Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 июля 2024 г. по заявке N 2022717651/33
Заявка: |
2022717651/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
19.03.2024 |
Дата коллегии: |
21.05.2024 |
Дата утверждения: |
12.07.2024 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Аввалон - Ло Скарабео" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 19.03.2024, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Аввалон - Ло Скарабео", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022717651, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022717651 подано 22.03.2022 на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Роспатентом 19.11.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022717651.
Заключение по результатам экспертизы, являющееся неотъемлемой частью решения Роспатента, содержит следующие основания для отказа в государственной регистрации обозначения по заявке N 2022717651.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "Таро" (от фр. названия игры в карты) - это карты, рисунки которые содержат богатую символику, присутствующую в большинстве европейских и восточных культур, см. например, "Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия". - М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005., сайт https://symbols_logos.academic.ru/672/ТАРО), указывающий на вид и назначение товаров 16, 28 классов МКТУ и связанных с ними услуг 35, 41 классов МКТУ, относящихся к производству карт, карточным играм, реализации товаров, рекламе, обучению, связанных с картами, играми и т.п. (такие товары 16 класса МКТУ, как "бумага; бумага из древесной массы; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картон; книги; коробки бумажные или картонные; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; учебники [пособия]"; товары 28 класса МКТУ "игры карточные; игры карточные коллекционные; игры настольные; карточки для игр; карты игральные; услуги 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; реклама" услуги 41 класса МКТУ "обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; предоставление услуг игровых залов; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги игротек"), то есть не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем в отношении товаров и услуг, иного вида и назначения, не относящихся к товарам и услугам, связанным с картами Таро, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение "Таро безумной луны" представляют собой название популярной колоды карт, автором которой является художник-сюрреалист из США Патрик Валенца, а издателем US Games Systems, Inc., см. например, https://www.labirint.ru/boo, https://talismanes.ru/gadaniya/taro/taro-bezumnoy-luny, https://magicpeace.ru/taro/znacheniya-kart-taro/taro-bezumnoj-luny, https://gallerix.ru/pnews/202202/taro-deviantnoy-luny/, https://tarotman.ru/kolodyi/taro-bezumnoy-lunyi.html, https://happywitch.ru/product/275028/).
Таким образом, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано на имя заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Аввалон - Ло Скарабео", без предоставления документально подтвержденного согласия на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, поскольку в случае непредставления такого согласия заявленное обозначение на имя заявителя будет вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров (лица, оказывающего услуги) в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
В отношении представленного на этапе ответа на уведомление экспертизы Лицензионного соглашения, отмечено, что в нем отсутствуют положения, касающиеся согласия US Games Systems, Inc., а также автора колоды карт таро Патрика Валенца, на регистрацию заявленного обозначения по заявке N 2022717651 в качестве товарного знака.
Учитывая вышеизложенное, экспертиза не может снять основания для отказа в регистрации по пункту 3 статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, обозначение по заявке N 2022717651 не соответствует требованиям пунктов 1 и 3 (1) статьи 1483 Кодекса, поэтому в регистрации его в качестве товарного знака Роспатентом было отказано.
В возражении, поступившем 19.03.2024 приведены доводы в защиту заявленного обозначения как способного выполнять индивидуализирующую функцию и быть зарегистрированным в качестве товарного знака.
Так, по мнению заявителя, заявленное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как заявитель является лицензиатом по договору с правообладателем колоды карт. Кроме того, заявитель полагает, что необходимо руководствоваться принципом добросовестности, поэтому права на колоду карт "таро безумной луны" были получены лицензиатом от художника.
Заявитель подчеркивает, что является исключительным лицензиатом компании US Games, поэтому лицензионное соглашение следует учитывать самостоятельно в отсутствии письма-согласия.
Также в возражении приведены доводы о том, что заявленное обозначение не вводит потребителей в заблуждение, обозначение может быть зарегистрировано для всех испрашиваемых товаров и услуг.
На основании изложенного заявителем выражена просьба отменить решение Роспатента от 19.11.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022717651.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (22.03.2022) поступления заявки N 2022717651 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015.
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Согласно пункту 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака словесное обозначение "" выполнено стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров и услуг 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В рассматриваемом обозначении применение пункта 1 статьи 1483 Кодекса связано со словесным элементом "Таро" представляющего собой указание на определенный вид и свойства товара - колоду карт Таро - это карты, рисунки которые содержат богатую символику, присутствующую в большинстве европейских и восточных культур, см. например, "Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия". - М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005., сайт https://symbols_logos.academic.ru/672/ТАРО), указывающий на вид и назначение товаров 16, 28 классов МКТУ и связанных с ними услуг 35, 41 классов МКТУ, относящихся к производству карт, карточным играм, реализации товаров, рекламе, обучению, связанных с картами, играми и т.п..
Указанные сведения позволяют определить, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью в отношении товаров 16 класса МКТУ "карты коллекционные, за исключением используемых для игр", 28 класса МКТУ "карты игральные".
Коллегия проанализировала перечень заявленных товаров и установила, что иные товары, кроме карт игральных и карт коллекционных, которые представляют собой картинки, произведения искусства, упаковочную продукцию, то при нанесении на данные товары обозначения "Таро Безумной луны", слово "ТАРО" будет ориентировать потребителей на восприятие этих товаров, как относящихся к Таро.
Карты таро сами по себе представляют собой полиграфическую продукцию, предназначенную для гадания и игр, следовательно, при выявлении в перечне товаров 16, 28 классов МКТУ позиций, сопутствующих картам, коллегия исходит из того, что карта Таро представляет собой, прежде всего графическое изображение, выполненное в виде карточки. Таким образом, анализируя заявленный перечень на предмет наличия в нем позиций, в отношении которых обозначение "Таро" способно указывать на назначение товара, коллегия руководствовалась критерием отнесения товаров к карточкам и к графическим изображениям без конкретизации по виду, следовательно, такие изображения могут быть нанесены на карту, карточку и выглядеть равнозначно, как и карта Таро, указывая тем самым на назначение - для игры и для гадания.
К таким товарам следует отнести следующие товары оспариваемого перечня: 16 класса МКТУ "фотогравюры; фотографии [отпечатанные]; гравюры; изображения графические; литографии; произведения искусства литографические; карточки; картинки; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; коробки бумажные или картонные; репродукции графические; билеты; календари; марки почтовые; материалы графические печатные; закладки для книг; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; олеографии; офорты; плакаты; листовки; проспекты; акварели [картины]; образцы вышивок [схемы]; образцы почерков; портреты; хромолитографии; эмблемы [клейма бумажные]; афиши; баннеры бумажные; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; карточки каталожные [канцелярские товары]; реестры; расписания печатные; флаги бумажные; чертежи [синьки]; доски наборные [полиграфия]; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; купоны печатные; табло из бумаги или картона для объявлений; материалы для обучения [за исключением приборов]; бирки багажные из бумаги; диаграммы; книжки квитанционные [канцелярские товары]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона; атласы; афиши; баннеры бумажные; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; карточки каталожные [канцелярские товары]; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; пакетики бумажные; реестры; расписания печатные; флаги бумажные; чертежи [синьки]; доски наборные [полиграфия]; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; конверты [канцелярские товары]; купоны печатные; табло из бумаги или картона для объявлений; флаеры", которые представляют собой товары родовых групп "изделия художественно-графические печатные", "изделия печатные", "прочие изделия печатные", товаров 16 класса МКТУ "мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; пакетики бумажные; конверты [канцелярские товары]; обложки защитные для книг; обложки [канцелярские товары]; обертки для бутылок бумажные или картонные; упаковки для бутылок бумажные или картонные;", представляющих собой упаковочную продукцию, а также товары 28 класса МКТУ "пазлы; головоломки из набора элементов для составления картины; карты для бинго; карточки для игр; скретч-карты для лотерей, билеты лотерейные со стираемым слоем", являющиеся печатной продукцией на картонной основе.
Все перечисленные товары представляют собой печатную продукцию и картинки, которые могут быть выполнены в виде карты, что позволяет воспринимать слова "Таро" в отношении указанных позиций как указывающее на отнесение товара к назначению гадания или игры в Таро. В отношении упаковки и баннеров заявленное обозначение ориентирует потребителей относительно содержимого коробки/конверта/пакета и иного вида упаковки, а в отношении афиш и объявлений обозначение ориентирует на назначение такого вида товара, как указывающего на приглашение к гаданию по картам Таро.
В перечне товаров 28 класса МКТУ заявленного обозначения присутствуют позиции "игры; игры комнатные; игры настольные", которые могут представлять собой, в том числе, карты Таро. Таким образом, при маркировке данных товаров 28 класса МКТУ заявленным обозначением, он будет указывать на вид товара - таро. Кроме того карты могут быть не только настольными, но и виртуальными, а процесс использования может быть организован с помощью устройств и автоматов, поэтому следующие товары 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; игры портативные с жидкокристаллическими дисплеями; патинко; приставки игровые; приставки игровые портативные; слот-машины [игровые автоматы]; устройства для игр" также следует отнести к товарам, в отношении которых заявленное обозначение указывает на назначение автоматов и устройств (для игры в Таро).
Что касается испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ, относящихся к родовым группам услуг продвижения и продажи товаров - "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; посредничество коммерческое; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги лидогенерации; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]", то есть услуг по реализации и продвижению товаров, исследованию рынка, сопутствующих производству карт таро и книгопечатной продукции о них, слово "Таро" способно ориентировать относительно назначения услуг реализации, заявленных в общем виде.
В отношении части услуг 41 класса МКТУ "академии [обучение]; исследования в области образования; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; организация и проведение мастер-классов [обучение]; передача знаний и ноу-хау в сфере бизнеса [обучение]; передача ноу-хау [обучение]; тьюторинг; издание книг; библиотеки передвижные; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; организация выставок с культурно-просветительной целью; проведение экзаменов; сертификация образовательных услуг, а именно предоставления обучения и образовательного экзамена; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; передачи развлекательные телевизионные; переподготовка профессиональная; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; прокат кинофильмов; квест комнаты [развлечения]; кинопрокат; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; организация досуга; организация развлекательных мероприятий; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; проведение развлекательных мероприятий; предоставление услуг игровых залов; производство подкастов; производство фильмов, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечения; редактирование текстов; создание фильмов, за исключением рекламных; услуги в области азартных игр; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги игротек; услуги казино [игры]; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; организация костюмированных представлений для развлечений; постановка шоу; предоставление информации по вопросам отдыха; составление программ встреч [развлечение]; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат игрушек; прокат оборудования для игр; субтитрование; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги медиатек; услуги образовательные; услуги по раскрашиванию лица; шоу-программы" представляют собой услуги развлечения в общем виде, услуги издания книг и монтирования фильмов, услуги образовательные в общем виде, услуги культурно-просветительские, поэтому в отношении таких услуг слово "Таро" правдоподобно ориентирует относительно назначения услуг: развлекательных (указывает на способ их оказания - посредством или игры или гадания), образовательных услуг (связаны с обучением по колоде Манара и по его методам интерпретации), издание книг (указывает на специализацию издателя и характер публикуемых произведений), просветительские услуги (указывает на свойства - содержание просветительских услуг - в области тарологии), кинопроизводство (указывает на свойства публикуемой продукции).
Таким образом, в отношении перечисленных выше групп товаров и услуг 16, 28, 35, 41 классов МКТУ обозначение по заявке N 2022717651 не соответствует требованиям пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса, так как правдоподобно, без дополнительных рассуждений, указывает на вид, свойства и назначение части испрашиваемых товаров и услуг.
Вместе с тем применение пункта 1 статьи 1483 Кодекса к слову "ТАРО" позволяет зарегистрировать заявленное обозначение для представленного выше перечня товаров и услуг с указанием слова "Таро" в качестве неохраняемого элемента.
Вместе с тем предоставлению охраны с изъятием слова "ТАРО" препятствует примененное в оспариваемом решение основание для отказа по пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса, связанное с наличием сведений о производстве колоды "ТАРО БЕЗУМНОЙ ЛУНЫ" компанией, отличной от заявителя.
В подтверждение правомерности применения пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса в уведомлении о результатах проверки заявленного обозначения требованиям законодательства от 15.03.2023 приведены ссылки на следующие источники:
1. https://www.labirint.ru/boo,
2. https://talismanes.ru/gadaniya/taro/taro-bezumnoy-luny,
3. https://magicpeace.ru/taro/znacheniya-kart-taro/taro-bezumnoj-luny,
4. https://gallerix.ru/pnews/202202/taro-deviantnoy-luny/,
5. https://tarotman.ru/kolodyi/taro-bezumnoy-lunyi.html,
6. https://happywitch.ru/product/275028/.
Анализ приведенных источников показал следующее. По ссылке [1], отсутствует информация, интернет-страница недоступна.
Ссылки [2-5] содержат информацию о создателе колоды - художнике-сюрреалисте из США Патрике Валенца, а также об истории создания колоды и толкования отдельных арканов.
Ссылка [4] датирована ранее даты приоритета заявленного обозначения (22.03.2022), а именно датирована 22.02.2022. Ссылка [5] датирована 10.01.2019.
На странице ссылки [6] содержится информация об издателе колоды "Таро безумной луны" - компании U.S. Games Systems, Inc.
Проверка с помощью сайта https://wayback.archive.org/ позволила установить, что сведения на странице [2] появились позднее даты приоритета заявленного обозначения (а именно 26.09.2022), на странице [3] - 02.07.2022. Таким образом, в исследуемый период до даты приоритета заявленного обозначения попадает три ссылки [4-6].
Информация источников [4-6] дублируется и сводится к истории создания колоды "ТАРО безумной луны" художником Патриком Валенца, а также выпуском этой колоды карт компанией US Games Systems Inc.
Ввиду того, что Интернет является распространённым средством передачи информации, присутствие на нескольких сайтах до даты подачи заявки идентичных сведений позволяет сделать вывод о ее известности потребителям.
При этом как в качестве художника, так и в качестве издателя указаны лица, не являющиеся заявителем, следовательно, до даты приоритета заявленного обозначения потребителю было знакомо заявленное обозначение как товар, производимый изготовителем отличным от заявителя. Учитывая изложенное применение положений пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Заявитель в свою очередь ссылается на факт заключения с компанией US Games Systems Inc. лицензионного соглашения, которое было представлено на этапе ответа на уведомление экспертизы.
Рассмотрев лицензионное соглашение о предоставлении права на производство и распространение товара N 08/2017 "Таро Безумной Луны" коллегия установила, что согласно пункту 2 документа, лицензиат (ООО "Аввалон-Ло Скарабео) принимает право на использование произведений и знаков лицензиара (U.S. Games Systems, Inc.) в связи с разработкой, производством, изданием, рекламированием, продвижением, распространением и продажей лицензируемого товара на русском языке в пределах Российской Федерации.
Однако, в представленном лицензионном договоре отсутствуют положения, касающиеся согласия US Games Systems, Inc., а также автора колоды карт таро Патрика Валенца на регистрацию обозначения по заявке N 2022717651 в качестве товарного знака.
Снятие пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса не может основываться на предположении о согласии с регистрацией заявленного обозначения компании US Games Systems, Inc..
Учитывая изложенный вывод о применении пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, то данная норма препятствует регистрации заявленного обозначения в отношении всех проанализированных выше товаров и услуг 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, для которых установлена описательность словесного элемента "Таро", так как все эти товары и услуги воспринимаются как произошедшие из иного коммерческого источника, нежели компания-заявитель.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Способность заявленного обозначения ввести потребителя в заблуждение обоснована в оспариваемом решении тем, что в отношении части товаров 16, 28 и услуг 35, 41 классов МКТУ может неверно ориентировать потребителя относительно свойств и назначения товаров, не предназначенных для гадания.
Коллегия проанализировала оставшийся перечень товаров 16, 28 классов МКТУ, установив присутствие в нем спортивных товаров, игрушек, канцелярских товаров, товаров для художников, типографского оборудования.
Неверные представления потребителей в отношении таких товаров 16, 28 классов МКТУ являются неправдоподобными. Кроме того, неправдоподобность ложных ассоциаций относительно вида и свойств остальных товаров 16, 28 классов МКТУ усиливает конструкция заявленного обозначения - "ТАРО" какое "БЕЗУМНОЙ ЛУНЫ", составляя в целом некий вымышленный образ, который для товаров, не связанных с таро и их описанием, воспринимается в качестве фантазийного словосочетания.
Что касается услуг 35, 41 классов МКТУ оставшегося перечня, то коллегия установила следующее.
Часть испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ "консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями" представляют собой поименованные по назначению услуги торговли (ветеринарными, медицинскими, фармацевтическими препаратами), а также консультационные бизнес-услуги, информационные бизнес-услуги (вместо консультаций по эзотерики), которые однозначно не сопряжены с реализацией карт таро и связанной с ними продукцией, поэтому в отношении таких услуг слово "Таро" способно вызывать неверные представления потребителей относительно назначения услуг реализации и консультирования. Услуги 35 класса МКТУ "помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса; службы административные по медицинским направлениям; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных" представляют собой услуги управления поименованными областями бизнеса, услуги информационные, которые направлены на сопровождение процессов в иных сферах, нежели развитие эзотерики, издательского дела, поэтому слово "Таро" в отношении таких услуг также способно неверно ориентировать потребителей относительно назначения и свойств услуг.
Часть испрашиваемых услуг 41 класса МКТУ "дискотеки; организация и проведение спортивных мероприятий; организация спортивных состязаний; предоставление музейного оборудования; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; организация и проведение концертов; организация конкурсов красоты; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация соревнований по электронным видам спорта; организация спектаклей [услуги импресарио]; парки аттракционов; предоставление полей для гольфа; представление цирковых спектаклей; представления варьете; представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; презентация музейных выставок; прокат театральных декораций; прокат звукозаписей; садо [обучение японской чайной церемонии]; услуги артистов; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги караоке; услуги воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги баз отдыха [развлечения]; услуги проведения квалификационных экзаменов по пилотированию дронов; учреждения дошкольные [воспитание]; школы-интернаты" поименованные услуги обучения (школьного обучения, обучения чайным церемониям, обучения отдельным видам спортивных навыков), а также поименованные развлекательные мероприятия (аттракционы, цирк, гольф, музыкальные мероприятия), услуги информирования, которые точно не связаны с услугами гадания таро или игры в таро, однако также как игра в таро относятся к развлекательным услугам, то потребитель может быть введен в заблуждение относительно назначения и свойств таких услуг, так слово "ТАРО" будет ориентировать его на несоответствующие действительности ожидания относительно услуг образования и развлечения в области тарологии, в то время как перечисленные услуги имеют совершенно отличную направленность.
Отдельно следует обозначить услугу 41 класса МКТУ "образование религиозное" словесный элемент "Таро безумной луны" способен ввести потребителя в заблуждение, так как эзотерические науки не признаются вероисповедными религиями, во многих религиозных течениях считаются порочной деятельностью, ввиду чего в отношении указанной позиции ожидания потребителя направлены на получение знаний о высшей силе и мироздании, однако в религиозном контексте, а не эзотерическом, следовательно, восприятия потребителя не будут соответствовать действительности.
Таким образом, коллегия приходит к выводу несоответствии обозначения по заявке N 2022717651 требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса в отношении указанной выше части услуг 35, 41 классов МКТУ.
Что же касается услуг 35 класса МКТУ, включающих в себя услуги секретарей, стенографистов, офисные функции "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; комплектование штата сотрудников; написание резюме для третьих лиц; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; пресс-службы; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат фотокопировального оборудования; регистрация данных и письменных сообщений; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по составлению перечня подарков; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги секретарские; услуги стенографистов услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования", а также услуг 41 класса МКТУ "аренда комнатных аквариумов; аренда произведений искусства; аренда реквизита для киносъемок; аренда спортивных площадок; аренда теннисных кортов; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; дрессировка животных; дублирование; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; перевод с языка жестов; перевод устный; предоставление спортивного оборудования; проведение туров с восхождением; проведение фитнес-классов; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат кинематографического оборудования; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат снаряжения для подводного погружения; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат тренажеров; прокат устройств для чтения электронных книг; сады зоологические; служба новостей; сочинение музыки; услуги в области электронного спорта; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги видеосъемки с помощью дронов; услуги гидов; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги каллиграфов; услуги композиторов; услуги моделей для художников; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по оценке физического состояния для тренировок; услуги светотехников для мероприятий; услуги спортивных лагерей; услуги студий записи; услуги фотографирования с помощью дронов; фотографирование; фоторепортажи; хронометраж спортивных состязаний", связанные с фотографированием, видео сопровождением мероприятий, спортивными программами, то для таких услуг слово "ТАРО" воспринимается в качестве фантазийного, так как сами услуги по своей природе не ориентируют на допустимость применения в них услуг гадания, игры в таро, а также консультирования по данному вопросу, поэтому ложные представления являются несоответствующими действительности.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 19.03.2024, отменить решение Роспатента от 19.11.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022717651.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 июля 2024 г. по заявке N 2022717651/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru