Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 августа 2024 г. по заявке N 2023750051/33
Заявка: |
2023750051/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
27.05.2024 |
Дата коллегии: |
26.06.2024 |
Дата утверждения: |
13.08.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Кирюшкина Наталья Васильевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.05.2024, поданное индивидуальным предпринимателем Кирюшкиной Натальей Васильевной, Ивановская область (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023750051, при этом установила следующее.
По заявке N 2023750051, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 09.06.2023, на имя заявителя испрашивалась регистрация в качестве товарного знака словесного обозначения "" в отношении товаров "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные зерновые дистиллированные; напитки алкогольные на основе сахарного тростника; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" 33 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).
Роспатентом 07.03.2024 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023750051 ввиду несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с серией товарных знаков "", "
", "
" по свидетельствам N 713388 (приоритет: 19.06.2018), N 605678 (приоритет: 19.03.2015), N 599462 (приоритет: 19.03.2015), зарегистрированных на имя Общества с ограниченной ответственностью "Вина и Воды Абхазии", Республика Абхазия, в отношении товаров 33 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 33 класса МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 27.05.2024, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 07.03.2024. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение не является сходным с противопоставленными товарными знаками в связи с разным общим зрительным впечатлением, возникающим при их восприятии;
- в противопоставленном товарном знаке по свидетельству N 605678 словесный элемент "Гумиста Ашта" указан в качестве неохраняемого;
- в отличие от заявленного обозначения противопоставленные товарные знаки содержат дополнительные словесные элементы "Атауад Гумиста", "Гумиста", "Лаша", что привносит фонетические и семантические отличия в знаки;
- слова "Ашта" и "Аштаб" различаются ударением;
- заявителем не установлена известность противопоставленных товарных знаков.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 07.03.2024 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023750051 на основании поданной заявки.
С возражением представлены следующие материалы:
1) копия заявки;
2) образец заявленного обозначения;
3) копия уведомления о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства;
4) копия решения Роспатента от 07.03.2024 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023750051;
5) скриншоты статистических сведений из сети Интернет.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (09.06.2023) заявки N 2023750051 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 Правил.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2023750051 является словесным, выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в заявке.
Анализ охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака показал следующее.
В рамках применения пункта 6 статьи 1483 Кодекса препятствующими регистрации заявленного обозначения являлись товарные знаки "", "
", "
" по свидетельствам NN 713388, 605678, 599462.
Названные товарные знаки представляют собой комбинированные обозначения в виде вертикально-ориентированных прямоугольных этикеток.
Товарный знак по свидетельству N 713388 выполнен в белом, черном, сером, розовом, темно-розовом, зеленом, золотистом и желтом цветовом сочетании с указанием знака амперсанд (&), слов "Произведено в Абхазии, "Регион Гумиста", "Ros", "Гумиста", "Г
мс
а", "WINES BEVERAGES OF ABKHAZIA" в качестве неохраняемых элементов. Центральное местоположение в этикетке занимают слова "Гумиста Ашта", которые выполнены также в нижней части этикетки: "Г
мс
а Ашта". Изображение панорамы/пейзажа в составе этикетки выполняет второстепенную функцию, в то время как слова "Гумиста Ашта" акцентируют на себе внимание потребителя в первую очередь.
Товарный знак по свидетельству N 605678 выполнен в черном, сером, золотистом, бордовом, белом цветовом сочетании с указанием всех слов, кроме "Атауад", в качестве неохраняемых элементов. Центральное местоположение в этикетке занимают слова "Гумиста Ашта", которые выполнены также в нижней части этикетки: "Гмс
а Ашта". Изображение панорамы/пейзажа в составе этикетки выполняет второстепенную функцию, в то время как слова "Гумиста Ашта" акцентируют на себе внимание потребителя в первую очередь.
Товарный знак по свидетельству 599462 выполнен в черном, сером, золотистом, бордовом, белом цветовом сочетании с указанием всех слов, кроме "АШТА ЛАША", в качестве неохраняемых элементов. Центральное местоположение в этикетке занимают слова "АШТА ЛАША", которые выполнены также в нижней части этикетки: "АША ЛАША". Изображение панорамы/пейзажа в составе этикетки выполняет второстепенную функцию, в то время как слова "АШТА ЛАША" акцентируют на себе внимание потребителя в первую очередь.
С учетом изложенного доминирующие элементы противопоставленных товарных знаков включают слово "АША" и его транслитерацию буквами русского алфавита "АШТА", которое в переводе с абхазского на русский язык означает "площадь, поляна", "двор" (см. Абхазско-русский словарь, А.Н. Генко, изд-во "Алашара", Сухум: 1998, с. 350, а также Абхазско-русский онлайн словарь https://dict.agu.site/).
В свою очередь, индивидуализирующая способность заявленного обозначения обусловлена фантазийным словом "АШТАБ"
Вывод о сходстве заявленного обозначения и названных противопоставлений основан на вхождении в их состав фонетически сходных слов "АШТАБ" и "АШТА", воспроизведение которых отличается последним глухим звуком, что не оказывает влияния на количество слогов, а также общую продолжительность слова.
Поскольку смысловое значение у заявленного обозначения отсутствует, сравнение по данному критерию не проводится, следовательно, превалируют иные признаки сравнения.
Что касается визуального признака сходства, то присутствие иных элементов в составе противопоставленных товарных знаков не приводит к отсутствию доминирования сходного словесного элемента и к отсутствию сходства обозначений в целом, поскольку именно эти элементы являются основными/сильными элементами всех сравниваемых обозначениях.
Довод заявителя о разном общем зрительном впечатлении, порождаемом сравниваемыми обозначения, не убедителен, поскольку обозначение заявителя является словесным и впечатление от него основано на восприятии слова, следовательно, признак общего впечатления в данном случае не может быть определяющим. При этом с точки зрения сравнения словесных элементов, признанных основными, "сильными" элементами обозначений, следует отметить совпадение большинства букв, их составляющих, что визуально сближает их.
Согласно пункту 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при оценке сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Что касается однородности товаров заявленного перечня товарам, которые приведены в перечнях противопоставленных регистраций, то соответствующий вывод заявителем не оспаривается.
Действительно, заявленные товары "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные зерновые дистиллированные; напитки алкогольные на основе сахарного тростника; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" относятся к алкогольной продукции, также как и товары "вина", "алкогольные напитки (за исключением пива)" противопоставленных регистраций NN 713388, 605678, 599462. Однородность сравниваемых товаров установлена на основании признаков общего рода, вида, назначения, условий реализации, круга потребителей сопоставляемых товаров.
Вывод о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, наряду с однородностью товаров, представленных в сравниваемых перечнях, свидетельствует о наличии вероятности смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков и о несоответствии первого положениям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Довод заявителя об отсутствии известности противопоставленных товарных знаков не является основанием для снятия имеющихся противопоставлений, поскольку это не предусмотрено пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 27.05.2024, оставить в силе решение Роспатента от 07.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 августа 2024 г. по заявке N 2023750051/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru