Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 мая 2024 г. по заявке N 2021772963
Заявка: |
2021772963 |
Название: |
HIRMAN ШИРМАН |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
09.06.2023 |
Дата коллегии: |
14.03.2024 |
Дата утверждения: |
14.05.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Ширман Андрей Леонидович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 09.06.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Ширманом Андреем Леонидовичем, город Пермь (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 08.11.2021 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021772963 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2021772963, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 08.11.2021, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 09, 16, 25, 29, 30, 32, 33, 35, 38, 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 13.02.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных товаров и услуг 09, 16, 25, 29, 30, 32, 33, 35, 38, 41, 43 классов МКТУ (далее - решение Роспатента), основанное на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается тем, заявленное обозначение "SHIRMAN ШИРМАН" представляет собой фамилию и согласно информации, полученной из сети Интернет (Яndex, Google), данная фамилия является достаточно распространенной на территории России, вследствие чего заявленное обозначение квалифицировано экспертизой как не обладающее различительной способностью на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не способно выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализировать товары и услуги одного изготовителя от однородных товаров и услуг другого.
Кроме того, представленных заявителем документов, доказывающих, по его мнению, различительную способность заявленного обозначения, недостаточно для подтверждения того, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в отношении заявителя на территории Российской Федерации, поскольку документы содержат либо имя с фамилией, либо имя с фамилией и отчеством заявителя, либо его творческий (сценический) псевдоним, либо в различных сочетаниях - Андрей Ширман (DJ Smash), DJ Smash (Андрей Ширман), Андрей Ширман, Андрей Леонидович Ширман, DJ Smash (настоящее имя Андрей Леонидович Ширман), DJ Smash, в то время как заявленное обозначение является иным - "SHIRMAH ШИРМАН" и именно оно не содержится ни в одном из представленных документов.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента и приводит следующие доводы.
Заявитель ссылается на доводы, а также документы, представленные ранее на стадии экспертизы, доказывающие, по мнению заявителя, интенсивное использование знака до даты подачи заявки.
Обозначение является фамилией заявителя на английском и русском языках. Заявитель является одним из известных рестораторов Российской Федерации. Так, заявитель является одним из совладельцев ресторанного альянса White Rabbit Family (далее - WRF), владеет своими собственными ресторанами, например - BOOM BOOM ROOM, Гурман Шаурман, также является одним из совладельцев Черемушкинского рынка (https://www.cheremushki-rynok.ru/), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Упоминания о заявителе как о рестораторе, в том числе, доступны по следующим ссылкам: https://www.rbc.ru/interview/business/02/06/2015/556dbe909a79471bf84cb4c!2; https://wvvw.kommersant.ru/doc/4208222; https:/^vwA'edoiitosti.ru/business/news/2015/08/12/604478-v-zai-yade-u-kremlya-otkroyutlyuksovii-restoran-vmesto-bvudzhetnogo-kafe; https://zakulisi.ru/biografii/muzykanty/andrej-shinTian-dj-smash-biografi ya-lichnava-zhtzntvorchestvo/; https://ura.news/news/1052398268; https://retailer.ru/nas-zametili/; https://ru.wikipedia.org/wiki/PJSmash; https://ww\v.psiac.ru/struct/grad/6259 и т.д. (Приложение 5).
Заявитель полагает, что обозначение по заявке N 2021772963 получило различительную способность в отношении товаров и услуг 29, 30, 32, 33, 43 классов МКТУ.
Заявитель также является известным артистом, исполнителем и музыкальным продюсером (в том числе, звукорежиссером), а также блогером и владельцем новостного портала (имеет лицензию СМИ). Поисковые системы при запросе "Андрей Ширман" выдают множество информации о заявителе как артисте-исполнителе и его творческой деятельности, включая продюсерскую: https://vvww.google.com/search?q=%D0%B0%D0%BD%D0%B4%Dl%80%D0%B5%D0%B9+%Ш%181Ш0%В8%Р1%80%Р0%ВС%Р0%В0%Р0%ВР&од=%Р0%В0%Р0%ВР%Р0%В4%Р1%80&aqs=chrome.0.35i39i46i67i69i57j35i39i0i67i69i610.1004i0i7&souroeid=chrome&ie=UTF-8; https://luxuryinru.ssia.com/shirman; https://www.business-class.su/person/shinnan-andrei; https://vvww.psiac.ru/struet/grad/6259; https://m.vk.com/wall-6804719546819; https://vk.com/wall-S801378139; https://rifey.ru/news/list/id_98092?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D; https://ru.wikipedia.org/wiki/DJSmash; https://24snii.org/celebrity/3959-dj-smash.html; https://rusradio.i'u/arlists/smash и т.д. (Приложение 5).
Заявитель активно ведет свои блоги, присутствуя во всех наиболее популярных социальных сетях, так, например, в социальной сети Инстаграм, также заявитель имеет свой развлекательный канал (СМИ)' People Talk https://peopleta1k.ru/, см. https://w\v\v.kommersanl.ru/doc/4208222, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (Приложение 5).
Заявитель полагает, что заявленное обозначение получило различительную способность в отношении 09, 16, 35, 38, 41 классов МКТУ.
Поисковые системы при запросе "Ширман" выдают информацию только лишь о четырех однофамильцах заявителя, никак не связанных с ресторанным бизнесом и/или музыкальным шоу-бизнесом и/или издательской деятельностью. Так, поисковые системы упоминают о Романе Ширмане, актере, сценаристе и режиссере, Алане Ширмане, актере, место жительства - США, Елене Ширман (годы жизни 1908-1942), советской поэтессе, Якове Ширмане (годы жизни 1919-2010), заслуженном деятеле науки и техники Украины (Приложение 5), что не может служить препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по всем классам МКТУ, указанным в заявке N 2021772963.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены копии следующих материалов:
1) Решение (копия),
2) Заявка (копия),
3) Выписка в отношении товарных знаков N 857869, N 819624, N 368291, N 168426, N 863327, N 414555,
4) Предварительный отказ по заявке (копия),
5) Возражение заявителя на предварительный отказ по заявке, включая дополнительные материалы (копия),
6) Выписка из ЕГРИП в отношении заявителя (копия);
7) Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ответчика (копия),
8) Определение об отказе в принятии заявления Дело N СИП-448/2023.
В дополнение к поданному возражению 14.09.2023 заявителем были представлены дополнительные пояснения, суть которых сводится к следующему:
- в настоящий момент нет ни одного сопоставимо известного однофамильца заявителя, тем более известного в отношении товаров и услуг по вышеуказанным приоритетным классам МКТУ, как минимум 90% результатов выдачи посвящено именно заявителю.
- достаточно указать только фамилию заявителя, то есть спорное обозначение по заявке N 2021772963, в отношении приоритетного класса МКТУ, чтобы поисковая система связала спорное обозначение именно с заявителем (в подавляющем большинстве случаев);
- если и встречаются упоминания об однофамильцах заявителя, то они являются единичными, разрозненными и исключительно в отношении деятельности, которой заявитель не занимается (например, психология, медицина и т.д.), либо являются потребительскими отзывами от лица однофамильцев заявителя;
- заявитель осуществил пилотаж социологического опроса, которым подтверждается наличие у потребителей стойкой ассоциативной связи спорного обозначения именно с заявителем (и на дату приоритета, и на дату проведения исследования).
На основании изложенного, заявитель просит удовлетворить возражение и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021772963 в отношении заявленных товаров и услуг 09, 16, 25, 29, 30, 32, 33, 35, 38, 41, 43 классов МКТУ.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены копии следующих материалов:
9) Поисковая выдача по тегу "ширман музыка" (скриншоты),
10) Поисковая выдача по тегу "ширман еда" (скриншоты),
11) Поисковая выдача по тегу "ширман рынок" (скриншоты),
12) Поисковая выдача по тегу "ширман рестораны" (скриншоты),
13) Отчет N 150-И от "31" августа 2023 г. о проведении пилотажа социологического исследования,
14) Справка-инструкция для всех заинтересованных лиц о подписании отчета N 150-И от 31.08.2023 электронно-цифровой подписью,
15) Отчет N 150-И от "31" августа 2023 г. о проведении пилотажа социологического исследования, заверенный электронно-цифровой подписью представителя заявителя.
На заседании, состоявшемся 18.12.2023, руководствуясь пунктом 45 Правил ППС, коллегией были выдвинуты новые основания для отказа в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации заявленному обозначению, а именно: заявленное обозначение не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, так как регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя противоречит общественным интересам.
Материалы коллегии были приобщены к протоколу заседания и представлены для ознакомления заявителю [1].
В корреспонденции от 30.01.2024 заявителем были представлены дополнительные пояснения, суть которых сводится к следующему:
- заявитель не сможет запретить третьим лицам, имеющим фамилию Ширман, под своим именем вести предпринимательскую и/или творческую деятельность, в том числе по заявленным классам МКТУ,
- согласно приложенным скриншотам в социальной сети "ВКонтакте" поисковая выдача по фамилии Ширман выдает 793 человека, а в социальной сети "Одноклассники" - 58 515 человек, с учетом того, что численность населения Российской Федерации на 01 января 2024 года составляет 146 203 600 человек, фамилия Ширман не является распространенной на территории Российской Федерации (Приложение 16),
- распространенные на территории Российской Федерации фамилии исчисляются в миллионах и сотнях тысяч, в социальной сети "ВКонтакте" пользователей с фамилией Иванов зарегистрировано 3 706 427 человек, а в сети "Одноклассники" - 59 700 000 человек, пользователей с фамилией Смирнов в социальной сети "ВКонтакте" зарегистрировано - 894 393 человека, а в сети "Одноклассники" - 7 600 000 миллионов человек (Приложение 16),
- если в социальной сети "Одноклассники" сузить поиск по территории "Россия", то пользователей социальной сети "Одноклассники" с фамилией Ширман, которые проживали бы на территории Российской Федерации, нет (Приложение 17),
- согласно отчету N 150-И от 31 августа 2023 г. о проведении пилотажа социологического исследования большинство потребителей (72%) воспринимают спорное обозначение именно как товарный знак, а не как распространенную фамилию,
- заявитель является одним из самых известных и успешных рестораторов России, продукты питания и напитки, производимые заявителем, обладают высоким качеством, выход на рынок иных производителей с продуктами питания и напитками под брендом Ширман/Shirman может ввести потребителей в заблуждение относительно товара (его качества), его изготовителя и места производства,
- согласно отчету N 150-И от 31 августа 2023 г. о проведении пилотажа социологического исследования более половины (54-55%) опрошенных соотносят спорное обозначение с заявителем.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены следующие материалы:
16) Скриншоты результатов выдачи социальных сетей "Одноклассники" и "ВКонтакте" по распространенным в Российской Федерации фамилиям,
17) Скриншот результатов выдачи социальной сети "Одноклассники" с сужением поиска по территории Российской Федерации.
Изучив материалы дела, и заслушав присутствующих, коллегия установила следующее.
С учетом даты (08.11.2021) поступления заявки N 2021772963 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с пунктом 1 1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Как следует из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушают правила орфографии.
Перечень обозначений, приведенный в пункте 37 Правил, не является исчерпывающим.
Заявленное обозначение "" является словесным, выполнено стандартным шрифтом буквами латинского и кириллического алфавита. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров и услуг 09, 16, 25, 29, 30, 32, 33, 35, 38, 41, 43 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Словесный элемент "SHIRMAN ШИРМАН" заявленного обозначения, где "SHIRMAN" транслитерация слова "ШИРМАН" буквами латинского алфавита, является немецкой и еврейской фамилией (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/434593).
Общедоступные источники сети Интернет, в частности https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/434593) [2], дают отсылку к следующим лицам с фамилией Ширман, включая, в том числе, и самого заявителя: Ширман, Андрей Леонидович (род. 1982) - настоящее имя - российского диджея известного как DJ Smash, Ширман, Гарри Аронович (род. 1919) - молдавский джазовый музыкант-мультиинструменталист (тенор-саксофонист, кларнетист и скрипач), эстрадный композитор и дирижёр, Ширман, Григорий Яковлевич (1898-1956) - русский поэт, Ширман, Елена Михайловна (1908-1942) - советская поэтесса, Ширман, Симон Гарриевич (род. 1948) - молдавско-российский джазовый музыкант (саксофонист, скрипач), композитор, бэндлидер, сын Гарри Ширмана, Ширман Фёдор Карлович (1780-1853) - генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн и подавления Польского восстания 1830-1831 годов.
Кроме того, из доступных источников сети Интернет, в частности, социальных сетей "Вконтакте", "Одноклассники" [1], сведения из которых были дополнены коллегией в материалы дела на заседании от 18.12.2023, было установлено, что по запросу "Ширман" в сети "Вконтакте" найдено 793 человека с указанной фамилией, в сети "Одноклассники" также присутствуют зарегистрированные пользователи с данной фамилией с определяемым местом положения Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Томск и т.д., а также пользователи, не указывающие свое местоположение, ввиду чего точное количество людей с данной фамилией не представляется возможным определить.
Как отмечает заявитель, фамилия Ширман не относится к широко распространенным в Российской Федерации фамилиям, таким как, например, Иванов, Смирнов и т.п. (Приложение 16).
Вместе с тем, представленная информация в данных социальных сетях, наиболее быстро отражающих ситуацию с использованием данной фамилии, принадлежащих тем или иных лицам, в текущий момент времени, по мнению коллегии, не может свидетельствовать об исключительной редкости данной фамилии.
Поскольку сведения о данной фамилии содержатся в словаре, а при обращении к сети Интернет поисковые запросы содержат ссылки на разных лиц с фамилией "Ширман" [1, 2], как живущих ранее, так и ныне живущих, то можно прийти к выводу о том, что фамилия "Ширман" является достаточно распространённой на территории Российской Федерации.
Следует отметить, если из источников информации следует, что заявленное обозначение является только фамилией и не имеет иного значения, раскрытого в словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д., то может быть сделан вывод о том, что фамилия не обладает различительной способностью.
В данном случае, заявленное обозначение не имеет иного значения, раскрытого в словарях и иных источниках информации, кроме как фамилия.
Следовательно, заявленное обозначение, воспроизводящее данную фамилию, не обладает различительной способностью, то есть является неохраноспособным, поскольку оно не способно самостоятельно индивидуализировать товары и услуги только лишь одного (единственного) того или иного конкретного лица среди многочисленных равноправных носителей этой фамилии, в том числе, являющихся также хозяйствующими субъектами, производящими товары/лицами, оказывающими услуги.
Коллегия отмечает, что на практике обозначениям-фамилиям предоставляется правовая охрана, если представленные заявителем материалы подтверждают то, что заявленная фамилия воспринималась потребителем как обозначение товаров производителя, а не как фамилия до даты подачи заявки.
Коллегия проанализировала представленные материалы, ознакомилась с порядком использования заявителем заявленного обозначения и установила следующее.
Изучив представленные заявителем дополнительные материалы, а именно скриншоты из сети Интернет (Приложение N 5), коллегия отмечает, что данные сведения носят информационно-новостной характер в оценке известности заявленного обозначения.
Кроме того, представленные заявителем документы из сети Интернет, содержат либо имя с фамилией, либо имя с фамилией и отчеством заявителя, либо его творческий (сценический) псевдоним, либо в различных сочетаниях - Андрей Ширман (DJ Smash), DJ Smash (Андрей Ширман), Андрей Ширман, Андрей Леонидович Ширман, DJ Smash, в то время как заявленное обозначение является иным - "SHIRMAH ШИРМАН" и именно оно не содержится ни в одном из представленных документов.
Представленные стриншоты из сети Интернет (Приложение 9-12) по тегам "ширман музыка", "ширман еда", "ширман рынок", "ширман рестораны" демонстрируют поисковую выдачу с фамилией Ширман в связке с заявителем, а именно: с именем заявителя Андрей Ширман, Андрей Леонидович Ширман или его сценическим псевдонимом DJ Smash. Вместе с тем, данные сведения не могут служить убедительным доводом в оценке признания приобретения заявленным обозначением различительной способности.
Заявитель особо подчеркивает, что занимается ресторанным бизнесом.
Действительно, при поиске в сети Интернет информации о слове Ширман, например, в сочетании со словом "ресторан" можно найти информацию о том, что "Андрей Ширман открыл ресторан...", однако эта информация сопровождается также уточнениями о том, что Андрей Ширман более известен как DJ Smash. Кроме того, ни один из ресторанов, которые, как упоминается в СМИ, открыты с участием Андрея Ширмана, не носят название "SHIRMAN"/"ШИРМАН", что также отметила коллегия и в отношении иных товаров/услуг, указанных в перечне заявки.
В отношении представленного заявителем отчета о проведении пилотажа социологического исследования от 31.08.2023 г. (Приложение 13-15) коллегия отмечает следующее.
Согласно представленному отчету о результатах пилотажного исследования следует, что пилотажное исследование проведено с 25.08.2023 по 30.08.2023 с опросом 100 (ста) потребителей товаров и услуг 16, 25, 35, 41, 43 классов МКТУ.
Результаты пилотажного исследования свидетельствуют, что по вопросам наличия приобретенной различительной способности обозначения по заявке на регистрацию товарного знака N 2021772963 "" можно ожидать 65% и более благоприятных ответов как в настоящее время, так и на дату приоритета. Кроме того, согласно представленному отчету большинство потребителей (72%) воспринимают спорное обозначение именно как товарный знак, а не как распространенную фамилию. Более того, большинство респондентов 55% верно определяют правообладателя, которому принадлежат права на тестируемое обозначение, указывая в качестве такового ИП Ширман Андрей Леонидович. Между обозначением "
" и Андреем Ширманом сформировались устойчивые ассоциации у целевой группы. Данные ассоциации являются следствием широкой известности Андрея Ширмана как диджея DJ Smash.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что результаты пилотажного исследования, как отмечено в самом исследовании на странице 10, носят предварительную оценку и являются лишь вероятностным прогнозом значений, которые могут быть получены в полноценной выборке.
Таким образом, представленное пилотажное исследование не является полномасштабным опросом, ввиду чего выводы, сформированные в представленном отчете, не могут служить убедительным доказательством в оценке приобретения заявленным обозначением различительной способности.
Таким образом, коллегия не может оценить представленные документы как достаточные для вывода о широкой известности заявленного обозначения среди потребителей и приобретенной различительной способности заявленного обозначения на территории Российской Федерации.
Примеры регистраций товарных знаков, приведенные заявителем в возражении, касаются иных дел и не могут выступать в качестве убедительного аргумента в защиту регистрации заявленного обозначения.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Коллегия отмечает, в последние годы в Российской Федерации создаются более благоприятные условия для плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в том числе расширен круг лиц, которые могут быть правообладателями товарных знаков.
В таких условиях более остро встает проблема регистрации в качестве товарных знаков фамилий. Только в социальной сети "ВКонтакте" выявлено 793 пользователя, указавших "Ширман" в качестве своей фамилии. Вероятно, таких лиц всего в России несколько больше. Каждый из обладателей фамилии потенциально может заниматься производством товаров или оказанием услуг и использовать при их маркировке свою фамилию.
По мнению коллегии, регистрация фамилии "Ширман" в связке с любым из множества имен способно индивидуализировать тот или иной товарный знак от всех иных предпринимателей с фамилией "Ширман". В этой связи коллегия отмечает наличие правовой охраны товарного знака с фамилией "Ширман", которая стала возможной в сочетании с именем "Андрей", а именно: товарный знак "" по свидетельству N 989132 на имя заявителя ИП Ширмана Андрея Леонидовича.
Предоставление же одному лицу исключительного права на фамилию "Ширман" путем регистрации товарного знака в отношении широкого перечня товаров и услуг, включающих в том числе одежду и обувь, любые продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, услуги общественного питания и т.п., может ущемить права других лиц, участников предпринимательской деятельности - носителей фамилии "Ширман" с любым иным именем или именем/отчеством, желающих получить правовую охрану в аналогичных классах МКТУ.
Таким образом, коллегия делает вывод, что заявленное обозначение не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, так как регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя противоречит общественным интересам.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 09.06.2023, изменить решение Роспатента от 13.02.2023 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021772963 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 мая 2024 г. по заявке N 2021772963
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru