Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 марта 2024 г. по заявке N 2022762180/33
Заявка: |
2022762180/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
24.11.2023 |
Дата коллегии: |
28.02.2024 |
Дата утверждения: |
26.03.2024 |
Заявитель: |
ООО Научно-производственное коммерческое общество "ЭЛЕКТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 24.11.2023 возражение, поданное ООО Научно-производственным коммерческим обществом "ЭЛЕКТ", Новосибирская область (далее - заявитель), на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022762180, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022762180, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 05.09.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом было принято решение от 26.07.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022762180. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому знак не соответствует требованиям пунктов 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное решение обосновано тем, что в состав заявленного обозначения входят словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" - техническое средство, обеспечивающее усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания (см. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации, 2015), указывают на вид и назначение части товаров 09 класса МКТУ и всех услуг 35 класса МКТУ, ввиду чего данные словесные элементы являются неохраняемыми элементами заявленного обозначения.
Вместе с тем, в отношении другой части заявленных товаров 09 класса МКТУ, не имеющих отношения к техническим средствам, обеспечивающим усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания, словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения будут вводить потребителя в заблуждение в отношении их вида и назначения, следовательно, заявленное обозначение не соответствует положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 760303 с приоритетом от 12.11.2019) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [1];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 759973 с приоритетом от 12.11.2019) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [2];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 774314 с приоритетом от 12.11.2019) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [3];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 759972 с приоритетом от 12.11.2019) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [4];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 720416 с приоритетом от 30.07.2018) в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 35 классов МКТУ [5];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 715931 с приоритетом от 30.07.2018) в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 35 классов МКТУ [6];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 716088 с приоритетом от 18.06.2018) в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 35 классов МКТУ [7];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 543617 с приоритетом от 19.06.2013) в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 09, 35 классов МКТУ [8];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 714236 с приоритетом от 29.06.2018) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [9];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 420797 с приоритетом от 18.04.2008) в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 09 класса МКТУ [10];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 687673 с приоритетом от 03.10.2016) в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ [11];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 584060 с приоритетом от 29.12.2014) в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ [12];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 495131 с приоритетом от 17.10.2011) в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ [13];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 300475 с приоритетом от 30.08.2004) в отношении услуг 35 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ [14].
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 24.11.2023 заявитель выражает несогласие с решением Роспатента от 26.07.2023, при этом его основные доводы сводятся к следующему:
- заявитель выпускает Сигнальное громкоговорящее устройство "Авангард" с 2022 года в разных модификациях. Выпуск продукции на предприятии ведется по полному технологическому циклу: от разработки конструкторской документации до сборки и испытаний готовых изделий;
- заявленное обозначение состоит из комбинации неохраняемого элемента "Сигнальная громкоговорящая установка", характеризующего товар, и фантазийного слова "Авангард" - в совокупности образующих оригинальное обозначение, обладающее различительной способностью для пользователей в том числе, приобретенной в результате использования в коммерческой деятельности заявителя - производстве, рекламе, поставке, гарантийному и сервисному обслуживанию. Заявленное словосочетание, в совокупности, создает качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных элементов, входящих в данное обозначение;
- заявитель проводил до даты подачи заявки N 20227621180 и после подачи заявки проводит активную работу по продвижению своей продукции до потенциального покупателя - государственных специальных служб путем участия в процедурах государственных закупок, информацией размещенной на официальном сайте ООО HПKO "ЭЛЕКТ" (приложение N 1) и делового партнера ООО "Элект-МСК" (приложение N 2), размещает информацию о наименовании продукции "СГУ "Авангард" на продукции (фотография этикетки - приложение N 3);
- заявитель полагает, что товарные знаки [1-14] не являются сходными до степени смешения с обозначением, заявленным по заявке N 2022762180, поскольку они различаются по фонетическому, визуальному и семантическому признакам сходства;
- заявленное обозначение прочитывается как [СИГНАЛЬНО-ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ УСТАНОВКА АВАНГАРД], в то время как противопоставленные товарные знаки имеют следующие звучания [АВАНГАРД], [КОНСАЛТИНГОВЫЙ ХОЛДИНГ АВАНГАРД], [ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ АВАНГАРД], то есть сравниваемые обозначения имеют различный состав гласных и согласных звуков, что определяет их фонетическое различие;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-14] различаются по визуальному признаку сходства, так как выполнены разными видами и размерами шрифтов;
- вхождение в состав заявленного обозначения смысловых определяющих словесных элементов "Сигнально-громкоговорящая установка" отличает его от противопоставленных товарных знаков [1-14] по семантическому признаку сходства.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 26.07.2023 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ.
К возражению были приложены следующие документы:
1. Распечатка из сети Интернет информации об СГУ "Авангард", размещенной на официальном сайте ООО НКПО "ЭЛЕКТ";
2. Распечатка из сети Интернет информации об СГУ "Авангард", размещенной на официальном сайте ООО "Элект-Мск";
3. Этикетка, используемая заявителем.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (05.09.2022) поступления заявки N 2022762180 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение по заявке N 2022762180 представляет собой словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом заглавными и строчными буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ основано на несоответствии заявленного обозначения нормам пунктов 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Коллегия отмечает, что в состав заявленного обозначения входят словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка", которые означают "техническое средство, обеспечивающее усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания" (см. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации, 2015). Сигнальные громкоговорящие установки можно условно поделить на светосигнальные устройства и сигнальные установки со звуковым трактом (https://a-signal.ru/sgu). С учётом своего семантического значения словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения будут указывать на вид и назначение испрашиваемых товаров 09 класса МКТУ "аппараты светосигнальные [проблесковые]; приборы морские сигнальные; сигнализация световая или механическая; устройства звуковые сигнальные; фонари сигнальные", а именно на то, что данные товары 09 класса МКТУ относятся к техническим средствам, обеспечивающим усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания.
Дополнительно коллегия указывает, что словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения будут указывать на назначение услуг 35 класса МКТУ "маркетинг; маркетинг целевой; написание рекламных текстов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; предоставление деловой информации через веб-сайты; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; проведение аукционов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная", направленных на продвижение товаров, а именно на продажу технических средств, обеспечивающих усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания (то есть товары и услуги 09, 35 классов МКТУ являются сопутствующими и однородными друг другу). Под продвижением товаров следует понимать совокупность мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличение их сбыта, расширения рыночного поля товаров.
Таким образом, для указанных выше товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения не обладает различительной способностью и должен оставаться свободным для использования иными лицами в гражданском обороте.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что в заявленном обозначении элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" не занимают доминирующее положение, поскольку основным смысловым элементом данного обозначения является словесный элемент "АВАНГАРД", который выделен в заявленном обозначении на отдельной строке и является фантазийным в отношении испрашиваемых товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ (имеет следующие значения: 1) часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил; 2) передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=48)). Следовательно, заявленное обозначение может быть зарегистрировано для вышеуказанных товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ с выведением из правовой охраны элементов "Сигнально-громкоговорящая установка" на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения в силу своего семантического значения (техническое средство, обеспечивающее усиление передачи речевой информации с микрофона, а также различного вида предупредительных звуковых сигналов, отличных по частоте и тональности звучания) способны ввести потребителя в заблуждение в отношении вида и назначения товаров 09 класса МКТУ "аппараты для передачи звука; громкоговорители; устройства для воспроизведения звука", поскольку указанные товары 09 класса МКТУ заявленного обозначения относятся к иным видам товаров и имеют другое назначение.
При указанных обстоятельствах у коллегии отсутствуют основания считать неправомерным вывод Роспатента о том, что словесные элементы "Сигнально-громкоговорящая установка" заявленного обозначения противоречат требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров 09 класса МКТУ (приведены по тексту заключения выше).
Анализ заявленного обозначения "" на предмет его соответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Противопоставленные товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 760303 [1], 759973 [2], 774314 [3], 759972 [4], 720416 [5], 715931 [6], 716088 [7], 543617 [8] принадлежат одному лицу (Ассоциации "Хоккейный клуб "Авангард", г. Омск), представляют собой комбинированные обозначения. При этом данные товарные знаки представляют собой серию товарных знаков, основными индивидуализирующими элементами которых являются словесные элементы "AVANGARD"/"АВАНГАРД", которые выполнены крупными шрифтами в различных частях знаков и являются основами для их вариации. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [9] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента, и из словесного элемента "АВАНГАРД", выполненного оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров 09 класса МКТУ.
Наиболее значимым элементом вышеуказанного противопоставленного товарного знака [9] является элемент "АВАНГАРД", который выполнен крупным шрифтом в центре знака и акцентирует на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по нему происходит запоминание знака в целом.
Противопоставленный товарный знак "" [10] является словесным, выполненным оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров 09 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [11] является комбинированным, состоит из графических элементов, и из словесных элементов "КОНСАЛТИНГОВЫЙ ХОЛДИНГ", "АВАНГАРД", выполненных стандартными шрифтами заглавными буквами русского алфавита. Словесные элементы "КОНСАЛТИНГОВЫЙ ХОЛДИНГ" указаны в качестве неохраняемых элементов. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [12] является комбинированным, состоит из графических элементов, и из словесных элементов "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", "АВАНГАРД", выполненных стандартными шрифтами заглавными буквами русского алфавита. Словесные элементы "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" указаны в качестве неохраняемых элементов. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Так как словесные элементы "КОНСАЛТИНГОВЫЙ ХОЛДИНГ", "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" противопоставленных товарных знаков [11, 12] являются неохраняемыми, они не могут учитываться при их анализе в рамках пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Наиболее значимыми элементами вышеуказанных противопоставленных товарных знаков [11, 12] являются элементы "АВАНГАРД", которые выполнены крупным шрифтом в центре товарных знаков и акцентируют на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по ним происходит запоминание обозначений в целом.
Противопоставленный товарный знак "" [13] является комбинированным, состоит из графического элемента, и из словесных элементов "Авангард", "Avangard", выполненных стандартным шрифтом заглавными и строчными буквами русского и латинского алфавитов соответственно в две строки. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров 35 класса МКТУ.
Наиболее значимыми элементами вышеуказанного противопоставленного товарного знака [13] являются элементы "Авангард", "Avangard", которые выполнены крупными шрифтами в центральной части товарного знака и акцентируют на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по ним происходит запоминание обозначения в целом.
Противопоставленный товарный знак "" [14] является комбинированным, состоит из окружности с окантовкой, из графических элементов в виде перевернутых галочек, и из словесного элемента "АВАНГАРД", выполненного оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Наиболее значимым элементом вышеуказанного противопоставленного товарного знака [14] является элемент "АВАНГАРД", который выполнен крупным шрифтом в центре знака и акцентирует на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по нему происходит запоминание знака в целом.
Коллегия отмечает, что заявленное обозначение включает в себя словесные элементы "Сигнально-говорящая установка", "Авангард", которые расположены на отдельных строках, не согласуются между собой, являются независимыми словесными элементами, ввиду чего анализ по каждому из этих элементов должен проводиться отдельно. Кроме того, коллегия указывает, что в словарно-справочных источниках отсутствует устойчивое словосочетание "Сигнально-говорящая установка Авангард".
При этом в заявленном обозначении словесный элемент "Авангард" является значимым, обращает на себя внимание потребителей, ввиду чего данный элемент должен учитываться при анализе заявленного обозначения на предмет его соответствия положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-14] показал, что основные индивидуализирующие элементы "AVANGARD"/"АВАНГАРД" противопоставленных товарных знаков [1-14] фонетически и семантически (словесный элемент "AVANGARD" является транслитерацией русского слова "АВАНГАРД", который имеет следующие значения: 1) часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил; 2) передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=48)) входят в состав заявленного обозначения, что приводит к ассоциированию сравниваемых обозначений друг с другом.
Визуально сравниваемые обозначения следует признать сходными в силу того, что их словесные элементы выполнены стандартными шрифтами буквами русского алфавита.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу, что, сравниваемые обозначения производят сходное общее впечатление и, несмотря на отдельные отличия, ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Как было отмечено решением Суда по интеллектуальным правам от 09.11.2022 по делу N СИП-658/2021 "наличие совпадающего слова означает, что определенная степень сходства между сравниваемыми обозначениями имеется. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака. Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.05.2018 и от 03.12.2018 по делу N СИП-210/2017, от 31.05.2018 по делу N СИП-450/2017 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2018 No 300-КГ18-13820 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 19.10.2018 по делу N СИП-137/2018 и многих других".
Анализ сравниваемых перечней показал, что товары 09 класса МКТУ "аппараты для передачи звука; аппараты светосигнальные [проблесковые]; громкоговорители; приборы морские сигнальные; сигнализация световая или механическая; устройства для воспроизведения звука; устройства звуковые сигнальные; фонари сигнальные" заявленного обозначения являются однородными товарам 09 класса МКТУ "DVD-плееры; автоответчики телефонные; аппаратура звукозаписывающая; аппараты для передачи звука; аппараты переговорные; аппараты светосигнальные [проблесковые]; аппараты телефонные; аппараты факсимильные; аппараты фототелеграфные; брелоки электронные для дистанционного управления; буи сигнальные; буи спасательные; буи указательные; видеокамеры; видеокамеры для слежения за ребенком; видео-няни; видеотелефоны; видеоэкраны; вывески светящиеся; громкоговорители; диктофоны; дисплеи электронно-цифровые; доски интерактивные электронные; звонки [устройства тревожной сигнализации]; звонки аварийные электрические; звонки дверные электрические; звонки сигнальные; звукопроводы; знаки дорожные светящиеся или механические; знаки механические; знаки светящиеся; зуммеры; искатели спутниковые; камеры заднего вида для транспортных средств; конусы дорожные сигнальные; микшеры звуковые; модемы; огни сигнальные лазерные аварийные; панели сигнальные светящиеся или механические; пейджеры; передатчики [дистанционная связь]; передатчики телефонные; передатчики электронных сигналов; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; приборы для дистанционной записи; приборы морские сигнальные; приборы телекоммуникационные в виде ювелирных украшений; приемники [аудио-видео]; проигрыватели; радары; радио-видео няня; радиомачты; радиопередатчики [дистанционная связь]; радиоприемники для транспортных средств; рации портативные; сабвуферы; световоды оптические [волоконные]; светофоры [сигнальное оборудование]; свистки для подачи команд собакам; свистки сигнальные; свистки спортивные; сигнализаторы пожаров; сигнализация световая или механическая; сирены; смартфоны; станции радиотелеграфные; станции радиотелефонные; стереоприемники портативные; телевизоры; телеграфы [аппараты]; телесуфлеры; телетайпы; телефоны мобильные; телефоны переносные; телефоны сотовые; транспондеры [передатчики-ответчики]; треугольники предупреждающие для неисправных транспортных средств; трубки телефонные; устройства аудио-видео для слежения за ребенком; устройства для видеозаписи; устройства для воспроизведения звука; устройства для записи на магнитную ленту; устройства охранной сигнализации; устройства связи акустические; устройства сигнальные аварийные; устройства сигнальные противотуманные, за исключением взрывчатых; устройства сигнальные тревожные; фонари сигнальные; фоторамки цифровые; шлемы виртуальной реальности; эквалайзеры [аудиоаппаратура]; экраны проекционные; ящики черные [регистраторы данных]" противопоставленных товарных знаков [1-10], так как сравниваемые товары относятся к оборудованию для обеспечения дистанционной связи, к оборудованию сигнальному, а также к оборудованию для записи звука и изображения, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 35 класса МКТУ "маркетинг; маркетинг целевой; написание рекламных текстов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; предоставление деловой информации через веб-сайты; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; проведение аукционов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная" заявленного обозначения являются однородными услугам 35 класса МКТУ "управление процессами обработки заказов товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; агентства рекламные; исследования маркетинговые; маркетинг; агентства по импорту-экспорту; услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); продвижения товаров (для третьих лиц), в том числе услуги магазинов по оптовой и розничной продаже товаров; сбор для третьих лиц различных товаров (не подразумевая их транспортировку) и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями, осуществляемое через магазины, почтовые каталоги продаж, электронные средства, телемагазины или Интернет-сайты; расклейка афиш" противопоставленных товарных знаков [5-8, 11-14], поскольку сравниваемые услуги относятся к услугам по продвижению товаров, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Однородность товаров и услуг заявителем в возражении не оспаривалась.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-14] в отношении однородных товаров и услуг 09, 35 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 24.11.2023, оставить в силе решение Роспатента от 26.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 марта 2024 г. по заявке N 2022762180/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru