Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 марта 2024 г. по заявке N 2022705189
Заявка: |
2022705189 |
Название: |
BARBORA |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
10.11.2023 |
Дата коллегии: |
22.02.2024 |
Дата утверждения: |
18.03.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Смирнова М.И. |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 10.11.2023, поданное индивидуальным предпринимателем Смирновой М.И., Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 963357, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2022705189, поданной 31.01.2022, зарегистрирован 29.08.2023 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 963357 на имя ООО "Б.М. КОСМЕТИКС", г. Красноярск, в отношении товаров и услуг 03, 04, 05, 35, 44 классов МКТУ (далее - правообладатель).
В поступившем 10.11.2023 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражении выражено мнение лица, его подавшего, о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 963357 произведена в нарушение требований, установленных положениями пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В доводах возражения, а также в дополнениях к нему, было указано следующее:
- оспариваемый знак сходен до степени смешения с товарным знаком "", зарегистрированным на имя лица, подавшего возражение и активно им использующимся;
- на стадии экспертизы обозначения по заявке N 2022705189 товарный знак лица, подавшего возражение, ему был противопоставлен, однако, правообладатель предоставил письмо-согласие от Смирновой М.И., в результате чего данный оспариваемый знак был зарегистрирован. Вместе с тем, лицо, подавшее возражение, упомянутого согласия не предоставляло. Данное письмо-согласие является фальсифицированным;
- действия правообладателя по регистрации оспариваемого знака являются недобросовестными, представляют собой злоупотребление правом.
На основании изложенного, лицом, подавшим возражение, выражена просьба о признании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 963357 недействительным полностью.
В подтверждение изложенных доводов к возражению приложены следующие материалы:
1. Распечатка товарных знаков по свидетельствам N 963357, N 659557;
2. Выписка ЕГРИП в отношении лица, подавшего возражение;
3. Скриншот ресурса https://www.nic.ru/;
4. Скриншоты сайта лица, подавшего возражение;
5. Скриншоты ресурса "ВКонтакте";
6. Скриншоты ресурса "youtube";
7. Скриншоты ресурсов маркетплейсов;
8. Скриншоты ресурсов продавцов;
9. Копия письма от 11.11.2022.
Правообладатель, ознакомленный в установленном порядке с поступившим возражением, представил отзыв по его мотивам, в котором выразил несогласие с доводами возражения, отметив следующее:
- оспариваемый и противопоставленный ему знак не являются сходными до степени смешения;
- из общедоступных словарно-справочных источников следует, что сравниваемые товарные знаки не имеют какого-либо установленного смыслового значения и являются фантазийными. В силу этого невозможно сопоставить сравниваемые обозначения по смысловому признаку сходства. Таким образом, нет оснований считать сравниваемые товарные знаки семантически сходными;
- потребители с большой вероятностью будут воспринимать обозначение "barbara" как существительное женского рода, а обозначение "barbaro" как существительное среднего рода. Это связано с основным правилом русского языка: существительные, оканчивающиеся на -а, -я и некоторые существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, относятся к женскому роду; существительные, оканчивающиеся на -о, -е относятся к среднему роду (исключения: время, имя, такси - существительные среднего рода). Это обстоятельство усиливает разность восприятия сравниваемых обозначений;
- сравниваемые знаки несходны фонетически. Все звуки в обозначениях хорошо различимы, гласные звуки "о" и "а" не редуцируются, а звучат четко. В сравниваемых словах совпадает только первый слог "бар-", второй и третий слоги не совпадают. Ударение в сравниваемых знаках падает на разные слоги;
- произношение оспариваемого товарного знака с ударением на второй слог обусловлено, в том числе, визуальным выделением буквы (в обозначении - буква "о" выглядит подчеркнутой, на нее падает звуковой акцент). Произношение противопоставляемого товарного знака с ударением на последний слог подтверждается, в том числе, использованием обозначения самим правообладателем в видеороликах, направленных на рекламирование и продвижение товаров, маркированных товарным знаком "barbaro". Видеоролики размещены в социальных сетях правообладателя (https://www.instagram.com/reel/C3LUvm1oa6A/?igsh=eHpvNm4weW02NmFu) и на его сайте (https://barbaro.ru/blog/);
- совпадающие звуки в разных положениях в зависимости от этих определенных положений и соответствующего определенного фонетического окружения имеют разные специфические свойства своего звучания, обусловливая отсутствие у сравниваемых знаков сходства. Отсутствие исследуемых фантазийных слов в каких-либо словарях обусловливает отсутствие у этих слов определяемых словарями ударений, поэтому соответствующие ударения в сравниваемых словах при их произнесении определяются самими владельцами сопоставляемых товарных знаков при их использовании в гражданском обороте, в том числе, в процессе рекламы и продвижения товаров, индивидуализируемых ими. Различное ударение в сравниваемых товарных знаках усиливает их разное звуковое восприятие российскими потребителями. Таким образом, по фонетическому критерию сравниваемые обозначения не являются сходными до степени смешения;
- оспариваемый и противопоставляемый товарные знаки выполнены в разных графических манерах. У оспариваемого товарного знака буквы округлые, строчные. Буква "о" выполнена в виде стилизованного изображения зеркала и органично вписана в слово. У противопоставляемого товарного знака буквы узкие, заглавные. Словесный элемент дополнен стилизованным изображением профиля мужчины с бородой и усами. Исследуемые товарные знаки имеют явные визуальные отличия, обусловленные разным зрительным впечатлением, производимым на потребителей;
- наличие у сравниваемых знаков всех указанных выше существенных отличий, позволяет сделать вывод о том, что они никак не ассоциируются друг с другом в целом, то есть не являются сходными до степени смешения;
- товары и услуги 03, 05, 35, 44 классов МКТУ приведенные в перечнях товаров оспариваемой и противопоставленных регистраций товарных знаков, могут быть квалифицированы как однородные в силу того, что соответствующие товарные позиции либо совпадают, либо соотносятся друг с другом как вид-род, либо относятся к одной и той же соответствующей определенной общеродовой группе. Однако, сравниваемые знаки не являются сходными, ввиду чего отсутствует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности вышеуказанных (однородных) товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ, для индивидуализации которых они предназначены, одному производителю;
- квалифицируя сравниваемые товарные знаки как несходные, правообладатель также отмечает, что существуют иные товарные знаки, имеющие совпадающие аналогичные звуко- и буквосочетания и охраняемые на имя различных лиц в отношении однородных товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ: "BARBARA" (по свидетельству N 642016), "Barbara" (по свидетельству N 964513), "BARBARUS" (по свидетельству N 817737), "BARBAROSSA" (по свидетельству N 713356). Данные товарные знаки, зарегистрированные на имя различных лиц сосуществуют как друг с другом, так и с оспариваемым товарным знаком правообладателя и с противопоставленным товарным знаком лица, подавшего возражение, и все они не были признаны сходными между собой до степени смешения в отношении однородных товаров 03, 05, 35, 44 классов МКТУ. Особенное внимание в этом плане обращает на себя товарный знак "BARBARA" (по свидетельству N 642016, дата приоритета - 13.10.2015), зарегистрированный для однородных товаров и услуг 03, 35, 44 классов МКТУ. Несмотря на наличие этого товарного знака, лицо, подавшее возражение, получило правовую охрану для своего товарного знака "BARBARO" в отношении однородных товаров и услуг;
- лицом, подавшим возражение, приведена информация об использовании противопоставленного знака, однако, данные доказательства свидетельствуют об использовании знака лишь на 31.20.2023, но не на дату приоритета оспариваемого знака (31.01.2022). Представленные доказательства не указывают на длительность и не показывают объем использования товарного знака N 659557 правообладателем, не позволяют определить степень известности, узнаваемости старшего товарного знака. Из представленных заявителем доказательств дополнительно можно сделать вывод о том, что в настоящее время он производит косметику только для мужчин, в основном для волос, бороды и усов. На это, в том числе, указывает и сам товарный знак своим изобразительным элементом - стилизованным изображением головы мужчины с усами, бородой в профиль;
- правообладателем оспариваемого товарного знака N 963357 было инициировано проведение социологического опроса среди потребителей товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ старше 18 лет в разных городах Российской Федерации. В соответствии с результатами проведенного исследования (социологического пороса), в настоящее время подавляющее большинство опрошенных полагают, что товары и услуги под тестируемыми обозначениями производятся и реализуются разными компаниями. Если бы такой же вопрос был задан на дату 31.01.2022, то подавляющее большинство респондентов также выбрали бы вариант ответа "разными компаниями". Также в настоящее время подавляющее большинство опрошенных полагают, что товарный знак по свидетельству N 963357 и товарный знак по свидетельству N 659557 не являются сходными между собой по всем критериям на сегодняшний день и на дату 31.01.2022. Социологические признаки сходства до степени смешения между сравниваемыми знаками и с точки зрения потребителей целевой группы отсутствуют и отсутствовали на дату 31.01.2022;
- в настоящее время подавляющее большинство потребителей не принимают товарный знак по свидетельству N 963357 за товарный знак по свидетельству N 659557 по внешнему виду (80%), звучанию (80%), смыслу (82%). На дату 31.01.2022 подавляющее большинство потребителей не принимали товарный знак по свидетельству N 963357 за товарный знак по свидетельству N 659557 по внешнему виду (83%), звучанию (80%), смыслу (80%). В настоящее время подавляющее большинство опрошенных (86%) полагают, что товары и услуги под тестируемыми товарными знаками производятся и реализуются разными компаниями. В настоящее время подавляющее большинство опрошенных (87%) полагают, что тестируемые товарные знаки принадлежат разным компаниям. В настоящее время подавляющее большинство респондентов (86%) не принимают товары или услуги под товарным знаком по свидетельству N 963357 за товары и услуги под товарным знаком по свидетельству N 659557, исключая возможность путаницы между ними при приобретении;
- на дату 31.01.2022 подавляющее большинство опрошенных (87%) полагали, что товары и услуги под тестируемыми товарными знаками производятся и реализуются разными компаниями. На дату 31.01.2022 подавляющее большинство опрошенных (87%) полагали, что тестируемые товарные знаки принадлежат разным компаниям. На дату 31.01.2022 подавляющее большинство респондентов (87%) не принимали товары или услуги под товарным знаком по свидетельству N 963357 за товары и услуги под товарным знаком по свидетельству N 659557, исключая возможность путаницы между ними при покупке;
- с учетом результатов социологического опроса можно сделать вывод, что потребители фактически не смешивают сравниваемые товарные знаки. Это подтверждают позицию правообладателя об отсутствии сходства до степени смешения спариваемого и противопоставленного товарных знаков.
В подтверждение изложенных доводов правообладателем представлены:
10. Копия статьи Кременецкой Л.С. Определение рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий знак;
11. Видеоролик размещенный в социальных сетях правообладателя (https://www.instagram.com/reel/C3LUvm1oa6A/?igsh=eHpvNm4weW02NmFu) и на его сайте (https://barbaro.ru/blog/);
12. Заключение N 32-2024 от 19.02.2024.
На основании вышеизложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 963357.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (31.01.2022) приоритета товарного знака по свидетельству N 963357 правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1-5, 8 и 9 статьи 1483 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Исходя из требований абзаца 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком другого лица, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку могут быть поданы заинтересованным лицом. Лицу, подавшему возражение, принадлежат исключительные права на товарный знак по свидетельству N 659557, сходный, по его мнению, до степени смешения с оспариваемым товарным знаком, что свидетельствует о его заинтересованности в подаче настоящего возражения.
Оспариваемый товарный знак представляет собой комбинированное обозначение "", выполненное строчными буквами латинского алфавита, пятая буква представлена в виде графического элемента из двух изогнутых линий. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 03, 04, 05, 35, 44 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" является комбинированным и состоит из словесного элемента "barbaro", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита, а также из помещенного выше изобразительного элемента в виде стилизованного изображения головы мужчины в профиль. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в голубом, оранжевом цветовом сочетании в отношении товаров и услуг 03, 05, 14, 21, 35, 44 классов МКТУ.
Анализ товарного знака по свидетельству N 963357 на соответствие требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Оспариваемый товарный знак, несмотря на оригинальное исполнение, прочитывается как "barbara". Указанное обусловлено тем, что между частями "barb" и "ra" помещен элемент "", напоминающий по очертаниям перевернутую букву "a".
Словесный элемент "barbaro" противопоставленного знака характеризуется высокой степенью фонетического сходства со словесным элементом "barbara" оспариваемого знака. Указанное обусловлено тем, что данные словесные элементы характеризуются тождеством шести букв, расположенных в одинаковой последовательности ("б", "а", "р", "б", "а", "р"). Более того, буква "о" в слове "barbaro" товарного знака по свидетельству N 659557 находится в конечной редуцированной позиции, в связи с чем может быть прочитана как "а", с учетом чего сравниваемые знаки имеют тождественное звучание.
Правообладатель приводит довод о том, что оспариваемый знак прочитывается как "barboro", однако, даже в рассматриваемом случае данное обозначение обладает высокой степенью фонетического сходства с противопоставленным знаком, где совпадающими являются пять букв из семи ("b", "a", "r", "b", "r").
Довод правообладателя о различном ударении в сравниваемых знаках не может быть признан убедительными, поскольку противопоставленный знак является фантазийным, соответственно, ударение в нем не является фиксированным и он может быть прочитан с ударением на тот же слог, что и в оспариваемом знаке. Что касается ссылки на видеоролик лица, подавшего возражение, где ударение в слове "barbaro" падает на последний слог, то данное произношение является лишь авторским прочтением противопоставленного знака, тогда как потребители могут прочитывать его иначе.
Относительно семантического критерия сходства было установлено следующее. Оспариваемый знак не имеет лексических значений (см. www.dic.academic.ru), в связи с чем провести его сравнение по семантическому критерию сходства с противопоставленным знаком, способным восприниматься в качестве имени Барбара 1, не представляется возможным. Указанное снижает значение данного фактора восприятия сравниваемых обозначений.
------------------------------
1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/muller/808018/Barbara
------------------------------
Правообладателем выражено мнение о том, что противопоставленный знак за счет окончания "о" будет восприниматься потребителями в качестве существительного среднего рода, а оспариваемый знак за счет окончания "а" - в качестве существительного женского рода [10]. Однако, правила определения рода имен существительных в русском языке неприменимы по отношению к словам латинского алфавита, в связи с чем соответствующий довод следует признать неубедительным.
Что касается визуального критерия сходства, то следует согласиться с правообладателем в том, что сравниваемые знаки имеют графические отличия, заключающиеся в наличии в составе противопоставленного знака изобразительного элемента, исполнении словесных элементов сравниваемых знаков заглавными/строчными буквами и т.д. Вместе с тем, следует отметить, что словесные элементы сравниваемых знаков исполнены буквами латинского алфавита, следовательно, данные знаки характеризуются отдельными признаками графического сходства.
С учетом вышеизложенного, коллегия констатирует высокую степень сходства оспариваемого и противопоставленного знака, что было установлено на основе высокой степени их фонетического сходства, при сниженном значении семантического фактора восприятия, а также несмотря на отдельные графические отличия.
Оспариваемые товары 03 класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вазелин косметический; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода жавелевая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; воск для удаления волос; воск для усов; воск обувной; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; глянец-крахмал для стирки; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; камни шлифовальные; карандаши для бровей; карандаши косметические; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; красители для бороды и усов; красители для воды в туалете; красители косметические; краски для тела косметические; крахмал для стирки; кремы для полирования; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масла, используемые как очищающие средства; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла для оживления оттенков тканей; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; наждак; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты для ремней для заточки бритв; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для обесцвечивания; препараты для осветления кожи; препараты для полирования; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; препараты для удаления макияжа; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты для чистки зубных протезов; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; продукты для наведения блеска [для полировки]; пудра для макияжа; пыль алмазная [абразив]; пятновыводители; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; растворы для очистки; ресницы искусственные; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для придания блеска белью; средства для ресниц косметические; средства для стирки; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства отбеливающие для стирки; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; таблетки для очистки кофемашин; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; ткань наждачная; тоники для косметических целей; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; шкурка стеклянная; штампы косметические, заполненные; щелок содовый; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]" идентичны или в высокой степени однородны товарам 03 класса МКТУ "абразивы; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей, в том числе для бороды и усов; вазелин косметический; вещества клейкие для косметических целей; воск для усов и бороды; дезодоранты для человека; жиры для косметических целей, в том числе для бороды и усов; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; карандаши косметические; кондиционеры для волос; красители для бороды и усов; красители косметические; кремы косметические, в том числе для бороды и усов; лаки для волос; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей, в том числе для бороды и усов; лосьоны после бритья; масла косметические, в том числе для бороды и усов; масла, используемые как очищающие средства; мыла; мыла для бритья; наборы косметические, в том числе для бритья, ухода за бородой и усами; одеколон; помады для косметических целей; препараты для бритья, в том числе гели, масла, бальзамы, кремы, пена; препараты для ванн косметические; препараты для заточки инструментов; препараты для удаления красок; препараты для чистки; препараты солнцезащитные; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; средства для бровей косметические; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для ухода за кожей косметические, в том числе после бритья; средства косметические, в том числе для бороды и усов; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства туалетные; средства фитокосметические; шампуни; шампуни сухие; экстракты растительные для косметических целей; эссенции эфирные" противопоставленного товарного знака. Так, сравниваемые товары относятся к одним родовым группам (абразивы, средства ароматизирующие, средства для чистки, полировки, уборки, средства для ухода за зубами и полостью рта, косметика уходовая и декоративная, парфюмерия, средства для ухода за зубами и полостью рта, препараты для ухода за тканями и изделиями из них, мыла различного назначения). Товары, относящиеся к одним и тем же родовым группам, могут исходить из единого происхождения и реализовываться совместно.
Вместе с тем, оспариваемые товары 03 класса МКТУ "вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; воск портновский; воски для кожи; крем для обуви; кремы для кожи; составы для предохранения кожи [полировальные]" и относящиеся к препаратам для ухода за обувью и кожаными изделиями не однородны всем противопоставленным товарам 03 класса МКТУ, которые, как отмечалось выше, относятся к иным родовым группам. Данные виды товаров имеют различные потребительские свойства и каналы реализации.
При этом, у коллегии отсутствуют основания для признания однородными товаров 05 класса МКТУ "альгициды; биоциды; бумага клейкая от мух; бумага с особой пропиткой от моли; инсектициды; мухоловки клейкие; пестициды; препараты для стерилизации почвы; препараты для уничтожения вредных растений; препараты для уничтожения домовых грибов; препараты для уничтожения мух; препараты для уничтожения мышей; препараты для уничтожения наземных моллюсков; препараты противоспоровые; препараты химические для обработки зерновых растений, пораженных болезнями; препараты химические для обработки злаков, пораженных головней; препараты химические для обработки пораженного винограда; препараты химические для обработки против милдью; препараты химические для обработки против филлоксеры; препараты, предохраняющие от моли; фунгициды; каломель [фунгициды]; экстракты табака [инсектициды]; яд крысиный", являющимся препаратами для дератизации, борьбы с вредными растениями, молью, мухами, мышами, моллюсками, грибами, по отношению ко всем вышеприведенных товарам 05 класса МКТУ противопоставленной регистрации, которые не содержат в своем перечне товаров, относящимся к данным родовым и видовым группам. Назначение, условия применения, реализации данных видов товаров различны.
В перечне противопоставленной регистрации отсутствуют товары 04 класса МКТУ или корреспондирующие им товары, которые могли бы признаваться однородными по отношению к оспариваемым товарам 04 класса МКТУ.
Услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса" оспариваемой регистрации однородны с услугами 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; исследования маркетинговые; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; производство программ телемагазинов; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]" противопоставленной регистрации. Сравниваемые услуги однородны по роду (продвижение товаров, услуги по исследованию рынка и общественного мнения, услуги в сфере бизнеса, услуги информационно-справочные), виду, назначению, лицам, оказывающим данные услуги.
При этом, услуги 35 класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; бюро по найму; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; консультации по управлению персоналом; написание резюме для третьих лиц; обработка текста; организация подписки на газеты для третьих лиц; подготовка платежных документов; поиск поручителей; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; управление деятельностью внештатных сотрудников; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги секретарские; услуги стенографистов; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования" не являются однородными всем услугам 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака. Так, упомянутые услуги 35 класса МКТУ товарного знака по свидетельству N 9633567 относятся к кадровым услугам, конторским и секретарским услугам, бухгалтерским услугам, услугам по абонированию телекоммуникационных услуг, услугам телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов, услугам телефонных станций, тогда как товарный знак по свидетельству N 659557 подобных услуг в своем перечне не содержит. Таким образом, сравниваемые услуги отличаются по родовому и видовому признакам, отсутствию взаимодополняемости, взаимозаменяемости, целевому назначению.
Услуги 44 класса МКТУ "аренда баллонов и контейнеров с газом для медицинских целей; аренда генераторов водородной воды для ванн; аренда хирургических роботов; арт-терапия; бани общественные для гигиенических целей; бани турецкие; больницы; депиляция восковая; диагностика нарушений визуальной обработки; диспансеры; дома с сестринским уходом; иглоукалывание; изготовление венков [искусство цветочное]; имплантация волос; консультации медицинские для людей с ограниченными возможностями; консультации по вопросам фармацевтики; лечение с использованием культивированных клеток; лечение с помощью животных [зоотерапия]; маникюр; массаж; мониторинг медицинских данных дистанционный для диагностики и лечения; музыкотерапия; осеменение искусственное; парикмахерские; пирсинг; помощь акушерская; помощь ветеринарная; помощь зубоврачебная; помощь медицинская; помощь паллиативная; предоставление служебных животных людям с ограниченными возможностями; приготовление фармацевтами лекарств по рецептам; прокат медицинского оборудования; прокат приборов для укладки волос; прокат санитарно-технического оборудования; разведение животных; реабилитация пациентов с наркотической зависимостью; салоны красоты; скрининг медицинский; служба банков крови; служба санитарная; советы по вопросам здоровья; советы по диете и питанию; составление цветочных композиций; стоматология; татуирование; терапия баночная; терапия мануальная [хиропрактика]; терапия речевая; терапия танцевальная; уничтожение вредителей аквакультуры; управление дикой природой; услуги бальнеологических центров; услуги банка человеческих тканей; услуги банков культивированных клеток для медицинской трансплантации; услуги барбершопов; услуги в области аквакультуры; услуги в области ароматерапии; услуги домов для выздоравливающих; услуги домов отдыха; услуги косметологов; услуги медицинских клиник; услуги медицинского анализа для диагностических и лечебных целей, предоставляемые медицинскими лабораториями; услуги медсестер на дому; услуги нетрадиционной медицины; услуги оптиков; услуги ортодонтические; услуги питомниковедов; услуги по борьбе с вредителями аквакультуры; услуги по диагностике гиперактивного расстройства с дефицитом внимания; услуги по диагностике неспособности к обучению; услуги по диагностике синдрома дефицита внимания; услуги по окрашиванию волос; услуги по оплодотворению в пробирке; услуги по оценке состояния здоровья; услуги по послеродовому уходу; услуги по проведению вакцинации; услуги по экстракорпоральному оплодотворению; услуги психологов; услуги регенеративной медицины; услуги санаториев; услуги саун; услуги соляриев; услуги телемедицины; услуги терапевтические; услуги эстетические; уход за больными; уход за животными; уход за комнатными животными; физиотерапия; хирургия пластическая; хосписы; центры здоровья; эрготерапия" оспариваемого знака однородны услугам 44 класса МКТУ "бани общественные для гигиенических целей; бани турецкие; восковая депиляция; имплантация волос; лечение гомеопатическими эссенциями; маникюр; мануальная терапия [хиропрактика]; массаж; парикмахерские; пирсинг; помощь медицинская; салоны красоты; советы по вопросам здоровья; составление цветочных композиций; татуирование; услуги бальнеологических центров; услуги в области аквакультуры; услуги визажистов; услуги домов отдыха; услуги медицинских клиник; услуги нетрадиционной медицины; услуги психологов; услуги саун; услуги соляриев; физиотерапия; хирургия пластическая" противопоставленного знака. Сравниваемые услуги объединены одними родовыми группами (услуги общемедицинские и лечебно-профилактические, услуги центров красоты и здоровья, услуги в области животноводства, услуги флористов), могут быть оказаны одним предприятием совместно в отношении одного круга потребителей.
Вместе с тем, оспариваемые услуги 44 класса МКТУ в области растениеводства и ландшафтного дизайна ("аренда животных для садоводства; аренда садового инвентаря; аренда ульев; архитектура ландшафтная; восстановление лесных массивов; выращивание растений; дизайн ландшафтный; консультации по вопросам выращивания винограда; обрезка деревьев; огородничество; пересадка деревьев; посадка деревьев с целью снижения вредного воздействия выбросов парниковых газов; предоставление общественных садовых участков; прокат сельскохозяйственного оборудования; разбрасывание удобрений и других сельскохозяйственных химикатов воздушным и поверхностным способами; садоводство; садоводство декоративно-пейзажное; уничтожение вредителей сельского хозяйства, садоводства и лесоводства; уничтожение сорняков; управление дикой природой; услуги в области виноградарства; услуги по борьбе с вредителями сельского хозяйства, садоводства и лесного хозяйства; уход за газонами; хирургия древесная") не являются однородными противопоставленным услугам 44 класса МКТУ товарного знака по свидетельству N 659557, которые, как отмечалось выше, относятся к иным родовым группам. Сравниваемые услуги представляют собой самостоятельные и независимые виды деятельности, которые не пересекаются в гражданском обороте, не могут быть оказаны одним лицом в отношении одного круга потребителей.
Однородность сравниваемых видов товаров и услуг правообладателем не оспаривается.
В отношении анализа однородности товаров и услуг, для которых зарегистрированы сравниваемые знаки, коллегия учитывала, что вероятность смешения знаков определяется исходя из степени их сходства и степени однородности товаров и услуг. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства сравниваемых знаков, а также высокая степень однородности упомянутых по тексту заключения части товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ сравниваемых регистраций, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров и услуг, маркированных оспариваемым и противопоставленным знаками, в гражданском обороте. При этом, наличие высокой степени сходства знаков при отсутствии однородности части товаров и услуг не приведет к их смешению российским потребителем.
С учетом вышеизложенного, оспариваемый товарный знак признается сходным до степени смешения с противопоставленным ему товарным знаком в отношении части упомянутых по тексту заключения товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ.
С отзывом правообладатель предоставил социологический опрос [12], который, по его мнению, опровергает ввод о наличии сходства сравниваемых средств индивидуализации. Обращение к упомянутому социологическому опросу показало, что он содержит ряд существенных недостатков, не позволяющих признать его выводы объективными и убедительными.
В заключении необоснованно произведено ограничение релевантного потребителя товаров и услуг, содержащихся в перечнях сравниваемых регистраций. В разделах S1-S4, S5-S8 содержатся вопросы "Скажите, пожалуйста, какие из следующих товаров Вы приобретали хотя бы раз в 3 месяца и чаще? Здесь можно выбрать несколько вариантов ответа", "Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных услуг Вы пользуетесь хотя бы раз в 3 месяца и чаще? Здесь можно выбрать несколько вариантов ответов". По мнению коллегии, генеральная совокупность опрошенных в рассматриваемом случае должна включать в себя всех потенциальных потребителей однородных товаров и услуг сравниваемых регистраций, тогда как в выборку могли попасть лица, которые приобретали лишь отдельные виды товаров, пользовались лишь отдельными видами услуг. Указанное ограничивает репрезентативную выборку респондентов.
Из представленного исследования не представляется возможным установить частоту потребления целевых товаров и услуг. Факт однократного покупки товаров/пользования услуг не является достаточным для определения целевой аудитории.
В тексте заключения приведен полный список населенных пунктов, охваченных исследованием без указания количества респондентов по каждому из них, что не позволяет дать точную оценку репрезентации выборки по географическому признаку.
В опросную анкету включен социально-демографический блок, где исследуется пол респондента, его образование, занятость респондента, его уровень жизни. Вместе с тем, в соответствующем заключении не отображены социально-демографические характеристики опрошенных ни в абсолютных, ни в относительных показателях. Указанное также является одним из недостатков исследования, не позволяющим установить социально-демографический портрет опрошенных.
В опросной анкете содержатся фильтр-вопросы: "Посмотрите, пожалуйста, на данные обозначения "" и "
". Вы принимаете одно из них за другое по внешнему виду или не принимаете?" (диаграмма N 4), "Прочитайте, пожалуйста, данные обозначения. Вы принимаете одно из них за другое или нет?" (диаграмма N 5), "Подумайте, пожалуйста, о смысловом значении данных обозначений. Вы принимаете одно из них за другое по смыслу или не принимаете?" (диаграмма N 6). Вместе с тем, в заключении не приводятся данные о критериальном аппарате определения сходства обозначений по каждому из критериев сходства, в связи с чем данные вопросы могут быть неправильно поняты потребителями.
Более того, результаты ответов на данные вопросы вызывают сомнение в достоверности результатов опроса. Так, например, согласно опросу 80% респондентов не принимают сравниваемые знаки один за другой по звучанию. При этом, как отмечалось выше, словесные элементы, входящие в состав сравниваемых знаков, лишь минимально отличаются по фонетике. Кроме того, 82% респондентов на настоящее время и 80% респондентов на 31.01.2022 не принимают сравниваемые обозначения одно за другое по смыслу, при этом, следует отметить, что оспариваемый знак вообще лишен семантики. Таким образом, представленные ответы нивелирует результаты самого опроса, в связи с чем и ответы на вопросы о различном происхождении товаров и услуг (диаграммы N 1-3) ставятся под сомнение.
С учетом вышеизложенного, коллегия полагает, что представленный социологический опрос содержит существенные недостатки, его результаты не могут быть положены в основу вывода об отсутствии сходства сравниваемых знаков. Представленный социологический опрос не преодолевает выводов, сделанных выше по тексту заключения о наличии сходства сравниваемых знаков.
Следует отметить, что на стадии экспертизы обозначения по заявке N 2022705189 товарный знак по свидетельству N 659557 был ему противопоставлен, при этом регистрация оспариваемого товарного знака была произведена с учетом письма-согласия [9], содержащегося в материалах дела и подписанного Смирновой М.И. Вместе с тем, лицом, подавшим возражение, указано на фальсификацию данного документа. В рамках вышеизложенного необходимо отметить, что в компетенцию коллегии не входит оценка документов с точки зрения их фальсификации, в рамках административного делопроизводства не ставится под сомнения подлинность документов, представленных заявителями. Согласно пункту 5 статьи 10 Кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. При этом, факт фальсификации письма-согласия не был установлен компетентным органом.
В отношении довода лица, подавшего возражение, о том, что письмо-согласие не могло было быть принято ввиду способности оспариваемого товарного знака вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, необходимо отметить следующее.
Сам по себе оспариваемый знак не содержит сведений, которые бы являлись ложными относительно товара или их изготовителя.
Вместе с тем, вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров может быть сделан в том случае, если данное обозначение ассоциируется у потребителя с иным производителем товаров на основании имеющегося предшествующего опыта.
В рамках изложенного довода лицом, подавшим возражение, были представлены скриншоты из сети Интернет [3-8]. Вместе с тем, наличие у лица, подавшего возражение, сайта не свидетельствует об известности противопоставленного знака [3], используемого данным лицом при маркировке производимых им товаров, оказании услуг, а распечатки из сети Интернет [4-8] содержат дату, выходящую за дату приоритета оспариваемого знака.
Резюмируя вышеизложенную информацию, коллегия приходит к выводу о том, что материалы возражения не подтверждают довод лица, подавшего возражение, о способности оспариваемого товарного знака вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров. Так, лицом, подавшим возражение, не представлено документов, подтверждающих высокие объемы реализованной продукции под противопоставленным знаком, а также широкую географию их распространения. Возражение не содержит материалы, отражающие затраты на рекламу продукции лица, подавшего возражение, экспонирование данной продукции на выставках. В том числе, возражение не содержит независимых источников информации (например, маркетинговых исследований или данных социологического опроса), которые однозначно бы свидетельствовали об осведомленности средним российским потребителем о лице, подавшем возражение, как лице изготавливающим и реализующим товары, идентичные или однородные товарам, содержащимся в перечне оспариваемой регистрации, в связи с чем существовала бы принципиальная возможность восприятия оспариваемых товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ товарного знака по свидетельству N 963357, как относящихся к ООО "Б.М. КОСМЕТИКС".
Резюмируя вышеизложенное, коллегия констатирует, что оспариваемый и противопоставленный знаки являются сходными до степени смешения в отношении части товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ, приведенных по тексту заключения, при этом регистрация оспариваемого знака была произведена с учетом письма-согласия от владельца товарного знака по свидетельству N 659557, которое не было признано сфальсифицированным компетентным органом. Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для удовлетворения возражения, поступившего 10.11.2023.
Правообладателем приводится довод о регистрации между собой товарных знаков "BARBARA" (по свидетельству N 642016), "Barbara" (по свидетельству N 964513), "BARBARUS" (по свидетельству N 817737), "BARBAROSSA" (по свидетельству N 713356). Однако, в рамках настоящего возражения подлежит установить наличие/отсутствие сходства оспариваемого и противопоставленного знаков, тогда как регистрация вышеприведенных знаков между собой и между товарными знаками по свидетельствам N 963357, N 659557 не является предметом рассмотрения настоящего возражения, более того, не всегда имеются сведения о том, что предыдущее решение принято при сравнимых фактических обстоятельствах и в схожей правовой ситуации. Делопроизводство по каждой заявке ведется отдельным независимым порядком с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
Относительно довода лица, подавшего возражение, о том, что действия правообладателя по регистрации оспариваемого товарного знака представляют собой акт недобросовестной конкуренции, злоупотребление правом, следует отметить, что данное утверждение стороны спора не может быть проанализировано коллегией ввиду отсутствия соответствующих полномочий. Исследование данного факта не относится к компетенции Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 10.11.2023, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 963357.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 марта 2024 г. по заявке N 2022705189
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru