Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2024 г. по заявке N 2022712336/33
Заявка: |
2022712336/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
09.07.2023 |
Дата коллегии: |
29.01.2024 |
Дата утверждения: |
15.03.2024 |
Заявитель: |
ИП Губина Ксения Александровна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 09.07.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Губиной Ксенией Александровной, Московская обл., г. Воскресенск (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022712336, при этом установила следующее.
Обозначение "Метод родологических расчетов" по заявке N 2022712336, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.02.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 16 класса МКТУ и услуг 41, 44, 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 10.03.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг ввиду его несоответствия требованием пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Решение основано на заключении по результатам экспертизы, согласно которому установлено, что заявленное обозначение не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации для целей регистрации товарного знака в отношении всего заявленного перечня товаров и/или услуг на основании следующего.
Метод родологических расчетов/родологический метод - в консультативной практике алгоритм решения поставленной клиентом задачи с использованием ресурсов открытой саморазвивающейся системы Род и законов её развития. Родология представляет собой междисциплинарную область знаний, предметом исследования которой являются законы развития Рода, наследственные и средовые детерминанты в вариативности родовых программ (См. https://www.rodolog.ru/o-rodologii-1).
Кроме того, в соответствии с информацией, полученной по сети Интернет (https://www.rodolog.ru/o-rodologii-1, https://www.b17.ru/article/8366/, https://rodology.online/kurs-rodolog-online) основателями метода, как и самой родологии являются В.В. Докучаев и Л.Н. Докучаева (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 9, кв. 130).
Следовательно, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса в отношении заявленных товаров и услуг, поскольку является неохраноспособным элементом обозначения и способно ввести потребителя в заблуждение относительно лиц, оказывающих услуги.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение имеет следующее значение: "Метод родологических расчетов - это алгоритм, составленный на основании метрических данных человека членов его семьи и людей, которые входят в родовую систему. Данный алгоритм позволяет изучить механизмы возникновения, хранения и передачи программ (родовой памяти), унаследованных эпигенетически";
- "Метод родологических расчетов" - это определенный авторский комплекс действий, направленных на выявление закономерностей (поведенческих паттернов) на генеалогическом уровне с целью их дальнейшего корректирования;
- толкование семантики не позволяет сделать ввод о том, что обозначение напрямую характеризует заявленные товары 16 и услуги 41, 44, 45 классов МКТУ;
- название термина образовано от фантазийного слова "Родология" - это область знаний, которая выявляет устойчивые поведенческие модели, принятые в роду человека как базовые. Родология исследует происхождение жизненных сценариев на основании анализа родовой системы, куда входят несколько поколений семьи конкретного человека, члены рода по линии супругов, а также люди, оказывающие сильное влияние на его социальную среду;
- понятие "Родология" в интернет-словаре ботанических терминов означает "раздел ботаники, посвященный изучению роз";
- однозначно сказать к какой области научной деятельности относится обозначение "Родология" не представляется возможным;
- в связи с чем толкование на тему "родологических расчетов" в области Родологии будут различными с учетом знания самих специалистов в этой области, а также их учеников и последователей;
- таким образом, заявленное обозначение будет восприниматься потребителями как носящее фантазийный характер, следовательно, оно не обладает описательными характеристиками и не указывает на какой - либо товар или услугу 16, 41, 44, 45 классов МКТУ;
- следовательно, заявленное обозначение не является описательным для заявленных товаров и услуг, и не является способным ввести потребителей в заблуждение относительно заявленных товаров и услуг;
- заявителем используется заявленное обозначение до даты подачи заявки в качестве средства индивидуализации;
- наличие различительной способности у обозначения по рассматриваемой заявке подтверждается социологическим исследованием N 110-2023 от 07.07.2023 и заключением информационно-аналитического обзора рынка N 107-2023 от 03.07.2023;
- заявленное обозначение ложной информации относительно заявленных услуг 41, 44, 45 классов МКТУ, либо лица, их оказывающего, не несёт;
- представленные с возражением документы (упоминания в СМИ, печатных изданиях, социальных сетях, публикации в сети Интернет, соцопрос, договоры на оказание услуг, бухгалтерские документы, реклама) подтверждают, что обозначение "Родология" на дату подачи заявки N 2022712336 связано с Губиной К.А.;
- на имя заявителя проведена регистрация базы данных "Родология. Ансестология. Метод родологических расчетов" по свидетельству N 2023621296 от 10.04.2023;
- Губина К.А. является генеральным директором ООО "ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И РОДОЛОГИИ", которое ведет деятельность и оказывает услуги однородные услугам 41, 44, 45 классов МКТУ;
- заявленное обозначение обладает признаками различительной способности, способно выполнять индивидуализирующую функцию товарного знака и не должно быть свободно в гражданском обиходе, в том числе для лиц, оказывающих услуги или занимающихся областью знаний "Родология";
- страница в сети Интернет, на которую ссылается эксперт в решении Роспатента, не содержит в себе дату публикации, а информация, размещенная на ней, относится к некой псевдонаучной междисциплинарной области знаний эзотерического характера, которая не позволяет сопоставить ее с какой-либо услугой или товаром заявленного перечня, в связи с чем заявленное обозначение не может свидетельствовать об описательном характере;
- отсутствуют сведения о наличии у российского потребителя устойчивых ассоциативных связей между обозначением "Родология" и В.В. Докучаевым, Л.Н. Докучаевой;
- вышеуказанный вывод подтверждается в представленном к возражению заключении информационно-аналитического обзора рынка N 107-2023 от 03.07.2023.
С учетом приведенных в возражении доводов заявитель просит отменить решение Роспатента от 10.03.2023 и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2022712336 в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 16, 41, 44, 45 классов МКТУ.
К материалам дела приложены следующие документы:
- социологическое исследование N 110-2023 от 07.07.2023 (1);
- заключение информационно-аналитического обзора рынка N 107-2023 от 03.07.2023 (2);
- договоры оказания консультационных услуг с 2020 по 2022 гг. (3);
- рекламные договоры с 2020 по 2022 гг. (4);
- платежные поручения за 2020 и 2021 гг. (5);
- выписка на ООО "ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И РОДОЛОГИИ" (6);
- свидетельство N 2023621296 о государственной регистрации базы данных (7);
- налоговые декларации (8);
- решение Суда по интеллектуальным правам от 13.09.2018 по делу N СИП-199/2018 (9);
- заключение по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 612947 (10).
На заседании коллегии, состоявшемся 07.11.2023, коллегия ознакомила заявителя с обращением заинтересованного лица (ИП Докучаевой Ларисы Николаевны), которые были представлены по заявкам NN 2022712335, 2022714109, 2022712334, 2022777815 на обозначения "РОДОЛОГИЯ", "", "РОДОЛОГ", "
".
Заявитель представил свое мнение, относительно вышеуказанного обращения, которые сводились к тому, что материалы обращения не свидетельствуют о широкой известности обозначения "Родология" как средства индивидуализации каких-либо товаров и услуг, не доказывают устойчивых ассоциативных связей между конкретными товарами и услугами, сопровождаемыми обозначением "Родология", и В.В. Докучаевым и Л.Н. Докучаевой, а также то, что обозначение "Родология" не используется в отношении заявленных на регистрацию товаров и услуг 16, 41, 44, 45 классов МКТУ по заявке N 2022712336.
Изучив материалы дела, и заслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (27.02.2022) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, в частности, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Согласно пункту 35 Правил, вышеуказанные элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Для доказательства приобретения различительной способности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "Метод родологических расчетов" является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 16 класса МКТУ и 41, 44, 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
Заявленное обозначение является словосочетанием, которое включает в свой состав словесные элементы, являющиеся лексическими единицами русского языка и имеющие следующие значения:
"Метод" - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь (https://languages.oup.com/google-dictionary-ru/);
"Расчетов" - множественное число, родительный падеж слова "расчет" - вычисление чего-либо;
"Родологических" - прилагательное, образованное от слова "родология". При этом в общедоступных источниках информации сети Интернет слово "родология" встречается в различных интерпретациях, например, "эзотерическая концепция, согласно которой события в жизни человека объясняются его "родовой программой" или "родовыми паттернами"" (https://journal.tinkoff.ru/rodologiya/), "новое направление психологии и смежных наук, изучающие законы развития Рода как системы. Базируется на некоторых законах генетики, генеалогии, физики и т.п." (https://vc.ru/u/1794239-angella-rodova/677620-rodologiya-chto-eto), "доктрина, которая предполагает, что жизнь человека определяет "родовая генетическая память" (https://vm.ru/society/1052121-izbavyat-ot-grehov-predkov-kto-takie-rodologi-i-pochemu-ih-mozhno-schitat-moshennikami) и т.д.
Учитывая вышеуказанные смысловые значения, заявленное обозначение "Метод родологических расчетов" может трактоваться средним российским потребителем как "Исследуемые вычисления разных аспектов влияния (механизмов или программ) на людей в родовом поле" или "осуществление "родовой генетической программы" посредством расчетов" или в иных различных его вариантах.
Следует также указать, что направление в области исследований рода (семьи и предков) является новым, не совсем раскрытым и до конца неизученным, поскольку не является общепризнанной наукой, зафиксированной в официальных специализированных словарных и справочных источниках. В связи с чем толкование средним российским потребителем заявленного обозначения будет различным.
Таким образом, для того, чтобы средний российский потребитель мог понять смысл словосочетания "Метод родологических расчетов" ему понадобятся знания в различных областях науки, а также дополнительные рассуждения и домысливания, которые могут быть разными. Коллегии также не представляется возможным установить, на какие характеристики заявленных товаров и услуг указывает заявленное обозначение. В решении Роспатента не содержится обоснования наличия описательного характера рассматриваемого обозначения в отношении заявленных товаров 16 класса МКТУ (представляющих собой канцелярские принадлежности и бумажные изделия), услуг 41 класса МКТУ (представляющих собой развлекательные и образовательные услуги), услуг 44 класса МКТУ (представляющие собой услуги в области ароматерапии и психологов), а также услуг 45 класса МКТУ (представляющих собой юридические услуги, услуги аудита и консультаций). Приведенная экспертизой ссылка на сайт https://www.rodolog.ru/o-rodologii-1 является несостоятельной, поскольку на данный момент не содержит никакой информации.
В этой связи заявленное обозначение будет восприниматься потребителями как носящее фантазийный характер, следовательно, оно не обладает описательными характеристиками и не указывает на какой-либо товар или услугу 16, 41, 44, 45 классов МКТУ. Ввиду сказанного, заявленное обозначение обладает признаками различительной способности, способно выполнять индивидуализирующую функцию товарного знака и не должно быть свободно в гражданском обиходе.
Помимо того, коллегией были учтены документальные сведения (3, 8), представленные заявителем об оказании им до даты приоритета заявленного обозначения по заявке N 2022712336 консультационных услуг с применением авторского метода расчета поиска родовых программ (используются психологические, астрологические, математические методы расчета) на основании собственно полученных знаний и опыта. Представленные с возражением договорные отношения и бухгалтерские документы (4, 5) подтверждают оказание заявителем услуг по обучению и наставничеству методов поиска родовых программ третьих лиц. На имя заявителя получено свидетельство N 2023621296 о государственной регистрации базы данных: "Родология. Ансестология. Метод родологических расчетов" (7).
Резюмируя изложенное, коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что заявленное обозначение по заявке N 2022712336 не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Относительно приложенных к возражению документов (1, 2), коллегия отмечает, что они не имеют отношения к заявленному обозначению и не могут быть приняты во внимание, поскольку представленные заключения были проведены в отношении иных обозначений "РОДОЛОГИЯ", "Ксения Губина", а также исследовался вопрос о наличии или отсутствия ассоциаций между обозначением "Родология" и Ксенией Губиной с точки зрения потребителей 35, 41, 44 классов МКТУ.
Относительно доводов экспертизы о противоречии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, коллегия указывает следующее.
Сам по себе словосочетание "Метод родологических расчетов" в силу изложенных выше заложенных в них смысловых значений, не содержит сведений, которые бы являлись ложными или вводящими потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя.
Сам по себе факт использования обозначения до даты подачи заявки на товарный знак иным лицом не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров/лица, оказывающего услуги. Норма пункта 3 статьи 1483 Кодекса подлежит применению в том случае, когда установлено, что потребитель осведомлен о ранее существовавшем обозначении и ассоциирует его с иным конкретным лицом, не являющимся заявителем по заявке. Таким образом, для вывода о возможности введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара в связи с тем, что конкретное обозначение ранее использовалось иным лицом, необходимо наличие доказательств, подтверждающих возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между конкретным обозначением, использовавшимся на товарах, и предшествующим производителем этих товаров.
В основу вывода Роспатента о том, что заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно лиц, оказывающих услуги, были положены сведения с Интернет сайтов (https://www.rodolog.ru/o-rodologii-1, https://www.b17.ru/article/8366/, https://rodology.online/kurs-rodolog-online), согласно которым основателями метода, как и самой родологии являются В.В. Докучаев и Л.Н. Докучаева.
Проанализировав вышеуказанные сведения, коллегия отмечает следующее. Ссылка на интернет-сайт https://www.rodolog.ru/o-rodologii-1 не содержит никакой информации, в связи с чем ее невозможно оценить. Остальная информация, представленная по ссылкам https://www.b17.ru/article/8366/, https://rodology.online/kurs-rodolog-online, имеет более позднюю дату размещения, чем приоритет рассматриваемой заявки, поэтому не может быть принята во внимание.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что ни размещенная на интернет-сайтах https://www.b17.ru/article/8366/, https://rodology.online/kurs-rodolog-online информация, ни сведения, представленные в обращении Л.Н. Докучаевой, не содержат указаний на заявленное словосочетание "Метод родологических расчетов". В этой связи коллегия не располагает источниками информации об использовании рассматриваемого обозначения в качестве средства индивидуализации каких-либо товаров и услуг, следовательно, довод экспертизы о том, что обозначение будет ассоциироваться с иными лицами, чем заявитель, является неубедительным.
На основании вышеизложенного, коллегия пришла к выводу о соответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 09.07.2023, отменить решение Роспатента от 10.03.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022712336.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2024 г. по заявке N 2022712336/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru