Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 марта 2024 г. по заявке N 2022755181/33
Заявка: |
2022755181/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
23.08.2023 |
Дата коллегии: |
06.02.2024 |
Дата утверждения: |
25.03.2024 |
Заявитель: |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЫСОЦКИЙ КОНСАЛТИНГ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 23.08.2023, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Высоцкий КОНСАЛТИНГ", Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022755181, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022755181 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 11.08.2022 на имя заявителя для индивидуализации услуг 35, 41, 42 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 27.06.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров по причине его несоответствия требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью решения Роспатента, отмечается, что входящий в состав заявленного обозначение символ "V" в настоящее время используется как символ Вооруженных сил Российской Федерации 1, вследствие чего регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака противоречит общественным интересам.
------------------------------
1 Интернет: https://aif.ru/society/army/kak_minoborony_obyasnilo_znaki_na_voennoy_tehnike_na_ukraine?utm_s-ource=yxnews&utm_medium=desktop;
https://www.kp.ru/daily/27371/4553353/;
https://www.mk.ru/politics/2022/03/03/minoborony-rf-obyasnilo-z-i-v-na-voennoy-tekhnike.html;
https://lenta.ru/news/2022/03/03/smysll/
------------------------------
В поступившем возражении и дополнении к нему, поступившему 23.08.2023, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, основные доводы при этом сводятся к следующему:
- заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность в области консалтинга и обучения проектно-строительных компаний России и СНГ. Проводит семинары, тренинги и мастер-классы для всех участников строительного рынка, активно взаимодействует с ведущими ВУЗами России;
- само по себе использование в составе обозначения стилизованных букв или не делает обозначение противоречащим общественным интересам. Об этом же свидетельствует существующая экспертная практика;
- буква "V" не является официальным символом Вооруженных сил Российской Федерации и не имеет никакого государственно-патриотического и военно-исторического смыслового значения. Согласно письму Министерства обороны Российской федерации от 28 апреля 2022 года, подготовленному в ответ на обращение депутата Московской городской думы Е.В. Ступина по вопросам разъяснения значения знаков "Z" и "V" и причин их использования на военной технике Вооруженных сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции, данные знаки не являются официальными воинскими символами (обозначениями) и не несут специальной нагрузки;
- после 24.02.2022 Роспатент зарегистрировал множество товарных знаков с элементом "V", что обуславливает необходимость соблюдения принципа правовой определенности по настоящему спору: "" [1] по свидетельству N 881239, "
" [2] по свидетельству N 954116, "
" [3] по свидетельству N 891462, "
" [4] по международной регистрации N 1682963, "
" [5] по свидетельству N 900045, "
" [6] по международной регистрации N 1749492, "
" [7] по свидетельству N 885581, "
" [8] по свидетельству N 928669, "
" [9] по свидетельству N 923485, "
" [10] по свидетельству N 944287, "
" [11] по свидетельству N 863154, "
" [12] по свидетельству N 989163, "
" [13] по свидетельству N 988300, "
" [14] по свидетельству N 988134, "
" [15] по свидетельству N 983640, "
" [16] по свидетельству N 981612, "
" [17] по свидетельству N 981050, "
" [18] по свидетельству N 979262, "
" [19] по свидетельству N 973357, "
" [20] по свидетельству N 970197, "
" [21] по свидетельству N 966994, "
" [22] по свидетельству N 966735, "
" [22] по свидетельству N 946878;
- информация о том, что буквы "V" и "Z" не являются официальной символикой, многократно публиковалась средствами массовой информации и сетевыми информационными агентствами, как федерального, так и регионального уровня:
1. https://lenta.ru/news/2022/05/19/zv/; https://www.rbc.ru/politics/19/05/2022/62861dfd9a7947d66ebcfdda; https://life.ru/p/1495384;
2. https://ura.news/news/1052554672;
3. https://www.omskinform.ru/news/166135;
4. https://www.mk.ru/politics/2022/05/19/minoborony-rf-z-i-v-ne-yavlyayutsyaoficialnymi-voinskimi-simvolami.html;
5. https://www.bfm.ru/news/500293;
6. https://www.justmedia.ru/news/russiaandworld/oboznacheniya-z-i-v-neyavlyayutsya-
7. voinskimi-simvolami;
8. https://www.nakanune.ru/news/2022/05/19/22657887/;
9. https://yakutia.info/article/204891;
10. https://eadaily.com/ru/news/2022/05/19/znaki-specoperacii-z-i-v-neyavlyayutsya-oficialnymi-voinskimi-simvolami-mo-rossii;
11. https://bk55.ru/news/article/202706/;
12. https://www.yugopolis.ru/news/minoborony-ne-schitaet-bukvy-z-i-v-oficialnymi-voinskimi-simvolami-oni-ne-nesut-special-noj-nagruzki-149186;
13. https://www.rosbalt.ru/russia/2022/05/19/1958541.html;
- авторские статьи и комментарии Александра Высоцкого выходят в таких бизнес-журналах и информационных ресурсах, как "Строительство.ru", "vestnikstroy.ru" "ASNinfo", "Босс", Журнале "Мир дорог", "isicad", "Строительный эксперт", "Мосстройинформ" и т.д. (список основных публикаций https://vysotskiy.consulting/about);
- с 2015 года заявитель является владельцем и администратором домена https://bim.vc/, на котором расположена принадлежащая ООО "ВЫСОЦКИЙ КОНСАЛТИНГ" платформа для обучения, где размещено заявленное обозначение;
- ранее заявителем подавалась заявка N 2020732046 на регистрацию комбинированного товарного знака "", в композицию которого в качестве элемента входило обозначение по рассматриваемой заявке N 2022755181, в отношении идентичного перечня услуг 35, 41, 42 классов МКТУ. Действие правовой охраны данного товарного знака свидетельствует о законных ожиданиях заявителя в отношении заявленного обозначения.
С учетом изложенного заявитель просит отменить оспариваемое решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022755181 в отношении заявленных услуг 35, 41, 42 классов МКТУ.
Возражение сопровождается распечатками интернет-ссылок, к которым обращается заявитель по тексту возражения, а также письмом [1] от Министерства обороны Российской Федерации, направленным в ответ на запрос депутата Е.В. Ступина.
На заседании, состоявшемся 05.10.2023, в графе 4 протокола указано: "заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, так как является сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN 897505, 794941, 588166, 863154, 885581, 885582 в отношении однородных услуг 35, 41, 42 классов МКТУ. Данное основание для отказа является новым, введено на основании положений пункта 45 Правил ППС. На заседании от 09.01.2024 основание пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса было дополнено противопоставлением с товарным знаком по свидетельству N 606232.
На заседании коллегии, состоявшемся 05.12.2023, коллегией дополнены материалы дела статьей информационного агентства ТАСС от 05.03.2022 "Росгвардия включила букву V в свой логотип в поддержку спецоперации на Украине".
В последующих дополнительных пояснениях от правообладателя представлены доводы о несходстве заявленного и противопоставленных товарных знаков ввиду их разного общего зрительного восприятия.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (11.08.2022) поступления заявки N 2022755181 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Как следует из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушают правила орфографии.
Перечень обозначений, приведенный в пункте 37 Правил, не является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 43 Правил изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
1) внешняя форма;
2) наличие или отсутствие симметрии;
3) смысловое значение;
4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное);
5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пункте 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Обозначение "" по заявке N 2022755181 с приоритетом от 11.08.2022 является изобразительным и представляет собой латинскую букву "V", выполненную на фоне красного треугольника. Правовая охрана испрашивается в отношении следующих услуг:
35 - менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба. абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч [офисные функции]; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; экспертиза деловая.
41 - воспитание; образование; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий. агентства по предоставлению моделей для художников; академии [обучение]; аренда комнатных аквариумов; аренда произведений искусства; аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; дрессировка животных; дублирование; игры азартные; издание книг; кинопрокат; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; образование религиозное; обучение айкидо; обучение гимнастике; обучение дзюдо; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; парки аттракционов; перевод с языка жестов; передача ноу-хау [обучение]; передачи развлекательные телевизионные; передвижные библиотеки; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; предоставление информации по вопросам отдыха; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление полей для гольфа; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; представление цирковых спектаклей; представления варьете; представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; проведение туров с восхождением; проведение фитнес-классов; проведение экзаменов; производство фильмов, за исключением рекламных; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат игрушек; прокат кинематографического оборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат снаряжения для подводного погружения; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат театральных декораций; прокат тренажеров; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; развлечения; редактирование текстов; садо [обучение японской чайной церемонии]; сады зоологические; служба новостей; создание фильмов, за исключением рекламных; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; субтитрование; тьюторинг; услуги баз отдыха [развлечения]; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги гидов; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги казино [игры]; услуги каллиграфов; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги композиторов; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги образовательно-воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по оценке физического состояния для тренировок; услуги по раскрашиванию лица; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги проведения квалификационных экзаменов по пилотированию дронов; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги светотехников для мероприятий; услуги спортивных лагерей; услуги студий записи; услуги устных переводчиков; учреждения дошкольные [воспитание]; фотографирование; фоторепортажи; хронометраж спортивных состязаний; школы-интернаты; шоу-программы.
42 - научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения. анализ воды; анализ компьютерных систем; анализ почерка [графология]; анализ химический; аренда счетчиков для учета потребления энергии; аудит в области энергетики; восстановление компьютерных данных; дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; изыскания в области нефтяных месторождений; изыскания геологические; инжиниринг; инсталляция программного обеспечения; информация метеорологическая; испытания клинические; испытания материалов; испытания текстильных изделий; исследования в области бактериологии; исследования в области биологии; исследования в области геологии; исследования в области защиты окружающей среды; исследования в области косметологии; исследования в области механики; исследования в области сварки; исследования в области строительства зданий; исследования в области телекоммуникационных технологий; исследования в области физики; исследования в области химии; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; исследования медицинские; исследования научно-технические в области патентного картирования; исследования научно-технические в области стихийных бедствий; исследования научные; исследования нефтяных месторождений с целью эксплуатации; исследования подводные; исследования технологические; калибровка [измерения]; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации в области информационной безопасности; консультации в области информационных технологий; консультации в области компьютерных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по вопросам архитектуры; консультации по вопросам интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; консультации по технологическим вопросам; контроль за нефтяными скважинами; контроль качества; контроль технический автомобильного транспорта; межевание; моделирование одежды; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; определение подлинности произведений искусств; оформление интерьера; оценка качества леса на корню; оценка качества шерсти; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; планирование городское; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление научной информации и консультаций, связанных с сокращением выбросов парниковых газов; предоставление поисковых средств для Интернета; предоставление программной платформы готовой к использованию облачных сервисов [paas]; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; проведение исследований по техническим проектам; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат компьютеров; прокат программного обеспечения; разблокировка мобильных телефонов; разведка геологическая; разведка нефтяных месторождений; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка компьютерных платформ; разработка планов в области строительства; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; рассеивание облаков; сервер хостинг; советы по вопросам экономии энергии; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; составление программ для компьютеров; составление технической документации; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги архитектурные; услуги аутсорсинга в области информационных технологий; услуги в области химии; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; услуги научных лабораторий; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; услуги по прогнозированию погоды; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги по составлению географических карт; услуги разведочные в области нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; услуги шифрования цифровых данных; хранение данных в электронном виде; экспертиза в области нефтяных месторождений; экспертиза геологическая; экспертиза инженерно-техническая; электронное отслеживание операций с кредитными картами для обнаружения мошенничества через Интернет; электронное отслеживание персональных данных для обнаружения кражи информации через интернет.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Исходя из описания заявленного обозначения, оно представляет собой оригинальную композицию, состоящую из треугольника светло-красного, красного и темно-красного цвета и изображенных на них двух линий белого цвета, образующих между собой острый угол.
При этом в описании обозначения отсутствует указание на то, что в центре треугольника расположена буква "V", выполненная жирным шрифтом и воспринимается в качестве основного доминирующего элемента заявленного обозначения.
Вместе с тем отказ в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака основан на выводе о том, что используемые в составе заявленного обозначения буквы латинского алфавита "Z" и "V" используется в качестве символов Вооружённых Сил Российской Федерации, что обуславливает несоответствие заявленного обозначения подпункту 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В подтверждение соответствующего вывода приведены источники сети Интернет.
По ссылке https://aif.ru/society/army/kak_minoborony_obyasnilo_znaki_na_voennoy_tehnike_na_ukraine?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop размещена публикация средства массовой информации "aif.ru" (зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за N Эл N ФС 77-78200 от 06.04.2020) от 03.03.2022 о том, что "символы, нанесенные на российскую технику, которая участвует в военной операции на Украине", означают следующее: "латинская буква Z означает "За победу", а V - "Сила V правде" и "Задача будет выполнена"".
По указанной в оспариваемом решении ссылке https://www.kp.ru/daily/27371/4553353/ также размещена публикация средства массовой информации (зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за N Эл N ФС77-80505 от 15.03.2021) от 02.03.2022, в которой также сообщается о том, что "на российской военной технике, что участвует в операции по денацификации Украины", встречаются буквы "Z" и "V". Публикация сопровождается фотоизображением.
Источник https://www.mk.ru/politics/2022/03/03/minoborony-rf-obyasnilo-z-i-vna-voennoy-tekhnike.html также содержит публикацию от 03.03.2022 средства массовой информации (зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за N Эл N ФС77-79310 от 09.11.2020), которая поясняет аналогичные значения символов "Z" и "V".
Публикации https://life.ru/p/1484597 и https://lenta.ru/news/2022/03/03/smysll/, датированные 06.04.2022 и 03.03.2022, аналогично, относятся к публикациям средств массовой информации (зарегистрированы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за N Эл N ФС 77-76147 от 12.07.2019 и N Эл N ФС 77-70219 от 21.06.2017). Все источники содержат информацию, соотносящуюся друг с другом.
В связи с доводом заявителя о необходимости оценки достоверности источников сети Интернет, коллегия поясняет, что названные сайты в сети Интернет зарегистрированы в качестве средств массовой информации, в отношении которых существует презумпция достоверности распространяемой информации (статья 49 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
С целью опровержения возможности квалификации латинских букв "Z" и "V" в качестве символов Вооруженных Сил Российской Федерации заявителем представлено письмо (1).
В данном письме подтверждается отсутствие статуса данных букв в качестве официальных символов Вооруженных Сил Российской Федерации. В то же время в письме подтверждается фактическое использование опознавательных знаков, их узнаваемость и положительное восприятие военнослужащими и гражданами Российской Федерации, Донецкой и Луганской народных республиках и многих других.
Широкое применение рассматриваемые отличительные знаки приобрели для сопровождения различных товаров, в том числе товаров широкого потребления, в связи с задачами специальной военной операции, а также для демонстрации гражданской позиции патриотически настроенной частью общества. Как следствие, ассоциативное восприятие российскими потребителями букв "Z" и "V" связано со специальной военной операцией и такое восприятие является очевидным.
В подтверждение устойчивого характера названной ассоциативной связи коллегией представлены сведения из статьи Информационного агентства ТАСС о том, что буква V используется Росгвардией как символ, размещенный на сайте службы как подтверждение участия во всероссийской акции поддержки спецоперации.
Под общественными интересами подразумевается публичный порядок, основы правопорядка. Принципы гуманности - это основополагающие идеи в области реализации человеческих интересов и ценностей, например, принцип равенства, принцип справедливости, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Принципы морали - это моральные требования, выраженные наиболее обобщенно, например, гуманизм, патриотизм, гражданственность.
Принципы морали выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
Согласно официальной позиции Минобороны России, высказанной заместителем начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации в ответ на запрос депутата Московской городской Думы 2, знаки "V" и "Z" узнаваемы и положительно принимаются военнослужащими и гражданами Российской Федерации, Донецкой и Луганской народных республик и многими другими.
------------------------------
2 https://ria.ru/20220519/minoborony-1789452602.html.
------------------------------
Также следует констатировать, что "обычная практика" использования букв "Z" и "V" в качестве опознавательных знаков при проведении боевых действий и их становление в качестве средств выражения патриотизма обуславливают вывод о том, что регистрация таких обозначений в качестве средств маркировки товаров с целью их выделения на рынке среди аналогичных товаров иных производителей может рассматриваться как нарушение выработанных в моральном сознании общества способов использования букв "Z" и "V", их неэтичное применение, что приводит к нарушению принципов морали.
Более того, известные из средств массовой информации значения букв "Z" и "V" в качестве лозунгов "За победу", "Сила V правде", "Задача будет выполнена" относятся к задачам специальной военной операции, их применение в коммерческой сфере (в качестве товарных знаков) не соответствует принципам гуманности.
Резюмируя изложенное буква "V", включенная в состав заявленного обозначения, приводит к его несоответствию в целом требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
Что касается доводов заявителя о необходимости учета информации из Интернет ссылок (1-12), то данные ссылки, напротив, показывают широкий охват информирования российских граждан относительно букв "Z" и "V", как знаков, наносимых на российскую военную технику, участвующую в специальной военной операции, то есть не опровергают установленные выше выводы.
Анализ обозначения по заявке N 2022755181 на соответствие требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
Противопоставленные товарные знаки [1] "", [2] "
", [3] "
", [4] "
", [5] "
" по свидетельствам NN897505, 588166, 863154, 885581, 885582 являются изобразительными.
Противопоставленные товарные знаки [6] "", [7] "
" по свидетельствам NN 606232, 754941 являются комбинированными.
Заявленное обозначение "" и противопоставленный знак [2] "
", а также изобразительные элементы "
", "
" противопоставленных знаков [6] и [7] являются сходными друг с другом, поскольку содержат букву "V", вписанную в треугольник, то есть совпадают по внешнему контуру и общему зрительному восприятию, имеют признаки взаимной симметрии. А с товарным знаком [6] отличаются по внешней форме, но воспринимаются как сходные за счет совпадающей цветовой гаммы. Сопоставляемые обозначения являются сходными друг с другом.
Что касается противопоставленных товарных знаков 1] "", [3] "
", [4] "
", [5] "
", то коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что сопоставляемые обозначения являются не сходными, так как сопоставляемые изобразительные элементы не имеют сходного внешнего контура (у заявленного обозначения - треугольник, а у противопоставленных знаков круг или галочка), отсутствуют признаки симметричного расположения элементов, отсутствует сходство цвето-композиционного решения обозначений. Данные доводы расцениваются как достаточные для вывода об отсутствии сходства между сопоставляемыми обозначениями.
Анализ однородности услуг 35, 41, 42 классов МКТУ, содержащихся в перечне заявленного обозначения и услуг противопоставленных знаков показал следующее.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ, относящиеся к родовой группе услуг по продвижению товаров, менеджменту, офисным службам " менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; исследования в области бизнеса; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; ; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация показов мод в рекламных целях; оформление витрин; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; составление информационных индексов в рекламных целях; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; службы административные по медицинским направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги административные по переезду предприятий; услуги манекенщиков для рекламы; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции];услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч [офисные функции]; ; услуги по составлению перечня подарков; ; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги секретарей; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; услуги субподрядные [коммерческая помощь]" являются однородными услугам 35 класса МКТУ "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба" противопоставленного товарного знака [6].
Все испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ являются однородными услугам 41 класса МКТУ "публикация интерактивная книг и периодики, обеспечение интерактивными электронными публикациями незагружаемыми" противопоставленного товарного знака [2], а также услугам - воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий." противопоставленного товарного знака [6].
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ, относящиеся к родовой группе услуг по техническим и технологи ким исследованиям и разработками, анализу материалов, "научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; анализ воды; анализ почерка [графология]; анализ химический; аренда счетчиков для учета потребления энергии; аудит в области энергетики; изыскания в области нефтяных месторождений; изыскания геологические; инжиниринг; информация метеорологическая; испытания клинические; испытания материалов; испытания текстильных изделий; исследования в области бактериологии; исследования в области биологии; исследования в области геологии; исследования в области защиты окружающей среды; исследования в области косметологии; исследования в области механики; исследования в области сварки; исследования в области строительства зданий; исследования в области телекоммуникационных технологий; исследования в области физики; исследования в области химии; исследования медицинские; исследования научно-технические в области патентного картирования; исследования научно-технические в области стихийных бедствий; исследования научные; исследования нефтяных месторождений с целью эксплуатации; исследования подводные; исследования технологические; калибровка [измерения]; консультации по технологическим вопросам; контроль за нефтяными скважинами; контроль качества; контроль технический автомобильного транспорта; межевание; определение подлинности произведений искусств; оценка качества леса на корню; оценка качества шерсти; услуги по составлению географических карт; услуги разведочные в области нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; экспертиза в области нефтяных месторождений; экспертиза геологическая; экспертиза инженерно-техническая" являются однородными услугам " научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; испытания материалов; исследования в области механики; исследования научные; исследования технические; калибровка [измерения]; консультации по технологическим вопросам; контроль качества; проведение исследований по техническим проектам; составление технической документации; услуги научных лабораторий; физика [исследования]; экспертиза инженерно-техническая" противопоставленного товарного знака [7].
Сопоставляемые услуги являются в высокой степени однородными.
Таким образом, учитывая установленное сходство и однородность сопоставляемые обозначения являются сходными до степени смешения в виду чего регистрация заявленного обозначения не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении всех услуг 41 класса и части услуг 35, 42 классов МКТУ.
Что касается иных услуг 35, 42 классов МКТУ, которые не подпадают под критерий однородности по пункту 6 (2) статьи 1483 Кодекса, то регистрации заявленного обозначения для таких услуг препятствует примененное основание для отказа по пункту 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
В отношении довода заявителя о делопроизводстве "" по заявке N 2020732046, где отказ был обусловлен сходством со словесными элементами "Высоцкий", а оснований для отказа по изобразительному элементу не содержалось, в связи с чем заявитель ссылается на наличие у него законных ожиданий относительно мотивов отказа по изобразительному элементу, коллегия отмечает следующее. В отношении всего обозначения по заявке N 2020732046 в целом принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака, следовательно, исключительных прав на обозначение не возникло.
Обозначения "" и "
" не являются тождественными по своему характеру, первый является комбинированным - символ "V" имеет в нем пояснение в виде фамилии, начинающейся с той же буквы. При этом комбинация изобразительного и словесного элемента меняет и восприятие сходства с противопоставленными в настоящем споре товарными знаками, так как изобразительный элемент является второстепенным в ранее поданном обозначении заявителя.
В связи с разной природой и видами обозначений оправданы и иные правовые подходы к оценке охраноспособности обозначений, так как сама правовая ситуация в рассматриваемых обозначениях не является одинаковой.
В отношении примеров регистраций товарных знаков, коллегия отмечает, что данные регистрации в большей части произведены до 24.02.2022, или, хотя и содержат букву "V", однако композиционно и зрительно не могут ассоциироваться с символикой, наносимой на военную технику, ставшей известной россиянам как условные обозначения Вооруженных сил в связи со специальной военной операцией. Оценка правомерности предоставления правовой охраны этим товарным знакам в рамках настоящего спора не может быть дана.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 23.08.2023, изменить решение Роспатента от 27.06.2023 и отказать в регистрации товарного знака по заявке N 2022755181 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 марта 2024 г. по заявке N 2022755181/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru