Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 августа 2024 г. по заявке N 2022795352/33
Заявка: |
2022795352/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.05.2024 |
Дата коллегии: |
24.07.2024 |
Дата утверждения: |
09.08.2024 |
Заявитель: |
ООО "ГрандИнвест" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 30.05.2024, поданное ООО "ГрандИнвест", г. Уфа (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022795352, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022795352 с датой поступления от 27.12.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении услуг 36, 37, 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 30.01.2024 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022795352. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пунктов 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное решение обосновано тем, что включенные в состав заявленного обозначения словесные элементы "БИЗНЕС-ЦЕНТР" (означают "деловой центр в составе крупного предприятия, учреждения, аккумулирующий финансово-экономическую информацию и ведущий целенаправленные конъюнктурные исследования, обеспечивающие деловые контакты между потенциальными партнерами на рынке производства и услуг, ведущий постоянный мониторинг соответствующего рынка" (https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/272864/бизнес)) указывают на видовое наименование предприятия и назначение услуг 36, 37, 45 классов МКТУ, в связи с чем не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми на основании положений пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 816769 с приоритетом от 26.12.2019) в отношении услуг 37 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 37 класса МКТУ [1];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 782118 с приоритетом от 11.09.2019) в отношении услуг 36, 45 классов МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36, 45 классов МКТУ [2];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 555102 с приоритетом от 07.08.2013) в отношении услуг 36 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36 класса МКТУ [3];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 374576 с приоритетом от 21.11.2007) в отношении услуг 36, 45 классов МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36, 45 классов МКТУ [4];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 115477 с приоритетом от 12.03.1992) в отношении услуг 36 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36 класса МКТУ [5];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 839392 с приоритетом от 11.09.2019) в отношении услуг 36 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36 класса МКТУ [6];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 839390 с приоритетом от 21.11.2007) в отношении услуг 36 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36 класса МКТУ [7];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 839389 с приоритетом от 12.03.1992) в отношении услуг 36 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 36 класса МКТУ [8];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 498632 с приоритетом от 16.03.2012) в отношении услуг 37 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 37 класса МКТУ [9];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 431285 с приоритетом от 27.02.2010) в отношении услуг 37 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 37 класса МКТУ [10];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 431284 с приоритетом от 27.02.2010) в отношении услуг 37 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 37 класса МКТУ [11].
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 30.05.2024, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель не оспаривает решение Роспатента в части выведения из самостоятельной правовой охраны словесных элементов "БИЗНЕС-ЦЕНТР" заявленного обозначения;
- заявитель считает, что товарные знаки [1-11] не являются сходными до степени смешения с обозначением, заявленным по заявке N 2022795352, поскольку они различаются по фонетическому, визуальному и семантическому признакам сходства;
- заявленное обозначение прочитывается как [АУРА БИЗНЕС ЦЕНТР], в то время как противопоставленные товарные знаки [1-11] имеют следующие звучания: [АУРА ТУЛС], [АУРА], [АУРА АУРА], то есть сравниваемые обозначения имеют разный состав гласных и согласных, что определяет их фонетическое различие;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-11] различаются по визуальному признаку сходства, так как выполнены разными видами и размерами шрифтов;
- в состав заявленного обозначения входят словесные элементы "БИЗНЕС-ЦЕНТР", которые отсутствуют в составе противопоставленных товарных знаков [1-11], следовательно, завяленное обозначение может порождать у потребителей различные ассоциации, что свидетельствует о семантических отличиях сравниваемых обозначений;
- заявитель обращает внимание на то, что противопоставленные товарные знаки [1-11] зарегистрированы для однородных услуг 36, 37, 45 классов МКТУ, ввиду чего полагает, что заявленное обозначение может быть зарегистрировано по такому же принципу;
- заявленное обозначение используется заявителем в своей предпринимательской деятельности в качестве наименования бизнес-центра.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 30.01.2024 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных услуг 36, 37, 45 классов МКТУ.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты (27.12.2022) поступления заявки N 2022795352 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Согласно пункту 35 Правил указанные в пункте 34 Правил, элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Для доказательства приобретения различительной способности, предусмотренной пунктом 1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является словесным, выполненным стандартными шрифтами заглавными буквами латинского и русского алфавитов соответственно. Правовая охрана испрашивается в отношении услуг 36, 37, 45 классов МКТУ.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных услуг 36, 37, 45 классов МКТУ основано на несоответствии заявленного обозначения нормам пунктов 1, 6 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель в возражении не оспаривает решение Роспатента от 30.01.2024 в части неохраноспособности словесных элементов "БИЗНЕС-ЦЕНТР" (указывают на видовое наименование предприятия и назначение услуг испрашиваемых 36, 37, 45 классов МКТУ), но оспаривает указанное решение Роспатента в части несоответствия заявленного обозначения пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
При анализе заявленного обозначения на предмет несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса коллегией было установлено следующее.
Противопоставленный товарный знак "" [1] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента в виде шестеренки, и из словесных элементов "aura", "tools", выполненных стандартными шрифтами строчными буквами английского алфавита. Словесный элемент "tools" указан в качестве неохраняемого. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 37 класса МКТУ.
Наиболее значимым элементом вышеуказанного противопоставленного товарного знака [1] является элемент "aura", который выполнен крупным шрифтом в центре знака и акцентирует на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по нему происходит запоминание знака в целом.
Противопоставленные товарные знаки "", "
", "
", "
", "
", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 782118 [2], 555102 [3], 374576 [4], 839392 [6], 839390 [7], 498632 [9], 431285 [10], 431284 [11] являются словесными, выполненными стандартными шрифтами заглавными и строчными буквами латинского и русского языков соответственно. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 36, 37, 45 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки "", "
" по свидетельствам NN 115477 [5], 839389 [8] представляют собой комбинированные обозначения, состоящие из графических элементов в виде стилизованно выполненных букв "А", и из словесных элементов "АУРА", выполненных жирным шрифтом заглавным буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 36 класса МКТУ.
Наиболее значимыми элементами вышеуказанных противопоставленных товарных знаков [5, 8] являются элементы "АУРА", которые выполнены крупным шрифтом в центре знаков и акцентируют на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по ним происходит запоминание знаков в целом.
Заявленное обозначение состоит из словесных элементов "AURA", "БИЗНЕС-ЦЕНТР" (как указывалось раньше словесные элементы "БИЗНЕС-ЦЕНТР" являются неохраняемыми, в силу чего не оказывают существенного влияния при сравнении заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-11] на предмет наличия или отсутствия их сходства до степени смешения).
При проведении сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-11] было установлено, что сравниваемые знаки содержат фонетически и семантически тождественные словесные элементы "AURA"/"АУРА"/"Aura"/"Аура" ("AURA" является транслитерацией слова "АУРА", при этом аура представляет собой "невидимую человеческим глазом оболочку, которая окружает тело человека, или любой иной живой объект, то есть животное, растение, минерал и так далее" (https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/6296/АУРА)).
Графические отличия сравниваемых обозначений не оказывают существенного влияния на вывод о сходстве знаков, так как визуальный признак сходства в рассматриваемом случае носит вспомогательный характер, поскольку сходство знаков в целом признается за счет фонетического и семантического тождества основных индивидуализирующих словесных элементов.
В соответствии с изложенным, коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что услуги 36 класса МКТУ заявленного обозначения "аренда коворкинг-офисов; аренда недвижимого имущества; аренда офисов [недвижимое имущество]; аренда офисов для совместной работы различных специалистов; взыскание арендной платы; инвестирование; операции с недвижимым имуществом; оценка недвижимого имущества; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; посредничество при операциях с недвижимостью; управление недвижимостью; услуги агентств недвижимости" являются однородными услугам 36 класса МКТУ "агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; агентства по операциям с недвижимым имуществом; анализ финансовый; аренда квартир; аренда коворкинг-офисов; аренда недвижимого имущества; аренда офисов [недвижимое имущество]; аренда офисов для совместной работы различных специалистов; аренда ферм и сельскохозяйственных предприятий; аренда финансовая; банки сберегательные; бюро квартирные [недвижимость]; взыскание арендной платы; выпуск дорожных чеков; консультации по вопросам финансов; консультирование по вопросам задолженности; кредитование под залог; ликвидация торгово-промышленной деятельности [финансовые услуги]; маклерство; операции факторные; организация финансирования строительных проектов; посредничество при операциях с недвижимостью; предоставление ссуд [финансирование]; предоставление ссуд под залог; предоставление финансовой информации через веб-сайты; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; управление жилым фондом; управление недвижимостью; услуги банковские; операции банковские через Интернет; финансирование; кредитно-денежные операции" противопоставленных товарных знаков [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8], так как сравниваемые услуги относятся к услугам по операциям с недвижимостью, а также к услугам по проведению финансовых операций, имеют одно назначение, область применения, круг потребителей.
Услуги 37 класса МКТУ "асфальтирование; кладка кирпича; консультации по вопросам строительства; монтаж инженерных коммуникаций на строительных площадках; монтаж строительных лесов; мощение дорог; мытье окон; надзор [контрольно-управляющий] за строительными работами; обслуживание лифтов через системы удаленного мониторинга; обслуживание техническое и ремонт комнат-сейфов; окраска и обновление вывесок; очистка зданий [наружной поверхности]; предоставление информации по вопросам ремонта; предоставление информации по вопросам строительства; прокат строительной техники; прокладка кабеля; работы газослесарно-технические и водопроводные; работы каменно-строительные; работы кровельные; работы малярные внутренние и наружные; работы плотницкие; работы штукатурные; строительство; строительство молов; уборка зданий [внутренняя]; уборка снега; уборка улиц; укладка искусственного газона; услуги бытовые [услуги по уборке]; услуги столярные [ремонт изделий из дерева]; услуги электриков; установка дверей и окон; установка и ремонт лифтов; установка и ремонт отопительного оборудования; установка и ремонт охранной сигнализации; установка и ремонт устройств для кондиционирования воздуха; установка и ремонт устройств пожарной сигнализации; установка и ремонт электроприборов; установка, ремонт и техническое обслуживание офисной техники и оборудования" заявленного обозначения являются однородными услугам 37 класса МКТУ "услуги, оказываемые подрядчиками или субподрядчиками по строительству; строительство; ремонт; установка оборудования; герметизация строительных сооружений; изоляция сооружений; лакирование; монтаж строительных лесов; надзор контрольно-управляющий за строительными работами; оклеивание обоями; окраска и обновление вывесок; прокат строительной техники; очистка наружной поверхности зданий; работы газо-слесарно-технические; работы каменно-строительные; работы кровельные; работы малярные; работы ремонтные столяра-краснодеревщика; работы штукатурные; снос строительных сооружений; сооружение и ремонт складов; строительство промышленных предприятий; строительство ярмарочных киосков и павильонов; уборка внутри зданий; установка дверей, окон; установка и ремонт отопительного оборудования; установка и ремонт устройств для кондиционирования воздуха; установка и ремонт устройств пожарной сигнализации; установка кухонного оборудования; судостроение" противопоставленных товарных знаков [1, 9, 10, 11], поскольку сравниваемые услуги относятся к работам строительным, к работам санитарно-уборочным, к ремонту и техническому обслуживанию оборудования различного назначения, к ремонту и техническому обслуживанию отопительного оборудования, к ремонту и техническому обслуживанию электрооборудования, к ремонту и техническому обслуживанию пожарной сигнализации, а также к работам отделочным, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 45 класса МКТУ "контроль систем охранной сигнализации; услуги консьержей; услуги охраны; услуги по подготовке юридических документов; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения" заявленного обозначения являются однородными услугам 45 класса МКТУ "агентства по организации ночной охраны; арбитраж; аренда доменных имен в сети интернет; досмотр багажа; исследования юридические; консультации по вопросам интеллектуальной собственности; консультации по вопросам физической охраны; консультации юридические по вопросам патентного картирования; консультации юридические по запросу при заключении договора о поставках; контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; контроль систем охранной сигнализации; лицензирование [услуги юридические] в части публикации программного обеспечения; лицензирование интеллектуальной собственности; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]; представление интересов в суде; проверка состояния безопасности предприятий; прокат огнетушителей; прокат сигнализаторов пожара; регистрация доменных имен [услуги юридические]; служба пожарная; сопровождение в общественных местах [компаньоны]; управление делами по авторскому праву; управление юридическое лицензиями; услуги адвокатские; услуги консьержей; услуги охраны; услуги по внесудебному разрешению споров; услуги по подготовке юридических документов; услуги по проживанию в доме в отсутствие хозяев; услуги по разрешению споров; услуги телохранителей; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения" противопоставленного товарного знака [2], так как сравниваемые услуги относятся к услугам юридическим, а также к услугам по обеспечению безопасности, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Однородность услуг 36, 37, 45 классов МКТУ заявителем в возражении не оспаривается.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-11] в отношении однородных услуг 36, 37, 45 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 30.05.2024, оставить в силе решение Роспатента от 30.01.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 августа 2024 г. по заявке N 2022795352/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru