Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 апреля 2024 г. по заявке N 2022720979/33
Заявка: |
2022720979/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
22.12.2023 |
Дата коллегии: |
06.03.2024 |
Дата утверждения: |
26.04.2024 |
Заявитель: |
Автономная некоммерческая организация возрождения монастырских традиций питания "Монастырская трапеза" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 22.12.2023, поданное Автономной некоммерческой организацией возрождения монастырских традиций питания "Монастырская трапеза", Московская область, г. Сергиев Посад (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022720979, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022720979 с приоритетом от 04.04.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Роспатентом 22.08.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022720979 в отношении всех заявленных товаров.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что заявленное обозначение, включенный в состав заявленного обозначения словесный элемент "КОВРИЖКА" (Коврижка - изделие из пряничного теста размером до 1-1,5 м в длину и до 1 м в ширину, иногда составленное из двух половинок. Высота коврижки 6-10 см, при условии, что она состоит из двух наложенных друг на друга половинок с промазкой между ними повидлом, вареньем. См., например, https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_culinary/1062/%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B0) указывает на вид товара, является неохраняемым элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявленное обозначение сходно до степени смешения с зарегистрированными ранее товарными знаками:
- "ПОСАДСКИЙ", свидетельство N 671546 (приоритет 02.05.17), зарегистрированный на имя Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат Петровский", 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Петрова, 4, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ;
- "ПОСАДСКИЕ", свидетельство N 174389 (приоритет 04.11.97), зарегистрированный на имя Общества с ограниченной ответственностью "Петропродукт-Отрадное", 187330, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Отрадное, ул. Железнодорожная, д. 1, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ.
На основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса вышеуказанные товарные знаки препятствуют регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 30 класса МКТУ.
В возражении на решение Роспатента изложено следующее:
- заявителем скорректирован перечень заявленных товаров 30 класса МКТУ путем сокращения до позиции: "изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой";
- наличие совпадающего слова само по себе не свидетельствует о сходстве сравниваемых обозначений, элемент "ПОСАДСКАЯ" и противопоставленные товарные знаки не являются тождественными, поскольку имеют звуковые и графические отличия;
- сравниваемые обозначения в целом отличаются по звуковому фактору сходства, в заявленном обозначении присутствует словесный элемент "КОВРИЖКА", который значительно увеличивает звуковой ряд словесной части анализируемого товарного знака;
- таким образом, сравниваемые обозначения имеют разную фонетическую длину, количество слов, слогов;
- сравниваемые обозначения производят разное общее зрительное впечатление в целом за счет разного количества входящих в них элементов, в заявленном обозначении словосочетание "ПОСАДСКАЯ КОВРИЖКА" выполнено в оригинальной графической манере, в то время как противопоставленные словесные товарные знаки выполнены обычным шрифтом, без какой-либо дизайнерской проработки;
- заявленное обозначение включает цельное словосочетание, транслирующее потенциальному потребителю определенный смысловой образ, значительным образом отличающий обозначение от противопоставленных обозначений по семантическому критерию;
- отличие заявленного обозначения от противопоставленных товарных знаков обусловлено наличием конкретной, законченной фразы, однозначно указывающей на изделие пряничного типа - коврижка, в то время как противопоставленные словесные товарные знаки, не имеющие дополнительных слов, носят неопределенный характер;
- таким образом, сравниваемые обозначения несут различную смысловую нагрузку, так как порождают различные восприятия и образы, что обусловливает отсутствие ассоциирования обозначений в целом;
- в связи с вышеизложенным добавление к слову "ПОСАДСКИЙ" элемента "КОВРИЖКА" существенным образом сказывается на восприятии обозначения потребителями, что позволяет различать его;
- насыщенность Госреестра товарными знаками, имеющими в своем составе совпадающий элемент "Посадский", в том числе ранее зарегистрированный на имя заявителя товарный знак по свидетельству N 934269, подтверждает принципиальную возможность государственной регистрации товарных знаков - словосочетаний со словом "Посадский";
- первоначально посадами называлась населённая посадскими людьми территория за пределами укреплённого княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря). Посадом являлась та часть, к которой будущий город прирастал, где обычно находилось торжище и ремесленные слободы;
- на сегодняшний день слово "посад" сохранилось в названиях некоторых населённых пунктов, Гаврилов Посад, Мариинский Посад, Павловский Посад, Сергиев Посад, Опеченский Посад, Казанский посад и другие. Одним из самых известных является Сергиев Посад, который входит в ансамбль древнерусских городов Золотого кольца, и его главная достопримечательность, духовное сердце России - Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
- исторически посадами назывались торговые и ремесленные поселения при монастырях или крепостях, в связи с чем регистрация товарных знаков на имя правообладателей может создать ложное у потребителей впечатление о производителе и месте производства товаров;
- заявитель является организацией учрежденной и действующей в интересах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - одного и главных центров паломничества православных христиан в России;
- выпускаемая заявителем продукция представлена не только в стенах Лавры, но и на площадках различных торговых сетей;
- за высокое качество и верность традициям продукция заявителя была многократно отмечена экспертами и удостаивалась высших наград на конкурсах и выставках;
- за последние годы линейка продукции значительно расширилась, заявитель планирует выход с ней на иностранные рынки. При этом вырученные средства от деятельности заявителя направляются на поддержку и развитие религиозного комплекса;
- посадская коврижка готовится в Сергиевом Посаде на протяжении нескольких веков, в результате чего стала известна именно как продукт Лавры;
- заявитель совместно с Паломническим центром Свято-Троицкой Сергиевой лавры разработал проект, который предполагает новые экскурсионные программы с посещением производства коврижки и дегустацией продукта регионального бренда;
- Посадская коврижка была представлена на Первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания "Вкусы России", организатором которого является Минсельхоз России;
- бренд "Посадская коврижка" участвовал в конкурсе на лучший промышленный дизайн России, учрежденный Правительством Москвы;
- информация о Посадской коврижке, в том числе о популярности данного продукта среди потребителей, опубликована во множестве интернет-источниках;
- противопоставленные товарные знаки не используются в отношении товаров, для которых они зарегистрированы;
- таким образом, вероятность возникновения претензий со стороны третьих лиц, а также потенциальная возможность столкновения товаров заявителя и правообладателей противопоставленных товарных знаков на рынке, минимальна.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении товаров 30 класса МКТУ "изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой".
К возражению приложены следующие материалы:
- результаты поиска по слову "посад" на ресурсе "Википедия" (1);
- статья на сайте Российского общества "Знание" (2);
- сведения о наградах заявителя (3);
- сведения об участие в конкурсе "Вкусы России" (4);
- публикация о Посадской коврижке на сайте заявителя (5);
- сведения об участии в конкурсе на лучший промышленный дизайн России (6);
- результаты поиска по запросу "Посадская коврижка" (7);
- документы, подтверждающие неиспользование товарного знака N 671546 (8);
- документы, подтверждающие неиспользование товарного знака N 174389 (9).
Изучив материалы дела, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (04.04.2022) поступления заявки N 2022720979 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Указанные в пункте 34 Правил элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (пункт 35 Правил).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Исходя из положений пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение. Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание. Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022720979 заявлено комбинированное обозначение "", включающее изобразительный элемент в виде прямоугольной рамки, выполненной волнистой линией с точками, во впадинах которой расположены треугольники со штриховкой. Внутри рамки расположены словесные элементы "ПОСАДСКАЯ КОВРИЖКА", выполненные буквами русского алфавита оригинальным шрифтом в стилевом соответствии с рамкой. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении скорректированного заявителем перечня товаров 30 класса МКТУ "изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой".
Анализ заявленного комбинированного обозначения показал, что основными элементами, несущими в себе индивидуализирующую функцию в товарном знаке, являются словесные элементы "ПОСАДСКАЯ КОВРИЖКА", выполненные в центральной части обозначения и акцентирующие на себе внимание потребителя, в связи с чем именно по ним происходит запоминание товарного знака в целом.
При этом в состав заявленного обозначения входит словесный элемент "КОВРИЖКА", означающий: "изделие из пряничного теста размером до 1-1,5 м в длину и до 1 м в ширину, иногда составленное из двух половинок. Высота коврижки 6-10 см, при условии, что она состоит из двух наложенных друг на друга половинок с промазкой между ними повидлом, вареньем" (https://dic.academic.ru), являющийся видовым наименованием товара в отношении товаров 30 класса МКТУ "изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой". Следовательно, словесный элемент "КОВРИЖКА" заявленного обозначения для указанных товаров не обладает различительной способностью, является неохраноспособным элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Словесный элемент "КОВРИЖКА" заявленного обозначения не занимает доминирующее положение, в связи с чем может быть включен в качестве неохраноспособного элемента обозначения.
Относительно доводов экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, коллегия указывает следующее.
В заявленном обозначении наиболее сильным элементом является словесный элемент "ПОСАДСКАЯ", поскольку словесный элемент "КОВРИЖКА", как было указано выше, является неохраняемым элементом обозначения.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 671546 представляет собой словесное обозначение "ПОСАДСКИЙ", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 174389 представляет собой словесное обозначение "ПОСАДСКИЕ", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Сравнительный анализ сопоставляемых обозначений показал, что словесный элемент "ПОСАДСКАЯ" заявленного обозначения и словесные элементы "ПОСАДСКИЙ", "ПОСАДСКИЕ" противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN671546, 174389 характеризуются высокой степенью фонетического и семантического сходства, поскольку являются однокоренными прилагательными, образованными от слова "посад".
Фонетическое сходство обусловлено тождеством начальных частей обозначений [ПОСАДСК-] и [ПОСАДСК-], [ПОСАДСК-], с которых начинается прочтение и запоминание обозначений потребителями, а отличие в конечных частях обозначений [-АЯ] и [-ИЙ], [-ИЕ] не влияет на вывод об отсутствии фонетического сходства обозначений.
По семантическому признаку сходства сопоставляемые обозначения несут в себе одинаковые смысловые понятия, связанные с семантикой слова "посад" - первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, к которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы (https://dic.academic.ru/).
Графически словесные элементы сопоставляемых обозначений следует признать сходными, так как они выполнены буквами одного алфавита (русского), имеют почти одинаковую длину. Кроме того, визуальный критерий сходства при восприятии заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, в данном случае, не является определяющим, поскольку противопоставленные товарные знаки являются словесными и выполнены в стандартном шрифтовом исполнении, без каких-либо графических особенностей.
На основании изложенного, у коллегии есть все основания для вывода о сходстве сопоставляемых обозначений в целом и ассоциировании их друг с другом, несмотря на их отдельные отличия.
Сопоставительный анализ однородности товаров 30 класса МКТУ, указанных в перечнях сравниваемых обозначений, показал следующее.
Заявленные товары 30 класса МКТУ "изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой" являются однородными товарам 30 класса МКТУ "кондитерские изделия" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 174389, товарам 30 класса МКТУ "булки; изделия кондитерские мучные; макарон [печенье миндальное]; печенье; печенье сухое" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 671546, поскольку они объединены родовой группой "изделия кондитерские мучные", соотносятся между собой как род-вид, имеют одно назначение, условия реализации и круг потребителей.
С учетом вышеизложенного, коллегия пришла к выводу о высокой степени однородности сопоставляемых товаров, которые могут быть перепутаны на российском рынке среди их потребителей, следовательно, при восприятии сопоставляемых обозначений у потребителя могут возникнуть ассоциации об их принадлежности одному и тому производителю, что приведет к дезориентации потребителей на рынке товаров. Данная позиция коррелируется с пунктом 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ. Следовательно, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В возражении указывается на то, что противопоставленные товарные знаки не используются на российском рынке (8, 9), в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует вероятность смешения сопоставляемых обозначений в гражданском обороте Российской Федерации. Однако, данный довод не может быть принят во внимание коллегией, поскольку в рамках рассмотрения настоящего возражения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, устанавливает тождество или сходство сравниваемых обозначений, а также анализируются перечни товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и зарегистрированы противопоставленные знаки, а не фактически осуществляемая деятельность.
Представленная заявителем информация о деятельности (2-7) не снимает оснований для отказа по пунктам 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
Зарегистрированный на имя заявителя товарный знак "" по свидетельству N 934269 никоим образом не может повлиять на положительное решение по заявке N 2022720979, поскольку правовая охрана данному товарному знаку предоставлена в отношении иных товаров и услуг 32, 43 классов МКТУ.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 22.12.2023 и оставить в силе решение Роспатента от 22.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 апреля 2024 г. по заявке N 2022720979/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 27 ноября 2024 г. по делу N СИП-838/2024 настоящее решение отменено