Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 февраля 2024 г. по заявке N 2022708929/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2022708929/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.09.2023 |
Дата коллегии: |
11.12.2023 |
Дата утверждения: |
09.02.2024 |
Заявитель: |
Акционерное общество "Аквалайн" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 за N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 28.09.2023 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), поданное Акционерным обществом "Аквалайн", г. Черкесск, ул. 1-я Подгорная, д. 45 (далее - заявитель), на решение Роспатента о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022708929, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022708929, поданной 14.02.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 05, 32 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 28.07.2023 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022708929 в отношении части товаров:
- 05 класса МКТУ "бальзамы для медицинских целей; вещества диетические для медицинских целей; вода мелиссовая для фармацевтических целей; воды минеральные для медицинских целей; гематоген; добавки диетические минеральные; добавки к пище; крахмал для диетических или фармацевтических целей; молоко миндальное для фармацевтических целей; молоко сухое для детей; напитки из солодового молока для медицинских целей; настои лекарственные; настойки для медицинских целей; отвары для фармацевтических целей; питание детское; продукты обработки хлебных злаков побочные для диетических и медицинских целей; смеси молочные сухие для детского питания; смеси питательные детские; средства, способствующие пищеварению, фармацевтические; сыворотки; хлеб диабетический для медицинских целей";
- товаров 32 класса МКТУ "вино ячменное [пиво]; квас; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на базе риса, кроме заменителей молока; напитки на базе сои, кроме заменителей молока; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смеси сухие на основе крахмала для приготовления напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы для приготовления безалкогольных напитков; составы для производства газированной воды; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шенди; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции безалкогольные для приготовления напитков" с указанием словесного элемента "ПСЫЖ" в качестве неохраняемого элемента.
Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении другой части заявленных товаров 05 класса МКТУ "воды термальные" и товаров 32 класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые" заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса, ввиду нижеследующего.
Заявленное обозначение включает словесный элемент "ПСЫЖ" (Псыж - аул в Прикубанском районе республика Карачаево-Черкессия (см. Топонимический словарь Кавказа, А.В. Твердый, 2011 на сайте https://academic.ru/), который представляет собой название географического объекта, в связи с чем в отношении заявленных товаров является неохраняемым элементом, поскольку не обладает различительной способностью, указывает на местонахождение изготовителя товаров/место производства товаров (основание - пункт 1 (3) статьи 1483 Кодекса).
Кроме того, словесный элемент "ПСЫЖ" воспринимается как указание на географический объект, в котором осуществляется добыча/производство природной минеральной/питьевой воды, а также указывает на природное происхождение части заявленных товаров, в связи с чем для вышеуказанной части товаров заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса.
В Роспатент 28.09.2023 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, если место производства товаров соответствует географическому указанию, включенному в обозначение. В рассматриваемом случае заявитель является производителем лечебно-столовой минеральной воды, добываемой из скважины, расположенной в Прикубанском районе республики Карачаево-Черкессия;
- заявитель отмечает, что само по себе упоминание географического названия в источниках информации не свидетельствует о его известности адресной группе потребителей и о наличии у потребителя ассоциативной связи между соответствующим обозначением и географическим названием. Следовательно, географическое наименование хотя и известное адресному потребителю, но прямо не ассоциирующееся с местом производства товара, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Указанный подход также нашел отражение в судебной практике;
- применительно к заявленному обозначению необходимо обратить внимание, что аул "Псыж" хотя и является названием, относящимся к географии, но не обладает известностью ни само по себе, ни в отношении заявленных товаров 05 и 32 классов МКТУ;
- так, по состоянию на 2021 год населения поселения "Псыж" составило 8 720 человек и постоянно уменьшается. В 2023 году численность населения составила всего 6 891 человек (https://ru.zhujiworld.com/ru/248774-psyzh/);
- аул "Псыж" представляет особой малонаселенный пункт, в котором отсутствуют достопримечательности или крупные промышленные предприятия, включая производителей, специализирующихся на производстве минеральной питьевой воды, за исключением заявителя, который является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим добычу воды в ауле;
- факт производства минеральной воды в данном объекте заявителем, равно как и приобретенная известность обозначения "ПСЫЖ" в результате его активной хозяйственной деятельности не препятствуют регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- заявитель указывает, что возможность предоставления правовой охраны слову "Псыж" в отношении заявленных товаров, ранее была подтверждена Роспатентом. Так на имя заявителя были зарегистрированы товарные знаки "" по свидетельству N 625794 с приоритетом от 01.09.2016, "
" по свидетельству N 625796 с приоритетом от 26.09.2016, "
" по свидетельству N 631056 с приоритетом от 01.09.2016, в том числе, в отношении товаров 32 класса МКТУ "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки";
- заявитель также обращает внимание, что добавление к словесному элементу, связанному с географическим наименованием, другого словесного объекта образует новое обозначение. Логическая связь двух словесных элементов способна породить в сознании потребителя неоднозначные ассоциации, что является необходимым и достаточным условием для возможности выполнения товарным знаком индивидуализирующей функции.
С учетом изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 28.07.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022708929 для всех товаров 05, 32 классов МКТУ, в отношении которых принято решение о регистрации товарного знака по рассматриваемой заявке, а также в отношении товаров 32 класса МКТУ "воды минеральные [напитки]" без исключения из самостоятельной правовой охраны словесного элемента "ПСЫЖ".
В подтверждение изложенных доводов, заявителем в материалы заявки были представлены следующие документы:
1. Сведения по рассматриваемой заявке;
2. Правоустанавливающие документы на водозаборную скважину 1-А (адрес: КЧР, Прикубанский район);
3. Договоры о предоставлении водозаборной скважины в пользование ООО "Поток" для добычи воды для АО "Аквалайн";
4. Сведения о праве ООО "Поток" на осуществление деятельности по добыче воды;
5. Сведения об объемах воды, добытой из скважины, за 2022 г.;
6. Сведения об объемах реализованной продукции, маркированной обозначением "Псыж".
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (14.02.2022) поступления заявки N 2022708929 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (пункт 35 Правил).
В соответствии с требованиями пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно подпункту 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложными или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022708929 заявлено словесное обозначение "", выполненное буквами русского алфавита стандартным шрифтом.
Довод, изложенный в заключении по результатам экспертизы, о введении потребителя в заблуждение относительно природного происхождения для заявленных товаров 05 класса МКТУ "воды термальные" и товаров 32 класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые" основан на том, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ПСЫЖ" указывает на географический объект, в котором осуществляется добыча/производство природной минеральной питьевой воды.
Согласно доводам возражения, заявитель оспаривает решение Роспатента в части отказа в государственной регистрации товарного знака только в отношении одной позиции товаров 32 класса МКТУ "воды минеральные [напитки]".
Кроме того, по ходатайству заявителя в материалы заявки 26.07.2023 были внесены изменения, согласно которым из заявленного перечня товаров исключены товары 05 класса МКТУ "воды термальные" и товары 32 класса МКТУ "вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая".
С учетом изложенного, анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса проводится только в отношении товаров 32 класса МКТУ "воды минеральные [напитки]".
Согласно словарно-справочным источникам информации см. Топонимический словарь Кавказа, А.В. Твердый, 2011 на сайте https://dic.academic.ru/, Псыж - это название географического объекта - аула, расположенного на левом берегу р. Кубани в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики где может добываться природная минеральная вода. В связи с чем в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для товаров 32 класса МКТУ "воды минеральные [напитки]", на имя заявителя оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно природного происхождения данных товаров.
Вместе с тем, анализ материалов, представленных заявителем, иллюстрирует добычу минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-А Псыжского участка минеральных вод, расположенного в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики.
Из представленных материалов: паспорта разведочной скважины N 1-А и свидетельства о государственной регистрации права собственности заявитель владеет водозаборной скважиной N 1-А, расположенной в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики с февраля 2004 года.
С учетом вышеизложенное, коллегия полагает, что основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения в отношении товаров 32 класса МКТУ "воды минеральные [напитки]" требованиям пункта 3(1) статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
В заключении по результатам экспертизы также было указано, что словесный элемент ПСЫЖ", представляющий собой название географического объекта, в отношении заявленных товаров 05, 32 классов МКТУ является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью, указывает на место производства товаров.
В отношении указанного довода коллегия отмечает, что обозначение Псыж, действительно, воспроизводит название аула, расположенного в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики.
Вместе с тем, анализ информации на сайтах https://ru.wikipedia.org/, https://dic.academic.ru/, указанных в заключении по результатам экспертизы, показал, что в них отсутствуют сведения о том, что данное географическое название известно российскому потребителю как само по себе, так и как место производства заявленных товаров 05 класса МКТУ, которые могут быть отнесены к таким родовым группам товаров, как "фармацевтические препараты, продукты диетические для медицинских, добавки к пище", и товаров 32 класса МКТУ, которые могут быть отнесены к родовой группе товаров "безалкогольные напитки", а также сведения о том, что данное географическое название широко известно российскому потребителю в связи с нахождением в этом населенном пункте других производителей, специализирующихся на производстве вышеназванных товаров.
Таким образом, обозначение "Псыж" среднему российскому потребителю не известно, в связи с чем вероятность возникновения каких-либо ассоциативных связей между этими обозначением и местом производства заявленных товаров 05, 32 классов МКТУ является крайне низкой.
Коллегией также принято во внимание, что на имя заявителя ранее были зарегистрированы товарные знаки "" по свидетельству N 625794 с приоритетом от 01.09.2016, "
" по свидетельству N 625796 с приоритетом от 26.09.2016, "
" по свидетельству N 631056 с приоритетом от 01.09.2016, в том числе, в отношении товаров 32 класса МКТУ "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки".
Резюмируя вышеизложенное, коллегия полагает, что в отношении заявленных товаров словесный элемент "ПСЫЖ" соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса и может быть включен в состав заявленного обозначения в качестве охраняемого элемента.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 28.09.2023, изменить решение Роспатента от 28.07.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022708929.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 февраля 2024 г. по заявке N 2022708929/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru