Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 марта 2024 г. по заявке N 2021785211/33
Заявка: |
2021785211/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.08.2023 |
Дата коллегии: |
16.01.2024 |
Дата утверждения: |
12.03.2024 |
Заявитель: |
Федеральное государственное автономное учреждение "Центр просветительских инициатив министерства просвещения Российской Федерации" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утверждёнными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 29.08.2023 возражение, поданное Федеральным государственным автономным учреждением "Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), в отношении решения Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2021785211, при этом установила следующее.
Заявка N 2021785211 на регистрацию комбинированного обозначения "" была подана на имя заявителя 20.12.2021 в отношении товаров и услуг 09, 16, 38, 41 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 29.04.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) в отношении всех заявленных товаров и услуг. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг ввиду его несоответствия требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Вывод экспертизы мотивирован тем, что включенные в состав заявленного обозначения словесные элементы "Всероссийский профессиональный конкурс" (где "Всероссийский" - относящийся ко всей России, распространяющийся на всю Россию, "профессиональный" - связанный с профессией, "конкурс" - соискательство нескольких лиц, для получения награды, премии, см. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/30014, Толковый словарь Д.Н. Ушакова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/989054, Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка Чудинова А.Н., https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20683/конкурс), "России" (Россия - федеративное государство, расположенное на востоке Европы и севере Азии, см. Географическую энциклопедию, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/4138/Россия) указывают на вид, назначение, свойство заявленных товаров и услуг, на место нахождения заявителя, место производства товаров/оказания услуг, в связи с чем не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми элементами обозначения в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем согласно сведениям сети Интернет (см. https://vospitatelgoda.ru/) учредителями Всероссийского профессионального конкурса "воспитатель года России" являются Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования, в связи с чем регистрация заявленного обозначения на имя заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров/лица, оказывающего услуги, не соответствует положениям, предусмотренным пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 29.08.2023 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования, начиная с 2010 года;
- целью Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" является профессиональной личностное развитие педагогов дошкольного образования, выявление и поддержка наиболее талантливых педагогов, распространение их лучших практик на всей территории Российской Федерации, привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкой научной и педагогической общественности, средств массовой информации к важности решения проблем дошкольного образования;
- длительное время символом конкурса является изображение раковины с жемчужиной;
- в 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации разделено на два отдельных министерства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти");
- с 2018 года учредителем конкурса "Воспитатель года России" является Министерство Просвещения Российской Федерации, с 2021 года заявитель является оператором конкурса, что подтверждается Порядком проведения заключительного этапа;
- в 2021 году проведён ребрендинг конкурса, заявителем проведена разработка новой символики, выраженной в виде заявленного на регистрацию обозначения;
- новое обозначение приобрело известность в профессиональной среде, что свидетельствует о его различительной способности;
- интенсивность реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, а также маркированных им услуг, объём затрат на рекламу, длительность и интенсивность рекламы подтверждаются государственным заданием на 2021-2022 гг.;
- в рамках реализации государственных работ по организационно-методическому сопровождению комплекса мероприятий Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", направленных на повышение престижности и профессионального уровня работников дошкольного образования, заявителем понесены затраты на общую сумму более 26 млн руб.;
- деятельность оператора конкурса включает координацию участников в период пребывания на конкурсе, разработку, согласование и обеспечение комплектами раздаточных материалов жюри, участников, счётной комиссии, оргкомитета, формирование, согласование и изготовление наградной продукции для финалистов конкурса, брендирование площадок проведения мероприятий конкурса, изготовление дизайн-макета, печать сборника материалов участников конкурса, проведение регистрации участников на площадке проведения мероприятия, обеспечение проведения мероприятий конкурса в соответствии с программой и сценариями, обеспечение консультационно-методической поддержки по вопросам организации проведения Всероссийского профессионального конкурса, обеспечение работы жюри, счётной комиссии и другие виды деятельности;
- информационное освещение конкурса осуществлялось на основании договоров услуг на сумму 645.000 руб., также заявителем понесены существенные затраты на информационно-техническое обеспечение проведения заключительного этапа проведение конкурса, подготовку информационных новостных материалов, проведение онлайн-трансляций;
- упоминание конкурса в сети Интернет, в печатных изданиях, на радио и телевидении подтверждают существенную различительную способность заявленного обозначения, а также высокую степень информированности потребителей о конкурсе и его значимости;
- согласно отчётам систем мониторинга средств массовой информации, сведения о конкурсе в 2021 и 2022 годах содержатся в средствах массовой информации, в периодических изданиях;
- заявитель имеет непосредственное отношение к конкурсу, осуществляет функцию организационно-технического сопровождения конкурса.
На основании изложенного в возражении, поступившем 29.08.2023, содержится просьба отменить решение от 29.04.2023 об отказе у государственной регистрации товарного знака и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021785211 в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров и услуг 09, 16, 38, 41 классов МКТУ.
К возражению приложены следующие материалы:
(1) изображение символа конкурса до 2020 г. (эмблема и фотоматериалы);
(2) копия Порядка проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года в России" в 2021 г.;
(3) копия Порядка проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года в России" в 2022 г.;
(4) брендбук и фотоматериалы за 2021, 2022 гг.;
(5) копия Государственного задания Центра просветительских инициатив за 2021 г. и на плановый период 2022, 2023 гг.;
(6) копия Государственного задания Центра просветительских инициатив на 2022 г. и на плановый период 2023, 2024 гг.;
(7) копии описаний выполнения работы за 2021, 2022 гг.;
(8) копии договоров (заявитель - заказчик услуг по организационно-методическому сопровождению комплекса мероприятий Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", услуг фото- и видеосопровождения, информационно-технического обеспечения);
(9) отчёты о мониторинге средств массовой информации за 2021, 2022 гг.
В ходе рассмотрения возражения заявителем были представлены дополнительные доводы, а именно:
- на имя заявителя зарегистрирован товарный знак "" по свидетельству N 979990;
- учредители Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" предоставили согласия на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя;
- заявитель не претендует на самостоятельную правовую охрану слов "Всероссийский профессиональный конкурс", "России";
Дополнительно в материалы заявки N 2021785211 поступили следующие документы:
(10) письмо N АБ-4737/02 от 15.11.2023 Министерства просвещения Российской Федерации, согласно которому полномочия по регистрации обозначения по заявке N 2021785211 в качестве товарного знака переданы заявителю;
(11) письмо N 623 от 06.12.2023 Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, в котором выражено согласие указанного лица на регистрацию заявленного обозначения по заявке N 2021785211 в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении всех указанных в заявке товаров и услуг.
Изучив материалы дела и заслушав представителя лица, подавшего возражение, коллегия установила следующее.
С учётом даты подачи (20.12.2021) заявки N 2021785211 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утверждённые приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572.
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения заявленным обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объёмах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, её длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении, изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов, сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определённого изготовителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное обозначение "" является комбинированным, включает крупный изобразительный элемент в виде раковины с жемчужиной, под которым размещены слова "Всероссийский профессиональный конкурс", "Воспитатель года России", выполненные стандартным шрифтом заглавными и строчными буквами русского алфавита в три строки. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021785211 испрашивается в синем, голубом, белом, красном и розовом цветовом сочетании в отношении товаров и услуг 09, 16, 38, 41 классов МКТУ.
Как установлено оспариваемым решением, словесные элементы "Всероссийский профессиональный конкурс" (где "Всероссийский" - относящийся ко всей России, распространяющийся на всю Россию, "профессиональный" - связанный с профессией, "конкурс" - соискательство нескольких лиц, для получения награды, премии, см. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/30014, Толковый словарь Д.Н. Ушакова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/989054, Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка Чудинова А.Н., https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/2068 3/конкурс), "России" (Россия - федеративное государство, расположенное на востоке Европы и севере Азии, см. Географическую энциклопедию, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/4138/Россия) указывают на вид, назначение, свойство заявленных товаров и услуг, на место нахождения заявителя, место производства товаров/оказания услуг, в связи с чем не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми элементами обозначения в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель, согласно ходатайству, представленному на заседании 16.01.2024. не претендует на самостоятельную правовую охрану элемента "Всероссийский профессиональный конкурс" и слова "России".
Поскольку в композиции заявленного обозначения, содержащего крупный изобразительный элемент, названные слова не доминируют, коллегия полагает возможным признание их неохраняемыми элементами товарного знака.
Вместе с тем мотивом для отказа в регистрации заявленного обозначения послужили сведения сети Интернет о Всероссийском профессиональном конкурсе "Воспитатель года России", который учрежден Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования, что может предопределять наличие у потребителей соответствующей устойчивой ассоциативной связи рассматриваемого обозначения как имеющего отношение к конкурсу, учредителем которого заявитель не является.
Заявитель не опровергал изложенные в оспариваемом решении сведения, в своем возражении сообщил о том, что является оператором названного конкурса, а указанные лица - учредители конкурса - не возражают против регистрации заявленного обозначения на имя заявителя.
Для подтверждения довода о том, что заявитель имеет отношение к Всероссийскому профессиональному конкурсу "Воспитатель года России", заявителем представлены копии Порядков проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года в России" за 2021 и 2022 гг., копии Государственных заданий Центра просветительских инициатив за 2021 и 2022 гг., копии описаний выполнения работы за 2021, 2022 гг., а также копии договоров, где заявитель выступает заказчиком услуг по организационно-методическому сопровождению комплекса мероприятий Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", услуг фото- и видеосопровождения, информационно-технического обеспечения.
Рассмотрев указанные материалы в их взаимосвязи и совокупности, коллегия констатирует, что учредителями Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" являются Министерство просвещения Российской Федерации и Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации. В свою очередь, заявитель является оператором приводимого конкурса. Оператор назначается учредителями, информация о конкурсе размещена на сайтах учредителей конкурса, а также на официальном сайте конкурса.
В связи с необходимостью регистрации официального логотипа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" его учредителями предоставлены официальные письма о возложении на заявителя полномочий по регистрации товарного знака.
Коллегией принято во внимание согласия Министерства просвещения Российской Федерации и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации с регистрацией товарного знака по заявке N 2021785211 на имя заявителя.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 29.08.2023, отменить решение Роспатента от 29.04.2023, зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021785211.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 марта 2024 г. по заявке N 2021785211/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru