Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 апреля 2024 г. по заявке N 2022792545/33
Заявка: |
2022792545/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
23.01.2024 |
Дата коллегии: |
06.03.2024 |
Дата утверждения: |
05.04.2024 |
Заявитель: |
ООО "СПЕКТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 23.01.2024. Данное возражение подано ООО "СПЕКТР", Москва (далее - заявитель) на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022792545, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022792545 с датой поступления от 19.12.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 13.11.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022792545. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении упомянутых услуг на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что включенный в состав заявленного обозначения словесный элемент "УЕБАР" может восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике и образованного от матерного корня (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/910869), ввиду чего заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в отношении всех заявленных услуг 41, 43 классов МКТУ на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, как противоречащее общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 23.01.2024 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- анализ информации в сети Интернет, указанный экспертом в решении (см. Интернет: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/910869) позволяет утверждать, что ни один из перечисленных источников информации не содержит слова "уебар" в значении "нецензурная лексика, непристойное слово";
- заявленное обозначение "УЕБАР/YEBAR" является фантазийным, образованным из двух формант "УЕ" и "БАР", что является частой практикой при создании названия для бара. Данные форманты могут иметь следующие семантические значения: 1) "УЕ" - радостное, эмоциональное восклицание. Примеры использования: https://www.youtube.com/watch?v=Xr-GX2dteNg. Текст песни: https://tekst-pesni.online/zhanna-friske-la-la-la/; 2) "УЕ" - условная единица (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8241, https://ru.wikipedia.org/wiki/Условная_единица); 3) "БАР" - вид питейного заведения;
- таким образом, можно заключить, что заявленное обозначение не относится к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали поскольку не является словом или изображением непристойного содержания, нецензурной лексикой, призывом антигуманного характера, оскорбляющим человеческое достоинство, религиозные чувства, слова и тому подобное;
- исходя из изложенного для оценки обозначения с точки зрения его соответствия нормам подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса должно приниматься во внимание восприятие обозначения потребителями в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из смыслового значения обозначения, с учетом факторов, наличие и значение которых устанавливается самостоятельно по каждому обозначению;
- Роспатент обладает широкими полномочиями по привлечению для обоснования принимаемых им ненормативных правовых актов широкого круга источников и сведений как на стадии экспертизы заявленного обозначения (пункт 37 Правил N 482), так и на стадии рассмотрения возражения на решение экспертизы об отказе в предоставлении правовой охраны заявленному на регистрацию обозначению (пункт 45 Правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261; далее - Правила N 644/261), в том числе вправе запрашивать заключения независимых экспертов в области, соответствующей предмету спора (пункт 43 Правил N 644/261);
- в оспариваемом решении административный орган ограничился констатацией факта наличия у заявленного обозначения определенного семантического значения по мнению самой экспертизы и не представил доказательств наличия у потребителей соответствующих ассоциаций. Таким образом, без должной мотивировки своей позиции и в отсутствие каких-либо доказательств решение заявитель рассматривает как необоснованное и не законное.
С учетом приведенных в возражении доводов заявитель просит отменить решение Роспатента от 13.11.2023 и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2022792545.
С учетом даты (19.12.2022) поступления заявки N 2022792545 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Перечень обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, и не подлежащих регистрации в качестве товарных знаков, не является исчерпывающим и носит исключительно обобщающий характер.
Заявленное обозначение "" по заявке N 2022792545 является словесным, выполненным стандартным шрифтом заглавными буквами русского и латинского алфавитов соответственно. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 41, 43 классов МКТУ.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех испрашиваемых услуг 41, 43 классов МКТУ основано на несоответствии заявленного обозначения положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Согласно словарно-справочной литературе "ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene - непристойный, распутный, безнравственный)" - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.
Словарно-справочные источники информации определяют "Русский мат" (матерный язык, матерная ругань, матерщина) следующим образом: в русском и близких к нему языках - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений. Матерными считаются высказывания, в состав которых входят слова, образованные от матерных корней.
Коллегия отмечает, что заявленное обозначение состоит из словесных элементов "УЕБАР", "YEBAR", выполненных на двух строках. При этом, словесный элемент "YEBAR" заявленного обозначения выполнен буквами латинского алфавита и может быть прочитан потребителями как "ЁБАР" (сочетание звуков "y" и "е" образует звук "ё").
Словесный элемент "УЕБАР" заявленного обозначения (равно как словесный элемент "YEBAR") может восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике и образовано от матерного корня (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/910869, https://mat2.slovaronline.com/877-EBAT).
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что словесное обозначение "УЕБАР YEBAR" может относиться к жаргонным словам и, следовательно, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Таким образом, в силу того, что, словесное обозначение "УЕБАР YEBAR" может восприниматься для обозначения искажённой, неправильной речи, предоставление правовой охраны товарному знаку с указанным словесным обозначением будет нарушать положения, установленные пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, услуги 41, 43 классов МКТУ, для которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению "УЕБАР YEBAR" имеют разновозрастные группы потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения "УЕБАР YEBAR" потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам гуманности и морали очевидна.
Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для пересмотра вынесенного решения и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям, регламентированным пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 23.01.2024, оставить в силе решение Роспатента от 13.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 апреля 2024 г. по заявке N 2022792545/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru