Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2024 г. по заявке N 2022759555/33
Заявка: |
2022759555/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
31.01.2024 |
Дата коллегии: |
14.03.2024 |
Дата утверждения: |
27.04.2024 |
Заявитель: |
Акционерное общество "ГСЛ" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 31.01.2024 возражение, поданное Акционерным обществом "ГСЛ" (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022759555, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022759555 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 26.08.2022 на имя заявителя в отношении товаров и услуг 09, 16, 25, 28, 35, 38, 41, 42 классов Международной классификации товаров и услуг МКТУ (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
Роспатентом 10.10.2023 было принято решение о государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 16, 25, 28, 35, 38, 41, 42 классов МКТУ с указанием словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" в качестве неохраняемого со ссылкой на пункт 1 статьи 1483 Кодекса. В отношении зарегистрированного товарного знака было выдано свидетельство N 1001078.
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, сводятся к тому, что включенные в состав заявленного обозначения словесные элементы "ГЛАВНАЯ 1" (наиболее существенный и важный, основной), "ЛОТЕРЕЯ 2" (розыгрыш вещей или денежных сумм по билетам), "СТРАНЫ 3" (местность, область, территория), указывают на вид и назначение заявленных товаров и услуг, носят хвалебный характер, в связи с чем не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми элементами обозначения.
------------------------------
1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/779550.
2 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/852062.
3 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1044622.
------------------------------
В поступившем возражении и дополнении к нему, представленном на заседании коллегии, состоявшемся 14.03.2024, заявителем оспаривается исключение из охраны товарного знака словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ".
Заявитель обращает внимание на наличие у него исключительного права на товарный знак "" по свидетельству N 435725 с приоритетом от 20.11.2009, зарегистрированный для индивидуализации услуг 41 класса МКТУ "организация лотерей" без дискламации спорного словесного элемента. Указание словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" в качестве неохраняемого в составе товарного знака по рассматриваемой заявке N 2022759555 является нарушением принципа правовой определенности и принципа законных ожиданий заявителя в силу различного толкования административным органом одной и той же правовой ситуации при рассмотрении обозначения одного лица.
Кроме того, в составе заявленного обозначения по заявке N 2022759555 все словесные элементы связаны друг с другом по смыслу и грамматически, в силу чего его надлежит оценивать в целом. Существует ряд зарегистрированных товарных знаков с аналогичным построением словесных элементов, включающих спорные словесные элементы, при этом не исключенные из правовой охраны, а именно: "АГРОИНФО ГЛАВНЫЙ ПОРТАЛ ГЛАВНОЙ ОТРАСЛИ" в товарном знаке "" (1) по свидетельству N 545986 для услуг 35, 38, 41, 43 классов МКТУ;
"ГК ГЛАВНАЯ КУХНЯ" в товарном знаке "" (2) по свидетельству N 653114 для товаров и услуг 16, 29, 30, 35, 43 классов МКТУ; "ГЛАВНАЯ ЁЛКА СТРАНЫ" в товарном знаке "
" (3) по свидетельству N 682389 для товаров и услуг 16, 28, 30, 35, 41, 43 классов МКТУ; "ГЛАВНЫЙ НОВОГОДНИЙ КОНЦЕРТ" в товарном знаке "
" (4) по свидетельству N 714522 для услуг 41 класса МКТУ; "ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД РОССИИ" в товарном знаке "
" (5) по свидетельству N 751260 для товаров и услуг 01 - 45 классов МКТУ; "ГЛАВНАЯ ОКОННАЯ КОМПАНИЯ" в товарном знаке "
" (6) по свидетельству N 758145 для товаров и услуг 06, 19, 35, 37 классов МКТУ; "ГЛАВНЫЙ БАНЩИК" в товарном знаке "
" (7) по свидетельству N 796202 для товаров и услуг 09, 20, 21, 24, 25, 31, 35 классов МКТУ; "ГЛАВНАЯ БАБУШКА ЕКАТЕРИНБУРГА" в товарном знаке "
" (8) по свидетельству N 854156 для услуг 41 класса МКТУ; "ВЯЧЕСЛАВ - ГЛАВНЫЙ ШЕРИФ ГОРОДА!" в товарном знаке "
" (9) по свидетельству N 889717 для услуг 39 класса МКТУ; "ГЛАВНЫЙ ВОЛШЕБНИК СТРАНЫ ИЗ ВЕЛИКОГО УСТЮГА" в товарном знаке "
" (10) по свидетельству N 898538 для услуг 41 класса МКТУ; "ГЛАВНАЯ ДАЧА РОССИИ" в товарном знаке "
" (11) по свидетельству N 917611 для услуг 35, 38, 41 классов МКТУ.
Указанные примеры товарных знаков демонстрируют сложившиеся единообразные правовые подходы административного органа, которым противоречит оспариваемое решение по заявке N 2022759555.
Дополнительно заявитель отмечает, что слова "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" требуют дополнительных рассуждений и домысливания, поскольку для лотерей не существует признака "главный", который был бы прямо определен. Так, "главной" может быть старейшая в стране лотерея, может быть самая известная, может быть самая популярная, может быть с самым крупным призом, может быть с самыми частыми выигрышами и т.д. В этой связи спорный словесный элемент нельзя признать описательным.
В силу изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2022759555 в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг с указанием словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" в качестве охраняемого.
Следует указать, что на стадии экспертизы заявленного обозначения по заявке N 2022759555 в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 20.04.2023 поступало обращение от Общества с ограниченной ответственностью "Спортивные Лотереи", о котором заявитель был поставлен в известность. Общество с ограниченной ответственностью "Спортивные Лотереи" обращало внимание административного органа на недопустимость предоставления правовой охраны описательному элементу "ЛОТЕРЕЯ" для части заявленных товаров и услуг в силу его описательности, а также на необоснованность регистрации в качестве товарного знака обозначения, которое в силу своей семантики создает для Акционерного общества "ГСЛ" необоснованные конкурентные преимущества на рынке всероссийских государственных лотерей, создавая для потребителей не соответствующие действительности представления о товаре и его изготовителе, понижает значение иных производителей однородного продукта.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя, коллегия сочла приведенные в возражении доводы убедительными в части.
С учетом даты (26.08.2022) поступления заявки N 2022759555 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые: 1) приобрели различительную способность в результате их использования; 2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Обозначение "" по заявке N 2022759555 с приоритетом от 26.08.2022 является комбинированным, включает в свой состав изобразительный элемент в виде желтого прямоугольника, на котором расположены словесные элементы "РУССКОЕ ЛОТО", выполненные по дуге в две строки заглавными буквами русского алфавита оригинальным шрифтом. Буквы в слове "РУССКОЕ" - черного цвета, а в слове "ЛОТО" - красного цвета. Справа от изобразительного элемента расположен словесный элемент "главная лотерея страны!", выполненный строчными буквами русского алфавита стандартным шрифтом черного цвета на белом фоне.
Обозначение по заявке N 2022759555 подавалась на регистрацию в качестве товарного знака в отношении следующего перечня товаров и услуг 09, 16, 25, 28, 35, 38, 41, 42 классов МКТУ:
09 класс МКТУ - носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия; автоматы для продажи билетов; аппараты кассовые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; коврики для "мыши"; козырьки для шлемов; магниты декоративные; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; наушники; носители информации магнитные; носители информации оптические; обеспечение программное для компьютерных игр, записанное; обеспечение программное для компьютеров, записанное; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров, записанные; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы компьютерные, загружаемые; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; указатели; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; устройства, считывающие штриховые коды; файлы изображений загружаемые; флэш-накопители USB; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов;
16 класс МКТУ - авторучки; альбомы; атласы; афиши; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности]; билеты; бирки багажные из бумаги; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; брошюры; буклеты; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; бумага упаковочная; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; держатели для документов [канцелярские принадлежности]; держатели для карандашей; держатели удостоверений личности [офисные принадлежности]; диаграммы; журналы [издания периодические]; зажимы для денег; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; зажимы для каталожных карточек; зажимы для ручек; закладки для книг; издания периодические; издания печатные; изображения графические; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; книги для раскрашивания; книжки квитанционные [канцелярские товары]; книжки-комиксы; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; коробки с красками [школьные принадлежности]; купоны печатные; листовки; листы бумажные или пластиковые абсорбирующие для упаковки пищевых продуктов; листы вискозные для упаковки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для лепки; материалы для обучения [за исключением приборов]; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наборы типографские портативные [офисные принадлежности]; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; несессеры для письменных принадлежностей [канцелярские товары]; обложки [канцелярские товары]; обложки для паспортов; обложки защитные для книг; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; плакаты; подложки-коврики рабочего стола; подставки для книг; подставки для пивных кружек; подставки для ручек и карандашей; подставки для фотографий; приборы письменные; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; ручки-держатели для перьев; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; скоросшиватели [канцелярские принадлежности]; скрепки канцелярские; таблицы вычислительные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; товары писчебумажные; точилки для карандашей электрические или неэлектрические; увлажнители [офисные принадлежности]; упаковки для бутылок бумажные или картонные; учебники [пособия]; флаги бумажные; флаеры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги или картона;
25 класс МКТУ - одежда; обувь; головные уборы;
28 класс МКТУ - автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; контроллеры для игровых консолей; кости игральные; мобайлы [игрушки]; приставки игровые; приставки игровые портативные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны] для игр; билеты лотерейные;
35 класс МКТУ - аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; экспертиза деловая; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины;
38 класс МКТУ - услуги телекоммуникационные; вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; передача видео по запросу; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; предоставление онлайн форумов; прокат времени доступа к Интернету; радиовещание; рассылка электронных писем; телеконференции; услуги голосовой почты; услуги информационных агентств; услуги по передаче потока данных;
41 класс МКТУ - бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация досуга; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечения; редактирование текстов; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы;
42 класс МКТУ - услуги по промышленному дизайну; услуги контроля качества и аутентификации; разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения; восстановление компьютерных данных; дизайн графический рекламных материалов; дизайн промышленный; дизайн художественный; инсталляция программного обеспечения; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; консультации по вопросам интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; контроль качества; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; написание компьютерных кодов; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; оформление декораций для шоу; оформление интерьера; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; платформа как услуга [PaaS]; предоставление виртуальных компьютерных систем через "облачные" вычисления; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление поисковых средств для Интернета; проектирование компьютерных систем; разработка видео- и компьютерных игр; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; создание компьютерной графики для видеопроекций; составление программ для компьютеров; тиражирование компьютерных программ; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги компьютерного программирования для обработки данных; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; услуги по созданию дизайна логотипа; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги программной инженерии для обработки данных; услуги шифрования цифровых данных; хранение данных в электронном виде.
Заявленное обозначение включает в свой состав спорный словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ", который был отнесен административным органом к неохраняемым элементам, исходя из оспариваемого решения Роспатента. При этом во внимание необходимо принять тот факт, что заявленное обозначение по заявке N 2022759555 уже зарегистрировано в качестве товарного знака по свидетельству N 1001078 в отношении всех заявленных товаров и услуг. Наличие у заявителя исключительного права на товарный знак позволяет в рамках настоящего возражения провести анализ спорного словесного элемента заявленного обозначения только на предмет его соответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Так, согласно общедоступным словарно-справочным данным, приведенным в оспариваемом решении административного органа, все слова, входящие в состав словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" являются значимыми лексическими единицами русского языка, где слово "ГЛАВНАЯ" означает "наиболее существенная, важная, основная", слово "ЛОТЕРЕЯ" представляет собой наименование розыгрыша вещей или денежных сумм по билетам, а под словом "СТРАНА" понимается "местность, область, территория".
Все словесные элементы в составе словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" связаны друг с другом лексически и грамматически, что позволяет говорить о том, что спорный элемент в целом представляет собой словосочетание, смысл которого определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
Одной стороны, названное словосочетание указывает на определенный вид деятельности - лотерею 4, т.е. игру, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.
------------------------------
4Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О лотереях".
------------------------------
С другой стороны, за счет наличия словесного элемента "главная" создается впечатление о том, что данная деятельность, связанная с лотереей, имеет превосходство над аналогичной деятельной деятельностью в области лотерей.
При этом помимо заявителя, на рынке оператором лотерей в Российской Федерации осуществляют деятельности и иные компании, в частности, Общество с ограниченной ответственностью "Спортивные Лотереи", возражавшее против регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в своем обращении в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на стадии экспертизы.
В этой связи можно констатировать, что словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" указывает на определенную область деятельности, которая осуществляется оператором лотерей, а также на вид товаров, созданных в результате организации и проведения этой деятельности. При этом, обозначение носит хвалебный характер, поскольку слово "главная" вызывает представление о том, что данная лотерея имеет более значимый характер по отношению к иным лотереям безотносительно каких-либо конкретных свойств и условий проведения лотереи. Использование эпитета "главный" в составе средства индивидуализации наделяет товар или услугу, для сопровождения которой оно предназначено, некими превосходными свойствами. Сам заявитель предлагает различные варианты присущих лотереям свойств - "старейшая в стране лотерея", "самая известная лотерея", "самая популярная лотерея", "лотерея с самым крупным призом", "лотерея с самыми частыми выигрышами", которые являются весьма правдоподобными при восприятии спорного обозначения, однако никак не обосновывает, за счет чего его лотерея выделяется на рынке и может считаться важнее и значимее лотерей иных операторов.
Необходимо отметить, что при анализе того или иного обозначения на предмет его охраноспособности, исходя из сложившихся правовых подходов, сформулированных в Информационной справке 5 Суда по интеллектуальным правам, учитывается специфика товаров (услуг), в отношении которых заявлено на регистрацию спорное обозначение.
------------------------------
5 Информационная справка, подготовленная по результатам анализа и обобщения судебной практики Суда по интеллектуальным правам в качестве Суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим при применении положений пунктов 1 и 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, Утверждена постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2017 N СП-23/10 по результатам обсуждения с участием членов Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам.
------------------------------
Следует отметить, что само по себе наличие в составе заявленного обозначения слова "ЛОТЕРЕЯ" характеризует игровые (лотерейные) товары и услуги. Данный словесный элемент признается описательным и указывается в качестве неохраняемого в товарных знаках, предназначенных для индивидуализации деятельности, связанной с лотереями. Например, признаны неохраняемыми словесные элементы "ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛОТЕРЕЯ" в товарном знаке " " по свидетельству N 462025 для услуг 41 класса МКТУ "организация лотерей"; "ЛОТЕРЕЯ" в товарном знаке "
" по свидетельству N 576255 для услуг 41 класса МКТУ "организация лотерей"; "ВСЕ СЛОВЕСНЫЕ И БУКВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ" в товарном знаке "
" по свидетельству N 530039 для товаров и услуг 16, 28, 35, 41 классов МКТУ; "ЛОТЕРЕЯ" в товарном знаке "
" по свидетельству N 342107 для товаров и услуг 28, 35 классов МКТУ.
В данном случае регистрация товарного знака со словесным элементом "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" по заявке N 2022759555 испрашивается для индивидуализации широкого перечня товаров и услуг 09, 16, 25, 28, 35, 38, 41, 42 классов МКТУ, для части которых этот словесный элемент носит нейтральный, фантазийный характер, а для иной части заявленных товаров (услуг) может восприниматься в качестве описательного за счет указания на конкретный вид товара и сферу деятельности, а именно лотереи.
Указанные в 09 классе МКТУ заявленные товары относятся к категории продукции, связанной с электроникой, компьютерами и программным обеспечением. При этом необходимо указать, что в сфере лотерей используется различное оборудование 6, в частности, лотерейные терминалы, программное обеспечение.
------------------------------
6Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О лотереях".
------------------------------
Так, лотерейный терминал - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для передачи данных о выбранной участником лотереи лотерейной ставке (лотерейных ставках) в центр обработки лотерейной информации, выдачи лотерейных квитанций и используемый при проведении тиражных лотерей.
Лотерейная программа - программа для электронных вычислительных машин, разработанная и используемая для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.
Центр обработки лотерейной информации - комплекс программно-аппаратных средств, подключенный к сети "Интернет" и иным сетям связи для получения и передачи информации от лотерейных терминалов (к лотерейным терминалам) и позволяющий регистрировать лотерейные ставки, электронные лотерейные билеты, а также сохранять и обрабатывать информацию о них.
В этой связи для всех заявленные товары 09 класса МКТУ, представляющих собой программное обеспечение или устройства, представляющие собой компьютеризированный программно-аппаратный комплекс - "носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия; обеспечение программное для компьютерных игр, записанное; обеспечение программное для компьютеров, записанное; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров, записанные; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы компьютерные, загружаемые; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]", спорный словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" является описательным.
Приведенные в 16 классе МКТУ товары относятся к изделиям из бумаги, канцелярским и художественным принадлежностям, а также печатной продукции.
Среди заявленного перечня товаров 16 классов МКТУ присутствует продукция, которая напрямую связана с такой областью деятельности в области лотерей. Так, Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О лотереях" включает такие понятия как "лотерейный билет" и "лотерейная квитанция". Под "лотерейным билетом" понимается документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, а "лотерейная квитанция" - документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи.
В отношении заявленных товаров 16 классов МКТУ, представляющих собой печатный документа, удостоверяющий наличие права у предъявителя этого документа, а также печатную продукцию информационного характера, содержащую анонс предстоящего события или мероприятия, спорный словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" вызывает прямые и правдоподобные ассоциации с определенным видом продукции и сферой деятельности, воспринимается в качестве описательного обозначения. К такой печатной продукции относятся товары 16 класса МКТУ "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; книжки квитанционные [канцелярские товары]; купоны печатные; листовки; материалы графические печатные; плакаты; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры".
Приведенные в перечне 28 класса МКТУ заявленные товары 28 класса МКТУ представляют собой игровую продукцию, в отношении которой словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" является описательным.
Услуги 35 класса МКТУ заявленного обозначения относятся к сфере продвижения товаров, а также конторская деятельность.
Под продвижением товаров следует понимать совокупность мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличение их сбыта, расширения рыночного поля товаров. К вышеуказанному роду услуг можно отнести также информационные услуги в сфере бизнеса, приведенные в перечне 35 класса МКТУ, поскольку деловая информация - это сведения о финансовой стороне деятельности предприятия, планы деятельности и развития предприятия, то есть широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса, в частности, представляемой производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств, а, следовательно, продвижение товаров и создание их широкой известности являются назначением услуг, связанных с предоставлением деловой информации. Размещение информации о товарах также имеет своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования и может рассматриваться как реклама этого товара.
Маркетинговые исследования, услуги по изучению рынка и т.п. услуги представляют собой анализ данных, позволяющих получить информацию, необходимую для успешной разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, предоставляющих для него ценность. Целью маркетинговых исследований является помощь предприятию по определению возможности массового производства товаров или услуг, по установлению иерархии характеристик товаров или услуг, способных обеспечить успех на рынке, по проведению анализа типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры, по определению цены и оптимальных условий продажи товаров и услуг.
Тем самым, при сопровождении услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины" в области продвижения товара спорный словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" воспринимается в качестве описательного.
Услуги 41 класса МКТУ заявленного обозначения представляют собой деятельность развлекательного и информационного характера, к которым относится и организация лотерей. Тем самым, словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" при оказании заявленных услуг 41 класса МКТУ способен вызывать правдоподобные представления об определенной деятельности, что способствует выводу о его описательности.
Услуги 42 класса МКТУ заявленного обозначения связаны с деятельностью в области программного обеспечения и компьютерных технологий, а также в области дизайна и промышленной эстетики.
Как отмечалось выше, при проведении деятельности в области лотерей используются программные продукты, в свете чего можно говорить, что в отношении услуг 42 класса МКТУ "разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения; восстановление компьютерных данных; инсталляция программного обеспечения; консультации по вопросам интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; написание компьютерных кодов; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; платформа как услуга [PaaS]; предоставление виртуальных компьютерных систем через "облачные" вычисления; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление поисковых средств для Интернета; проектирование компьютерных систем; разработка видео- и компьютерных игр; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; составление программ для компьютеров; тиражирование компьютерных программ; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги компьютерного программирования для обработки данных; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; услуги программной инженерии для обработки данных; услуги шифрования цифровых данных; хранение данных в электронном виде", соотносящимся с деятельностью в сфере создания программного продукта и компьютерных технологий, словесный элемент "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" носит описательный характер.
В силу изложенного можно говорить о неохраноспособности словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" согласно требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса для вышеупомянутой части товаров и услуг 09, 16, 35, 41, 42 классов МКТУ, а также всех товаров 28 класса МКТУ.
Каких-либо сведений о приобретении заявленным обозначением различительной способности, предусмотренных пунктом 35 Правил, в упомянутой части товаров и услуг заявителем не представлялось.
Что касается иной части заявленных товаров и услуг 09 класса МКТУ "механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, автоматы для продажи билетов; аппараты кассовые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; коврики для "мыши"; козырьки для шлемов; магниты декоративные; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; наушники; носители информации магнитные; носители информации оптические; указатели; устройства, считывающие штриховые коды; файлы изображений загружаемые; флэш-накопители USB; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов", 16 класса МКТУ "авторучки; альбомы; атласы; бейджи именные [офисные принадлежности]; бирки багажные из бумаги; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; бумага упаковочная; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; держатели для документов [канцелярские принадлежности]; держатели для карандашей; держатели удостоверений личности [офисные принадлежности]; диаграммы; зажимы для денег; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; зажимы для каталожных карточек; зажимы для ручек; закладки для книг; изображения графические; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; книги для раскрашивания; книжки-комиксы; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; коробки с красками [школьные принадлежности]; листы бумажные или пластиковые абсорбирующие для упаковки пищевых продуктов; листы вискозные для упаковки; лотки для корреспонденции; материалы для лепки; материалы для обучения [за исключением приборов]; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наборы типографские портативные [офисные принадлежности]; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; несессеры для письменных принадлежностей [канцелярские товары]; обложки [канцелярские товары]; обложки для паспортов; обложки защитные для книг; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; подложки-коврики рабочего стола; подставки для книг; подставки для пивных кружек; подставки для ручек и карандашей; подставки для фотографий; приборы письменные; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; ручки-держатели для перьев; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; скоросшиватели [канцелярские принадлежности]; скрепки канцелярские; таблицы вычислительные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; товары писчебумажные; точилки для карандашей электрические или неэлектрические; увлажнители [офисные принадлежности]; упаковки для бутылок бумажные или картонные; учебники [пособия]; флаги бумажные; флаеры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги или картона", 35 класса МКТУ "запись сообщений [канцелярия]; обработка текста; экспертиза деловая", 42 класса МКТУ "контроля качества и аутентификации; дизайн графический рекламных материалов; дизайн промышленный; дизайн художественный; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; контроль качества; оформление декораций для шоу; оформление интерьера; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги по созданию дизайна логотипа; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]", а также всех товаров 25 класса МКТУ, представляющих различные предметы одежды, и всех услуг 38 класса МКТУ в области телекоммуникаций, то в отношении них заявленное обозначение со спорным словесным элементом "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" не вызывает каких-либо представлений о товарах и услугах, а, значит, носит фантазийный характер. В отношении этой части заявленного перечня имеются основания для изменения оспариваемого решения административного органа и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в части заявленного перечня товаров и услуг без дискламации словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ".
Что касается ссылки заявителя на принадлежащий ему товарный знак "" по свидетельству N 435725, зарегистрированный для индивидуализации услуг 41 класса МКТУ "организация лотерей", то он не может явиться причиной для вывода об охраноспособности спорного словесного элемента "ГЛАВНАЯ ЛОТЕРЕЯ СТРАНЫ" в составе заявленного обозначения "
" по заявке N 2022759555. В этой связи следует отметить, что решение о регистрации указанного товарного знака принималось с учетом представленных заявителем дополнительных документов. В настоящем споре каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что спорный элемент приобрел различительную способность в качестве средства индивидуализации заявителя и ассоциируется исключительно с его деятельностью применительно к такой лотерее как "РУССКОЕ ЛОТО", в возражении не представлено.
Относительно иных товарных знаков (1) - (11), упомянутых в возражении, следует указать, что большая часть из них включает словесные обозначения, которые не являются прямой характеристикой товаров и услуг, в отношении которых средствам индивидуализации предоставлена правовая охрана. Более того, вопреки доводам возражения, следует констатировать, что в товарном знаке "" (6) по свидетельству N 758145, предназначенном для маркировки оконной продукции, словесный элемент "ГЛАВНАЯ ОКОННАЯ КОМПАНИЯ", дискламирован.
Тем самым, несмотря на мнение заявителя, нарушения единообразия правовых подходов административного органа при рассмотрении настоящего дела по заявке N 2022759555 не усматривается.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 31.01.2024, изменить решение Роспатента от 10.10.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022759555.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2024 г. по заявке N 2022759555/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru