Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 июля 2024 г. по заявке N 2023766451
Заявка: |
2023766451 |
Название: |
MEVIUS SLIDE PACK |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
15.05.2024 |
Дата коллегии: |
13.06.2024 |
Дата утверждения: |
31.07.2024 |
Заявитель: |
компания Джапан Тобакко Инк., Япония |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 15.05.2024 возражение, поданное компанией Джапан Тобакко Инк., Япония (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023766451, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2023766451 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 24.07.2023 на имя заявителя в отношении товаров 34 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 31.03.2024 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров по причине его несоответствия требованиям пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью оспариваемого решения Роспатента от 31.03.2024, сводятся к неохраноспособности указывающего на свойства товаров словесного элемента "SLIDE PACK 1" (в переводе с английского языка "задвигать упаковку, выдвигающаяся упаковка", где "SLIDE" - скользить; задвигаться; двигать; "PACK" - пачка, упаковка), а также к наличию сходства между заявленным обозначением с противопоставленным товарным знаком с более ранним приоритетом, а именно с товарным знаком "SLIDEPAK" (международная регистрация N 909363 с приоритетом от 09.06.2006, срок действия продлен до 08.12.2026), правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена в отношении однородных товаров 34 класса МКТУ на имя компании Philip Morris Brands Sarl, Quai Jeanrenaud 3 Neuchatel (CH).
------------------------------
1 см. https://wooordhunt.ru/word/slide, https://wooordhunt.ru/word/pack.
------------------------------
В поступившем возражении, а также в дополнении к нему, поступившему в корреспонденции от 12.06.2024, заявитель не опровергает довода экспертизы о том, что словесный элемент "SLIDE PACK" указывает на одну из характеристик упаковки заявленных товаров, которая является выдвижной, тем самым относя его к неохраноспособным элементам.
Вместе с тем заявитель оспаривает вывод экспертизы о наличии сходства до степени смешения между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком "SLIDEPAK" по международной регистрации N 909363 в силу их разного семантического и фонетического восприятия потребителем.
Заявитель обращает внимание на конкретные обстоятельства рынка, в том числе популярность обозначения "MEVIUS", используемого на территории Российской Федерации с 2012 года как самостоятельно, так и в сочетании с различными элементами, которые индивидуализируют разнообразные линейки табачной продукции компании Джапан Тобакко Инк., продажи которой за период с 2021 по 2023 года составили 338.8, 301.5, 313.2 миллиона пачек соответственно. Заявителем представлены сведения о принадлежащих ему товарных знаках "" по международной регистрации N 1535815, "
" по международной регистрации N 1528662, "
" по международной регистрации N 1528675, "MAVIUS" по международной регистрации N 1484334, "
" по международной регистрации N 1151500, "
" по международной регистрации N 1525510, "
" по международной регистрации N 1078676, а также "MEVIUS ORIGINAL" N 884446 (слово "ORIGINAL" исключено из охраны).
Как полагает заявитель, заявленное обозначение будет восприниматься заявителем как средство индивидуализации продукции компании Джапан Тобакко Инк., где элемент "SLIDE PACK" вызывает представление о выдвижной пачке линейки "MEVIUS".
Принимая во внимание все вышеизложенные доводы, заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023766451 в отношении заявленных товаров 34 класса МКТУ.
К возражению приложена информация о заявителе и его брендах, а также сведения о продаже продукции "MEVIUS".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия сочла доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (24.07.2023) поступления заявки N 2023766451 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2023766451 с приоритетом от 24.07.2023 является словесным, выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита.
Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается для индивидуализации товаров 34 класса МКТУ "табак обработанный или необработанный, махорка; табак курительный, табак трубочный, табак для самокруток, табак жевательный, табак сосательный (снюс); сигареты, папиросы, сигареты электронные, жидкости для электронных сигарет, испарители для табака, сигары, сигариллы; табак нюхательный; курительные принадлежности, включенные в класс 34; бумага сигаретная, папиросная, гильзы сигаретные и спички".
Анализ заявленного обозначения показал, что входящий в его состав словесный элемент "SLIDE PACK" состоит из лексических единиц английского языка "SLIDE" (скользить; задвигаться; двигать) и "PACK" (пачка, упаковка), которые в совокупности для заявленных товаров 34 класса МКТУ вызывают представление о табачной упаковке в виде выдвигающейся пачки.
Применительно к заявленным товарам 34 класса МКТУ названный словесный элемент носит описательный характер, указывая на товар с определенными свойствами, и тем самым подпадает под положения подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса в качестве неохраноспособного обозначения, что заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, отказ в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023766451 для всех заявленных товаров 34 класса МКТУ основан на выводе о наличии сходства до степени смешения между этим обозначением и противопоставленным товарным знаком "SLIDEPAK" по международной регистрации N 909363 с более ранним приоритетом от 09.06.2006, принадлежащим компании Philip Morris Brands Sarl, Швейцария.
Правовая охрана противопоставленному товарному знаку по международной регистрации N 909363 на территории Российской Федерации предоставлена в отношении товаров 34 класса МКТУ "raw or manufactured tobacco; tobacco products, including cigars, cigarettes, cigarillos, hand-rolling tobacco, pipe tobacco, chewing tobacco, snuff tobacco, kretek; tobacco substitutes (for non-medical purposes); smokers' articles, including cigarette paper and tubes, cigarette filters, tobacco boxes, cigarette cases and ashtrays not of precious metals, their alloys or plated therewith, pipes, pocket machines for rolling cigarettes, lighters; matches"/"табак-сырец или произведенный табак; табачные изделия, включая сигары, сигареты, сигариллы, табак для скручивания вручную, трубочный табак, жевательный табак, нюхательный табак, кретек; заменители табака (для немедицинских целей); курительные изделия, включая папиросную бумагу и трубки, сигаретные фильтры, коробки для табака, портсигары и пепельницы не из драгоценных металлов, их сплавов или с покрытием из них, трубки, карманные машинки для сворачивания сигарет, зажигалки; спички".
Исследовав перечень товаров 34 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по международной регистрации N 909363 коллегия пришла к выводу о высокой степени их однородности в силу принадлежности к одной родовой группе - табачная продукция и средства для курения, одинаковому назначению, кругу потребителей и условиям реализации, что предопределяет вывод о совместной встречаемости этих товаров в гражданском обороте.
Вывод о наличии однородности вышеуказанных товаров не оспаривался заявителем ни в поступившем возражении, ни на заседании коллегии по его рассмотрению.
В части же сопоставительного анализа заявленного обозначения "" и противопоставленного товарного знака "SLIDEPAK" по международной регистрации N 909363 усматривается следующее.
Так, в составе заявленного обозначения присутствует семантически значимый словесный элемент "SLIDE PACK" и фантазийное слово "MEVIUS" (зарегистрированный товарный знак заявителя). При этом названные словесные элементы воспринимаются по смыслу как независимые друг от друга обозначения, что препятствует восприятию заявленного обозначения в качестве словосочетания в целом и обуславливает необходимость проведения анализа каждого из входящего в его состав словесных обозначений "SLIDE PACK" и "MEVIUS" в отдельности.
Названные обстоятельства обуславливают необходимость Обозначение "SLIDE PACK" в силу его английского происхождения произносится как [слайдпэк].
В свою очередь противопоставленный товарный знак "SLIDEPAK" по международной регистрации N 909363 включает в свой состав единственный словесный элемент, который отсутствует в качестве лексической единицы какого-либо языка, использующего в письменности латинский алфавит, что предопределяет вывод о его выдуманном характере.
Присутствие в лексике английского языка словесного элемента "SLIDE PACK" заявленного обозначения и фантазийный характер обозначения "SLIDEPAK" противопоставленного товарного знака по международной регистрации N 909363 нивелирует значение смыслового критерия сходства. Между тем, необходимо отметить, что, несмотря на вывод о неохраноспособности словесного элемента "SLIDE PACK", его начальный элемент "SLIDE", тем не менее, присутствует и в составе противопоставленного товарного знака "SLIDEPAK", находясь при этом в первоначальной позиции, с которой осуществляется восприятие знака в целом, вызывая тем самым одинаковые смысловые ассоциации. Слово "SLIDEPAK" само по себе является сложносоставным, при этом знание грамматики написания элемента "упаковка" именно как "PACK", а не как "PAK" средним российским потребителем может носить дискуссионный характер. В этой связи представляется довольно высокой угроза ассоциирования сравниваемых обозначений "SLIDE PACK" и "SLIDEPAK" по смыслу.
Необходимо указать, что заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по международной регистрации N 909363 выполнены заглавными буквами латинского алфавита в стандартном шрифтовом исполнении, при этом начертание всех графем словесных элементов "SLIDE PACK" и "SLIDEPAK" является одинаковым. Данные обстоятельства обуславливает одинаковое зрительное впечатление от восприятия заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака.
В свою очередь по основным факторам фонетического сходства обозначение "SLIDE PACK" (произносится как [слайд-пэк]) и противопоставленный товарный знак "SLIDEPAK" (произносится как [слайд-пак] или [слайд-пэк] в зависимости от владения среднего российского потребителя тем или иным иностранным языком) являются сходными, поскольку характеризуются совпадением большей части гласных и согласных букв/звуков и одинаковым порядком их расположения, тождеством звучания начальных частей и сходством звучания конечных частей, одинаковым количеством слогов, ударением на одни и те же гласные звуки. В этой связи можно сделать вывод о фонетическом сходстве сравниваемых знаков.
Таким образом, наличие фонетического и графического сходства сравниваемых обозначений, а также их смысловое ассоциирование друг с другом, приводит к выводу о высокой степени их сходства в целом, несмотря на отдельные отличия.
Необходимо отметить, что при анализе сходства товарных знаков и однородности товаров, для сопровождения которых они предназначены, принималась во внимание сложившаяся правоприменительная судебная практика, сформулированная в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ), согласно которой вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц.
В данном случае коллегией установлено сходство сравниваемых обозначений и однородность товаров 34 класса МКТУ, для маркировки которых они предназначены, что является основанием для вывода о наличии вероятности смешения сопоставляемых обозначений в гражданском обороте.
Что касается приведенных в возражении примеров зарегистрированных товарных знаков заявителя со словесным элементом "MEVIUS" и различными формантами, то их наличие не приводит к выводу об отсутствии сходства между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком по международной регистрации N 909363, как и сведения об активной продаже заявителем табачной продукции в сопровождении товарным знаком "MEVIUS".
Тем самым, следует признать, что предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2023766451 противоречит требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса как способное нарушить существующее исключительное право компании Philip Morris Brands Sarl на принадлежащий ей товарный знак по международной регистрации N 909363 на рынке табачных изделий.
Учитывая все обстоятельства дела в совокупности, коллегия не находит оснований для удовлетворения поступившего возражения.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 15.05.2024, оставить в силе решение Роспатента от 31.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 июля 2024 г. по заявке N 2023766451
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru