Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2024 г. по заявке N 2020751424
Заявка: |
2020751424 |
Название: |
АЛТАЙСКАЯ ВЕРШИНА БЕРЕСТЯНАЯ МАСТЕР КУПАЖА МЯГКИЙ ВКУС ПРЕМИУМ КЛАССА ИЗГОТОВЛЕНА ВРУЧНУЮ В МЕДНОМ ПЕРЕГОННОМ КУБЕ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
21.07.2023 |
Дата коллегии: |
08.04.2024 |
Дата утверждения: |
31.05.2024 |
Заявитель: |
Акционерное общество "Архангельский ликеро-водочный завод" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 21.07.2023, поданное АО "Архангельский ликеро-водочный завод", Архангельская обл., г. Архангельск (далее - лицо, подавшее возражение, АЛВИЗ), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823973, при этом установлено следующее.
Регистрация комбинированного товарного знака "" по свидетельству N 823973 с приоритетом от 18.09.2020 была произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 11.08.2021 по заявке N 2020751424 на имя ООО "АЛТАЙСКАЯ ВЕРШИНА", Алтайский край, г. Барнаул (далее - правообладатель) в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 21.07.2023 поступило возражение, в котором изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 823973 предоставлена в нарушение требований, установленных пунктами 6 и 3 статьи 1483 Кодекса.
В доводах возражения и дополнениях к нему указывалось следующее:
- лицо, подавшее возражение, является известным российским предприятием "Синергия" (нынешнее наименование - группа компаний "BELUGA GROUP"), по производству ликеро-водочной продукции, входит в состав группы компаний одного из крупнейших холдингов на российском алкогольном рынке;
- лицо, подавшее возражение, производит широкую линейку алкогольной продукции, которая удостоена многочисленными медалями, дипломами, наградами;
- с 2001 года в ассортимент продукции лица, подавшего возражение, входит линейка крепких алкогольных напитков под брендом "Архангельская", по состоянию на 2019 год бренд "Архангельская Северная выдержка" являлся самым быстрорастущим брендом водки на российском рынке, а также признан брендом водки N 1 в России в сегменте Sub Premium, в 2021 году бренд "Архангельская" вошел в список 30-ти самых популярных мировых водочных брендов;
- на имя АЛВИЗ произведена государственная регистрация серии товарных знаков, которые представляют собой бутылки с этикетками и этикетки различных видов водки "Архангельская";
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 809176 в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ;
- сравниваемые товарные знаки включают в своем составе этикетки, выполненные в единой цветовой гамме и характеризующиеся близким сочетанием цветов и тонов, содержащие единое композиционное решением, которое обусловлено похожим пространственным расположением словесных и изобразительных элементов, имеющих сходное графическое оформление;
- сопоставляемые обозначения способны вызывать в сознании потребителей похожие смысловые ассоциации, что обусловлено сходным значением входящих в их состав словесных и изобразительных элементов;
- подобие заложенных в сравниваемые товарные знаки понятий и идей еще больше усиливает вероятность смешения этих товарных знаков в глазах потребителей;
- фактором, усиливающим сходство сравниваемых товарных знаков, является звуковое сходство словесных элементов "Алтайская" и "Архангельская";
- вывод о сходстве сравниваемых товарных знаков может быть дополнительно проиллюстрирован примерами из практики Роспатента;
- спорный товарный знак зарегистрирован в отношении товаров, идентичных товарам, для которых зарегистрированы товарные знаки "Архангельская";
- степень сходства сопоставляемых товарных знаков в настоящем случае не имеет определяющего значения для вывода о наличии вероятности их смешения, в то же время, идентичность товаров, для которых зарегистрированы сравниваемые обозначения, подчеркивает наличие опасности их смешения в гражданском обороте;
- угроза смешения потребителями спорного товарного знака и товарных знаков "Архангельская" подтверждается результатами социологического исследования, а также отзывами и комментариями потребителей в сети Интернет;
- представленное к возражению Заключение Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН N 63-2023 от 12.05.2023, подготовленное по результатам социологического опроса показывает наличие признаков сходства до степени смешения между спорным товарным знаком и товарными знаками "Архангельская" как на дату проведения опроса, так и на дату приоритета спорного товарного знака;
- рецензия Фонда "ВЦИОМ" дополнительно подтверждает достоверность результатов социологического исследования, отраженных в Заключении N 63-2023;
- сходство спорного товарного знака и товарных знаков "Архангельская" до степени смешения подтверждается вступившим в законную силу решением Суда по интеллектуальным правам по делу N СИП-2/2022;
- кроме того, результаты вышеуказанного социологического опроса, отзывы и комментарии потребителей в сети Интернет показывают, что продукция, маркированная спорным товарным знаком, ассоциировалась у потребителей с продукцией, производимой АЛВИЗ;
- с учетом изложенного, спорный товарный знак может восприниматься потребителями как обозначение, используемое АЛВИЗ для индивидуализации производимой им продукции, следовательно, спорный товарный знак способен вводить потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара;
- согласно сложившейся судебной практике наличие у подавшего возражение лица исключительного права на товарный знак, сходный до степени смешения с оспариваемым товарным знаком, само по себе является достаточным основанием для установления заинтересованности, в этой связи АЛВИЗ является лицом, заинтересованным в подаче настоящего возражения;
- доводы правообладателя товарного знака, приведенные в отзыве, не опровергают результаты социологического исследования и не позволяют сделать вывод об отсутствии опасности смешения сравниваемых товарных знаков;
- отдельные отличия между спорным товарным знаком и товарными знаками "Архангельская" не опровергают вывод об их сходстве до степени смешения;
- довод правообладателя товарного знака о том, что элемент "Алтайская вершина" должен рассматриваться как словосочетание, является несостоятельным, так как сравнению по смысловому критерию подлежат слова "Архангельская" и "Алтайская", которые очевидно имеют определенное семантическое сходство за счет того, что отсылают к географическим объектам;
- утверждение правообладателя товарного знака о малом значении фактов смешения продукции под сравниваемыми товарными знаками опровергается доказательствами, представленными лицом, подавшим возражение, и не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- выводы Суда по интеллектуальным правам в решении по делу N СИП-2/2022 сделаны в отношении этикеток, не имеющих существенных отличий от сравниваемых товарных знаков;
- правообладателем товарного знака не представлено убедительных доводов, опровергающих позицию лица, подавшего возражение, о том, что спорный товарный знак способен вводить потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара;
- доказательствами известности товарных знаков "Архангельская" служат представленные сведения об объемах производства товаров, маркированных данными товарными знаками, расходах на рекламу и продвижение.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823973 недействительным полностью.
К возражению были приложены следующие материалы:
1. Распечатка из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ в отношении спорного товарного знака.
2. Распечатка информации о деятельности BELUGA GROUP.
3. Документы, подтверждающие наличие наград у АЛВИЗ и производимой им продукции.
4. Презентация о водке "Архангельская".
5. Отчеты компании Nielsen, с переводом на русский язык.
6. Документы, подтверждающие наличие наград у водки "Архангельская".
7. Распечатки из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ в отношении товарных знаков "Архангельская".
8. Распечатки из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ в отношении товарных знаков "Алтайская вершина".
9. Заключение Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН N 63-2023 от 12.05.2023, с приложениями.
10. Распечатки отзывов и комментариев потребителей, размещенных в сети Интернет.
11. Решение Суда по интеллектуальным правам от 06.06.2022 по делу N СИП-2/2022.
12. Решение ФАС России от 26.11.2021 по делу N 08/01/14.6-46/2021.
13. Распечатки сведений из Федерального реестра алкогольной продукции.
14. Распечатки отзывов потребителей в сети Интернет.
15. Аудиозапись судебного заседания по делу N СИП-2/2022 от 30.05.2022.
16. Заключение Фонда "ВЦИОМ".
17. Справки об объемах произведенной продукции.
18. Документы, подтверждающие расходы на рекламу и продвижение с 2015 по 2020 гг.
19. Справка о юридических лицах, аффилированных АО "АЛВИЗ".
20. Таблица с информацией о расходах на рекламу и продвижение продукции, маркированной товарными знаками "Архангельская".
21. Договор N 7472-15 от 09.10.2015 между ООО "Синергия Маркет Регион" и ЗАО "Торговый дом "Арома".
22. Договор N 541-М от 01.04.2014 между ООО "Торговый дом "Синергия Маркет" и ООО "Инвестпроект".
23. Договор N 8650-16 от 11.01.2016 между ООО "Синергия Маркет Регион" и ООО "Норман-Нева".
24. Договор N 3705-13/044/14 от 01.12.2013 между ООО "Торговый дом "Синергия Маркет" и ООО "СПАР Тула".
25. Договор N 9982-16 от 12.07.2016 между ООО "Синергия Маркет Регион" и ООО "Шарурский".
26. Договор N У 4735 от 01.07.2010 между ООО "Торговый дом "Синергия Маркет" и ООО "Ашан", ООО "Атак".
27. Справка об объемах производства водки "Архангельская Северная выдержка" за период с 2015 по 2020 гг., водки особой "Архангельская Хлебная" за период с 2015 по 2021 гг..
28. Справка об объемах поставок в федеральные торговые сети водки "Архангельская Северная выдержка" за период с 2015 по 2020 гг., водки особой "Архангельская Хлебная" за период с 2015 по 2021 гг.
29. Письма от торговых предприятий;
30. Скриншоты веб-страниц с примерами предложений продукции к продаже.
31. Скриншоты результатов поиска в системе "Google".
32. Справка X5Group о поставках в торговую сеть "Перекресток X5" водки "Архангельская Северная выдержка" и "Архангельская Хлебная".
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, представил отзыв по мотивам возражения, доводы которого сводятся к следующему:
- спорный товарный знак и товарный знак N 809176 производят совершенно различное впечатление, имеют различную цветовую гамму, композиционные решения анализируемых товарных знаков, являются различными, поскольку состоят из общепринятых подходов формирования внешнего вида этикеток;
- изображение технологического оборудования на этикетках не является уникальностью для продукции лица, подавшего возражение, поскольку огромное количество производителей используют подобные изображения на своей продукции;
- из охраноспособных элементов товарного знака лица, подавшего возражение, является только буквенное обозначение "АЛВИЗ", таким образом, дизайн этикеток, состоит из неохраняемых элементов;
- доминирующее положение в сравниваемых объектах занимают словесные элементы "Архангельская" и "Алтайская вершина", которые имеют совершенно различные семантические значения;
- обозначение "Алтайская вершина" воспринимается как фантазийное и относит потребителя к некой мнимой снежной вершине Алтайских гор, которые располагаются как на территории Российской Федерации, так и на территории Китая, Казахстана и Монголии, семантика обозначения "Архангельская" указывает на город Архангельск, то есть на фактическое место производства товара;
- обозначения существенно различаются по фонетическому (звуковому) критерию сходства;
- ударение в словах падает на второй слог, вместе с тем это не говорит ни о каком звуковом сходстве, а наоборот, ввиду того, что данные слоги являются различными, акцентирует внимание на отсутствии фонетического сходства между сравниваемыми обозначениями;
- в сравниваемых обозначениях сходно только 2 последних слога [-ская], при чем данные слоги образованы исключительно из образования имен прилагательных, например "Алтай" - "Алтайская", "Архангельск" - "Архангельская", "Москва" - "Московская", "Сентябрь" - "Сентябрьская" и т.д.;
- учитывая изложенное, можно с уверенностью говорить об отсутствии сходства до степени смешения между сравниваемыми обозначениями;
- относительно ссылки на решение Суда по интеллектуальным правам, то следует обратить внимание, что суд сравнивал продукцию в общем и не затрагивал вопрос сравнения товарных знаков;
- таким образом, позиционировать решение Суда по интеллектуальным правам в рамках вышеуказанного дела нельзя, поскольку как таковые объекты исследования (этикетки) не рассматривались вовсе;
- помимо этого, зарегистрированные товарные знаки и этикетки, используемые на бутылках с готовой продукцией - это совершенно различные объекты исследования;
- никаких материалов, подтверждающих то, что оспариваемый товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров не приводится;
- в представленном социологическом опросе не устанавливался факт известности потребителям на дату приоритета спорного товарного знака, обозначения, принадлежащего АО "АЛВИЗ";
- что касается отзывов и комментариев в сети Интернет, то достоверность данных материалов невозможно проверить, в возражении приведены какие-то единичные данные, они относятся к периоду после даты приоритета спорного товарного знака;
- большинство представленных материалов являются лишними и не относящимися к сути спора, поскольку в них фигурирует только словесная часть наименования продукции АО "АЛВИЗ", а именно "Архангельская";
- согласно данным Федерального реестра алкогольной продукции (ФРАП), по состоянию на 20.09.2013 продукция под наименованием "Архангельская" выпускалась в ином виде и ничего общего с нынешним дизайном не имеет;
- утверждение лица, подавшего возражение, о том, что продукция "Архангельская" начала производиться с 2001 года, неубедительно, поскольку нынешний дизайн был введен в оборот не ранее 2015 года, таким образом, ни о каком 2001 годе использования данного дизайна не может быть и речи;
- представленные документы не доказывают известность этикеток водки "Архангельская" и как следствие не доказывают известность противопоставленных знаков;
- данные за периоды с 2022 по 2023 гг. не должны рассматриваться и учитываться, поскольку они не относятся к исследуемому периоду до даты приоритета оспариваемого товарного знака, данные за 2021 год могут учитывать частично, только за первые два месяца;
- представленные к возражению документы не могут свидетельствовать о значительных объемах производства и реализации водки под маркой "Архангельская Северная выдержка" по состоянию на февраль 2021 года;
- документы не содержат сведений о том, какой внешний вид имела произведенная водка и содержала ли ее этикетка противопоставленные товарные знаки;
- из представленных данных и материалов невозможно сделать однозначный и обоснованный вывод о широкой известности среди потребителей противопоставленного знака N 809176, а также о том, что оспариваемый товарный знак на дату его приоритета мог вызывать у адресной группы потребителей стойкие ассоциации с АО "Архангельский ликеро-водочный завод", в том числе по причине отсутствия сходства до степени смешения между сопоставляемыми товарными знаками.
Таким образом, правообладателем изложена просьба отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 823973.
К материалам дела приложены следующие материалы:
33. Данные с сайта Росалкагольрегулирования (ФРАП) относительно продукции "Архангельская" дата уведомления 20.09.2013.
34. Сведения о товарных знаках из государственного реестра.
35. Сведения о значении слов "снежная", "северная" и "выдержка".
36. Статистические данные Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками за 2014-2021 года.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (18.09.2020) оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1-5, 8 и 9 статьи 1483 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Исходя из положений пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Из имеющихся в деле материалов следует, что оспариваемый товарный знак ассоциируется с обозначениями, которые в течение длительного времени до даты приоритета оспариваемого товарного знака, использовались лицом, подавшим возражение, в гражданском обороте для индивидуализации алкогольной продукции. Кроме того, в возражении приводятся сведения относительно того, что лицом, подавшим возражение, деятельность по производству и продаже алкогольной продукции, сопровождаемая товарными знаками "Архангельская", сходными до степени смешения с оспариваемым обозначением, создает принципиальную возможность ввести потребителей в заблуждение относительно производителя товаров.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии заинтересованности АО "Архангельский ликеро-водочный завод" в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823973.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 823973 представляет собой комбинированное обозначение "" в виде этикетки прямоугольной формы. В левой и правой частях обозначения располагаются по одному вертикально ориентированному прямоугольнику, внутри которых располагается орнаментальная виньетка и надписи "купажа N", "партии N", "дата". В верхней части этикетки располагаются словесные элементы "Алтайская вершина", выполненные одно под другим заглавными буквами русского алфавита. Слева от словесных элементов располагаются слова "премиум класса" и "мягкий вкус". В нижней правой части этикетки расположен словесный элемент "БЕРЕСТЯНАЯ" и изобразительные элементы выполнены в виде стилизованного изображения глубокой чаши с травами и технологического оборудования. Чуть ниже содержится словосочетание "Изготовлена вручную в медном перегонном кубе". Все слова, кроме "Алтайская вершина", "БЕРЕСТЯНАЯ", символы "N" являются неохраняемыми элементами обозначения. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 809176 является объемным "", представляющим собой трехмерное изображение бутылки стандартной формы, предназначенной для алкогольных напитков. На бутылке наклеена этикетка, имитирующая лист старой бумаги с вензелями, содержащая комбинацию в виде изобразительных и словесных элементов. В верхней части этикетки содержится стилизованное изображение буквы А с крылом, а также словесные элементы "Архангельский ликероводочный завод "АЛВИЗ" со стилизованным изображением здания. В центральной части этикетки расположены словосочетания на русском языке "Водка особая Архангельская Хлебная", "дополнительно выдерживается в столетних доводных чанах", "произведена классическим методом на одном из старейших водочных заводов России". В нижней части этикетки расположено стилизованное изображение двух бутылей. По бокам вертикально расположены надписи информационного характера о выпускаемой продукции. Форма бутылки, все слова, буквы, цифры, кроме "АЛВИЗ" являются неохраняемыми элементами обозначения. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в черном, бежевом, сером, золотистом, светло-желтом цветовых сочетаниях. Товарные знаки зарегистрированы в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Следует указать, что анализу на сходство и тождество оспариваемого товарного знака с противопоставленным объемным товарным знаком по свидетельству N 809176 подвергались включенные в их состав этикетки.
В силу указанного, сопоставительный анализ сравниваемых этикеток, входящих в состав сопоставляемых обозначений, показал, что словосочетание "Алтайская вершина" спорного товарного знака и словесный неохраняемый элемент "Архангельская" противопоставленного товарного знака, не являются сходными между собой ни по фонетическому, ни по семантическому критериям сходства знаков, что является очевидным.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что оспариваемый товарный знак "" является сходным до степени смешения по общему зрительному впечатлению с противопоставленным товарным знаком "
", содержащим в своем составе этикетку, поскольку сравниваемые обозначения обладают сходным композиционным решением и расположением визуально сходных и совпадающих элементов (вверху расположены словесные элементы "Алтайская вершина" и "Архангельская"/"Архангельская", которые начинаются с одной и той же заглавной буквы "А" и оканчиваются буквами ["-ская"], внизу расположены стилизованные изображения оборудования, используемого при производстве водки (аламбиков и доводных чанов), а также одинаково расположенных рядом с ними словесных элементов), сходное графическое оформление словесных элементов, почти идентичной цветовой гаммой.
В соответствии с изложенным, коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения производят сходное общее зрительное впечатление и ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Сравнительный анализ однородности оспариваемых товаров 33 класса МКТУ и товаров 33 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак по свидетельству N 809176 показал, что они являются однородными, поскольку соотносятся друг с другом как род-вид, объединены родовыми понятиями "алкогольные напитки и ингредиенты для их приготовления", имеют одинаковый круг потребителей и условия реализации.
В отношении анализа однородности товаров, для которых предоставлена правовая охрана оспариваемому товарному знаку и в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки, коллегия учитывала, что вероятность смешения сопоставляемых обозначений определяется исходя из степени их сходства и степени однородности этих товаров. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства сравниваемых обозначений в виду их общего зрительного впечатления, а также высокая степень однородности сравниваемых товаров, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте.
На основании вышеизложенного, коллегия пришла к выводу о сходстве до степени смешения сравниваемых товарных знаков в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ.
Таким образом, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 823973 был произведен с нарушением положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Вывод о сходстве сопоставляемых товарных знаков подтверждается также представленным с возражением Заключением Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН N 63-2023 от 12.05.2023, подготовленным по результатам социологического опроса, проведенного с 18.04.2023 по 12.05.2023 среди совершеннолетних жителей Российской Федерации - потребителей алкогольных напитков.
В частности, в указанном социологическом опросе подтверждается, что значительная часть респондентов могут перепутать товары под спорным товарным знаком и товарным знаком "Архангельская" по свидетельству N 809176 (40% в настоящее время и 42% - на дату приоритета спорного товарного знака). При этом значительная доля потребителей считает, что спорный товарный знак и товарный знак "Архангельская" в общем производят схожее впечатление (48% в настоящее время и 51% - на 18.09.2020) и ассоциируются между собой (45% в настоящее время и 49% - на 18.09.2020). Большинство из них указали на наличие сходства между этими товарными знаками по таким критериям, как внешний вид (54% в настоящее время и 58% - на 18.09.2020), шрифт написания словесного элемента (53% в настоящее время и 55% - на 18.09.2020), набор и сочетание цветов (59% в настоящее время и 63% - на 18.09.2020), общая композиция (51% в настоящее время и 53% - на 18.09.2020) и стилистика оформления (56% в настоящее время и 58% - на 18.09.2020).
Респонденты также полагают, что товары под спорным товарным знаком и товарным знаком "Архангельская" производятся одной или разными, но связанными между собой компаниями (46% в настоящее время и 47% - на 18.09.2020).
Помимо этого, коллегией учтена представленная лицом, подавшим возражение, рецензия, из которой следует, что при проведении исследования, результаты которого отражены в Заключении N 63-2023, соблюдены нормы и правила, принятые профессиональным сообществом в части формирования выборки исследования и определения целевой аудитории, вопросы анкеты являются корректными и способны решить поставленную перед исследователями задачу, а использованная методика исследования в целом не содержит существенных недостатков. Выводы в Заключении N 63-2023 представляются обоснованными и подкрепленными исследовательскими данными.
Таким образом, довод правообладателя товарного знака о нерелевантности результатов социологического опроса опровергаются выводами, изложенными как в рецензии, так и в самом социологическом опросе.
Коллегией принято во внимание, что при оценке результатов социологического исследования необходимо учитывать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.07.2006 N 3691/06 наличие у 20% и более процентов респондентов мнения о существовании сходства до степени смешения между товарными знаками подтверждает вероятность их смешения потребителями. В данном случае количество потребителей, которые указали на наличие сходства между спорным товарным знаком и товарными знаками, лица, подавшего возражение, значительно превышает от спорного товарного знака и 20%. Данное обстоятельство однозначно свидетельствует о высокой угрозе смешения сравниваемых товарных знаков.
Смешение товаров 33 класса МКТУ, маркированных спорным товарным знаком и товарным знаком "Архангельская", принадлежащим лицу, подавшему возражение, подтверждается представленными к возражению отзывами и комментариями потребителей, размещенных в сети Интернет, а также вступившим в законную силу решением Суда по интеллектуальным правам по делу N СИП2/2022. Так, в решении указанного суда проводилось сравнение внешнего вида упаковок водки "Архангельская Северная выдержка", "Алтайская вершина Снежная", "Архангельская Хлебная" и "Алтайская вершина Берестяная". При этом судом было установлено сходство до степени смешения сравниваемых упаковок алкогольной продукции и высокая их вероятность смешения. Данные этикетки практически не имеют отличий от спорного товарного знака и противопоставленного товарного знака "Архангельская", в силу чего данные выводы суда могут быть применены в отношении сравниваемых в возражении товарных знаков.
С учетом изложенного, довод возражения о несоответствии оспариваемой регистрации требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса является обоснованным.
Относительно доводов возражения о противоречии оспариваемого товарного знака положениям, предусмотренным пунктом 3 статьи 1483 Кодекса, коллегия указывает следующее.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 823973 сам по себе не может вводить потребителя в заблуждение ни относительно товаров, ни относительно места производства товаров.
Вместе с тем, способность введения потребителей в заблуждение, как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и его изготовителе. Такая способность может возникнуть в результате ассоциаций с иным производителем или свойством товара, основанных на предшествующем опыте.
Анализ представленных материалов показал следующее.
АО "Архангельский ликеро-водочный завод" является известным российским предприятием по производству ликеро-водочной продукции. История АЛВИЗ берет свое начало в 1899 году, когда на берегу Северной Двины в г. Архангельске был заложен Архангельский казенный винный склад, а в 1901 году было запущено производство алкогольной продукции. До 2002 года АЛВИЗ был единственным производителем алкогольной продукции в Архангельской области.
С конца 2004 года АЛВИЗ входит в состав группы компаний "Синергия" (нынешнее наименование - группа компаний "BELUGA GROUP"), одного из крупнейших холдингов на российском алкогольном рынке. АЛВИЗ производит такие известные во всей России продукты, как водки "Русский лед", "Государев заказ", "Мягков", "Беленькая", "Белая сова" и другие.
Продукция АЛВИЗ удостоена 17 золотых, 27 серебряных и 14 бронзовых медалей на российских и международных выставках, отмечена пятнадцатью почетными дипломами и дипломами I степени. В 2004 году АЛВИЗ включен в реестр 500 лучших предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России, награжден Национальной премией за качество алкогольной продукции "Национальной алкогольной ассоциации".
С 2001 года в ассортимент продукции АЛВИЗ входит линейка крепких алкогольных напитков под брендом "Архангельская", в которую входят водки ("Архангельская Северная выдержка", "Архангельская Хлебная", "Архангельская Можжевеловая ягода", "Архангельская солодовая", "Архангельская Северные травы") и настойки ("Архангельская Брусника ручного сбора", "Архангельская Вишня ручного сбора", "Архангельская Дубовая выдержка", "Архангельская Облепиха ручного сбора", "Архангельская на кедровых орешках", "Архангельская Перцовая с северным медом").
По состоянию на 2019 год бренд "Архангельская Северная выдержка" являлся самым быстрорастущим брендом водки на российском рынке, а также признан брендом водки N 1 в России в сегменте Sub Premium. В 2020 году водка "Архангельская Северная выдержка" награждена дипломом и золотой медалью престижного международного конкурса "Лучшая водка года". В 2021 году бренд "Архангельская" вошел в список 30-ти самых популярных мировых водочных брендов.
На имя АЛВИЗ произведена государственная регистрация следующей серии товарных знаков, которые представляют собой бутылки с этикетками и этикетки различных видов водки "Архангельская", например, товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", по свидетельствам NN 562681, 562682, 809175, 809176, 809177, 820267, 821595.
К материалам возражения были представлены договоры об оказании информационных и рекламных услуг, договоры на продвижение товаров, договоры на оказание услуг, направленных на увеличение объемов продаж продукции и содействию реализации продукции.
В частности, из представленных к материалам возражения документов следует, что за период с 2014 г. по 2023 г. было произведено 296 984 663 бутылки (14 507 417,8 дал) водки "Архангельская Северная выдержка" и "Архангельская Хлебная". Объем производства водки "Архангельская Северная выдержка", маркированной товарными знаками "Архангельская", в период с 2014 по 2020 г. составил 84 528 467 бутылок (4 078 173,1 дал). Объем поставок водки "Архангельская Северная выдержка" в федеральные торговые сети в период с 2015 по 2020 гг. составил 2 659 409 дал.
Расходы на рекламу и продвижение водки "Архангельская" в 2015-2020 гг. составили более 100 000 000 (ста миллионов) рублей. Данные расходы были понесены непосредственно лицом, подавшим возражение, а также ООО "Белуга Маркет", ООО "Белуга Маркет Запад" и др., которые входят в одну группу лиц с АЛВИЗ.
Из представленных документов следует, что реализация продукции "Архангельская Северная выдержка" осуществлялась в значительных объемах в различных регионах России, в том числе через федеральные торговые сети: "Азбука Вкуса", "Ароматный мир", "Ашан", "Бристоль", "Верный", "Виктория", "Гиперглобус", "Дикси", "Красное и белое", "Лента", "Магнит", "Метро", "О'кей", "Х5" ("Перекресток", "Пятерочка", "Чижик"). Указанная продукция была широко представлена и в региональных торговых сетях, например: "Командор" (Красноярский край), "Быстроном" (Новосибирская обл.), "Караван" (Пензенская обл.), "Пеликан", "Миндаль" (Самарская обл.), "Совин" (Оренбургская обл.), "Удача" (Иркутская обл.), "Перспектива", "Глобал Маркет", "Инвест Ресторация", "Спар-Томск" (Томская обл.), "Арис Маркет" (Смоленская обл.), "ТС 24 часа" (Магаданская обл.), "Бриз", "Золотая речка", "Родник" (Чукотский автономный округ), "Наш", "Грог" (Нижегородская обл.), "Винно-Водочный Стандарт" (Калужская обл.), "Ориент Экспресс" (Камчатский край), "Алконавт" (Краснодарский край), "Ангор" (Пермский край). Данные сведения подтверждаются письмами от торговых сетей, скриншотами веб-страниц с предложениями о продаже продукции, полученными с помощью сервиса "Web Archive".
Таким образом, совокупность представляемых с возражением документов свидетельствует о том, что продукция лица, подавшего возражение, с этикетками, включающими товарные знаки "Архангельская", введенная в гражданский оборот задолго до даты приоритета оспариваемого товарного знака, реализовывалась в больших объемах, активно продавалась и рекламировалась по всей России, в виду чего, указанная продукция приобрела известность у российского потребителя, что может являться причиной введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров 33 класса МКТУ, относящихся к алкогольной продукции.
Указанное подтверждается также вышеприведенными результатами социологического исследования, согласно которому большинство российских потребителей путают сопоставляемые обозначения. При этом следует отметить, что от правообладателя товарного знака не было представлено каких-либо документальных доказательств, опровергающих данный вывод.
На основании изложенного, коллегия пришла к следующему выводу, что поскольку спорный товарный знак является сходным до степени смешения с товарными знаками "Архангельская", которые длительное время используются для индивидуализации продукции лица, подавшего возражение, уже на дату подачи заявки на спорный товарный знак он был способен создавать у потребителей представление о том, что маркированная им продукция произведена АЛВИЗ, что не соответствует действительности.
Резюмируя изложенное, с учетом длительности осуществления лицом, подавшим возражение, хозяйственной деятельности по производству алкогольной продукции в качестве индивидуализации товара этикеток, в состав которых входит словесный элемент "Архангельская", коллегия усматривает, что данные этикетки приобрели узнаваемость и репутацию у российских потребителей, в связи с чем, оспариваемая регистрация способна ввести потребителя в заблуждение в отношении производителя товаров 33 класса МКТУ на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 21.07.2023 и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 823973 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2024 г. по заявке N 2020751424
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru