Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2024 г. по заявке N 2022759819/33
Заявка: |
2022759819/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
20.03.2024 |
Дата коллегии: |
27.04.2024 |
Дата утверждения: |
26.06.2024 |
Заявитель: |
ООО Интернет Решения |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 20.03.2024, поданное Обществом с ограниченной ответственностью " Интернет Решения ", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022759819, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022759819 заявлено на регистрацию товарного знака с приоритетом по дате поступления 13.04.2021 в отношении товаров 09, 16, услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 27.01.2024 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022759819 в связи с его несоответствием требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении, являющимся неотъемлемой частью решения Роспатента, указано следующее.
Установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения:
- с товарными знаками "OZON/ОЗОН", зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Бумажная фабрика "Берег", 191015, Санкт-Петербург, Воскресенская наб., дом 6-8, литер А, пом. 18Н, св. N 244651 с приоритетом от 16.04.01, (срок действия регистрации продлен до 16.04.31), св. N 228362 с приоритетом от 01.03.01 (срок действия регистрации продлен до 01.03.31) в отношении однородных товаров и услуг 16, 42 классов МКТУ;
- с товарным знаком "ФИНТЕХ", зарегистрированным на имя Акционерного общества "Бизнес Ньюс Медиа", 127018, Москва, ул. Полковая, 3, стр. 1, пом. I, эт. 2, комн. 21, св. N 792588 с приоритетом от 10.12.19, в отношении однородных товаров 16 класса МКТУ;
- с серией товарных знаков "FINTECH LAB/ФИНТЕХ ЛАБ", зарегистрированной на имя Общества с ограниченной ответственностью "Финтех Лаб", 115114, Москва, 1-й Кожевнический переулок, д. 6, стр. 1, этаж 2, пом. VI, часть комнаты 19, св. N 670353 с приоритетом от 23.11.17, св. N 680066 с приоритетом от 23.11.17, св. N 681161 с приоритетом от 23.11.17, в отношении однородных услуг 35, 36 классов МКТУ;
- с товарным знаком "ФИНТЕХ", зарегистрированным на имя АССОЦИАЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, 115114, Москва, Шлюзовая наб., 4, св. N 673999 с приоритетом от 19.04.17, в отношении однородных товаров и услуг 09, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ.
В связи с изложенным, заявленному обозначению отказано в регистрации в качестве товарного знака (знака обслуживания) в отношении всех товаров и услуг 09, 16, 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 20.03.2024 поступило возражение, доводы которого сводятся к следующему.
Заявитель отмечает, что слово "FINTECH" является термином, означающим - предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как "большие данные" (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и других.
В возражении приведены источники нормативных и ненормативных актов, регламентирующих деятельность финтех-компаний.
В связи с глобальным использованием термина "FINTECH" заявитель подчеркивает второстепенное значение этого словесного элемента в знаке ввиду очевидного указания на одну из подотраслей деятельности компании "Интернет решения".
В возражении сообщается о несогласии с выводами о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков ввиду отличия в основном индивидуализирующем элементе. Кроме того, заявитель ссылается на ряд принадлежащих ему регистраций, где при аналогичных обстоятельствах экспертиза Роспатента посчитала убедительными доводы заявителя и сняла такие противопоставления, как серия товарных знаков "CASHELEC", "Кошелёк.Ру", "Кошелёк", зарегистрировав товарный знак "" по заявке N 2021722010.
Заявитель полагает, что факт наличия общеизвестного товарного знака N 176, зарегистрированного на имя ООО "Интернет Решения", уже доказывает факт стойкой ассоциативной связи у потребителей между соответствующим обозначением и заявителем. Кроме того сообщается о принадлежности заявителю следующих регистраций, включающих основной индивидуализирующий элемент ОЗОН/OZON: "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "OZON ROCKET", "OZONALCO", "
", "OZONMarket", "ОЗОНМаркет", "Ozon Pets", "OZON PREMIUM", "Ozon Sport", "Ozon Partners", "Ozon Home", "Ozon Baby", "Ozon Kids", "
", "OZON Card", "OZON Money", "
", "
", "OZON Travel", "
", "
", "
", "
", "OZON Банк", "OZONBank", "OZON Invest", "
", "OZON Деньги", "OZON Кошелек", "
" по свидетельствам NN 307917, 387077, 448111, 469068, 507470, 554896, 534371, 571653, 587182, 615275, 615276, 653865, 672275, 708797, 721368, 721404, 752380, 758011, 836710, 836711, 862383, 862380, 862384, 862708, 866344, 865416, 865422, 868217, 892792, 915473, 915475, 929161, 929162, 923907, 929163, 910027, 910026, 941783, 939567, 941471, 952628, 947590, 946504, 941498, 937324, 937325, 955217, 947573, 963134, 963135, 988620.
В возражении сообщается о получении письма-согласия от владельца противопоставленных товарных знаков NN244651,228362, что устраняет основания для отказа по пункту 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении товаров 16 класса МКТУ.
Заявитель также приводит примеры судебных актов по поводу дел "ЯНДЕКС АФИША" и "АФИША" (20.09.2023 по делу N СИП-1003/2022), "GLORIA JEANS" и "Глория" (Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 23.09.2021 N С01-1267/2021 по делу N СИП-871/2020), "Муравей" и "Мастер Муравей" (Постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.02.2022 N 01-2361/2021 по делу N СИП-605/2021), а также решений административного органа по поводу оспаривания признания сходства обозначений "" и "
"/"
" (Заключение Палаты по патентным спорам от 06.03.2017 по заявке N 2015714496), а также обозначений "
" и "
" (Заключение палаты по патентным спорам от 31.01.2024 по заявке N 2020753898).
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 27.01.2024 и зарегистрировать обозначение по заявке N 2022759819 в отношении всех испрашиваемых товаров и услуг.
С возражением представлены следующие материалы:
1. Решение об отказе в государственной регистрации товарного знака N 2022759819;
2. Распечатки интернет-страниц в отношении слова "Fintech/Финтех";
3. Письмо-согласие от Бумажной Фабрики.
На заседании коллегии, состоявшемся 27.04.2024, коллегией в порядке применения пункта 45 Правил ППС, основание для отказа в регистрации по пункту 6 (2) статьи 1483 Кодекса дополнено в части противопоставления товарного знака по свидетельству N 572040, зарегистрированного в отношении однородных товаров 16 класса МКТУ.
Заявитель сообщил на том же заседании, что не нуждается в переносе даты рассмотрения дела, о чем представитель заявителя расписалась в протоколе заседания от 27.04.2024.
Вместе с тем, на заседании от 19.04.2024 оригинал письма-согласия от владельцев противопоставленных товарных знаков NN 244651, 228362 был представлен в материалы дела по заявке N 2022759823.
Также заявитель представил распечатку с перечнем зарегистрированных товарных знаков со словесным элементом "ФИНТЕХ" - в отношении услуг, однородных испрашиваемым услугам, что дополнительно, по его мнению, свидетельствует о возможности регистрации заявленного обозначения.
Приведенные примеры включают следующие товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 776730, 864350, 818970, 935509, 966771, 1002175, 1002174, 704737.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (13.04.2021) даты подачи заявки N 2022759819 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "" по заявке N 2022759819, выполненное буквами латинского алфавита. Государственная регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении сокращенного перечня товаров 09, 16, услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки [1] "" по свидетельству N 244651 с приоритетом от 16.04.2001, [2] "
" по свидетельству N 228362 с приоритетом от 01.03.2001 зарегистрированы в отношении товаров 16 и услуг 42 классов МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 16 и услугам 42 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак [3] "" по свидетельству N 572040 с приоритетом от 12.10.2015 зарегистрирован в отношении однородных товаров 16 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак [4] "" c приоритетом от 10.12.2019 зарегистрирован в отношении однородных товаров 16 класса МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки [5] "" по свидетельству N 670353 с приоритетом от 23.11.2017, [6] "
" по свидетельству N 680066 с приоритетом от 23.11.17 [7] "
" по свидетельству N 681161 с приоритетом от 23.11.17 зарегистрированы в отношении однородных услуг 35, 36 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак [8] "" по свидетельству N 673999 с приоритетом от 19.04.17 зарегистрирован в отношении однородных товаров и услуг 09, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ.
В возражении заявитель сообщил о получении письма-согласия от владельца товарных знаков [1-2], оригинал которого был представлен в заседание коллегии Палаты по патентным спорам от 19.04.2024 по заявке N 2022759823.
Коллегия оценила представленное письмо-согласие и установила следующее.
Письмо-согласие от правообладателя товарных знаков [1-2] от 08.11.2023 выдано в отношении согласия с регистрацией обозначений по заявкам NN 2022759819, 2022759823 на часть испрашиваемых товаров 16 класса МКТУ "авторучки; карандаши; карандаши автоматические; книги; несессеры для письменных принадлежностей [канцелярские товары]; открытки почтовые; пастели [карандаши]; приборы письменные; принадлежности письменные; продукция печатная; репродукции графические; товары писчебумажные; учебники [пособия]; материалы для переплетных работ; фотоснимки; вещества клейкие для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников и материалы для рисования; кисти; материалы учебные и пособия наглядные; листы, пленка и мешки пластмассовые для упаковки и пакетирования; шрифты, клише типографские", а также всех испрашиваемых услуг 42 класса МКТУ.
Учитывая отсутствие тождества заявленного обозначения "" и противопоставленных знаков [1-2] "
", "
", представленное письмо-согласие учитывается в качестве обстоятельства для снятия противопоставлений с товарными знаками [1-2] в объеме выданного письма-согласия.
Вместе с тем коллегия обращает внимание на то, что регистрации заявленного обозначения в отношении товаров 16 и услуг 42 класса МКТУ препятствуют также противопоставления с товарными знаками [3, 4], поэтому представленное письмо-согласие не устраняет препятствия к регистрации заявленного обозначения для части товаров 16 класса МКТУ и всех услуг 42 класса, так как необходим анализ сходства и однородности с остальными противопоставлениями.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения "" и противопоставленных в рамках 16 класса МКТУ товарных знаков [3] "
" и [4] "
" показал, что противопоставленные товарные знаки фонетически полностью входят в состав заявленного обозначения. При чем для исследуемых товаров 16 класса МКТУ (канцелярская и книгопечатная продукция) слова "OZON" и "ФИНТЕХ" являются семантически нейтральными, следовательно, совпадают, в том числе, "сильные" индивидуализирующие элементы, обладающие надлежащей степенью различительной способности для товаров 16 класса МКТУ.
С точки зрения семантического критерия вхождение фонетически тождественных слов позволяет говорить о совпадении семантики, так как в заявленном обозначении слова "OZON" и "FINTECH" не связаны друг с другом и качественно не изменяют смысловое восприятие друг друга.
Графически слово "OZON" в заявленном обозначении и противопоставленном знаке [3] выполнено буквами одинакового алфавита, что дополнительно усиливает сходство.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки являются сходными друг с другом.
Проводя анализ однородности испрашиваемых товаров 16 класса МКТУ и товаров 16 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [3, 4], коллегия установила их однородность. Так, испрашиваемые товары 16 класса МКТУ "авторучки; альбомы; альманахи; атласы; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; календари; карандаши; картинки; книги; коробки с красками [школьные принадлежности]; ленты клейкие для канцелярских или бытовых целей; ленты самоклеящиеся канцелярские или бытовые; линейки квадратные чертежные; линейки чертежные; марки почтовые; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; несессеры для письменных принадлежностей [канцелярские товары]; ноты печатные; обложки [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; пастели [карандаши]; пеналы; портреты; приборы письменные; принадлежности письменные; принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная; произведения искусства литографические; репродукции графические; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; скоросшиватели [канцелярские принадлежности]; скрепки канцелярские; тетради; точилки для карандашей электрические или неэлектрические; угольники чертежные; учебники [пособия]; флаги бумажные; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона" являются однородными товарам 16 класса МКТУ "печатная продукция; канцелярские товары; средства для стирания канцелярские; обложки, относящиеся к 16 классу; рекламные печатные материалы" противопоставленного знака по свидетельству N 572040, так как принадлежат товарам одних и тех же родовых групп "печатная продукция", "канцелярская продукция".
Кроме того испрашиваемые товары 16 класса МКТУ являются тождественными соответствующим товарам 16 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 792588, а часть испрашиваемых товаров 16 класса МКТУ, относящихся к книгопечатной продукции, которая не охвачена письмом-согласием, является однородной товарам 16 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-2].
Таким образом, в отношении товаров 16 класса МКТУ установлено сходство до степени смешения обозначения по заявке N 2022759819 и противопоставленных товарных знаков [1-4] ввиду установленного сходства обозначений и однородности сопоставляемых товаров. Следовательно, обозначение по заявке N 2022759819 не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении всех испрашиваемых товаров 16 класса МКТУ.
Что касается испрашиваемых товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ, то противопоставленные товарные знаки в этих классах содержат в себе словесный элемент "ФИНТЕХ"/"FINTECH", которым обусловлено сходство заявленного обозначения с противопоставлениями [5-8].
Ввиду того, что заявителем приведены аргументы о "слабости" словесного элемента "ФИНТЕХ"/"FINTECH" в заявленном обозначении, а, следовательно, о том, что установленный вывод о сходстве, основанный на совпадении слабого элемента, является неправомерным, то коллегии надлежит установить значения слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH" во взаимосвязи с испрашиваемыми товарами и услугами, а также провести анализ сходства с учетом установленного значения.
Словесный элемент "ФИНТЕХ"/"FINTECH" представляет собой сокращение от словосочетания "финансовые технологии", которые означают предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как "большие данные" (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и других (см. https://www.cbr.ru/fintech/, https://econ.spbu.ru/ru/news-events/news/chto-takoe-finteh-obyasnyaem-prostymi-slovami, https://trends.rbc.ru/trends/industry/618b6f349a794772fa50adf4, https://finacademy.net/materials/article/fintech, https://journal.sovcombank.ru/glossarii/finteh--chto-eto-takoe-prostimislovami, https://hsbi.hse.ru/articles/krupneyshie-fintekh-kompanii-v-rossii/, https://hsbi.hse.ru/articles/fintekh-tsifrovye-tekhnologii-v-finansovoy-sfere/, https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-fintekh-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm).
Отрасль финансовых технологий регулируется, в том числе, Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р (редакция от 21.12.2023) "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года", в котором содержится положение о необходимости заключении партнерских соглашений с финтех-компаниями или их приобретения для встраивая их инновационных решений в свои сервисы в целях развития цифровизации. О финтех-компаниях содержатся положения также в "Стратегии развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы", утвержденной Банком России, а также в документе "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов", утвержденном Банком России.
Принимая во внимание количество источников, содержащих единую интерпретацию слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH", а также сведения об использовании слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH" финансово-технологическими компаниями, данное слово действительно следует признать второстепенным элементом заявленного обозначения, так как оно способно ориентировать относительно отрасли "финансовые технологии".
Принимая во внимание установленное значение слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH", это значение следует признать применимым в отношении испрашиваемых товаров 09 класса МКТУ, представляющих собой оборудование для обработки информации, операционные программы и носители информации, услуг 35 класса МКТУ, представляющих собой бизнес-услуги и онлайн-сервисы, 36 класса МКТУ, представляющих собой финансовые услуги, 38 класса МКТУ, представляющих собой услуги по обеспечению передачи данных, услуг 42 класса МКТУ в области компьютерных технологий и информационной безопасности, услуг 45 класса МКТУ, связанных с юридическим сопровождением бизнеса. Все перечисленные товары и услуги относятся к сфере цифровых финансовых технологий, поэтому для таких товаров и услуг слова "ФИНТЕХ"/"FINTECH" обладает "слабой" различительной способностью.
Анализ сходства обозначения по заявке N 2022759819 и противопоставленных товарных знаков [5-8] в отношении товаров 09, услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ показал следующее.
В обозначении "" по заявке N 2022759819 основную индивидуализирующую функцию в отношении товаров 09 и услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ выполняет словесный элемент "OZON", так как является семантически-нейтральным, не связан с испрашиваемыми товарами и областью деятельности испрашиваемых услуг. Как было установлено выше второй словесный элемент "Fintech" указывает на отрасль - финансовые технологии и связанные с ними товары и услуги, поэтому не принимает на себя логическое ударение в знаке и не выполняет основной индивидуализирующей функции.
О высокой индивидуализирующей способности словесного элемента "OZON" в заявленном обозначении, напротив, свидетельствуют сведения о принадлежащей заявителю серии из пятидесяти одного товарного знака, где образующим серию элементом является словесный элемент "OZON", а также о принадлежности общеизвестного товарного знака "" по свидетельству N 176.
Противопоставленные товарные знаки [5] "", [6] "
", [7] "
", [8] "
" содержат словесные элементы "ФИНТЕХ ЛАБ", "FINTECH LAB", "ФИНТЕХ АССОЦИАЦИЯ", где присутствует также по два словесных элемента, при этом фонетически совпадающей является только слово "ФИНТЕХ"/"FINTECH".
Несмотря на совпадение одного из двух слов в сравниваемых обозначениях, следует отметить фонетические отличия за счет разного расположения совпадающих слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH" в сопоставляемых обозначениях (в заявленном обозначении на первом месте слово "ОЗОН", а в противопоставленных "ФИНТЕХ"), за счет не пересекающихся по звуковому ряду вторых слов.
Таким образом, несмотря на присутствие некоторой степени фонетического сходства сопоставляемых обозначений, за счет наличия в сопоставляемых знаках слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH", семантически и графически сопоставляемые обозначения не имеют признаков сходства, поэтому в целом не являются сходными друг с другом.
Что касается однородности испрашиваемых товаров 09, услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ товарам и услугам противопоставленных товарных знаков [5-8], то коллегия установила следующее.
Испрашиваемые товары 09 класса МКТУ "доски объявлений электронные; интерфейсы для компьютеров; карточки идентификационные биометрические; карточки идентификационные магнитные; карты с магнитным кодом; ключ-карты закодированные; компьютеры; компьютеры планшетные; компьютеры портативные; компьютеры, носимые на себе; кошельки электронные загружаемые; маркеры безопасности [средства шифрования]; носители информации магнитные; носители информации оптические; обеспечение программное для компьютеров, записанное; оборудование компьютерное; платформы программные, записанные или загружаемые; подпись цифровая; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров, записанные; публикации электронные загружаемые; роботы для обеспечения безопасности; сканеры [оборудование для обработки данных]; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; средства обучения аудиовизуальные; терминалы для кредитных карт; терминалы интерактивные сенсорные; устройства для обработки информации; устройства для считывания знаков оптические; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; устройства периферийные компьютеров; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; устройства, считывающие штриховые коды; ключи криптографические загружаемые для получения и расходования криптовалюты; компьютеры персональные переносные/ноутбуки; приборы и инструменты научные, исследовательские, навигационные, геодезические, фотографические, кинематографические, аудиовизуальные, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, обнаружения, тестирования, спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления распределением или потреблением электричества; аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение, чистые носители записи и хранения цифровой или аналоговой информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия" однородны товарам 09 класса "приборы и инструменты для обучения; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; компакт-диски, DVD и другие цифровые носители информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; оборудование для тушения огня" противопоставленного товарного знака [8], так как сопоставляемые товары относятся к товарам одних и тех же родовых групп (оборудование для обработки информации, кассовое оборудование, программное обеспечение и носители информации).
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы корпоративных коммуникаций; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; пресс-службы/службы по связям с прессой; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; службы консультативные по управлению бизнесом; услуги рекламные "оплата за клик"/услуги PPC; экспертиза деловая" однородны услугам 35 класса МКТУ "агентства по коммерческой информации; аудит коммерческий; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по связям с общественностью в рамках коммуникационной стратегии; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультирование по вопросам рекламы в рамках коммуникационной стратегии; маркетинг; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; оценка коммерческой деятельности; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление деятельностью внештатных сотрудников; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; экспертиза деловая" противопоставленных товарных знаков [5-7], так как представляют собой услуги одних и тех же родовых групп (информационно-консультационные услуги, услуги по продвижению и рекламе товаров, бизнес-услуги предпринимателям).
Испрашиваемые услуги 36 класса МКТУ "агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; анализ финансовый; аренда квартир; аренда недвижимого имущества; аренда офисов [недвижимое имущество]; аренда ферм и сельскохозяйственных предприятий; аренда финансовая; бюро квартирные [недвижимость]; взыскание арендной платы; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование; исследования финансовые; клиринг; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; консультирование по вопросам задолженности; котировки биржевые; краудфандинг; кредитование под залог; ликвидация торгово-промышленной деятельности [финансовые услуги]; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание банковское дистанционное; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции с недвижимым имуществом; операции факторные; организация денежных сборов; организация финансирования строительных проектов; оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка леса на корню финансовая; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; оценка стоимости разработок в нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; оценка финансовая активов интеллектуальной собственности; оценка шерсти финансовая; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; оценки финансовые по запросу при заключении договора о поставках; оценки финансовые стоимости ремонта; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество биржевое; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при реализации углеродных кредитов; посредничество при страховании; предоставление информации по вопросам страхования; предоставление скидок через клубные карты для третьих лиц; предоставление ссуд [финансирование]; предоставление ссуд под залог; предоставление финансовой информации; предоставление финансовой информации через веб-сайты; проверка подлинности чеков; размещение фондов; сбор благотворительных средств; сделки посреднические с акциями и облигациями; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров; управление жилым фондом; управление недвижимостью; управление финансовое выплатами возмещений для третьих лиц; услуги агентств недвижимости; услуги актуариев; услуги банковские; услуги брокерские; услуги платежные через электронный кошелек; услуги по выплате пенсий; услуги по поручительству за условно освобожденных; услуги по составлению смет для оценки затрат; услуги попечительские; услуги финансовые таможенных брокеров; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей; экспертиза налоговая; аренда коворкинг-офисов/аренда офисов для совместной работы различных специалистов; банки сберегательные; операции по обмену виртуальных валют; услуги по электронному переводу виртуальных валют; услуги резервных фондов/услуги сберегательных фондов" однородны услугам "анализ финансовый; инвестирование; информация финансовая; консультации по вопросам финансов; менеджмент финансовый; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; предоставление финансовой информации через веб-сайты; спонсорство финансовое; страхование" противопоставленных товарных знаков [5-7], а также услугам 36 класса МКТУ "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью; услуги по денежно-финансовым операциям и услуги, связанные со всеми видами страховых контрактов" противопоставленного товарного знака [8].
Испрашиваемые услуги 38 класса МКТУ "доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; предоставление информации в области телекоммуникаций; связь с использованием компьютерных терминалов; телеконференции; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по передаче потока данных; услуги телекоммуникационные" однородны услугам "телекоммуникации" противопоставленного товарного знака [8].
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ представляют собой услуги в области компьютерных технологий, поэтому являются однородными услугам противопоставленного товарного знака [8] "технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров".
Испрашиваемые услуги 45 класса МКТУ "аудит на соответствие законодательству; аудит на соответствие нормативным требованиям; исследования юридические; консультации по вопросам интеллектуальной собственности; консультации юридические по запросу при заключении договора о поставках; контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]; редактирование личной корреспонденции; сбор информации о физических лицах; управление делами по авторскому праву; услуги по внесудебному разрешению споров; услуги по подготовке юридических документов; услуги социальных сетей онлайн; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения; услуги юридические; службы безопасности для физической защиты материальных ценностей и индивидуальных лиц" однородны услугам "услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц, включенные в 45 класс" противопоставленного товарного знака [8].
Сопоставляемые услуги совпадают по родовой группе, назначению и кругу потребителей.
Вместе с тем в отсутствии вывода о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [5-8], вывода об однородности сопоставляемых товаров и услуг недостаточно для вывода о сходстве до степени смешения сравниваемых обозначений.
При этом коллегия в порядке применения пункта 162 Постановления Пленума ВС РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" учитывает наличие у заявителя прав на серию товарных знаков, объединенных элементом, не сходным с противопоставляемыми знаками, что соответственно, напротив, дополнительно указывает на отсутствие вероятности смешения сопоставляемых обозначений.
Кроме того, коллегией принято во внимание использование слов "ФИНТЕХ"/"FINTECH" различными лицами и регистрация таких обозначений в качестве товарных знаков ("", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 776730, 864350, 818970, 935509, 966771, 1002175, 1002174, 704737), в том числе, в отношении товаров/услуг, однородных испрашиваемым.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, коллегия пришла к выводу о допустимости регистрации обозначения по заявке N 2022759819 в отношении испрашиваемых товаров 09 и услуг 35, 36, 38, 42, 45 классов МКТУ и снятии в этой части основания для отказа, предусмотренного пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 20.03.2024, отменить решение Роспатента от 27.01.2024 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022759819.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2024 г. по заявке N 2022759819/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru