Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2024 г. по заявке N 2022743838/33
Заявка: |
2022743838/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
26.02.2024 |
Дата коллегии: |
16.05.2024 |
Дата утверждения: |
26.06.2024 |
Заявитель: |
ООО "ИНТЕЛЛЕКТ ИНВЕСТ" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 26.02.2024, поданное ООО "ИНТЕЛЛЕКТ ИНВЕСТ", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022743838, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022743838 с датой поступления от 01.07.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 26.10.2023 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022743838 в отношении всех испрашиваемых товаров и услуг 25, 29, 30, 31, 32, 33, 43 классов МКТУ, при этом в отношении всех заявленных товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ правовая охрана не была предоставлена. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пунктов 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное решение обосновано тем, что включенный в состав заявленного обозначения словесный элемент "РОССИЯ" (Россия - государство в восточной части Европы и в северной части Азии (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/258162)) не обладает различительной способностью, так как указывает на место нахождения заявителя, место производства товаров/место оказания услуг, в связи с чем является неохраняемым элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Дополнительно экспертиза указывала, что включенная в состав заявленного обозначения контурная карта России не обладает различительной способностью и является неохраняемой в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя иного лица (ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", Москва) товарными знаками:
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 521868 с приоритетом от 24.05.2013) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [1];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 500550 с приоритетом от 10.07.2012) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [2];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445930 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [3];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445929 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [4];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445928 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 41 классов МКТУ [5];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445927 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [6];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445926 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 41 классов МКТУ [7];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445925 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 38, 41 классов МКТУ [8];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445924 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 41 классов МКТУ [9];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 445923 с приоритетом от 23.04.2010) в отношении товаров и услуг 16, 41 классов МКТУ, однородных заявленным товарам и услугам 16, 41 классов МКТУ [10].
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 26.02.2024, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель согласен с дискламацией словесного элемента "РОССИЯ" заявленного обозначения;
- заявитель согласен с выведением из правовой охраны изображения контурной карты России заявленного обозначения;
- по общему правилу, при экспертизе словесных обозначений, состоящих из двух и более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, при оценке их сходства с охраняемым (заявленным) словесным товарным знаком другого лица принимается во внимание все обозначение в целом, а не его отдельные части;
- таким образом, вне зависимости от того, выполнено словесное обозначение в две строки или в одну, при наличии лексико-семантической связи между его элементами экспертизой устанавливается соотношение с заявленным обозначением в целом, без вычленения отдельных его элементов;
- заявитель считает, что товарные знаки [1-10] не являются сходными до степени смешения с обозначением, заявленным по заявке N 2022743838, поскольку они различаются по фонетическому, визуальному и семантическому признакам сходства;
- отсутствует фонетическое (звуковое) сходство ввиду различного количества в сравниваемых обозначениях гласных, согласных, звуков и звукосочетаний, различного их расположения, длины обозначений;
- отсутствует графическое (визуальное) сходство ввиду различного общего зрительного восприятия, обусловленного наличием оригинальных изобразительных элементов в заявленном обозначении использованием разных цветов, а также оригинального шрифтового исполнения слов в заявленном обозначении;
- отсутствует семантическое (смысловое) сходство ввиду различных образов и ассоциаций, вызываемых обозначениями. Так, в заявленном обозначении у слов "Уникальная РОССИЯ" и в противопоставленных товарных знаках разная смысловая нагрузка;
- заявителем приводятся регистрации товарных знаков со словесным элементом "РОССИЯ", например, товарные знаки "", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 700960, 762789, 645418, 674415, 553682;
- заявитель является правообладателем товарного знака "" по свидетельству N 851689 в отношении товаров и услуг 09, 16, 25, 35, 41 классов МКТУ (приложение N 2), в котором словесный элемент "Россия" выведен из самостоятельной правовой охраны.
На основании вышеизложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 26.10.2023 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 43 классов МКТУ с исключением из правовой охраны словесного элемента "РОССИЯ" и схематического изображения границ территории Российской Федерации.
К возражению заявителем были приложены следующие дополнительные материалы:
1. Решение о государственной регистрации товарного знака по заявке 2022743838;
2. Товарный знак по свидетельству N 851689.
Заявителем 07.05.2024 были направлены дополнения к возражению от 26.02.2024, в которых он указывал следующее:
- в 2021 году в Гостином дворе по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, д. 4 заявителем была организована и проведена 1-я Художественно-промышленная выставка-форум "Уникальная Россия" (https://уникальнаяроссия.рус);
- национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная её особенность и привлекательность состоят в уникальном разнообразии, самобытности и неповторимости;
- несмотря на сложности в организации выставки в условиях большой неопределённости и пандемии, в 1-ой Художественно-промышленной выставке-форуме "Уникальная Россия" приняли участие 1234 участника из 50 регионов России, было представлено более 10000 работ музейного уровня. Выставку посетили более 23000 человек;
- в 2022 году 2-ая Художественно-промышленная выставка-форум "Уникальная Россия" официально открыла и явилась первым мероприятием в Год культурного наследия народов Российской Федерации. "Уникальная Россия" стала культурным событием федерального уровня, объединив внутри Гостиного двора в Москве 20 выставочных проектов, более 1500 художников и мастеров со всей страны, включая творческие коллективы из 56 регионов России, от Крыма до Якутии, от Калининграда до Владивостока, а также 6 стран-партнеров из ближнего зарубежья. Выставку посетили более 31 000 человек;
- на современной выставке "Уникальная Россия" представлен инновационный спектр арт-проектов: ювелирное и православное искусство, художественная фотография, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство (более 20 направлений), народные художественные промыслы, антиквариат, несколько музеев представляют свои экспозиции. Проходят показы национальной, этнической и молодёжной моды, серии концертов с песнями о России;
- выставка вносит свой, современный вклад в сохранение и развитие российского многонационального культурного, цивилизационного кода, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и формирует общероссийскую гражданскую идентичность, образ будущего страны. Выставка выполняет важнейшую государственную задачу: осуществляет посредством искусства, культуры, народных промыслов передачу все новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности;
- принимая во внимание, что ООО "ИНТЕЛЛЕКТ ИНВЕСТ" специализируется на организации и проведении выставок с культурно-просветительной целью и заинтересовано в получении охраны на товарный знак "Уникальная РОССИЯ" в отношении товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 43 классов МКТУ на территории Российской Федерации, а ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" специализируетесь на теле-, радио- и интернет-вещании, заявитель полагает, что риски пересечения сравниваемых обозначений в хозяйственном обороте, и, как следствие, возникновения конфликта интересов отсутствуют;
- заявитель корректирует перечень услуг 38, 41 классов МКТУ следующим образом:
38 - вещание беспроводное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа в интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; радиосвязь; рассылка электронных писем; связь волоконно-оптическая; связь радиотелефонная; связь с использованием компьютерных терминалов; связь спутниковая; связь телеграфная; связь телефонная; связь факсимильная; служба пейджинговая [с использованием радио, телефона или других средств электронной связи]; телеконференции; услуги абонентской телеграфной службы; услуги геолокации [телекоммуникационные услуги]; услуги голосовой почты; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по передаче потока данных; услуги по предоставлению телеграфной связи; услуги по предоставлению телефонной связи;
41 - воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; академии [обучение]; аренда произведений искусства; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; издание книг; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; обучение очное; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация конкурсов и вручение премий; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация, проведение форумов и вручение сертификатов; организация костюмированных представлений для развлечений; организация спектаклей [услуги импресарио]; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; передвижные библиотеки; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; представления варьете/представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; производство фильмов, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; создание фильмов, за исключением рекламных; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги гидов; услуги каллиграфов; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги образовательно-воспитательные; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; фотографирование; шоу-программы".
На основании вышеизложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 26.10.2023 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 43 классов МКТУ, а также в отношении части услуг 38, 41 классов МКТУ (приведены по тексту заключения выше), с исключением из правовой охраны словесного элемента "РОССИЯ" и схематического изображения границ территории Российской Федерации.
К дополнениям от 07.05.2024 заявителем были приобщены дополнительные материалы, а именно:
3. Договоры на проведение выставки за 2021-2023 годы;
4. Информация о выставке за 2021-2023 годы;
5. Печатная продукция, используемая на выставке за 2021-2023 годы.
Изучив материалы дела, и заслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (01.07.2022) поступления заявки N 2022743838 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является комбинированным, состоящим из геометрической фигуры в виде четырехугольника, из схематического изображения контурной карты Российской Федерации, из графических элементов в виде полос и овалов, а также из словесных элементов "Уникальная", "РОССИЯ", выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита в две строки. Правовая охрана испрашивалась в отношении товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 43 классов МКТУ.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ основано на несоответствии заявленного обозначения нормам пунктов 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
В возражении от 26.02.2024 заявитель выразил согласие с выведением из правовой охраны словесного элемента "РОССИИ" заявленного обозначения (не занимает доминирующее положение, указывает на местонахождение заявителя, на место производства товаров и место оказания услуг), равно как и выразил согласие с выведением из правовой охраны изображения контурной карты России заявленного обозначения, однако, оспаривал решение Роспатента от 26.10.2023 в части несоответствия заявленного обозначения положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Коллегия обращает внимание на то, что в дополнениях от 07.05.2024 заявителем был скорректирован перечень испрашиваемых услуг 38, 41 классов МКТУ (приведен по тексту заключения выше).
Противопоставленные товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 521868 [1], 500550 [2], 445930 [3], 445929 [4], 445928 [5], 445927 [6], 445926 [7], 445925 [8], 445924 [9], 445923 [10] принадлежат одному лицу (ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", Москва), представляют собой различные комбинированные обозначения. При этом данные товарные знаки образуют серию товарных знаков, основными индивидуализирующими элементами которых являются словесные элементы "РОССИЯ"/"RUSSIA", которые выполнены крупными шрифтами в различных частях знаков и являются основами для их вариации. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 16, 38, 41 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения "" на предмет соответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Коллегия отмечает, что заявленное обозначение включает в себя словесные элементы "Уникальная Россия", которые образуют собой словосочетание, в котором его словесные элементы связаны грамматически (согласованы в падеже, роде, числе) и по смыслу (соотносятся с названием выставки, которую заявитель проводил в 2021-2023 годах (приложения NN 3-5)).
Заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-10] имеют фонетические отличия, обусловленные вхождением в состав заявленного обозначения охраноспособного словесного элемента "Уникальная".
Заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-10] производят различное общее зрительное впечатление, так как заявленное обозначение включает в себя геометрическую фигуру в виде четырехугольника, схематическое изображение контурной карты Российской Федерации, графические элементы в виде полос и овалов, а противопоставленные товарные знаки [1-10] включают в себя геометрические фигуры в виде четырехугольника и квадрата, цифры "1, "2", "24", буквы "К", "HD".
Заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-10] имеют семантические отличия. Так, заявителем была представлена информация о том, что словесные элементы "Уникальная РОССИЯ" заявленного обозначения соотносятся с Художественно-промышленными выставками-форумами, которые проводятся им с культурно-просветительной целью (приложения NN3-5). При этом основные индивидуализирующие элементы "РОССИЯ"/"RUSSIA" противопоставленных товарных знаков [1-10] не вызывают в сознании потребителей ассоциаций с культурными выставками.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что сравниваемые обозначения не ассоциируются друг с другом, производят различное общее зрительное впечатление и не являются сходными до степени смешения.
Кроме того, коллегия отмечает, что в составе заявленного обозначения словесный элемент "РОССИЯ" является неохраняемым, ввиду чего регистрация заявленного обозначения на имя заявителя не будет нарушать права правообладателя противопоставленных товарных знаков [1-10] на указанный словесный элемент.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что товары 16 класса МКТУ "бумага, картон; продукция печатная; материалы для переплетных работ; фотоснимки; товары писчебумажные, принадлежности офисные, за исключением мебели; вещества клейкие для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников и материалы для рисования; кисти; материалы учебные и пособия наглядные; листы, пленка и мешки пластмассовые для упаковки и пакетирования; авторучки; акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши/плакаты; банкноты; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности]; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; брошюры; бумага пергаментная; бумага почтовая; бювары; бюллетени информационные; верстатки наборные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; глина для лепки; глобусы; держатели для документов [канцелярские принадлежности]; диаграммы; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; доски классные; дупликаторы; дыроколы [офисные принадлежности]; журналы [издания периодические]; закладки для книг; издания периодические; издания печатные; изображения графические; импринтеры неэлектрические; календари; калька бумажная; карандаши; карандаши автоматические; картинки; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; карты географические; карты коллекционные, за исключением используемых для игр; каталоги; клеи канцелярские или бытовые; книги; книжки-комиксы; кнопки канцелярские; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; купоны печатные; ленты бумажные, за исключением галантерейных изделий или украшений для волос; ленты клейкие для канцелярских или бытовых целей; ленты корректирующие [конторские принадлежности]; ленты самоклеящиеся канцелярские или бытовые; линейки чертежные; листовки / флаеры; листы вискозные для упаковки; литеры типографские [цифровые и буквенные]; макеты архитектурные; марки почтовые; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; машины и устройства переплетные [офисное оборудование]; машины пишущие электрические или неэлектрические; мел-спрей; мел для письма; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; ножи для разрезания бумаги [письмовскрыватели]; обложки [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; офорты; пакетики бумажные; палочки для письма тушью; папки-картотеки [конторские принадлежности]; папки-обложки для документов; папки на кольцах; папье-маше; пеналы; перья для письма [офисные принадлежности]; печати [канцелярские товары]; платки бумажные; подставки для фотографий; подушечки для стирания; полотно для переплетных работ; приборы письменные; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности школьные [канцелярские товары]; произведения искусства литографические; проспекты; расписания печатные; регистры; реестры; резаки для бумаги [офисные принадлежности]; резинки для стирания; репродукции графические; ручки [письменная принадлежность]; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; салфетки бумажные; салфетки косметические бумажные; скобы канцелярские; скоросшиватели [канцелярские принадлежности]; скрепки канцелярские; средства для стирания; статуэтки из папье-маше/фигурки из папье-маше; стерки для доски; сургуч; таблицы вычислительные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; транспаранты [канцелярские товары]; тубусы картонные; тушь; увлажнители [офисные принадлежности]; указки неэлектронные; устройства для изготовления виньеток; устройства для наклеивания фотографий; устройства для скрепления скобами [конторские принадлежности]; учебники [пособия]; флаги бумажные; фольга; фотогравюры; фотографии [отпечатанные]; футляры для трафаретов; холсты для картин; целлулоиды мультипликационные; цифры [литеры типографские]; чернила; чернильницы; шаблоны; шкафы настольные канцелярские [офисное оборудование]; шрифты типографские; штампы с адресами; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги или картона" заявленного обозначения являются однородными товарам 16 класса МКТУ "авторучки, афиши, плакаты, билеты, бланки, блокноты, брошюры, буклеты, бюллетени информационные, вывески бумажные или картонные, газеты, журналы [издания периодические], издания печатные, календари, каталоги, картинки, книги, книжки - комиксы, конверты, обложки, открытки музыкальные, открытки поздравительные, открытки почтовые, материалы графические печатные, материалы для обучения [за исключением приборов], пакеты бумажные, папки для документов, периодика, печати [канцелярские товары], принадлежности письменные, принадлежности пишущие, продукция печатная, проспекты, товары писчебумажные, транспаранты, флаги бумажные, флаеры, листовки, фотогравюры, фотографии [отпечатанные], шкафчики для канцелярских принадлежностей [офисное оборудование], штампы с адресами, штемпели [печати], эмблемы [клейма бумажные], эстампы [гравюры], этикетки, за исключением текстильных" противопоставленных товарных знаков [1-10], так как сравниваемые товары относятся к изделиям бумажным, к продукции полиграфической, к принадлежностям для письма, к оборудованию офисному, а также к изделиям книжно-журнальным, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 38 класса МКТУ "вещание беспроводное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа в интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; радиосвязь; рассылка электронных писем; связь волоконно-оптическая; связь радиотелефонная; связь с использованием компьютерных терминалов; связь спутниковая; связь телеграфная; связь телефонная; связь факсимильная; служба пейджинговая [с использованием радио, телефона или других средств электронной связи]; телеконференции; услуги абонентской телеграфной службы; услуги геолокации [телекоммуникационные услуги]; услуги голосовой почты; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по передаче потока данных; услуги по предоставлению телеграфной связи; услуги по предоставлению телефонной связи" заявленного обозначения являются однородными услугам 38 класса МКТУ "информация по вопросам дистанционной связи, обеспечение доступа к базам данных, обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете, обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету, обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов, передача поздравительных открыток онлайн, передача сообщений, передача сообщений и изображений с использованием компьютера, передача цифровых файлов, почта электронная, прокат времени доступа к Интернету, радиовещание, связь волоконно-оптическая, связь радиотелефонная, связь с использованием компьютерных терминалов, связь спутниковая, телеконференции, услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационые" противопоставленных товарных знаков [1-4, 6, 8], поскольку сравниваемые услуги относятся к услугам служб связи, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 41 класса МКТУ "развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; аренда произведений искусства; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; издание книг; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация конкурсов и вручение премий; организация и проведение концертов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация спектаклей [услуги импресарио]; передвижные библиотеки; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; представления варьете/представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; производство фильмов, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; создание фильмов, за исключением рекламных; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; фотографирование; шоу-программы" заявленного обозначения являются однородными услугам 41 класса МКТУ "дублирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле и радиопрограмм; передачи развлекательные телевизионные; представления театрализованные; производство видеофильмов; производство кинофильмов; прокат аудио- и звукозаписей; прокат видеофильмов; прокат кинофильмов; публикация текстовых материалов за исключением рекламных; радиопередатчики развлекательные; развлечения; служба новостей; субтитрирование; услуги студий записи; формирование цифрового изображения; шоу-программы" противопоставленных товарных знаков [1-10], так как сравниваемые услуги относятся к услугам в сфере развлечений, к услугам культурно-просветительских и зрелищных учреждений, к услугам по прокату и предоставлению различной продукции, к услугам в области производства кино-, видео- и аудиозаписей, а также к услугам редакционно-издательским, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 41 класса МКТУ "воспитание; образование; академии [обучение]; воспитание физическое; обучение очное; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация, проведение форумов и вручение сертификатов; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; переподготовка профессиональная; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; услуги гидов; услуги каллиграфов; услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]" заявленного обозначения не являются однородными услугам 41 класса МКТУ "дублирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле и радиопрограмм; передачи развлекательные телевизионные; представления театрализованные; производство видеофильмов; производство кинофильмов; прокат аудио- и звукозаписей; прокат видеофильмов; прокат кинофильмов; публикация текстовых материалов за исключением рекламных; радиопередатчики развлекательные; развлечения; служба новостей; субтитрирование; услуги студий записи; формирование цифрового изображения; шоу-программы" противопоставленных товарных знаков [1-10], поскольку указанные услуги 41 класса МКТУ заявленного обозначения относятся к услугам в области воспитания и образования, к услугам по организации деловых мероприятий, к услугам гидов, а также к услугам каллиграфов, в то время как услуги 41 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-10] относятся к услугам в сфере развлечений, к услугам культурно-просветительских и зрелищных учреждений, к услугам по прокату и предоставлению различной продукции, к услугам в области производства кино-, видео- и аудиозаписей, а также к услугам редакционно-издательским, то есть сравниваемые услуги имеют разное назначение, сферу применения и круг потребителей.
Однако, с учётом установленного выше несходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-10], коллегия полагает, что их товары и услуги 16, 38, 41 классов МКТУ не будут смешиваться в гражданском обороте.
Таким образом, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для снятия приведенных в заключении по результатам проведенной экспертизы в рамках требований пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса противопоставлений [1-10].
Также коллегией была учтена информация о том, что заявитель является правообладателем товарного знака "" по свидетельству N 851689 в отношении товаров и услуг 09, 16, 25, 35, 41 классов МКТУ (приложение N 2), в котором словесный элемент "Россия" выведен из самостоятельной правовой охраны. При этом во внимание была принята правовая позиция Суда по интеллектуальным правам (в частности, постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.05.2021 по делу N СИП-422/2020), который указывает на недопустимость нарушения административным органом принципа правовой определенности, когда вновь принимаемые решения Роспатента противоречат ранее вынесенным решениям.
С учётом всего вышеизложенного, регистрация заявленного обозначения предполагается в отношении всех испрашиваемых товаров и услуг 16, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 43 классов МКТУ, а также для скорректированного перечня услуг 38, 41 классов МКТУ (приведен по тексту заключения выше), с исключением из правовой охраны словесного элемента "РОССИЯ" и схематического изображения контурной карты Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 26.02.2024, изменить решение Роспатента от 26.10.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022743838.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2024 г. по заявке N 2022743838/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru