Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2024 г. по заявке N 2022755233/33
Заявка: |
2022755233/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
31.12.2023 |
Дата коллегии: |
15.04.2024 |
Дата утверждения: |
27.04.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Макаренко Альбина Юрьевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 31.12.2023, поданное индивидуальным предпринимателем Макаренко А.Ю., Россия (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022755233 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022755233, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 11.08.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 03 и 35 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 04.09.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 03 и 35 классов МКТУ (далее - решение Роспатента). Указанное решение Роспатента было основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1, 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Так, согласно решению Роспатента, входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "cosmetics" ("cosmetics" - в переводе с английского языка - "косметика, косметические средства", см.: https://wooordhunt.ru/word/cosmetics; https://www.translate.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/cosmetics; https://context.reverso.net/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/COSMETICS) не обладает различительной способностью, указывает на вид и назначение товаров и услуг, в силу чего для части товаров 03 класса МКТУ, части услуг 35 класса МКТУ является неохраняемым элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Для другой части товаров 03 класса МКТУ, части услуг 35 класса МКТУ заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания) как способное ввести потребителя в заблуждение относительно вида и назначения товаров и услуг на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, поскольку в состав заявленного обозначения включен словесный элемент "ALMA", представляющий собой название реки, протекающей на части крымского полуострова, то заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания) на имя заявителя из Красноярского края, г. Красноярск, как способное ввести потребителя в заблуждение относительно места нахождения заявителя и места производства товаров на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Установлено также, что от имени заявителя подана заявка на тождественный товарный знак (знак обслуживания) "ALMA cosmetics", заявка N 2022730018 (с приоритетом от 11.05.22) в отношении тождественных услуг 35 класса МКТУ. В случае регистрации товарного знака по заявке N 2022755233 заявитель станет обладателем исключительного права на тождественный товарный знак (знак обслуживания).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 1481 Кодекса свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве, то есть, очевидно, что исключительное право удостоверяется только одним документом. Таким образом, государственная регистрация в качестве товарного знака (знака обслуживания) обозначения, тождественного зарегистрированному товарному знаку (знака обслуживания) на имя того же правообладателя в отношении совпадающего перечня товаров и услуг, противоречит природе исключительного права, следовательно, такая регистрация будет противоречить общественным интересам.
В связи с изложенным, заявленное обозначение по заявке N 2022755233 не может быть зарегистрировано в качестве знака обслуживания для части услуг 35 класса МКТУ (абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги рекламные <оплата за клик>; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса) на основании положений подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения со следующими знаками и обозначениями:
- с ранее заявленным на регистрацию комбинированным обозначением, включающим словесный элемент "ALMA", заявка N 2022732709 (1) (с приоритетом от 21.05.2022), заявленным на имя ООО "СТРЕЛЕЦ", Россия, для однородных товаров 03 класса МКТУ;
- с ранее заявленным на регистрацию комбинированным обозначением, включающим словесный элемент "ALMA", заявка N 2022720084 (2) (с приоритетом от 31.03.2022), заявленным на имя ООО "АЛМА", Россия, для товаров и услуг 03, 05, 35 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам и услугам 03, 35 классов МКТУ;
- с комбинированным товарным знаком "АЛЬМА", зарегистрированным под N 810477 (3) (с приоритетом от 01.10.2020) на имя Галкиной А.В., Россия, для однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с комбинированным товарным знаком "АЛМА", зарегистрированным под N 689071 (4) (с приоритетом от 31.07.2017) на имя ООО "АПК "Туймазинский", Россия, для однородных услуг 35 класса МКТУ;
- со словесным товарным знаком "ALMA", зарегистрированным под N 565397 (5) (с приоритетом от 29.11.203) на имя компании "Валио Лтд.", Финляндия, для товаров 05, 30 классов МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ;
- со знаком "ALMA" по международной регистрации N 1032981 (6) (с конвенционным приоритетом от 24.02.2010), правовая охрана которому предоставлена на имя компании "ALMA S.p.A.", Италия, для однородных услуг 35 класса МКТУ.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы сводятся к следующему:
- элемент "ALMA" (транслитерация - "АЛМА") является фантазийным. Информация о данной реке не является распространенной, следовательно, заявленное обозначение соответствует пункту 3 статьи 1483 Кодекса в части отсутствия ложных указаний о месте нахождения заявителя, месте происхождения товаров и услуг;
- заявитель согласен с о неохраноспобностью словесного элемента "cosmetics", просит продолжить делопроизводство для релевантных товаров и услуг;
- заявитель согласен с тождеством заявленного обозначения и обозначения по заявке N 2022730018, также заявленной на имя заявителя, и просит исключить идентичные услуги 35 класса МКТУ;
- заявленное обозначение не является сходным с противопоставленными ему обозначениями и знаками (1-6). Все сравниваемые обозначения являются оригинальными, представляют из себя отдельные художественные произведения и включают в себя отличительные черты. Потребитель не сможет "перепутать" данные обозначения. Доминирующее положение в обозначениях занимает художественный элемент, который не является сходным;
- заявленное обозначение "ALMA COSMETICS" и противопоставленные знаки и обозначения (1-6) различаются семантически. Отсутствует подобие заложенных в обозначениях идей;
- сравниваемые обозначения не имеют звукового сходства, так как они имеют разные ударения. Кроме этого, в обозначениях различное количество слогов и слов, что влияет на восприятие товарного знака в целом.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 03 и 35 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (11.08.2022) поступления заявки N 2022755233 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является словесным и выполнено в две строки стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 03 и 35 классов МКТУ.
В состав заявленного обозначения входит словесный элемент "cosmetics", который переводится с английского на русский язык как "косметика" (см. www.dic.academic.ru, Персональный Сократ). В свою очередь, согласно словарно-справочным источникам информации (см. www.dic.academic.ru, Словарь иностранных слов русского языка, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Шведова Н.Ю. - М.: А ТЕМП, 2008. - 944 с.) косметика - это общее название предметов, служащих для сохранения и придания красоты человеческой наружности (например, мыло, пудра, белила, румяна). Косметикой называют также средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, также ротовой полостью, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу.
С учетом вышеприведенной семантики словесного элемента "cosmetics" заявленное обозначение характеризует товары 03 класса МКТУ "амбра [парфюмерия]; ароматизаторы [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; вазелин косметический; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для удаления волос; воск для усов; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; древесина ароматическая; духи; жиры для косметических целей; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; карандаши для бровей; карандаши косметические; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; красители для бороды и усов; красители косметические; краски для тела косметические; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для осветления кожи; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для удаления макияжа; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки зубных протезов; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; пудра для макияжа; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; ресницы искусственные; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; смеси ароматические из цветов и трав; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для ресниц косметические; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; тоники для косметических целей; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; штампы косметические, заполненные; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]", которые непосредственно относятся к парфюмерно-косметической продукции, а также товарам, сопутствующим косметической продукции. Следовательно, заявленное обозначение указывает на вид, назначение данных видов товаров, не соответствует пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение указывает на назначение услуг 35 класса МКТУ "продажа заявленных товаров 03 класса МКТУ" и также подпадает под действие пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса в части указания на вид и назначение испрашиваемых к регистрации товаров заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, по мнению коллегии, словесный элемент "cosmetics" заявленного обозначения ложно характеризует заявленные товары 03 класса МКТУ "антинакипины бытовые; антистатики бытовые; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства отбеливающие для стирки; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства для придания блеска белью; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; щелок содовый; таблетки для очистки кофемашин; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; мыла для оживления оттенков тканей; составы для предохранения кожи [полировальные]; препараты для замачивания белья; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; кизельгур для полирования; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; абразивы; глянец-крахмал для стирки; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; пятновыводители; пыль алмазная [абразив]; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; вода жавелевая; пасты для ремней для заточки бритв; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; наждак; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; крахмал для стирки; крем для обуви; кремы для кожи; зола вулканическая для чистки; кремы для полирования; крокус красный для полирования; воск обувной; воск портновский; воски для кожи; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для обесцвечивания; препараты для полирования; красители для воды в туалете; масла, используемые как очищающие средства; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; камни шлифовальные; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; диффузоры с палочками ароматические; препараты для чистки; растворы для очистки; продукты для наведения блеска [для полировки]; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для отбеливания; средства для стирки; шкурка стеклянная; ткань наждачная", которые относятся к отдельным видам абразивов, не использующимся в косметических целях, средствам для чистки, полировки и уборки, средствам ухода за текстильными и кожаными изделиями, воску портновскому, красителям для воды в туалете, мелу для побелки, то есть представляющим собой совершенно иные товары. Таким образом, заявленное обозначение для данных видов товаров не соответствует пункту 3 статьи 1483 Кодекса, что заявителем не оспаривается.
В решении Роспатента указывается также на то, что словесный элемент "ALMA" представляет собой название реки, протекающей на части крымского полуострова, в связи с чем данное обозначение способно ввести потребителя относительно места нахождения заявителя, находящегося в городе Красноярске на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, следует отметить, что словесный элемент "ALMA" заявленного обозначения выполнен буквами латинского алфавита и согласно словарям основных европейских языков (см. www.dic.academic.ru, Большой итальяно-русский словарь, Англо-русский словарь Мюллера, Universal diccionario espanol, Азербайджанско-русский словарь) переводится с итальянского на русский язык как "душа", с испанского на русский язык как "душа; дух; человек; живое существо; вдохновитель, движущая сила, двигатель, пружина, сердцевина, ядро, суть" с английского на русский язык как "альмэ" (египетская танцовщица), с азербайджанского и турецкого на русский язык как "яблоко". С учетом вышеизложенного, данный словесный элемент имеет самостоятельную семантику, которая никак не ориентирует потребителя относительно места нахождения заявителя, места происхождения товаров.
Более того, даже если рассматривать словесный элемент "ALMA" в качестве транслитерации названия реки Альма, протекающей на крымском полуострове, то следует отметить, что в Российской Федерации протекает большое количество рек, которые имеют значительно большую протяженность и использование как в туристических, так и в промышленных целях, нежели, чем река Альма, которая вряд ли является знакомой среднему российскому потребителю. Следует отметить также, что испрашиваемые к регистрации товары и услуги по своим характеристикам никак не связаны с рекой.
С учетом всей вышеприведенной информации, оснований для применения положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса в части несоответствующих действительности представлений о месте производства товаров, места нахождения заявителя, не имеется.
Как указано в решении Роспатента, заявленное обозначение противоречит общественным интересам (пункту 3 (2) статьи 1483 Кодекса) ввиду того, что на имя заявителя была подана заявка N 2022730018 на регистрацию тождественного обозначения "" в отношении идентичных услуг 35 класса МКТУ. Вместе с тем, отказ заявителя от услуг 35 класса МКТУ, являющихся идентичными услугам 35 класса МКТУ ранее поданного обозначения по заявке N 2022730018, позволяет снять упомянутое основание для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Заявленному обозначению также было отказано в государственной регистрации в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в рамках чего ему были противопоставлены товарные знаки и обозначения (1-6).
Противопоставленное обозначение "" (1) является комбинированным и состоит из букв "A" и "C", а также помещенных ниже словесных элементов "ALMA CLINIC", выполненных стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. В букву "С", помещенную на первой строке, вписан контур лица. Композиция из букв, изображения и словесных элементов, выполнена на фоне прямоугольника серого цвета. Предоставление правовой охраны обозначению (1) испрашивалось в отношении в отношении, в том числе, товаров 03 класса МКТУ.
Противопоставленное обозначение "" (2) является комбинированным и состоит из словесных элементов "ALMA", "beauty for you", выполненных в две строки стандартным шрифтом буквами латинского алфавита, в нижней части обозначения помещен изобразительный элемент в виде окружности, разделенной на части. Предоставление правовой охраны обозначению (2) испрашивалось в отношении товаров 03 классов МКТУ.
Противопоставленный знак "" (3) является комбинированным и состоит из словесного элемента "АЛЬМА", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, а также из помещенного в левой части знака стилизованного изображения лапки кошки. Указанная композиция помещена на фоне прямоугольника желтого цвета. Правовая охрана знаку (3) предоставлена в желтом, черном, белом, рыжем, темно-коричневом цветовом сочетании в отношении, в том числе, услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "" (4) является комбинированным и состоит из словесных элементов "АЛМА", "сеть магазинов вкусной еды", выполненных в три строки стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Конечная буква "А" слова "АЛМА" вписана в стилизованное изображение яблока. Правовая охрана знаку предоставлена в белом, черном, зеленом цветовом сочетании в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "" (5) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении, в том числе, товаров и услуг 05 и 30 классов МКТУ.
Противопоставленный знак "" (6) является комбинированным и состоит из словесного элемента "ALMA", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита, а также из помещенного в левой части знака изобразительного элемента в виде композиции из прямых и изогнутых линий. Правовая охрана знаку предоставлена в красном, синем цветовом сочетании в отношении, в том числе, услуг 35 класса МКТУ.
При анализе материалов дела коллегией было установлено, что срок действия правовой охраны знака (5) истек, в отношении заявки (1) было принято решение Роспатента об отказе в ее регистрации в качестве товарного знака. Следовательно, данные знак (5) и обозначение (1) могут быть сняты в качестве противопоставлений по рассматриваемой заявке.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в рамках его сходства с обозначением (2) и знаками (3-4, 6) показал следующее.
В заявленном обозначении основным индивидуализирующим элементом является словесный элемент "ALMA". Противопоставленные обозначение (2) и знаки (3-4, 6) запоминаются в первую очередь по словесным элементам "ALMA", "АЛЬМА", "АЛМА", которые занимают в них центральное положение или являются их единственными элементами. Словесные элементы "ALMA", "АЛЬМА", "АЛМА" заявленного обозначения, обозначения (2) и знаков (3-4, 6) обладают высокой степенью фонетического сходства ввиду совпадения у них четырех букв (а, л, м, а), расположенных в одинаковой последовательности. Более того, словесный элемент "ALMA" заявленного обозначения и обозначения (2), а также знака (6) способны восприниматься в одном и том же семантическом значении, приведенном выше по тексту заключения (как указывалось, слово "alma" переводится с итальянского на русский язык как "душа", с испанского на русский язык как "душа; дух; человек; живое существо; вдохновитель, движущая сила, двигатель, пружина, сердцевина, ядро, суть" с английского на русский язык как "альмэ" (египетская танцовщица), с азербайджанского и турецкого на русский язык как "яблоко"). Что касается словесного элемента "Алма" знака (4), то оно не имеет лексического значения, в связи с чем его нельзя сравнить с заявленным обозначением по семантическому критерию сходства. Наиболее вероятно, что словесный элемент "Альма" знака (3) будет воспринят в качестве фантазийного слова и, следовательно, его также нельзя сравнить по семантике с заявленным обозначением.
Следует согласиться с заявителем в том, что заявленное обозначение и обозначение (2) и знаки (3-4, 6) имеют графические отличия, заключающиеся в их различном композиционном решении, исполнении их словесных элементов буквами русского / латинского алфавитов, наличии дополнительных словесных и графических элементов в их составе и т.д. Вместе с тем, исполнение словесных элементов заявленного обозначения и обозначения (2) и знаков (6) буквами латинского алфавита сближает их визуально. Кроме того, по мнению коллегии, упомянутые выше визуальные отличия не снимают высокой степени фонетического сходства сравниваемых обозначений, которое определяет запоминание знаков потребителями.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия констатирует высокую степень сходства заявленного обозначения и противопоставленных ему обозначения (2) и знаков (3-4, 6), установленное на основе высокой степени фонетического сходства словесных элементов "ALMA" и "АЛЬМА", "АЛМА" и несмотря на их отдельные отличия.
Следует отметить, что для констатации сходства обозначений наличие сходства по всем критериям (визуальный, звуковой, смысловой) не обязательно, так как соответствующие признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункты 42 и 43 Правил).
Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров 03 класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вазелин косметический; вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода жавелевая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; воск для удаления волос; воск для усов; воск обувной; воск портновский; воски для кожи; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; глянец-крахмал для стирки; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; камни шлифовальные; карандаши для бровей; карандаши косметические; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; красители для бороды и усов; красители для воды в туалете; красители косметические; краски для тела косметические; крахмал для стирки; крем для обуви; кремы для кожи; кремы для полирования; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масла, используемые как очищающие средства; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла для оживления оттенков тканей; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; наждак; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты для ремней для заточки бритв; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для обесцвечивания;
препараты для осветления кожи; препараты для полирования; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; препараты для удаления макияжа; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты для чистки зубных протезов; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; продукты для наведения блеска [для полировки]; пудра для макияжа; пыль алмазная [абразив]; пятновыводители; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; растворы для очистки; ресницы искусственные; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; составы для предохранения кожи [полировальные]; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для придания блеска белью; средства для ресниц косметические; средства для стирки; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства отбеливающие для стирки; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; таблетки для очистки кофемашин; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; ткань наждачная; тоники для косметических целей; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; шкурка стеклянная; штампы косметические, заполненные; щелок содовый; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]", которые идентичны или обладают высокой степенью однородности по отношению к товарам 03 класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вазелин косметический; вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода жавелевая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; воск для удаления волос; воск для усов; воск обувной; воск портновский; воски для кожи; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; глянец-крахмал для стирки; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; камни шлифовальные; карандаши для бровей; карандаши косметические; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; красители для бороды и усов; красители для воды в туалете; красители косметические; краски для тела косметические; крахмал для стирки; крем для обуви; кремы для кожи; кремы для полирования; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масла, используемые как очищающие средства; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла для оживления оттенков тканей; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; наждак; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты для ремней для заточки бритв; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом;
помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для обесцвечивания; препараты для осветления кожи; препараты для полирования; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; препараты для удаления макияжа; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты для чистки зубных протезов; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; продукты для наведения блеска [для полировки]; пудра для макияжа; пыль алмазная [абразив]; пятновыводители; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; растворы для очистки; ресницы искусственные; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; составы для предохранения кожи [полировальные]; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для придания блеска белью; средства для ресниц косметические; средства для стирки; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства отбеливающие для стирки; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; таблетки для очистки кофемашин; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; ткань наждачная; тоники для косметических целей; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; шкурка стеклянная; штампы косметические, заполненные; щелок содовый; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]" обозначения (2), для которых ему предоставлена правовая охрана согласно решению Роспатента от 26.10.2023. Сравниваемые виды товаров объединены одними родовыми и родовыми группами (парфюмерно-косметическая продукция, средства для чистки, полировки и уборки, средства ухода за текстильными и кожаными изделиями, воск портновский, красители для воды в туалете, мел портновский), а также могут иметь совместное производство и реализацию.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "продажа заявленных товаров 03 класса МКТУ" однородны вышеупомянутым товарам 03 класса МКТУ обозначения (2). По мнению коллегии, услуги, направленные на реализацию конкретных товаров являются однородными этим товарам. Сравниваемые виды товаров и услуг могут исходить от одного лица и производиться / оказываться в отношении одной группы потребителей.
Кроме того, заявленные услуги 35 класса МКТУ "продажа заявленных товаров 03 класса МКТУ" являются однородными услугам 35 класса МКТУ "демонстрация товаров 31 класса; оптовая и розничная продажа товаров, в том числе через сеть Интернет товаров 31 класса; презентация товаров во всех медиа-средствах с целью розничной продажи 31 класса; продвижение продаж для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами] товаров 31 класса" знака (3), услугам 35 класса МКТУ "услуги по оптовой и розничной продаже товаров, а именно продуктов питания" знака (4). Так, данные виды услуг направлены на реализацию товаров, следовательно, имеют одно назначение, поскольку относятся к одной родовой группе (услуги по продаже товаров, которые предполагают взаимоотношения между покупателем и продавцом), имеют одинаковое назначение (сбыт товаров). Данные виды могут быть оказаны совместно одним лицом (например, крупным торговым центром), который предоставляет услуги по реализации многочисленных видов товаров, в том числе, продуктов питания, косметических товаров, средств для стирки, кормов для животных, широкому кругу потребителей (включая предпринимателей), следовательно, круг потребителей сравниваемых услуг также может совпадать. Разграничение направленности сравниваемых услуг не изменяет родовую их группу - торговля, более того, упомянутые виды товаров имеют совместную встречаемость в гражданском обороте, к чему привык российский потребитель. С учетом вышеизложенного, разная направленность сравниваемых услуг 35 класса МКТУ не приводит к выводу об отсутствии их однородности и не снимает вероятности смешения данных видов услуг в гражданском обороте.
Вместе с тем, у коллегии отсутствуют основания для признания однородными заявленных услуг 35 класса МКТУ "продажа заявленных товаров 03 класса МКТУ", а также услуг 35 класса МКТУ "advertising; business management; business administration; office functions" ("реклама; управление бизнесом; бизнес-администрирование; офисные функции") знака (6), поскольку услуги по реализации товаров не пересекаются в гражданском обороте с услугами рекламных агентств, бизнес услугами, а также офисными услугами. Сравниваемые виды услуг оказываются различными лицами в отношении разной адресной группы потребителей.
В отношении анализа однородности товаров и услуг, для которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и в отношении которых зарегистрированы противопоставленное обозначение и знаки (2, 3-4, 6), коллегия учитывала, что вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных обозначения и знаков (2, 3-4, 6) определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров и услуг. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства заявленного обозначения и обозначения и знаков (2, 3-4), а также высокая степень однородности товаров и услуг 03 и 35 классов МКТУ, что может привести к вероятности смешения данных товаров и услуг, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте. При этом, высокая степень сходства заявленного обозначения и знака (6) при отсутствии однородности услуг 35 класса МКТУ, не приведет к смешению данных услуг российским потребителем.
С учетом вышеизложенного, коллегия приходит к выводу о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в рамках его сходства до степени смешения с обозначением (2) и знаками (3-4).
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения Роспатента не имеется.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 31.12.2023, оставить в силе решение Роспатента от 04.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2024 г. по заявке N 2022755233/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru