объем предоставленной и испрашиваемой правовой охраны сравниваемых обозначений.
Таким образом, принимая во внимание установленное наличие сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[2] при имеющейся высокой степени однородности товаров и услуг, для сопровождения которых предназначены сравниваемые обозначения, коллегия пришла к выводу о возможности их смешения в гражданском обороте, что свидетельствует о несоответствии заявленного обозначения требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Следовательно, оснований для удовлетворения поступившего возражения в данном случае не имеется.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 22.09.2023, оставить в силе решение Роспатента от 25.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 января 2024 г. по заявке N 2022712039/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru