Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 1 августа 2024 г. по заявке N 2022733835/33
Заявка: |
2022733835/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
07.03.2024 |
Дата коллегии: |
27.06.2024 |
Дата утверждения: |
01.08.2024 |
Заявитель: |
ИП Тарасевич Наталья Игоревна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 07.03.2024 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Тарасевичем Дмитрием Анатольевичем, Ростов-на-Дону (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022733835, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022733835 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 25.05.2022 на имя заявителя в отношении услуг 35, 40 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 07.11.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров по причине его несоответствия требованиям пунктов 1, 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Согласно доводам, изложенным в заключении по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью оспариваемого решения Роспатента от 07.11.2023, включенные в состав заявленного обозначения элементы "ЛОМ 161" (где "лом" - пришедшие в негодность или утерявшие эксплуатационную ценность изделия из черных и цветных металлов и сплавов, а также образующиеся в процессе их металлургического производства и металлопереработки отходы, используемые для переплава в металлургических агрегатах, ломаные или битые предметы (см. https://dic.academic.ru/); "161" - простые цифры, не имеющие характерного графического оформления) являются неохраняемыми, поскольку в целом не обладают различительной способностью, так как указывают на назначение заявленных услуг, а также представляют собой простые цифры.
Доказательств, подтверждающих приобретение данным заявленным обозначением различительной способности в результате его использования, не представлены.
В отношении части заявленных услуг 35, 40 классов МКТУ, не относящихся к лому, например, услуг 35 класса МКТУ "управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями"; 40 класса МКТУ "аппретирование бумаги; дробление бетона; набивка чучел; отбеливание тканей; очистка воздуха; работы шорно-седельные; шлифование оптического стекла" (перечень не является исчерпывающим и приводится в качестве примера), заявленное обозначение способно ввести потребителей в заблуждение относительно назначения услуг.
Кроме того, в результате проведения экспертизы заявленного обозначения установлено, что оно сходно до степени смешения с:
- товарным знаком "" [1] (свидетельство N 673137 с приоритетом от 05.08.2016), зарегистрированным на Общество с ограниченной ответственностью "ЛОМ", 305004, Курская обл., г. Курск, ул. Димитрова, д. 75, кв. 66, в отношении услуг 35 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 35 класса МКТУ;
- товарным знаком "" [2] (свидетельство N 755773 с приоритетом от 28.02.2019), зарегистрированным на Ассоциацию "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления", 119180, Москва, 2-ой Казачий пер., 11, стр. 1, этаж 2, помещение 1, комнаты 6-8, в отношении услуг 40 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 40 класса МКТУ.
В поступившем возражении отмечается, что еще на стадии экспертизы просил исключить из материалов заявки N 2022733835 часть услуг 35, 40 классов МКТУ, в отношении которых усматривается вывод о способности заявленного обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно их назначения. Также заявитель просит исключить все услуги 35 класса МКТУ, которые являются однородными услугам 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 673137.
По мнению заявителя, заявленное обозначение является оригинально оформленной, запоминающейся композицией, обладающей различительной способностью и заявитель претендует на правовую охрану графической части обозначения и согласен на дискламацию элементов "ЛОМ161". В качестве аналогии заявителем упомянуты примеры товарных знаков, выполненных в оригинальном графическом исполнении с дискламацией словесных элементов: "" по свидетельству N 966652, "
" по свидетельству N 204069, "
" по свидетельству N 535907, "
" по свидетельству N 262778, "
" по свидетельству N 785165.
Заявитель не усматривает наличия сходства до степени смешения между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком [2] по свидетельству N 755773, поскольку они отличаются по фонетическим. Графическим и семантическим признакам.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 07.11.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022733835 в отношении услуг 40 класса МКТУ, не вводящих потребителя в заблуждение, с указанием элемента "ЛОМ161" в качестве неохраняемого.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия сочла доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (25.05.2022) поступления заявки N 2022733835 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2022733835 с приоритетом от 25.05.2022 является комбинированным, включает в свой состав расположенные на синем фоне словесный элемент "ЛОМ", выполненный буквами кириллического алфавита белого цвета, и число "161" в желтом цветовом сочетании.
Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается для индивидуализации услуг 35, 40 классов МКТУ, а именно:
35 класс МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса";
40 класс МКТУ - "аппретирование бумаги; аппретирование текстильных изделий; варка пива для третьих лиц; восстановление отходов; вулканизация [обработка материалов]; выделка шкур; выжимание сока из плодов; вышивание; гальванизация; гальванопокрытие; гравирование; дезактивация вредных материалов; дезодорация воздуха; декаприрование; дробление бетона; дубление; закалка металлов; замораживание пищевых продуктов; золочение; золочение гальваническое; изготовление лодок на заказ; изготовление яхт на заказ; кадмирование; каландрирование тканей; консервирование пищевых продуктов и напитков; консультирование в области виноделия; копчение пищевых продуктов; крашение кожи; крашение мехов; крашение обуви; крашение текстильных изделий; крашение тканей; ламинирование; литография; литье металлов; лощение мехов; лужение; меднение; набивка чучел; намагничивание; никелирование; облучение пищевых продуктов; обработка абразивная; обработка бумаги; обработка воды; обработка древесины; обработка кинопленки; обработка кожи; обработка краев тканей; обработка металлов; обработка мехов; обработка мехов средствами против моли; обработка отходов [переработка]; обработка текстильных изделий средствами против моли; обработка тканей для придания водоотталкивающих свойств; обработка тканей для придания несминаемости; обработка тканей для придания огнестойкости; обработка тканей, текстильных изделий; обработка чистовая; обработка шерсти; обрамление художественных работ; освежение воздуха; отбеливание тканей; очистка воздуха; пайка; пастеризация продуктов питания и напитков; переделка одежды; переработка мусора и отходов; переработка нефти; печатание рисунков; печатание фотографий; печать офсетная; плакирование металлов; полиграфия; полирование с помощью абразивов; помол муки; пошив одежды; предоставление информации по вопросам обработки материалов; производство вина для третьих лиц; производство хлеба на заказ; прокат аккумуляторов; прокат бойлеров; прокат вязальных машин; прокат климатического оборудования; прокат кондиционеров; прокат отопительных приборов дополнительных; прокат промышленных роботов для использования на производстве; прокат электрических генераторов; проявление фотопленок; работы гончарные; работы кузнечные; работы переплетные; работы сварочные; работы стеклодувные; работы шорно-седельные; размалывание; раскрой тканей; распиловка материалов; рафинирование; рубка и разделка леса; сатинирование мехов; сборка изделий на заказ для третьих лиц; сборка самолетов по индивидуальному заказу; серебрение; сжигание мусора и отходов; скрайбирование лазерное; снование [ткачество]; сортировка отходов и вторично переработанных материалов [переработка]; составление фотокомпозиции; стегание материала; строгание материалов; сукноваляние; тонирование автомобильных стекол; тонирование стекол нанесением поверхностного покрытия; убой скота; уничтожение мусора и отходов; усадка тканей; услуги 3D-печати на заказ для третьих лиц; услуги зубных техников; услуги криоконсервации; услуги по дистилляции; услуги по изготовлению ключей; услуги по обработке сыра в процессе его выращивания, созревания и выдержки; услуги по окрашиванию; услуги по пескоструйной обработке; услуги по энергопроизводству; услуги портных; услуги столярные [изготовление изделий из дерева на заказ]; фасонирование мехов по заказу; фотогравировка; фрезерование; хромирование; цветоделение; шелкография; шлифование оптического стекла".
Анализ заявленного обозначения показал, что входящий в его состав элемент "161" представляет сочетание цифр, не имеющих оригинального шрифтового исполнения, в связи с чем не обладает различительной способностью, является неохраняемым согласно требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса для всех заявленных услуг 35, 40 классов МКТУ.
В свою очередь словесный элемент "ЛОМ 1" представляет собой название пришедших в негодность или утерявших эксплуатационную ценность изделий из черных и цветных металлов и сплавов, а также образующихся в процессе их металлургического производства и металлопереработки отходов, используемые для переплава в металлургических агрегатах, а также ломаных или битых предметов.
------------------------------
1 https://technical_translator_dictionary.academic.ru/109436/лом, Справочник технического переводчика. - Интент. 2009-2013; https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/32731/Лом, Энциклопедический словарь. 2009.
------------------------------
Исходя из смыслового значения единственного словесного элемента заявленного обозначения, следует констатировать, что в целом оно вызывает представление об определенном виде продукции.
Следует констатировать, что заявленное обозначение, включающее в свой состав указанный спорный словесный элемент, предназначено для индивидуализации широкого перечня услуг 35, 40 классов МКТУ.
При восприятии заявленного обозначения потребитель будет ориентироваться на определенный вид продукции (лом), полагая, что услуги в области продвижения товара, в том числе торговли, рекламы, выставочной деятельности, маркетинга, менеджмента, бизнеса, деятельности по обработке металлов и утилизации мусора, оказываются в отношении этого товара. Данное обстоятельство обуславливает вывод о том, что словесный элемент "ЛОМ" указывает на назначение части заявленных услуг 35, 40 классов МКТУ (Назначение - область, сфера применения чего-либо, см. Толковый словарь С.И. Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/115618), а именно:
35 класс МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса";
40 класс МКТУ - "восстановление отходов; закалка металлов; литье металлов; обработка металлов; обработка отходов [переработка]; пайка; переработка мусора и отходов; плакирование металлов; полирование с помощью абразивов; предоставление информации по вопросам обработки материалов; работы кузнечные; работы сварочные; сортировка отходов и вторично переработанных материалов [переработка]; уничтожение мусора и отходов".
Следовательно, для вышеуказанной части услуг 35, 40 классов МКТУ заявленное обозначение, состоящее из неохраноспособных элементов "ЛОМ" и "161", занимающих в нем доминирующее положение, в целом не способно выступать в качестве средства индивидуализации согласно пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Документов, свидетельствующих о том, что заявленное обозначение приобрело различительную способность на дату подачи заявки на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, заявителем не представлено.
Наличие зарегистрированных товарных знаков "" по свидетельству N 966652, "
" по свидетельству N 204069, "
" по свидетельству N 535907, "
" по свидетельству N 262778, "
" по свидетельству N 785165 не влияет на вывод о неохраноспосбности заявленного обозначения, поскольку приведенные примеры товарных знаков содержат иные изобразительные, словесные и цифровые элементы.
Вместе с тем, как известно, обозначение, неохраноспособное для одного вида товара (услуги), может являться ложным или способным ввести в заблуждение потребителя в отношении другого вида товара (услуги).
Как отмечалось выше, лом представляют собой определенный вид продукции. Для заявленных услуг 35 класса МКТУ, не имеющих отношения к деятельности, связанной с ломом, в частности таких как "аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; бюро по найму; запись сообщений [канцелярия]; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; регистрация данных и письменных сообщений; службы административные по медицинским направлениям; тестирование психологическое при подборе персонала; управление гостиничным бизнесом; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление программами часто путешествующих; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги машинописные; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги стенографистов; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования", заявленное обозначение способно вызвать в сознании потребителя не соответствующее действительности представление об области деятельности заявителя, т.е. ввести потребителя в заблуждение относительно назначения оказываемых услуг согласно положениям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении услуг 40 класса МКТУ, не связанных с обработкой металлов, а именно для таких услуг как "аппретирование бумаги; аппретирование текстильных изделий; варка пива для третьих лиц; вулканизация [обработка материалов]; выделка шкур; выжимание сока из плодов; вышивание; гальванизация; гальванопокрытие; гравирование; дезактивация вредных материалов; дезодорация воздуха; декаприрование; дробление бетона; дубление; замораживание пищевых продуктов; золочение; золочение гальваническое; изготовление лодок на заказ; изготовление яхт на заказ; кадмирование; каландрирование тканей; консервирование пищевых продуктов и напитков; консультирование в области виноделия; копчение пищевых продуктов; крашение кожи; крашение мехов; крашение обуви; крашение текстильных изделий; крашение тканей; ламинирование; литография; лощение мехов; лужение; меднение; набивка чучел; намагничивание; никелирование; облучение пищевых продуктов; обработка абразивная; обработка бумаги; обработка воды; обработка древесины; обработка кинопленки; обработка кожи; обработка краев тканей; обработка мехов; обработка мехов средствами против моли; обработка текстильных изделий средствами против моли; обработка тканей для придания водоотталкивающих свойств; обработка тканей для придания несминаемости; обработка тканей для придания огнестойкости; обработка тканей, текстильных изделий; обработка чистовая; обработка шерсти; обрамление художественных работ; освежение воздуха; отбеливание тканей; очистка воздуха; пастеризация продуктов питания и напитков; переделка одежды; переработка нефти; печатание рисунков; печатание фотографий; печать офсетная; полиграфия; помол муки; пошив одежды; производство вина для третьих лиц; производство хлеба на заказ; прокат аккумуляторов; прокат бойлеров; прокат вязальных машин; прокат климатического оборудования; прокат кондиционеров; прокат отопительных приборов дополнительных; прокат промышленных роботов для использования на производстве; прокат электрических генераторов; проявление фотопленок; работы гончарные; работы переплетные; работы стеклодувные; работы шорно-седельные; размалывание; раскрой тканей; распиловка материалов; рафинирование; рубка и разделка леса; сатинирование мехов; сборка изделий на заказ для третьих лиц; сборка самолетов по индивидуальному заказу; серебрение; сжигание мусора и отходов; скрайбирование лазерное; снование [ткачество]; составление фотокомпозиции; стегание материала; строгание материалов; сукноваляние; тонирование автомобильных стекол; тонирование стекол нанесением поверхностного покрытия; убой скота; усадка тканей; услуги 3D-печати на заказ для третьих лиц; услуги зубных техников; услуги криоконсервации; услуги по дистилляции; услуги по изготовлению ключей; услуги по обработке сыра в процессе его выращивания, созревания и выдержки; услуги по окрашиванию; услуги по пескоструйной обработке; услуги по энергопроизводству; услуги портных; услуги столярные [изготовление изделий из дерева на заказ]; фасонирование мехов по заказу; фотогравировка; фрезерование; хромирование; цветоделение; шелкография; шлифование оптического стекла".
Вместе с тем, отказ в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022733835 для всех заявленных услуг основан на выводе о наличии сходства до степени смешения между этим обозначением и противопоставленными товарными знаками "" [1] по свидетельству N 673137 с приоритетом от 05.08.2016, "
" [2] по свидетельству N 755773 с приоритетом от 28.02.2019, зарегистрированными на имя иных лиц.
Товарный знак [1] по свидетельству N 673137 противопоставлен в отношении услуг 35 класса МКТУ "прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; расклейка афиш; реклама наружная; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги PPC; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа розничная или оптовая лекарственных средств, ветеринарных и гигиенических препаратов и материалов медицинского назначения; продвижение продаж для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по переезду предприятий; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги по сравнению цен; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая".
Товарный знак [2] по свидетельству N 755773 противопоставлен в отношении услуг 40 класса МКТУ "аппретирование бумаги; аппретирование текстильных изделий; варка пива для третьих лиц; восстановление отходов; вулканизация [обработка материалов]; выделка шкур; выжимание сока из плодов; вышивание; гальванизация/цинкование; гальванопокрытие; гравирование; дезактивация вредных материалов; дезодорация воздуха; декаприрование/обработка чистовая; дубление; закалка металлов; замораживание пищевых продуктов; золочение; золочение гальваническое; информация по вопросам обработки материалов; кадмирование; каландрирование тканей; консервирование пищевых продуктов и напитков; копчение пищевых продуктов; крашение кожи; крашение мехов; крашение обуви; крашение текстильных изделий; крашение тканей; ламинирование; литография; литье металлов; лощение мехов; лужение; меднение; набивка чучел; намагничивание; никелирование; обработка абразивная; обработка бумаги; обработка воды; обработка древесины; обработка кинопленки; обработка кожи; обработка краев тканей; обработка металлов; обработка мехов; обработка мехов средствами против моли; обработка отходов [переработка]; обработка текстильных изделий средствами против моли; обработка тканей, текстильных изделий; обработка тканей для придания водоотталкивающих свойств; обработка тканей для придания несминаемости; обработка тканей для придания огнестойкости; обработка шерсти; обрамление художественных работ; окраска стекол нанесением поверхностного покрытия; освежение воздуха; отбеливание тканей; очистка воздуха; пайка; переделка одежды; переработка мусора и отходов; переработка нефти; печатание рисунков; печатание фотографий; печать офсетная; плакирование металлов; полиграфия; полирование с помощью абразивов; помол муки; пошив одежды; производство хлеба на заказ; прокат бойлеров; прокат вязальных машин; прокат генераторов; прокат климатического оборудования/прокат кондиционеров; прокат отопительных приборов дополнительных; проявление фотопленок; работы гончарные; работы кузнечные; работы монтажно-сборочные по заказу для третьих лиц; работы переплетные; работы сварочные; работы стеклодувные; работы шорно-седельные; размалывание; раскрой тканей; распиловка материалов; рафинирование; рубка и разделка леса; сатинирование мехов; серебрение; сжигание мусора и отходов; скрайбирование лазерное; снование [ткачество]; сортировка отходов и вторично переработанных материалов [переработка]; составление фотокомпозиции; стегание материала; строгание материалов; сукноваляние; тонирование автомобильных стекол; убой скота; уничтожение мусора и отходов; усадка тканей; услуги 3D-печати на заказ для третьих лиц; услуги зубных техников; услуги криоконсервации; услуги по изготовлению ключей; услуги по окрашиванию; услуги по пескоструйной обработке; услуги портных; услуги по энергопроизводству; фасонирование мехов по заказу; фотогравировка; фрезерование; хромирование; цветоделение; шелкография; шлифование оптического стекла".
Исследовав перечень услуг 35, 40 классов МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1] по свидетельству N 673137, [2] по свидетельству N 755773 коллегия пришла к выводу о высокой степени их однородности за счет идентичности большинства позиций, а также в силу принадлежности сравниваемых услуг к одним и тем же родовым группам - продвижение товаров, административная деятельность в сфере бизнеса, офисная служба, обработка материалов. Кроме того, услуги 35, 40 классов МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков характеризуются одинаковым назначением и кругом потребителей, что предопределяет вывод о совместной встречаемости этих услуг в гражданском обороте.
Вывод о наличии однородности вышеуказанных товаров не оспаривался заявителем ни в поступившем возражении, ни на заседании коллегии по его рассмотрению.
В части сопоставительного анализа заявленного обозначения "" и противопоставленного товарного знака "
" [1] по свидетельству N 673137 с приоритетом от 05.08.2016, "
" [2] по свидетельству N 755773 усматриваются следующие выводы.
Так, в составе заявленного обозначения присутствует семантически значимый словесный элемент "ЛОМ".
Противопоставленный товарный знак [1] по свидетельству N 673137 содержит единственный словесный элемент "LOM", который фонетически тождественен слову "ЛОМ" заявленного обозначения, фактически являясь его транслитерацией буквами латинского алфавита, что вызывает также и одинаковые смысловые ассоциации. Названные обстоятельства обуславливает вывод о сходстве заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] друг с другом в целом. Следует отметить, что с учетом отсутствия у названного противопоставления оригинального графического исполнения, влияющего на его запоминание потребителем, значение графического критерия сходства при сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] нивелируется.
В свою очередь противопоставленный товарный знак [2] по свидетельству N 755773 включает в свой состав несколько словесных элементов - "ЛОМ", "РУС", "КОМ", при этом словесные элементы "РУС", "КОМ" исключены из правовой охраны товарного знака. Тем самым, единственным индивидуализирующим элементом противопоставленного товарного знака [2] выступает слово "ЛОМ". Фонетическое и семантическое тождество словесных элементов заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [2] позволяет говорить о наличии между сравниваемыми обозначениями определенного сходства, несмотря на их визуальные отличия.
Таким образом, наличие фонетического сходства сравниваемых обозначений, а также их смысловое ассоциирование друг с другом, приводит к выводу об их сходства в целом, несмотря на отдельные отличия.
Необходимо отметить, что при анализе сходства товарных знаков и однородности товаров, для сопровождения которых они предназначены, принималась во внимание сложившаяся правоприменительная судебная практика, сформулированная в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ), согласно которой вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц.
В данном случае коллегией установлено сходство сравниваемых обозначений и однородность услуг 35, 40 классов МКТУ, для маркировки которых они предназначены, что является основанием для вывода о наличии вероятности смешения сопоставляемых обозначений в гражданском обороте.
Необходимо отметить, что согласно позиции Суда по интеллектуальным правам, сформулированной по ряду дел (например, N СИП-658/2021, N СИП-210/2017, N СИП-450/2017), наличие совпадающего слова означает, что определенная степень сходства между сравниваемыми обозначениями имеется. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака.
Тем самым, следует признать, что предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2022733835 противоречит требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса как способное нарушить существующее исключительное право правообладателей противопоставленных товарных знаков [1] по свидетельству N 673137, [2] по свидетельству N 755773 на принадлежащие им средства индивидуализации.
Учитывая все обстоятельства дела в совокупности, коллегия не находит оснований для удовлетворения поступившего возражения.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 07.03.2024, оставить в силе решение Роспатента от 07.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 1 августа 2024 г. по заявке N 2022733835/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru