Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 8 февраля 2024 г. по заявке N 2022726146
Заявка: |
2022726146 |
Название: |
ОЛИМП ПЯТЬ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
27.10.2023 |
Дата коллегии: |
08.12.2023 |
Дата утверждения: |
08.02.2024 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Культуры Здоровья" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2020 г. N 59454, вступившими в силу 06.09.2020, рассмотрела возражение, поступившее 27.10.2023, поданное ООО "Центр Культуры Здоровья" г. Воронеж (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022726146, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022726146 было подано 22.04.2022 на регистрацию товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 41, 44 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022726146 было принято 27.06.2023 на основании заключения по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указано, что в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 01.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 11 "Олимпийское движение.
Олимпийский комитет России" - Олимпийский комитет России в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета осуществляет меры по защите принадлежащих Международному олимпийскому комитету прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований "Олимпийские игры", "Игры олимпиады" на территории Российской Федерации. Олимпийский комитет России использует в установленном Международным олимпийским комитетом порядке олимпийские символ, девиз, флаг и гимн, слова "олимпийский" и "олимпиада" в своих наименованиях в целях развития олимпийского движения России и обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему Олимпийского комитета России, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику (см. www.olympic.ru), а также в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 379-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) "Об организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Учитывая вышеизложенное, регистрация заявленного обозначения возможна лишь с разрешения Олимпийского комитета России, поскольку в противном случае оно способно ввести потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, и, кроме того, противоречит общественным интересам в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с серией товарных знаков со словесными элементами "OLYMPIC", "OLYMPIAD", "OLYMPIAN", "OLIMPIJSKI", "OLYMPEX", "THE OLYMPICS" (международные регистрации N 1128501, 1128499 с датой конвенционного приоритета от 16.09.2011, международные регистрации N 1056066 с датой приоритета от 28.09.2010, N 1019494 с датой конвенционного приоритета от 15.05.2009, N 863084 с датой конвенционного приоритета от 01.09.2004, N 787298 с датой конвенционного приоритета от 23.04.2002), правовая охрана которым на территории Российской Федерации предоставлена на имя Comite International Olympique (Chateau de Vidy CH-1007 Lausanne) в отношении услуг 41, 44 классов МКТУ, однородных заявленным услугам 41, 44 классов МКТУ.
- с товарным знаком со словесным элементом "ОЛИМП", зарегистрированным под N 525677 с датой приоритета от 30.08.2013 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Олимп", г. Уфа, в отношении услуг 44 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 41 класса МКТУ.
Также в заключении по результатам экспертизы указано, что одним из фактических обстоятельств, способным оказать влияние на вывод о наличии угрозы смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений, является известность более раннего товарного знака. Чем больше известность и репутация ранее зарегистрированного товарного знака, тем больше вероятность того, что использование сходных обозначений для индивидуализации однородных товаров вызовет смешение и, следовательно, тем шире объем его правовой охраны.
Противопоставленные международные регистрации N 1128501, N 1128499, N 1056066, N 1019494, N 863084, N 787298) представляют собой серию знаков, правообладателем которой является известная организация Comite International Olympique. Серией товарных знаков являются товарные знаки одного правообладателя, зависимые друг от друга, связанные между собой наличием одного и того же доминирующего словесного или изобразительного элемента, имеющие фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность товарных знаков.
В данном случае повторяющимся сильным элементом, положенным в основу серии товарных знаков, образуемой путем присоединения к нему различных формантов, является элемент "OLYMP" ("OLIMP").
Экспертиза также обращает внимание, что сравниваемые обозначения являются сходными по семантическому признаку за счет подобия заложенных в них понятий и идей, поскольку словесные элементы "OLYMPIC", "OLYMPIAD", "OLYMPIAN", "OLIMPIJSKI", "OLYMPEX", "THE OLYMPICS" и "ОЛИМП", входящие в состав сравниваемых обозначений, воспринимаются в значении, связанном с Олимпом (наиболее высокий горный массив в Греции/см. Большой Энциклопедический словарь. 2000 на https://dic.academic.ru/), Древней Грецией, Олимпийскими играми.
В возражении, поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 27.10.2023, заявителем выражено несогласие с решением Роспатента.
В защиту своей позиции заявитель приводит следующие доводы:
- заявитель выражает свое несогласие с основаниями для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по пунктам 3 (1) и 3(2) статьи 1483 Кодекса, вместе с тем, несмотря на свое несогласие с указанным противопоставлением, а также с целью его преодоления заявитель обратился в Олимпийский Комитет России (ОГРН 1037700097027) с целью получения согласия на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака и такое согласие было получено;
- заявитель полагает, что противопоставление товарного знака "ОЛИМП" по свидетельству N 525677 как основание для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг 41 класса МКТУ может быть снято, поскольку от правообладателя указанного товарного знака получено согласие на регистрацию заявленного обозначения в отношении услуг 44 класса МКТУ, учитывая, что услуги 44 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован противопоставленный знак, не являются однородными услугам 41 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация;
- заявитель (ООО "Центр Культуры Здоровья") входит в группу компаний "ОЛИМП ЗДОРОВЬЯ", осуществляющую деятельность по оказанию медицинских услуг под брендом "ОЛИМП" с 2018 года. Вместе с заявителем к группе компаний "ОЛИМП ЗДОРОВЬЯ" относятся также следующие юридические лица: ООО "Олимп Клиник" (ОГРН 1207700030933; ОКВЭД 86.22 Специальная врачебная практика; официальный сайт: https://olymp.clinic/) и ООО "Клиника "Город Здоровья" (ОГРН 1173668019194; ОКВЭД 86.90 Деятельность в области медицины прочая; официальный сайт: https://olimp03.ru), таким образом, группа компаний "ОЛИМП ЗДОРОВЬЯ" с 2018 года осуществляет коммерческую деятельность по оказанию медицинских услуг под брендом "ОЛИМП", при этом, начиная с 30.12.2021, лица, входящие в группу компаний, имеют законные права на использование обозначения "ОЛИМП" в качестве товарного знака для индивидуализации медицинских услуг (44 класс МКТУ);
- при регистрации в качестве товарного знака обозначения "ОЛИМП" в отношении услуг 44 класса МКТУ, вопрос о сходстве такого обозначения до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя Международного Олимпийского Комитета товарными знаками Роспатентом не ставился, указанные знаки не противопоставлялись в качестве основания для отказа в регистрации товарных знаков на имя лиц, относящихся к упомянутой группе компаний (свидетельства NN 858554, 704061);
- заявитель, основываясь на принципе единообразия правоприменительной практики, а также принципе законных ожиданий, рассчитывал на аналогичный подход Роспатента и при регистрации заявленного обозначения, а именно: на принятие Роспатентом решения о регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг;
- заявитель все же предпринял все зависящие от себя меры, направленные на получение такого согласия, и практически добился его получения, что подтверждается перепиской с официальными представителями Международного Олимпийского Комитета, как правообладателя противопоставленных знаков - патентными поверенными компании Bird&Bird;
- анализ сходства заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками Международного Олимпийского Комитета по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам показывает, что такое сходство, как по каждому критерию в отдельности, так и в их совокупности - отсутствует;
- заявленное обозначение в целом не имеет сходства с противопоставленными товарными знаками, кроме того, слова "OLIMPIC", "OLIMPIAD", "OLYMPEX", "OLIMPIAN", "THE OLYMPIX" и "OLIMPIJSKI" не включены в комбинацию "ОЛИМП ПЯТЬ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ", при этом слово "ОЛИМП" само по себе не вызывает у потребителей четких ассоциаций именно с Олимпийскими играми, что отражено в постановлениях Суда по интеллектуальным правам от 06.12.2018 по делу А49-10974/2017 и от 20.05.2021 по делу А32-46281/2020.
На основании изложенного заявитель, просит зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех заявленных услуг.
К возражению приложены следующие материалы:
1. Копия решения об отказе в регистрации обозначения по заявке N 2022726146 от 22.04.2022 в качестве товарного знака;
2. Копия ответа Заявителя на уведомление ЭЗО обозначения по заявке N 2022726146 от 22.04.2022;
3. Письмо-согласие на регистрацию обозначения по заявке N 2022726146 от 22.04.2022 в качестве товарного знака, выданное от имени Олимпийского Комитета России;
4. Выпиской из Государственного реестра товарных знаков РФ в отношении товарного знака "ОЛИМП", зарегистрированного по свидетельству N 525677;
5. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Центр Культуры Здоровья";
6. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Клиника "Город Здоровья"";
7. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Олимп Клиник";
8. Выписка из Государственного реестра товарных знаков РФ в отношении товарного знака "ОЛИМП КЛИНИК", зарегистрированного по свидетельству N 858554;
9. Выписка из Государственного реестра товарных знаков РФ в отношении товарного знака "ОЛИМП ЗДОРОВЬЯ", зарегистрированного по свидетельству N 704061;
10. Переписка с представителями (патентными поверенными) Международного Олимпийского Комитета (с переводом, заверенным нотариально);
12.# Скриншот страниц с сайта https://www.wipo.int/reference/ru/branddb/.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (22.04.2022) подачи заявки N 2022726146 на регистрацию товарного знака, правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 482, и введенные в действие 31 августа 2015 года (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3(1) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 3(2) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
При рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии (пункт 37 Правил).
В соответствии с требованиями пункта 6(2) статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 1483 Кодекса регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
Согласно пункту 46 Правил согласие правообладателя составляется в письменной произвольной форме и представляется в подлиннике для приобщения к документам заявки.
В качестве товарного знака, как указано выше, заявлено комбинированное обозначение "", включающее словесные элементы "ОЛИМП", "ПЯТЬ" и словосочетание "ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ", выполненные заглавными буквами русского алфавита, а также изобразительный элемент в виде в четырехлистника в оранжевом и белом цветовом исполнении. В лепестках четырехлистника стилизованно изображены четыре стихии - вода, земля, огонь и воздух.
В заявленном комбинированном обозначении доминирующее положение занимают словесные элементы "ОЛИМП" и "ПЯТЬ", что обусловлено крупными размерами и центральным, наиболее удобным для восприятия потребителем, расположением этих элементов в композиции обозначения, благодаря чему именно на них акцентируется внимание потребителя.
Следует отметить, что словесные элементы "ОЛИМП" и "ПЯТЬ" не образуют словосочетания, в котором слова связаны грамматически и по смыслу, что определяет необходимость проведения экспертизы как по всему обозначению в целом, так и по каждому слову.
Соответственно, именно словесный элемент "ОЛИМП", занимающий начальную позицию в заявленном обозначении, является сильным элементом, играющем в нем основную индивидуализирующую роль.
Правовая охрана товарного знака испрашивается в оранжевом, синем, белом цветовом сочетании в отношении следующих услуг:
41 класса МКТУ - клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки].
44 класса МКТУ - массаж; мониторинг медицинских данных дистанционный для диагностики и лечения; помощь зубоврачебная; помощь медицинская; советы по вопросам здоровья; советы по диете и питанию; стоматология; услуги домов для выздоравливающих; услуги косметологов; услуги медицинского анализа для диагностических и лечебных целей, предоставляемые медицинскими лабораториями; услуги по оценке состояния здоровья; услуги санаториев; услуги терапевтические; услуги эстетические; физиотерапия; центры здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 31.12.2016), под олимпийской символикой и паралимпийской символикой понимаются не только наименования, перечисленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ, но и образованные на их основе слова и словосочетания.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Олимпийскому комитету России принадлежит исключительное право использования собственного наименования и официального наименования "Олимпийская команда России". Использование третьими лицами в коммерческих и рекламных целях указанных наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется на основании соглашений, заключенных в письменной форме с Олимпийским комитетом России, за исключением случаев использования этих наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний в целях информационного обеспечения или в связи с осуществлением указанного права третьими лицами, являющимися приобретателями права на освещение в средствах массовой информации Олимпийских игр и других международных спортивных мероприятий, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов.
Поскольку заявителем представлен оригинал письма - согласия (3) на регистрацию обозначения по заявке N 2022726146 в качестве товарного знака, выданный от имени Олимпийского Комитета России, который является представителем Международного олимпийского комитета в Российской Федерации, коллегия снимает довод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с пунктом 6(2) статьи 1483 Кодекса в заключении по результатам экспертизы качестве препятствия для регистрации товарного знака указаны следующие товарные знаки и международные регистрации:
- знак "OLYMPIС" по международной регистрации N 1128501 [1], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг 41, 44 классов МКТУ:
41 - Educational services; providing of training; entertainment; sporting and cultural activities, televised sporting and cultural entertainment; organization of exhibitions for cultural and educational purposes; operating lotteries and competitions; betting and gambling services in connection with or relating to sports; entertainment services provided during sporting events or concerning sporting events; organization of sporting and cultural events and activities; organization of real or virtual sporting competitions; operation of sports facilities; rental of audio and video equipment; production, presentation and distribution of films and of sound and video recordings; rental of sound and video recordings; rental and/or provision via a computer network of interactive entertainment and education products, namely interactive compact discs, CD-ROMs, computer games; entertainment, namely presentation of interactive entertainment and education products, namely interactive compact discs, CD-ROMs, computer games; covering televised and broadcast sporting events; production of television and radio programs and of videotapes; production of cartoons; production of cartoons for television; reservation of tickets for sporting events and shows; timing of sports events; organization of beauty contests; interactive entertainment; on-line betting services; provision of games on the Internet; provision of raffle services; information concerning entertainment or education, provided on line from a data bank or the Internet; electronic game services provided by means of the Internet; provision of electronic publications on line; publication of books, magazines, texts (other than publicity texts) and periodicals; publication of books, magazines, texts (other than publicity texts) and of electronic periodicals on line; provision of digital music from the Internet; provision of digital music from MP3 web sites; provision of sporting results; information services concerning sports and sporting events; rental of recorded sounds and images; audio production services; information services concerning sporting events provided on line from a computer database or the Internet; editing and publishing services; provision of digital music (non-downloadable); offering digital music by means of telecommunications; publication of statistics regarding sporting results and audience ratings for sporting competitions; training in the use and operation of systems for signaling and notification of crossings for the railway and transit industries; education services in the field of medical imaging and diagnosis, namely conducting of seminars, conferences, symposiums or workshops concerning the pharmaceutical industry, intended for medical doctors and employees of pharmaceutical companies; education services, namely conducting of seminars, conferences, symposiums or workshops in the field of life sciences and biotechnology for scientists and researchers; conducting of seminars on problems in connection with industrial water treatment; training services in all the aforesaid fields; training services in the field of management and medicine by means of the use of instructions and demonstrations provided on line, via the Internet, intranets and extranets; education services, namely conducting of practical training workshops, courses and seminars including demonstrations in the field of medicine and management; design, conducting and hosting of courses, seminars and all training activities in the field of information technology; organization and performance of concerts; booking of seats for shows; movie presentations; entertainment information; film production; show production; theater production services; operation of golf facilities; health club services (fitness training); sports camp services; presentation of live performances; film projections; organization of shows (impresario services); holiday camp services (entertainment); movie studios; news reporter services; provision of on-line electronic publications, not downloadable; music hall services; education services, namely conducting of courses, seminars, presentations, video presentations, provision of educational material, namely dissemination of material in the field of financial knowledge; education services in the field of tourism; information services in the field of tourism, namely information services regarding reservation of tickets for recreational events; information services in the field of tourism, namely information services regarding entertainment; information services in the field of tourism, namely information services regarding planned sporting, cultural and recreational activities; services in connection with entertainment for tourist assistance; tourist reservation services, namely activity and entertainment reservation services; assistance services for tourists concerning reservation of tickets for recreational events; assistance services for tourists concerning planned sporting, cultural and recreational activities.
44 - Medical services; medical and pharmaceutical toxicological controls; veterinary services; hygienic and beauty care for human beings and animals; agriculture, horticulture and forestry services; advisory services in connection with medical imaging and diagnosis; advisory services in connection with prophylactic properties, therapeutic properties and pharmaceutical product diagnosis; medical information services; medical imaging services; medical diagnosis services; consultancy services in all the aforesaid fields; rental of medical systems.
- знак "OLYMPIAD" по международной регистрации N 1128499 [2], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг 41. 44 классов МКТУ:
41 - Education; formation; divertissement; activits sportives et culturelles, divertissements culturels et sportifs t
l
vis
s; organisation d'expositions
buts culturels et
ducatifs; organisation de loteries et comp
titions; services de paris et de jeux d'argent li
s au ou en rapport avec le sport; services de divertissements fournis lors d'
v
nements sportifs ou concernant les
v
nements sportifs; organisation d'activit
s et d'
v
nements sportifs et culturels; organisation de comp
titions sportives r
elles ou virtuelles; exploitation d'infrastructures sportives; services de location d'
quipements audio et vid
o; production, pr
sentation, distribution de films et d'enregistrements vid
o et de sons; location de films et d'enregistrement vid
o et de sons; location et/ou mise
disposition au moyen d'un r
seau informatique de produits d'
ducation et de divertissements interactifs,
savoir disques compacts interactifs, CD-ROM, jeux informatiques; divertissement,
savoir pr
sentation de produits d'
ducation et de divertissements interactifs,
savoir disques compacts interactifs, CD-ROM, jeux informatiques; couverture d'
v
nements sportifs radiophoniques et t
l
vis
s; services de production de programmes radio et de t
l
vision et de bandes vid
o; production de dessins anim
s; production de programmes anim
s pour la t
l
vision; services de r
servation de tickets pour spectacles et
v
nements sportifs; chronom
trage de manifestations sportives; organisation de concours de beaut
; divertissement interactif; services de paris en ligne; fourniture de jeux sur l'Internet; fourniture de services de tombola; informations concernant les divertissements ou l'
ducation, fournies en ligne
partir d'une banque de donn
es ou
partir d'Internet; services de jeux
lectroniques fournis par le biais d'Internet; fourniture de publications
lectroniques en ligne; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et p
riodiques; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et de p
riodiques
lectroniques en ligne; mise
disposition de musique digitale
partir d'Internet; mise
disposition de musique num
rique
partir de sites web Internet MP3; mise
disposition de r
sultats sportifs; services d'informations concernant le sport et les
v
nements sportifs; location de sons et d'images enregistr
s; services de production audio; services d'information concernant les
v
nements sportifs fournis en ligne
partir d'une base de donn
es informatique ou de l'Internet; services d'
dition et de publication; mise
disposition de musique num
rique (non t
l
chargeable); offre de musique num
rique par t
l
communications; services de publication de statistiques en mati
re de r
sultats sportifs et de mesures d'audience de comp
titions sportives; formation
l'utilisation et au fonctionnement de syst
mes de signalisation et de notification de croisement pour les industries du transit et des chemins de fer; services d'
ducation dans le domaine de l'imagerie m
dicale et du diagnostic,
savoir conduite de s
minaires, conf
rences, symposiums ou ateliers concernant l'industrie pharmaceutique,
l'attention des m
decins et des employ
s des soci
t
s pharmaceutiques; services d'
ducation,
savoir conduite de s
minaires, conf
rences, symposiums ou ateliers dans le domaine des sciences de la vie et de la biotechnologie pour scientifiques et chercheurs; conduite de s
minaires sur les probl
mes de traitement des eaux industrielles; services de formation dans tous les domaines pr
cit
s; services de formation en gestion et en mati
re m
dicale par l'utilisation d'instructions et d
monstrations fournis en ligne, via l'Internet, des Intranets et Extranets; services d'
ducation,
savoir conduite d'ateliers de formation pratique, de cours et de s
minaires comprenant des d
monstrations dans le domaine m
dical et de la gestion; conception, r
alisation et animation de cours, s
minaires et toutes actions de formation dans le domaine informatique; organisation et r
alisation de concerts; r
servation de places pour spectacles; pr
sentations cin
matographiques; informations en mati
re de divertissement; production de films; production de spectacles; productions th
trales; services d'exploitation de parcours de golf; clubs de sant
(mise en forme physique); camps (stages) de perfectionnement sportif; repr
sentation de spectacles; projections de films; organisation de spectacles (services d'impresario); services de camps de vacances (divertissement); studios de cin
ma; services de reporters; fourniture de publications
lectroniques en ligne, non t
l
chargeables; services de music-hall; services d'
ducation,
savoir conduite de cours, s
minaires, pr
sentations, pr
sentations vid
o, fourniture de mat
riel d'
ducation,
savoir diffusion de mat
riel dans le domaine des connaissances financi
res; services d'
ducation dans le domaine du tourisme; services d'information dans le domaine du tourisme,
savoir services d'information sur la r
servation de billets pour des
v
nements de divertissement; services d'information dans le domaine du tourisme,
savoir services d'information en mati
re de divertissement; services d'information dans le domaine du tourisme,
savoir services d'information sur le calendrier des activit
s sportives, culturelles et de divertissement; services en mati
re de divertissement pour l'assistance aux touristes; services de r
servation touristique,
savoir services de r
servation d'activit
s et de divertissements; services d'assistance aux touristes concernant la r
servation de billets d'
v
nements de divertissement; services d'assistance aux touristes concernant le calendrier d'activit
s sportives, culturelles et de divertissement.
44 - Services mdicaux; contr
les m
dicaux et pharmaco-toxicologiques; services v
t
rinaires; soins d'hygi
ne et de beaut
pour
tres humains et animaux; services d'agriculture, d'horticulture et de sylviculture; services de conseils en mati
re d'imagerie m
dicale et de diagnostic; services de conseils en mati
re de propri
t
s prophylactiques, th
rapeutiques et de diagnostic de produits pharmaceutiques; services d'informations m
dicales; services d'imagerie m
dicale; services de diagnostic m
dical; services de conseils dans tous les domaines pr
cit
s; location de syst
mes m
dicaux.
- знак "OLYMPIAN" по международной регистрации N 1056066 [3], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг 41, 44 классов МКТУ:
41 - Education; formation; divertissement; activits sportives et culturelles, divertissements culturels et sportifs t
l
vis
s; organisation d'expositions
buts culturels et
ducatifs; organisation de loteries et comp
titions; services de paris et de jeux d'argent li
s au, ou en rapport avec le, sport; services de divertissements fournis lors d'
v
nements sportifs ou concernant les
v
nements sportifs; organisation d'activit
s et d'
v
nements sportifs et culturels; organisation de comp
titions sportives r
elles ou virtuelles; exploitation d'infrastructures sportives; services de location d'
quipements audio et vid
o; production, pr
sentation, distribution de films et d'enregistrements vid
o et de sons; location de films et d'enregistrement vid
o et de sons; location et/ou mise
disposition au moyen d'un r
seau informatique de produits d'
ducation et de divertissements interactifs,
savoir disques compacts interactifs, CD-ROM, jeux informatiques; divertissement,
savoir pr
sentation de produits d'
ducation et de divertissements interactifs,
savoir disques compacts interactifs, CD-ROM, jeux informatiques; couverture d'
v
nements sportifs radiophonique et t
l
vis
e; services de production de programmes radio et de t
l
vision et de bandes vid
o; production de dessins anim
s; productions de programmes anim
s pour la t
l
vision; services de r
servations de tickets pour spectacles et
v
nements sportifs; chronom
trage de manifestations sportives; organisation de concours de beaut
; divertissement interactif; services de paris en ligne; fourniture de jeux sur Internet; fourniture de services de tombola; informations concernant les divertissements ou l'
ducation, fournies en ligne
partir d'une banque de donn
es ou
partir d'Internet; services de jeux
lectroniques fournis par le biais d'Internet; fourniture de publications
lectroniques en ligne; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et p
riodiques; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et de p
riodiques
lectroniques en ligne; mise
disposition de musique digitale
partir d'Internet; mise
disposition de musique num
rique
partir de sites web Internet MP3; mise
disposition de r
sultats sportifs; services d'informations concernant le sport et les
v
nements sportifs; locations de sons et images enregistr
s; services de production audio; services d'informations concernant les
v
nements sportifs fournis en ligne
partir d'une base de donn
es informatique ou d'Internet; services d'
dition et de publication; mise
disposition de musique num
rique (non t
l
chargeable); offre de musique num
rique par t
l
communications.
44 - Services mdicaux; contr
les m
dicaux et pharmaco-toxicologiques; services v
t
rinaires; soins d'hygi
ne et de beaut
pour
tres humains et animaux; services d'agriculture, d'horticulture et de sylviculture.
- знак "" по международной регистрации N 1019494 [4], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг 41, 44 классов МКТУ:
41 - Education; formation; divertissement; activits sportives et culturelles, divertissements culturels et sportifs t
l
vis
s; organisation d'expositions
buts culturels et
ducatifs; organisation de loteries et comp
titions; services de paris et de jeux d'argent li
s au, ou en rapport avec le, sport; services de divertissements fournis lors d'
v
nements sportifs ou concernant les
v
nements sportifs; organisation d'activit
s et d'
v
nements sportifs et culturels; organisation de comp
titions sportives r
elles ou virtuelles; exploitation d'infrastructures sportives; services de location d'
quipements audio et vid
o; production, pr
sentation, distribution de films et d'enregistrements vid
o et de sons; location de films et d'enregistrement vid
o et de sons; pr
sentation, mise en r
seau et/ou location de produits d'
ducation et de divertissements interactifs,
savoir disques compacts interactifs, CD-ROM, jeux informatiques; couverture d'
v
nements sportifs radiophoniques et t
l
vis
s; services de production de programmes radio et de t
l
vision et de bandes vid
o; production de dessins anim
s; productions de programmes anim
s pour la t
l
vision; services de r
servations de tickets pour spectacles et
v
nements sportifs; chronom
trage de manifestations sportives; organisation de concours de beaut
; divertissement interactif; services de paris en ligne; fourniture de jeux sur l'Internet; fourniture de services de tombola; informations concernant les divertissements ou l'
ducation, fournies en ligne
partir d'une banque de donn
es ou
partir d'Internet; services de jeux
lectroniques fournis par le biais d'Internet; fourniture de publications
lectroniques en ligne; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et p
riodiques; publication de livres, revues, textes (autres que textes publicitaires) et de p
riodiques
lectroniques en ligne; mise
disposition de musique digitale
partir d'Internet; mise
disposition de musique num
rique
partir de sites web Internet MP3; mise
disposition de r
sultats sportifs; services d'informations concernant le sport et les
v
nements sportifs; locations de sons et images enregistr
s; services de production audio; services d'informations concernant les
v
nements sportifs.
44 - Services mdicaux; contr
les m
dicaux et pharmaco-toxicologiques; services v
t
rinaires; soins d'hygi
ne et de beaut
pour
tres humains et animaux; services d'agriculture, d'horticulture et de sylviculture.
- знак "" по международной регистрации N 863084 [5], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг 41 класса МКТУ:
41 - Organization of exhibitions for educational, scientific and recreational purposes, particularly memorabilia exhibitions without sale of the exhibited objects; museum services.
- знак "THE OLYMPICS" по международной регистрации N 787298 [6], правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена, в частности, в отношении услуг класса МКТУ:
41 - Education; training; entertainment; sports and cultural activities.
44 - All the services concerned except "medical services".
- товарный знак "" по свидетельству N 525677 [7], охраняемый в отношении услуг 44 класса МКТУ:
44 - больницы; консультации по вопросам фармацевтики; помощь зубоврачебная; стоматология; помощь медицинская; прокат медицинского оборудования; прокат санитарно-технического оборудования; салоны красоты; служба санитарная; советы по вопросам здоровья; услуги медицинских клиник; услуги терапевтические; услуги фармацевтов [приготовление лекарств по рецептам]; уход за больными; физиотерапия; хирургия пластическая; центры здоровья; диспансеры.
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных знаков [1]-[7] коллегия руководствовалась сложившейся правоприменительной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
В данном случае сходство заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками и международными регистрациями, как правильно указано в заключении по результатам экспертизы, было установлено по фонетическому критерию, что обусловлено совпадением фонетически тождественных сильных элементов "ОЛИМП" - "OLIMP" - "ОЛИМП-/OLYMP-", занимающих доминирующее положение в композиции сравниваемых знаков, в том числе, формирующих серию товарных знаков, зарегистрированных на имя Международного Олимпийского комитета (COMITE INTERNATIONAL OLYMPIQUE) [1]-[6].
Однородность заявленных услуг 41, 44 классов МКТУ соответствующим услугам 41, 44 классов МКТУ, для которых зарегистрированы противопоставленные знаки [1]-[6], обусловлена принадлежностью к одним родовым группам услуг, относящимся организации спортивных и культурных мероприятий, к услугам в области медицины, гигиены и косметики.
Вместе с тем, коллегия приняла во внимание оригинал безотзывного письма-согласия от правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 525677 на регистрацию заявленного обозначения на имя заявителя, представленный на стадии экспертизы, в силу чего этот товарный знак не является препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 44 класса МКТУ.
Тем не менее, противопоставленные международные регистрации [1]-[6] в отсутствие документального подтверждения согласия Международного Олимпийского комитета (COMITE INTERNATIONAL OLYMPIQUE) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении заявленных услуг 41, 44 классов МКТУ, по-прежнему являются препятствием для предоставления правовой охраны заявленному обозначению на основании положений пункта 6(2) статьи 1483 Кодекса.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия установила, что вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6(2) статьи 1483 Кодекса, сделанный в заключении по результатам экспертизы, на основании которого принято решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022726146, следует признать обоснованным.
Ссылки заявителя на судебные акты (постановления Суда по интеллектуальным правам от 06.12.2018 по делу N А49-10974/2017, от 20.05.2021 по делу N А32-46281/2020) не могут выступать в качестве убедительного мотива в защиту регистрации заявленного обозначения, поскольку указанные решения принимались при других фактических обстоятельствах и в иной правовой ситуации, в частности, предметом рассмотрения судебных инстанций был другой объект интеллектуальной собственности (фирменное наименование).
Что касается ссылок заявителя на регистрации товарных знаков по свидетельствам NN 858554, 704061, то они имеют существенные различия с заявленным обозначением, соответственно, при рассмотрении данного дела имеет место другая правовая ситуация.
Таким образом, ссылка на эти регистрации также не может являться аргументом в защиту регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 27.10.2023, оставить в силе решение Роспатента от 27.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 8 февраля 2024 г. по заявке N 2022726146
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru