Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июня 2024 г. по заявке N 2022743819/33
Заявка: |
2022743819/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.03.2024 |
Дата коллегии: |
13.05.2024 |
Дата утверждения: |
24.06.2024 |
Заявитель: |
ООО "ГК Бринэкс" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 29.03.2024 возражение, поданное ООО "ГК Бринэкс", г. Набережные Челны (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022743819, при этом установила следующее.
Заявка N 2022743819 на регистрацию товарного знака "" была подана на имя заявителя 01.07.2022 в отношении товаров и услуг 07, 08, 09, 12, 35, 36, 38, 39, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом было принято решение от 01.06.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022743819 в отношении всех заявленных товаров и услуг 07, 08, 09, 12, 35, 36, 38, 39, 42 классов МКТУ (далее - решение Роспатента). Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку сходно до степени смешения с серией товарных знаков и заявленных обозначений (номер заявки N 2020744070 (1) с датой приоритета 15.08.2020; номер заявки N 2020742927 (2) с датой приоритета 11.08.2020; номер заявки N 2022721459 (3) с датой приоритета 26.11.2020; номер заявки N 2022741889 (4) с датой приоритета от 24.06.2022; номер заявки N 2021774269 (5) с датой приоритета 12.11.2021; номер заявки N 2021726926 (6) с датой приоритета 30.04.2021; номер заявки N 2020744071 (7) с датой приоритета 15.08.2020; номер заявки N 2021761597 (8) с датой приоритета 24.09.2021; номер заявки N 2022722366 (9) с датой приоритета от 08.04.2022; номер заявки N 2022722370 (10) с датой приоритета от 08.04.2022; номер заявки N 2022722352 (11) с датой приоритета от 08.04.2022; номер заявки N 2022733204 (12) с датой приоритета от 24.05.2022; номер заявки N 2020742936 (13) с датой приоритета 11.08.2020; номер регистрации N 864289 (14) с датой приоритета 16.02.2021; номер регистрации N 862480 (15) с датой приоритета 16.11.2020; номер регистрации N 879859 (16) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 856380 (17) с датой приоритета 25.01.2021; номер регистрации N 857179 (18) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 855131 (19) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 848974 (20) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 866094 (21) с датой приоритета 16.11.2020; номер регистрации N 868264 (22) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 843191 (23) с датой приоритета 16.02.2021; номер регистрации N 851206 (24) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 850285 (25) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 848544 (26) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 844984 (27) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 842031 (28) с датой приоритета 18.01.2021; номер регистрации N 890200 (29) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 878892 (30) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 831252 (31) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 749224 (32) с датой приоритета 27.05.2019; номер регистрации N 762980 (33) с датой приоритета 27.05.2019; номер регистрации N 816794 (34) с датой приоритета 17.11.2020; номер регистрации N 814221 (35) с датой приоритета 13.10.2020; номер регистрации N 811783 (36) с датой приоритета 17.11.2020; номер регистрации N 802203 (37) с датой приоритета 11.08.2020; номер регистрации N 801106 (38) с датой приоритета 17.11.2020; номер регистрации N 800913 (39) с датой приоритета от 17.11.2020; номер регистрации N 793642 (40) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 749015 (41) с датой приоритета 27.05.2019; номер регистрации N 873237 (42) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 862476 (43) с датой приоритета 18.09.2020; номер регистрации N 863865 (44) с датой приоритета 16.11.2020; номер регистрации N 860725 (45) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 874988 (46) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 866095 (47) с датой приоритета 23.12.2020; номер регистрации N 878160 (48) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 870648 (49) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 874991 (50) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 809086 (51) с датой приоритета 05.10.2020; номер регистрации N 796314 (52) с датой приоритета 13.10.2020; номер регистрации N 862479 (53) с датой приоритета 30.10.2020; номер регистрации N 879866 (54) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 804526 (55) с датой приоритета 17.11.2020; номер регистрации N 882364 (56) с датой приоритета 15.08.2020; номер регистрации N 891189 (57) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 864020 (58) с датой приоритета 09.02.2021; номер регистрации N 894349 (59) с датой приоритета 15.01.21; номер регистрации N 796315 (60) с датой приоритета 13.10.20; номер регистрации N 820924 (61) с датой приоритета 17.11.2020; номер регистрации N 787069 (62) с датой приоритета 15.08.20; номер регистрации N 883060 (63) с датой приоритета 14.04.21; номер регистрации N 898361 (64) с датой приоритета 19.05.21; номер регистрации N 873237 (65) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 822323 (66) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 881640 (67) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 905986 (68) с датой приоритета 22.07.21; номер регистрации N 807954 (69) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 814236 (70) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 891202 (71) с датой приоритета 25.06.2021; номер регистрации N 891203 (72) с датой приоритета 25.06.2021; номер регистрации N 811849 (73) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 811850 (74) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 874911 (75) с датой приоритета 02.09.2021; номер регистрации N 862474 (76) с датой приоритета 11.08.2020; номер регистрации N 850288 (77) с датой приоритета 15.01.2021; номер регистрации N 890228 (78) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 870642 (79) с датой приоритета 25.11.2020; номер регистрации N 822451 (80) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 863870 (81) с датой приоритета 25.11.2020; номер регистрации N 881639 (82) с датой приоритета 25.11.2020; номер регистрации N 860504 (83) с датой приоритета 08.07.2021; номер регистрации N 919367 (84) с датой приоритета 16.11.2020; номер регистрации N 878158 (85) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 909310 (86) с датой приоритета 07.02.2022; номер регистрации N 879861 (87) с датой приоритета 26.11.2020; номер регистрации N 919867 (88) с датой приоритета 12.11.2021; номер регистрации N 875000 (89) с датой приоритета 15.03.2021), правовая охрана которым предоставлена / испрашивается на имя ПАО "Сбербанк России", Москва, в отношении однородных товаров и услуг 07, 08, 09, 12, 35, 36, 38, 39, 42 классов МКТУ.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. При этом в доводах возражения и дополнениях к нему указывалось следующее:
- заявитель ограничивает заявленный перечень товарами и услугами 12 и 35 классов МКТУ;
- элементы заявленного обозначения образуют комбинацию, имеющую собственную оригинальность, совокупность которых создает отсутствие сходства с противопоставленной серией товарных знаков (1-89);
- как в заявленном обозначении "КОЛЕСА ДАРОМ", так и в противопоставленной серии товарных знаков "СБЕР" основными являются именно словесные элементы;
- ПАО "Сбербанк" (полное наименование - Публичное акционерное общество "Сбербанк России", зарегистрированная торговая марка "Сбер") - российский финансовый конгломерат, крупнейший универсальный банк России и Восточной Европы. По итогам 2019 года у Сбербанка 96,2 миллионов активных частных клиентов и 2,6 миллиона активных корпоративных клиентов. Среди крупнейших банков мира по размеру активов находится в восьмом десятке. Включен Банком России в перечень системно значимых кредитных организаций. Сбербанк - самый востребованный банк среди розничных клиентов, его услугами пользуется большинство жителей России (87,1% на сентябрь 2020 года). В свою очередь, ребрендинговое обозначение в виде стилизованного сокращения от полного наименования "СБЕРБАНК" - "СБЕР" является известным на территории Российской Федерации брендом. Ввиду многочисленности лиц (как физических, так и юридических), пользующихся услугами "Сбербанка" (любого из предлагаемых им продуктов), можно однозначно говорить о том, что потребителю оно широко известно и легко запоминается. Элемент "СБЕР"/"СБЕРБАНК" ассоциируется у потребителя со сберегательными кассами и банковскими услугами ввиду длительной истории и интенсивной деятельности банка. Стоит отметить, что в противопоставленных обозначениях именно словесный элемент "СБЕР"/"SBER" занимает доминирующее положение;
- немаловажно, что на имя ПАО "Сбербанк России" зарегистрирован и общеизвестный товарный знак N 89, в котором доминирующее положение занимает также именно словесный элемент "СБЕРБАНК" среди прочих элементов. Следовательно, словесный элемент "СБЕРБАНК" и образованное от него стилизованное сокращение "СБЕР" имеет высокую различительную способность и ассоциируется у потребителя только с одним конкретным правообладателем, как минимум с 1991 года, т.е. на протяжении более 30 лет. При этом данный словесный элемент имеет неразрывную связь именно с наименованием банка и банковской деятельностью, что относится к услугам 36 класса МКТУ. При этом изобразительный элемент появился у команды ПАО "Сбербанк России" только с 2020 года и не приобрел для потребителя такую узнаваемость;
- в свою очередь, в заявленном обозначении доминирующее положение занимают словесные элементы "КОЛЕСА ДАРОМ", которые лежат в основе серии товарных знаков заявителя - ООО "ГК Бринэкс";
- словосочетание "КОЛЕСА ДАРОМ", ввиду наличия в составе обозначения элемента "КОЛЕСА", вызывает прямую ассоциацию у потребителя с основным видом деятельности заявителя: продажей колес, шин и других автотоваров и услуг шиномонтажа, станций технического обслуживания. В серии обозначений заявителя всегда используется один словесный элемент, шрифт и единая цветовая гамма (зеленый, черный и белый), образуя тем самым фирменный, узнаваемый стиль. Таким образом, обозначение заявителя имеет сложившуюся узнаваемость в своем целом виде, оно узнается и различается потребителями в отношении товаров 12 класса и услуг 35 класса МКТУ;
- таким образом, самым значимым элементом в серии знаков "СБЕР"/"SBER" является именно словесный элемент. Серия же обозначений заявителя имеет единую словесную базу, состоящую из устойчивого словосочетания "КОЛЕСА ДАРОМ"/"KOLESA DAROM". Разница между словесными элементами "СБЕР" и "КОЛЕСА ДАРОМ" (как фонетическая, графическая, так и семантическая) очевидна и не нуждается в дополнительном доказывании;
- изобразительные элементы заявленного обозначения и серии противопоставленных обозначений являются распространенными в исполнении, что указывает на отсутствие в целом высокой оригинальности. Указанный довод заявителя подтверждается примерами других регистраций со сходным изобразительным элементом в отношении разных предпринимателей Российской Федерации (свидетельства N 497827, N 800860, N 841830, N 754064, N 678852, N 523167, N 584319, N 681550). Таким образом, изображение "галочки" в окружности имеет слабую оригинальность. Само по себе изображение "галочки" является общепринятым символом выполненной задачи или выбранного направления, такое изображение можно встретить в сети Интернет в разных интерпретациях. Следовательно, изобразительные элементы заявленного обозначения N 2022743819 и серии противопоставленных обозначений "СБЕР" не являются оригинальными. Сами по себе указанные элементы не ассоциируются с деятельностью заявителя или ПАО "Сбербанк России".
- изобразительные элементы заявленного обозначения и серии противопоставленных обозначений имеют существенные различия. Обозначение заявителя имеет другую ширину линий, они более широкие и яркие. Элемент "галочка" занимает большое положение в окружности, его левая часть практически касается окружности изнутри, правая часть выходит существенно дальше за пределы окружности. Элемент "галочка" изображен контрастным цветом, являющимся определяющим в фирменном стиле заявителя. В свою очередь, в изобразительных элементах серии "СБЕР" все элементы всегда изображены в единой цветовой гамме. Окружность может быть одна или несколько, при этом элемент "галочка" всегда расположен внутри окружности, не касается и правым лучом за пределы окружности не выходит;
- шрифтовое исполнение слов / словосочетаний, словесные единицы в целом, цветовая гамма и изобразительные элементы заявленного обозначения и противопоставленной серии имеют существенные отличия между собой;
- в серии заявок и товарных знаков "СБЕР" используются разные шрифты, различное количество словесных элементов, цвета и цветовые сочетания. Немаловажно, что изобразительный же элемент серии заявок и товарных знаков "СБЕР" при этом может быть нарисован по-разному, что дополнительно указывает на то, что у потребителя не может сложиться однозначное мнение (ассоциация) о принадлежности обозначения с изобразительным элементом в виде окружности с размещенной внутри "галочкой" одному лицу, а именно исключительно ПАО "СБЕРБАНК":
- общее зрительное впечатление у противопоставленных обозначений в серии и обозначения заявителя разное из-за разницы других элементов и характеристик. В серии обозначений заявителя всегда используется один словесный элемент, шрифт и единая цветовая гамма (зеленый, черный и белый). В обозначении заявителя всегда есть словесный элемент в виде словосочетания "KOLESA DAROM/КОЛЕСА ДАРОМ"; черный цвет занимает важное значение в обозначении, наряду с зеленым и белым; "галочка" в изобразительном элементе изображена контрастным цветом. Заявленное обозначение целиком не ассоциируется с банковской деятельностью, отношения к Сбербанку не вызывает. Роль изобразительных элементов в обозначениях второстепенная по сравнению со словами. Отдельно от элементов "СБЕР" или "КОЛЕСА ДАРОМ" изобразительные элементы теряют связь с деятельностью соответствующего лица и сильной различительной способностью не обладают. Даже при такой ограниченности свободы дизайнеров, изобразительные обозначения имеют существенные различия;
- таким образом, на основании всего вышесказанного, можно констатировать отсутствие сходства между обозначением по заявке N 2022743819 и противопоставленной серией обозначений ПАО "СБЕРБАНК";
- заявленное обозначение приобрело различительную способность ввиду длительного и интенсивного использования заявителем в отношении товаров и услуг 12, 35 классов МКТУ. ООО "ГК Бринэкс" - группа компаний, являющаяся крупным федеральный партнером для корпоративных парков, осуществляющих закупку шин, автотоваров и сервисных услуг в больших объемах. Деятельность ООО "ГК Бринэкс" связана с предоставлением товаров и оказанием множества услуг, связанных общей специализацией в области автомобильного транспорта. Это более 200 собственных шинных центров, крупнейший складской комплекс (106500 м? складских площадей), 8 распределительных центров. На сегодняшний день ООО "ГК Бринэкс" является лидером федерального масштаба по поставке автотоваров (широкий ассортимент шин для легковых и грузовых автомобилей, индустриальной техники и спецтехники, мотошин, диски, АКБ, масла, различные аксессуары и расходные материалы. В каталоге продукция от отечественных и зарубежных производителей, есть бюджетные варианты и автотовары премиум-класса). При этом ООО "ГК Бринэкс" возглавляет группу компаний, в которую входят аффилированные взаимосвязанные организации, созданные для выполнения специально отведенных полномочий. Так, одним из проектов ООО "ГК Бринэкс" является один из самых крупных интернет-магазинов по продаже автомобильных товаров "КОЛЕСА ДАРОМ"/"KOLESA DAROM", осуществляющий свою работу с 2009 г., что подтверждается сведениями о регистрации доменного имени, а также распечатками из сервиса "Web archive". Для индивидуализации деятельности по продаже автомобильных товаров, как своего собственного, так и производства третьих лиц, компания использует заявленное обозначение, которое более 15 лет является коммерческим обозначением заявителя, а также в определенный момент времени также длительно являлось и фирменным наименованием. С 2016 года розничная сеть "КОЛЕСА ДАРОМ" неизменно входит в ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов по версии аналитического агентства Data Insight. Даже после пандемии и во время санкций компания не теряет своих позиций, продолжая попадать в различные рейтинги и топы;
- шинно-сервисная сеть "Колеса Даром" является одним из крупнейших российских предприятий в сфере ритейла автомобильных товаров и запчастей. Сайт компании посещают около 15 млн. человек в год, а контакт-центр обрабатывает до 9 тысяч заказов в сутки. В 2017 г. заявителем был проведен ребрендинг обозначения, который выразился в добавлении изобразительного элемента - окружности и помещенной в нее "галочки", символизирующий основную деятельность заявителя - продажа автотоваров, т.к. окружность представляет собой стилизованное изображение колеса. Наличие "галочки" внутри окружности указывает на распространённое и широко известное значение жеста / смысла "выполненной / осуществленной работы", тем самым заявитель указывает на то, что свою работу он обязательно выполнит. В таком случае, можно говорить о том, что в наличии изобразительного элемента заложена семантика "гарантии" исполнения (успешного исполнения) работы со стороны заявителя в отрасли автоуслуг и подбора автозапчастей. Впоследствии разработкой (доработкой) нового логотипа занималась известная в России студия дизайна Артемия Лебедева, о чем было указано на официальном сайте студии: https://www.artlebedev.ru/kolesa-darom/site/, в результате работ был выверен и зафиксирован фирменный стиль заявителя. Вследствие длительного и интенсивного использования указанное обозначение приобрело различительную способность с указанным изобразительным элементом и может быть зарегистрировано и в качестве товарного знака для товаров и услуг 12, 35 классов МКТУ, поскольку потребитель ассоциирует заявленное обозначение именно с деятельностью заявителя - продажей автомобильных товаров;
- в 2021 г. заявителем было проведено маркетинговое исследование на тему "Оценка узнаваемости и восприятия потребителями бренда "Колеса даром", результаты которого свидетельствуют о высокой известности обозначения. Исследование проводилось с учетом обновленного логотипа компании. Анализ восприятия бренда показал, что в целом, уровень восприятия и узнаваемости обозначения "Колеса даром" среди опрошенных потребителей достаточно высок, что позволяет ему занимать прочные позиции на рынке;
- заявитель уделяет особое внимание продвижению своей деятельности, в связи с чем периодически проводит "Мониторинг Локаций", направленный на улучшение сервиса, затрачивая значительный размер денежных средств. Например, для этой цели был заключен договор в 2019 г. и 2020 г. с ООО "Спектр", в рамках которого группа компаний заявителя понесла затраты на следующие услуги: мониторинг качества обслуживания в Сети локаций "Колёса Даром", администрирование системы (до 100 проверок), оценки деятельности за период с 01.02.2019 г. до 30.12.2019 г.;
- заявитель ежегодно проводит широкую рекламную кампанию посредством различных инструментов. Для размещения наружной рекламы был заключен договор с компанией ООО "ВИВА". Для проведения маркетинговых исследований был заключен договор в 2022 г. с ООО "Ключевые Бизнес Решения". Для размещения материалов был заключен договор с ООО "Рекламное агентство "РЕКА". Помимо указанного, была заказана реклама также на интернет-пространствах, например, Яндекс, 2гис и другие;
- на имя ООО "ГК Бринэкс" были ранее зарегистрированы товарные знаки по свидетельствам NN 450950, 662697 (включен аналогичный изобразительный элемент), N 653507 в отношении, в том числе услуг 35 класса МКТУ (услуги магазинов, услуги оптовой и розничной продажи товаров, услуги дистанционной продажи товаров и т.д.). Согласно принципу законных ожиданий, заявитель имеет право на получение правовой охраны заявленного обозначения, поскольку ранее Роспатент уже признавал изобразительные элементы охраняемыми в составе иных знаков заявителя, составляющих серию заявителя обозначений, при этом в процессе регистраций возражения иных лиц отсутствовали и отсутствуют на сегодняшний день.
На основании вышеизложенного, заявителем выражена просьба удовлетворить настоящее возражение, отменить решение Роспатента от 01.06.2023 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении товаров 12 класса МКТУ "амортизаторы для автомобилей; амортизаторы подвесок для транспортных средств; аэростаты; багажники автомобильные для лыж; багажники для транспортных средств; бамперы автомобилей; бамперы транспортных средств; бандажи колес транспортных средств; башмаки тормозные для транспортных средств; борта грузоподъемные [части наземных транспортных средств]; валы трансмиссионные для наземных транспортных средств; вентили шин транспортных средств; верх откидной автомобилей; верх откидной транспортных средств; гайки для колес транспортных средств; гудки сигнальные для транспортных средств; двери для транспортных средств; двигатели для мотоциклов; двигатели для наземных транспортных средств; двигатели реактивные для наземных транспортных средств; двигатели тяговые для наземных транспортных средств; диски тормозные для транспортных средств; зажимы для крепления запчастей к автомобильным кузовам; замки капотов для транспортных средств; заплаты самоклеящиеся резиновые для ремонта камер шин; зеркала заднего вида; зеркала заднего вида боковые для транспортных средств; камеры для пневматических шин; капоты двигателей для транспортных средств; картеры для механизмов наземных транспортных средств, за исключением двигателей; кессоны [транспортные средства]; колеса для транспортных средств; колеса рулевые для транспортных средств; колодки тормозные для автомобилей; колпаки для колес; комплекты тормозные для транспортных средств; коробки передач для наземных транспортных средств; крышки топливных баков; кузова для автомобилей; кузова для грузовиков; кузова для транспортных средств; ленты протекторные для восстановления шин; механизмы силовые для наземных транспортных средств; муссы для шин; муфты обгонные для наземных транспортных средств; муфты сцепления для наземных транспортных средств; наборы инструментов и принадлежностей для ремонта камер шин; насосы воздушные [принадлежности для транспортных средств]; насосы для велосипедов; обивка внутренняя для транспортных средств; ободья колес велосипедов; ободья колес транспортных средств; окна для транспортных средств; опоры двигателей для наземных транспортных средств; оси для транспортных средств; очистители фар; пепельницы автомобильные; передачи зубчатые для наземных транспортных средств; подголовники для сидений транспортных средств; подножки для транспортных средств; подстаканники для транспортных средств; подушки безопасности [средства безопасности для автомобилей]; покрышки для пневматических шин; понтоны; преобразователи крутящего момента для наземных транспортных средств; прикуриватели на щитках приборов автомобилей; приспособления для шин транспортных средств, предохраняющие от скольжения; приспособления противоослепляющие для транспортных средств; приспособления противоугонные для транспортных средств; приспособления солнцезащитные для автомобилей; прицепы для перевозки велосипедов; противовесы для балансировки колес транспортных средств; пружины амортизационные для транспортных средств; рамы мотоциклов; редукторы для наземных транспортных средств; ремни безопасности для сидений транспортных средств; ремни безопасности привязные для сидений транспортных средств; рессоры подвесок для транспортных средств; рули; рули велосипедов; рули мотоциклов; ручки управления транспортных средств; сегменты тормозные для транспортных средств; сетки багажные для транспортных средств; сигнализации противоугонные для транспортных средств; сигнализация заднего хода для транспортных средств; сиденья безопасные детские для транспортных средств; сиденья для транспортных средств; системы гидравлические для транспортных средств; спойлеры для транспортных средств; средства транспортные электрические; стекла ветровые; стеклоочистители для ветровых стекол; стойки для мотоциклов; ступицы колес транспортных средств; сцепки прицепов для транспортных средств; сцепления для наземных транспортных средств; тормоза для транспортных средств; торсионы для транспортных средств; трансмиссии для наземных транспортных средств; турбины для наземных транспортных средств; указатели для транспортных средств; уключины; цепи для автомобилей; цепи приводные для наземных транспортных средств; цепи противоскольжения; цепи трансмиссионные для наземных транспортных средств; части ходовые транспортных средств; чехлы для запасных колес; чехлы для рулей транспортных средств; чехлы для сидений транспортных средств; чехлы для транспортных средств; шасси автомобилей; шасси транспортных средств; шатуны для наземных транспортных средств, за исключением являющихся деталями моторов и двигателей; шейки осей; шины для автомобилей; шины пневматические; шины твердые для колес транспортных средств; шипы для шин; щитки противогрязевые; электродвигатели для наземных транспортных средств", услуг 35 класса МКТУ агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования маркетинговые; макетирование рекламы; маркетинг; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; реклама наружная; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по сравнению цен; услуги ppc; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены следующие материалы (копии):
1. Распечатка заявленного обозначения;
2. Решение Роспатента;
3. Информация об администраторе домена;
4. Выписка ЕГРЮЛ в отношении компаний заявителя;
5. Информация "Data Insight";
6. Информация о территории, объемах продаж;
7. Информация о продукции заявителя;
8. Информация, размещенная на сайте Артемия Лебедева;
9. Брендбук в отношении фирменного стиля заявителя;
10. Информация с сайта заявителя;
11. Информация о магазинах заявителя по городам;
12. Маркетинговое исследование в отношении обозначения заявителя;
13. Информация социальной сети "Вконтакте";
14. Информация "youtube";
15. Информация "Телеграм";
16. Информация "Одноклассники";
17. Информация "Дзен";
18. Информация "DRIVE2.RU";
19. Информация "Wildberries";
20. Информация "TikTok";
21. Распечатки информации из СМИ;
22. Материалы договоров с ООО "СПЕКТР";
23. Договор с ООО "ВИВА";
24. Договор с ООО "КБР";
25. Договор с ООО "РЕКА";
26. Информация "Irecommend";
27. Информация "Тинькофф";
28. Распечатки отзывов в сети Интернет;
29. Распечатки знаков заявителя;
30. Рекомендации Научно-консультационного совета СИП;
31. Примеры размещенной рекламы (баннеры);
32. Пример рекламы;
33. Пример иного вида рекламы;
34. Брендлифт;
35. Пример вывесок, размещенных в г. Тула, г. Москва, г. Новосибирск, Свердловская обл., г. Барнаул, г. Краснодар, г. Омск.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты подачи (01.07.2022) заявки N 2022743819 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение "" является комбинированным и состоит из изобразительного элемента в виде незамкнутой окружности, внутри которой помещена изогнутая галочка, а также из помещенных на двух строках словесных элементов "колеса", "даром", выполненных стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 12 и 35 классов МКТУ.
В рамках несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса ему были противопоставлены изобразительные и комбинированные товарные знаки и обозначения: " " (32), "
" (37), "
" (41), "
" (33), "
" (35), "
" (1), "
" (2), "
" (3), "
" (4), "
" (5), "
" (6), "
" (7), "
" (8), "
" (9), "
" (10), "
" (11), "
" (12), "
" (13), "
" (14), "
" (15), "
" (16), "
" (17), "
" (18), "
" (19), "
" (20), "
" (21), "
" (22), "
" (23), "
" (24), "
" (25), "
" (26), "
" (27), "
" (28), "
" (29), "
" (30), "
" (31), "
" (34), "
" (36), "
" (38), "
" (39), "
" (40), "
" (42), "
" (43), "
" (44), "
" (45), "
" (46), "
" (47), "
" (48), "
" (49), "
" (50), "
" (51), "
" (52), "
" (53), "
" (54), "
" (55), "
" (56), "
" (57), "
" (58), "
" (59), "
" (60), "
" (61), "
" (62), "
" (63), "
" (64), "
" (65), "
" (66), "
" (67), "
" (68), "
" (69), "
" (70), "
" (71), "
" (72), "
" (73), "
" (74), "
" (75), "
" (76), "
" (77), "
" (78), "
" (79), "
" (80), "
" (81), "
" (82), "
" (83), "
" (84), "
" (85), "
" (86), "
" (87), "
" (88), "
" (89). Правая охрана знакам (2, 13, 15-16, 32, 37, 41, 44, 56) предоставлена в отношении, в том числе, товаров 12 класса МКТУ. Знаки (4, 6, 8, 12-66, 68-80, 84-89) зарегистрированы, в том числе, для услуг 35 класса МКТУ.
Правовая охрана обозначениям (1, 7) предоставлена в отношении товаров и услуг 09, 41 классов МКТУ, обозначению (3) в отношении товаров 09 и 42 классов МКТУ, обозначениям (9-10) в отношении товаров 09 класса МКТУ. Согласно решениям Роспатента от 20.12.2022, 28.08.2023 обозначениям (6, 11) было отказано в государственной регистрации в качестве товарных знаков. Правовая охрана знака (67) распространяется только на услуги 42 класса МКТУ, знаки (81-83) действуют в отношении товаров и услуг 09, 37, 38, 42 классов МКТУ. С учетом вышеизложенного, у коллеги отсутствуют основания для противопоставления знаков (1, 3, 6, 7, 9-11, 81-83) заявленному обозначению, правовая охрана которому испрашивается только в отношении товаров и услуг 12 и 35 классов МКТУ.
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков (2, 4-5, 8, 12-80, 84-89) коллегия руководствовалась сложившейся правоприменительной судебной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров и услуг. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
При оценке сходства обозначений важно установить, какова роль того или иного элемента в их составе. Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента, а также степень связанности его с композицией всего обозначения. Перечисленные факторы могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Значимость элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции: отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг других производителей. Как известно, основную индивидуализирующую функцию в комбинированных обозначениях выполняют словесные элементы, которые могут быть восприняты не только визуально, но и на слух (например, посредством звуковой рекламы), вследствие чего легче запоминаются потребителем. Вместе с тем, изобразительный элемент комбинированного обозначения также может играть существенную роль в индивидуализации товара наряду со словесным элементом.
Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, какова его роль в композиционном решении заявленного обозначения, а также степень связанности его с общей композицией всего обозначения. Перечисленные факторы могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Как отмечалось, заявленное обозначение состоит из изобразительного элемента в виде незамкнутой окружности с галочкой внутри "", а также из словесных элементов "
". Безусловно, воспроизведение обозначения потребителями происходит по его словесным элементам, однако, в рассматриваемом случае словесные элементы "колеса даром" заявленного обозначения могут вызывать ассоциации со сферой деятельности заявителя (реализация колес), а также свойствами реализуемых товаров, оказываемых услуг (низкая стоимость, практически даром), в связи с чем роль словесных элементов в заявленном обозначении значительно ослаблена. В свою очередь изобразительный элемент заявленного обозначения имеет важную индивидуализирующую функцию в силу того, что он является крупным, занимает значительное пространство в заявленном обозначении, расположен в начальной позиции, с которой начинается осмотр обозначения, в связи с чем он является сильным элементом и не может быть исключен из анализа на тождество и сходство с противопоставленными знаками.
В свою очередь, противопоставленные знаки ПАО "Сбербанк" образованы либо только изобразительными элементами "" (32), "
" (37), "
" (41), либо изобразительными элементами в виде незамкнутой окружности с галочкой внутри, дополненными словесными элементами. Таким образом, многочисленные знаки данного лица включают близкий по исполнению изобразительный элемент в виде окружности с галочкой (либо окружности дополненной внутренними окружностями), который положен в основу серии знаков одного лица, в связи с чем он не может относиться к их слабым элементам. При этом, данный элемент, несмотря на его использование ПАО "Сбербанк" только с 2020 года, приобрел высокую степень узнаваемости и известности среди российских потребителей вследствие массированной рекламной компании, активного использования данным лицом. Иные цветовые и композиционные решения данного изобразительного элемента воспринимаются в качестве вариантов его исполнения.
По мнению коллегии, изобразительные элементы заявленного обозначения "" и противопоставленных знаков "
", "
", "
", "
", "
", "
" обладают высокой степенью сходства, поскольку имеют сходное общее зрительное впечатление. Так, упомянутые изобразительные элементы состоят из окружности, в центре которой помещена галочка, правая линия которой выходит за пределы окружности, а левая линия нет. Наличие близкого цветового оформления между заявленным обозначением и знаками (1, 4, 8, 12, 14-52, 63-64, 68-70, 72-73, 78, 80, 84, 89) в зеленом цветовом сочетании сближает изображения визуально. К обстоятельствам, сближающим изображения с точки зрения их графического восприятия, относится одинаковое композиционное решение заявленного обозначения и знаков (2, 4-5, 8, 12-31, 33-36, 38-40, 42-80, 84-89), при котором в левой части обозначения помещен изобразительный элемент, а в правой части обозначения - словесные элементы.
Заявитель указывает на то, что обозначение заявителя имеет другую ширину линий, они более широкие и яркие, а элемент в виде галочки внутри занимает большее положение в окружности, его левая часть практически касается окружности изнутри, правая часть выходит существенно дальше за пределы окружности, кроме того, элемент в виде галочки изображен контрастным цветом. Тогда как в противопоставленных знаках все элементы изображены в единой цветовой гамме, окружность может быть одна или несколько, при этом, галочка всегда расположена внутри окружности, правым лучом за пределы окружности не выходит. Вместе с тем, указанные отличия являются нюансными и не могут быть определяющими вывод об отсутствии сходства сравниваемых изобразительных элементов, так как они имеют близкое композиционное и цветовое решения, позволяющие признать их сходными в целом, несмотря на отдельные отличия.
Согласно возражению, элемент в виде галочки в окружности относится к слабым элементам сравниваемых обозначений, так как является общепринятым символом выполненной задачи или выбранного направления, в рамках чего заявитель ссылается на скриншот из сети Интернет. Анализ данного скриншота не позволяет установить активное и интенсивное использование окружности с галочкой внутри широким кругом лиц по отношению к исследуемым товарам и услугам, в связи с чем соответствующий довод нельзя признать убедительным.
Заявитель приводит примеры регистраций с элементом в виде галочки в окружности (свидетельства N 497827, N 800860, N 841830, N 754064, N 678852, N 523167. N 584319, N 681550) и указывает на их частое использование третьими лицами. Однако, приведенные примеры регистраций касаются иных изобразительных обозначений, существенно отличающихся от изобразительных элементов заявленного обозначения и противопоставленных знаков своим графическим решением, в связи с чем их наличие не может ослаблять различительную способность исследуемых обозначений.
Заявителем указывается на то, что в изобразительный элемент заявленного обозначения заложена определенная семантика (успешное выполнение работы в области автоуслуг и подбора запчастей), позволяющая отличать исследуемое обозначение от противопоставленной серии знаков. Вместе с тем, соответствующее восприятие заявленного обозначения ничем не подтверждено, материалов, подтверждающих отсутствие фактического смешения сравниваемых средств индивидуализации не представлено.
Резюмируя вышеизложенное коллегия приходит к выводу о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных знаков, установленное на основе высокой степени сходства их графических элементов, несущих важную индивидуализирующую нагрузку в них, а также несмотря на их отличия.
Заявленные товары 12 класса МКТУ, а также товары 12 класса МКТУ знаков (2, 13, 15-16, 32, 37, 41, 44, 56) относятся к комплектующим узлам, частям и деталям транспортных средств, то есть объединены одной родовой группой, имеют одинаковые назначение, условия реализации и адресную группу потребителей.
Сравнительный анализ услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне заявленного обозначения, и услуг 35 класса МКТУ, приведенных в перечне противопоставленных товарных знаков (4, 6, 8, 12-66, 68-80, 84-89), показал, что они являются однородными, поскольку соотносятся друг с другом как род-вид, имеют одинаковое назначение, круг потребителей, оказываются одними и теми предприятиями и организациями.
Заявитель в возражении с однородностью сравниваемых товаров и услуг 12 и 35 классов МКТУ не спорит.
В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства сравниваемых обозначений, а также высокая степень однородности сравниваемых товаров и услуг, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров и услуг, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте.
При этом для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и заявленного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров, в связи с чем вывод о сходстве сравниваемых обозначений и об однородности вышеуказанных услуг, является достаточным основанием для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Коллегия учла обстоятельства, повышающие опасность смешения сравниваемых обозначений, к которым относится широкая известность деятельности ПАО "Сбербанк", оказываемая под принадлежащими ему обозначениями, в основу которых положен элемент в виде окружности с галочкой внутри нее. При этом, необходимо отметить также, что ПАО "Сбербанк" ассоциируется с экосистемой, в рамках которой оказываются совершенно различные виды услуг, включая финансовые услуги, логистические сервисы, услуги в сфере развлечений, здоровья, а также сервисы по продаже товаров (например, Сбермаркет), услуги по производству беспилотных автомобилей и их частей (Sberautotech). Следовательно, высока вероятность того, что заявленные товары и услуги, оказываемые под исследуемым обозначением, будут ассоциироваться у потребителей с ПАО "Сбербанк".
Сведения об активном использовании заявленного обозначения не снимают оснований, препятствующих государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака и предусмотренные пунктом 6 статьи 1483 Кодекса в рамках его сходства до степени смешения с противопоставленными знаками.
Заявитель указывает на наличие у него прав на товарные знаки "", "
", "
" по свидетельствам N 450950, N 490950, N 653507, которые были зарегистрированы при наличии противопоставленных знаков, что, по мнению заявителя, свидетельствует и о возможности регистрации заявленного обозначения. Однако, знаки по свидетельствам N 450950 и N 653507 не содержат в своем составе изобразительного элемента в виде окружности с галочкой, что касается товарного знака по свидетельству N 662697, то его графический элемент отличен от изображения, присутствующего в составе заявленного обозначения, поскольку имеет место различное цветовое и композиционное решение исследуемого элемента. Таким образом, данный знак не может свидетельствовать в пользу регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
От заявителя на имя руководителя Роспатента посредством электронной подачи через официальный сайт (31.05.2024), а также посредством почтового отправления (10.06.2024) поступили обращения, содержащие просьбу направить возражение на повторное рассмотрение. Следует отметить, что доводы обращений повторяют доводы возражения, которые были проанализированы выше по тексту заключения, в связи с чем они не требуют дополнительного анализа.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.03.2024, оставить в силе решение Роспатента от 01.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июня 2024 г. по заявке N 2022743819/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru